• Темы по зож для детей с овз. Внеклассное мероприятие на тему: ЗОЖ для детей с ОВЗ. Начальная школа. Формирование у детей с ограниченными возможностями

    Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» Лаборатория инклюзивного образования ИРО РТ

    Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы «Современные требования и технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения СФГОС»

    «Формирование потребности к здоровому образу жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья »

    (коррекционной) общеобразовательной

    школы-интернат VIII вида.

    Научный руководитель: Морозова А.Н

    старший методист ИРО РТ.

    Куратор: Морозова А.Н.

    Старший методист ИРО РТ.

    Казань 2015

    Введение

    «Здоровье – это драгоценность, и притом

    единственная, ради которой действительно

    стоит не только не жалеть времени, сил,

    трудов и всяких благ, но и пожертвовать

    ради него частицей самой жизни,

    поскольку жизнь без него становится

    нестерпимой и унизительной».

    Мишель де Монтень

    Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более с интеллектуальной недостаточностью, вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно - психическими расстройствами.

    В утвержденной Правительством РФ Концепции охраны здоровья на селения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы одной из приоритетных задач определено изменение поведения населения. Это связано не только с заболеваниями, которые приводят к преждевременной смерти взрослых людей, но и с ростом социально обусловленных заболеваний у подростков. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, свя занного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению со трудничества здравоохранения с учреждени ями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для спец. Корр. школ 8 вида, т. к. в них существует особый режим жизни. Но, учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа учителя и воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья.

    Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Современная школа с ее повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, провоцируя рост заболеваний. Выбор здорового стиля жизни, у ребенка, должен быть осознанным. Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение должно стать « школой здорового стиля жизни » воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно – педагогическую направленность. Это будет способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

    1.Актуальность проекта:

    Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.

    Понятие «ЗОЖ» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепление здоровья индивидуума.

    Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация является сложной и требует немедленных действий. Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

    И если решением проблемы ЗОЖ не заняться уже сегодня, то думать о ней завтра «возможно» будет некому. Приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива стали: сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни. Анализируя СЛОЖИВШУЮСЯ ситуацию, ВОЗНИКЛА потребность в пересмотре формирования ЗОЖ и создании программы «ЗОЖ».

    Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье - это ещё не всё, но всё без здоровья - это ничто».

    2.Цели и задачи проекта.

    Цель проекта : формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

    Задачи проекта: 1. Формирование мо­ тивации и ответственности за сохранение собственного здоровья, обеспечение здорового образа жизни путем создания в группе среды, благоприятной для укрепления з доровья.

    2. Организация многообразной и разносторонней деятельности детей по формированию физически здоровой личности,

    3. Разработка целостной системы здоровьесбережения и ее применение в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участ­ников воспитательного процесса;

    Целевая группа проекта: учащиеся специальной общеобразовательнойкоррекционной школы-интернат VIII вида

    Участники проекта : администрация, учитель-классный руководитель, воспитатель, педагоги, школьный психолог, медицинский персонал школы-интерната, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, родители.

    Место реализации проекта: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Пестречинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    Сроки реализации проекта: 2013-2016 годы.

    Жизненный цикл и этапы реализации проекта

    I этап. Информационно-аналитический - 2013-2014 гг.

    II этап. Практический - 2014-2015 гг.

    III этап. Практико-обобщающий 2015 -2016 гг.

    Элементы ЗОЖ реализуются через комплекс действий во всех основ­ных формах жизнедеятельности человека:

      трудовой,

      общественной,

      семейно-бытовой,

      досуговой.

    С начальной школы в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей с интеллектуальной недостаточностью. Составляя проект, учитывались психические недостатки детей и возрастные особенности. Поэтому работа состоит из шести разделов и в каждом из них, выделены занятия для младшего, среднего и старшего возраста.

