• Электронный опорный конспект для студентов СПО. Тема: "Введение в естествознание". Рабочая программа по естествознанию фгос соо Рабочие программы по естествознанию

    ТЕМА 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    Значение естествознания для профессиональной подготовки.

    Время: 6 ч.


    Учебные вопросы

    1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    2. Основные науки о природе (физика, химия, биология, экология), их сходство и отличия.

    3. Значение естествознания для профессиональной подготовки.

    Задание для самостоятельной работы


    В начало урока

    Определение Естествознания.

    Взаимосвязь наук о природе.


    В начало темыа

    Естествозна́ние – область науки, изучающая совокупность естественных наук , взятых как целое.

    Естествознание появилось более 3000 лет назад.

    Тогда не было разделения на физику, биологию, географию.

    Науками занимались философы.

    С развитием торговли и мореплавания началось развитие гео-графии, а с развитием техники – развитие физики, химии.

    Естествознание, в конечном счете, пытается разрешить так называемые «мировые загадки», сформулированные учеными еще в конце 19-го века:


    В начало темы

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».


    В начало темы

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    Естествознание, развиваясь, приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен.

    Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся Вселенной.

    Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным.

    Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем.


    В начало урока

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    Все исследования природы сегодня можно наглядно пред-ставить в виде большой сети, состоящей из ветвей и узлов.

    Эта сеть связывает много-численные ответвления физи-ческих, химических и биологи-ческих наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).


    В начало урока

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    Даже исследуя простейший организм, мы должны учитывать, что это может быть:

    • механический агрегат,
    • термодинамическая система,
    • химический реактор с разнонап-равленными потоками масс, теп-ла, электрических импульсов;
    • некая «электрическая машина», генерирующая и поглощающая электромагнитное излучение.

    И, в то же время, это - ни то и ни другое, это – единое целое.

    И поэтому естествознание явля-ется комплексной наукой.

    Современное естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но в нем всегда есть и определенная упоря-доченность, иерархичность.


    В начало урока

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    В середине 19-го века немецкий химик Кекуле составил иерархическую после-довательность наук по степени возрастания их сложности (по степени сложности объектов и явлений, которые они изучают).


    В начало урока

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    Такая иерархия естественных наук позволяла как бы «выводить» одну науку из другой.

    При этом физику называли «механикой молекул», химию – «физикой атомов», биологию – «химией белков или белковых тел».

    Эта схема достаточно условна. Но и сегодня она актуальна т.к. показы-вает значение естествознания, как универсальной науки.

    Исходя из этого, основной задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их прак-тическому использованию в интересах человека.


    В начало урока

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    Цели Естествознания.

    Естествознание имеет двуединую цель:

    1. Раскрытие сущности явлений природы, познание ее законов, предвидения на их основе новых явлений;

    2. Указание на возможность использования на практике познанных законов природы.

    Таким образом:

    • Естественнонаучное знание создается в результате обобщения научных исследований и естественных наблюдений человека за природой.

    2. Естественнонаучное знание является теоретической основой для научных исследований и естественных наблюдений человека за природой.


    В начало урока

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    Программа Естествознания

    Специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

    Естествознание включает изучение:

    Физики;

    Химии;

    Биологии;

    Экологии.

    Будущим специалистам гуманитарного и социально-экономического профиля (юристам, экономистам т.д.) естественнонаучные знания обеспечивают:

    формирование современно-го научного мировоззрения и способствуют самоопределе-нию личности в современном мире.

    Естествознание - система наук о природе, система естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое; одна из основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа естественно - научного мышления и понимания окружающего мира.


    В начало урока

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    РАЗДЕЛ I. Введение в дисциплину «Естествознание».

    Тема 1. Введение в дисциплину «Естествознание». Значение естествознания для профессиональной подготовки.

    Тема 2. Основы естественнонаучного познания.

    Тема 3. Естественнонаучные законы природы.

    РАЗДЕЛ II. Физика – наука о движении и взаимодействии тел.

    Тема 4. Механическое движение. Законы динамики Ньютона.

    Тема 5. Закон всемирного тяготения. Закон сохранения механической энергии.

    Тема 6. Основы термодинамики

    Тема 7. Основы электродинамики

    Тема 8. Основы электромагнетизма.

    Тема 9. Основы оптики.

    РАЗДЕЛ III. Химия – наука о веществах.

    Тема 10. Значение химии. Введение в химию.

    Тема 11. Органические и неорганические вещества.

    Тема 12. Растворение твердых веществ и газов.

