• Фонтан тютчев анализ кратко. IV. Анализ стихотворения «Фонтан». III. Самостоятельная работа учащихся

    Вы пробовали когда-нибудь читать стихи? Не только для того, чтобы сдать зачёт по литературе, а для собственного удовольствия? Многие неглупые люди уже давно заметили, что в коротких стихотворных строчках нередко содержатся своеобразные зашифрованные послания о смысле бытия и о нашем месте в этом мире. Даже тем, кто откровенно не любит поэзию, нелишне будет задуматься о том, с чего это вдруг вторую сотню лет подряд в хрестоматии по литературе значится: "Ф. И. Тютчев. "Фонтан"? И что такого особенного в этих шестнадцати строчках?

    Загадки Фёдора Тютчева

    В классической русской литературе XIX века поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стоит несколько в стороне от её магистральных направлений. Образы и выразительные средства её сложны, многомерны и неоднозначны. Для того чтобы понять всю философскую глубину и мощь поэзии Тютчева, её недостаточно просто прочитать. Над постижением смыслов и образов произведений поэта приходится трудиться всю жизнь. Тютчева "Фонтан" невозможен вне контекста всего творчества этого человека. А творчество это неотделимо от его жизни и биографии. И если самую малость продолжить смысловой ряд, то становится очевидным, что биография и судьба поэта неотделима от судьбы России.

    Анализ стихотворения Тютчева "Фонтан"

    Давайте поразмыслим о том, что хотел донести до нас великий русский поэт своим достаточно небольшим по объёму произведением. Хотя бы в первом приближении. Нужно обладать очень большой степенью наивности, чтобы в описании того, как струя фонтана взлетает вверх, а потом под тяжестью земного притяжения, достигнув предела, преломляется и обрушивается вниз, не увидеть и не почувствовать ничего большего. А только молча восхититься тем, как мастерски описаны блики солнечных лучей на струе воды. Но вдумчивый читатель, отдав должное мастерству поэта, не станет на этом завершать анализ стихотворения Тютчева "Фонтан". За изображением этого явления в упомянутом произведении легко просматривается глобальная борьба стихий и энергий. Порыв к бунту и обречённость его на поражение. Неизбежность "возвращения всего на круги своя", согласно ветхозаветным принципам. И попытка преодолеть изначальную детерминированность.

    Ф.И. Тютчев: "Фонтан". История создания шедевра

    Для более глубокого понимания рассматриваемого стихотворения следует соотнести его со временем и местом, где оно было создано. Произведение это увидело свет в 1836 году в Германии, где автор находился на дипломатической службе. И в своём произведении, помимо прочего, он ведёт прямой диалог с немецкими поэтами-романтиками той эпохи и философом-идеалистом Шеллингом. И простой анализ стихотворения Тютчева "Фонтан" многих наводит на мысль о том, что таким образом поэт отозвался на поразившее многих современников учение Фридриха Шеллинга о "единой мировой душе". По представлениям русского поэта, она в равной степени находит воплощение как во внутренней жизни человека, так и в окружающей его Природе.

    Россия и Европа

    Часто принято иронизировать над теми русскими патриотами, которые предпочитают любить Родину издалека и жить при этом в Западной Европе. Но тот простой факт, что великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев прожил значительную часть своей жизни вдали от Родины, совершенно не означает его удалённости от русской жизни. В столицах Европы Тютчев подолгу жил, главным образом, по роду своей дипломатической службы. Тема России и размышления о её судьбе являются доминирующими в творчестве поэта. Какое всеобъемлющее произведение - стих "Фонтан" Тютчева! Оно ведь не только о единой мировой душе повествует. Эти шестнадцать строк и к России относятся самым непосредственным образом. В стихотворении присутствуют две противонаправленные силы - стремление ввысь и земное притяжение.

    На острие спора

    Вот уже несколько столетий движущей силой развития русской мысли является философский конфликт двух начал. Стремление всё сокрушить и построить нечто новое на образовавшихся руинах и стремление во что бы то ни стало встать на пути общественного прогресса и оставить всё так, как было ранее. Это спор между либералами-западниками и консерваторами-почвенниками. Вдумчивый анализ стихотворения "Фонтан" Тютчева позволяют обнаружить в нём присутствие этого противоборства двух исторических интеллектуальных концепций. Фёдор Иванович Тютчев, вне всякого сомнения, был представителем консервативного образа мысли. К возможности что-то изменить в русской судьбе он относился весьма скептически. О нём нередко вспоминали через несколько десятилетий после его ухода из жизни, когда на Россию надвинулись войны и революции.

