• Равновесие внутренних характеристик программы. Внутреннее равновесие — необходимое условие реализации жизненных целей человека. Уверенность в своих силах

    Сегодня очень актуально для многих из нас обрести внутреннее равновесие. В первую очередь эмоциональное. Многие вполне осознанно ищут практики, делают упражнения, ходят на тренинги, чтобы научиться управлять своим эмоциональным и душевным состоянием. Кто-то вообще не задумывается о своем состоянии. Как есть, так и живет. Хотя, может быть, и страдает от того, что происходит с ним в жизни.

    • Зачем нам нужно эмоциональное равновесие?
    • Чем опасно подавление своих истинных чувств?
    • А если вы на грани, вам хочется сдержать себя, а накал эмоций зашкаливает?
    • Что способствует обретению внутреннего равновесия?


    Давайте разбираться.

    Чувствовать себя, свои эмоции, контролировать их, не терять голову в любой ситуации – это то, к чему хотят прийти многие. Я иногда даже слышу вопросы: «Как перестать сердиться?» или «Хочу не обижаться… Научите как»

    За этими вопросами стоит часто желание перестать чувствовать, контролировать свои чувства так, чтобы ничто не волновало. Возможно ли это? Мой ответ – нет!

    Контроль эмоций и подавление эмоций – это разные вещи . Часто за словом «хочу контролировать» стоит желание «Хочу не чувствовать», т.е. подавить.

    Управление своими эмоциями позволяет чувствовать себя уверенно в жизни, в ситуации, а вот подавление эмоций приводит к психологическим и физическим проблемам со здоровьем.

    Управлять эмоциями – значит их чувствовать, признавать, и направлять энергию эмоции так, как это будет наилучшим образом для вас в данной ситуации.

    Например, когда внутри закипает злость на вашего партнера по бизнесу, то улыбаться при этом, молчать и продолжать злиться – это подавить свою эмоцию. Несколько таких разговоров – и вас прорвет с вашей злостью и вашим несогласием! А вот чувствовать эту злость, осознавать, о чем она вам говорит – это управление. Если вы в данный момент понимаете, что ваши интересы сейчас будут ущемлены, то можно сказать, что вы начинаете злиться, потому что ваши интересы сейчас не учитываются. Что вы хотите другого решения. И тогда как говориться «и волки сыты, и овцы целы».

    Это искусство управления собой. Искусство обретения внутреннего равновесия, которое помогает вам в любой ситуации чувствовать себя уверенно.

    Эмоции – это энергия. И если она не признается и подавляется, то блокируется внутри нашего тела и разрушает его. А если этой силы накапливается очень много (например, подавляется гнев), то вспышка этого чувства в самый не подходящий момент гарантирована.

    Поэтому сегодня я хочу рассказать вам о том, какими способами и методами можно достичь внутреннего равновесия.

    Внутреннее равновесие для нас означает, что внутри есть полное согласие с мыслями, чувствами, самовыражением, желаниями и удовлетворением их. Человек чувствует гармонию, когда знает, что он хочет от жизни, от себя, от близких людей .

    Кажется, что может быть проще! Ан, нет! Привести себя к такому состоянию бывает не так уж просто. Но когда такое внутреннее равновесие появляется, то человек обретает глубокое самоуважение, внутреннюю свободу, легкость в общении, контакт со своими чувствами.

    Самые успешные методы, позволяющие внутреннее равновесие обрести – это различные дыхательные практики, медитация, визуализации.

    И сейчас я хочу предложить вам одно дыхательное упражнение, которое поможет обрести внутренний баланс.

    Итак, дыхание, которое возвращает в момент «здесь и сейчас».

    Для этого нужно позволить себе концентрироваться на самом процессе вдоха – выдоха, как бы понаблюдать за ними. 20 минут такого дыхания повышают приток кислорода к мозгу, увеличивая активность его. Ваш мозг отвечает за поведение, эмоции, контроль импульсов, абстрактное мышление и умение сосредоточиться. Кроме того, увеличивается выработка гормона серотонина, который дарит вам ощущение счастья.

    Как дышать. Сядьте, как Вам удобно. Закройте глаза, расслабьтесь. Медленно вдыхайте через нос на протяжении 6–8 секунд. Сосредоточьтесь на звуке своего дыхания, вдыхайте глубоко, помогая себе животом. А потом выдыхайте (тоже носом) в течение 9–12 секунд. По мере выдоха, сокращайте мышцы живота, слегка его втягивая. Цель – сделать три-четыре полноценных выдоха за минуту. Это классическая техника для успокоения ума. На времени можно не зацикливаться, достаточно делать выдох длиннее вдоха и сконцентрировать внимание на процессе.

    Внутреннего равновесия вам и ощущения счастья!

    До сих пор говорилось о том, как люди реагируют на стресс-факторы в окружающей их обстановке. Теперь пора обсудить следующий вопрос: как переключиться со стрессовых переживаний и тревожности на ощущение внутреннего равновесия.

    Что такое равновесие? Одни скажут вам, что чувство равновесия хорошо развито у того, кто может ходить по канату или кататься на одноколесном велосипеде. По мнению других уравновешен тот, кто сохраняет хладнокровие, даже когда противник прорвал его оборону и перешел в наступление. Третьи скажут, что равновесие, уравновешенность свойственна тому, кто способен терпеливо пережидать дорожную пробку в час пик. Существует множество определений равновесия.