    Тема 13. Важнейшие классы неорганических соединений

    Тема 14. Химические элементы и вещества в организме человека


    В начало урока

    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    РАЗДЕЛ IV. Основы экологических знаний.

    Тема 15. Человек и окружающая среда. Значение экологических знаний.

    Тема 16. Понятие биогеценоза и экосистем.

    Тема 17. Проблемы загрязнения воды.

    Тема 18. Экология атмосферы.

    Тема 19. Экология питания человека.

    РАЗДЕЛ V. Биология – наука о жизни (живой природе).

    Тема 20. Наиболее общие представления о жизни.

    Тема 21. Уровни организации живой природы. Эволюция живого.

    Тема 22. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.

    Тема 23. Системы органов человека и их функционирование

    Тема 24. Индивидуальное развитие организма.

    Тема 25. Предупреждение заболеваний органов человека.

    I семестр: 34 часа.

    II семестр: 88 часов.

    Дифференцированный зачет


    Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».

    В начало урока

    На уроке изучено:

    Определение Естествознания.

    «Мировые загадки» естественных наук

    Взаимосвязь наук о природе.

    Комплексность современного естествознания.

    Иерархическая последовательность естественных наук.

    Основная задача и цели естествознания.

    Программа курса «Естествознание» для специальностей гуманитарного и социально-экономического профилей СПО.

    Задание для самостоятельной работы:

    Контрольные вопросы 1.1. – 1.5. к теме 1.

    Литература:

    Ахмедова Т.И., Мосягина О.В. Естествознание: Учебное пособие. – М.: РАП, 2012. – 463 с.

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральный институт развития образования

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

    для профессий начального профессионального

    образования и специальностей среднего

    Образовательные программы" href="/text/category/obrazovatelmznie_programmi/" rel="bookmark">образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России -1180).


    Ó ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    · развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

    · воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

    · применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности ; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

    Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

    Примерная программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

    Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля, и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.


    Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

    В программе для социально-экономического профиля в учреждениях НПО представлен сокращенный, но достаточно традиционный перечень дидактических единиц.

    ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Наименование разделов и тем

    Количество

    Введение

    ФИЗИКА

    1. Механика

    2. Молекулярная физика. Термодинамика

    3. Электродинамика

    5. Эволюция Вселенной

    Итого

    ХИМИЯ

    6. Химические свойства и превращения веществ

    7. Неорганические соединения

    8. Органические соединения

    Итого:

    БИОЛОГИЯ

    9. Клеточное строение организмов

    10. Наследственность и изменчивость

    11. Многообразие и эволюция органического мира

    12. Надорганизменные системы

    Итого:

    Резерв учебного времени

    Всего:

    Социально-экономический профиль

    Введение

    ФИЗИКА

    1. Механика

    Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

    Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

    Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

    Демонстрации

    Относительность движения.

    Инертность тела.

    Невесомость.

    Свободные и вынужденные колебания.

    Лабораторные работы

    Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

    2. Тепловые явления

    История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.

    Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

    Демонстрации

    Движение броуновских частиц.

    Диффузия.

    Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

    Устройство паровой турбины.

    Лабораторная работа

    3. Электромагнитные явления

    Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.

    Магнитное поле тока и Электродвигатель.

    Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

    Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна.

    Демонстрации

    Электризация тел.

    Взаимодействие заряженных тел.

    Действие магнитного поля на проводник с током.

    Взаимодействие проводников с токами.

    Явление электромагнитной индукции.

    Излучение и прием электромагнитных волн.

    Интерференция и дифракция света.

    Лабораторные работы

    Изучение интерференции и дифракции света.

    4. Строение атома и квантовая физика

    Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

    Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием (3).

    Демонстрации

    Фотоэффект.

    Фотоэлемент.

    Излучение лазера.

    Счетчик ионизирующих излучений.

    ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

    5. Вода, растворы

    Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора (4).

    Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды (4).

    Демонстрации

    Лабораторные работы

    Очистка загрязненной воды.

    Устранение жесткости воды.

    6. Химические процессы в атмосфере

    Демонстрации

    Лабораторные работы

    Измерение уровня СО2.

    7. Химия и организм человека

    Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины . Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

    Лабораторные работы

    Анализ состава молока.

    С в напитках.

    Демонстрации

    Лабораторная работа

    9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

    Демонстрации

    Лабораторные работы

    Действие слюны на крахмал.

    10. Человек и окружающая среда

    Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование .

    Экскурсия

    ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Наименование разделов и тем

    Количество

    Введение

    ФИЗИКА

    1. Механика

    2. Тепловые явления

    3. Электромагнитные явления

    4. Строение атома и квантовая физика

    Итого:

    ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

    5. Вода, растворы

    6. Химические процессы в атмосфере

    7. Химия и организм человека

    Итого:

    8. Наиболее общие представления о жизни

    9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

    10. Человек и окружающая среда

    Итого:

    Резерв учебного времени

    Всего:

    Гуманитарный профиль

    Введение

    Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.

    ФИЗИКА

    1. Механика

    Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения.

    Реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

    Механические волны, звук.

    Демонстрации

    Относительность движения.

    Инертность тела.

    Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

    Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

    Зависимость силы упругости от удлинения пружины.

    Реактивное движение, модель ракеты.

    Изменение энергии при совершении работы.

    Образование и распространение волн.

    Колеблющееся тело как источник звука.

    Лабораторная работа

    Исследование зависимости силы трения от веса тела.

    2. Тепловые явления

    Атомы и молекулы. Дискретное (атомно-молекулярное) строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул, температура.

    Агрегатные состояния вещества с точки зрения атомно-молекулярных представлений. Взаимные переходы между агрегатными состояниями.

    Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

    Демонстрации

    Модель хаотического движения молекул.

    Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела.

    Испарение различных жидкостей.

    Плавление и отвердевание кристаллических тел.

    Устройство паровой турбины.

    Лабораторная работа

    Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний.

    3. Электромагнитные явления

    Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы.

    Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.

    Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

    Демонстрации

    Электризация тел.

    Нагревание проводников с током.

    Действие магнитного поля на проводник с током.

    Явление электромагнитной индукции.

    Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора.

    Интерференция и дифракция света.

    Лабораторная работа

    Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

    ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

    4. Вода, растворы

    Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

    Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

    Демонстрации

    Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.

    Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.

    Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

    Лабораторные работы

    Очистка загрязненной воды.

    Устранение жесткости воды.

    5. Химические процессы в атмосфере

    Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.

    Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.

    Демонстрации

    Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе.

    Изучение рН различных растворов с помощью универсального индикатора.

    Лабораторные работы

    Определение химического состава атмосферы.

    Измерение уровня СО2.

    Механизм образования кислотных дождей.

    6. Химия и организм человека

    Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

    Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

    Лабораторные работы

    Анализ состава молока.

    Определение содержания витамина С в напитках.

    Определение содержания железа в продуктах питания.

    БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

    Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

    Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

    Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

    Демонстрации

    Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.

    Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

    Лабораторная работа

    Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

    8. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

    Ткани, органы и системы органов человека.

    Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

    Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.

    Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

    Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.

    Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.

    Демонстрации

    Действие желудочного сока на белки.

    Измерение жизненной емкости легких спирометром.

    Лабораторные работы

    Действие слюны на крахмал.

    Утомление при статической и динамической работе.

    Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

    9. Человек и окружающая среда

    Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.

    Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.

    Экскурсия

    Антропогенное воздействие на окружающую среду.

    ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Наименование разделов и тем

    Количество

    Введение

    ФИЗИКА

    1. Механика

    2. Тепловые явления

    3. Электромагнитные явления

    Итого:

    ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

    4. Вода, растворы

    5. Химические процессы в атмосфере

    6. Химия и организм человека

    Итого:

    БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ

    7. Наиболее общие представления о жизни

    8. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

    9. Человек и окружающая среда

    Итого:

    Резерв учебного времени

    Всего:

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

    В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен:

    знать/понимать

    · смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

    · вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;

    уметь

    · приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

    · объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды ;

    · выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

    · работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    · оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

    · энергосбережения;

    · безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

    · профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

    · осознанных личных действий по охране окружающей среды.

    Примечание . В зависимости от того, какой из вариантов тематического планирования реализуется при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей обучения, из этих требований следует исключить те дидактические единицы, которые отсутствуют в разделе «Примерное содержание учебной дисциплины».

    Для обучающихся

    Перышкин. 7, 8, кл. – М., 2001.

    Физика. 7, 8 кл. / под ред. , . – М., 2002–2003.

    Дик. Учебник для 10 кл. – М., 2005.

    Генденштейн. Учебник для 11 кл. – М., 2005.

    Касьянов. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.

    Касьянов. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.

    Габриелян. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003.

    Логинова для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001–2002.

    Трофимов и его здоровье. 8 кл. – М., 2005.

    Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2000.

    Для преподавателей

    Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.

    Φ., Орлов задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.

    Касьянов. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.

    220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.

    Габриелян для преподавателя: учебно-методическое пособие / , – М., 2006.

