• Эволюционное учение основные направления и закономерности эволюции. Основные закономерности биологической эволюции. Охарактеризуйте основные направления эволюции

    Из этого урока вы узнаете, чем макроэволюция отличается от микроэволюции, познакомитесь с явлением параллелизма, выясните, что такое дивергенция и конвергенция, какие органы называют аналогичными, а какие гомологичными. Что общего у руки чловека, крыла летучей мыши, ласты моржа и копыта лошади? Чем отличаются глаза моллюсков и насекомых от наших с вами глаз? Что такое филогенез и как он связан с нашим индивидуальным развитием - отногенезом? Обратима ли эволюция? Почему так похожа форма тела у акулы, тунцы, ихтиозавра, дельфина и плывущего пингвина?

    Наиболее крупные закономерности, которые наблюдаются в рамках макроэволюции, были исследованы и описаны в XIX и XX веке.

    Элементы макроэволюции:

    1. Конвергенция признаков
    2. Дивергенция признаков
    3. Параллелизм

    Дивергенция - это накопление различий в структуре и функциях какого-то органа в процессе эволюции. В результате дивергенции из одного органа образуется несколько различных органов, связанных общностью происхождения.

    Например, верхний пояс конечностей позвоночных превратился в лапы и крылья рептилий, крылья летучих мышей и птиц, плавники дельфинов, ноги копытных и руки приматов.

    Все эти органы выполняют разные функции, но имеют одинаковое происхождение.

    Рис. 1. Гомологические органы позвоночных

    Органы, которые образовались в результате дивергенции, называются гомологичными (рис. 1). Они образуются из сходных эмбриональных зачатков.

    Дивергенция обеспечивает морфологическое разнообразие живых существ.

    Конвергенция - процесс, обратный дивергенции. Это образование органов, близких по функциям и строению, но отличающихся по происхождению.

    Рис. 2. Аналогичные органы: крылья птицы и бабочки

    Но, на самом деле они развивались совершенно независимо из различных предковых форм. Требование среды и влияние естественного отбора обусловили их внешнее сходство.

    Органы, выполняющие одинаковые функции, но имеющие различное происхождение, называются аналогичными (рис. 3).

    Типичный пример аналогичных органов - это глаза головоногих моллюсков и позвоночных. Эти органы формировались независимо в течение сотен миллионов лет, и в итоге получились практически одинаковыми, отличающимися только в деталях.

    Рис. 3. Аналогичные органы: глаза моллюска (осьминога или кальмара) и человека

    Третий элемент в процессе преобразования - это нечто среднее между дивергенцией и конвергенцией, параллелизм - такой процесс, когда орган в результате дивергенции превращается во множество гомологичных органов. Но затем, в ходе эволюции, эти гомологичные органы вновь начинают выполнять общую функцию.

    Например, корпус и плечевые пояса у позвоночных дали множество гомологичных вариантов. Из одинаковых элементов скелета сформировались копытные, птицы, рыбы, рептилии, но затем, в процессе эволюции, часть из них вторично приобрела одинаковые признаки (рис. 4).

    Рис. 4. Пример параллелизма в эволюции формы тела у хрящевых рыб (акула), рептилий (ихтиозавр) и млекопитающий (дельфин)

    Например, корпуса ихтиозавра, акулы и дельфина (и даже пингвина, плывущего в воде) очень похожи и образовались из одинаковых элементов скелета, но совершенно разными эволюционными путями.

    Предки ихтиозавров были ящерами, предками дельфинов были растительноядные сухопутные млекопитающие, пингвины - птицы, а предками акул были древние хрящевые рыбы.

    Эволюция идет тремя главными путями: путем дивергенции, путем конвергенции и путем параллелизма.

    Процесс исторического развития вида называется филогенезом.

    Важным этапом в понимании эволюции стало формулирование «основного филогенетического закона » Эрнестом Геккелем.

    «Онтогенез - это ускоренное повторение филогенеза» Э.Г. Геккель.

    Геккель наглядно продемонстрировал, что организмы в процессе эмбрионального развития повторяют все те этапы, которые вид прошёл в процессе эволюционного развития (см. видео). Важно понять, что мы говорим о повторении зародышевых стадий предковых форм.

    У зародыша человека на разных этапах развития онтогенеза можно увидеть жабры, сердечную трубку и прочие признаки эмбрионов наших далеких предков.