    О судьбе поэта на государственной службе

    Давно - и совершенно обосновано - судьбу поэта в России принято считать трагичной и обречённой на погибель. Но биография Фёдора Ивановича Тютчева, видимо, являет собой исключение, подтверждающее сие правило. Он прожил долгую и вполне благополучную жизнь. Сделал блестящую карьеру на дипломатической и государственной службе. Его консервативные убеждения были целиком и полностью устремлены на сохранение существующих государственных устоев. Поэт при жизни был услышан и востребован. Заслуги его перед российской государственностью в монархических кругах широко признавались. Поэт дослужился до звания действительного тайного советника и был награждён многими орденами и регалиями. Последние пятнадцать лет своей жизни он возглавлял Цензурный комитет, то есть имел власть определять и решать, что следовало читать российской публике, а от чего её нужно оградить.

    Разделы: Литература

    Тип урока

    • комбинированный

    Форма проведения

    • урок-исследование
    1. погружение в мир поэтического слова.
    2. введение учащихся в сложный мир поэзии Ф. И. Тютчева.
    1. образовательные: формирование навыков анализа лирического произведения, представления об индивидуальном творческом стиле поэта (Ф. И. Тютчева).
    2. развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи.
    3. воспитательные: воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, гордости за причастность к великой русской литературе; стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.

    Использование современных педагогических технологий:

    1. технология проблемно-диалогического обучения.
    2. технология опережающего обучения.

    Формы организации учебной деятельности:

    1. индивидуальные и групповые задания исследовательского характера
    2. эвристическая беседа
    3. эксперимент
    4. моделирование
    5. иллюстрирование художественных произведений
    6. словесное рисование
    7. работа со словарем
    8. выразительное чтение

    Оборудование:

    1. текст стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»
    2. портрет Ф. И. Тютчева (1803 – 1873)
    3. иллюстрации к стихам поэта
    4. материал к игре «Узнай стихотворение».
    5. Толковый словарь русского языка АН СССР

    Подготовительная работа:

    1. составление примерного плана анализа лирического произведения
    2. чтение стихов поэта и их иллюстрирование
    3. опережающие задания – микроисследования (индивидуальные и групповые).

    1) «Само чтение поэта есть уже творчество». И. Анненский.
    2) «Тютчев – один из самых замечательных русских поэтов...» И. С. Тургенев.
    3) «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.

    Ход урока

    1) Подготовка к восприятию материала

    Организационный момент.

    • Приветствие.
    • Сегодня у нас в доме праздник – гости. Думаю, мы будем рады показать все лучшее, что знаем и умеем.
    • 23 ноября, через месяц, – день рождения замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева. И сегодняшний урок посвящен его творчеству.

    Мотивация учебной деятельности.

    Анализируем эпиграфы к занятию, пытаемся совместными усилиями сформулировать цели урока. Вспоминаем, что наша главная задача на уроках литературы – стать талантливыми читателями.

    Актуализация знаний учащихся.

    Психологический анализ иллюстраций с выставки «Стихи Тютчева в моем восприятии» и чтение наизусть понравившихся строк. Отмечаем, что с творчеством поэта мы пока знакомы не очень хорошо, но даже по началу нашего разговора можно сделать выводы о том, какие глубокие, разнообразные по темам и настроению стихи писал Ф. И. Тютчев.

    Игра «Узнай стихотворение».

    По последним словам в стихе прошу вспомнить и процитировать известные стихотворные строки Ф. И. Тютчева (приложение).

    Итогом игры становится вывод о том, что многие строки поэта «на слуху», известны в читательской аудитории и близки нам сегодня. Отталкиваясь от стихотворения «Нам не дано предугадать...», размышляем о том, что «сочувствие» в тексте надо понимать как «со – чувствие», т. е. как совместную (поэта и читателя) работу ума и сердца. Делая вывод о том, что чтение есть труд, и подчас понять стихотворение – значит, проделать определенную исследовательскую работу, переходим к следующему этапу урока.

    2) Анализ стихотворения «Фонтан»

    • История создания стихотворения. Слово учителя.

