• Потребности человека. Потребность- это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Потребности и деятельность человека. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Потребностью является

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Вопрос B2

    Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    1) семейное воспитание; 2) дополнительное образование; 3) социализация молодежи; 4) школьное обучение; 5) трудовая подготовка.

    Вопрос B3

    Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

    1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки.

    Вопрос B4

    Выберите верные суждения о потребностях.

    1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

    2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

    3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

    4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

    5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

    Вопрос B5

    Установите соответствие между признаками и формами познания.

    Вопрос B6

    Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

    1. опора на данные наблюдений

    2. экспериментальное подтверждение выводов

    3. учет накопленного опыта

    4. использование форм рационального познания

    5. разработка обоснованных теорий

    6. применение строго определенных понятий

    Вопрос B7

    Выберите верные суждения о субъектах банковской деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Коммерческие банки могут заниматься производством материальных ценностей.

    2. Центральный банк может принимать депозиты и выдавать кредиты.

    3. Центральный банк может устанавливать определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации.

    4. Коммерческие банки могут заниматься торговлей и страхованием имущества.

    5. Коммерческие банки могут заниматься кредитованием предприятий, государства и населения.

    Вопрос B8

    Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Вопрос B9

    Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилегированных акций от акций обыкновенных. Какие права, предоставляемые привилегированными акциями, должен осветить консультант? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Эти акции дают право на участие в управлении компанией.

    2. Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.

    3. Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

    4. Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства.

    5. Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям является чистая прибыль акционерного общества за текущий год.

    6. Эти акции дают право на безусловный возврат их номинальной стоимости по истечении срока погашения.

    Вопрос B10

    На графике отражено изменение спроса на мобильные телефоны новых моделей: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 (Р - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. укрупнение компаний, предоставляющих услуги мобильной связи

    2. снижение цен на популярные модели телефонов

    3. утверждение плоской шкалы налогообложения

    4. рост покупательной способности населения

    5. удорожание услуг стационарной телефонной связи

    Вопрос B11

    Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.

    2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

    3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

    4. Социальные нормы являются элементом социального контроля.

    5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

    Вопрос B12

    В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

    Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. За последние годы благосостояние людей выросло.

    2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

    3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

    4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

    5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

    Вопрос B13

    Выберите верные суждения об особенностях демократического политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государственного аппарата.

    2. При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

    3. При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.

    4. В отличие от политических режимов других типов, при демократическом режиме существует право власти на взимание налогов и сборов.

    5. При демократическом режиме, в отличие от политических режимов других типов, существует право власти на легальное применение силы.

    Вопрос B14

    Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Вопрос B15

    В ст. 3 Конституции Итальянской Республики указано, что задачей государства является устранение препятствий, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности. Какие выводы позволяет сделать данное конституционное положение? Запишите цифры, под которыми эти выводы указаны

    1. Республика провозгласила ценности демократического социального государства.

    2. Республика отличается стабильными социальными отношениями.

    3. Республика является государством благосостояния с высокими жизненными стандартами.

    4. Республика является современным государством с развитым законодательством.

    5. Республика провозгласила суверенитет народа.

    6. Республика признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

    Вопрос B16

    Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    2. бережно относиться к природным богатствам

    3. платить законно установленные налоги

    4. свидетельствовать в суде

    5. определять свою национальную принадлежность

    6. участвовать в общественно-политической деятельности

    Вопрос B17

    Установите соответствие между признаками и организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Вопрос B18

    Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. правовой обычай

    2. норма права

    3. отрасль права

    4. правовая санкция

    5. институт права

    6. судебный прецедент

    Вопрос B19

    Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) В черте Москвы находятся более 200 рек и 600 водоемов. (Б) Состояние многих из них оставляет желать лучшего. (В) В пределах города малые реки в основном взяты в трубы. (Г) Тем не менее через ливневые стоки в них сбрасываются отходы современных производств. (Д) Обеспечение людей чистой водой - одно из направлений решения экологической проблемы, требующее объединения усилий всего общества.

    Определите, какие положения текста имеют

    1. фактический характер

    2. характер оценочных суждений

    3. характер теоретических утверждений

    А Б В Г Д

    Запишите цифры под соответствующими буквами.