    10 класс / , – М., 2004.

    Габриелян книга учителя химии: 11 класс : в 2 ч. / , . – М., 2004.

    Аршанский обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.

    Кузнецова химии на основе межпредметной интеграции / , . – М., 2004.

    Чернобельская обучения химии в средней школе . – М., 2003.

    Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс . Методическое пособие. – М., 2003.

    Сонин. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.

    Пояснительная записка ……………………………………........................

    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (учреждения начального профессионального образования)……………………………..

    Примерное содержание учебной дисциплины

    Химия………………………………………………………………................

    Биология…………………………………………………………...................

    Примерный тематический план ……………………………….....................

    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ (учреждения среднего профессионального образования) ……………………………......

    Примерное содержание учебной дисциплины ………............................

    Введение…………………………………………………………...................

    Физика……………………………………………………………...................

    Примерный тематический план…………………………………..................

    ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ (учреждения среднего профессионального образования) ………………………………………………………

    Примерное содержание учебной дисциплины ………............................

    Введение…………………………………………………………...................

    Физика……………………………………………………………..................

    Химия с элементами экологии…………………………………...................

    Биология с элементами экологии………………………………...................

    Примерный тематический план ……………................................................

    Требования к результатам обучения …………………............................

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

    для профессий начального профессионального

    образования и специальностей среднего

    профессионального образования

    Ответственные за выпуск: ,

    Лаборатория содержания и технологий общего образования в системе

    НПО и СПО Центра профессионального образования ФИРО

    Компьютерный набор.

    В учебнике освещены вопросы землеведения, ботаники и зоологии, отражены взаимосвязи между ними. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом, а также содержит большое количество практических заданий и тестов для самоконтроля. Предлагаемый читателю учебник адресован в первую очередь будущим учителям, которым предстоит преподавать в начальной школе предмет «Окружающий мир».

    Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

    Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

    Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

    Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

    На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

    Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

    Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

    1. Безналичный способ:
      • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
      • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
        Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
      • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

    2. Согласовано:

      Предметной комиссией

      Председатель

      ___________/_./

      подпись ФИО

      «________»___________2011 г.

      Утверждено:

      Заместителем директора по УР

      ___________/_/

      подпись ФИО

      «________»___________2011 г.

      Конспект лекций

      по дисциплине: «Естествознание»

      Разработал преподаватель

      _________________/./

      «_____»________2011 г.

      О Г Л А В Л Е Н И Е

      О Г Л А В Л Е Н И Е.. 2

      Пояснительная записка. 4

      Введение. 6

      Основные понятия механики. Кинематика точки. 9

      Законы динамики И. Ньютона. Гравитационные силы.. 13

      Сила упругости и силы трения. 18

      Закон сохранения импульса. 24

      Кинетическая и потенциальная энергия. 29

      Закон сохранения энергии в механике. 33

      Основы молекулярно-кинетической теории. 37

      Электростатика. Электрический заряд. Элементарные частицы.. 41

      Законы постоянного тока. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. 45

      Основные понятия химии. Основные законы химии. 51

      Моль. Молярная масса. 54

      Задачи. 56

      Вещества органические и неорганические. 57

      Классификация неорганических веществ – оксиды, кислоты, соли, основания. 60

      Кислотные дожди. Показатель кислотности растворов рН. 62

      Строение атома и атомного ядра. Изотопы в природе. 66

      Химический состав воздуха. Загрязнение атмосферы и его источники. 69

      Химические элементы в организме человека. 74

      Органические вещества клетки. Основные жизненно необходимые соединения – белки, жиры и углеводы. Биополимеры. 77

      Основные признаки живых организмов. Клеточная теория. 81


      Строение растительной и животной клетки. Прокариоты и эукариоты.. 84

      Основы генетики. 88

      Генотип и фенотип. 90

      Модификационная и наследственная изменчивость. 98

      Мутационная изменчивость Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. 100

      Список использованной литературы.. 113

      Пояснительная записка

      Материал, изложенный в «Конспекте лекций» произведен в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В предлагаемом курсе рассматриваются наиболее важные концепции, которые выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития, составляющие фактически ядро современной научной картины мира. «Естествознание» формирует целостную картину знаний о природе в ее непрерывном развитии. Специфические стороны этой науки – физика, химия, биология, экология – показаны уровни системы знаний, в которой фундаментальные физические принципы являются теоретической основой всего естествознания. Миропонимание на теоретическом уровне, или теоретическая картина мира, представлено научными, философскими, религиозными идеями.