    Основные принципы проекта:

      Гуманизации и демократизации - определе­ние конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации;

      Соответствия целей, задач содержания про­граммы национальной стратегии, интересам государст­венной и региональной политике;

      Научности - внедрять пе­редовой научный опыт педагогов по созданию здоровье-сберегающих технологий;

      Участия - привлечение воспитанников к непо­средственному и сознательному участию в целенаправ­ленной деятельности по оздоровлению своего организма, рациональному использованию времени, осуществле­ние санитарно-просветительской работы;

      Преемственности - обеспечение комплексно­го подхода в обучении здоровью между раз­ными возрастными группами;

    Выделяют три аспекта здоровья или благополучия:

      физическое,

      душевное (психоэмоциональное)

      социальное здоровье

    Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ, прежде всего задача воспитательная. В программе выделены основные составляющие ЗОЖ:

    1.благоприятное социальное окружение;

    2.духовно-нравственное благополучие;

      3.оптимальный двигательный режим (культура движений);

      4.закаливание организма;

      5.рациональное питание;

      6.личная гигиена;

      7.отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных

    напитков, наркотических веществ);

      8.положительные эмоции.

    Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование потребности в ЗОЖ.

    Основные проектные линии

    На основании изучения трудов В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова можно выделить основные компоненты ЗОЖ:

    1.Рациональное питание.

    Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы (1-1-4), витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.

    2.Оптимальная для организма двигательная активность.

    Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

    3.Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

    И.Н. Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям. Обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня (пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки). Остальные виды деятельности детей можно менять по времени и продолжительности выполнения. А если к тому же режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, тем в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма.

    4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

    Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.

    5.Повышение психоэмоциональной устойчивости.

    Судя по опытам, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести.

    Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Позитивное мышление - не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче.

    6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

    К здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое кроме него или лучше него никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь.

    При составлении программы использовались следующие методы исследования и воздействия.

    Методы исследовани я: изучение, наблюдение, эксперимента.

    Методы воздействия : словесные, практические, наглядные.

    Необходимость широкого применения словесных методов связана с тем, что у воспитанников с интеллектуальным недоразвитием, особенно у малышей, ограниченный словарный запас, и содержание многих слов они не понимают. Часто используется беседа, организуемая с помощью системы вопросов, постепенно подводящих их к усвоению нового материала. На частично-поисковых беседах создаются проблемные ситуации (ставятся вопросы, предлагаются задания), организуется коллективное обсуждение.

    Использование метода иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске,

    картинок и т.п.) и метода демонстрации (демонстрация реальных объектов,

    опытов) позволило повысить эффективность занятий. Уделяется большое внимание методу примера. На занятиях активно используются приёмы «приучение» и «упражнение». С целью повышения эмоционального фона занятий использовались дидактические игры (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.

    При составлении программы использовалась различная учебная и методическая литература. В книге «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» содержатся разработки дня здоровья - «Если хочешь быть здоров - постарайся!», занятие – совет - «Как научиться соблюдать режим дня», составитель Г.П.Попова. Большую методическую помощь оказала книга Л.А.Обуховой и др. «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» (Мастерская учителя). Она содержит полностью разработанный курс занятий для школьников с планированием. Практическим руководством послужило пособие для воспитателей «Организация и планирование

    воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме» Худенко Е.Д.

    Программа представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и

    включает 6 взаимосвязанных блоков занятий:

    Каждый блок программы состоит из трёх подразделов , рассчитанных на три возрастные группы воспитанников:

      Среднее;

      Старшее;

      Выпускники;

    Для каждого возраста разработана своя тематика занятий.

    Например, раздел «Правильное питание»:

    Правильное

    питание.

    Среднее звено :

    1. Питание-необходимое условие для жизни (беседа).

    2.Здоровая пища для всей семьи (презентация).

    3.Питание – основа жизни (устный журнал).

    4.Как стать Геркулесом? (заочное путешествие).

    5.Овощи и фрукты – витаминные продукты (беседа).

    6.Что такое питательные вещества? (вопросы и ответы).

    7.«Полезные» и «вредные» продукты (кроссворд).

    8.Какие ты знаешь правила приема пищи? (обобщение знаний и умений).

    9.Что необходимо человеку в еде? (правила питания)

    Старшее звено:

    1.Здоровое питание (час вопросов и ответов).

    2Особенности питания по сезонам года (составление рекомендаций).

    3.Домашний доктор (разговор с «врачом»).

    4.Путь пирожка (презентация).

    5.Связь питания и заболевания (аукцион мнений).

    6.Кладовая здоровья в лесу, на грядке (заочное путешествие).

    7. «Злые продукты» (составление кроссворда).

    8.Авитаминоз и обострение хронических заболеваний (ролевая игра).

    9.Рациональное питание-залог ЗОЖ (беседа).

