• Презентация к педсовету "современный урок с позиции формирования ууд". Презентация на тему " формирование познавательных ууд на уроках математики Презентация формирование универсальных учебных действий на уроках


    • «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
    • К.Д. Ушинский

    • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
    • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
    • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
    • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
    • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
    • Продумать форму подведения итогов урока.
    • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
    • Как организовать рефлексию

    • . Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
    • 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
    • 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
    • 4. Контроль.


    Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.

    • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
    • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
    • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
    • Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
    • Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
    • В центре внимания урока – дети.
    • Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
    • Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.

    Структура урока

    • 1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
    • 2. Актуализация знаний.
    • 3. Постановка учебной задачи
    • 4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
    • 5. Первичное закрепление .
    • 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
    • 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
    • 8. Рефлексия деятельности. Итог урока

    Отличие современного урока от традиционного

    Требования к уроку

    Традиционный урок

    Объявление темы урока

    Урок современного типа

    Учитель сообщает обучающимся

    Сообщение целей и задач

    Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания

    Планирование

    Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

    Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Осуществление контроля

    Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

    Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

    Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует


    Осуществление коррекции

    Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

    Оценивание обучающихся

    Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

    Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

    Итог урока

    Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

    Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует

    Домашнее задание

    Проводится рефлексия

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)


    Требования к уроку

    Урок современного типа

    Объявление темы урока

    Универсальные учебные действия

    Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

    Сообщение целей и задач

    Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

    Познавательные общеучебные, коммуникативные

    Планирование

    Регулятивные целеполагания, коммуникативные

    Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

    Практическая деятельность обучающихся

    Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

    Регулятивные планирования


    Осуществление контроля

    Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

    Осуществление коррекции

    Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

    Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

    Оценивание обучающихся

    Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

    (учитель консультирует)

    Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

    Итог урока

    Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

    Проводится рефлексия

    Домашнее задание

    Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные


    Регулятивные УУД

    • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий на уроке.
    • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные УУД

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные УУД

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Читать и пересказывать текст.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).









    Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I.) «Портрет выпускника начальной школы» Камагаева Наталья Николаевна МОУ НОШ 33 г. Майкоп, РА учитель начальных классов






    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор


    Личностные универсальные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.




    Познавательные универсальные действия включают: 1. Общеучебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -структурирование знаний; -знаково-символические моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.


    Универсальные логические действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.








    Регулятивные учебные действия детей младшего школьного возраста: 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.


    Регулятивные учебные действия 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); формирование основ оптимистического восприятия мира.








    Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации


    Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.


    Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное самоопределение нравственно- этическая ориентация смыслообразование нравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.) познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов Направленность учебных предметов на развитие УУД









    Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия 1. Самоопределение к деятельности Организационный момент Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Подготовка класса к работе.Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков 3. Постановка учебной задачи. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы 4. Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 5. Первичное закрепление Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение 7. Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: Системно-деятельностный подход Технологическая карта урока

    Слайд 1

    Разработчик: Бурдакова Наталья Николаевна

    Слайд 2

    Формирование УУД на современном уроке

    Слайд 3

    В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход
    Формирование универсальных учебных действий, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.

    Слайд 4

    Универсальные учебные действия (УУД)
    Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операционных характеристик Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

    Слайд 5

    Виды универсальных учебных действий
    ЛИЧНОСТНЫЕ
    РЕГУЛЯТИВНЫЕ
    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
    КОММУНИКАТИВНЫЕ

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий. УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
    Вывод

    Слайд 11

    Три постулата современного урока
    1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины 2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры 3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысший ценностью, выступая в роли цели и никогда в роли средства

    Слайд 12

    Пять организационных правил современного урока
    1. Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия; 2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого; 3. Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо; 4. Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития; 5. Авансировать успех деятельности детей на уроке;

    Слайд 13



    Слайд 14

    Требования к структуре современного урока
    Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме; 2. Определить тип урока, придумать и обосновать его структуру; 3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками; 4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала; 5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся; 6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала; 7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

    Слайд 15

    Коммуникативные УУД
    Личностные УУД
    Обеспечивают возможности: сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию; правильно выражать свои мысли в речи; уважать в сотрудничестве партнёра и самого себя: уметь эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, вести диалог, искать решения; оказывать поддержку друг другу
    Обеспечивают: ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

    « Формирование

    универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

    Из опыта работы

    Учителя начальных классов

    Гавриленко Е.П.


    «Использование современных образовательных технологий деятельностного типа, как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся»

    Из опыта работы

    Учителя начальных классов

    Гавриленко Е.П.


    Цель:

    Формирование системы универсальных учебных действий у младших школьников на уроках

    для наиболее эффективного процесса обучения.