    Вопрос B20

    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

    «В общем виде труд можно определить как ____ (А) деятельности человека по превращению природных, материальных, интеллектуальных _____ (Б) в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Когда рассматривают продукт труда как _____ (В), то имеют в виду самые различные его формы - готовая продукция сельского хозяйства, промышленности, всевозможные услуги. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и _____ (Г) труда, а также с окружающей средой. В условиях рыночных отношений человек - субъект ____ (Д) может реализовать свой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги работодателю, субъекту _____ (Е)».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1. производство

    4. зарплата

    6. средство

    7. предмет

    8. собственность

    ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ЧЕЛОВЕК"

    1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

    Структура деятельности

    Ответ:__________.

    2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.

    3. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются социальными потребностями.

    1) в трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе;6) в пище.

    4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

    2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

    3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

    4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

    5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

    Ответ:__________.

    5. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

    2. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

    3. Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

    4. Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

    5. Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

    Ответ:__________.

    6. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

    2. Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

    3. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

    4. Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

    5. Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

    Ответ:__________.

    7. Выберите верные суждения о потребностях.

    1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

    2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

    3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

    4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

    5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

    Ответ:__________.

    8. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта - одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности

    1. духовно-практической

    2. социально-преобразовательной

    3. творческой

    4. познавательной

    5. прогностической

    6. индивидуальной

    Ответ:__________.

    9. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

    2. Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

    3. Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

    4. Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

    5. Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

    Ответ:__________.

    10. Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека

    ПРИМЕРЫ

    ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    1) духовные (идеальные)

    Б) в общении

    В) в приобретении новых знаний

    2) социальные

    Г) в общественном признании

    3) биологические (естественные)

    Д) в воздухе для дыхания

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    11. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

    2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

    3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

    4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

    5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.

    Ответ:__________.

    12. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. К духовным (идеальным) потребностям человека традиционно относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

    2. К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

    3. Деятельность - это специфический способ существования человека.

    4. Потребности - это переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.

    5. Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

    Ответ:__________.

    13. Кириллу 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

    2. Рост Кирилла - 180 см.

    3. Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

    4. Кирилл занимается лёгкой атлетикой.

    5. Кирилл - добрый и отзывчивый человек.

    6. Кирилл хорошо учится в школе.

    Ответ:__________.

    14. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. У Галины светлые волосы и карие глаза.

    2. Галина добрая и отзывчивая.

    3. Галина - внешне привлекательная девушка.

    4. Рост Галины ниже среднего.

    5. Галина - честный человек.

    6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.

    Ответ:__________.

    15. Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. изучение испанского языка

    2. покупка туристической путёвки

    3. общение в Интернете

    4. чтение книг об Испании

    5. знатоки испанского искусства

    6. путешествие по Испании

    Ответ:__________.

    16. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

    2. Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

    3. Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

    4. Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

    5. Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

    Ответ:__________.

    17. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

    4. способности

    5. результаты

    Ответ:__________.

    18. Найдите свойства человека, имеющие социальную природу:

      способность к совместной преобразовательной деятельности;

      стремление к самореализации;

      умение приспосабливаться к природным условиям;

      устойчивые взгляды на мир и своё место в нём;

      потребность в воде, пище, отдыхе;

      способность к самосохранению

    Ответ:__________.

    19. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социальной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

      использование предметов, данных природой

      способность к целеполаганию

      забота о потомстве

      приспособление к условиям окружающей среды

      стремление понять окружающий мир

      общение с помощью членораздельной речи

    Ответ:__________.

    20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

    «Особенности характера, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности _____ (А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы _____ (Б) (игровой, спортивной, учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессов, главнейшими из которых являются _____ (В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ______ (Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним _____ (Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ______ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих».

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

    Список терминов:

    1. общество

    2. человек

    3. конфликтные ситуации

    4. межличностные отношения

    5. деятельность

    6. личность

    7. регулятор

    9. санкции

    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

    У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным - социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек.

    Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.

    Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития

    человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно-ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.

    Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий.

    Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности.

    Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности, порождая единство типичного и неповторимого в ней.

    (А.Г. Эфендиев)

    21. Раскройте два аспекта связи биологического и социального в процессе социализации личности.

    22. Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

    23. Какой институт социализации упомянут в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один и укажите любую другую (помимо социализации) его функцию.

