• Использование снит в преподавании биологии. Использование метода тестирования при обучении биологии Эти и подобные им формы проверки знаний оживляют урок, делают контроль знаний нестандартным, интересным и, как следствие - активизируют учебный процесс


    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.Выступление на городском методическом объединении биологов.

    ТЕСТИРОВАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

    Одна из важнейших проблем организации учебной деятельности является создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. В процессе контроля выявляются достижения школьников в области ЗУН, знания закрепляются, уточняются, систематизируются, а на основе полученных знаний корректируется процесс изучения нового материала.

    Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки? Какие методы и приемы при этом использовать? Как с наименьшими потерями времени проверить знания каждого ученика? Эти, и наверное, другие вопросы встают перед учителем, особенно молодым, начинающим свою педагогическую деятельность.

    Я считаю, что тестирование, как одна из форм программированного опроса поможет решить часть этих вопросов.

    Преимущества тестирования в процессе обучения школьников очевидны:

    · Тесты- это удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. Экономит время и позволяет объективно оценить знания.

    · Обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных биологических понятий, включенных в минимум биологического образования.

    · Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации.

    · Формируют практический опыт учащихся по работе с контрольно- измерительными материалами для ЕГЭ и централизованного тестирования.

    · Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале.

    · Помогает учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей учащихся.

    · Позволяют организовать взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку знаний учащимися.

    · Тесты, однажды приготовленные учителем значительно облегчают деятельность учителя, вносят разнообразие вы методику работы.

    Причиной низкого качества знаний учащихся является нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем и не остается времени на осмысление, применение на практике и проверку знаний, умений. Существует простая истина: все этапы усвоения знаний и умений должны выполняться каждым учеником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя.

    Методы опроса и контроля знаний.

    Основным этапом урока является опрос и повторение изученного материала. Это обязательная часть урока, на котором учитель имеет возможность контролировать, корректировать, оценивать уровень знаний. На традиционном уроке опрос занимает 15 минут в начале урока. Существует много методов опроса. Я в основном использую индивидуальный опрос. От ученика требую полный развернутый ответ. Считаю, что такая форма опроса развивает монологическую речь, память, мышление, умение делать выводы, обобщать, публично выступать. Отвечают 2- 3 ученика. Они вызываются одновременно, чтобы успели обдумать свой ответ и психологически подготовиться. Ведь неожиданный подъем ученика с места и вызов его к доске пугает детей, приводит к замешательству, вызываетвозбуждение нервной системы. Они теряются, не могут ясно выразить вою мысль. С этой целью отвечающим предварительно раздаю карточки с вопросами. Вопрос, произнесенный учителем вслух воспринимаются плохо, забывается, учащиеся переспрашивают вопрос заново. А видя конкретный вопрос на карточке с пояснительными рисунками, школьник имеет лучше подготовиться у доски.

    К сожалению, время опроса ограниченно и трудно опросить большое число учащихся. Поэтому использую и другие методы опроса, например, экспресс -проверка биологических терминов, законов, понятий.

    Считаю, что знание биологических понятий и создает основной каркас, базис биологических знаний. Из урока в урок постоянное воспроизведение одних и тех же терминов помогает запомнить их даже слабым учащимся. После многократного повторения доверяю сильным ученикам проверить знания одноклассников и оценить их знания. Такой параллельный опрос помогает быстро опросить еще 2- 3 учеников. Использование поурочных тестов дополнительно помогает выставить оценки еще 2- 3. Таким образом, за 15 минуту меня есть возможность опросить 5- 7 человек.

    При тестировании выявляются как знания, так и незнания учащихся, что достигается посредством системы заданий, нацеленных наотделение знаний и незнания у каждого тестируемого. Учитель может определить пробелы в знаниях учащихся по тем или иным вопросам темы.

    Применение тестов на уроках.

    Тесты можно эффективность использовать на любом этапе урока. Это зависит от целей, методики, целей контроля. Тесты обязательно должны легко зрительно восприниматься и ни в коем случае нельзя читать тесты. На слух не воспринимаются вопросы, учащиеся переспрашивают. Учитывая это всегда использую карточки, листыс тестами. Их можно размножить в любом количестве, корректировать.