    Мнения едины только в одном: потеряв равновесие, легко сорваться и упасть. Можно упасть в буквальном смысле, когда тело теряет устойчивость, или же сорваться в переносном смысле, когда вихрь мыслей и чувств мешает вам вести себя разумно. Говоря о внутреннем равновесии, или уравновешенности, я имею в виду такое свойство характера, которое дает возможность достигать поставленной перед собой цели.

    Поскольку в человеческой деятельности принимают участие мысли, эмоции и собственно физическое тело, то и равновесие может быть утрачено в одной из этих сфер: физической, мыслительной или эмоциональной. Когда вы падаете на землю, это, несомненно, влияет и на ход мыслей, и на эмоциональное состояние. Если вы рассердились, это опять же изменит направление ваших мыслей и каким-то образом скажется на состоянии физического тела. Итак, стоит вам утратить равновесие в любой из сфер жизни, и это подействует в целом на ваши взаимоотношения с окружающим миром.

    Говоря о воспитании в себе чувства равновесия, я исхожу из того, что даже после падения можно вновь встать на ноги и вернуть себе устойчивость. Восстановление утраченного равновесия - наша природная способность; мы пользуемся ею ежедневно, зачастую сами не замечая этого. Развитие этого природного качества необходимо в первую очередь тем, кто страдает от чрезмерной эмоциональной возбудимости, навязчивых мыслей и прочих проявлений внутренней дисгармонии.

    Воспитание чувства равновесия не означает, что вы должны раз и навсегда найти для себя какое-то равновесное, гармоничное состояние и пребывать в нем всю жизнь. Нормальному человеку это не под силу.

    Я предлагаю иную стратегию: вы должны убедиться в том.

    что всякий раз, «сорвавшись», можете снова «встать на ноги”, и восстановить утраченное равновесие.

    Средства и методы достижения равновесия, которые я предлагаю вашему вниманию, суть всего лишь средства и методы. Вообще существует множество путей, которыми можно прийти к равновесию, и описываемые в этой книге - далеко не единственные. Я расскажу только о тех методах, которые применял сам, и которые, как я убедился, помогли многим людям. Результаты появляются не сразу, а со временем и по мере практики. Я постараюсь дать вам лишь несколько примеров того, как нужно себя вести, чтобы прочнее стоять, на ногах, в прямом и переносном смысле.

    Мы будем учиться равновесию почти так же, как в самом начале своей жизни учились ходить. Делая первые шаги, мы держались на ногах неуверенно и часто падали. Мы научились ходить не в один день: вряд ли кто из вас в детстве принял решение: «С завтрашнего дня буду ходить сам» и с первой попытки обошел бодрым шагом вокруг дома. Чтобы научиться ходить как следует, нам потребовалось немало времени и практики: мы падали, снова поднимались и учились на своих ошибках. Все эти падения и ошибки помогли понять, как же все-таки нужно держаться, чтобы не падать. Затем сложился прочный навык поддержания равновесия во время ходьбы.

    Методы, о которых пойдет речь, действуют по тому же принципу. Один из предлагаемых методов помогает снизить физические проявления стресса в организме, а другой способствует прочности внутреннего равновесия в целом.

    Если вы испытываете сильный стресс, то самый короткий путь к равновесию лежит через релаксацию - расслабление. Но так бывает не всегда. Равновесие - это способность функционировать в определенном диапазоне, наиболее благоприятном. Энергозатраты тогда не слишком велики, но и не слишком малы. Если снова вспомнить, как ребенок учится ходить, то сильное напряжение сковывает мышцы, затрудняет движения, а чрезмерная расслабленность мешает устойчивости.

    Равновесие не состоит в том, чтобы как можно сильнее напрячься или расслабиться, но предполагает способность поддерживать такое состояние, которое необходимо именно для данной деятельности, какова бы она ни была.

    Представьте себе современное здание с вентиляционной системой, регулирующей температуру воздуха. Такие системы всегда снабжены устройством поддержания температуры в определенном диапазоне. Систему можно запрограммировать так, что при понижении температуры до +18 градусов термостат пошлет сигнал к подаче теплого воздуха, пока температура не поднимется выше +18°. Можно установить и верхний предел, если воздух прогреется выше +24°, термостат зарегистрирует это и даст соответствующий сигнал, после чего в помещение будет подаваться холодный воздух, пока температура снова не снизится. Системы такого типа называются гомеостатическими. Гомеостатическая система поддерживает внутри себя определенное равновесное состояние. Человека можно отнести к категории частично гомеостатических систем; это означает, что некоторые из его основных физиологических механизмов предназначены для поддержания функций организма в определенном диапазоне.

    Чтобы обрести внутреннее равновесие, вам предстоит найти то состояние, в которое вам нужно будет всякий раз возвращаться, чтобы эффективно справляться со своими задачами. Проще говоря, найти внутреннее равновесие - значит занять такую позицию, чтобы вас нелегко было «сбить с ног», несмотря на все жизненные трудности.

    Рассматривая проблемы вьетнамских ветеранов с позиции этого представления о равновесии, я обнаружил, что одно из самых распространенных постстрессовых проявлений - высокий уровень мышечного напряжения и связанные с ним болезненные явления: колики, спазмы, головные боли и т.п. С помощью электромиографического оборудования я не раз убеждался, что многие пациенты, у которых сохраняется высокий уровень напряжения в определенных мышечных группах, сами не осознают того, что эти мышцы постоянно напряжены. Дело в том, что мышечные группы находились в состоянии напряжения длительное время, настолько долго, что пациент забыл, как они ощущаются, когда расслаблены.