      Конспект лекций предназначен для студентов гуманитарных специальностей в рамках среднего профессионального образования . Содержание конспекта лекций направлено на то, чтобы обеспечить необходимый уровень естественнонаучной грамотности студентов. Отбор содержания отвечает требованиям актуальности и доступности, что с одной стороны предусматривает знакомство с ключевыми достижениями естественных наук и определяющим влиянием на развитие современных технологий, так и предполагает наглядный качественный уровень освоения этого материала.

      Освоение материала, изложенного в конспекте лекций, позволит студентам:

      Ориентироваться в естественнонаучной информации на уровне сообщений СМИ и научно-популярных источников;

      Иметь представление об естественнонаучном методе познания и использовать знакомство с этим методом для получения фактов, оценки достоверности информации, построения аргументации;

      Использовать естественнонаучные знания и умения в повседневной жизни и практической деятельности, особенно, когда это касается вопросов питания, медицины, применения соединений бытовой химии, экологии, экономии энергии.

      Конспект лекций включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с элементами экологии», «Биология с элементами экологии». Такой подход к структурированию содержания дисциплины «Естествознание» не нарушает привычной логики естественнонаучного образования в целом.

      Заметное место в преподаваемой дисциплине отводится интегрирующим, межпредметным идеям и темам. Это, прежде всего темы, освещающие естественнонаучную картину мира: атомно-молекулярное строение вещества, общие принципы классической механики, законы И. Ньютона, превращение энергии, современное представление об элементарных частицах, клеточное строение живой материи, основные этапы эволюции органического мира, эволюционная теория Ч. Дарвина, основы генетики, эволюция человека как биологического организма, а также вопросы экологии.

      Введение

      Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.


      Предмет и цели естествознания

      Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

      Цели естествознания : 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Е., содействие их практическому использованию - конечная цель Е.

      Закономерности и особенности развития естествознания

      2. Взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами).

      3. Повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития - движение по спирали.

      Подразделения естествознания

      Астрономия

      Биология

      Биофизика

      Биохимия

      Генетика

      География

      Геология

      Радиобиология

      Радиохимия

      Физическая химия

      История развития естествознания

      1. Период механического и метафизического Естествознание, начавшийся с возникновения Естествознание как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, (со 2-й половины 15 в. до конца 18 в.). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Естествознание начала 17 в. (формирование механического Естествознание - Г. Галилей) и конца 17 в. - начала 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон).

      2. Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюционных идей – стихийно-диалектический. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества. В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюционная теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретического охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.) - клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм.

      Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединений (,1861), периодической системы элементов (, 1869), химической термодинамики (-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873).

      Министерство образования и науки Российской Федерации
      Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

      высшего профессионального образо вания

      «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

      (ФГБОУ ВПО «ПВГУС»)

      кафедра «Современное естествознание»

      УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
      по дисциплине

      КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

      для студентов всех специальностей

      среднего профессионального образования
      А.И. Бочкарёв, В.М. Васюков, О.В. Козловская, И.А. Дымченко

      Тольятти-2013

      УДК
      Рецензент:

      зам. директора Института экологии Волжского бассейна РАН,

      Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

      доктор биологических наук, профессор С.В. Саксонов
      Концепции современного естествознания: учебно-методический комплекс для студентов всех специальностей среднего профессионального образования / А.И. Бочкарёв, В.М. Васюков, О.В. Козловская, И.А. Дымченко. – Тольятти: изд-во ПВГУС, 2012 – 184 с.

      Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальностей среднего профессионального образования и разработан на основании Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации для студентов СПО

      © А.И. Бочкарёв, В.М. Васюков, О.В. Козловская, И.А. Дымченко
      © Поволжский государственный

      университет сервиса
      Содержание
      1. Рабочая учебная программа дисциплины 6

      1.1. Цели и задачи изучения дисциплины 6

      1.2. Место дисциплины в структуре ООП специальности 7

      1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 7

      1.4. Структура и объем дисциплины 9

      1.4.1. Структура дисциплины (распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий) 9

      1.1. Научное познание и роль науки в обществе. Структура естествознания 14

      1.2. Естественные и гуманитарные науки 15

      1.3. Эмпирический и теоретический уровни в естествознании 16

      1.4. Возникновение рационального мышления. Формирование научного метода. Классический и неклассический периоды естествознания 17
      Лекция № 2. Механический детерминизм. Корпускулярные и континуальные концепции в естествознании 21