    · Поурочный контроль. Карточки с тестами предлагаются на этапе опроса домашнего задания. Тестывключают вопросы репродуктивного характера, а так же требующие логического мышления и применения знаний в новой ситуации. Тесты легко, быстро оцениваются учителем или учеником по ключу- ответу. Позволяет увеличить число опрошенных учеников и накопялемость оценок.

    · Закрепление материала. Закрепление- обязательная часть урока, так как на этом этапе в сознании учащихся происходит обобщение и систематизация информации. На данном тапе можно не оценивать знания, так как материал усвоен не в полной мере. Позволяет каждому ученику выявить свои пробелы в определенном вопросе, чтобы дома обратить на это большее внимание. Можно провести обсуждение тестов, расширить представление о предмете обсуждения. При этом для проецирования тестов можно использовать технические средства обучения.

    · Обучающая роль тестов. Тесты можно использовать при изучении новой темы при работе с учебником или пособием. После проработки текста в план, тезисы, схемы. Вопросы тестов при этом направляют деятельность учащихся, помогают выявить главное, обратить внимание на детали.

    Например, при изучении темы «Ткани в организме человека» (9 класс) можно предложить карточку – задание:

    Пользуясь учебником, из перечня тканей и свойств (1- 10) выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы(А- Ж):

    Вопросы:

    А. Какие ткани образуют скелет, хрящи?

    Б. Какой тканью образованы потовые железы?

    В. Какими тканями образована кожа?

    Г. Какой тканью выстлана ротовая полость?

    Д. Какие свойства характерны для нервной ткани?

    Е. Какие свойства характерны для мышечных тканей?

    Ж. Какая ткань состоит из звездчатых клеток?

    Ответы:

    1. эпителиальная секреторная ткань.

    2. Эпителиальная покровная ткань.

    3. Мышечная ткань.

    4. Нервная ткань

    5. Возбудимость и сократимость.

    6. Возбудимость и проводимость.

    7. Упругая волокнистая соединительная ткань.

    Эти карточки можно использовать в следующий раз, но уже при проверки знаний.

    · Тематический контроль и итоговая аттестация.

    Использую тестирование как форму итоговой аттестации и тематической проверки знаний. Мною составлены контрольные работы по всем темам биологии за 6- 11 класс. Тесты включают варианты свопросами среднего и повышенного уровня. Эту работу я веду с 1999 года. Накоплен огромный материал. Контрольные работы расположены по папкам, темам, разделам. Каждая контрольная работа имеет 2 варианта, ключ к ответу.

    Проверка и оценка тестов.

    Для проверки тестов готовлю карточку с ключом. Здесь же имеется и критерии оценок. Например, 90 – 100 % правильных ответов – оценка «5», 70- 90 % - «4», 50- 70 % - «3», менее 40 %- «2».

    Недостатки тестов.

    Ни один из методов не является абсолютно универсальным.Любой методимеет преимущества и недостатки одновременно. Поэтому творческий учитель будет использовать разнообразные методы, приемы и формы. Все познается в сравнении и постепенно учитель сам выбирает наиболее оптимальные для себя формы работы, руководствуясь принципами активизации и оптимизации обучения, творчески совершенствуя их по форме и содержанию.

    Работая с тестами я столкнулась и с недостатками тестов:

    · В связи со спецификой биологии нередко трудно дать единственно правильный ответ. Такие вопросы с не однозначным ответом лучше исключить из тестирования.

    · Большая возможность списывания, когда можно на пальцах показать ответ.

    · Не отражает глубокие и объективные знания учащихся, не позволяет проследить логику и способность умозаключения ученика.

    Список составленных мной

    контрольных работ по биологии и экологии:

    9 класс. « Биология. Человек»6 класс. «Биология. Растения»

    «Ткани в организме человека»«Корень»

    «Нервная система»«Побег»

    «Кровь»« Цветок и соцветия»

    «Кровообращение»«Плоды»

    «Пищеварение»«Семейства цветковых растений»
    «Обмен веществ»«Водоросли»

    «Кожа»«Мхи»

    «Выделительная система»«Папоротникообразные»

    «Органы чувств»

    «Опора и движение»7 класс. «Биология. Животные»

    10 класс. « Общая биология. «Кишечнополостные»

    «Эволюционное учение»

    «Развитие органического мира»«Плоские, круглые и кольчатые черви»

    «История развития жизни на Земле»«Членистоногие»

    «Происхождение человека»«Класс рыбы»

    Итоговая контрольная работа.«Класс земноводные»

    «Класс пресмыкающиеся»

    10 класс. Экология.« Класс птицы»

    « Аутэкология»«Класс млекопитающие»

    «Демэкология- экология популяций»

    «Синэкология- экология сообществ»

    итоговая контрольная работа по разделу «Экология»

    11 класс. Биология.

