• Пространство, территория в географии. Сущность понятий «географическое пространство», «географическое пространство-время», «культурно-географическое пространство Пространство объект изучения географии концепция географического положения

    Земля - не изолирована в космосе планета. Больше всего она связана с близко расположенными к ней телами Солнечной системы - Солнцем и Луной. Гравитационные поля удерживают Землю на околосолнечной орбите. Они же вместе с осевым вращением вызывают на поверхности планеты периодические приливы и отливы. Движение Земли происходит в сфере влияния солнечного ветра. Земля подвергается также воздействию рентгеновского и ультрафиолетового излучения, воспринимает радиоволны, лучевую и тепловую энергию, которая является движущей силой развития неживой и живой природы.

    Масса Земли ежегодно растет примерно на 40 000 т в результате падения на ее поверхность метеоритов и космической пыли. Из далекого космоса постоянно поступают сильно ионизированные потоки излучений атомных ядер, преимущественно водорода. Космическое излучение и солнечный ветер - причины многих необычных природных явлений на Земле: полярных сияний, магнитных бурь, ионизации воздуха и др.

    Влияние космоса Земля воспринимает не пассивно. С помощью своих индивидуальных уникальных планетных особенностей она его трансформирует, создает вокруг себя среду, отличное от космического. Мощные земные магнитное и гравитационное поля взаимодействуют с космическими, изменяя их усредненные характеристики, предоставляя им новых качественных свойств и количеств. Большинство метеоров, астероидов и комет сгорают в атмосфере Земли, не достигнув ее поверхности. С верхних слоев атмосферы часть атомов водорода и кислорода отрываются от планеты, выходят за пределы сил земного притяжения. Вследствие взаимодействия Земли с космосом образовалось пространство, названный М.М. Ермолаевым (1975.) Географическим. Географическое пространство охватывает сферу взаимодействия космических факторов с земными от верхней границы магнитосферы к поверхности Мохоровичича, то есть нижней границы земной коры. Поскольку это взаимодействие на разных вертикальных уровнях есть свои особенности, в географическом пространстве принято различать следующие четыре составные части.

    1. Ближний космос. Верхний предел - предел магнитосферы (80-90 тыс. Км), нижняя - 1500-2000 км над поверхностью Земли. Здесь происходит наиболее тесное взаимодействие космических факторов с магнитным и гравитационным полями Земли. Из захваченных магнитным полем протонов и электронов образуется радиационный пояс вокруг планеты.

    2. Высокая атмосфера. Нижняя граница ограничена стратопаузой. В ней происходит преобразование первичных космических лучей во вторичные, нагрев атмосферы, образование сплошного слоя озона.

    3. Географическая оболочка. Находится между озоновым слоем и нижней границей активного слоя осадочных пород, на которые влияют экзогенные факторы. Это единственная оболочка в Солнечной системе и, возможно, во Вселенной, в которой взаимодействие космических факторов с земными создала благоприятные условия для зарождения и развития различных форм жизни.

    4. Подстилающая кора. Простирается от нижней границы географической оболочки до поверхности Мохоровичича. Это арена эндогенных факторов, которые создают первичный рельеф планеты. Различные экзогенные процессы, движущей силой которых выступает солнечная энергия, постоянно видоизменяют первичный рельеф земной поверхности.

    Концепция географического пространства научно обосновывает положение географической оболочки в сфере постоянного взаимодействия космических факторов с земными. Этот специфический околоземное пространство является необходимым условием для зарождения и развития жизни на планете. Его специальное изучение позволяет понять суть многих природных явлений и физико-географических процессов.

    Географическое пространство охватывает огромную по протяженности сферу взаимодействия космических факторов с земными, которая по своему объему значительно превышает все вместе взятые внутренние геосферы планеты. В рамках этого пространства особое место принадлежит географической оболочке Земли из-за наличия в ней органического мира, что делает ее чрезвычайно сложной по строению, свойствам и динамикой. Процессы, протекающие во Вселенной, прежде всего на Солнце, очень активно на естественное состояние и функционирование всех околоземных оболочек, которые входят в состав географического пространства. Эти влияния и их механизм в наше время тщательно и всесторонне исследуют ученые.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Что такое Вселенная? Как его еще называют?

    2. Какие типы галактик или звездных скоплений вам известны?

    3. Какие химические элементы в космосе является наиболее распространенные по массе?

    4. Какие особенности строения Нашей Галактики?

    5. Какая ближайшая к Земле звезда?

    6. В чем отличия химического состава Солнца и Земли?

    7. Что такое астрономическая единица длины?

    8. Чем отличаются внутренние планеты от внешних?

    9. Что отличает Землю от других планет?

    10. В каких планет обнаружены астрономические кольца?

    11. Какие химические элементы чаще всего встречаются в составе метеоритов?

    12. Почему Луна повернута к Земле все время одной стороной?

    13. Какие известные представления и гипотезы о происхождении Земли и других планет Солнечной системы?

    14. Составьте схему строения Солнечной системы.

    15. Какие солнечно-земные связи образуют географическое пространство Земли?


    Базисной категорией экономической и социальной географии является категория социально–географического пространства, которое выступает составной частью географического пространства. Поэтому целесообразно вначале рассмотреть категорию географического пространства, а затем – ее социально–географическую интерпретацию.

    Географическое пространство – это земное пространство, которое состоит из географических систем (геосистем), компонентов и элементов, связей и отношений, что обеспечивает его непрерывность. В то же время каждая геосистема или ее компонент обладают собственным физическим пространством и ареалом ближайшего воздействия. В результате формируются географические поля со своими границами, что привносит в географическое пространство свойство прерывности. Географическое пространство включает атрибут времени, свойства и размерность которого определяются сущностью географических объектов (природных, технических, экономических, социальных и пр.). Поэтому более правомерно говорить о континууме географического пространства–времени.

    Географическое пространство–время включает две составляющие: природную и общественную. Общественная жизнь протекает как в природной, так и в социально–экономической среде. В результате в границах ойкумены формируется специфическое социально–географическое пространство. Пространственно–временная организация жизнедеятельности людей осуществляется в пределах ноосферы. Последняя характеризуется наличием постоянных взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимоотношений между территориально–общественными системами разных иерархических уровней, а также непрерывным взаимодействием с окружающей средой. Единство социально–географического пространства обеспечивается передвижением людей и товаров, потоками энергии, информации, идей и нововведений. Движение потоков осуществляется под воздействием разницы потенциалов социально–географических полей. Социально–географические поля образуются в процессе территориальной концентрации населения, производительных сил, развития инфраструктуры, общественных отношений.

    Локализация населения в населенных пунктах, городах, агломерациях и мегалополисах приводит к аккумулированию социомассы, информации и энергии, делает их ядрами социально–географических полей, вокруг которых формируется тяготеющая к ним периферия. В местах наименьшего тяготения наблюдается пониженный массо–и энергообмен, что учитывается при проведении условных границ полей. Эти границы носят прозрачный и расплывчатый характер и поэтому не препятствуют протеканию ноосферных, социальных, экономических, энергетических, информационных и других процессов. Между полями существуют мощные силы притяжения и отталкивания, которые формируют массовые материальные, духовные, политические и коммуникационные взаимосвязи. Разнообразные и интенсивные энерговещественные потоки пронизывают социально–географическое пространство и взаимодействуют с геологическим и космическим пространствами. Эти взаимодействия обусловлены проникновением человека как в литосферу (шахты, карьеры, буровые скважины и др.), так и в космос. Одновременно геологическое и космическое пространства изменяют параметры и свойства территориальных общественных систем, непрерывно обеспечивая их «средствами к существованию» – веществом, энергией, информацией.

    Пионерная материальная космоноосфера простирается от границ проникновения космических аппаратов (1 млрд км) до околоземного пространства (1 тыс. км). Поступление вещества, энергии и информации из космоса по–прежнему доминирует, однако это область, куда проникают люди, технические аппараты, отдельные искусственные материалы. Околоземное космическое пространство распространяется на 10-1000 км от поверхности Земли. Здесь происходит интенсивный вещественный, волновой и информационный обмен с космосом. С этого уровня затраты на исследование и освоение данной части ноосферы окупаются (связь, производство, транспорт и пр.).Геоноосфера, или собственно ноосфера (от 10 км вверх до 1 км вниз от поверхности Земли) – область наиболее активной деятельности человечества, которое интенсивно использует все ее компоненты и в значительной степени влияет на структуру, состав и процессы, происходящие в ней.

    В пределах геоноосферы выделяется область, примыкающая к пространственной оболочке Земли, – ойкумена (+100 м от поверхности Земли) – основная сфера жизнедеятельности человека, где в наибольшей степени проявляются политические, социальные, психологические, идеологические, этические, этнические, культурные, исторические и прочие аспекты его деятельности. Здесь проявляется наибольшая энергетическая, вещественная и информационная взаимосвязь человека с окружающей средой.

    Взаимодействие с окружающей средой в геоноосфере происходит с положительным балансом, за счет чего человечество и получает возможность познавать и осваивать как глубинные слои Земли, так и удаленные просторы космоса. Подобные уровни (сферы, пространства) можно выделить и во внутренней части Земли. Область литосферы (верхней части земной коры), из которой происходит добыча полезных ископаемых, окупающая затраты (1-10 км). Это пространство непосредственного (с помощью машин и механизмов) проникновения человека в недра планеты.

    Внутренняя оболочка Земли в пределах верхней и средней мантии, нижней части земной коры (10-100 км). Научные знания об этой части планеты получают в результате различного волнового зондирования, а также изучения продуктов извержения вулканов.

    Внутренняя оболочка Земли в пределах внешнего ядра и нижней мантии (100-1000 км). Знания о ней человечество получает на основании изучения различных полей и волн.

    Центральная часть Земли в пределах внутреннего ядра (глубже 1000 км от поверхности). Судить о свойствах этого пространства человечество может главным образом на основании теоретических расчетов и в меньшей степени – по результатам сейсмического зондирования. Социально–географическое пространство неразрывно связано с социально–географическим временем, испытывая при этом воздействие природных, космических, биологических и других ритмов. Время является четвертым измерением пространства, деформируя его в циклические структуры – социально–географические циклы. К ним относятся социальные циклы АЛ.Чижевского, экономические циклы Н.Д.Кондратьева, этнические циклы Л. Н. Гумилева и т. д.

    Социально–географические циклы, развиваясь по спирали, включают последовательно чередующиеся фазы: становление, подъем, расцвет, спад и вновь становление. Совокупность этих фаз образует волну цикла, длина которой и может стать единицей отсчета социально–географического времени. Социально–географическое пространство имеет четыре измерения: длину, высоту, ширину и время (длительность). Носителем этих параметров является территория как специфическая платформа организации жизнедеятельности людей. Под территорией понимается участок земной поверхности, имеющий определенные границы, устанавливаемые по физико–географическим, социально–экономическим, политическим, этническим и иным показателям в нормативно–правовом порядке. В процессе жизнедеятельности людей территория испытывает существенные изменения и постепенно обогащается социально–экономическими, техническими, экологическими и другими компонентами. Это отразилось на процессе познания и восприятия территории. Она стала рассматриваться не только как полигон для жизнедеятельности людей, но и как естественноистори–ческое и социально–экономическое образование.

    Территория, таким образом, рассматривается с двух позиций. С одной стороны – это природный и социально–экономический ресурс, а с другой – объединяющее начало разных общностей людей, сфера жизнедеятельности населения. Как ресурс территория используется: в качестве субстрата, полигона, на котором развертывается человеческое бытие; для извлечения природных ресурсов; для эксплуатации хозяйственных объектов и инфраструктурного обустройства; для создания заповедников и заказников, в которых сохраняется генофонд; в качестве приемника и емкости для размещения отходов жизнедеятельности людей.

    Как среда обитания и сфера жизнедеятельности населения, территория приобретает гуманистическое значение. Она становится носителем ландшафтного разнообразия, технических, социально–экономических, экологических и прочих структур. Материальные условия жизнедеятельности людей характеризуются территориальной локализацией. Среда обитания влияет на характер и особенности человеческого бытия, структуру и функции экономики, уклад и качество жизни населения.

    Основными формами средообразования и изменения природных ландшафтов являются антропогенные воздействия. Они могут иметь как позитивный (созидательный), так и негативный (разрушительный) характер. Результатами позитивного воздействия являются облагороженные рекреационные культурные и парковые ландшафты, комфортная городская среда, мелиорированные сельскохозяйственные угодья, охраняемые памятники природы и т. д. Одно из негативных последствий антропогенных воздействий – обострение экологической ситуации. Чрезмерная концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, населения и транспорта, «грязные» технологии, ослабление компенсационных возможностей природной среды и отсутствие экологической инфраструктуры приводят к деградации территории и провоцируют экологические кризисы и катастрофы. Отдельные территории в силу антропогенной перегрузки превращаются в зоны экологического бедствия. Представления о социально–географическом пространстве и территории тесно связаны с понятием расстояния. В экономической и социальной географии различают два вида расстояний: географическое (физическое) и социальное.

    Географическое расстояние – это абсолютное расстояние, мера близости между объектами. Оно используется для установления координатной сетки, измерения длины путей передвижения между местами производства и потребления товаров, а также между местами проживания и работы людей и т. д. Социальное расстояние – это путь движения, который измеряется временем, потраченным на преодоление географического расстояния. При этом используются разные средства передвижения: железнодорожный, автомобильный, авиационный виды транспорта – для передвижения товаров и людей; почта, телефон, телеграф, Интернет, факс и пр. – для передачи информации.

    В экономической и социальной географии категория территории является основополагающей. Ее рассматривают в нескольких аспектах. Среди них – территориальная структура, территориальная организация общества, территориальные сочетания, территориальная система, территориальная общность людей и др. Так, территориальная структура представляет собой устойчивую, взаимосвязанную совокупность компонентов социально–географического пространства, ойкумены, жизнедеятельности людей. Данная структура характеризуется относительной устойчивостью и служит «остовом» территориальных сочетаний, в первую очередь территориальных общественных систем. Примерами территориальной структуры являются: центр и периферия; территориальные общности людей по поселениям разных функциональных типов (города, поселки городского типа, села, деревни); социально–экономические узлы, центры и пункты; территориальные подсистемы в составе территориальных общественных систем. Территориальная структура, обогащенная механизмом регулирования и управления, трансформируется втерриториальную организацию общества.

    Географы используют два термина - пространство и территория, зачастую наполняя их одним смыслом. Так, в «Географическом энциклопедическом словаре» (1988, с. 56) понятие географического пространства определяется путем переноса термина «пространство» из философии в географию по аналогии, но с учетом особенностей Земли как планеты.

    В философии «пространство» - это универсальная форма бытия, которая неотделима от материи и времени; это абстрактное понятие, выражающее существование связи вещей друг с другом, а также порядок их размещения относительно друг друга. И в географии, очевидно, пространство должно пониматься как философская концептуальная категория, как объективная, всеобщая и познаваемая форма существования географических объектов.

    В последнее время произошел отход от физикалистской его трактовки. Делаются попытки выделения разных типов пространств, связанных с теми или иными сторонами бытия:

    - Физический тип пространства, являющийся базовым. Следует подчеркнуть, что его нельзя отождествлять с пространством как универсальной формой движения материи, так как последняя является абстрактно-философским понятием. . «

    - Биологическое пространство, существование которого доказано в этологии - одной из ветвей науки о поведении животных в природной среде.

    - Социальное пространство как пространство, регулирующее отношения в обществе. В «Российской социологической энциклопедии» ему дано следующее определение:

    Пространство социальное - атрибутивная форма существования и развития социально организованной материи (общества). Пространство социальное выражает сосуществование и взаимодействие различных сторон и моментов социального бытия, характеризует протяженность, плотность и структуру общественной формы движения материи.

    Это достаточно формалистическое определение ранее трактовалось в «Кратком словаре по социологии» более содержательно: «Пространство социальное - социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, «пространства» (условий, возможностей) их развития».

    - Социально-психологическое пространство как субъектно воспринимаемое пространство. На Западе в 1960-70-е годы широкое распространение получила география восприятия пространства. Этот важный для познания вид пространства философски не противоречит материализму. Ведь сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

    Географы используют, как правило, простые представления о пространстве, простые пространственные языки, например, геометрию Эвклида, координатную систему Декарта. В этом нет ничего выделяющего географию среди других «неточных» наук. Но даже касаясь точных наук, нужно отметить, что, несмотря на существование теории относительности А. Эйнштейна, практически вся современная техника - ЭВМ, телевидение, радио, управление космическими полетами, современная химия и биология - обходится ньютоновскими представлениями о пространстве и времени.

    Имеются попытки классификации пространства и в географии, одну из которых предпринял польский географ С. Лещицкий. Он предложил выделять следующие виды пространства в географии:

    - геодезическое пространство. Оно определяется величиной и формой земного шара (геоидом);

    - физико-географическое пространство в отличие от геодезического качественно дифференцировано на сушу, океаны, моря, которые в свою очередь дифференцируются в физико-химико-биологическом отношении;

    - социально-экономическое пространство - это территория, на которой живет и действует человек, где сосредоточены все поселения человека. По величине оно уступает физико-географическому пространству, особенно за счет больших водных площадей. Однако человечество существенно продвинулось в хозяйственном освоении Мирового океана.

    Географическое пространство обладает структурами. Структурность геопространства отражает сложное строение географической оболочки.

    Частные географические пространства выделяются и в соответствии с целями исследования по содержательно-географическим признакам, т.е. по природе господствующих в них закономерностей.

    Что касается социально-экономического пространства, то это в первую очередь соотносительное понятие. Оно характеризует локализацию и пространственную расчлененность человеческой деятельности и ее результатов. Связь этого пространства со временем осуществляется через деятельность человека. Организация социально-экономического пространства во многом детерминируется лимитом времени и суточным режимом деятельности. В процессе исторического развития социально-экономическое пространство «сжимается» в связи с прогрессом коммуникаций, а время «уплотняется» за счет его насыщения деятельностью.

    Понятие «сжатие географического пространства» означает относительное уменьшение масштабов земной поверхности за счет прогресса на транспорте и в средствах связи.

    M. Сорокин приводит следующие достаточно наглядные сопоставления. В 1492 г. Колумб преодолел расстояние между портом Палое (Испания) и островом Сан-Сальвадор (Багамские острова) за 70 дней, в 1838 г. колесный пароход «Грейт Вестерн» пересек Атлантику за 15 дней, полвека спустя винтовое судно «Сити оф Парис» преодолело путь из Ливерпуля в Нью-Йорк за 6 дней, в 1927 г. Чарльз Линдберг совершил перелет из Нью-Йорка в Париж на одномоторном винтовом самолете за 33,5 часа, а в наше время сверхзвуковой реактивный авиалайнер «Конкорд» преодолевает этот же путь за 3,3 часа. Несмотря на то что маршруты несколько не совпадают, разница в расстояниях не столь велика, и ей можно пренебречь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что за период около 500 лет временные затраты на преодоление Атлантики сократились более чем в пятьсот раз.

    Понятие территории отличается от понятия пространства своей конкретностью, привязанностью к определенным координатам.

    Территория (лат. territorium, от terra - земля, страна) - часть поверхности земной суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами. Она характеризуется наличием особого вида ресурсов:

    Протяженностью (площадью);

    Особенностями географического положения;

    Определенным типом (типами) природного ландшафта;

    Степенью хозяйственной освоенности;

    Способностью выполнять роль «пространственного базиса деятельности общества».

    Все эти свойства территории, в пределах которой находятся объекты и происходят взаимодействия между ними, существенно влияют на объекты и взаимодействия. В частности, местоположение объекта является фактором его индивидуализации, т.е. специфических особенностей, которыми объект отличается от аналогичных по субстанциональным свойствам объектов. Другими словами, местоположение модифицирует и объекты, и процессы. Однако такой подход ничего общего не имеет с крайностью - некоторыми геополитическими идеями пространства. В ряде трудов по геополитике роль пространственного фактора в жизни общества настолько преувеличена и абсолютизирована, что объявляется основой политических действий. Центральное для немецкой геополитики 1920-1940-х годов понятие «жизненное пространство» относится к псевдонаучным понятиям, выработанным для оправдания международной агрессии.

    Понятие «географическое положение» (ГП) является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением. Умение охарактеризовать во всех существенных отношениях положение изучаемого объекта необходимо для географа-исследователя. ГП обычно трактуется как положение какого-либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. ГП рассматривается как своеобразное внешнее условие существования, функционирования и развития объектов, характеристика данного объекта, выражающая его отношение к каким-либо географическим объектам вне его.

    Часто термин «положение» понимают как внутреннее состояние объекта (по аналогии с международным положением, экономическим положением и т. п.). Но ГП - это всегда отношение к внешним обстоятельствам. И это положение в двухмерном пространстве, поскольку оно определяется на основе географической карты. На ней все объекты представляются либо точечными (как бы не имеющими размерности в данном масштабе), либо линейными, имеющими только одно измерение, либо площадными (ареальными) - с двумя измерениями. На карте мелкого масштаба точечным объектом выступает город, линейным - река, железная дорога. Следовательно, можно говорить о положении объекта относительно точек, линий и ареалов.

    Понятие «географическое положение» использовалось в XIX в., значение его анализировалось в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов - Ф. Ратцелем. Категория ГП была предложена в СССР на рубеже 20-30-х годов XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Н.Н. Баранским, И.М. Маергойзом и рядом других авторов. Н.Н. Баранский , выделяя существо ГП, подчеркивал, что положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала. И.М. Маергойз писал о том, что вопрос не столько в том, где находится объект (это само собой предполагается), сколько в том, как он лежит относительно того, что находится за его пределами. Эти идеи имеют непреходящую ценность и спустя много лет после того, как были высказаны.

    Через систему отношений данного объекта (ареала) с другими объектами (ареалами) ГП предметно выявляет индивидуальные черты и свойства любой территории. Оно определяет многие наиболее важные особенности стран, районов, городов, высвечивает свойства их неповторимости и индивидуальности .

    В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение - абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечный, и линейный объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

    • а) точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт-Петербурга;
    • б) точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
    • в) точка относительно ареала - столица в государстве;
    • г) линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
    • д) линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
    • е) ареал относительно другого ареала: Республики Мордовия и Чувашия.

    Возможны и другие варианты положения:

    • 1. Точка налинии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва-Санкт-Петербург, Нвгород - вне ее.
    • 2. Точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар - вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест на французском берегу Атлантического океана.
    • 3. Линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной.
    • 4. Линия находится в пределах ареала полностью (как р. Яна) или частично (р. Лена) в Якутии, или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка-Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны).
    • 5. Ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

    Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, к юго-востоку). Для определения положения точки, линии, меньшего

    ареала в составе более крупного используют термины: центральное, глубинное, периферийное, окраинное, пограничное положение. Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в ней г. Риу-Гран- ди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо- востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) - глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение (Украина, Крайна в бывшей Югославии).

    Исследуя ГП, необходимо определить главное и в его сущности, и в его воздействии на наиболее важные стороны развития территории.

    И прежде всего следует выявить и понять его наиболее характерные черты.

    Во-первых, ГП - это сложная система понятий , включающая:

    • а) математико-географическое положение (положение в системе географических координат);
    • б) физико-географическое положение (положение относительно природных объектов, влияющих на особенности природы данного места, - морей, рек, лесных массивов, природных зон и др.; при этом сам объект может находиться как в составе ареала, так и вне его);
    • в) экономико-географическое положение (ЭГП) - положение: 1) относительно элементов общественного производства;
    • 2) по отношению к району, области, стране; ЭГП является одним из важнейших факторов, определяющих размещение, характер, динамику развития производительных сил;
    • г) политико-географическое положение (положение на политической карте - относительно центров и районов сосредоточения социальных, классовых и политических сил);
    • д) военно-географическое положение (положение любой точки или какого-либо ареала относительно центров и стран военной мощи или создающих опасность военных конфликтов, а также по отношению территорий различных военных блоков);
    • е) геополитическое положение : тесно связанное с двумя вышеназванными видами ГП, оно отражает положение относительно «центров силы», очагов экономической и военной мощи, различных политических, экономических и военных союзов, религиозных объединений;
    • ж) эколого-географическое положение (положение той или иной территории относительно регионов экологически неблагополучных или даже экологических бедствий, относительно движения воздушных масс и других потоков, несущих массированные объемы загрязнений;
    • з) культурно географическое положение - относительно важнейших центров и регионов развития духовной культуры, культурно-географических образований разного территориального ранга и значения.

    Каждый из названных видов ГП - явление многоплановое, синтетическое, и поэтому необходим анализ не только этих видов «в отдельности», но, особенно их сочетаний в сложном взаимодействии и «взаимопереплетении» различных сторон ГП. Так, в системе ЭГП выделяются транспортно-географическое, промышленно-географическое, демогеографическое, рыночное (или сбыто-географическое) положение и другие его составляющие, и каждая из них, в свою очередь, также имеет определенную структуру.

    Особо важную роль играет транспортно-географическое положение, качество которого определяется следующими обстоятельствами: 1) экономическим потенциалом соседних территорий; 2) плотностью хозяйственной освоенности окружения;

    3) наличием (количеством и качеством) прямых транспортных выходов к соседям, их частотой.

    Во-вторых, ГП - категория историческая. Следует иметь в виду, что, если физико-географическое положение меняется относительно медленно, с развитием географической среды, а также в результате деятельности человека, то все остальные виды ГП - весьма динамичны, изменчивы и их значение (и последствия влияния) в различных исторических условиях неоднозначно.

    Н.Н. Баранский приводит пример характеристики исторической изменчивости ГП США. Их зародышем были английские колонии, расположенные на восточном побережье Северной Америки между Атлантическим океаном и Аппалачскими горами. Все то, что лежало к западу от этих колоний, европейцам не было известно, и когда английские короли давали какому-нибудь лорду или какой-нибудь акционерной компании кусок побережья, то называли только южную и северную границы по параллелям, а на запад появлялась возможность идти, куда угодно. Таким образом, эти колонии находились «на краю света». В дальнейшем области, лежащие к западу от Аппалачей, были исследованы, заселены и вообще освоены, и из положения «на краю света» создалось положение «между двумя океанами». Вот как резко изменилось положение США. Я.Г. Машбиц, рассматривая пример Древней

    Руси, подчеркивает, что татаро-монгольское иго, феодальная разобщенность и перемещение центра тяжести мирового развития в Западную Европу во многом свели на нет исключительную благоприятность географического положения Древней Руси. Средневековая Россия оказалась на периферии европейского социально-экономического развития.

    В-третьих, ГП присущ потенциальный характер. Те или иные благоприятные стороны ГП далеко не во всех случаях реализуются. Лишь при сочетании соответствующих факторов исторического и социально-экономического развития данной территории (страны) эти благоприятные стороны воплощаются в жизнь. Так, известно, что многие особенности развития Японии обусловлены ее океаническим положением. Но это ГП могло реализоваться только благодаря наращиванию промышленного и финансового потенциала Японии.

    В-четвертых, как географическая категория, ГП обладает определенным механизмом влияния, исследование которого требует перехода от «простых», качественных, субъективных характеристик к количественным оценкам. Отмечая необходимость теоретического углубления понимания ЭГП, И.М. Ма- ергойз подчеркивал, что ЭГП всегда конкретно и в той или иной степени противоречиво, что необходим анализ вероятностного характера ГП, фактора дистанционности (исследование расстояния, или дистанции, между географическими объектами как одного из свойств пространства), а также взаимодействия объектов, их определенной соподчиненности.

    В связи с этим важно различать макро-, мезо- и микроположения. Первое из них соответствует более или менее обширной территории; мезоположение - линии, ее рассекающей в важных направлениях, а микроположение -точка на этой линии. Эти виды ГП взаимодействуют друг с другом, но их отражение на развитии тех или иных объектов может быть весьма различным. В редких случаях все они бывают одинаково благоприятными. Считается, что наибольшим потенциалом роста обладают города с выдающимся макро- и мезоположе- нием, расположенные в фокусах связей, скрепляющих воедино крупные территории, в центрах быстроразвивающихся промышленных и сельскохозяйственных ареалов... в точках контактов различных зон, перепадов экономических потенциалов, в опорных узлах районов нового освоения.

    Для Санкт-Петербурга, например, макроположение описывается как нахождение на Северо-Западе европейской части Российской

    Федерации, вблизи границы с Финляндией, на берегу Финского залива; мезоположение - примерно в центре Ленинградской области, в устье Невы; микроположение - на островах дельты Невы и прилегающих к ней территориях. По аналогии можно определить ранг положения объекта внутри городской территории путем его детализации. Красная площадь находится в Москве у стен Кремля (микроположение), в центре города - в пределах Садового кольца (мезоположение).