    В этом случае ощущение, соответствующее напряжению мышц, воспринимается человеком, как «нормальное». Были случаи, когда пациенты, которых научили расслаблять мышцы с помощью аппаратуры, в первый момент испытывали дискомфорт, для них было непривычным отсутствие напряжения в этих мышцах. Но время и практика дают свои результаты: состояние расслабления становится привычным в приемлемым. Человек может научиться возвращать мышцы в нормальное, сбалансированное состояние, подобно термостату, поддерживающему заданный диапазон температур в помещении. Лучше всего обучаться равновесию не в теории, а на практике. Я убедился, что одним из эффективных методов создания общего представления о равновесии служит старинная игра «толкни меня». В ней принимают участие двое. Правила игры немногочисленны и предельно просты. Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии около метра. Вытянув руки перед собой (ладони вперед, пальцы направлены вверх), играющий соприкасается с ладонями партнера. Во время игры можно наклоняться вперед или назад, но нельзя сдвигать ноги с места. Если один из играющих сдвинул ногу, это квалифицируется как потеря равновесия и, следовательно, проигрыш. Итак, первое правило - ноги с места не сдвигать. Второе - соприкасаться можно только с ладонями партнера. Если дотронетесь до какой-либо другой части тела, считается проигрыш. Можно отталкивать ладони партнера с любой силой иди же отводить свои ладони в сторону, прекращая контакт. Вот и вся премудрость.

    Не пытайтесь играть в «толкни меня», если вам не хочется держаться в рамках правил - соприкасаться только ладонями: кто-то из играющих рискует подучить травму. Если же соблюдать правила, то игра совершенно безопасна даже для партнеров разного роста и веса.

    Интересная особенность игры и ее отличие от большинства единоборств то, что победа достигается не за счет поражения противника, а за счет удержания собственного равновесия. Цель игры не в том, чтобы один стал победителем, а другой побежденным, а в том, чтобы избежать потери равновесия. Победить может один из партнеров, оба, или же ни один из них. Самый благоприятный исход игры, – когда равновесие удержали оба партнера.

    Чтобы играть в эту игру, надо сохранять определенный уровень физического равновесия. Интересно отметить, что часто мы теряем физическое равновесие из-за неуравновешенности в мыслях или эмоциях.

    Представьте себе, например, что поначалу вы энергично подались вперед, надеясь с силой оттолкнуть ладони противника, а он попросту убрал руки. Вы покачнулись и чуть не упали, чем вызвали у него взрыв хохота. Это, несомненно, разозлило вас.

    Досадная неудача породила в вас желание победить во что бы то ни стало и посмеяться над противником так же, как он посмеялся над вами. Эта идея обязательно скажется на стиле вашей игры. Желание победить проявится в напряжении мышц, в попытках толкнуть противника сильнее, чем требуется. Если он заметит это, то опять уберет руки, чтобы дать вам возможность вновь потерять равновесие из-за несообразно большою усилия. Таким образом эмоциональная неуравновешенность ведет к утрате равновесия физического.

    Вы можете потерять равновесие и когда противостоите усилиям противника: если у вас чрезмерно напряжены плечи, поясница, бедра или колени.

    Эта игра помогает понять, что иногда для удержания равновесия необходимо нагнуться или увернуться.

    Таким образом, вы узнаете на собственном опыте, что легко потерять равновесие из-за физического напряжения или под влиянием определенных мыслей н чувств. Вы на практике убеждаетесь, насколько нестабильным становится ваше положение, когда вы утрачиваете власть над мыслями или чувствами. Тем самым в простой игре вы учитесь осознавать свой индивидуальный стиль приложения силы, который сопровождает вас в течение всей жизни. Более того, эта игра позволяет научиться применять силу уравновешенно.

    Уже говорилось об агрессивности как об одном из симптомов посттравматического стресса, о повышенной готовности прибегать к агрессии - физической, умственной, эмоциональной или вербальной - для достижения своей цели, даже если ситуация не является жизненно важной. У человека, привыкшего к такому стилю поведения, агрессивные действия настолько вошли в плоть и кровь, настолько стали частью натуры, что сам он не замечает как воздействует на других. И даже, когда все окружающие воспринимают действия такого человека как агрессивные, ему самому кажется, что он ведет себя нормально.

    Игра «толкни меня» постепенно учит осознавать те моменты, когда применяется чрезмерное усилие, и вообще когда наши действия несбалансированны по приложению силы. Однако важно уточнить, что значит «чрезмерное», какое усилие можно считать нормальным, а какое - избыточным. Думаю, что избыточное - такое усилие, которое выводит из равновесия.

    Воздействовать на других с такой силой, которая не дает желаемого результата, поскольку выводит вас из равновесия, – нецелесообразно,

    Под равновесием, напомню, мы подразумеваем такой уровень активности, который требуется для достижения данной цели. Не больше и не меньше. Чрезмерная активность является помехой, так как лишает равновесия.

    Для примера снова обратимся к игре «толкни меня». Когда вы стремитесь одержать верх, когда вами владеет желание «посмотреть как этот паяц шлепнется», вам легко упустить из виду свою главную задачу - сохранить равновесие! Вы моментально забываете, что важнее всего прочно держаться на ногах самому.