      2.1. Механика Ньютона и детерминизм Лапласа. Законы сохранения 21

      2.2. Дискретность и непрерывность материи в классическом естествознании 23

      2.3. Концепции дальнодействия и близкодействия 24
      Лекция № 3. Пространство, время, относительность. Статические закономерности в природе 25

      3.1. Эволюция представлений о пространстве и времени 25

      3.2. Постулаты и следствия специальной теории относительности 27

      3.3. Взаимосвязь массы и энергии как основа ядерной энергетики. Основные положения и выводы общей теории относительности 28

      3.4. Описание состояний в динамических и статических теориях. Законы термодинамики 29

      3.5. Хаос, беспорядок и порядок в природе. Энтропия 30
      Лекция № 4. Квантовые представления в физике микромира. На переднем плане микромира 32

      4.1. Противоречия в классической теории излучения и проявления концепции квантов. Корпускулярно-волновой дуализм 32

      4.2. Особенности описания состояний в квантовой механике. Дискретные уровни энергии электронов в атомах и принцип Паули 33

      4.3. Методы изучения микромира. Ускорители элементарных частиц. Стандартная модель элементарных частиц 35

      4.4. Проблемы объединения фундаментальных взаимодействий 37
      Лекция № 5. Строение вещества 39

      5.1. Химия и алхимия 39

      5.2. Учение о составе вещества. Понятие о химических элементах. Периодическая система Д.И. Менделеева 40

      5.3. Учение о структуре вещества 42

      5.4. Химические связи и строение молекул. Учение о химических процессах 42

      5.5. Неорганические и органические соединения 43

      5.6. Каталитическая и эволюционная химия 46
      Лекция № 6. Вселенная. Звезды. Земля 47

      6.1. Масштабы и строение Вселенной 47

      6.2. Развитие космологических и космологических представлений 48

      6.3. Экспериментальные обоснования концепции Большого Взрыва. Темная материя и темная энергия 48

      6.4. Разнообразие звезд, их строение и устойчивость. Рождение и термоядерная жизнь звезд. Смерть звезд 49

      6.5. Солнце и солнечная система 50

      6.6. Предмет и методы наук и Земле. Возникновение Земли и основные периоды геологической эволюции 51

      6.7. Внутренние и внешние оболочки Земли 52

      6.8. Тектоника литосферных плит. Эволюция атмосферы и гидросферы 54
      Лекция № 7. Жизнь 55

      7.1. Структурная иерархия живой материи. Феноменология жизни 55

      7.2. Молекулярные процессы в клетке 58

      7.3. Происхождение жизни и основные этапы ее эволюции 66

      7.4. Генетика и эволюция 69
      Лекция № 8. Человек. Биосфера 77

      8.1. Человек в иерархической структуре царства животных. Основные стадии антропогенеза 77

      8.2. Социальная природа человека 79

      8.3. Человек разумный 81

      8.4. Экосистема и ее элементы 85

      8.5. Геохимические функции живого вещества. Биосфера и человек 90

      8.6. Глобальный экологический кризис 93
      Лекция № 9. Естествознание и научно-технический прогресс. Самоорганизация эволюционных процессов в природе и в обществе 95

      9.1. Естествознание и техника 95

      9.2. Особенности эволюционных процессов в природе 97

      9.3. Синергетика как наука о самоорганизации. Закономерности самоорганизации. Генезис синергетики. Моделирование самоорганизующихся процессов в природе и обществе 109
      3. Практические занятия 117

      3.1. Практические занятия 117

      3.2. Лабораторный практикум 119

      Лабораторная работа № 1. Изучение движения тел 120

      Лабораторная работа № 2. Изучение статического равновесия механических систем 122

      Лабораторная работа № 3. Изучение эволюции организационных структур методом моделирования электростатических полей 124

      Лабораторная работа № 4. Исследование обменных процессов 127

      Лабораторная работа № 5. Основные закономерности протекания химических процессов 130

      Лабораторная работа № 6. Земля во Вселенной 134

      Лабораторная работа № 7. Солнечная активность 137

      Лабораторная работа № 8. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот 140

      Лабораторная работа № 9. Выявление активности процесса фотосинтеза 141

      Лабораторная работа № 10. Исследование динамики открытых систем 142

      Лабораторная работа № 11. Имитационное моделирование филогенеза 144

      Лабораторная работа № 12. Изучение индивидуальных авторитмов 147

      Лабораторная работа № 13. Исследование принципа симметрии 149

      Лабораторная работа № 14. Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни 154

      Лабораторная работа № 15. Изучение информационного поля конкурентного взаимодействий в малой социальной группе 155

      Лабораторная работа № 16. Изучение оптических явлений и иллюзий восприятия действительности 158

      4. Самостоятельная работа 162

      5. Образовательные технологии 166

      6. Оценочные средства для контроля успеваемости , промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 166

      7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 173

      8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 176

      Примерная технологическая карта дисциплины 179

      1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
      1.1. Цели освоения дисциплины
      Целью освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» является формирование у обучающегося естественнонаучного мировоззрения, развитие фундаментального синергетического мышления, через познание многообpазия и целостности пpиpоды, науки, техники, технологии, формирование у обучающихся необходимых для их инновационной профессиональной деятельности совокупности компетенций.