    Другой важный закон филогенеза - «закон необратимости эволюции». Несмотря на наличие конвергенции, сходство разных видов никогда не бывают полным.

    Эволюционный процесс, в силу чрезвычайной сложности живых организмов, не может создать точную копию ни существующего вида, ни вымершего. Каждый вид живых организмов уникален.

    Итак, мы узнали, что в результате эволюции путем дивергенции могут образовываться гомологичные органы, а путем конвергенции - аналогичные органы. Выяснили, что онтогенез повторяет этапы филогенеза и что каждый вид живых организмов уникален.

    Список литературы

    1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: ( )
    2. Д.К. Беляев. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 11-е издание, стереотипное. - М.: Просвещение, 2012. - 304 с. ()
    3. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. - 5-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2010. - 388 с. ()
    4. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. - 6-е издание, дополненное. - М.: Дрофа, 2010. - 384 с. ()

    Домашнее задание

    1. Что такое эволюция? Чем отличается макроэволюция от микроэволюции?
    2. Какие следствия макроэволюции вам известны?
    3. Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры.
    4. Какие органы называют аналогичными? Приведите примеры.
    5. Что такое параллелизм?
    6. На примере тела человека обсудите с друзьями и родственниками явления гомологии, аналогии и параллелизма.
    1. Биологический словарь ().
    2. Вся биология ().
    3. Интернет-портал Bio.fizteh.ru ().
    4. Биология ().
    5. Интернет-портал Sochineniya-referati.ru ().

    Цели урока:

    • Сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений.
    • Рассмотреть на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними.
    • Ознакомить с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и биологическим регрессом.
    • Показать роль русских ученых в развитии эволюционного учения.
    • Сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире.

    Оборудование: учебное пособие по биологии «Гомологичные и аналогичные органы растений и животных», презентация к уроку.

    ХОД УРОКА

    I. Актуализация опорных знаний

    – Что такое биологическая эволюция? (Б. эволюция это необратимое развитие органического мира).
    – Какой эволюционный процесс называется микроэволюцией? (Процесс образования новых видов).
    – Что такое макроэволюция? (Процесс образования более крупных систематических единиц – родов, семейств и т.д.).

    II. Новый материал

    1. Типы эволюционных изменений (лекция, беседа).

    (По ходу просмотра слайдов ученики записывают определения в тетрадь).

    К основным типам эволюционных изменений относятся параллелизм, конвергенция и дивергенция (Приложение 1 , слайд 2).

    Параллелизм – независимое приобретение сходных признаков родственными организмами, обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни.
    Например, строение тела млекопитающих, населяющих дождевые леса Африки и Южной Америки, имеет общее сходство (Приложение 1 , слайд 3).

    Конвергенция – возникновение сходных черт строения у неродственных организмов, обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни.
    Например, крупным водным хищникам дали начало четыре группы животных: моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
    Какие общие черты строения можно выделить у этих животных, принадлежащих к различным систематическим группам (Приложение 1 , слайд 4)? (Плавники, обтекаемая форма тела).
    Конвергентная эволюция затрагивает лишь внешнее строение организмов, которое связано с условиями среды обитания. Крыло птицы и бабочки являются приспособлением для полета, но происхождение и строение этих органов различно. Органы разные по происхождению, но выполняющие сходные функции называются аналогичными (Приложение 1 , слайд 5)

    Дивергенция – расхождение признаков в приделах популяции, вида, возникающее под действием естественного отбора, приводящее к возникновению новых видов, отрядов, классов и т.д.

    В результате дивергентной эволюции класс млекопитающих распался на многочисленные отряды, представители которых отличаются по строению, образу жизни, характеру физиологических и поведенческих адаптаций (Приложение 1 , слайд 6).
    – Что явилось причиной образования многочисленных групп млекопитающих? (Адаптация к различным условиям окружающей среды)
    Видоизмененные конечности кита, птицы, летучей мыши, крота, крысы – результат дивергентной эволюции. Эти органы имеют одинаковый общий план строения, но выполняют различные функции. Такие органы называются гомологичными (Приложение 1 , слайд 7).

    2. Пути и направления эволюции органического мира

    В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные российские ученые А.Н. Северцев и И.И. Шмальгаузен. Они установили, что главными путями эволюции являются ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (Приложение 1 , слайд 8).