    «Учение о биосфере»

    «Клеточная теория. Строение клетки»

    «Химический состав клетки».

    «Обмен веществ в клетке»

    «Размножение и индивидуальное развитие организма».

    « Основы генетики»

    «Генетические задачи».

    «Селекция растений и животных»

    «Итоговая контрольная работа.

    Семенова Н.В. 1 , Рябцов С.Н. 2 ,Рябцова Ю.А. 3

    1 К.п.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, Оренбургский государственный педагогический университет, 2 К.б.н., доцент кафедры общей биологии, экологии и МОБ, магистрант 2 курса, Оренбургский государственный педагогический университет, 3 Социальный педагог МОАУ «СОШ №69» г. Оренбург, магистрант 2 курса

    ПРИМЕНЕНИЕ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ РАБОЧИХ ЛИСТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ И ЕГЭ

    Аннотация

    Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний. Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе. При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.

    Ключевые слова: информационные технологии, информационный рабочий лист, показатель успешности.

    Semenova N.V. 1 , Rabtsov S.N. 2 , Ryabtsova Y.A. 3

    1 PhD in Pedagogy, Associate Professor of General biology, ecology and mob, Orenburg state pedagogical University, 2 PhD in Biology, Fssociate Professor of General biology, ecology and mob, the 2-year student, Orenburg state pedagogical University, 3 Social teacher MOAU SOSH №69, the 2-year student

    THE USE OF ONLINE TESTING AND ELECTRONIC INTERACTIVE WORKSHEETS IN BIOLOGY LESSONS AND IN PREPARATION FOR OGE AND EGE

    Abstract

    The use of ICT at different stages of the lesson helps to deepen students knowledge and creates the optimal conditions for the acquisition and assimilation of knowledge. The use of ICT in teaching practice enables student self-development, which is one of the most important tasks in the educational process. The modern pace of life and workload of teachers, information and communication technologies would greatly relieve the teachers, and to increase the interest of pupils to the subject and to diversify forms of training.

    Keywords: information technology, information worksheet, the rate of success.

    Новые информационные технологии тесно вошли в нашу жизнь и в образовательный процесс. Использование информационно коммуникационных технологий открывает перед нами целый ряд возможностей, которые были недоступны нам при использовании традиционных методов и средств обучения.

    При современных темпах жизни и загруженности учителя, информационно коммуникационные технологии позволяют в значительной степени разгрузить учителя, а также повысить интерес учеников к предмету и разнообразить формы обучения.

    Применение ИКТ на разных этапах урока позволяет углубить знания учащихся, а также создаёт наиболее оптимальные условия для получения и усвоения знаний.

    Использование ИКТ в педагогической практике дает возможность саморазвития учащегося, что является одной из самых главных задач в образовательном процессе.

    Большое внимание применению ИКТ уделялось в ходе педагогической практики со студентами, проходившей на 3 и 4 курсах в МОБУ СОШ города Оренбурга №52. Уроки проводились в 8 «А» классе на 3 курсе и в 9 «А» классе на 4 курсе.

    В ходе проведения уроков применялись как уже всем привычные и широко распространённые средства, как например презентации, так и малоиспользуемые в рамках урока – онлайн-тестирование.

    На 3 курсе была проведена контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма», где ученикам предлагалось пройти её в форме онлайн-тестирования. Для работы использовалась платформа «Мастер-Тест», описание которой располагается ниже. Занятие проходило в компьютерном классе. Перед началом работы был проведён инструктаж. На выполнение контрольной работы было выделено 30 минут. Как только ученики завершали решение работы, они видели свой результат. Одновременно результат работы выводился и в профиле преподавателя, что позволило учителю сразу видеть проверенные работы учеников, и в оставшееся время на уроке провести анализ контрольной работы, указав и разъяснив наиболее часто допускаемые ошибки.

    После окончания занятия ученикам было предложено оценить такую форму проведения контрольной работы, ответив на вопрос: «Является ли данная форма тестов более удобной перед традиционным (бумажным) вариантом» Для ответа было предложено четыре варианта ответов:

    1) Всё понравилось;

    2) Не увидел (а) разницы;

    3) есть недостатки;

    4) Не понравилась.