    Выпускники:

    1.Основные пищевые продукты и здоровье человека (устный журнал).

    2.Разумный рацион питания (работа с меню).

    3.Диета – плюсы и минусы (аукцион интересов).

    4.Рациональное питание - залог ЗОЖ (беседа).

    5.Авитаминоз и плохое самочувствие (советы врача).

    6.Витамины и хронические заболевания («поход» к врачу-диетологу).

    7.Анализ суточного меню (практикум).

    8.Срок годности продукта и моё здоровье (работа с продуктовыми упаковками).

    Работа с учащимися начинается с закрепления начальных знаний о питании человека в виде бесед, игровых моментов, занимательных моментах, то в старшем звене больше уделяется внимания практическим и исследовательским работам.

    Анализировалось количество детей страдающих заболеваниями ЖКТ.

    № п./п.

    Виды заболеваний

    Число учащихся

    1.

    Заболевание печени.

    Желудочно-кишечный тракт

    25,0

    Гастрит

    25,0

    Нарушение опорно-двигательной с-мы

    Заболевания органов дыхания

    33,4

    Итого

    12

    100

    Из данных таблицы видно, что практически у каждого из воспитанников (7 чел.) имеются болезни ЖКТ. И в основном эти заболевания являются приобретёнными.

    В ходе внеклассных мероприятий проводилось анкетирование детей. Пример «Ваши пищевые предпочтения».

    Проанализировав эту анкету, получили следующие результаты: Диаграмма.

    На конец учебного года результаты изменились в лучшую сторону:

    Вопрос 3

    Вопрос 2

    Вопрос 3

    Вариант А

    20%

    31%

    48%

    Вариант Б

    33%

    27%

    50%

    Вариант В

    35%

    16%

    1%

    Вариант Г

    2%

    10%

    1%

    Вариант Д

    10%

    7%

    Вариант Е

    9%

    Раздел I . Теоретические основы реализации проекта:

    1.1

    Первое направление "Основы знаний о здоровом образе жизни"

    Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

    1.2

    Второе направление "Воспитание культуры здоровья"
    Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

    1.3

    Третье направление "Профилактика вредных привычек".
    Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

    1.4

    Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"

    Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

    Раздел II . Механизм реализации проекта

    2.1Структура комплекса оздоровительных и физкультурных мероприятий, применяемая в школе-интернате

    (А) В ходе учебного процесса

    Уроки физкультуры с 1

    по 12 класс 2-3 раза в неделю;

    Вне уроков физкультуры:

    Утренняя гимнастика;

    Подвижные перемены;

    Физкультминутки.

    (Б) В ходе внеклассной и

    внеурочной работы

    Профилактика:

    простудных заболеваний;

    Нарушение осанки;

    Нарушение зрения.

    Занятия ЛФК с 1 по 6 класс

    2 раза в неделю

    Проведение дней Здоровья

    и уроков здоровья;

    Занятия в спортивных секциях;

    Проведение спортивных

    праздников.

    2.2 Оздоровительные моменты на уроке и в ходе внеклассной и внеурочной работы:

    Физкультминутки, динамические паузы

    Минутки релаксации

    Дыхательная гимнастика

    Гимнастика для глаз

    Массаж активных точек

    2.3 Индикаторы (критерии эффективности проекта, методы диагностики) Для решения поставленных задач, использовался метод исследования: анализ методических, психологических, педагогических источников по заявленной теме.

    2.4 Ожидаемые результаты реализации проекта

    В течение работы по укреплению здоровья интеллектуальной недостаточностью детей сложилась система, которая позволила зафиксировать положительные результаты: у детей снизилась заболеваемость, формируется культура ЗОЖ, вырабатываются самостоятельные убеждения относительно здоровья

    1.Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся с ограниченными возможностями здоровья ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих;

    2. Успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве;

    3. Раскрыть творческие способности у обучающихся с ОВЗ;

    4. Наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.

    В результате активной работы над укреплением здоровья детей с интелектуальными ограничениями

      выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

      осуществлять активную оздоровительную деятельность;

      формировать своё здоровье.

    Учащиеся должны знать:

      факторы, влияющие на здоровье человека;

      причины некоторых заболеваний;

      причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

      виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

      о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

      основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

    В настоящее время разработано большое количество мероприятий по ЗОЖ. Это и радиолинейка «Путешествие по городу Здоровейску», заочное путешествие «Почему болят зубы», конкурс рисунков «В здоровом теле-здоровый дух», занятие «Овощи и фрукты-витаминные продукты», презентация «Если хочешь быть здоров!», «Скажем наркотикам-нет!», «Курить- здоровью вредить», составление кроссворда «Злые продукты» и др. Темы ДРК (диагностики, регуляции и коррекции), проводимые в группе: здоровье учеников в режиме дня школы - интерната; состояние и уровень комфортности ученика в школе и группе.

    Выступала неоднократно на методических объединениях и педагогических советах с темами по ЗОЖ («Влияние ПАВ на подростка»), делимся опытом работы «Методическая копилка группы).

    Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей наша первоочередная задача. Здоровье станет для ребенка ценностью если:- У него будет сформирован интерес к данной проблеме;- Поддержан занимательной, игровой деятельностью;

    «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

    В.А. Сухомлинский

    Заключение

    Таким образом, программа «ЗОЖ» обеспечивает широко масштабную

    здоровье-сберегающую культуру воспитанников, с учетом возможностей

    и условий школы-интерната. В ней предусмотрены механизмы перехода

    внешней культуры здорового образа жизни во внутреннюю культуру личности воспитанника, прежде всего через построение маршрута развития личности, формирование самосознания воспитанника. Программа обеспечивает связь между физической, нравственной, психической составляющими ребенка и соответствующими видами здоровья. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, подбираются особые подходы каждому воспитуемому через нестандартные, активные формы и методы обучения и воспитания

    Литература:

    1. Конституция РФ;

    3. закон РФ ""Об образовании";

    4. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным

    постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора;

    5. Приказ 1418от 15.05.2001 г. Министерства образования РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения".

    6. В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова

    «Основные компоненты ЗОЖ в условиях учебного процесса», М., 2003г.

    7 Г.П.Попова. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах», М.,2000г.

    8. Л.А.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» Ротов на/Д:Феникс, 2009г.

    9. Е.Д.Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме», М.,2006г.

    10.Квач Н.В. Здоровьесберегающая педагогика. – М., «ВЛАДОС», 2001г.

    11. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 – 2004 г.

    Приложения

    Приложение № 1

    Система формирования здорового образа жизни

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Воспитание культуры ЗОЖ

    Внедрение новых технологий

    Приложение № 2

    Анкета.

    1. Какие продукты вам больше нравиться употреблять? А) фрукты Б)мучные изделия В) чипсы Г) сухарики Д) другое

    2 .Какому напитку вы отдаете при покупке предпочтение? А) сок Б) кока-кола В) спрайт Г) лимонад Д) минеральная вода Е) другие напитки

    3. Знаете ли вы о пользе или вреде этих продуктов и напитков? А) да Б) имею смутное представление В) не знаю Г) мне все равно

    Программа
    внеурочной деятельности «Спорт – это здоровье»

    Цель и задачи программы:

    Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

    Задачи:

      сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

      формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

      обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

      научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

      добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

    Особенности программы

    Данная программа строится на принципах :

      Научности ; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

      Доступности ; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

      Системности ; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

    При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

      Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

    Занятия носят научно-образовательный характер.

    Основные виды деятельности учащихся:

      навыки дискуссионного общения;

      опыты;

      игра.

    Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

        • разучивание и исполнение песен;

          организация подвижных игр;

          проведение опытов;

          выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

    Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

    Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

    Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется 4 года. Количество учащихся 10-15 человек.

    Описание работы : Сценарий разработан для внеклассного досуга детей с интеллектуальной недостаточностью начальных классов. Данную разработку можно применять для детей дошкольного возраста, упростив задания спортивных соревнований на усмотрение педагогов. Сценарий развлечения направлен на формирование ЗОЖ, в игровой и увлекательной форме разработаны способы сохранения и укрепления своего здоровья младших школьников.

    Сценарий внеклассного мероприятия для младших школьников «Желаем всем здоровья!»

    Цель: закрепление у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, формирование устойчивого желания постоянно укреплять свое здоровье.

    Задачи:
    1. Повторять знания о способах укрепления своего здоровья.
    2. Корригировать произвольное внимание и долговременную память на основе выполнения заданий в ходе мероприятия.
    3. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, мотивация активного образа жизни.

    Оборудование: украшение зала плакатами с пословицами о здоровье и ЗОЖ; атрибуты для соревнований: 2 мяча, 2 средних обруча, 2 скакалки, кегли – 6 шт.; мешочек с овощами: помидор, огурец, картофель, лук – репка, морковь, свекла (по 1 шт.).
    Участники: обучающиеся начальных классов.
    Действующие лица: ведущий, Гантелькин.

    Ход мероприятия:

    Дети сидят на стульях в зале. Перед ними стоит ведущий.

    Ведущий: Здравствуйте, дети!
    Дети: Здравствуйте!
    Ведущий: Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья! Как вы думаете, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Потому, что ЗДОРОВЬЕ - это самое главное, что есть у человека... Поэтому, как вы уже знаете, сегодня мы встретились на мероприятии, которое так и называется «Желаем всем здоровья!». К нам в гости приглашён гость и, чтобы быть гостеприимными – сядьте все красиво и приготовьте ладошки, чтобы хлопать. Итак, встречайте - Гантелькин!
    Звучит музыка, появляется Гантелькин с большим зонтом и мешком за спиной.

    Приветственный танец Гантелькина
    Гантелькин: Здравствуйте, ребята!
    Дети: Здравствуйте!
    Гантелькин: Меня зовут Гантелькин. Мне прислали по интернету приглашение на ваш праздник и вот я пришел. Напомните мне, пожалуйста, какое у вас сегодня мероприятие в школе?
    Дети: «Желаем всем здоровья!»
    Гантелькин: Вот и я вам всем желаю здоровья!
    Давайте спортом заниматься.
    Давайте будем закаляться
    И в проруби купаться с головой.
    И по снегу босой ногой,
    А утром сделаем зарядку,
    И будем есть продукты с грядки,
    И руки мыть – не забывать,
    И день здоровья прославлять!
    А вы, ребята, всё делаете для того, чтобы быть здоровыми?
    Дети: Да.
    Гантелькин: А что вы делаете для здоровья?
    Ведущий: Давайте, ребята, я вам помогу. Я буду читать вам стихи, а вы хором договаривать последнюю фразу.

    Словарно-дидактическая игра «Закончи фразу».
    1. Мы с утра проснулись рано
    Отбежали от дивана,
    Чтоб микробов не бояться
    Надо утром ………(умываться).

    2. Аккуратно мы умылись

    Уши, шею не забыли.
    Чтоб блестели наши зубы
    По утрам мы……. (чистим зубы).

    3. Мы в одежду нарядились,
    Встали прямо, наклонились,
    Чтобы день прошёл в порядке,
    Утром делаем ……….(зарядку).

    4. По дорожке скачет мячик,
    Словно это скачет зайчик.
    Чтоб нам дружбу прославлять,
    Надо вместе нам……….(играть).

    5. Все мы будем очень ловки
    От специальной подготовки.
    Чтоб здоровья нам набраться,
    Надо спортом………….(заниматься).

    6. Кто спортом занимается, тот силы…….. (набирается).

    7. Чтобы быть большим и сильным, надо кушать………(витамины).

    8. Солнце, воздух и вода – наши лучшие………..(друзья).

    Ведущий: Правильно, ребята, молодцы!
    Гантелькин: А вот как вы делаете зарядку по утрам, я сейчас проверю.
    Малоподвижная игра «Зарядка» проводится Гантелькиным.
    Гантелькин, читая четверостишье, показывает упражнения,
    дети их повторяют.

    Гантелькин: Каждый день поутру делаем зарядку,
    Очень нравится нам всё делать по порядку.
    Руки к солнцу поднимаем, дружно весело шагаем,
    Приседаем и встаём, очень здорово живём!

    Ведущий: Молодцы, ребята, видим, что вы по утрам делаете зарядку, а ещё знаем, что вы едите витамины с грядки. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать. У Гантелькина в мешке спрятались отгадки, он будет подходить к вам, а тот, кто отгадал, с закрытыми глазами будет доставать отгадку из мешка.

    Словесная игра «Загадки с грядки» и игра «Чудесный мешочек».
    1. Как на нашей грядке выросли загадки
    Сочные да крупные, вот такие круглые.
    Летом зеленеют, а к осени краснеют (помидоры)

    2. Я и свежий и солёный, весь пупырчатый, зелёный.
    Не забудь меня дружок, запасай здоровье впрок (огурец)

    3. Сидит красная девица в темнице,
    а коса на улице (морковь)

    4. Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
    Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна» (картошка)

    5. Сидит дед, в шубу одет,
    кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук)

    6. Вверху зелено, внизу красно,
    в землю вросло (свёкла)

    Гантелькин: Молодцы, ребята, всё знаете. А со спортом вы дружите?
    Дети: Да, мы любим спортом заниматься, играть и соревноваться.
    Ведущий: Ребята, а давайте сейчас Гантелькину покажем, какие мы сильные, смелые и ловкие, проведём соревнования, согласны?
    Дети: Да, согласны!

    Выходят дети - участники соревнований, делятся на 2 команды.

    Соревнования команд «Фантики» и «Бантики»:
    1. Бег змейкой с мячом в руках между кеглями.
    2. Бег по прямой, прокатывая обруч около себя.
    3. Сбить кегли мячом с расстояния.
    4. Забросить мяч в обруч с расстояния.
    5. Прыжки на скакалке по прямой линии.
    6. Пройти по прямой, крутя обруч на талии.

    В конце соревнований подводятся итоги соревнований, проводится награждение участников.

    Ведущий: Всем известно, всем понятно.
    Что здоровым быть приятно
    Только надо знать
    Как здоровым стать.
    Гантелькин: В мире нет рецепта лучше:
    Будь со спортом неразлучным.
    Проживёшь 100 лет
    Вот и весь секрет!
    Все вы молодцы, знаете много о здоровье и про то, как быть здоровыми! Мне очень понравилось с вами играть и соревноваться, но пора прощаться. До свидания, ребята!
    Дети: До свидания!
    Ведущий: На этом наш праздник заканчивается. Желаю всем быть здоровыми.

    1

    Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. В результате проведения анализа по развитию здорового образа жизни у детей выяснилось, что очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Учитывалось и то, что для правильного формирования образа жизни нужно ставить три основные цели: глобальную, дидактическую, методическую. В связи с этим происходит определение основных составляющих компонентов здорового образа жизни – физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт – это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Важно уметь организовать работу для правильного формирования знаний и умений о здоровом образе жизни.

    физическая культура.

    валеология

    личная гигиена

    здоровый образ жизни

    1. Башкирова М. М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. – 1999. – № 1–2. – С. 42-46.

    2. Вернер Д. Реабилитация инвалидов. – М., 1995. – 68 с.

    3. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. – М., 1996. – С. 79-81.

    4. Рубцова Н. О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 1. – С. 67-71.

    5. Коноплина Л. Л. Жить инвалидом, но не быть им. – Екатеринбург, 2000. – 90 с.

    Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития инклюзивной образовательной системы современной школы. Важной задачей данного направления является подготовка образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность, в том числе и деятельность по ведению здорового образа жизни.

    Обучить здоровому образу жизни - организовать целенаправленный, систематический процесс для укреплении здоровья детей. Правильная организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесберегающих факторах и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих, сформирует понятие о вредных привычках .

    Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья. Данные навыки впоследствии превратятся в наиболее важный компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование и развитие здорового образа жизни всего общества. За физический потенциал ответственны физическое воспитание, спорт, здравоохранение, система рекреации и т.д.

    Общеизвестно, что здоровье - одна из важных социальных ценностей современного общества. Следовательно, основной целью исследования являлось определение путей развития и формирования здорового образа жизни. Очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Чтобы правильно его сформировать, нужно определить еще три немаловажных цели:

    • глобальную - обеспечение психического и физического здоровья детей в системе инклюзии;
    • дидактическую - вооружение дошкольников и школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению трудоспособности и здоровья;
    • методическую - овладение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики психических расстройств, соматических заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ .

    Большая ответственность за достижение этих целей формирования и развития здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу, но вместе со школой активно должна взаимодействовать семья, в которой растет этот ребенок. Именно в школе под контролем учителей, педагогов ЛФК формируется алгоритм ведения и построения здорового образа жизни, а домашних условиях эти знания и умения должны закрепляться. Первоначально нужно познакомить детей с понятием «здоровый образ жизни».