    Точное время создания стихотворения «Фонтан» неизвестно (по одним источникам это 1836 год, по другим – середина 30-х годов XIX века). Десятилетие с середины 20-х до середины 30-х годов – время расцвета таланта Ф. И. Тютчева. В это время он создает такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница» и т. д. В те годы поэт находится на дипломатической службе за границей, в Мюнхене. Его близкий друг И.С. Гагарин, мечтая познакомить столичных литераторов с творчеством своего друга, просит поэта прислать подборку своих стихотворений. Ф. И. Тютчев вскоре выполнил просьбу друга, сопроводив стихи таким письмом: «Вы просили меня прислать вам мое бумагомаранье... Пользуюсь случаем, чтобы от него избавиться. Делайте с ним, что хотите. Я питаю отвращенье к старой исписанной бумаге, особливо исписанной мной. От нее до тошноты пахнет затхлостью...». Стихи были опубликованы в пушкинском журнале «Современник» в 1836 году в номерах 3 и 4 за подписью «Ф. Т.». Вместо 5, 6 стихотворений, как планировалось, опубликовано 24 (видимо, они так понравились Пушкину). Среди них – стихотворение «Фонтан».

    Тютчеву в это время 33 года – возраст Христа, мудрости, божественных откровений. Стихи, написанные в это время, отличает глубокое содержание, совершенная, гармоничная форма. Попытаемся это увидеть, размышляя над стихотворением «Фонтан». Напоминаю, что в своем исследовании мы опираемся на составленный нами ранее примерный план анализа лирического произведения и, как обычно, используем его творчески, т. е. останавливаемся на наиболее значимых для данного текста аспектах исследования и проводим анализ в том порядке, который «подсказывает» сам текст.

    • Выразительное чтение текста. Выступление учащегося.
    • Словесное рисование, обращение к иллюстративному материалу (фотографии фонтанов Петродворца).

    Прошу детей словами описать то, что они представили, слушая стихотворение, интересуюсь, какие строки помогли представить это особенно отчетливо. Спрашиваю ребят, совпадает ли картина, созданная воображением, с обликом известных им фонтанов (опираемся в разговоре на жизненный опыт детей и фотографии фонтанов Петродворца). С помощью словаря выясняем значение незнакомых слов «водомет», «длань», «стремит», «метет», «смертной».(1 микрогруппа).

    • Сопоставительный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца» (приложение 1). Исследование в микрогруппах с последующим коллективным обсуждением.

    Образ фонтана нередко встречается в русской поэзии. Достаточно вспомнить поэму А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», его же стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца». Попытаемся сравнить отрывок из этого стихотворения со стихотворением Ф. И. Тютчева. Прошу детей поработать в парах, отметить общее и различное в данных текстах.

    1) настроение: любование красотой фонтана сопровождается печальными раздумьями(«две розы», «слезы» у Пушкина и, к примеру, «ниспасть», «осужден», «незримо-роковая» в тексте Тютчева.
    2) эпитет «живой». Почему два поэта, не сговариваясь, используют один и тот же эпитет? Возможна ли в этих текстах замена слова? Проведем эксперимент, «живой» заменим на «большой». Отмечаем, что рифма не страдает, но использование слова «живой» не только делает художественный образ более ярким, зримым, но и позволяет провести параллель с жизнью человека.
    3) стихотворный размер – четырехстопный ямб, один из самых распространенных размеров в русской поэзии XIX века (возможно, поэтов более интересует не форма, а содержание стихотворения?)

    Различия:

    1) у Пушкина образ фонтана слуховой («немолчный говор»), а у Тютчева визуальный (его специфику задает первое слово «смотри»).
    2) образ фонтана наполнен различным содержанием: у Пушкина это фонтан слез, «фонтан любви», знак мира чувств, переживаний, души человека; у Тютчева же это «смертной мысли водомет», образ разума, интеллекта человека. Отмечаем, что в этом – специфика творческой манеры Ф. И. Тютчева, поэта-мыслителя, поэта-философа. Это отмечали уже его современники. И. С. Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию...»

    Афиширование (озвучивание результатов работы в микрогруппах). Эвристическая беседа – заседание ученого совета.

    Перед уроком учащиеся получали домашнее задание – провести микроисследование (проанализировать один из уровней художественного текста). На уроке выступление одного учащегося из микрогруппы сопровождается комментариями слушателей (ученого совета). Задача учителя – вовлечь в процесс обсуждения всех детей, обратить их внимание на наиболее сложные моменты. Оговариваем, что наше исследование не претендует на полноту в силу ограниченности учебного времени.

    1) Композиция.