    По результатам опроса было выявлено, что 16 учащимся 8 «А» класса такая форма тестирования показалась более удобной, 4 ответили, что в такой форме есть свои недостатки, 3 ученика не заметили разницы, и лишь 1 ученику не понравилось.

    Таким образом, такая форма проверки знаний показала себя с положительной стороны и имеет ряд плюсов:

    – автоматизированная проверка и выдача результатов

    – экономия времени на уроке и использование оставшегося времени для анализа результатов

    – экономия ресурсов, электронные тесты являются менее, экономически затратными, чем бумажные.

    На 4-м курсе в ходе педагогической практики было решено использовать положительный опыт применения онлайн-тестов и был разработан курс по подготовки к ОГЭ для 9-го класса.

    На сегодняшний день подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ – одна из важных задач школы, которая становится особенно актуальна в старших классах. Всем известны проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при непосредственной сдаче ЕГЭ и при подготовке к нему и одна из главных заключается в нехватки учебного времени. В связи с этим возникают проблемы с поиском альтернативных способов подготовки помимо уроков. Как показала практика, наиболее удобным способом является применение online-тестирования.

    Существует два основных способа работы с онлайн-тестами.

    Первый заключается в использование сайтов, где уже разработаны готовые онлайн-тесты и автоматизированная проверка. Наиболее популярными и надёжными являются такие, как:

    – Решу ЕГЭ (reshuege.ru/)

    – Открытый банк заданий ЕГЭ от ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege)

    – ЕГЭ-портал (http://4ege.ru/)

    – ЕГЭ РУ (http://ege.ru/)

    Данные сайты обладают целым рядом достоинств, среди которых можно выделить:

    – Огромная база заданий, как по ЕГЭ, так и по ОГЭ

    – Автоматизированная проверка

    – Широкий выбор тем и параметров сложности

    – Постоянно пополняющаяся база заданий

    Однако, при использование этих сайтов учитель не может контролировать учеников, кроме как с его слов, что значительно затрудняет работу с этими источниками. Именно поэтому данные сайты лучше всего использовать для самопроверки.

    Для более эффективной работы существуют сервисы, которые позволяют самостоятельно разрабатывать свои тесты. Вот некоторые из них:

    – Банк Тестов (http://www.banktestov.ru/)

    – QUIZLET (https://quizlet.com/)

    – Google формы (https://drive.google.com)

    – Мастер-Тест (http://master-test.net/)

    Для работы на практике были выбраны последние две платформы.

    Мастер-Тест является наиболее удобным и больше остальных подходит для учебных целей.

    Сайт позволяет возможность создания двух профилей – «учитель» и «студент».

    Профиль учителя имеет возможность создания тестов для проверки знаний учащихся по своему предметы. На сайте есть возможность «привязки» учеников к определённому преподавателю, что позволяет давать доступ к заданию только необходимому кругу людей. Помимо этого есть обратная связь, что позволяет решить проблему связи с учеником и учителем. Также на сайте выводится статистика, которая показывает всех учеников и их результаты.

    Профиль учащихся позволяет видеть доступные ему тесты и решать их, а также статистику и рейтинг по сравнению с другими учениками.

    Мастер-Тест при создание тестов позволяет выбирать следующие параметры для создания тестов:

    1. Тип вопроса.

    Выделяют такие типы, как:

    – однозначный ответ – вопрос с несколькими вариантами ответа, на который есть только один верный вопрос

    – множественный ответ – на один вопрос может быть два и более правильных ответов

    – слово – используется при создание заданий, где требуется ответ в одно слово или вставить пропущенный фрагмент в предложение

    – номер – применяется в заданиях, где ответ необходимо записать в числовом формате

    – сопоставления – удобен при заданиях, в которых необходимо сопоставить какие-либо явления, процессы и объекты

    1. Добавление мультимедиа (добавление изображения)

    Этот параметр особенно актуален в рамках предмета биологии, где наглядность является одной из главных задач

    1. Вес вопроса

    Количество баллов за один вопрос от 1 до 10

    1. Время

    Общее время на прохождение всего теста, а также начало прохождения теста.