    Задачи:

    - отбор методов и изучения учебного материала

    в соответствии с требованиями ФГОС;

    - отбор методов и средств для развития

    информационных умений;

    - формирование навыков самостоятельной

    познавательной деятельности;

    - отбор оптимальных методов, форм и средств

    для формирования коммуникативных и

    рефлексивных навыков;


    Универсальные учебные действия

    личностные

    коммуникативные

    действия

    познавательные

    регулятивные


    Диагностика ууд

    Проверяемое ууд

    Высокий

    уровень

    Личностные

    Познавательные

    Средний уровень

    Коммуникативные

    Низкий уровень

    Регулятивные


    Организацию учебной деятельности учащихся строю на основе системно- деятельностного подхода

    Ориентация на достижение цели и основного результата образования

    Опора на современные образовательные

    технологии деятельностного типа


    Современные образовательные технологии деятельностного типа:

    -проблемно – диалогическая технология;

    -технология мини – исследования;

    -организация проектной деятельности;

    -оценивания образовательных

    достижений, (учебных успехов);

    -ИКТ – технологию.


    Регулятивные ууд

    1.Проблемно- диалогическая технология( при объявлении темы и постановке целей урока)

    Найди значения выражений:

    4 * 6, 20 * 3, 9 * 8, 10 * 6, 14 * 6

    2. Работа в группах и в парах по намеченному учителем плану (маршрутные листы)

    3. Шкалирование ( при самооценке )

    4.Прогностическая оценка («+» или «-»)


    Коммуникативные ууд

    1.Работа в парах.

    При помощи молекул составь модель воды в твёрдом,

    Жидком и газообразном состоянии .

    • Что происходит с « молекулами воды» в различных состояниях воды?

    2. Работа в группах .(Карточка с заданиями)

    а) Прочтите свой абзац (1, 2, 3).

    б) Перескажите прочитанное с опорой на рисунок.

    в) По прочитанному задайте вопрос классу.


    Личностные ууд

    • Работа над проектами

    2. Творческие задания .(Составление синквейна).

    3.Технология проблемного диалога.

    4.Эстафета читательского творчества (карточки с клише).


    Творческое задание в ырази чувство собачки к хозяйке, составив синквейн.

    Проверь себя!

    Как это делать

    1.Название(СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ )

    2 . Описание (2 прилагательных)

    3. Действия (3 слова)

    4. Чувства (фраза из 4 слов)

    5. Повторение сути – (синоним, который повторяет суть темы)

    1. Зина.

    2.Милая славная

    3.Вспомнила, приехала, забрала.

    4 .Радость переполняет меня.

    5 .Счастье.


    Познавательные ууд

    1. Работа с источниками

    (различные словари, учебник, хрестоматии, энциклопедиии т.д.);

    2. Моделирование

    (изображение с помощью таблиц, моделей, схем, рисунков );

    3 . Рефлексия.


    Моделирование

    1. При помощи элементов букв составь букву а и все известные тебе буквы сходные по написанию. Какой элемент у них одинаковый?

    2.Выберите слово, подходящее к данной модели

    Звонок, письмо, привет, стебель, свежий.

    3. На какие группы делятся звуки речи? Чем различаются эти звуки ?


    Схема работы над ошибками

    • Большая буква в начале предложения.

    2.Перенос слова.

    3.Сочетания чк, чн.

    4. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

    5. Большая буква в именах собственных.

    6. Слова с разделительным ъ знаком.

    7.Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.


    Рост мотивации к учебной деятельности

    Рис.2 Результаты оценки мотивации в сравнении

    по предметам за 3 года


    В урочной деятельности

    Познавательные умения учащихся

    Рис.2 Результаты оценок в сравнении за 3 четверть по предметам за 2 года


    Личностные результаты учеников во внеурочной деятельности

    Олимпиады

    Количество участников

    « Интеллект»

    2011-2012г.

    « Интеллект» « Транспорт»

    « Арт- талант»

    « Центр развития мышления и интеллекта»

    (2012-2013г.)

    Уровень мероприятия

    3чел.

    Результат

    краевой

    «Пятёрочка»

    «Волшебные сказки»

    « МАМИН ДЕНЬ»

    « Нескучный русский»

    « Автокроссворд»

    « Инфоурок»(математика и оом)

    2013-2014 г.

    4чел.

    1чел.

    1 чел.

    4 чел.

    6 чел.

    4 ЧЕЛ.

    1 ЧЕЛ.

    3 чел.

    1 чел.

    3 чел.

    краевой

    всероссийск.

    (всего- 10 чел.)

    Сертификаты

    участия

    диплом

    Призовые места

    Сертификаты

    участия

    дипломы

    (всего – 18чел.)

    краевой и всероссийск.

    2мес. (1чел.)

    6 чел.

    Сертификаты

    участия

    дипломы

    1мес.( 4чел.)

    3мес. (1чел.)

    8 чел.

    1 место(3 чел.)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 г. Южно-Сахалинска

    Учитель математики

    Аброськина О.В.


    Актуальность

    « Если человека постоянно приучать

    усваивать знания и умения в готовом виде,

    можно и притупить его природные творческие способности –

    «разучить» думать самостоятельно ».

    А. Дистервег

    Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением, т.е. обладать УУД.


    Концепция универсальных учебных действий: компетентность как «знание в действии» (А.Г.Асмолов).

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком термин можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.


    Виды УУД

    Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

    В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

    Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.


    • Общеучебные универсальные действия
    • Логические универсальные действия
    • Постановка и решение проблемы
    • Знаково-символические действия


    Математика, как предмет, является основой развития у учащихся познавательных действий .