    25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности.

    26. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трёх примеров влияния социального окружения на человека. В каждом из трёх случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось.

    27. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека.

    28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    ОТВЕТЫ

    1. цель

    13. 3456

    10. 32123

    11. 1345

    15. 1234

    20. 253678

    21. 1) биологические предпосылки для становления социальных качеств личности реализуются лишь во взаимодействии с социальной средой;

    2) оптимальные сроки усвоения социальных ценностей соотносятся с определенными биологическими этапами развития личности.

    22. 1) социализация в этот период жизни протекает более драматически;

    2) в зрелом возрасте повышается роль самостоятельного анализа событий.

    23. 1) назван упомянутый в тексте институт социализации: средства массовой информации;

    2) приведен еще один институт, например, семья;

    3) указана еще одна функция, допустим хозяйственно-бытовая.

    24. 1) без усвоения общественных норм, ценностей, накопленного человечеством опыта индивид не может стать личностью;

    2) социальный опыт не просто воспринимается человеком, но «переплавляется» в соответствии с индивидуальными особенностями личности в собственные убеждения, ориентации;

    3) принятие социальных ценностей сочетается в личности с нацеленностью на преобразование общества, творческий потенциал личности неразрывно связан с ее индивидуальными особенностями.

    25. 1) смысл понятия, например: «активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью»;

    2) одно предложение с информацией о видах деятельности, опирающейся на знания курса, например: «Существует много классификаций человеческой деятельности, в том числе выделение трех ее ведущих видов: труд, учение, игра»;

    3) одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов деятельности, например: «Учение направлено на усвоение знаний, приобретение умений и навыков».

    26. 1. аккуратность - учитель начальных классов учит ребенка аккуратно и красиво писать;

    2. ответственность - родители, оставляя старшего брата приглядывать за младшим, формируют у него ответственность за принятые решения и совершенные поступки;

    3. целеустремленность - пример бизнесмена, добившегося успеха за счет своих личных качеств и полученного образования, вдохновил старшеклассника успешно сдать выпускные экзамены и поступить в престижный университет.

    27. 1. Уже из определения понятия "способностей" видно, что они не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности, т.к. способности - это индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

    2. Нет, не отрицает.

    3. Для развития способностей человека одинаково важны и природные и социальные факторы, т.к. имея с рождения какие-либо способности, человек может развить их только при определенных социальных условиях.

    28. 1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

    2. Структура деятельности:

    а) субъект;

    б) объект;

    г) мотивы;

    д) действия;

    е) результат.

    3. Виды деятельности:

    а) игра, общение, учение, труд;

    б) материальная (материально-производственная, социально-преобразовательная);

    в) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

    4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

    5. Мышление - основа рационального познания.

    6. Виды мышления:

    а) словесно-логическое;

    б) наглядно-образное;

    в) наглядно-действенное

    Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

    Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.

    Классификация потребностей:

    а) по субъектам (носителям потребностей) :

    Индивидуальные

    Групповые

    Коллективные

    б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены) :
    - физиологические (базовые) - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма;
    - материальные - для создания необходимых условий существования;
    - социальные - для успешного взаимодействия с членами общества;
    - духовные - для саморазвития и самоутверждения. Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия и т.п. Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п. Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п. Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п.

    в) по сферам деятельности :

    Общения

    Рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.).

    Одной из наиболее удачных концепций иерархии потребностей в жизни человека является Пирамида Маслоу (по фамилии американского психолога,т.е. человека, специализирующегося на изучении личности человека). Рисуем пирамиду на бумаге, выданной на экзамене.

    1 уровень – простейшие потребности - голод, жажда, сон, тепло, отдых.

    2 уровень – потребность в безопасности (одежда, обувь, жилище). Вместе эти два уровня образуют биолог потребности. Почему биологические? Потому что происходят из наших инстинктов, из нашей биологической природы.

    3 уровень – потребность в общении и в труде.

    4 уровень – потребность в любви, уважении, уважении, одобрении и признании. Вместе эти 2 уровня называются социальными потребностями. Почему социальные? Потому что лишь начиная общаться и трудиться сообща с другими людьми, человек приобретает те характеристики, которые делают его социальным существом.