    1. Результат

    Позволяет выбрать какие параметры результата будет показываться при прохождение теста, можно выбрать следующее

    – Задать текст, отображаемый, если будет получено определенное количество баллов

    – Отображать процентное соотношение набранных баллов к максимальному количеству балов

    – Отображать количество набранных баллов

    – Отображать правильные ответы после прохождения теста

    – Отображать количество правильных ответов

    После создания теста можно провести тестирование одного или нескольких студентов, опубликовать тест или скачать как текст, что бы использовать без доступа к интернету.

    Для работы с учениками в рамках курса по подготовке к ОГЭ было разработано 10 тестов, вводный, 8 тематических и один итоговый:

    1. Вводное тестирование
    2. Клетка
    3. Бактерии
    4. Грибы и Лишайники
    5. Органы растений
    6. Многообразие растительных организмов
    7. Беспозвоночные и хоровые животные
    8. Человек и его здоровье
    9. Эволюционное учение
    10. Итоговое тестирование

    Так, как приступать к прохождению тестирования нельзя без подготовки и разбора темы, перед тем, как проходить тесты с учениками проходило занятие по данной теме, где разбирались все необходимые аспекты данной темы. Также после каждого занятия ученикам в электронном виде на почту присылалась вся необходимая информация, необходимая для усвоения той или иной темы. Лишь после изучения теоретических аспектов, ученики проходили тестирование через приложение Мастер-Тест. Сразу после прохождения его результаты были доступны как ему самому, так и учителю.

    После прохождения каждого теста, проводился его анализ, и в случае допущения ошибок на почту ученика отправлялся их разбор с указанием правильного решения ситуации.

    По окончанию курса был проведён итоговый тест, для того, что бы оценить насколько был повышен уровень знаний по сравнению с вступительным. Данные представлены ниже в виде диаграммы:

    Средний показатель успешности выполнения теста вводного тестирования 60,6 %, а уровень итогового тестирования 74,5 %. Таким образом, уровень знаний учеников повысился на 13,9 %, что говорит об успешности данной формы занятий.

    Тесты это прекрасная удобная форма контроля, не требующая много затрат, однако она не всегда является удобной. Например, при помощи тестирования невозможно подготовиться к части С, им именно здесь нам поможет сервис Coogle Формы и Coogle Диск. Этот сервис удобно использовать для создания электронных дидактических материалов по биологии в виде так называемого интерактивного рабочего листа. Под электронным дидактическим материалом понимают документы, целенаправленно разработанные для использования в учебном процессе с помощью прикладных программ общего назначения (или учебных программных сред) и построенные в соответствие с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета.

    Создание таких интерактивных рабочих листов удобно реализовывать через приложение Гугл Диск.

    Гугл Диск – облачное хранение данные принадлежащие компании Google Inc., Позволяющее пользователям хранить свои данные на сервисах в облаке и делиться с ними с другими пользователями в интернета.

    Разработанные идеи Интерактивно рабочего листа (ИРЛ) как электронный рабочий лист, созданный учителем предназначен в большей степени не для повторения пройденного материала, а овладение новым способом действием, направленным на преобразование исходного листа, актинию работу ученика с ним. Как и любой дидактический материал, интерактивный рабочий лист должен содержать рабочую часть и инструкцию для работы с ним.

    Учитель, работая с интерактивным листом, должен содержать инструкцию и рабочую часть.

    Информационный рабочий лист был дополнением к тестовой форме проверки знаний и являлся также обязательной частью. После выполнения заданий информационного рабочего листа с ним проводились аналогичное действия, что и с тестом – анализ и разбор ошибок на электронную почту ученика.

    В случае необходимости и серьёзных затруднений при выполнение заданий ученик мог воспользоваться онлайн-консультацией с преподавателем посредством скайп, где пользуясь режимом «показать рабочий стол» учитель мог видеть действия ученика непосредственно при выполнение заданий и давать необходимые пояснения.

    Литература

    1. Зенкина С.В., Борис С.И. Интерактивные объекты в электронных образовательных ресурсах по биологии. // Биология в школе. – 2010. – №2.
    2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. М.2011 – 112 с.
    3. Суматохин С.В. Новые информационные технологии в общем биологическом образовании. // Биология в школе. – 2008. – №4.
    4. Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги? // Биология в школе. – 2010. – №4.

    References

    1. Zenkin S. V., Boris, S. I. Interactive objects in e-learning resources in biology. // Biology at school. – 2010. – No. 2.
    2. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Theory of learning in the information society. M. 2011 – 112.
    3. Sumthin S. V. New information technologies in General biological education. // Biology at school. – 2008. – No. 4.
    4. Timofeev A.V. Information technology – friends or enemies? // Biology at school. – 2010. – No. 4.