      Освоение курса позволит обучающему понять взаимодействие гуманитаpной и естественнонаучной форм единой культуpы, ее связи с особенностями мышления, пpиpоды отчуждения и необходимости их воссоздания на основе целостного взгляда на естественную и искусственную природу, материальный и духовный миpы и применить в своей инновационной профессиональной и жизнедеятельности.

      Освоение и понимание сущности конечного числа фундаментальных законов пpиpоды позволяет обучающему воспринимать облик совpеменного естествознания, включающего высокие технологии, с научной точки зрения, а также познакомить с пpинципами научного моделиpования и проектирования пpиpодных технических и социальных систем.

      Понимание принципов преемственности и непpеpывности в изучении пpиpоды, общества и мышления, а также необходимости формирования адекватного языка описания по меpе усложнения пpиpодных (естественных) и технических (искусственных) и социальных систем: от квантовой и статистической физики к химии и молекуляpной биологии, от неживых систем к клетке, живым оpганизмам, человеку, биосфеpе и ноосфере необходимость осознания проблем взаимодействия общества и природы, нового диалога человека и природы, через связь и осознание основных концепций и законов современного естествознания в прошлом, настоящем и будущем.

      Формирование научного мировоззрения невозможно без фоpмиpования представлений о смене типов научной pациональности (парадигм), в естествознании как ключевых этапах pазвития современного естествознания; представлений о пpинципах унивеpсального эволюционизма и синеpгетики как диалектических пpинципах pазвития в пpиложении к неживой и живой пpиpоде, человеку и обществу; без понимания pоли исторических и социокультуpных фактоpов и законов самооpганизации в пpоцессе pазвития естествознания и техники , диалога науки и общества, человечества и пpиpоды.

      Это возможно лишь при изучении мультидисциплинарного курса «Концепции современного естествознания», формирующего представления о современной естественнонаучной картине мира, воспитывающей основные приемы познавательной деятельности, формирующей синергетический стиль мышления, общекультурные и профессиональные компетенции без которых не может обойтись ни один бакалавр, магистр, специалист, в какой бы области профессиональной инновационной деятельности он не работал.
      1.2. Место дисциплины в структуре ООП специальности

      Курс «Концепции современного естествознания» представляет собой интегративную дисциплину по выбору математического и общего естественнонаучного цикла специальностей СПО.

      При изучении дисциплины используются базовые знания по курсам: «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Естествознание» и другие. В свою очередь, курс является базовым для дисциплин: «Экология», «Естественно-научные основы высоких технологий», «Фундаментальные основы этногенеза», «Фундаментальные основы защиты информации» и др.
      1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
      В процессе освоения мультидисциплинарного курса «Концепции современного естествознания» обучающийся формирует и демонстрирует следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции при освоении ООП СПО, реализующей ФГОС СПО:

      Данный раздел формируется в соответствии с ФГОС

      В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

      Знать:


      1. гуманитарный потенциал современного естествознания, связанный с формированием мировоззрения, развитием мышления, воспитанием чувств; мультидисциплинарность культуры, естественно-научные картины мира; научные методы анализа, обобщения, восприятия информации, постановки целей и выбора путей ее достижения; взаимоотношения человека с природой; место человека в ней (ОК-1);

      2. достижения современного естествознания в исследовании человека , соотношения личности и индивидуальности, творческой самореализации, закономерности развития интеллекта, основы саморазвития и самосовершенствования в синергетической среде мультикультурного профессионального образования, формирующего профессионализм выпускников (ОК-4);

      3. естественно-научные основы здоровья, работоспособности и творческой природы человека, физиологии, свои достоинства и недостатки, средства самосовершенствования, основы самоорганизации в системах любой природы; закономерности саморазвития личности; роста квалификации и мастерства, бесконфликтной профессиональной деятельности (ОК-8);