    Вклад российских ученых в развитие эволюционного учения (краткие сообщения учащихся)

    А.Н. Северцев – известный зоолог и крупнейший теоретик эволюционного учения. Создатель отечественной школы эволюционных морфологов. Организовал и возглавил Лабораторию эволюционной морфологии и экологии животных. Создатель общепринятой теории происхождения пятипалой конечности и парных плавников у животных. Автор теории филэмбриогенеза, согласно которой новые признаки могут появляться на любой стадии онтогенеза, и морфобиологической теории путей эволюции, в которой установил четыре основных направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптацию, ценогенез, общую дегенерацию.
    И.И.Шмальгаузен окончил Киевский университет в 1907 г. Ученик А.Н.Северцева. В Московском университете заведовал организованной им кафедрой дарвинизма. Двенадцать лет руководил Институтом эволюционной морфологии АН СССР. Его многочисленные труды посвящены сравнительной анатомии и эмбриологии, эволюционной морфологии, происхождению наземных позвоночных, путям и закономерностям эволюции, биокибернетике. Его исследования механизмов эволюционного процесса и индивидуального развития как авторегулируемых систем предвосхитили ряд положений кибернетики, с позиций которой он в 1950-60гг. изложил эволюционную теорию. Его научное наследие оказало и продолжает оказывать большое влияние на развитие биологической науки.
    (БЭНП, «Кирилл и Мелодий», 2003)

    Ароморфоз – приспособительные изменения общего значения, повышающие уровень организации и жизнеспособность особей, популяций, видов.
    Первым наземным позвоночным животным дала начало группа кистеперых рыб, благодаря изменению в строении скелета парных плавников. В результате сформировались пятипалые конечности, способные поддерживать тело над землей (Приложение 1 , слайд 9).
    Примером ароморфоза у растений является появление цветка (видоизмененного побега) у покрытосеменных растений.
    Идиоадаптация – частные приспособительные изменения, полезные в данной среде обитания, возникающие без изменения общего уровня организации.
    Примером идиоадаптации у животных может служить разнообразие клювов гавайских цветочниц, питающихся нектаром различных покрытосеменных растений.
    Приспособление к распространению семян ветром является примером одной из идеоадаптаций у растений (Приложение 1 , слайд 10)

    Соотношение путей эволюции

    Ондатра – североамериканский вид-интродуцент, ареал распространения которого постоянно расширяется. В результате он начинает вытеснять местные виды со сходными экологическими потребностями, например, выхухоль и водяную полевку.
    Биологический регресс (Приложение 1 , слайд 14) характеризуется:

    • Уменьшением численности особей.
    • Сужением численности ареала.
    • Уменьшением числа видов, популяций.

    Причиной биологического регресса может быть изменение условий окружающей среды, к которому вид не смог приспособиться или конкуренция со стороны других видов. Так было с многочисленной господствующей на Земле группой рептилий, на смену которым, благодаря теплокровности, пришли птицы и млекопитающие.
    В настоящее время, изменяя окружающую среду, непродуманно перемещая виды в новые условия существования, человек волей или неволей становится причиной биологического прогресса или регресса.Приложение 1 , слайд 21)

    V. Домашнее задание: §63, тетрадь.

    Были использованы:

    1. Учебное электронное издание «Экология», Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
    2. 1С: Школа, Экология, 10-11 кл., под редакцией А.К. Аклебинина, В.И. Сивоглазова
    3. Лабораторная практика. Биология 6-11 кл. Республиканский мультимедиацентр, 2004.
    4. БЭНП, биология 6-11 кл., Министерство образования РФ, ГУРЦ ЭМТО «Кирилл и Мифодий», 2003.
    5. Д.К. Беляев, А.О. Рувинский, Общая биология для 10-11кл., Москва, «Просвещение», 1991.
    6. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник , Общая биология, 10-11кл. ДРОФА, Москва, 2005.
    7. Уроки общей биологии: Пособие для учителя/ В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко, З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин – М: Просвещение, 1986.

    ВКО. г Семей. КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Н.Г. Чернышевского»

    Коновалова С.Н. – учитель биологии высшей категории.

    Тема: Общие закономерности биологической эволюции (9 класс)

    Цель: Создать краткую характеристику эволюции и выявить общие закономерности биологической эволюции

    Задачи (ожидаемые результаты):

      На основе знаний об эволюционной зависимости макроэволюции (ароморфозов и идиоадаптаций) учащиеся углубят представление о результатах эволюции;

      Учащиеся проанализируют явления дивергенции и конвергенции на макроэволюционном уровне;

      Учащиеся сформулируют закономерности эволюционного процесса.

    Фактические знания учащихся:

      Биологическая эволюция;

      Макроэволюция;

      Микроэволюция.

    Ход урока:

      Побуждение – Мозговой штурм. 5 мин.

    Давайте подумаем, какой смысл вы вкладываете и как понимаете такие термины, и к чему приводят процессы о которых пойдет речь, как: Эволюция, Прогресс, Регресс, Закономерность.

    После обсуждения даем пояснение терминам:

    1. Эволюция – (от лат. Evolution – развертывание)

    2. Прогресс – (от лат. progressus – движение вперед)

    3. Регресс – (от лат. Regressus – возвращение, движение назад)

    4. Закономерность – правило

    Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Как мы можем связать знания, полученные раннее, с новыми предложенными терминами?

    Рассуждения учеников. Формулировка ими темы урока

    Итак, тема нашего урока:

    П. Актуализация. 3 мин.

    Мы с вами выяснили, что биологический прогресс приводит и представляет собой результат успеха в борьбе за существование . Отсутствие какого-либо необходимого уровня приспособленности приводит к биологическому регрессу (упрощению).

    -А давайте попробуем провести мини–исследование и выяснить:

    Существуют ли какие-либо закономерности эволюционного процесса?

    На ваш взгляд, какова же цель нашего урока и ожидаемые результаты:

    Рассуждения учеников. Формулировка ими ожидаемых результатов и цели урока

    Выявить общие закономерности биологической эволюции

    Ш. Реализация. 10мин. (Работа в малых группах)

      Для этого мы с вами в течение последних уроков составляли опорную схему биологической эволюции , с которой работали. Давайте, сравним их и по необходимости дополним и заполним полностью. Для этого, пользуясь учебником и дополнительной литературой, работая в малых группах, заполним сначала таблицу, а потом и пустые ячейки в схеме и обсудим все вместе.

    Закономерность

    Их характеристика

    Примеры

    1.Дивергенция – расхождение признаков в связи с приспособлениями к разным условиям.

    При дивергенции одни и те же органы родственных организмов изменяются по-разному, но их происхождение остается общим. Такие органы называют гомологичными.

    Внешнее строение конечностей тигра, суслика, крота, кита, лошади, летучей мыши, обезьяны значительно отличается, но внутреннее строение остается общим в связи с единым происхождением.

    2. Конвергенция – независимоеразвитие сходных признакову разных организмов при их переходе к одинаковым условиям среды обитания.

    Результатом конвергенции может являться сходство, как в строении целого тела, так и отдельных органов. Такие органы называют аналогичными.

    Аналогичные органы: крылья бабочек и летучих мышей, роющие конечности крота и медведки (насекомое), плавники и обтекаемая форма тела у рыб и водных млекопитающих-китов, дельфинов.

      Рефлексия 1 этапа работы – заполнение таблицы и проверка усвоения знаний. 10 мин.

    – Давайте проверим правильность заполнения таблицы на доске. Вставим в предложенное определение ключевое, определяющее слово. Если правильно - затем разберем характеристику данного определения и посмотрим иллюстрации.

    (Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)

      Рефлексия 2 этапа работы – заполнение опорной схемы и проверка усвоения знаний. 3-5 мин.

    Давайте вернемся к опорной схеме и заполним пустые ячейки в ней. Но для этого мы должны выяснить с вами, насколько правильно мы уяснили новые понятия. Для этого выполним тест:

    (Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)

    Это будут: Дивергенция → гомологичные органы

    Разобрать примеры

    Конвергенция → аналогичные органы.

    (Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)

    Итак,мы завершаем заполнение своей опорной схемы.

    (Для слабых учеников возможно решение в парах, малых группах, для более сильных - самостоятельно)

      Тесты.

    Для лучшего усвоения и проверки того, насколько мы усвоили новый материал, проведем небольшое тестирование (Приложение 1).

    (Сначала самостоятельное решение, затем обсуждение в парах, малых группах и обсуждение с классом)

    Заполняют лист само и взаимооценивания. 1 балл – 1 правильный ответ (Приложение 2).

    вопроса

    Самостоятельно

    ИТОГО:

    Дифференцированный подход:

    (При наличии времени, можно обменяться вариантами. Для более сильных учеников, возможно решение двух вариантов)

    Вариант 1.

    а) корень и корневище;

    б) лист и чашелистики;

    в) корень и стебель;

      Конвергенцией называется:

    а) аналогией;

    б) гомологией;

    в) регрессом;

    Общие закономерности биологической эволюции.

    Вариант 2.

      Гомологичными органами являются:

    а) глаз человека и глаз паука;

    б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

    в) чешуя рептилии и перья птиц;

      Разнообразие приспособлений объясняется:

    а) только влиянием условий среды на организм;

    б) взаимодействием генотипа и условий среды;

    только особенностями генотипа;

      Конвергенцией называется:

    а) расхождение признаков в процессе эволюции;

    б) схождение признаков в процессе эволюции;

    в) образование изолированной группы внутри популяции;

      Аналогичными органами у растений являются:

    а) корень и корневище;

    б) лист и чашелистики;

    в) корень и стебель;

      Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

    а) аналогией;

    б) гомологией;

    в) регрессом;

    IV . Рефлексия 10-15 мин.

    А теперь, давайте, все-таки вернемся к моему вопросу:

    - Существуют ли какие – либо закономерности (правила) биологической эволюции?

    Для этого необходимо ответить на вопросы:

    (Параллельно по стратегии Fichbone («Скелет рыбы») из технологии Критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). На верхней «косточке» записывается формулировка проблемы, а на нижней – факты). Голова - записывается проблема, т.е. цель урока – закономерности биологической эволюции, хвост – решение проблемы-выводы. Желательно все делать на цветной бумаге.

      Может ли вид, или другая любая систематическая группа вернуться к прежнему состоянию? ( Необратимость эволюции)

    Например, пресмыкающиеся, возникшие от примитивных земноводных, как бы ни шла их эволюция, не могут дать начало земноводным.

    (Рассуждения учеников)

      Может ли группа, каких-либо организмов, вставшая на путь приспособления к каким-либо условиям существования начать развиваться по другому пути? (Прогрессирующая специализация )

    Например, если какая-то группа животных приобрела приспособления к полету, то на последующих этапах ее развития эти приспособления будут усиливаться. Например, крылья у бабочек и летучих мышей.

    (Рассуждения учеников)

      Что, и как происходит при повышении организации (ароморфоз), и в связи с этим, появление различных приспособлений (идиоадаптаций)?

    (Чередование главных направлений эволюции).

    Например, ароморфозы, позволившие позвоночным выйти из воды на сушу, открыли возможности для освоения наземно-воздушной среды обитания, развития различных частных приспособлений – идиоадаптаций. Последующие ароморфозы привели к появлению пресмыкающихся и развитию у них различных приспособлений к новым местообитаниям.

    (Рассуждения учеников)

    Итак, давайте запишем в тетрадях –

    Общие закономерности биологической эволюции:

    1. Необратимость эволюции.

    2. Прогрессирующая специализация.

    3. Чередование главных направлений эволюции.

    В глобальных катаклизмах прошлого погибло огромное количество видов, родов, семейств организмов. Но тогда климат был не стабилен, протекали активнее и спонтаннее геологические процессы.

    Что же мы наблюдаем на современном этапе в процессе эволюции?

      Как вы думаете, какое влияние своей деятельностью оказывает человек на процесс эволюции и протекание закономерностей биологической эволюции?

    (Рассуждения учеников)

    Люди не осознают до конца, что они разоряют мир, в котором они обитают. Мы превращаем мир в бесплодную пустыню с помощью пил, ядов, сложной техники и огнестрельного оружия.

    Моя планета – человечий дом.

    И как ей жить под дымным колпаком,

    Где сточная канава – океан,

    Где вся природа поймана в капкан,

    Где места нет ни аисту, ни льву,

    Где стонут травы: «Больше не могу…»

    Целые массивы в Европе и Северной Америке уничтожены кислотными дождями. Это результат промышленного загрязнения. В жарких странах исчезают замечательные леса – джунгли. Эти леса – одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле.

    Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов.

    За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предшествующее существование.

    Исчезли с лица Земли такие животные, как зебра – квана, в Африке.

    Бизоны в Америке, странствующий голубь, примерно 250 лет назад была обнаружена

    морская корова, а через 27 лет она исчезла с лица Земли.

    Каждому 5 виду зверей, каждому 4 виду рептилий и амфибий, каждому 5 виду птиц сегодня угрожает опасность. 25 000 видов высших растений планеты на грани полного исчезновения. За последние 50-60 лет исчезло на планете 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц.

    -Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное, а еженедельно – одно растение.

    Мы рубим лес, устраиваем свалки,

    Но кто же под защиту все возьмет?

    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

    Пора бы человечеству понять,

    Богатство у Природы, отбирая,

    Что Землю нужно тоже охранять:

    Она, как мы, такая же – живая!

      Д/З - № 31, 32. повторить – № 24-30. Подготовка к К\Р

    Написать эссе: «Мир без эволюции»

      Итоги урока

    Приложение 1

    Общие закономерности биологической эволюции.

    Вариант 1.

      Аналогичными органами у растений являются:

    а) корень и корневище;

    б) лист и чашелистики;

    в) корень и стебель;

      Конвергенцией называется:

    а) расхождение признаков в процессе эволюции;

    б) схождение признаков в процессе эволюции;

    в) образование изолированной группы внутри популяции;

      Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

    а) аналогией;

    б) гомологией;

    в) регрессом;

      Гомологичными органами являются:

    а) глаз человека и глаз паука;

    б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

    в) чешуя рептилии и перья птиц;

      Разнообразие приспособлений объясняется:

    а) только влиянием условий среды на организм;

    б) взаимодействием генотипа и условий среды;

    только особенностями генотипа;

    Общие закономерности биологической эволюции.

    Вариант 2.

      Гомологичными органами являются:

    а) глаз человека и глаз паука;

    б) крыло бабочки и крыло летучей мыши;

    в) чешуя рептилии и перья птиц;

      Разнообразие приспособлений объясняется:

    а) только влиянием условий среды на организм;

    б) взаимодействием генотипа и условий среды;

    только особенностями генотипа;

      Конвергенцией называется:

    а) расхождение признаков в процессе эволюции;

    б) схождение признаков в процессе эволюции;

    в) образование изолированной группы внутри популяции;

      Аналогичными органами у растений являются:

    а) корень и корневище;

    б) лист и чашелистики;

    в) корень и стебель;

      Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

    а) аналогией;

    б) гомологией;

    в) регрессом;

    (Приложение 2).

    Лист само и взаимооценивания. 1 балл – 1 правильный ответ

    вопроса

    Самостоятельно

    В чем особенность строения и жизнедеятельности одноклеточных животных?
    Какие приспособления в строении и деятельности появляются у многоклеточных животных в отличие от одноклеточных?
    Каково значение появления трехслойности в усложнении организации тела животных?
    Почему формирование наружного хитинового скелета способствовало приспособлению насекомых к жизни на суше и их расселению по Земле?
    Какие прогрессивные черты хордовых обеспечили их дальнейшую эволюцию?
    Назовите основные отличия позвоночных от их предков - бесчерепных в строении и функциях организма.
    Какие изменения в строении и функциях организма появились у древних земноводных в связи с изменением климата? К чему это привело?
    В чем преимущество в строении и жизнедеятельности птиц и млекопитающих перед рептилиями?
    Назовите основные этапы эволюции беспозвоночных и хордовых животных.

    4. Естественный отбор является направляющим фактором эволюции, т.к. сохраняет особей:

    1) с наиболее разнообразными генотипами
    2) с генотипами, обеспечивающими формирование признаков, наиболее соответствующих условиям обитания
    3) с генотипами, обеспечивающими формирование полезных человеку признаков
    4) не имеющих наследственных изменений в генотипе.
    5. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это:
    1) движущие силы эволюции
    2) результаты эволюции органического мира
    3) направления эволюции органического мира
    4) основные закономерности эволюции органического мира.
    6. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между:
    1) молодыми соснами в лесопосадках
    2) колорадским жуком и его личинкой
    3) грифами, дерущимися из-за добычи
    4) львами и гиенами.
    7. Внутривидовой борьбой за существование является:
    1) «борьба с засухой» растений пустыни
    2) конкуренция между серыми и черными крысами
    3) борьба между хищником и добычей
    4) соперничество самцов из-за самок.
    8. Элементарная единица эволюции:

    Помогите пожалуйста. 4.Каково значение появления трехслойности в усложнении организации тела животных? 5.Почему

    формирование наружного хитинового скелета способствовало приспособлению насекомых к жизни на суше и их расселению по Земле? 6.Какие прогрессивные черты хордовых обеспечили их дальнейшую эволюцию? 7..Назовите основные отличия позвоночных от их предков - бесчерепных в строении и функциях организма.