    Стихотворение композиционно делится на две части: первые 8 строк создают образ непрерывного движения воды в фонтане, как бы иллюстрируют прямое значение слова «фонтан» - струя воды, бьющая вверх. Во второй части речь идет о мысли, разуме человека, задействовано теперь переносное значение слова «фонтан» - неиссякаемый, обильный поток чего-либо (словарная статья – на доске). Подчеркивает двухчастную структуру деление на строфы. Сообщаю детям, что в некоторых изданиях текст не разделен на строфы. Есть ли в этом своя логика? Учащиеся должны подметить неразрывную внутреннюю связь двух частей текста: первая – иллюстрация, наглядная картинка, вторая – размышление. Предполагаем, что сопоставление частей, возможно, поможет нам понять идею стихотворения.

    2) Пунктуация.

    Вторая строфа более эмоциональна. Если в первой мы отмечаем « спокойные» знаки препинания (запятая, точка, тире, точка с запятой), то вторая строфа «преподносит» нам восклицательный, вопросительный знаки и даже особый синтетический знак препинания

    (!..). Это убеждает: философское зерно стихотворения, его идею надо искать именно здесь. Благодаря риторическим восклицаниям и риторическому вопросу вторая строфа вовлекает читателя в авторские раздумья и переживания, в результате прочтение текста становится глубоко личностным.

    3) Система образов.

    • Заглавный, центральный образ, видимо, выбран автором не случайно: он лучше других рисует картину вечного, неумолимого движения к высокой цели: воды – к небу, человеческой мысли – к истине.
    • Отмечаем, что в первой части образная система более изобразительна, живописна, радостна. Цветовая палитра оптимистична: «сияющий», «пламенеет», «солнце», «лучом», «огнецветной» и др. Обращаем внимание на удивительный эпитет «огнецветный», авторскую находку.
    • Во второй части стихотворения в центре внимания – образ мысли, живого, активного начала, стремящегося к высокому, запредельному. Вторая строфа наполнена более абстрактными образами. Именно эта строфа, в первую очередь, призвана передать идею стихотворения, стать своеобразным выводом из авторских наблюдений.
    • При всей контрастности глубочайшее внутреннее сцепление частей подчеркивается общим художественным образом луча, взметающегося к небу. Эта деталь уподобляет мысль фонтану. Не случайно в последних строчках эти образы совмещаются.

    4) Особенности лексики.

    Не имея возможности заняться подробным лексическим анализом текста, обращаем лишь на некоторые особенности лексики.

    • Обилие слов с высокой стилистической окраской, в том числе устаревших слов. Объясняем этот факт обращением автора к высоким темам, его попыткой формулировать общечеловеческие, философские законы бытия (особенно обращает на себя внимание замена слова «фонтан» синонимом «водомет»)
    • Страдательное причастие «осужден» в силу своей грамматической формы пронизано особой болью автора, связанной с пониманием ограниченности человеческого разума.

    5) Организация художественного пространства и времени .

    Обе части стихотворения, на первый взгляд, в этом плане кажутся однотипно организованными: движение вверх, а затем – неумолимый спуск вниз. В этом движении по кругу есть некая обреченность, ощущение невозможности вырваться за его пределы.

    Моделирование.

    Анализируем модели художественного пространства, созданные детьми к уроку. Отмечаем, что внимательному взору читателя открывается и то, что эти два круга не идентичны. Первый рисует движение воды (это узкий, материальный мир), а второй – круг мысли (безграничный мир духа). А раз второй круг шире, значит, в этом можно усмотреть, пусть слабую, но все же надежду на то, что стремление к истине – не обреченное «дланью незримо-роковой» движение по замкнутому кругу, а движение по восходящей, по спирали, что это медленное и трудное, но все-таки приближение к истине.

    Мои модели – в приложении 2, 3. Делюсь с детьми своим маленьким открытием: буква «ф» - своеобразное отражение композиции текста, еще один вариант ее модели (в ней, помимо двух кругов, обращает на себя внимание стержень посередине, некая вертикаль, соединяющая небесное и земное). Более того, эта буква каким-то волшебным образом напоминает фонтан (имеется в виду ее графический вид).

    Художественное время в тексте меняется от начала к концу стихотворения: в первой строфе его можно определить словом «сейчас», во второй – словом «всегда» (подсказывает это слово «закон»). Таким образом, мы отмечаем расширение художественного времени.

    В результате подобных наблюдений делаем вывод о том, что Ф. И. Тютчев, при некоторой доле пессимизма, выводит некий общечеловеческий закон, закон неумолимого движения человеческого познания вперед, ввысь, к истине. В этом можно усматривать веру Тютчева в силу человеческого разума, высокий гуманистический смысл данного стихотворения и творчества поэта в целом.

    6) Фонетический строй текста.

    Интересна фонетическая организация стихотворения. Любопытно все, что за пределами нормы, обычного соотношения гласных и согласных звуков. Исходя из этого обращаем внимание на следующие особенности текста:

    • В стихотворении много гласных. Например, в 3 строке 14 согласных и 9 гласных, а в 6 стихе на 13 согласных приходится 9 гласных. В результате текст, несмотря на авторские размышления об ограниченности человеческих возможностей, поражает ощущением свободы, простора и оптимизма.
    • В тексте много свистящих согласных, например, звуки «с, с, » встречаются 19 раз. В них, видимо, отразилось земное, смертное начало. Только в двух стихах (14 и 15) их нет (там речь идет о высшем, божественном). Зато там много «р» и «л». В этом противостоянии 4 «р» и 4 «л», самых грозных, тревожных, суровых и самых мягких, ласковых – проявление кульминации, высшей точки в развитии лирического сюжета. В этом есть и выход на уровень философии: жизнь – вечное противостояние, вечная борьба, вечное стремление к истине и вечная невозможность достичь ее.

    7) Особенности рифмы.

    По характеру рифмовки стихотворение могло бы состоять из 4 катренов, объединение же автором 1 и 2, 3 и 4 четверостиший, видимо, сделано намеренно, из композиционных соображений: 1 и 2 катрены рисуют движение воды, 3 и 4 – мысли человеческой.

    В каждом катрене наблюдаем опоясанную (охватную) рифму, т. е. рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки в четверостишии. Такой способ рифмовки в русской литературе встречается нечасто. Эта интересная, изысканная форма гармонична содержанию, подобна движению фонтана. Изобразительность способа рифмовки подчеркивается следующим фактом: в каждом катрене 2 и 3 строки заканчиваются мягкой, деликатной женской клаузулой, а 1 и 4 – мужской, что придает каждому катрену завершенность, законченность. Последний ударный слог в четверостишии – некая точка, вывод из сказанного. В итоге все стихотворение звучит весьма убедительно, суждения автора претендуют на истинность.

    8) Символика.

    В стихотворении Ф. И. Тютчева достаточно символических, многозначных элементов. Это и образы-символы (фонтан – символ вечного, неостановимого движения, «длань незримо-роковая» - символ любых пределов, трудностей на пути к цели и т. д.), и, к примеру, цифра 4, нашедшая пластическое воплощение в разных элементах текста. В стихотворении 4 четверостишия, оно написано четырехстопным ямбом, в кульминационных 14 и 15 стихах – 4 «р» и 4 «л», наконец, сам образ фонтана (водомета) встречается четырежды (включая название). Символика четверки обращает нас фундаментальным, всеохватным образам: 4 стороны света, 4 времени года, 4 конца креста,4 стадии жизни человека и т. д. Четыре – символ целостности, организации, совершенства, целостности. Видимо, в этом нашли отражение философские и религиозные взгляды поэта-мыслителя, даже словом своим стремящегося к совершенствованию мира.

    9) Образ лирического героя.

    В стихотворении встает образ лирического героя, безусловно, близкого автору. Это мыслитель, для которого высшая ценность – разум человека. Он восхищается величием мира, космоса, бога и скорбит о невозможности постижения человеком всех тайн бытия. При этом лейтмотивом стихотворения становится мысль о необходимости дерзать, постоянно рваться к небу, запредельному, тем самым неуклонно приближаться к истине. В этом нас убеждает исследование других аспектов поэтического текста.

    Идея стихотворения (вывод по итогам эвристической беседы). Резюме ученого совета.

    • O Мир прекрасен и удивителен.
    • O Мысль человеческая пока не всегда способна проникнуть в тайны мироздания.
    • O Нельзя опускать руки, надо всегда стремиться узнать больше, приблизиться к истине. В этом есть обретение человеком некой божественной сущности.

    3) Подведение итогов работы (слово учителя).

    В завершение разговора отмечаем то следующее:

    • Анализ текста подчеркивает гармоничность, соразмерность всех элементов стихотворения.
    • Внимательное его прочтение позволяет понять в тексте то, что скрыто от взора невнимательного читателя.
    • Лирическое произведение, талантливый художественный текст вообще и поэзия Ф. И. Тютчева в частности требуют не менее талантливого читателя.
    • Даже если сегодня у нас не все получилось, если фонтан нашего коллективного разума не достиг истины, мы все равно молодцы уже в силу своей попытки узнать больше, приблизиться к истине.
    • Благодарю всех за работу.