    5 уровень – познавательные потребности – знать, уметь, изучать.

    6 уровень – эстетические потребности – потребность в гармонии и красоте. Вместе эти 2 уровня называются духовными потребностями. Духовные, потому что они уже не касаются общества конкретно, а касаются индивидуального развития каждого человека в отдельности.

    Основная идея концепции – без удовлетворения биологических потребностей человек не в состоянии удовлетворять социальные. А без удовлетворения социальных – не может развиваться как личность, удовлетворять духовные потребности, заниматься творчеством, привносить в мир новые знания, мысли, идеи.

    Возможности удовлетворения человеческих потребностей:

    Ограничены имеющимися природными ресурсами

    Не должны противоречить нравственным нормам общества

    Должны быть разумными и реальными

    Очень незначительная часть потребностей человека может быть удовлетворена непосредственно при помощи благ, данных нам природой (природных благ ).

    Для того чтобы удовлетворить свои столь разнообразные потребности люди должны производить множество материальных благ и нематериальных ценностей. Поэтому существование, как отдельного человека, так и общества в целом неразрывно связано с хозяйственной (экономической) деятельностью. Именно экономическая деятельность людей является основой существования человеческого общества.

    Хозяйственная (экономическая) деятельность – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их разнообразных потребностей и повышение уровня благосостояния.

    Для производства экономических благ используются разнообразные ресурсы, как природные, так и произведенные человеком. Особую роль в производстве играют трудовые ресурсы. Поэтому современная экономическая теория в качестве фундаментальной проблемы экономического развития рассматривает проблему ограниченности экономических ресурсов .

    Все экономические ресурсы имеют количественные и качественные пределы. Ограниченность ресурсов, с одной стороны является абсолютной, в том смысле, что имеющихся экономических ресурсов недостаточно для удовлетворения всей массы потребностей, с другой стороны, относительной, в том смысле, что для удовлетворения части потребностей ресурсов достаточно. Абсолютная и относительная ограниченность экономических ресурсов делает необходимым и возможным определение приоритетов в удовлетворении потребностей, определение пропорций в производстве различных благ.

    Таким образом, перед обществом всегда стоит проблема выбора: из множества возможных (альтернативных) вариантов использования ограниченных экономических ресурсов необходимо выбрать наилучший (оптимальный) вариант, т.е. тот вариант, который максимально удовлетворяет потребности общества.



    Наилучшим вариантом экономическая теория считает тот вариант, который позволит получить наибольший результат при минимуме затрат, т.е. обеспечит максимальную эффективность использования ресурсов.

    Таким образом,современная экономическая теория изучает проблему эффективного использования ограниченных экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

    Отметим, что экономическая теорияявляется фундаментальной (базовой) экономической наукой, т.е. фундаментом всего комплекса экономических наук.

    Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающая деятельность (поведение) отдельных потребителей и производителей (субъектов экономической системы), механизм принятия ими экономических решений.

    Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономическую систему в целом, а также крупные ее части, такие как частный или государственный сектор экономики.

    Экономическая эффективность

    Универсальный критерий эффективности был разработан известным итальянским экономистом-социологом В. Парето (1848-1923) и называется эффективностью, или оптимальностью, по Парето. В соответствии с этим критерием определяются эффективность производства , эффективность распределения ресурсов и благ и эффективность экономики .

    Эффективность производства достигается тогда, когда невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого.

    Эффективность распределения ресурсов и благ в экономике достигается тогда, когда невозможно увеличить благосостояние одного индивидуума без уменьшения благосостояния другого.

    Эффективность экономики означает эффективность производства и распределения ресурсов(и благ).

    Эффективность производства в случае выпуска двух благ графически представляется кривой производственных возможностей , а эффективность распределение ресурсов и благ в случае участия двух индивидуумов – кривой потребительских возможностей (см. рис. 1.1 и 1.2).

    Благо B


    0 Полезность первого

    индивидуума

    Рис. 1.2. Кривая потребительских возможностей

    § 2. Хозяйственная (экономическая) деятельность. Типы экономических систем.

    Основой существования любого государства является хозяйственная (экономическая) деятельность .

    Хозяйственная (экономическая) деятельность – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей и повышение уровня благосостояния.