    Особенности использования информационных технологий на уроках биологии.

    Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства , но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике.

    Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий?

    Совершенствование биологического образования требуется на всех уровнях. При этом особое значение приобретает изучение биологии в школе.

    Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организации форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем .

    Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.

    Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

    В своей педагогической практике я довольно широко использую информационные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды – вот неполный перечень использования компьютера на уроке.

    По данным исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3 увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения .

    Применение ИКТ в преподавании биологии успешно реализуется в следующих направлениях:

    · Внеклассная деятельность. Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ технологий во внеклассной деятельности . Они помогают сделать мероприятия зрелищными, интересными и познавательными не только для учащихся, но и для родителей.

    · Подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии и эффективна для самостоятельной работы дома. При этом тесты могут быть представлены как в электронном виде, так и в интерактивном режиме.

    · Учебная деятельность.

    Каждый урок или этап обучения требует своего подхода в использовании компьютерных технологий.

    1. на уроках освоения нового материала эффективно использовать демонстрационные программы, которые позволят в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, иллюстрирующих жизнь растений и животных, деление клетки или биосинтез белка или других, заранее подготовленных, видеосюжетов о процессах в клетке, в тканях, в организме;

    2. на уроках закрепления нового материала - контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, использование готовых тестов, программ тестирования, заданий с самопроверкой электронных учебников по биологии;

    3. на уроках-практикумах - готовые лабораторные и практические работы , виртуальные экскурсии и т. д.

    Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным, т. к. повышается мотивацияучения, через раскрытие практической значимости изучаемого материала, предоставлении возможности испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

    В настоящее время уже существует достаточно большое количество электронных учебников, которые помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы. Как правило, весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения.

    Чаще учителем используются мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

    На сегодня существует небольшой ассортимент электронных учебников. Есть программные продукты, посвященные изучению отдельных тем, разделов биологии. В своей деятельности я использую CD-диски: «Невидимая жизнь водоемов (Управление по охране окружающей среды Пермской области)», «Экология (общий курс)», «1С: Репетитор «Биология», «Зоология (мультитедиа образовательная программа)», «Биология 6 – 11 класс (лабораторный практикум)» и другие.

    Другой тип компьютерных услуг – доступ к ресурсам Интернет, которые мы используем для разработки виртуальных экскурсий по музеям и ботаническим садам. Огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет-сайтах и может быть использовано на уроках как учителем, так и детьми.

    Большое внимание уделяю реферативной и исследовательской деятельности учащихся, и здесь не обойтись без компьютера: обработать собранную в ходе эксперимента информацию, подготовить электронные таблицы и документы в текстовом редакторе.

    Все чаще в практику моей педагогической деятельности входят уроки не просто с межпредметными связями, а такие, где проводится тонкая интеграция различных наук, на первый взгляд, совершенно не имеющих ни какого отношения к биологии. Это позволяет учащимся осознать тесную взаимосвязь предметов школьного курса, а преподаваемый таким образом материал становится более наглядным и понятным. Сегодня, в период перехода человечества к новому типу общества – информационному, главную роль будет играть информация. Вот почему сейчас очень важно всесторонне и тщательно изучать с детьми способы получения и передачи информации. Эти проблемы подробно изучаются в рамках таких дисциплин, как биология и информатика, которые затрагиваю пути и способы передачи информации как в живой так и в не живой природе, а значит могут быть освещены на интегрированном уроке «Информация и способы ее передачи» (биология - информатика).

    Использование компьютера, как электронного наглядного пособия, позволяют дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка, через эмоционально-чувственное восприятие, а следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации.

    Опираясь на оперативность обработки материала, начала применять тестирование по отдельным темам курса. Персональный компьютер позволяет проводить тесты быстро, мгновенно обрабатывать результаты. Тесты позволяют проверить теоретические и практические знания, умения и навыки.

    Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии, к исследовательской работе, к участию в проектах и конкурсах в целях повышения качества образования.

    Таким образом, информационные технологии в преподавании биологии позволяют: коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; изучать явления и процессы в микро - и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

    Способ учебной деятельности, когда удачно подобранная традиционная технология наилучшим образом грамотно совмещена с компьютерной, приведёт к наибольшей оптимизации и эффективности процесса перевода знаний учителя на уровень восприятия ученика.