    Рефлексия.

    Продолжи начатое предложение (опорные слова записаны на доске).

    • Было трудно...
    • Я научился...
    • Показалось интересным...
    • Мои ощущения...

    Самооценка учащихся (запись в дневнике).

    4) Домашнее задание

    Составь по итогам урока список вопросов, на которые ты хотел бы получить ответы.

    5) Поощрение.

    В качестве награды за активную, плодотворную, творческую работу учащихся звучит романс на стихи Ф. И. Тютчева «Я встретил Вас...».

    Анализ стихотворения Ф.И Тютчева "Фонтан"
    Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция стихотворения Тютчева «Фонтан». Первая часть - это игра фонтана, который «облаком живым», клубится». Он прекрасен, велик и легок, он стремится коснуться «высоты заветной», но «ниспасть на землю осужден», как только коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана - это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое. Вторая часть - это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета». Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям романтичной литературы. Мнимое величье человеческой мысли - это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. «Водомет» мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы. Ирония поэта очевидна:
    О смертной мысли водомет,
    О водомет неистощимый!
    Какой закон непостижимый
    Тебя стремит, тебя мятет!
    С обощенноцелостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических подробностей. Здесь присутствуют элементы одической традиции XVIII века, торжественной величавой речи. Однако эта традиция выступает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении «Фонтан» подчеркивает противоречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума. Стихия фонтана уподобляется пламени: «пламенеет», «влажный дым», «лучом поднявшись к небу», «пылью огнецветной ниспасть», «осужден». Это очень нап оминает и историю об Икаре, и историю о Прометее. В стихотворении два раза повторяется слово «луч». «Луч фонтана» и «луч» «смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало. Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение «незримо-роковое» подчеркивает неизбежность падения на землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом. Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека. Это придает стихотворению символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть.Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое, мыслящее существо она именно «живым» облаком клубится. Стихотворение обращено к читателю: «Смотри,...». Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам. Первая часть - это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть - это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан». Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления поэта, импровизационность, непосредственность и естественность выражения чувств и мыслей.

    Смотри, как облаком живым
    Фонтан сияющий клубится;
    Как пламенеет, как дробится
    Его на солнце влажный дым.
    Лучом поднявшись к небу, он
    Коснулся высоты заветной -
    И снова пылью огнецветной
    Ниспасть на землю осужден.

    О смертной мысли водомет,
    О водомет неистощимый!
    Какой закон непостижимый
    Тебя стремит, тебя мятет?
    Как жадно к небу рвешься ты!..
    Но длань незримо-роковая
    Твой луч упорный, преломляя,
    Свергает в брызгах с высоты.

    Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан»

    Ранний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту окружающего мира, но и найти логическое объяснение тем или иным явлениям. Поэтому неудивительно, что стихи молодого дипломата, которые он публикует под различными псевдонимами, носят философский характер. Впрочем, в них присутствует и изрядная доля романтики, ведь в первой половине 19 века Тютчев живет в Европе и знакомится со многими немецкими поэтами. Их творчество оказывает на него определенное влияние, и очень скоро сам начинает считать себя одним из представителей русского романтизма.

    Тем не менее, произведения Тютчева в этот период отличаются некой «приземленностью», ведь за красивыми эпитетами улавливается глубинный смысл. Автор постоянно проводит параллели между человеком и природой, постепенно приходя к выводу, что все в этом мире подчиняется единым законом . Подобная мысль является ключевой и в стихотворении «Фонтан», написанном в 1836 году. Сегодня уже трудно сказать, как именно родилось это стихотворение. Однако не исключено, что автор попросту наблюдал за фонтаном, пытаясь разгадать его загадку. Именно по этой причине первая часть стихотворения носит описательный характер и изобилует метафорами.

    Так, поэт сравнивает фонтан с «облаком живым», которое «клубится», словно дым, но при этом переливается на солнце всеми цветами радуги. Однако поэта интересует не столько красота фонтана, сколько та сила, которая заставляет водную струю подниматься вверх до какого-то предела. Затем, по мнению поэта, с точки зрения простого обывателя и вовсе происходит нечто непонятное, так как некая невидимая сила возвращает поток воды, который «пылью огнецветной ниспасть на землю осужден».

    Конечно, законы физики никто не отменял, и найти объяснение подобному явлению не составляет труда. Однако Тютчев не собирается этого делать, так как не хочет лишать самого себя того неуловимого очарования, которое дарит ему самый обыкновенный. Под мерное журчание воды поэт пытается постичь суть вещей и приходит к весьма неожиданным выводам, которые излагает во второй части своего стихотворения.

    В ней он находит неоспоримое сходство между фонтаном, который именует «неистощимым водометом», и человеком, чья жизнь так напоминает водную струю. Действительно, начиная свой земной путь, каждый из нас поднимается вверх по невидимой лестнице. Кто-то делает это медленно и неуверенно, а для кого-то подобное восхождение можно сравнить с мощной струей фонтана, выпущенной под напором. Обращаясь к невидимому собеседнику, поэт отмечает: «Как жадно к небу рвешься ты!». Однако рано или поздно наступает тот момент, когда силы человека иссякают, а жизнь поворачивает вспять. «Но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты», - подчеркивает автор. При этом он отдает себе отчет, что через этот жизненный рубеж проходят практически все люди. Поэтому их сходство с фонтанами кажется Тютчеву неоспоримым. И подобные выводы лишь убеждают поэта в том, что и живая, и неживая природа подчиняются единой силе , которая на высшем уровне управляет миром. Нам же остается только подчиниться, ведь все давно уже предопределено. Можно пытаться достигнуть незримых высот или же считать себя непобедимым, но рано или поздно все равно наступит тот момент, когда период восхождения сменится падением. И чем стремительнее человек поднимался вверх, тем быстрее он будет падать, подобно брызгам фонтана.

    Родился великий русский поэт Федор Иванович Тютчев в далеком 1803 году, в дворянской семье. Произошло это пятого декабря. Семья Тютчевых жила в имении под названием Овстуг, которое располагалось в Брянском уезде на территории Орловской губернии.

    Первичное образование, как и было заведено в семьях дворян, ребёнок получил в домашних условиях. Наставником Федора был поэт, осуществляющий переводы мировых классиков, которого звали С. Е. Раич.

    Юношество будущего поэта прошло в большом городе, в Москве, так как он стал студентом университета. В 21-м году учебное заведение было окончено. Федору предложили работу в министерстве по иностранным делам. Именно поэтому ему пришлось покинуть родину. Федор уехал за границу, получив скромную должность в посольстве в Германии, а именно – в Мюнхене. Это были интересные годы в жизни молодого дипломата. Будучи светским человеком, Тютчев быстро влился в европейское общество, всегда мог поддержать беседу и очень нравился женщинам.

    Свои стихотворения Федор Иванович начал создавать еще в подростковом возрасте. В то время юноша относился к своей деятельности как к хобби. Многие биографы считают произведения «Фонтан» дебютным. Именно в это время тетрадь Федора Ивановича была отправлена из Германии прямо в руки Александру Сергеевичу Пушкину. Прочтение произведений Федора привело Пушкина в восторг и он сразу же дал указание на печать произведений в своем журнале, называемый «Современник». Своё полное имя начинающий поэт сократил до «Ф.Т.», поэтому читатели не сразу узнали имя и фамилию автора.

    Настоящее же признание Тютчев получил намного позже, только после того, как вернулся на свою родную землю. Это было в пятидесятых годах. Именно в это время им начал восхищаться признанный народом поэт по фамилии Некрасов, а позже и Тургенев, и Фет, и Чернышевский. Многие смогли прочесть его творения только после издания в 54-м году специального сборника.

    Эта публикация сделала Федора Ивановича Тютчева профессиональным литератором, несмотря на то, что он до последних своих дней оставался на службе государству. В 58-м году девятнадцатого века его назначили председателем Комитета по иностранной цензуре. Этот пост был у него до самой смерти. Похороны великого поэта – Федора Тютчева – состоялись в 1873 году на территории Царского Села, а позже могила была перенесена в Петербург.

    Особенности творчества Федора Ивановича Тютчева

    У Тютчева много стихотворений, где воспета пейзажная лирика. Весь ранний период его творчества был переполнен стихами на тематику натуральной природы и взаимосвязи человека и окружающего мира. Произведения автора не всегда были категоричными, имело место быть философское направление. Федор Иванович существенно отличался от современников того времени, к примеру, Аполлона Майкова и Афанасия Фета. Он создавал шедевры, которые не только отмечали красоту натуральной природы, но и давали логическое объяснение.