    Когда вашей целью становится поражение и посрамление противника вы легко жертвуете ради нее собственным равновесием. И хотя порой такая стратегия действительно создает некоторые преимущества, гораздо чаще она выходит боком - как в игре, так и в жизни. Во многих случаях чрезмерное силовое воздействие не помогает, а помешает вам достичь цели. Это в равной мере относится к любому человеку, и так было во все времена.

    Однако, играя, попробуйте, что будет, если толкнуть противника изо всей силы, не заботясь о собственном равновесии. Опытный игрок попросту уйдет от контакта и вам невольно придется изменить положение ног. Вы сами будете виноваты в потере равновесия. Если же и второй игрок поступает так же, то результат может быть иным: вы не потеряете равновесия, так как ваш рывок вперед гасится встречным усилием противника.

    Тот, кто не умеет применять силу уравновешенно, всегда будет зависеть от наличия или отсутствия сопротивления. Чтобы чувствовать себя сильным, ему нужен соперник. Когда человек уравновешен, такая потребность у него существенно меньше.

    Агрессивность - это такой тип поведения, где применяется тактика, аналогичная тактике игры «толкни меня»: мы оказываем, силовое воздействие, стараясь в то же время сохранить равновесие. Когда нами управляет инстинкт «бей или беги», мы склонны вкладывать в удар больше силы, чем требуется. Чтобы избавиться от явлений посттравматического стресса, нужно, в частности, научиться снижать интенсивность этого рефлекса.

    Для начала научимся пользоваться своей силой уравновешенно, т.е. дозировать ее применительно к ситуации. Подобно тому, как отопительную систему можно запрограммировать на автоматическое изменение температуры при выходе из заданного диапазона, так и человек может научиться изменять свою внутреннюю «температуру».

    Если температура воздуха в помещении достигает 37°, люди ощущают сильный дискомфорт. Так же дискомфортно чувствуете себя и вы, когда ваша внутренняя «температура» - напряженность физическая и психическая - достигает высокого уровня. Вспомните, когда вы отдаете команду «бей или беги», вы тем самым приказываете телу напрячься. Если ваш рефлекс «бей или беги» натренирован в многочисленных стрессовых ситуациях, то вам, вероятно часто приходится испытывать внутреннее напряжение и связанный с ним дискомфорт.

    Мне пришлось так подробно остановиться на чувстве равновесия, поскольку обучение равновесию - это один из способов открыть внутри себя «выпускные клапаны» и снизить избыточное напряжение. Чтобы открыть эти клапаны и приблизиться к равновесию, нужно поработать над собой. Достичь равновесия можно только, если знать, что оно собой представляет, причем, не только умом, но и на практике, как состояние, которое вы испытали и к которому можете вернуться.

    Вот почему так важно воспитывать равновесие в себе, в мыслях и чувствах: таким образом вы создаете у себя некое «устройство самонаведения», которое в момент стресса направит вас туда, куда нужно.

    Допустим, например, что у вас бывают головные боли, вызванные перенапряжением. Вначале ясно одно: голова болит, и единственное желание - избавиться от боли. Но, освоив на практике некоторые методы достижения равновесия, вы поймете, что боли возникают только при накоплении стрессового напряжения. Это означает, что при стрессе вы активно напрягаете определенные мышцы, что в свою очередь затрудняет кровообращение и приводит к головной боли.

    Если вам известно, что происходит в организме до того, как вы почувствуете боль, тогда вы увидите свою задачу не в том, чтобы поскорее заглушить болевое ощущение, а в том, чтобы справиться со стрессом, реакцией на который и является ваша головная боль. В некоторых случаях перейти от стрессового состояния к внутреннему равновесию - можно, только научившись расслаблять определенные мышечные группы. Какие именно мышцы вам следует расслабить, зависит от вашего индивидуального рисунка мышечного напряжения.

    Такая же стратегия применима и в отношении ваших мыслей. Если вам свойственны «навязчивые идеи», продиктованные необоснованным страхом, они, вероятно, заставляют вас напрягаться так же сильно, как если бы вам что-то реально угрожало. Поэтому, говоря о воспитании равновесия, мы говорим, в частности, и о таком образе мыслей, который свободен от навязчивого необоснованного страха.

    Умение расслабляться особенно ценно для тех, кто часто испытывает напряжение и тревогу. Я опишу одно специальное упражнение, которое, как показала практика, можно с успехом применять для расслабления мышц и успокоения психики. Обучая этому методу своих пациентов, я пользовался электромиографическим оборудованием. С помощью такого оборудования пациент может сам убедиться, насколько эффективно его мышцы реагируют на команду расслабиться. Поскольку у вас вряд ли имеется возможность измерить уровень своего мышечного напряжения с помощью электронного оборудования, вам придется воспользоваться своим «внутренним радаром», т.е. собственным умением ощущать, что происходит внутри вас.

    Обратите внимание на то, как вы будете ощущать свои мышцы до и после упражнения. Само упражнение таково, что на рассказ о нем уйдет больше времени, чем на его выполнение. В нем будут задействованы ваше тело, процесс дыхания и мысленные представления. Сначала я расскажу о каждом из этих трех аспектов по отдельности, а затем объясню, как их объединить.