    Список литературы

    1. Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г.

    2. Информационные технологии в образовании /Авт. - составитель.- Минск: Красико - Принт, 2008 г.

    3. Педагогические технологии / Под общей редакцией – М.: ИКЦ «МарТ», 2006 г.

    4. Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в общем образовании» Саратов-2010.Саратов: изд-во ГОУ ДПО»СарИПКиПРО», 2010 г.

    5. Селевко технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г.

    Другие материалы по предмету Психология

    Использование метода тестирования при обучении биологии

    А. Б. Гершман

    В современных условиях для повышения уровня обучения имеются различные методы интенсификации, мобилизующие способности учеников. Многолетние наблюдения показали, что даже школьники 6-7 классов способны оперировать понятиями, которые используются в старших классах, хотя и без специальной терминологии и материала, изучаемого в курсах химии и физики, без которых невозможно понимание многих биологических процессов. Однако на это способны лишь те ученики, которые хотят работать в процессе обучения, развивать свои способности. Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал (память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик), но у них сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов. Такие ребята достаточно уверенно отвечают на вопросы "кто?" и "что?", но затрудняются в вопросах "как?" и "почему?"

    Многолетний опыт автора, участвующего в приеме вступительных экзаменов по биологии в Ярославский государственный университет, показал, что у части абитуриентов при ответах возникают проблемы именно с осмыслением сложных биологических понятий, поступающие часто ограничиваются просто пересказом материала без попыток объяснения, что и является причиной снижения оценки.

    Для устранения этого недостатка автор в течение многих лет использует метод тестирования, который интенсифицирует мыслительную деятельность учащихся. Безусловно, этот метод не идеален и не бесспорен, но в нем имеется много положительного.

    Не секрет, что у части школьников (под влиянием их родителей) складывается определенное отношение к биологии. Мол, это не русский язык и не математика, зачем так серьезно ее изучать, поскольку впоследствии они не собираются посвящать свою жизнь профессии, связанной с биологией. Отсюда желание получать хорошие оценки (по другим-то предметам у них "4" или "5") без достаточных усилий. Но в последние годы сформирован (и официально оформлен в виде проверочных работ - тестов) государственный стандарт тех минимальных знаний, которые должны иметь ученики. Работа в экспериментальном варианте в 6-8 классах показала, что большинство учащихся справляются с требованиями и получает необходимую для зачета оценку, но относительно немногие (не более 15%) выполняют их с оценкой "4" или "5": для этого небходимо очень глубокое изучение материала.

    Метод тестирования в обучении биологии не нов. Но автору в течение многих лет удалось составить учебный комплекс таких работ по всему курсу биологии, с 6 по 11 класс, по всем темам, практически на каждый урок, что позволяет использовать тестирование при разных вариантах уроков. Тесты - самого разного уровня. Одни рассчитаны только на воспроизведение изученного материала по теме одного урока, другие объединяют несколько уроков, третьи - всю тему. Есть работы, для выполнения которых необходимо осмысление и анализ изученного, есть варианты и зачетного плана. В последнее время создан комплекс работ закрепляющего типа по изученному на уроке материалу, когда ученики сами находят по учебнику ответы на вопросы, контролируя их правильность по имеющимся на карточках ответам. В данном случае небрежное отношение выявится на следующем же уроке, когда новый тест со сходными вопросами потребует опоры на изученный материал.

    В зависимости от возраста учащихся усложняются и тесты, увеличивается время на их выполнение, но не более 10-15 мин. Среднее время выполнения таких заданий 5-7 мин.

    В чем же автор видит преимущество такого вида работ? При классической модели урока около 20 мин. уходит на опрос, часть учеников (3-5) отвечает у доски, еще какое-то количество может работать на месте (карточки с заданиями, комментирование), но не секрет, что при большой наполняемости класса учитель не может спросить многих. Отвечающий на данном уроке, как правило, будет спрошен еще не ранее, как через 3-4 урока. Только очень добросовестный ученик (а много ли таких?) будет учить материал на каждый урок в полном объеме (многочисленные опросы школьников это подтверждают), а большинство лишь слегка ознакомятся дома с заданным. Система тестирования приучает ученика к мысли о необходимости на каждый урок готовить учебный материал. Оценки, полученные на уроке (а их за четверть выходит 10-12), позволяют объективно выставить четвертные итоги. Неудача на одном уроке может быть перекрыта хорошей оценкой на другом, тем более, что учитель знает, за что стоит каждая отметка.