    8.Какие изменения в строении и функциях организма появились у древних земноводных в связи с изменением климата? К чему это привело?

    9.В чем преимущество в строении и жизнедеятельности птиц и млекопитающих перед рептилиями?

    10.Назовите основные этапы эволюции беспозвоночных и хордовых животных.

    1. Назовите основные закономерности эволюции.

    Эволюция имеет необратимый характер. Организмы, возникшие в ходе эволюции, не могут вернуться к прежнему состоянию их предков.

    В процессе эволюции происходит прогрессивное усложнение форм жизни.

    Эволюция - процесс непрограммированного развития живой природы. В процессе эволюции отсутствует целенаправленность. Движение ее полностью зависит от естественного отбора.

    В эволюции проявляется относительность приспособленности видов к среде обитания.

    2. В чем сходство микроэволюции и макроэволюции?

    Сходство заключается в отсутствии различий в протекании данных процессов, что позволяет рассматривать их как две составляющие единого развития органического мира. Отличи: микроэволюция протекает на уровне популяций и ведет к образованию новых видов, а макроэволюция ведет к образованию более крупных систематических единиц (выше вида).

    3. Почему популяцию называют формой существования вида?

    Потому что образование нового вида происходит на уровне популяций.

    4. Какую роль в эволюционном процессе играет борьба за существование?

    Борьба за существование ведется как между особями разных видов (межвидовая борьба за существование), так и между особями одного и того же вида (внутривидовая борьба за существование). Еще одним проявлением борьбы за существование выступает борьба с неживой природой.В итоге борьбы за существование некоторые вариации признаков у одной особи дают ей преимущество выживания по сравнению с другими особями этого же вида, обладающими иными вариациями наследуемых признаков. Часть особей с неблагоприятными вариациями погибает. Наследуемые признаки, повышающие вероятность выживания и размножения данного организма, передаваясь от родителей к потомкам, будут встречаться в последующих поколениях все чаще и чаще. В результате в течение некоторого периода времени таких особей с новыми признаками становится много и они оказываются настолько непохожими на организмы первоначального вида, что уже представляют собой особей нового вида.

    5. Охарактеризуйте основные направления эволюции.

    Основные направления в эволюции это биологический прогресс и биологический регресс. Прогресс – это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности и более широким распространением вида. Снижение приспособленности организмов к условиям среды, сопровождающееся уменьшением численности и сужением области распространения, называется биологическим регрессом. Биологический регресс переживают группы, не сумевшие приспособиться к изменениям условий среды и не выдержавшие конкуренции с другими группами.

    6. Раскройте значение видообразования в жизни природы.

    В результате видообразования в природе появляются новые организмы, которые приспосабливаются к новым условиям среды и могут заселять новые, ранее необитаемые места обитания.

    7. В каждой строчке три термина взаимосвязаны определенным образом. Назовите их. Отметьте четвертый термин, не имеющий к ним отношения:

    Эволюция, адаптация, популяция, видообразование; (лишний термин «адаптация», остальные термины в строке взаимосвязаны: популяция - основная единица эволюции, которая ведет в образованию новых видов (видообразование).

    Микроэволюция, популяция, приспособленность, макроэволюция; (лишний термин «популяция», так как микро- и макроэволюция – это процессы повышения приспособленности организмов в условиям среды, ведущие либо к образованию нового вида либо структуры выше вида).

    Идиоадаптация, ароморфоз, дегенерация, биологический прогресс; (лишний термин «дегенерация» так как это проявление биологического регресса. Все остальные термины относятся в биологическому прогрессу).

    Естественный отбор, искусственный отбор, приспособленность, дивергенция. (лишний термин «искусственный отбор», так как это процесс целенаправленного выбора человеком организмов с необходимыми ему качествами организмов и их последующего размножения).