    Первая часть упражнения - это серия действий, называемая прогрессивной мышечной релаксацией. Выполняется очень просто: вы сосредотачиваетесь последовательно на каждой мышечной группе. Вначале вы напрягаете мышцы, затем расслабляете их. Начните с пальцев ног: напрягите их, а потом расслабьте. Проделайте то же самое с лодыжками, икроножными мышцами, бедрами, ягодицами, поясницей, мышцами брюшного пресса, груди, верхней части спины, плеч, шеи, лица (глаза, лоб, челюсти); наконец, с мышцами рук. Напоследок сожмите руки в кулаки, затем разожмите. Первая часть упражнения окончена. Выполните ее хотя бы раз, чтобы уловить нужное ощущение.

    Вторая часть связана с дыханием. Вам предстоит овладеть искусством брюшного дыхания, которое увеличит приток кислорода в ваш организм. Мы будем делать вдох через нос и выдох через рот. Вдыхайте достаточно глубоко - но не настолько, чтобы казалось, что вы вот-вот лопнете, а просто сделайте хороший полный вдох.

    Многие люди считают, что легкие помещаются целиком в грудной клетке, и для глубокого вдоха нужно втянуть живот и выпятить грудь. Но если вы посмотрите на анатомический рисунок человеческого тела, вы увидите, что нижние доли легких расположены непосредственно над брюшной полостью. А это значит, что втянув живот при вдохе, вы заблокируете доступ воздуха в нижнюю часть легких, как если бы надувая воздушный шарик, вы зажали рукой его противоположный конец. Итак, для глубокого и полного вдоха необходимо заполнить воздухом нижние доли легких. Глубоко вдохните через нос, поместив ладонь на солнечное сплетение (ниже грудной клетки над пупком). Слегка приподнимите ладонь, чтобы она не касалась кожи. Поднимается ли при вдохе область солнечного сплетения? Если нет, то ваш вдох недостаточно глубок, потому что вы заполняете воздухом только верхнюю часть легких, расположенную в грудной клетке. Дайте воздуху войти в брюшную полость, чтобы вы почувствовали под рукой, как выпятился живот. Это верный признак наполнения нижней части легких.

    Научившись заполнять легкие воздухом, можно перейти к следующему этапу брюшного дыхания: при выдохе не выдувать из себя воздух так, словно хотите погасить свечки на именинном пироге, а просто расслабить брюшную стенку и выпустить воздух из легких почти без усилия. Когда вы делаете вдох, ваши легкие подобны надутому шарику. Напряжением мышц вы удерживаете воздух в легких, – как если бы зажав отверстие шарика, вы не давали ему сдуться. На выдохе просто сбросьте напряжение мышц, словно выпуская шарик из пальцев, и дайте воздуху свободно выйти.

    Потренируйтесь в выполнении брюшного дыхания: Вдохните через нос, заполняя воздухом брюшную полость, и при этом проследите, чтобы стенка живота приподнялась; затем без усилия выдохните через рот. И еще при выполнении этого упражнения я хотел бы обратить ваше внимание на положение плеч и нижней челюсти. При естественном дыхании плечи слегка приподнимаются на вдохе и опускаются на выдохе. При выдохе через рот также слегка опускается нижняя челюсть. Но если вы напряжены, челюсти у вас останутся сжатыми, а плечи на выдохе не опустятся. На первых порах вам, вероятно, придется следить за всеми этими движениями и отдавать своему телу соответствующие команды. Итак, теперь вы знаете, как следует выполнять брюшное дыхание. Вдохните через нос, пусть живот у вас слегка выпятится - свободно выдохните ртом, пусть плечи и нижняя челюсть слегка опустятся. Проделайте упражнение несколько раз, чтобы понять его суть.

    На следующем этапе мы объединим прогрессивную релаксацию с брюшным дыханием и будем выполнять их одновременно. Прогрессивная релаксация, как мы помним, содержит два вида действия: напряжение мышц и их расслабление. Брюшное дыхание также состоит из двух действий: вдоха и выдоха. Чтобы совместить эти два упражнения, вы будете напрягать и расслаблять мышцы в ритме вдохов и выдохов. Например: медленно напрягаем пальцы ног, одновременно делая глубокий медленный вдох, затем медленно расслабляем пальцы одновременно с медленным свободным выдохом.

    Обобщим все сказанное: не спеша вдохните через нос, слегка выпячивая живот и вместе с этим постепенно напрягая пальцы ног. Достигнув вершины вдоха, прекратите напрягать мышцы. Начните без усилия выдыхать через рот, расслабляя в то же время пальцы ног. При этом следите, чтобы у вас слегка опустились плечи и нижняя челюсть. Повторите упражнение со следующей мышечной группой и так далее, пока не будут пройдены все, и каждый раз сочетайте напряжение с вдохом и расслабление с выдохом.

    Повторю, что на объяснение этого упражнения требуется гораздо больше времени, чем на его выполнение. Проработка всех основных мышечных групп не отнимет у вас более 3-5 минут. Потренируйтесь, пока не научитесь легко и естественно сочетать релаксацию с дыханием.

    Наконец, мы дополним это упражнение элементом психической тренировки: он носит название визуализации. Делая вдохи и выдохи, напрягая и расслабляя мышцы, вы призовете на помощь свое воображение. Чтобы освоить визуализацию, вначале посмотрите на свои руки и сожмите их в кулаки. Закройте глаза и мысленно представьте свои сжатые кулаки. Не открывая глаз, разожмите руки и снова прочувствуйте, как они разжимаются. Таким образом, психическая часть этого, основного упражнения состоит в том, что вы будете «видеть» мысленно различные части своего тела во время вдоха и напряжения, выдоха и расслабления.