      4. принципы и основы формирования и развития научного знания; основные концепции естествознания, принципы самоорганизации в живой и неживой природе, принципы воспроизводства и развития живых систем, структуру биосферы и ноосферы; эволюцию естественно-научной и гуманитарной форм культуры на пути к единой инновационной культуре (ОК-7);

      5. закономерности развития и редукции сложных открытых систем в условиях случайного выбора, способы нахождения организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях , самостоятельного принятия решений и готовностью нести за них ответственность (ОК-3);

      6. синергетику кооперативных явлений в природе, работы в коллективе, творчества, методы инновационного социотехнического проектирования, принципы и методы творческой деятельности, формирования лидера, организации и управления малыми и средними группами, истоки конфликтности и толерантности в коллективе, в команде (ОК-6);

      7. глобальные процессы в природе и обществе и их направленность, концепции биосферы, ноосферы, пассионарности, солнечной и экономической активности , синергетику социально-экономических систем, социогенетические циклы, мотивационные основы жизнедеятельности (ОК-9).

      Уметь:


      1. применять знания принципов и законов современного естествознания; использовать их в мультидисциплинарном качестве; ставить цели, анализировать и оценивать информацию; планировать и достигать цели в профессиональной деятельности (ОК-1);

      2. использовать достижения современного естествознания в исследовании биосоциальной сущности человека, его естественного стремления к личностному и профессиональному саморазвитию через творчество в повышении своей квалификации и мастерства (ОК-4);

      3. развивать способность на естественно-научной основе критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбрать средства устранения недостатков и развития достоинств (ОК-8);

      4. объективно оценивать различные социальные явления и процессы, происходящие в обществе , понимать потребности общества, личности и возможности естественно-научного знания, использовать методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем (ОК-7);

      5. находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях снижать априорную неопределенность случайного выбора, самостоятельно принимать решения и быть готовым нести за них персональную ответственность (ОК-3);

      6. использовать кооперативные явления в природе, принципы творчества, разрабатывать инновационные проекты, творчески работать в команде, руководить творческой деятельностью, управлять малыми и средними группами, инновационными предприятиями, преодолевать конфликтные ситуации в коллективе (ОК-6);

      7. понимать социальную значимость своей профессии, использовать знания законов современного естествознания, эволюции глобальных, локальных, региональных социотехнических систем в поддержании высокой мотивации к выполнению своей профессиональной деятельности в ноосферных циклах пассионарности, солнечной и экономической активности, быстрой смены технологий (ОК-9).

      Владеть:


      1. культурой естественно-научного, инновационного мышления, способностью обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели, выбирать пути их достижения, синергетически мыслить глобально, а поступать локально в соответствии с целями развития культуры, общества и человека (ОК-1);

      2. навыками применения естественно-научных знаний закономерностей интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способностью постоянного повышения своей квалификации и мастерства (ОК-4);

      3. способностью на естественно-научной основе критической оценивать свои достоинства и недостатки в условиях безграничных возможностей открытого кризисного, неравновесного мира, выбора оптимальных путей и средств устранения своих недостатков, самосовершенствования и самореализации (ОК-8);

      4. способностью использования богатого арсенала научных методов и средств исследования в области современного естествознания, совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей синергетической образовательной среды современного естествознания в профессиональном образовании и жизнедеятельности (ОК-7);

      5. способностью и навыками организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях случайного выбора в открытом неравновесном, нелинейном, кризисном мире, самостоятельного принятия ответственных решений в условиях ограниченных времени и средств, готовностью нести за них персональную ответственность (ОК-3);

      6. способностью и навыками творческой работы в малом и среднем инновационном коллективе, разработки инновационных проектов, кооперации с коллегами, работы в команде и самостоятельно, а также управления малыми и средними инновационными коллективами (ОК-6);

      7. способностью понимать высокую социальную значимость своей профессии , поддерживать мотивацию к выполнению своей профессиональной деятельности в условиях глобальных процессов в природе и обществе, ноосферных циклов пассионарности, солнечной и экономической активности, быстрой смены технологий (ОК-9) .

      1.4. Структура и объем дисциплины

      1.4.1. Структура дисциплины (распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий)
      Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов.

      Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий


      № семестра

      Число

      недель в семестре


      Количество часов

      по плану


      Количество часов

      в неделю


      Самост.

      работа


      Всего

      Лекции

      Лабораторные

      занятия


      Практические

      занятия


      Всего

      Лекции

      Лабораторные

      занятия


      Практические

      занятия


      Всего часов

      Всего в неделю

      4

      17

      108

      18

      14

      14

      3

      1

      1

      1

      62

      4