    Всё это говорит о том, что созданные молодым дипломатом произведения, которые он в период формирования публиковал в различных печатных изданиях под всяческими псевдонимами, носили скорее сдержанный характер. В стихотворениях Тютчева присутствует также доля определенной романтики. На это повлияли множественные знакомства автора с немецкими поэтами в первой половине девятнадцатого века. Именно их особенное творчество повлияло на формирование его жизненных принципов. Автор после такого общение стал относить себя, в большей степени, к представителям российского романтизма.

    Произведения Фёдора Ивановича в ранний период отличались определенной приземленностью. Множественные красивые эпитеты скрывали в себе глубокий смысл, имеющий философское направление. Автор показывает читателю и своеобразно проводит параллель, которая связывает человека и натуральную природу. Многие стихотворения приводят читателя к выводу, что все существующее в мире подчинено единому для всех закону. Эта мысль является основной в произведениях поэта. Ярким примером произведения с данным направлением является стихотворение, написанное в 1836 году, которое называется «Фонтан».

    Анализ произведения «Фонтан»

    В настоящее время весьма трудно сказать, как на самом деле и в какое именно время зародилось стихотворение. Никто не знает, при каких обстоятельствах оно было написано. Не исключен вариант, что Федор Иванович просто-напросто наблюдал за конструкцией (фонтаном) и пытался разгадать загадку его существования. Следует отметить, что именно по этой причине в первой части произведения имеется описание фонтана, которое окружено всяческими метафорами.

    Тютчев славится своими сравнениями, которые присутствуют в различных его стихотворениях. В шедевре «Фонтан» также имеется множество таких особенностей. К примеру, фонтан сравнивается с по-особенному живым облаком. Он создает клубы дыма, но в это время одновременно переливается на фоне солнечных лучей практически всеми цветами радуги.

    Автора интересует не сама красота конструкции, а сила, которая скрывается внутри фонтана, заставляющая струю воды подниматься ввысь. Федор Иванович высказывает свои предположения, с точки зрения классического простого обывателя. По его мнению, в фонтане происходит нечто необъяснимое, какая-то непонятная человеку сила способна как отправить, так и вернуть обратно струю воды. Особенно это видно в строках, где вода и сила сравниваются с огнецветной пылью.

    Законы, отмечающие физиологию явления, известны практически каждому человеку. Именно поэтому объяснить причину данного движения жидкости не составит особенного труда. В произведении «Фонтан» Тютчев не собирается давать объяснений данному явлению, так как не желает лишить самого себя особенного неумолимого очарования, которое дает ему описываемое сооружение. Под журчащую воду, издающую изысканную красоту, автор постигает суть обыденных вещей. Данное явление наводит на мысль с весьма неожиданными для него выводами.

    Смысловая нагрузка стихотворения «Фонтан»

    Произведение «Фонтан» скрывает особенный глубокий смысл. Неистощимый водомет сравнивается с жизнью простого человека, которая проходит так же, как мимолетно пролетает водная струя. Автор рассказывает, что земной путь людей представляет собой подъем по определенной, невидимой человеческому глазу, лестнице. Кому-то данный путь дается весьма сложно и достижения приходят медленно и не особенно уверенно. Иному же человеку все дается легко, восхождение сравнимо с определенной мощной струей вылетающей воды из фонтана, которая выходит под напором, олицетворяющим некую внутреннюю силу.

    В стихотворении «Фонтан» Федор Иванович обращается к своему вымышленному собеседнику. Он говорит, что не стоит жадно рваться к небу, ведь в определенный жизненный момент силы человека могут угаснуть и иссякнут. А жизненные основы могут практически полностью повернуться вспять. Это подчеркивается выражением в произведении, когда незримый упорный луч преломляется и свергается с высоты.

    Создается впечатление, что автор составляет своеобразный отчет, и указывает, что все люди рано или поздно проходят через определенный жизненный рубеж. Тютчев отмечает, что сходство человека с фонтаном неоспоримо. Сделанные поэтом выводы своеобразным образом убеждают в том самого творца. Как всё живое, так и неживое в мире подчинено одной определенной силе, которая способна на высоком уровне управлять всем на свете.

    Человеку остается только подчиниться таким явлениям, ведь в мире все давно за него решено. Люди могут лишь попробовать достичь определенных высот. Федор Иванович Тютчев всяческими способами и выражениями говорит, что в определенный момент все же наступит время, когда восхождение заменится резким падением. Он отмечает, чем больше стремительности будет отслеживаться во время подъема, тем быстрее человек упадет, как и брызги с фонтана падают вниз, на землю.