    Большая часть урока остается для изучения и разбора нового материала, в котором могут принимать участие ученики, особенно, если они опираются на уже изученное. Вот здесь имеется еще одна возможность ученикам продемонстрировать свои знания (и получить оценку).

    Думается, именно тут можно найти ответ на замечания некоторых учителей о том, что ученики могут разучиться говорить. Во второй части урока школьники имеют возможность говорить без ограничения, но о чем может идти речь, если плохо знаешь предмет разговора!

    Ряд тестов основан на развитии мыслительной деятельности школьников, это наиболее трудные вопросы для выполнения, но зато именно они позволяют более объективно оценить способности и знания учеников. Для проверки знаний автор использует как уже опубликованные методические пособия по различным курсам биологии, так и написанные им лично.

    Подводя итог вышесказанному, можно объединить плюсы и минусы, чтобы сравнить, чего же больше.

    К положительной стороне относятся:

    1. Экономия большей части урока для изучения нового материала.

    2. Возможность проверки знаний всего класса, а не отдельных учеников

    3. Выработка необходимости готовиться к каждому уроку.

    4. Мобилизация умственных способностей учеников.

    5. Формирование навыков работы с компьютером (т.к. система поиска "вопрос-ответ" практически такая же).

    6. Подготовка к работе по данной методике, которая широко используется в вузах (примером может служить работа кафедры химии ЯГПУ имени Ушинского).

    К отрицательной стороне можно отнести:

    1. Определенное однообразие работы (но в совокупности с другими формами учебной деятельности это нивелируется).

    2. Нет устного монологического ответа.

    Как видно, плюсов гораздо больше. Автор неоднократно выступал с рассказом о данной методике перед учителями района, города и области, к нему обращались за методическими разработками, давал открытые уроки для слушателей курсов Института повышения квалификации педагогических работников.

    Использование методических материалов, выпущенных методистами-практиками (Никишов А.И. - 1994 г.,1995 г. Русин В.Я. и Хрусталева Т.Н.- 1994 г. и др.), подтверждает необходимость работы по внедрению тестов в обучение биологии. В течение ряда лет автор использовал разработки лаборатории биологического образования Института общеобразовательной школы РАО, которые в настоящее время и легли в основу тестов-зачетов с 6 по 9 класс для проверки усвоения государственного стандарта знаний.

    Известно, что тестированные задания используются уже и при вступительных экзаменах (например, по химии в ЯГПУ), в перспективе это может охватить многие предметы, как это делается в некоторых странах. Поэтому уже сейчас необходимо приучать школьников (т.е. будущих абитуриентов) к подобному виду работы.

    В заключение хочется отметить, что использование продуманной системы нестандартной формы работы всегда даст хорошие результаты, о чем говорят многолетние итоги поступления в вузы биологического профиля бывших учеников автора.

    Список литературы

    Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. М.: Просвещение, 1988.

    Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные. М.: Просвещение, 1988.

    Анисимова В.С., Брунов Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1987.

    Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М.: Просвещение, 1981.

    Григорьев В. Тесты по биологии, методический центр "Вариант". Кострома, 1994.

    Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. М.: Просвещение, 1989.

    Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. М.: Просвещение, 1987.

    Программированные задания по биологии. Растения. М.: РАУБ, 1991.

    Программированные задания по биологии. Животные. М.: РАУБ, 1991.

    Программированные задания по биологии. Человек и его здоровье. Общая биология. М.: РАУБ, 1991.

    Никишов А.И., Косорукова Л.А. Дидактический материал по ботанике. М.: РАУБ, 1994.

    Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.: РАУБ, 1993.

    Никишов А.И., Рохлов В.С. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: РАУБ, 1995.

    Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1996.

    Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Тесты для итоговой проверки знаний учащихся по биологии. М.: Школа-Пресс, 1992.

    Мягкова А.Н., Иванова Т.В. Тесты для проверки знаний учащихся 10-11 классов по биологии. М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993.

    Русин В.Я., Хрусталева Т.Н., Матвеенко Н.Н. Контрольные тесты по курсу "Человек и его здоровье" для основной школы. ЯИПК и ЯГПУ. Ярославль, 1994.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта