• Виды и формы методической работы учителя начальных классов. Интерактивные формы методической работы старшего воспитателя Старший воспитатель Молодчая Татьяна Владимировна Государственное бюджетное образовательное. Приемы работы с педагогами

    Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому мы ее рассматриваем как важный фактор управления образовательным процессом. Однако, на базе нашего детского сада существовала реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являлись существенными проблемами. И пред нами встали вопросы: Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

    Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:

    1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

    2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

    3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

    4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

    Развивающая среда, нахождение новых путей реализации образовательного процесса дали возможность объединить педагогов в команду единомышленников.

    Так же с педагогическим коллективом используем следующие формы работы:

    • Педагогические мастерские, где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории.
    • Мастер – класс; передача высококвалифицированными педагогами своего опыта.
    • Консультации молодых педагогов: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повы шениепедагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе.
    • Методическое объединение. Цель которого; повышение профессионального уровня педагогов.
    • Семинары – практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации.

    В течение учебного года в ДОУ проводим различные смотры – конкурсы: подготовка к новому учебному году, «Лучший уголок здоровья», выставка групповых фотогазет « Ах, лето», «Лучший уголок по ОБЖ» и т.д.

    Широко применяем различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы. В нашей работе используется одна из современных тенденций – микрогрупповая работа. Объединение педагогов в проблемные группы на определённый фиксированный срок помогает решить, может быть, небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения неких глобальных, отвлечённых педагогических проблем в пользу реальных затруднений.

    В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:

    — возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

    — одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

    — быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

    Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

    Деятельность воспитателей и специалистов нашего детского сада четко скоординирована, созданы условия для профессионального роста. Имеем тесные контакты с СИПКРО и ЦСО, на базе которых за последние 4 года более 80% наших педагогов прошли различные курсы повышения квалификации.

    И в заключении одна истина: «В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по-разному» (И. Ф. Гербард). Перед каждым педагогом детского сада «Звездочка» поставлена сложная, но разрешимая задача — «оказаться во времени». Задача методической службы — создать условия для успешного решения этой задачи.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ.

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact» - где «inter» - это взаимный, «act» - действовать. Интерактивный означает способность действовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком). Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Значение интерактивных форм Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию Повышение уровня активности и самостоятельности Развитие навыков самоанализа и рефлексии своей деятельности Развитие стремления к сотрудничеству

    5 слайд

    Описание слайда:

    Цель работы: Задачи: Совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов Создание условий для повышение уровня профессиональной компетентности Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса Выявление уровня педагогического мастерства, педагогических способностей и умений Выработка у педагогов потребности в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогов Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей и задач, содержания работы школы Координация деятельности ОО и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития обучающихся

    6 слайд

    Описание слайда:

    7 слайд

    Описание слайда:

    Традиционные Семинар, семинар - практикум Педагогическая гостиная Консультации: (групповые, индивидуальные) Круглые столы, едагогические ринги Методическое объединение Тренинг КВН, Что? Где? Когда? Викторины

    8 слайд

    Описание слайда:

    Инновационные Выставки и ярмарки педагогических идей Деловая игра Мастер - класс Педагогическая мастерская Проектный метод

    9 слайд

    Описание слайда:

    Новейшие Брифинг Интерактивное общение Коучинг-сессии Кружки качества Квик-настройки Союзы единомышленников

    10 слайд

    Описание слайда:

    «Большой круг». Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему. Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

    11 слайд

    Описание слайда:

    «Круглый стол». «Круглый стол» проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы. При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    «Мозговая атака (мозговой штурм)». «Мозговая атака (мозговой штурм)» возможен при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме. Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям, Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей. Руководитель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена. Столы поставить так, чтобы выделились 2-3 команды педагогов. В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот.

    14 слайд

    Описание слайда:

    «Методический ринг». 1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос. Например, на методическом рингу по теме «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на занятиях – переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?» Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости. Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты версии, подводит итоги. Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д. П вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Тренинг. Цель – отработка профессиональных навыков и умений. Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Методический мост. Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители. Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Педагогический КВН. Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений заданий (в том числе конкурс капитанов), непосредственно связанные с изучаемой темой.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Решение педагогических задач. Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе анализа цель и задачи собственной деятельности. Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага. Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Методический фестиваль. Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей. Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Методические посиделки. Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов. Форма проведения – круглый стол. Методика организации и проведения: Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Методический диалог. Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях. Таблица контактов. Инструкция: можно использовать только 2 стрелки и только 2 цвета. Желание контакта - красная стрелка, не желание – синяя стрелка. От кого ожидала получить красные стрелки? От кого не ожидала? Если ожидания не совпадают с реальностью, смотри, что ты делаешь не так.

    Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

    Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

    Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

    Целью опыта работы является изучение процесса применения активных способов обучения в методической работе ДОУ

    Объект исследования: методы активного обучения в методической работе ДОУ.

    В ходе исследования были поставлены следующие задачи:


    1. Раскрыть сущность понятия «методы активного обучения»;

    2. Рассмотреть классификацию методов и их основные компоненты ;

    3. Выявить место и роль деловой игры в методической работе ДОУ как интерактивной формы в работе с педагогическим коллективом;
    Методы исследования: изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.

    Существуют различные формы методической работы для успешной реализации годовых задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

    Основные из них это:

    Педсоветы

    Семинары

    Методические объединения

    В дошкольном учреждении педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом.

    Как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие?

    Одной из наиболее важных форм методической работы является педагогический совет. По формам организации педагогический совет бывает традиционным, нетрадиционным и с использованием отдельных методов активизации педагогов. Разные формы педагогических советов определены в работах Волобуева Л.М., Газина О.М., Фокина В.П. Рассмотрим нетрадиционные формы педагогических советов, хорошо себя зарекомендовавшие в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

    Педсовет – деловая игра чаще всего используется для подведения итогов работы коллектива, по какой либо проблеме или за определённый период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

    Педсовет – круглый стол. Для его подготовки руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения. Главное правило при организации круглого стола – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Так же важно выбрать ведущего, ориентирующегося в проблеме и умеющего направлять разговор в нужное русло.

    Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуации, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

    Педсовет – дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы. Например, можно обсудить тему «Как должно быть организовано взаимодействие воспитателя с семьёй ребёнка?»

    Необходимо, чтобы все участники педсовета были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов. Следует помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

    Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при его подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения и активную работу. Их выбор должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогов, состоянием учебно-воспитательного процесса.

    1. Теоретическое обоснование интерактивных методов и методов активного обучения в методической работе ДОУ

    1.1 Сущность понятия «методы активного обучения»

    Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

    Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.

    Методы активного обучения - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998).

    Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствует, что при лекционной подаче материала усваивается не более I - -30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловойигре) - до 90%).

    Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

    Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия

    Каковы основные характеристики «интерактива»?

    Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

    В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

    Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

    Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

    Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

    Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

    Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

    Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

    Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

    Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

    Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:


    1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

    2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

    3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности ;

    4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
    В чем преимущества такой работы?

    Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

    Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

    В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

    Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

    1.2. Классификация методов активного обучения и их особенности

    Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

    Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Не следует смешивать дискуссию с полемикой, т.е. целеустремленным, эмоциональным, заведомо пристрастным отстаиванием уже сформированной позиции. Возможно использование свернутых формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол - техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?», «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».

    Одна из эффективных интерактивная форма, работы с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование,быстрое обучение).

    Цель – отработка профессиональных навыков и умений.

    Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.

    При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

    Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

    Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике , методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:


    • общая эрудиция;

    • профессиональные знания, умения, навыки;

    • умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
      Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ».
    Круглый стол - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

    При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

    «Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

    Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

    Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек), работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

    Инициатор:

    Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

    Спорщик:

    Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь!..”

    Соглашатель:

    Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего

    Оригинал:

    Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.

    Организатор:

    Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы

    Молчун:

    Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь

    Деструктор:

    Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться…)

    Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

    Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

    Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

    Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

    Методика ее организации:


    • определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;

    • определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);

    • составление плана;

    • предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы
    Методика проведения:

    • ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.

    • Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.

    • организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.

    • заключение, подведение итогов обсуждения.
    В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

    Ведущий должен:


    • Хорошо знать проблему, тему дискуссии.

    • Изучить позицию и аргументы оппонентов.

    • Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.
    Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» (brainstorming) – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.

    Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.

    Для проведения мозгового штурма:


    1. Выбирается проблема для обсуждения;

    2. Формируется креативная группа приметно из десяти человек : обсуждение проблемы проходит в комфортной и непринужденной обстановке;

    3. Сама процедура мозгового штурма делиться на три этапа:

    • Вступление. Во время которого объявляется проблема и записывается на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок;

    • Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. На этом этапе Категорически запрещается критика, ведь самые лучшие – это так называемые «сумасшедшие идеи».

    • На этапе анализа идей и поиска возможностей для их реализации происходит обработка высказанных предложений, предлагается рассмотреть идеи с точек зрения оригинальности и возможности к реализации. Каждая идея помечается карточкой со значками:
    Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот методпозволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы.

    При использовании этого метода каждый педагог может:


    • сосредоточиться на содержании;

    • действовать целенаправленно;

    • сохранить возможность для импровизации;

    • проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения;

    • проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке.
    Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.

    • мероприятия. Из отдельных заключений рабочих групп составляется общее заключение. На данном педсовете в итоге педагоги составили план мероприятий по развитию речевой активности детей, их речевого творчества совместно с родителями, используя современные методы и технологии. В конце педсовета идет оценка работы над темой. (Довольны ли педагоги результатом обсуждения? Устраивают ли их предложенные перспективы решения?) При этом хочется отметить, что не всегда педагоги довольны результатом обсуждения. В этом случае необходимо сделать анализ работы педагогов, выявить причины неэффективности обсуждения.
    Метод «Кейсов» (Casestudy) – неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры , которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов – участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно – образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

    При использовании метода «Кейсов» все обсуждаемые ситуации делятся на:


    • ситуации – иллюстрации;

    • ситуации – упражнения;

    • ситуации – оценки;

    • ситуации – проблемы.
    Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

    Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

    Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

    Законы диспута


    • Диспут – свободный обмен мнениями.

    • На диспуте все активны. В споре все равны.

    • Каждый выступает и критикует любое положение,
      с которым не согласен.

    • Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.

    • Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

    • Острое, меткое слово приветствуется.

    • Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
    Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

    Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:


    • "Нужны ли детскому саду стандарты?",

    • "Чему сегодня нужно учить дошкольников?",

    • "Новаторские технологии: за и против",

    • "Каковы сегодня цели воспитания?",

    • "Что является общечеловеческими ценностями?",

    • "Какова роль семейного воспитания сегодня?"
    Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

    Традиционный педагогический совет на основе создания проблемных групп

    Основной недостаток традиционной формы педагогического совета с докладом - низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.

    1 этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план совета, вопросы для обсуждения, библиография.

    2 этап – этап подготовки (творческие проблемные группы). Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией, предметные кафедры и методические объединения, методический кабинет. Разрабатываются планы работы педагогического совета.

    Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. К работе группы подключаются (оказывают помощь) члены администрации, руководители методических объединений.

    Проблемные группы совместно с администрацией:

    Занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету;

    Проводят анкетирование педагогов и учащихся;

    Продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни);

    Посещают уроки и внеклассные мероприятия;

    Оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме;

    Изучают документацию образовательного учреждения;

    Разрабатывают памятки;

    Готовят объявление о предстоящем педагогическом совете;

    Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педагогическому совету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается плакат-объявление о предстоящем педсовете. На нем - дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой проблеме.

    3 этап – этап проведения. Длительность педагогического совета по времени - 2 - 2,5 часа. Председатель педагогического совета напоминает о требованиях к выступающим:

    Уметь слушать и не прерывать оратора;

    Мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;

    Мысли и предложения надо сформулировать четко и кратко;

    Чужое мнение должно уважаться, но при этом нужно высказывать и свое;

    Доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии, дефектологии и других наук;

    Вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому, принципиально. Не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.

    Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее рабочим президиумом и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения и, наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

    Заметим, что отношение к решению педагогического совета уже проявляется в процессе его принятия.

    Интерактивные формы работы с педагогами.

    Перед руководителями профессиональных объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

    Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

    Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

    Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя (руководителя МО) и ученика (педагога-участник МО).

    Каковы основные характеристики «интерактива»?

    Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

    В чем состоит суть интерактивного обучения?

    Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

    Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

    В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

    Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

    Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

    Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

    Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг» . Работа проходит в три этапа.

    Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

    Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

    Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

    Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

    «Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

    При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

    Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

    «Деловая игра» - эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

    Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.

    Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение руководителя ПО) по 4-5 человек участников деловой игры. Педагоги по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи – это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме.

    Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды, работая над заданием. Командам дается время для подготовки решения, затем заслушиваются ответы. Порядок ответов определяется жребием капитанов. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный балл, который входит в общий счет очков. В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ.

    Деловые игры бывают следующих видов:

    Имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.

    Управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);

    Исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;

    Организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.

    Игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;

    Игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).

    При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.

    Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

    Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа:

    1.Конструирование игры:

    четко сформировать общую цель игры и частные цели для участников;

    разработать общие правила игры.

    2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

      руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

      назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

      определяют время, условия и длительность игры.

    3. Ход игры .

    4. Подведение итогов, подробный анализ игры:

      общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

      самооценка участниками исполнения полученных заданий, степень личной удовлетворенности;

      характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

      анализ и оценка игры экспертами.

    Примерный порядок проведения деловой игры:

    Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение. Участники игры разбиваются на подгруппы по 3-5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3-5 человек.

    Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, обосновать, «защитить» ее.

    Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции педагогов в практической деятельности.

    Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

    В заключении руководитель подводит итог игры.

    Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

    Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.

    Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

    Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

    Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

    Методика ее организации:

      определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;

      определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);

      составление плана;

      предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы

    Методика проведения:

      ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.

      Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.

      организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.

      заключение, подведение итогов обсуждения.

    В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

    Ведущий должен:

      Хорошо знать проблему, тему дискуссии.

      Изучить позицию и аргументы оппонентов.

      Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.

    «Мозговая атака (мозговой штурм)» - так же как Деловая игра возможна при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме.

    Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.

    Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям, Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.

    Руководитель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена.

    Столы желательно поставить так, чтобы выделились 2-3 команды педагогов.

    В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены одинаковые вопросы и педагогические ситуации. Дается время для подготовки. Команды отвечают на одни и те же вопросы и решают одни и те же ситуации.

    В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот. Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число существенных дополнений к ответам коллег-соперников

    Любая форма общения с педагогами должна предполагать эмоциональность, лаконичность сообщений и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из практики и педагогического опыта.

    «Методический ринг».

    Цель – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

    Форма проведения – групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).

    Методика организации и проведения:

    1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.

    Например, на методическом рингу по теме «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на занятиях – переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?»

    Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.

    Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

    Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.

    П вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

    Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной (исследовательской) деятельности дошкольников на экологических занятиях» предлагает соревнование следующих методических идей:

      Применение игровых заданий;

      Использование активных форм обучения.

    Тренинг.

    Цель – отработка профессиональных навыков и умений.

    Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим . Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.

    При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

    Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

    Педагогический КВН.

    Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений заданий (в том числе конкурс капитанов), непосредственно связанные с изучаемой темой.

    Ход игры:

    1.Приветствие команд, в котором учитывается:

      соответствие выступлений заданной теме;

      актуальность;

      форма представления;

      время выступления –10 минут.

      Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ребенка и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса – 1 минута.

      Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.

      Конкурс капитанов.

      Конкурс мудрецов. Выбираются два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.

      Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы учреждения.

      Конкурс «Что бы это значило?» (ситуация из жизни ДОУ). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

    Методический мост.

    Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.

    Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

    Решение педагогических задач.

    Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

    Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

    Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

    Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага.

    Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы.

    Методический фестиваль.

    Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

    Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

    Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

    Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

    Методические посиделки.

    Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

    Методика организации и проведения :

      Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.

      Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

    Методический диалог.

    Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.

    Форма проведения – круглый стол.

    Методика организации и проведения:

    Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

    Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме.

    Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

    В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

    Таблица контактов.

    Инструкция: можно использовать только 2 стрелки и только 2 цвета.

    Желание контакта - красная стрелка, не желание – синяя стрелка.

    От кого ожидала получить красные стрелки?

    От кого не ожидала?

    Если ожидания не совпадают с реальностью, смотри, что ты делаешь не так.

    Активные методики

    Методика «Мозаика»

      применяется на семинарских занятиях просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы с последующим анализом и выработкой рекомендаций по их применению.

      позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.

    Методика «Продленная конференция»

      при подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами МО всю технологию проведения урока; после проведения открытого урока продолжается обсуждение эффективности полученных результатов.

      в основном применяется при работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу.

    Методика «Парный или интегрированный урок»

      разрабатывается на цикловых МО, включающих учителей смежных дисциплин, например на цикловом МО учителей биологии, химии, географии. Такие уроки позволяют избежать дублирования излагаемого материала, выработать общие методические приемы его изложения, расширить кругозор учащихся по конкретной теме, а также активизируют работу самих учителей.

    « Аквариум»

      форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

    Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

    Соответствие цели форме повышения квалификации

    года Обобщение актуального... , родителям; в форме бесед, лекций , диспутов, классных часов , коллективно - творческих дел, рейдов, деловых игр...
  • Анализ

    ... по русскому языку по итогам контрольной работы составило 62% при 100% успеваемости. 2.2.Анализ методической работы школы за ... учителям, родителям; в форме бесед, лекций , диспутов, классных часов , коллективно - творческих дел, рейдов, деловых игр...

  • Методические рекомендации Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы

    Методические рекомендации

    ... работы могут быть коллективные и индивидуальные. Коллективные формы: семинары и практикумы , научно-практические конференции , методические объединения, школы передового опыта, творческие ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования мбоу климовской средней

    Основная образовательная программа

    ... творческих конкурсов, фестивалей , праздников, экскурсий ... школы по итогам работы за год , ... гостиная , встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар , педагогический практикум ... проведение дискуссий , диалогов ; вариативность задания по композиции...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    Опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества , умение... итоги нашей работы за год (1 ч). Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по ...

  • Цель

    Форма

    Совершенствование педагогической техники

    Семинары, практикумы, школа молодого педагога

    Совершенствование педагогического мастерства

    Педагогические мастерские

    Развитие креативных способностей

    Творческие группы

    Становление стиля педагогической деятельности

    Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги

    Формирование готовности к инновациям

    Школа педагогического мастерства

    Формирование педагогической культуры

    Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы

    Великое благо тому, кто научился учиться.
    Менандр

    Цель тренинга: развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.

    • формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны;
    • развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств;
    • стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива.

    Методика “Мозаика”

    Всякое знание остается мертвым, если …
    не развивается инициатива и самодеятельность.
    Н.А.Умов

    • Учителя-предметники.
    • Руководители МО (консультанты, руководители творческих групп).

    Мотив участия:

    • личная заинтересованность;
    • осознанный выбор участия;
    • эмпатия (понимание эмоционального состояния другого человека через сопереживание, проникновение в его субъективный мир).

    План работы семинара

    1. Краткое вступление руководителя тренинга.

    2. Теоретическая часть.

    А) Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме (процесс обучения – содержание – формы и средства обучения).

    Б) Эффективное обучение. Условия выбора методов и форм.

    В) Методики и технологии обучения.

    3. Формирование рабочих групп.

    4. Работа с элементами тренинга в группах.

    5. Итоги тренинга: представление результата групповой работы

    6. Рефлексия.

    Ход семинара-тренинга

    Семинар проходит в компьютерном кабинете.

    I. Участникам предлагаются краткие тезисы по теме “Активные формы работы и методы обучения”

    Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. (Слайды 1-12. Презентация)

    1) Глоссарий

    Метод обучения – метод (греч. - “путь”):

    1) упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения;

    2) совокупность путей способов достижения целей, решения задач образования.

    Активные и интерактивные методы обучения:

    Игровые, проблемные задания,

    Метод инсценизации (диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий),

    Метод генерации идей (мозговой штурм),

    Организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.

    Типы уроков: - Бинарный урок часто называют интегрированным. Его главное преимущество заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов.

    Бит-урок включает три элемента: беседа, игра, творчество.

    Урок-аукцион. До начала “аукциона” экспертами определяется “продажная стоимость” идей. Затем идеи “продаются”, автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем.

    - “Мозговая атака” имеет сходство с “аукционом”. Группа делится на “генераторов” и “экспертов”. МА развивает творческое мышление учащихся, повышает доверие к преподавателю, делает обучение “комфортным”.

    Урок типа “Что? Где? Когда?” Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания, подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов.

    Урок-деловую игру удобнее проводить при повторении и обобщении темы.

    Урок-экскурсия, очное или заочное путешествие. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.

    Уроки типа КВН. Например, возможна художественная самодеятельность – разыграть интересные истории, связанные с ПК, использование ребусов.

    Урок “за круглым столом”. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы.

    Формы работы – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме:

    • фронтальная,
    • индивидуальная,
    • коллективная,
    • групповая.

    Условия, определяющие выбор метода и формы обучения:

    • цели и задачи обучения,
    • учебные возможности учащихся,
    • внешние условия,
    • возможности учителя.

    II. Теоретическая часть

    Выступление творческих групп с презентациями по выбранным темам: “Что отличает современный урок от традиционного” (Слайды 13-16), “Технология как совокупность приёмов” (Слайды 17-21), “Проблемное обучение” (Слайды 22-31), “Мозговая атака” (Слайды 32-37). Материалы презентаций помещены в компьютеры – “Справочные материалы”, ими может воспользоваться любая группа во время последующей работы. (Электронные материалы, диск прилагается) В качестве консультантов работают руководители творческих групп, готовивших материалы к тренингу.

    2) Методическая разминка: Игра “В школе животных”.

    Ведущий рассказывает притчу:

    Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

    Кто здесь неудачник: учитель или ученики?

    Как учить разных учеников?

    Как поддерживать разнообразных?

    Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?

    Как оценивать разных детей:

    По способностям,

    По старанию,

    По другому (какому?) принципу?

    III. Создание рабочих групп

    Время требует радикально изменять педагогические технологии. В старших классах вместо традиционного урока должны применяться проективные методики, обучение на основе современных информационных и коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения и т.д.

    Учебный план, управляемый отметками, должен быть серьезно поставлен под вопрос потому, что если учеников награждают или наказывают, исходя из единственной, сжатой мерки их способностей, то их энергии придается неправильное направление. Система оценок ведет к соревнованию и отвлекает внимание от настоящих целей учебы. Можно ли мы сравнивать удачливого ученика, которому не надо прилагать большое усилие в классе, чтобы получить “отлично”, с учеником, которому трудно учиться и который каждый день борется за то, чтобы оставаться на плаву? Более способные ученики могут достигать блестящих результатов быстро и без видимых усилий, тогда как менее одаренные вынуждены мобилизовать всю свою умственную и моральную энергию даже для самых скромных заданий. Педагог должен быть очень терпеливым, радоваться самым скромным достижениям, всегда помнить о том, что каждый из его юных учеников развивается своими темпами. Это ответственность педагога – максимизировать их силы и научить их компенсировать свои слабости.

    1 группа – “Работа в малых группах”

    2 и 3 группы - “Проблемное обучение”

    4 группа - “Мозговой штурм”

    Инструкция для работы в группе:

    За 15 минут открыть конверт с заданием: создать эйдос-конспект урока, фрагмента урока или сформулировать советы для создания пакета дидактических материалов “Педагогические находки. Рекомендации к уроку”. Сформулировать советы ученикам, желающим достичь успехов в учёбе.

    Должны участвовать все члены группы.

    Предполагается использование следующих методических идей:

    Применение игровых заданий;

    Использование активных форм обучения;

    Организация группового взаимодействия учащихся;

    Повышение роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

    Правила общения в группе:

    Говорить кратко.

    Говорить конкретно.

    Слушать внимательно.

    Запрашивать дополнительную информацию.

    Не объяснять своего поведения.

    Избегать оценочных суждений в отношении участников группы.

    VI. Защита проектов. Представление результата групповой работы.

    V. Рефлексия. (Слайды 38-45)

    1) - Какой вид деятельности принёс наибольшее удовлетворение?

    Какие выводы сделали в ходе тренинга?

    Что следует изменить?

    2) Предлагается репродукция картины “Устный счёт” Н. Богданова – Бельского. Какие чувства вызывает картина?

    Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему?

    Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине?

    3) Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?

    4) Согласны ли ВЫ с высказываниями великих? (Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний;

    Учение - искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен)

    5) Заполнение анкеты:

    1. Я сегодня был недоволен тем, что…

    2. Мне понравилось, что…

    3. Я получил бы большую пользу, если бы…

    4. Самое важное для меня сегодня…

    Желаем всем больше методических находок!

    Будьте активными и успешными педагогами!