    Для одних объектов существеннее всего микро-, для других мезо- или макроположение. Например, размер дифференциальной ренты в сельском хозяйстве очень чувствителен к микро- и мезоположению участка. То же можно сказать и о положении магазина, пункта бытового обслуживания в городе по отношению к остановкам общественного транспорта и пунктам пересадки. При решении вопроса о развитии топливно-энергетических, металлургических баз на первый план выходит оценка макроположения.

    В-пятых, ГП имеет тесные связи с конфигурацией территории и ее границами , что оказывает большое влияние на многие стороны развития данной территории (страны) в целом и отдельных ее частей. Так, конфигурация территории России оказала большое воздействие на ее историко-географическое развитие. Широтное простирание обширной территории России в Восточной Европе и Азии сочетается с ее континенталь- ностью и глубинностью. В этом причина отдаленности большей части территорий от морских побережий и границ. Данные факторы затрудняли хозяйственное освоение территорий к востоку от Урала, внешние экономические связи большинства регионов России.

    Большую роль играет пограничное положение регионов страны, взаимосвязи между их конфигурацией и границами страны. Так, в современной России это нередко создает для них (пограничных регионов) сложные проблемы (например, этнические конфликты, приток беженцев, влияние социально-политической напряженности в соседних государствах и т. д.).

    Я предлагаю вам фрагмент урока географии в профильном (социально-экономическом) 11 классе по теме: «Географическое положение города».

    Этот урок я проводила в рамках городского семинара "Социальное проектирование как форма организации гражданского образования в условиях профилизации общеобразовательного учреждения".

    С 2008 года я работаю по инновационному учебно-методическому комплексу «География. Профильный уровень. 10-11 класс», который стал победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования». Автор ИУМК В.Н. Холина – кандидат географических наук, заведующая кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета Российского Университета Дружбы Народов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Уважаемые коллеги!

    Я предлагаю вам фрагмент урока в профильном 11 классе по теме: «Географическое положение города».

    Перед вами карточка-матрица, которые поможет вам определить место данной темы в предпрофильном и профильном курсах географии:

    Тема

    Географическое положение города

    Класс

    Место в учебном плане

    Раздел № 3 «Население России»

    Раздел № 2 «Районы России»

    Раздел № 1 «География в современном мире»

    Раздел № 5 «Города и сельские поселения»

    Тема № 14

    «Где и как живут люди»

    Тема № 3

    «Европейская часть России»

    Тема № 1

    «География как наука»

    Тема № 1

    «Урбанизация»

    Урок № 63 «Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов»

    Урок № 25 «Москва – столица России»

    Урок № 4 «Пространство – объект изучения географии»

    Урок № 4 «Почему одни города растут, а другие нет»

    Урок № 64 «Города России, исторические особенности формирования»

    Урок № 26 «Города Центрального района»

    Урок № 5 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

    Урок № 5 «Почему одни города растут, а другие нет»

    Урок № 65 «Города Ростовской области»

    Урок № 30 «Города на старых водных путях»

    Урок № 31 «Санкт - Петербург – «хозяйственный узел» России»

    Урок № 32 «Санкт – Петербург – «вторая столица» России»

    Урок № 38 «Крупнейшие города Поволжья»

    Урок № 50 «Города Урала»

    Цели урока

    образовательные:

    1. Изучить, как проходил процесс урбанизации в России.

    2. Изучить типологию и функции городов.

    3. Изучить значение городов в материальной и духовной жизни населения.

    4. Познакомиться с проблемами городов.

    развивающие:

    1. Развивать умение анализировать статистические данные, карты.

    образовательные:

    1. Знакомство с городами России как центрами формирования обычай, традиций русского народа.

    2. Знакомство с городами как промышленными узлами, их значением в хозяйстве страны.

    3. Знакомство с экологическими проблемами городов.

    развивающие:

    1. Формирование умения давать характеристику города (промышленного узла) по картам и картосхемам.

    образовательные:

    1. Изучение объекта и предмета изучения географии.

    2. Изучение концепции географического положения.

    развивающие:

    1. Развитие умения:

    Работать с различными источниками информации;

    Сопоставления картографических материалов;

    2. Развитие навыков чтения карты.

    образовательные:

    1. Сформировать представление о географическом положении городов как о факторе их роста (упадка) и развития.

    развивающие:

    1. Развитие навыков географического мышления.

    2. Развитие умения работать с разнообразными источниками информации.

    Практическая работа

    № 17 «Нанесение на контурную карту городов миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны»

    № 9 «Сравнение городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны»

    № 1 «Географическое положение как фактор возникновения и развития городов»

    № 1 «Выбор места для строительства города»

    Цели практической работы

    1.Сформировать представление о неравномерности распределения городов миллионеров по территории РФ.

    2. Выделение главной зоны расселения

    1.Сформировать представление о разнообразных функциях, роли городов в значении страны

    1. Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

    2. Развивать аналитические способности обучающихся.

    Итак, вы видите, что географическое положение города мы начинаем изучать на предпрофильном уровне в 8, 9 классах, актуализируя эту тему на профильном уровне в 10, 11 классах.

    Учитель: Ребята, сейчас мы выполним с вами практическую работу «Выбор места для строительства города».

    Цель работы:

    Сформировать представление о влиянии фактора географического положения на возникновение городов и об изменении этого фактора во времени.

    Развивать аналитические способности обучающихся.

    Вы знаете, что ГП – это важнейший пространственный ресурс развития экономики, оно влияет не только на выбор места для строительства экономических объектов (предприятий), городов, но и активно воздействует на их функционирование.

    Давайте вспомним факторы, влияющие на выбор оптимального места для создания городов.

    Ученики:

    Агроклиматические ресурсы (на начальных этапах развития общества важное значение имели климат, рельеф, наличие пресной воды).

    Разделение труда (первоначально города играли функцию крепости, защиты от нападения врагов, с появлением ремесел между поселениями возникали торговые отношения, что привело к появлению продовольственных излишков, обеспечивающих возможность роста и развития города).

    Природные ресурсы (которые сыграли важную роль в индустриализации общества, например, металлургия зародилась там, где компактно размещены месторождения каменного угля и железа).

    Транспортные магистрали (пересечение главных или удобных национальных или международных торговых путей).

    Учитель: А сейчас вам необходимо выбрать оптимальное место для размещения города в разные исторические периоды и обосновать свой выбор с использованием тех факторов, о которых мы сейчас говорили.

    Работа с интерактивом: Обучающиеся по очереди выходят к доске, выполняют задание, объясняют свой выбор.

    Ученик 1: (1600 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

    Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что расположен у реки, а это запасы пресной воды, дешевое транспортное средство, выход к океану, есть возможность роста этого города.

    Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: защита от нападения, перспективы роста города, наличие питьевой воды.

    Учитель : И такой город есть на карте, давайте посмотрим историческую справку:

    Большинство прибрежных городов размещены в удобных бухтах. Однако в последующие века эти выгоды географического положения могут остаться нереализованными.

    Кроме бухты, важным преимуществом географического положения Нью-Йорка стала полноводная р. Гудзон, по которой морские суда могли подниматься до Олбани. В 1825 г. от Гудзона к Великим озерам был проложен Эри-канал, Нью-Йорк стал главным звеном самого дешевого водного пути из осваиваемого Среднего Запада к побережью. К тому времени, когда железные дороги стали главным транспортом, Нью-Йорк, казалось бы, должен лишиться преимуществ своего географического положения, набрал уже огромный потенциал, став бесспорным лидером среди городов не только США, но и мира.

    Ученик 2: (1830 год) читает задание, выбирает букву В, объясняет свой выбор.

    Считаю, что в точке В самое оптимальное место для строительства города, потому что есть выход к океану, значит возможно строительство удобной бухты. Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод: Главные факторы выбора места: близость к океану (внешние связи).

    Учитель: к главным факторам можно еще отнести удобное расположение для защиты от нападения, близость ПР – лес, как строительный материал и источник отопления.

    Ученик 3: (1860 год) читает задание, выбирает букву А, объясняет свой выбор.

    Считаю, что в точке А самое оптимальное место для строительства города, потому что есть наличие пресной воды, проходит железная дорога, а это пересечение транспортных путей.

    Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод, что ошиблась, выбирает точку Д, выполняет задание вновь, указывая те же факторы, учитывая, что нет угрозы наводнения.

    Главный фактор: транспортная доступность.

    Ученик 4: (1890 год) читает задание.

    Анализируя план местности, могу сказать, что в выборе оптимального размещения города будет играть фактор транспортной доступности, но здесь возникает экологическая проблема.

    Учитель: принимая во внимание, что в 1890г. экологический фактор не учитывался, т.к. движение было не таким интенсивным и автомобильная промышленность была только в зачатом состоянии.

    Считаю, что в точке Б самое оптимальное место для строительства города, потому что здесь прослеживается транспортная доступность.

    Переключает задание, читает, отвечает на все вопросы, делает вывод:

    Главные факторы выбора места: транспортная доступность.

    Учитель:

    Вывод: выбор места для строительства конкретного города определяется как выгодностью ГП, так и особенностями местоположения. Значимость этих факторов зависит от исторического периода и меняется с ходом социально-экономического развития общества.

    Напишите аналитическую справку о том, как изменялась роль факторов ГП в ходе развития общества и экономики.

    Выступления обучающихся…….

    Учитель: С развитием общества и экономики менялась роль факторов ГП:

    Сначала это была защита от враждебных индейцев и связь со Старым Светом (удобные бухты).

    Затем наличие леса как строительного материала и источника отопления.

    Транспортная доступность (пересечение транспортных магистралей).

    Ученик и - экологический.

    Учитель: Да, сейчас при выборе оптимального местоположения города добавляется ориентация и на экологический фактор.

    Домашнее задание: Влияние этого фактора вы должны использовать при заполнении картосхемы оптимального расположения города в 2007 году в вашей рабочей тетради на стр. 5.