    В хозяйственной деятельности людей принято выделять 4 стадии: производство , распределение , обмен , потребление .

    Процесс производства – это процесс использования экономических ресурсов с целью выпуска экономических благ.

    Распределение – процесс определения доли (количества) произведенного продукта, который получает каждый участник экономической деятельности.

    Обмен – процесс движения произведенного продукта от одного участника экономической деятельности к другому, форма связи между ними, между производителями и потребителями.

    Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Оно определяет конечную цель и мотивы производства.

    Хозяйственная деятельность осуществляется в рамках исторически определенных экономических систем .

    Экономическая система – это система взаимосвязанных институтов*, организационно – правовых форм и принципов хозяйственной деятельности, на основе которых осуществляется производство, распределение, обмен и потребление экономических благ в стране.

    Исторически различают четыре типа экономических систем:

    традиционную (натуральную) экономику ;

    командно-административную (централизованно-управляемую) экономику ;

    рыночную экономику ;

    смешанную экономику .

    1. Традиционная (натуральная) экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в общем владении племени, а экономические блага распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. В данной экономической системе экономические блага производятся в основном для личного потребления. Основными отличительными признаками традиционной экономики являются:

    Преобладание замкнутого натурального хозяйства и мелкого товарного производства;

    Низкий уровень развития производительных сил, преобладание ручного труда;

    Хозяйственная деятельность осуществляется на основе исторически сложившихся традиций, способы ведения хозяйства остаются неизменными на протяжении сотен лет;

    Вопросы: что, как и для кого производить решаются на основе традиций и обычаев.

    Традиционная экономика существует, в настоящее время в ряде стран Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, долине реки Амазонки.

    2. Рыночная экономика –это экономическая система, в которой факторы производства находятся в частной собственности, а экономические блага производятся в основном для обмена. В основе данной экономической системы лежит рыночный механизм (рынок).

    Рынок – это механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) экономических благ, с помощью которого определяется рыночная цена благ и необходимый объем покупок (продаж).

    С понятием рынка тесно связаны три других: товар , деньги и рыночная цена .

    Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Таким образом, в рыночной экономике блага становятся товарами.

    Обмен товаров на рынке осуществляется посредством денег . Исторически первым видом денег был определенный товар, который был необходим большинству участников рынка, и поэтому хорошо выполнял функции обмена, измерения ценности других товаров и накопления богатства.

    Итак, деньги – это всеобщий эквивалент, т.е. товар, который может быть обменен на любой другой товар.

    3. Командно-административная экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в собственности государства, а производство, обмен, распределение и потребление экономических благ регламентировано органами государственного управления экономикой.

    Командно-административная экономикасуществовала в СССР, бывших социалистических странах Европы и Азии. В настоящее время данный тип экономической системы существует в Северной Корее и на Кубе.

    4. Смешанная экономика – это рыночная экономика, которая содержит в себе механизм государственного регулирования рынка.

    Формирование экономических системпредполагает решение следующихфундаментальных экономических вопросов:

    - что производить? (какие экономические блага, и в каких количествах);

    - как производить? (какие ресурсы использовать, как организовать производство, чтобы получить максимальный результат при минимально возможных затратах);

    - для кого производить? (на основе каких принципов осуществлять распределение благ).

    Факторы производства

    Земля – это все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).

    Капитал – это весь накопленный запас средств производства, т.е. имущество, промышленные права и интеллектуальная собственность фирмы, а также сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д., используемые в процессе производства.

    Капитал фирмы делится наосновной иоборотный.

    Основной капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в течение многих производственных циклов и переносит свою стоимость на произведенные экономические блага по частям.

    Таким образом, основной капитал включает в себя земельные участки, производственные здания, сооружения и оборудование (машины, ЭВМ, транспортные средства и т.д.), а также лицензии, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау, программы для ЭВМ и т.д.

    Часть стоимости основного капитала , которая переносится на произведенные товары в одном производственно цикле, называется амортизацией . Другими словами, амортизация – это денежное выражение износа основного капитала.

    Оборотный капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в одном производственно цикле, требует замены после каждого цикла и полностью переносит свою стоимость на произведенные экономические блага.

    Таким образом,оборотный капитал включает в себя сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д.

    Труд представляет собой совокупность физических, интеллектуальных и психических затрат, осуществляемых людьми в процессе производства.

    Предпринимательство (предпринимательская способность) – это особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать остальные факторы производства.

    Рынок

    Предпосылки развития рынка:

    1. Формирование системы общественного разделения труда , т.е. системы отношений, при которой отдельные производители специализируются на определенных видах деятельности, на производстве определенных экономических благ.2. Экономическая обособленность , независимость производителей , способных самостоятельно принимать экономические решения, исходя из соображений экономической целесообразности и рациональности. Как известно, исторически экономическая обособленность возникла в связи с формированием отношений частной собственности.

    Функции рынка

    К основным функциям рынка относятся следующие:

    1. Посредническая функция . Заключается в том, что рынок связывает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности: производителей товаров и их потребителей.

    2. Функция ценообразования . В результате добровольного взаимодействия на рынке экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности – производителей и потребителей, формируются цены, которые удовлетворяют их интересы.

    3. Регулирующая функция . Благодаря свободной динамике цен, рынок регулирует объемы производства и потребления товаров, обеспечивая равновесие (соответствие) между ними.

    4 . Информационная функция . Рынок дает производителям объективную информацию о вкусах и предпочтениях потребителей, об удовлетворении потребностей на те или иные товары, т.е. о том, что и в каких объемах следует производить.

    5. Стимулирующая функция . Конкуренция на рынке стимулирует производителей снижать затраты на производство, повышать качество товаров, осваивать выпуск новых товаров, совершенствовать сервис и т. д.

    Конкуренция – это борьба, соперничество между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

    6. Санирующая функция . Суть этой функции рынка в том, что благодаря конкуренции происходит вытеснение с рынка товаропроизводителей, производящих неконкурентоспособную продукцию, в результате чего происходит «очищение» экономики от неэффективно работающих предприятий.

    Виды рынков

    Существующие рынки можно классифицировать по следующим признакам:

    ÿ по экономическому назначению (рынок потребительских товаров и услуг, рынок труда, ранок ценных бумаг, рынок денег, рынок средств производства, рынок земли, рынок технологий, рынок информации и т.д.);

    ÿ по географическому положению (рынок местный, региональный, национальный, мировой);

    ÿ по видам участников рыночных сделок (розничный рынок, оптовый рынок, рынок государственных закупок);

    ÿ по степени соблюдения законност и (рынок легальный и рынок теневой);

    ÿ по степени зрелости рыночного механизма (рынок формирующийся, развитый

    Типы рынков

    Наряду с видами рынков принято различать типы рынка.

    Тип рынка - это та экономическая среда, в условиях которой работают производители (фирмы) на том или ином рынке.

    Специфика этой среды, прежде всего, характеризуется степенью ограничения конкуренции на рынке (степенью монополизации рынка). Степень монополизации рынка в свою очередь определяется уровнем монопольной власти .

    Монопольная власть – этоспособность фирмы влиять на рыночную цену товара путем изменения объема производства.

    Поведение товаропроизводителя на рынке в значительной мере определяется типом рынка, на котором он работает.

    В экономической теории принято различать четыре типа рынка:

    1.Рынок совершенной конкуренции ;

    2.Рынок чистой монополии ;

    3.Рынок монополистической конкуренции ;

    4.Рынок олигополии .

    Характеристика типов рынка осуществляется по следующим критериям:

    1) количество фирм, работающих на рынке;

    2) характер производимой продукции;

    3) наличие или отсутствие барьеров для вхождения фирм в отрасль (на рынок) и выхода из нее;

    4) степень доступности экономической информации.

    В традиционных курсах микроэкономики доказывается, что эффективность экономики (рынка) может достигаться только на совершенно конкурентных рынках.

    Большинство реально функционирующих рынков может быть отнесено либо к рынкам монополистической конкуренции, либо к олигополии. Следует иметь в виду, что рынок совершенной конкуренции рассматривается в экономической теории как некая абстрактная модель, к которой реально функционирующие рынки могут в большей или меньшей степени приближаться. Вместе с тем, использование данной экономической модели для анализа многих экономических явлений позволяет выявить важнейшие закономерности функционирования рыночного механизма, установить основные взаимосвязи между его элементами.