    Знакомство с информацией о здоровом образе жизни осуществляется в семье, а относительно образовательных учреждений, информирование об этом осуществляется уже с детского сада, а затем в школе. Воспитатели сообщают детям о правилах личной гигиены, правильном питании и проводят предметные занятия, прогулки на свежем воздухе. Повысить эффективность педагогического воздействия по реализации здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности возможно только при тесном взаимодействии, взаимопонимании с родителями. Известно и научно доказано, что у детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте знания, умения и навыки должны иметь социальный опыт их применения в реальной жизни, иначе они будут утрачены. Следовательно, родители должны стать активными участниками коррекционно-воспитательного процесса, придерживаться единства требований с педагогами и понимать, что важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

    Необходимо формировать у детей с ограниченными возможностями умения и навыки сохранения и укрепления здоровья. То есть элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка чувство безопасности через тактильные ощущения и понимание запрещающих вербальных и невербальных символов.

    В настоящее время в практику работы школ и детских садов широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся с ограниченными возможностями. Чаще стали проводиться дни Здоровья, которые способствуют развитию двигательной активности, коммуникативных навыков и оздоровлению организма.

    Уже в группе предшкольной подготовки дети с ограниченными возможностями и обычные дети более подробно узнают информацию на уроках валеологии, экологии, ознакомлении об окружающем мире, о режиме дня, физической нагрузке и других составляющих здорового образа жизни.

    Для плодотворного и правильного ведения здорового образа жизни дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающим, помимо систематического наблюдения, индивидуальные программы обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

    Подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать главным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Это может выражаться не только через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, но с использованием ароматерапии, функциональной музыки, психогимнастики, тренингов, а также в работе с семьей - проведение практических занятий с родителями на тему.

    У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Очень важно найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями. Особенно большое внимание необходимо обращать на коррекцию личности этих детей. Большей частью у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения. Главное - привлекать детей к различным видам спорта.

    Основными составляющими компонентами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями .

    Основная цель привлечения детей с ограниченными возможностями к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья . Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию детей с ограниченными возможностями, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

    При организации данной работы выделяются основные направления:

    Создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;

    Открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

    Разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;

    Подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;

    Разработка и издание специализированных методик и программ .

    Занятия спортом преследуют несколько целей:

    1. Спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья.

    2. Как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие.

    3. Как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права.

    4. Коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования .

    Активизация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

    Таким образом, важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями при формировании здорового образа жизни является сохранение и укрепление здоровья детей, защита их прав. Эффективность деятельности по формированию ЗОЖ и безопасного поведения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями зависит от успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и родителей воспитанников. Детям с ограниченными возможностями необходимо помогать формировать навыки и умения ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом.

    Рецензенты:

    Абильдина С. К., доктор педагогических наук КарГУ им. Букетова Е. А., г. Караганда.

    Мухтарова Ш. М., доктор педагогических наук КарГу им. Букетова Е. А., г. Караганда.

    Библиографическая ссылка

    Максименко Т.А., Тебенова К.С., Боброва В. В., Сакаева А. Н. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8235 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Чехлова Элла Владимировна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №423 г.Челябинска"
    Населённый пункт: г.Челябинск
    Наименование материала: статья
    Тема: Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья основ здорового образа жизни
    Дата публикации: 06.02.2016
    Раздел: дошкольное образование

    ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

    ЗДОРОВЬЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
    Чехлова Э.В., МБДОУ «Детский сад № 423 г. Челябинска» Физическая активность важна в любом возрасте – и в детском, и во взрослом. Но в детском возрасте, когда формируются основные системы растущего организма, когда от того, насколько гармонично развивается малыш, зависит его здоровье на долгие-долгие годы. Поэтому дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с задержкой психического развития) необходимо познакомить и научить пользоваться всеми средствами физического воспитания, которые в дальнейшем помогут ему легко адаптироваться к условиям школьного обучения. Можно ли укреплять и сохранять здоровье ребенка, не занимаясь его физическим воспитанием? Конечно, нет. Движение - естественная биологическая потребность детей, и ограничение этого не только задерживает гармоничное формирование, но и приводит к тому, что в последующие периоды жизни ребенок не может овладеть теми или иными двигательными навыками. Однако следует учитывать, что повышенные нагрузки, не отвечающие физиологическим потребностям растущего организма, могут существенно помешать гармоничному развитию ребенка. Как же удержаться на "золотой середине", с одной стороны - правильно развивая малыша в соответствии с его потенциалом, с другой - не навредив ему чрезмерной нагрузкой? Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существенных причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
    Для успешной реализации задач воспитательно-оздоровительной работы необходимо не только специально организованная деятельность, но и личный пример всех участников воспитания ребенка – педагогов, родителей. Родители и педагоги – должны быть единомышленниками, и вопросы оздоровления решать вместе. Уроки здоровья, консультации, родительские собрания по вопросам оздоровления – это небольшой перечень дел. Двигательная активность в дошкольном возрасте - важное условие для развития ребёнка с ОВЗ и формирования всех органов и систем его организма. Движение приобретает особую актуальность и социальную значимость для физического и психического здоровья детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития - не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий. С возрастом в распорядке дня ребенка физическая нагрузка будет занимать все большее место, способствовать нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Целью дошкольного воспитания является всестороннее гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического и психического развития. Средства физической культуры позволяют воздействовать на все сферы развития ребенка и в том числе на те, которые имеют решающее значение не только для полноценного физического развития, но и для умственного, нравственного, трудового, эстетического. Цель моей работы с детьми с ОВЗ - сформировать у них основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения
    элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения своих целей я применяю следующие средства двигательной направленности: физические упражнения; физкультминутки и паузы; эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная после сна); пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая; лечебная физкультура; подвижные и спортивные игры; массаж; самомассаж; психогимнастика. Ежедневно я использую пальчиковые игры. Они являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. Для укрепления зрения я использую следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.) Наряду с традиционными формами работы я провожу с детьми с ЗПР самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. С детьми, после дневного сна, провожу корригирующую гимнастику (для профилактики и коррекции плоскостопия).
    В течение дня мы с детьми изыскиваем минутку, чтобы доставить им удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка. Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей: регулярные прогулки на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, фитотерапия, аромотерапия, витаминотерапия, закаливание, подвижные игры. Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И поэтому я, в своей работе с детьми, стараюсь как можно больше находиться на свежем воздухе. Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс вдыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение. Но в связи с тем, что увеличилось количество детей с аллергией, я беру разрешение у каждого родителя на проведение «Аромотерапии». Таким образом, все эти средства позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить их к здоровому образу жизни. Теперь мы единомышленники, педагоги и родители, имеют одну цель – воспитать здоровых детей.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    «Линевская школа – интернат для обучающихся

    с ограниченными возможностями здоровья»

    Искитимского района Новосибирской области.

    «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

    Воспитатель 9 класса: Фильчакова Ю.М.

    2016г

    Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната

    Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

    На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

    По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах - интернатах практически нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

    Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

    У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

    Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

    В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:

    1. Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;
    2. Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;
    3. Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

    Под ЗОЖ мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия.

    Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:

    В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста;

    Общая трудоспособность;

    Двигательная активность;

    Закаливание;

    Соблюдение рационального труда и отдыха;

    Осмысление требований личной гигиены;

    Правильное питание.

    В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

    Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

    Наличие адекватных положительных эмоций;

    Отсутствие вредных привычек.

    В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности;

    Трудолюбие;

    Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

    Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

    В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;

    Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

    Ответственность за собственные действия и поступки.

    В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – педагоги стараются акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.

    Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается». Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

    В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования, ведение дневников.

    Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам - нет», классные часы «Правда о СПИДе», «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.

    Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

    У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.

    Воспитанники нашей школы посещают секцию «Острый конек», лечебную гимнастику «ЛФК», а также играют в спортивные игры - это волейбол, баскетбол, пионербол, настольный теннис, зимой катаются на лыжах, санках, коньках. Благодаря этому у детей с вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

    В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и закаливающие процедуры, и правильная организация питания.

    Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры, «Зарница», конкурсы плакатов и рисунков « Мы за спорт», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники « Нет вредным привычкам». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег - эстафеты, метание мяча, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

    Воспитанники школы постоянно принимают участие во всех областных и районных соревнованиях, спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.

    Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

    Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.

    Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

    Список литературы:

    1.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития/ Л. Н. Блинова. - М., 2002.

    2. Маляр А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии/ А.Р.. Маляр.- М.,2005.