    Заставьте свое воображение работать с этими представлениями. Не открывая глаз, потренируйтесь сжимать кулаки на вдохе, расслаблять руки на выдохе и одновременно рисовать мысленную картину того, как ваши ладони раскрываются и закрываются. Как только вам это будет хорошо удаваться, можете переходить к следующему этапу. Здесь вашему воображению придется хорошенько потрудиться. Снова закройте глаза и вдохните, напрягая руки. Но на этот раз, выдыхая через рот и расслабляя мышцы, одновременно представьте себе, что вы как бы «выдыхаете через руки». Разумеется, это можно разве что в воображении, но в данном случае это для нас важно. Закрыв глаза, представляйте на выдохе, что выталкиваете из себя воздух через руки. На вдохе нарисуйте картину того, как ваши руки напрягаются. На выдохе мысленно наблюдайте, как руки расслабляются и по мере того, как 6ы выдыхаете через них, представьте вытекающее из рук напряжение.

    Как выглядит мышечное напряжение, на что оно похоже? Здесь можете дать волю своей фантазии. Напряжение может выглядеть как угодно, смотря по тому, какой образ приходит вам на ум при выполнении этого упражнения. Одни рассказывают, что им представляется исходящий от рук темный дым; другие видят пар, словно из кипящего чайника; третьим кажется, что разворачиваются сжатые пружины. Можете воспользоваться любым из этих образов или придумать свой собственный, лишь бы он помог вам представить, как нечто выходит из той части тела, через которую вы «выдыхаете». Дым, пар, туман - все, что может символизировать накопившееся в мышцах напряжение.

    Многие пациенты отмечают, что когда они «выдыхают» через хорошо расслабленные мышцы, им представляются светлые, чистые выбросы. Когда же «выдох» делается через напряженную мышцу, воображение рисует им выброс темного, грязного цвета. Выберите любой образ, который будет для вас убедительным. Если вы научитесь представлять себе, как внутри вас «открывается выпускной клапан», вы тем самым будете посылать через психику и мозг распоряжение своим мышцам, и это поможет им расслабиться.

    Теперь вы готовы воспринять окончательную инструкцию упражнения релаксации, в котором объединяется работа тела, психики и дыхания. Поскольку невозможно одновременно читать и выполнять упражнение, попросите кого-нибудь, хотя бы на первых порах, зачитывать вам эту инструкцию, или же сами наговорите ее на магнитофон и включайте в удобное для вас время.

    Прежде чем начать, найдите тихое место, где вам никто не помешает. По возможности, удалитесь от телефона. Сядьте или лягте поудобнее. Заранее сходите в туалет. Расстегните туго облегающую одежду, ослабьте пояс. Когда начнете упражнение, следите, чтобы ритм дыхания был естественным для вас, даже если он не совсем совпадает со звучащими словесными инструкциями. Если команды подаются слишком медленно, не ждите, не задерживайте дыхания, а продолжайте вдыхать и напрягать мышцы, выдыхать и расслабляться в том темпе, который вам удобен. Время от времени «просматривайте» все свое тело мысленным взором, отмечайте состояние мышц. Делайте паузы, переходя от одной мышечной группы к другой, чтобы точнее уловить ощущение.

    Независимо от того, дает ли вам инструкции кто-то из близких, или вы пользуетесь магнитофонной записью, речь должна быть четкой и медленной, а текст рекомендуется следующий.

    Устройся поудобнее. Глубоко вдохни и выдохни. Теперь напряги пальцы ног, одновременно с глубоким вдохом через нос. Пусть на вдохе слегка выпятится живот. Медленно выдыхая, представь, что делаешь выдох через пальцы ног. Постарайся увидеть, как из них «вытекает» напряжение. Повтори: вдох, напряги пальцы, выдох; плечи и нижняя челюсть слегка опускаются.

    Внимание на стопу и голеностоп. На вдохе напряги стопу, на выдохе «выдохни» через нее. Повтори: вдох, выпяти живот, медленный выдох без усилия через стопы.

    Внимание на икры ног. Вдох, напряги мышцы. Выдох через икры. Выдыхаешь ртом, плечи и челюсть слегка опускаются. Еще раз: вдохнуть, медленно напрячь икры, выдохнуть, медленно расслабить.

    Мышцы бедер. Вдохнуть и напрячь, медленно выдохнуть через мышцы. Еще раз вдохни и напряги мышцы; медленно выдохни, опуская плечи и челюсть.

    Теперь ягодичные мышцы, вдохни и напряги их; выдохни н расслабь. Снова: вдох через нос, напрячь мышцы; медленный выдох, опустить плечи.

    Поясница. На вдохе прогнись в пояснице, на выдохе расслабь и выдохни через нее. Вдох, напряжение; выдох, представь, как напряжение уходит из этой области.

    Живот. На вдохе напряги брюшной пресс; свободно, без усилия выдохни. Вдох через нос, выдох, плечи и челюсть опускаются.

    Верх спины. Вдохни и сведи лопатки вместе. Выдохни через лопатки. Медленный вдох, напряги спину, медленный выдох, расслабься.

    Плечи. На вдохе подними плечи, на выдохе дай им спокойно опуститься. Вдох, напряжение, выдохни через плечи.

    Переходим к шее. Вдох через нос, выпячивая живот, свободный выдох через шею.

    Лицо. На вдохе напряги мышцы вокруг глаз и рта, наморщи лоб. Выдохни через лицо, расслабься. Вдох, напряги мышцы, выдох, проследи, как напряжение «вытекает».

    Руки. Вдохни и напряги мышцы, затем выдохни через них. Вдох через нос, затем медленный выдох, свободно опуская плечи и челюсть.

    Закончим кистями рук. Вдохни и собери все напряжение, какое еще осталось в твоем теле, в сжатые кулаки, затем выдохни через руки, медленно разгибая пальцы. Снова вдохни и сожми кулаки, затем выдохни без усилия и представь, как остатки напряжения стекают с кончиков пальцев.

    Упражнение окончено. Когда вы приобретете некоторый опыт, на выполнение всего цикла у вас будет уходить не более пяти минут. Не забывайте «просматривать» свое тело внутренним взором, отмечая все возникающие ощущения. Заметна ли разница в состоянии до и после упражнения? Постарайтесь запоминать ощущения «до» и «после» при каждом выполнении упражнения. Это разовьет у вас способность по внутренним признакам замечать накопление напряжены в организме.

    Если проделывать этот цикл расслабления по три раза в день, после пробуждения, в середине дня и перед сном, уже через несколько дней вы начнете осознавать, каким образом в вас накапливается мышечное напряжение.

    Я обычно рекомендую пациенту расслабляться таким образом в течение 10 дней по три раза в день. Это минимальный срок, который требуется человеку, чтобы узнать, поможет ли ему это упражнение. Оно, как и все методы релаксации, отнюдь не является панацеей; просто оно позволяет вам лучше понять и довести до сознания те команды, которые ваш мозг посылает телу. Осознавая эти команды, мы тем самым берем их под контроль; чем лучше мы знаем свои реакции, тем более способны управлять ими, а значит, и поддерживать внутреннее равновесие.

    Умение расслабляться принесет максимальную пользу в те моменты вашей жизни, которые отмечены наибольшим стрессовым напряжением. Когда вы сталкиваетесь с явлениями и событиями, легко выводящими вас из равновесия, вам очень важно знать, как в такой ситуации сохранить спокойствие и способность управлять своим вниманием. Воспитывая в себе равновесие, вы тем самым приобретаете инструмент для обуздания реакции «бей или беги», срабатывающей под влиянием реальной или мнимой угрозы.

    В обычной, повседневной жизни умение сохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь.

    Описанное упражнение, подобно восточным боевым искусствам и медитативной практике, помогает человеку развить в себе чувство равновесия путем особой концентрации внимания. За вами остается выбор той почвы, на которую вы хотите опереться.

    «Я даже не представляю, чтобы я мог ударить кулаком по столу, накричать на кого-нибудь или жаловаться на безобразное отношение шефа, пусть даже и собственной жене. Это даже не вопрос сдержанности, уважения к себе и к другим, хотя и это важно. Мне кажется, воспитанные люди так не должны вести себя». 38-летний Максим уверен, что умение сдерживать себя и свои эмоции – тот фундамент, на котором должны строиться любые отношения. С другой стороны, он бы хотел быть чуть более раскованным, эмоциональным и открытым со своими близкими: «Когда мы собираемся семьей или с друзьями, я чувствую себя скорее наблюдателем, нежели участником праздника. Наверное, неплохо было бы легче сближаться с людьми, говорить о пустяках, «отпускать» себя иногда, хотя я и ненавижу это слово».

    На то, как мы проявляем эмоции, жестко контролируем их, афишируем или можем ими управлять, влияют культура, воспитание, стереотипы. «Будет ли человек в хороших отношениях со своими эмоциями, как правило, зависит от того, что он усвоил в детстве, – объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Хорошо, когда родители понимают, что ребенок имеет право на любые чувства, стараются замечать и уважать то, что он испытывает: вместе радуются, грустят, позволяют ему переживать несчастья так, как ему это подходит». Дети, взрослея, часто перенимают модель поведения родителей (хотя бывает и наоборот: вырастая, они ведут себя «от противного»). «Когда мы позволяем ребенку проживать то, что он чувствует, у него появляется толерантность не только к своим страхам, горестям и радостям, но также к чувствам других людей, – продолжает психотерапевт. – Но родители часто не знают, как обращаться с собственными эмоциями, сами холодны или эмоционально закрыты, потому что такими были их собственные родители. В результате ребенок запоминает, что его страх или гнев вызывает страх и гнев родителей, и старается не давать волю чувствам. А потом перестает считать их чем-то важным и теряет доступ к себе».

    «Что на меня нашло?»

    Но чувства никуда не исчезают: они начинают жить собственной, неуправляемой жизнью и становятся причиной неожиданных поступков, внезапных аффектов. Случается, что вытесненные (забытые) эмоции принимают вид своей противоположности: за показной радостью скрывается грусть, за вспышкой гнева – страх... «Но механизмы работают не бесконечно: в какой-то момент истинные чувства прорываются и захлестывают нас, – добавляет Светлана Кривцова. – Так, человек, который считал себя спокойным и даже холодным, вдруг страстно влюбляется «не в ту» женщину, разрушает семью, делает массу непоправимых ошибок. А щепетильный и опекающий вдруг становится предвзятым и несправедливым...» Вытесненные чувства возвращаются, и тогда мы перестаем понимать, кто мы такие: под яростным напором эмоций снижается и даже рушится наша самооценка.