    Найди отличия

    Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей.


    Формируемые УУД: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность. Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

    Поиск лишнего

    Четвёртый лишний. В каждом ряду три числа обладают общим свойством, а одно число этим свойством не обладает. Укажите, что это за свойство и какое число лишнее. а)25; 49; 121; 45: б)1; 9; 27; 64:

    в)14; 35; 39; 42: г)18; 102; 33; 44:


    Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; построение логической цепи рассуждений.

    Цепочки вычислений


    Лабиринты

    Вход в лабиринт:

    Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей.


    Поиск закономерностей

    Найди выражения, значения которых равны:

    (128+57)*36; 43*25+62*25; (1355-955)*68;

    (43+62)*25; 1355*68-955*68; 128*36+57*36.

    Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково- символическое моделирование.


    Использование дополнительных источников информации.

    (математика Сриддхары XI в.)

    “ Есть “кадамба” цветок, На один лепесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла Вся в цвету сименгда И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, Ее трижды сложи И тех пчел на Кутай посади. Лишь одна не нашла Себе места нигде Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждаясь. Назови теперь мне, Подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось”.

    Формируемые УУД: поиск и выделение необходимой информации, извлечение из текста необходимой информации, построение логической цепи рассуждений


    Составление опорных схем.

    Формируемые УУД: умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


    Логические задачи

    Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос.

    • Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?

    Формируемые УУД: поиск и выделение информации; выбор критериев для сравнения; знаково- символическое моделирование.


    Логические задачи

    Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат:

    • а) на треугольник и пятиугольник;
    • б) на два четырехугольника, не являющихся прямоугольниками.

    Формируемые УУД: - умение самостоятельно применять свои знания на практике; - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование, - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты, - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера


    Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

    1-этап - вводно- мотивационный .

    2- этап - открытие математических знаний.

    3- этап - формализация знаний.

    4- этап - обобщение и систематизация .


    Технологическая карта урока

    Проект урока математики (5 класс УМК Н.Я.Виленкин) учителя МБОУ СОШ №16 г. Южно – Сахалинска

    Аброськиной Ольги Валентиновны

    Тема урока. Формулы

    Цель урока.

    Знакомство учащихся с понятием «формула»

    Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления по формулам, использовать формулы для решения задач.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Создаются условия для возникновения внутренней потребности («хочу»).

    Фрагменты к уроку математика

    Слайд 1Прочитайте пословицу.

    Как вы понимаете эту пословицу: ученье - свет, а не ученье - тьма?

    Мы сегодня будем снова наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок!

    Оборудование: проектор, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, учебник

    Деятельность учащихся

    Организация рабочего места

    Выделяется содержательная область («могу заниматься математикой»).

    Познавательные: целеполагание.


    Технологическая карта урока

    3. Выявление места и причины затруднения.

    Постановка учебной задачи

    Деятельность учителя

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    «открытие» детьми нового знания.

    Фрагменты к уроку

    5. Реализация построенного проекта

    Деятельность ученика

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Формирование УУД Д

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)


    Особенности УУД в основной школе

    Обратимся к содержанию федерального государственного стандарта основного общего образования: «В основу Стандарта входит системно-деятельностный подход, который должен обеспечить: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся». Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.


    проведение собственно исследования - презентация результатов." width="640"

    Структура учебных исследований

    Соответствует структуре научных исследований и включает триаду обязательных разделов:

    подготовительная работа -

    проведение собственно исследования - презентация результатов.


    Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность

    Подготовительный

    Деятельность

    Написание реферата

    Результат

    Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации

    Собственно исследовательская деятельность

    Устный доклад на уроке

    Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами

    Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе

    Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования

    Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня.


    • 5 класс
    • Взаимное расположение двух прямых, пересечение и параллельность.
    • Вертикальные углы. Виды треугольников.
    • Равенство окружностей и кругов.
    • Великие математики древнего мира.
    • Число. История счёта. Римская нумерация.
    • Проекты:
    • История появления цифр.
    • Математическая шкатулка (поиск занимательных задач на развитие математического мышления и последующая их презентация).
    • Наследие Архимеда. (Жизнь и открытия).
    • Основные алгоритмы для решения задач за 5 класс.

    6 класс:

    • Магические числа.
    • Моя школа в цифрах и процентах.
    • Зачем нужна математика? (исследования по социальным вопросам, анкетирование, построение диаграмм при оформлении результатов).
    • Проекты:
    • Координатная плоскость.
    • Математические развлечения (Игры с числами. Логические задачи. Магические квадраты. Невозможные рисунки).

    Результатом своей работы считаю положительную динамику в формировании познавательных действий у детей.

    • В урочной деятельности


    Интерес к учебной деятельности , подкрепляемый постоянным активным участием в открытии новых истин, проверке гипотез, поиском способа действий в задаче, является основным психологическим условием успешности этой деятельности. Интерес выступает как движущая сила познания. Использование творческих заданий на переработку математической информации способствует повышению интереса, мотивации к учебе.

    Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных