• Общественная значимость и личностный смысл образования. Образование, функции образования, система образования в РФ Социальная значимость образования кратко

    § 11. Общественная значимость образования


    Одним из важнейших критериев уровня цивилизованности общества, проявления его культуры является образование, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.
    Что такое образование . В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
    Образование — социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.
    Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:
    . передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
    . генерирование и хранение культуры общества;
    . разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
    . социализацию личности, особенно молодёжи, и её интеграцию в общество;
    . обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи;
    . создание условий для социальной мобильности. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
    Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
    Образование — социальный лифт. Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
    Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социально-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.
    С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям,группам.
    Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.
    Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроившись на высокооплачиваемую работу, где не требуют университетского диплома. Но таких мест мало, к тому же длительное время находиться на такой социальной позиции рискованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей неграмотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобильности.
    Уровень образования — уровень доходов . Другое дело, что связь между двумя переменными — уровнем образования и уровнем доходов — не такая очевидная, а в некоторых обществах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт может быть более образован, чем многие из преуспевших бизнесменов. Но получают они совершенно разные доходы. Перед тем как выбрать вуз, необходимо узнать рыночную стоимость будущего образования. Она-то и определит ваши шансы на достижение желаемого уровня материального благополучия. Профессия экономиста и юриста до недавнего времени в нашей стране пользовалась наибольшим спросом, соответственно и конкурсы в профильные вузы постоянно росли. Но сейчас наступило перенасыщение рынка труда такими специалистами. Поэтому и растёт рыночная цена инженерного образования.
    В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жёсткая связь. Например, в США работники, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем доктора. Примерно такая же картина и в странах Европы. Каждый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо вознаграждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.
    Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.
    Образование и обучение . Сегодняшняя система образования в мире держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обучения. Однако это далеко не одно и то же.
    Обучение — процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентированные цели, задачи и этапы реализации.
    Что касается образования, то это гораздо более широкое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей жизни человека в ходе индивидуально-личностного диалога с миром окружающей человека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обучения нет, а процесс образования всё равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или общается с умными людьми, или сам пытается что-то создавать в духовной сфере.
    Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвещение» и «грамотность», в чём нам предстоит ещё убедиться.
    Что такое образованный человек. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен нести ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своими друзьями и близкими, а перед гораздо более широкой общностью, которое именуют человечеством в целом. Образованный человек — это человек, в котором присутствует нравственное начало. А ведь специфика нравственной позиции состоит в том, что её нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, её можно лишь выстрадать.
    Просвещённый человек — это индивид с широким гуманитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достижениями мировой культуры; ориентирующийся в ее истории и направлениях; умеющий поддержать беседу или проявить свою эрудицию по самым разным вопросам, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть одновременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в самом понятии просвещённого человека. Скорее это некое дополнение к нему.
    Homo edoctus (человек образованный) — не только хорошо информированный и разбирающийся в современных науках индивид. Кроме того, он обладает самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппаратом, позволяющим искать и находить нестандартные решения. При этом речь идёт не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещённого, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.
    Зато человек просвещённый — всегда индивид, владеющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать в продуктивный диалог с представителями других культур. Прежде всего это язык художественно-поэтического творчества. Таких людей относят к цвету гуманитарной интеллигенции. В то время как человек образованный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.
    Грамотный и просвещённый человек . Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования, помимо всего прочего, является создание, во-первых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения.
    О пользе просвещения в наш век уже не принято говорить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаемся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, преподаваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гуманитарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любопытства ради, а проводит серьёзные исследования, расширяя наши представления о мире, способствует приросту нового знания, несомненно, считается учёным.
    Обучение даёт квалификацию, образование — метаквалификацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют метаквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом — к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета патологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, механику. Метаквалификация, таким образом, позволяет человеку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она находится далеко за пределами его личного опыта.

    Основные термины и понятия

    Образование, обучение

    Вопросы и задания

    1. Охарактеризуйте образование как социальный институт.
    2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов.
    3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образованный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный человек. От чего зависят столь разные результаты обучения?
    4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется?

    Практикум по обществознанию

    1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппируйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральными, системообразующими? Своё мнение обоснуйте.
    2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из которых говорили бы о важности получения среднего образования всеми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учиться. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более заставлять учиться?»

    Тема:

    Вид учебного занятия:

    Цель занятия:

    Задачи:

    Образовательная:

    Развивающая:

    Воспитывающая:

    Методы: проблемного обучения, работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с презентацией, метод социального прогнозирования.