    Понять язык наших чувств

    Наша реакция на текущие события связана и с нашим прошлым. Хотим мы того или нет, память сообщает о нашей уязвимости. Вот почему те, кто склонен к контролю, не любят даже приятных сюрпризов. «Трудность в том, чтобы отличать чувства, говорящие о нас, от тех, что говорят о ситуации, – объясняет психотерапевт. – Для этого можно задать себе вопрос: то, что я чувствую, касается происходящего сейчас или связано с моим прежним опытом – что-то вспомнилось, отозвалось, заболело?» Доверяя своим эмоциям, мы лучше ориентируемся в жизненных ситуациях и легче находим душевное равновесие. «Есть одно особое настроение – настроение мира в душе – в котором мы обретаем самих себя и понимаем происходящее без искажений, – считает Светлана Кривцова. – Состояние мира – совсем иное, чем жесткий контроль эмоций ради сдержанности. Как показывают исследования нейробиологов, при этом работают другие отделы мозга по сравнению с ситуацией наказывающего самоконтроля».

    Эмоции как необходимость

    Сдерживать слезы и душевные порывы, избегать сближения с людьми, отказываться от своих желаний… Контроль над эмоциями требует постоянных ограничений и рационализаций. Но в какой-то момент схемы дают сбой: «почему-то» уходит жена (муж), чужими становятся дети, исчезают друзья, работа, в которой был смысл, больше не радует. «Тот, кто стремится к полному контролю над своими эмоциями, не осознает, что это просто невозможно: чувства все равно возникают, и, даже если у нас получается довольно успешно их скрывать, их давление не пропадает, – считает Светлана Кривцова. – Кроме того, подавлять их рискованно: даже если эмоции исчезают из нашего сознания, они остаются и в бессознательном, и в зажимах нашего тела».

    Цена самоконтроля слишком высока: постоянное внутреннее напряжение, отсутствие глубоких отношений с людьми, незнание себя. «Эмоции – наша жизненная потребность, ключ к пониманию того, кто мы есть на самом деле, – подводит итог психотерапевт. – Жизнь, в которой нет места переживаниям, воспринимается нами как непрожитая (пусть она и выглядит как насыщенная) и приводит в итоге к отчаянию. Именно поэтому нам важно учиться принимать свои переживания, ощущения, чувства и эмоции такими, какие они есть».

    Кристина Кретова, 28 лет, солистка балета Большого театра «Мне не сразу удалось вдохнуть жизнь в свой танец»

    «Пока я училась в балетной академии, я старалась в основном изучить балетные техники. Да и партии, которые я тогда танцевала, не требовали от меня слишком большого эмоционального включения – это были чаще всего массовые номера. Но я хорошо помню, как педагоги постоянно говорили нам, ученицам – улыбайтесь… И когда я пришла работать в театр, мне стало понятно почему: о начинающих балеринах часто говорят: «она танцует как ученица» или «она этого еще не пережила». И ведь это действительно трудно – в 18 лет танцевать так, как того требует партия, как того хочет зритель! Я стала учиться этому у своего педагога, которая объясняла мне буквально каждый эмоциональный всплеск – сначала в партии Жизели (это был мой первый балет), потом в «Лебедином озере».

    Сейчас я не могу точно вспомнить, когда мне удалось вдохнуть жизнь в свой танец, но я хорошо знаю, что это случилось не сразу. Мне кажется, что я и по сей день учусь не работать на сцене, а жить, танцевать чувствами. Я очень тщательно подхожу к актерской игре, часто «репетирую» свои эмоции перед зеркалом, нисколько не боюсь быть на сцене некрасивой или смешной. Я пробую себя в разнообразных амплуа, стараюсь выносить на сцену все переживания, которые мне случается испытать в жизни. На мой взгляд, зрителю намного важнее сопереживать, переживать происходящее на сцене вместе с героем, чем отмечать безупречность движений артиста. Хотя чем лучше мы овладеваем техникой, тем большую свободу обретаем. Сейчас я работаю над ролью Анюты в одноименном балете, и мне очень нравится, что передо мной открываются огромные возможности. Я попытаюсь соединить в этом образе все, что получу от прочтения пьесы Чехова, что услышу от хореографа Владимира Васильева, а также все те эмоции и переживания, которые известны (пока!) только мне одной».

    Записала Е. З.

    Что делать?

    Вы напряжены, взволнованы? Чтобы ослабить эти ощущения, сосредоточьтесь на дыхании. Удлините выдохи и сократите вдохи: попробуйте вдыхать на три счета, а выдыхать на четыре. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что волнение отступает.

    Чувствовать

    Чтобы научиться управлять своими эмоциями, для начала научитесь их распознавать, понимать, что с вами происходит «здесь и сейчас»: мне грустно, я разочарован(а), злюсь... Услышать свои ощущения – это и есть первый шаг к эмоциональной свободе. Мозг запоминает наши реакции и постепенно привыкает посылать нашему телу более спокойные сигналы, что помогает избавиться от необходимости защищаться.

    Понимать себя

    Осознав последствия постоянного контроля над собой, мы можем перестать прятаться за ним, как за каменной стеной. Попробуйте задать себе несколько вопросов: «Хорошо ли знает меня мое окружение?», «Есть ли эмоциональная близость между мной и теми, кого я люблю?», «Станет ли мне лучше, если я перестану себя сдерживать?», «Действительно ли контроль защищает меня от неприятностей и ошибок?»