    Просмотр содержимого документа
    «Общественная значимость и личностный смысл образования»

    План учебного занятия № 40

    Тема: Общественная значимость и личностный смысл образования.

    Вид учебного занятия: урок изучения нового материала

    Цель занятия: определить общественную значимость и личностный смысл образования и его роль в современном обществе.

    Задачи:

    Образовательная: способствовать формированию научных представлений об общественной значимости и личностному смыслу образования и его роли в современном обществе.

    Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.

    Воспитывающая: формирование ответственного отношения к процессу собственного образования.

    Методы: проблемного обучения,работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом, работа с презентацией, метод социального прогнозирования.

    Межпредметные связи:

    Обеспечение занятия:

    Презентация «Роль образования в современном обществе», учебник «Обществознание» под редакцией Важенина, раздаточный материал.

    Требования к знаниям обучающихся:

    Обучающиеся должны знать: особенности социального поведения; мотивы и предпочтения.

    Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема, презентация, нормативно-правовой акт).

    Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.

    Мотивация:

    Сегодняшнее занятие я хотела бы начать словами китайской пословицы: «Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека».

    1. Какова роль образования в жизни общества и человека согласно этому высказыванию?

    2. Согласны ли вы с такой оценкой роли образования в жизни человека? Аргументируйте свою точку зрения.

    Целеполагание: определить общественную значимость и личностный смысл образования и его роль в современном обществе.

    Актуализация: (устный опрос)

      Сформулируйте особенности социального поведения;

      Определите роль мотивов и предпочтений в формировании социального поведения индивида.

    Изучение нового материала:

    План изучения нового материала:



    1. Общественная значимость и личностный смысл образования.

    Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1).

    Задание для обучающихся 25 минут

      Прочитайте текст учебника стр. 148 – 151 и выполните задания практикума письменно в тетради стр. 66-67 задания № 1,2

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 10 минут.

    Выполнение заданий № 1,2 стр. 66-77 практикума.

    2. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества

    Презентация «Роль образования в современном обществе». 5 минут

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ: беседа - 10 минут.

    Просмотр слайдов презентации, обсуждение роли образования и ЗУНов в современном обществе.

    3. Анализ современных общественных явлений и событий.

    Задание для обучающихся (Работа с текстом Приложение 2). 20 минут

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 10 минут.

    Дополнительное задание*

    * (при наличии времени)

    Ответы на вопросы к тексту.

    Подведение итогов.

      Выставление оценок.

      Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

      Домашнее задание: Глава 2 п. 2.3. Внеаудиторная работа: «Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества» (1) – презентация.

    Преподаватель И.В. Атаманчук

    Приложение 1

    Рабочий лист

    Тема: Общественная значимость и личностный смысл образования

    План занятия:

    1. Общественная значимость и личностный смысл образования.
    2. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
    3. Анализ современных общественных явлений и событий.

    Задание № 1 (Работа с текстом учебника стр. 148 -151). 25 минут

      Прочитайте текст учебника стр. 148 – 151 и выполните задания практикума письменно в тетради стр. 66-67 задания № 1,2

    Задание № 2 (Работа с текстом Приложение 1). 20 минут

    Дополнительное задание* Составьте прогноз - “Особенности образования в Российской Федерации через 20 лет ”.

    * (при наличии времени)

    Подведение итогов.

    1. Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

    2. Домашнее задание: Глава 2 п. 2.3. Внеаудиторная работа: «Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества» (1) – презентация.

    Приложение 2

    Федеральный закон об образовании (извлечение)

    Ст. 14 Общие требования к содержанию образования

      обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

      развитие общества;

      укрепление и совершенствование правового государства.

      адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

      формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;

      интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

      формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

      воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

    3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.

    Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

    6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

    1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?

    2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?

    3. Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?

    4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

    ПРЕДМЕТ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

    Тема:

    "Государственная,

    общественная и личностная ценность образования."


    1.Введение . 2

    2.Государственная, общественная и личностная ценность образования . 4

    2.1.Личностная ценность образования . 4

    2.2. Общественная ценность образования . 5

    . 6

    3. Тенденции развития современного образования . 8

    “Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней духовной свободы отдельным человеком”

    Жак Маритен

    Еще древние философы были убеждены в том, что система образования и воспитания - наиболее значимый фактор общественного воспроизводства: от него зависит как качество будущих поколений, так и жизнеспособность, и эффективность будущего развития самого общества. Как отмечал Платон, именно воспитание в полной мере обеспечивает достаточно определенный и ясно выраженный результат: либо Благо, либо его противоположность.

    Образование формирует человека конкретного общества, сообразованного с его потребностями, осознающего цели его развития и служащего их реализации. При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формируя универсальные модели поведения и ценностные установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей.

    В XX веке наметилась тенденция отчуждения образования от человека и общефундаментальных человеческих ценностей. Бурный научно-технический прогресс способствовал формированию в обществе гипертрофированного представления об абсолютном приоритете технологических и технических достижений над гуманитарными знаниями, вещественного богатства перед духовным содержанием. В различных социальных сферах на первый план вышли критерии целесообразности, эффективности. Само образование стало рассматриваться в качестве средства приобретения знаний, навыков, умений, необходимых для освоения технологий и техники, для выполнения узкопрофессиональных функций.

    Человеку надлежит приобретать Благо, пишет Платон, оно по справедливости должно быть признано более высоким, чем удовольствие, - это ум, знание, понимание, искусство и прочее в том же роде. Устремленность к миру вечных Идей, отвлечение от повседневной суетности - вот цель истинной жизни. Осмысливая современные задачи образования, можно констатировать, что развитие духовного потенциала личности не должно сводиться просто к интериоризации объективной духовности. Оно осуществляется в процессе деятельности человека с целью позитивного изменения себя и общества в соответствии с высшими социально значимыми ценностями.

    Погоня за знаниями, информацией, за материальными ценностями диссонирует с генетически заложенной в человеке потребностью в гармоничном развитии. Главная задача воспитания - это соотнесенность с естественными, природными способностями человека, их признание и развертывание. Ведь правильное воспитание и обучение, отмечает Платон, пробуждают в человеке хорошие природные задатки, т.е. благодаря такому воспитанию они становятся еще лучше - и вообще, и в смысле передачи их своему потомству. «Обратить человека - вовсе не значит вложить в него способность видеть - она у него уже имеется, но неверно направлена, и он смотрит не туда, куда надо. Вот здесь-то и надо приложить силы».

    Проблема цели и сути образования действительно разрешается философией (рассмотрение вопросов формирования личности, оптимальной адаптации человека к жизни в обществе, разработки образовательных концепций и программ). Основным принципом современной концепции образования является трактовка идеала образованности через знание и познание. Таким образом, человек образованный - это тот, кто знает мир и умеет использовать свои знания. (Первое предписание философии по Платону - это усердное развитие интеллекта с целью восстановления единства с вечным).

    Образование – это единственная технологическая сфера формирования личности человека. По своей сути оно работает всегда на будущее, предопределяя развитие общества в прогрессивном или регрессивном направлении. Поэтому роль образования в развитии любого общества является определяющей. Только оно в состоянии переломить негативные тенденции в духовной, нравственной сфере человечества, помочь в поисках смысла человеческой жизни, дать прогрессивные жизненные ориентиры и указать критерии необратимой нравственной деградации человека.

    Духовные, нравственные факторы в борьбе созидательных и разрушительных сил всегда стоят на стороне созидательных. И если разрушительные силы в основном стихийны, то созидательные всегда целенаправленны и требуют огромных усилий не только энергетических, но и временных затрат.

    Мы не отрицаем личностной ценности образования, глубоко воспринимаем высшую самоценность каждого человека, но при этом уходим от перекосов и крайностей, понимая, что ценность образования не только в развитии личностных качеств, но и общественных и государственных. И только гармония этих качеств может решить вопрос о ценностном образовании.

    В зависимости от ответа, который дается человеком или - более широко - обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.

    Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:

    - ценности образования как ценности государственной,

    - как ценности общественной,

    - как ценности личностной.

    Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.

    По-видимому, существует тесная связь между признанием личностно-ориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

    Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере "культуры полезности" и "культуры достоинства", - понятий, введенных известным психологом А.Г. Асмоловым. Культура полезности или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет "единственную цель... - воспроизводство самой себя без каких-либо изменений... образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций".

    По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. "В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет". Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.

    Настоящий период времени характеризуется деидеологизацией общества, переосмыслением и изменением системы ценностей, в том числе и ценностей образования, и определяется рядом ученых как "аксиологическая революция". Социально-экономические реформы, бурный темп жизни, экономический кризис, переход к рыночной экономике в одно мгновение низвергли то, что еще недавно казалось немыслимым. "Старые" ценности, еще недавно казавшиеся неопровержимыми, заменяются "новыми", чуждыми предшествующей практике ценностными ориентациями.

    Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими. Вместе с тем цель образования - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры.

    Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обуславливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является "культуросообразность". При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

    Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению "природосообразности" обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только "идя по стопам природы", в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип "культуросообразности", императивно сформулированный еще А. Дистервегом: "Обучай культуросообразно!", означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

    Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования. Известный этнограф М.Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

    - постфигуративную,

    -кофигуративную,

    -префигуративную.

    При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной "преемственности жизни", прожитое взрослыми, - это "схема будущего для их детей". Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.

    Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М.Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

    Префигуративная культура, "где взрослые учатся также у своих детей", отражает то время, в котором мы живем, отмечает М.Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

    Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся "образовательным" стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.

    2.3.Государственная ценность образования

    Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. В первую очередь подчеркнем, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных странах.

    Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:

    - социальный масштаб (образование в мире, определенной стране и т.д.),

    - ступень образования (дошкольное, школьное, высшее),

    - профиль образования - общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.

    С этих позиций образование как систему в целом, можно характеризовать следующим образом:

    Образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;

    Образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения - урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля - опрос, зачет, экзамен я т.д.;
    - образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;
    - образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем.

    Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А.Вербицкий в свое время выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в.

    Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного, по А.А.Вербицкому.

    Вторая тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

    Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как метафорично отмечает А.А.Вербицкий, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания", "школе мышления".

    Четвертая тенденция соотносится, по А.А.Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

    Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится "с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента".

    Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XX столетия совпадают с общими принципами его реформирования в мире, в странах восточной Европы и в Латвии. Это следующие основные принципы:

    - интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

    - гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

    - дифференциация и индивидуализация , создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося;

    - демократизация , создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

    Существенно, что эти принципы реформирования образования соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества, судя по материалам ЮНЕСКО. К этим направлениям были отнесены:

    - общепланетарный глобализм и гуманизация образования ;

    - культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения ;

    - междисциплинарная интеграция в технологии образования ;

    - ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции .

    Рассмотренные принципы и направления образования отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионализации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире, и наоборот, - эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании.


    Список литературы

    1. Равкин З.И., Пряникова В. Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии (идеи и положения к разработке концепции исследования) // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХVII-й сессии Науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки / Под ред. члена-корреспондента З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1996. - С. 6-7.

    2. Туровской Я. С. Проблема национальных ценностей в образовании на уровне межличностных отношений // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы ХVII-й сессии Науч. Совета по проблемам истории образования и пед. науки / Под ред. члена-корреспондента З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1996. - С. 31. 7

    3. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX - 90-е гг. XX вв.) / Под ред. З. И. Равкина. - М.: ИТОиП РАО, 1997. - С. 409-410.

    В Законе РФ «Об образовании» образование характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

    Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.

    Мыслители, общественные деятели разных эпох и наро­дов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

    Образование - это то, что заставляет человека стре­миться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и


    Саморазвития человека на протяжении всей жизни в процес­се усвоения и воспроизводства культуры общества.

    Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал­феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех­нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».

    Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

    Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

    Одним из показателей личностного и общественного зна­чения образования является человеческий интеллектуаль­ный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образова­ния, квалификации, знаний, опыта.

    Чем значительнее такой капитал, тем обычно значитель­нее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо­вательно, социальный статус и достоинство человека, удов­летворенность благополучием своим и своей семьи.

    В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучи­ем. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа­тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается край­не медленно, особенно в организациях, состоящих на госу­дарственном бюджете.

    Второй ориентир - социальный, образование в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-


    Виваться, в конце концов это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

    В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилиза­ции. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее об­разование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

    Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю­ционного развития.

    Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике.

    Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько по­ложений.

    Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту при­роды, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

    Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло­виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

    Подчеркнем, что образование способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

    Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формиро­вании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус мо­жет решать самые сложные задачи по укреплению обороно­способности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-


    Состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
    части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
    людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
    Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
    образованность людей, пополняющих армию по призыву,
    подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре­
    одоление этой трудности также требует повышения качест­
    ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
    | «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
    I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
    j но, образование воздействует на жизнь». ;

    1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)

    ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

    Напомним: «тенденция» - это синоним слов «направле­ние развития», «склонность», «стремление».

    Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой: «...в просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI века, образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются тео­ретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к произ­водственным и общественным инновациям, которыми, не­сомненно, будет отмечено насту пившее столетие.

    В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по об­разованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции раз­вития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают со­временным и перспективным запросам изменяющегося об­щества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интере­сам человека.

    Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информа­ции, удваивавшейся каждые 10-15 лет, ее быстрое частич­ное устаревание, общественное развитие, открывающее но­вые возможности экономической, политической, социальной Деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающих­ся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.

    В условиях перехода к постиндустриальному, информа­ционному обществу этот принцип воплощается в двух тен-


    Денциях: выдвижении в образовательном процессе на пер­вый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; воз­растающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

    Второй принцип - научиться делать, научиться рабо­тать, приобретать не только профессиональную квалифи­кацию, но и компетентность, являющуюся основой конку­рентоспособности выпускника образовательных учреждений.

    Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профес­сиональная компетентность - круг связанных с професси­ей проблем, в которых индивид обладает познаниями, жиз­ненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

    В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значитель­на тенденция на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкуренто­способности работника, организатора производства. Заме­тим, что главной причиной многочисленных производст­венных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.

    Третий принцип - научиться жить вместе, сосущест вовать, воспитывать способность к пониманию других лю­дей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать за­висимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди долж­ны научиться совместно проектировать свои личные и кол­лективные действия для разумного и мирного решения воз­никающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании граждан ских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами. В между­народных и национальных документах по образованию боль­ше внимания, чем прежде, уделяется выработке норм соци­ального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического об­щества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция прояв­ляется, в частности, в усилении значимости воспитания то-


    Лерантности как качества культуры (нравственной, право­вой, политической).

    Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содейство­вать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого по пгенциала личности, в овладении ею способами самостоя­тельного жизнетворчества, формирования жизненных пози­ций и перспектив.

    Одной из ключевых тенденций является переход к прак­тике непрерывного образования.

    Идея непрерывного образования как процесса, охватыва­ющего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древ­ности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государ­ства.

    Развивая эти взгляды, чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

    В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной прак­тики, направленная на освоение человеком социокультурно­го опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

    Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге нашего века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, клю­чевое значение. Это связано с научно-технической револю­цией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосу­дарственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расши­рения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять зада­чи не только профессионального совершенствования работ­ников, но и повышения их общекультурного уровня.

    Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю Жизнь», утверждавшей, что полученного образования доста­точно для всей жизни, положением «образование через всю йсизнь», утверждающим необходимость пожизненного обра­зования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи,


    Век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский (1863-1938) писал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы ма­леньким, но новым для вас куском знаний, считайте бес­плодно и невозвратно для себя погибшим».

    Развитие непрерывного образования способствует распрост­ранению тенденции совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду це­лостную картину мира, включая основы культуры, понима­ния места и роли личности в этом мире, в культуре.

    Общеобразовательные проблемы стали занимать подобаю­щее им место в вузах, лекториях, СМИ. Общему образова­нию способствует посещение музеев, выставок, туризм.

    Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные техноло­гии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дис танционного обучения, использование которого скоро пре­вратится в устойчивую тенденцию.

    Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образо­вании), адаптивную (оперативная подготовка и переподго­товка в условиях меняющейся социальной и производствен­ной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

    Существенным звеном непрерывного образования являет­ся самообразование: управляемая самой личностью целена­правленная познавательная деятельность; приобретение сис­тематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

    Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

    Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.
    Функции образования :

    Экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

    Социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

    Культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

    Сеть образовательных учреждений в России:

    дошкольные (ясли, детские сады);

    начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);

    дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);

    среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);

    высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);

    постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);

    подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);

    духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

    Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

    Общие тенденции в образовании:

    демократизация образования;

    рост продолжительности образования;

    непрерывность образования;

    гуманизация образования;

    гуманитаризация образования;

    интернационализация образования;

    компьютеризация образования.

    Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования :

    Обеспечение доступности качественного общего образования

    Повышение качества школьной учебной литературы

    Повышение уровня оплаты труда работников образования

    Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

    Повышение качества профессионального образования

    Расширение общественного участия в управлении образованием

    Развитие сети общеобразовательных учреждений

    Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений.

    Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.


    Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

    Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражается в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое поколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.

    Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленным бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. В настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности ООН. Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.