• Монголо-татарское нашествие на русские земли презентация к уроку по истории (6 класс) на тему. Презентация на тему: "святые земли русской. цель презентации может быть использована как дополнительный материал к урокам « как христианство пришло на русь », «

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа села Новогромово

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор

    МКОУ СОШ с.Новогромово

    ____________/М.Г.Липин/

    Приказ от _________№ ____

    Программа факультативного курса

    «Духовное наследие России. Русские святые»

    9 класс

    Составила:

    Петрова Наталья Владимировна,

    учитель истории и обществознания

    высшей квалификационной категории

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета

    протокол от 30.08.2013г. №1

    2013-2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа факультативного курса «Духовное наследие России. Русские святые» разработана для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы.

    Рабочая программа по курсу «Духовное наследие России. Русские святые» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с требованиями Го­сударственного стандарта основного общего образования.

    Программа включает в себя: пояснительную за­писку, тематический план, содержание тем и список литературы.

    Данный курс является интегрированным и включает в себя эле­менты знаний из различных областей человеческой культуры: истории, философии, литературы, живописи.

    «Духовное наследие России. Русские святые» - это один из разделов программы школы по духовно-нравственному воспитанию, который посвящен изучению про­блем: становления и развития православия в России; взаимоотношений Русской православной церкви и светской власти; влиянию личности на историю церкви и нравственное воспитание народа.

    Знание данного курса позволяет обучающимся глубже понять роль религии в культурологи­ческом аспекте, оценить события и факты истории, произведения искусства с иных, чем рационалисти­ческие позиции. В целом содержание курса несет в себе благоприятный нравственный заряд, что поло­жительно скажется на личности обучающихся. Ведущей темой программы является интегративная тема «История христианской Цер­кви в житиях ее святых» ( X XX вв. )

    Целью программы является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.

    Задачи программы:

      Дать понимание учащимся о том, что основанием жизни христиан являлась духовная культура.

      На примере житий великих святых в историческом контексте разви­тия христианской культуры, истории Церкви, показа­ть ведущие добродетели и нормы христианской этики, высший уровень духовной жизни человека святого самопожертвование во имя любви к Богу.

      Ознакомление учащихся с событиями истории Отечества (X XX вв. ), христианской Церкви в житиях ее свя­тых.

      Сформировать понятия у учащихся о Христианском подвиге.

      Дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, духовной литературы, живописи.

      Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса.

      Создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях.

      Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважение к прошлому и настоящему христианского мира.

    Количество учебных часов по предмету, на которое рассчитана программа: 34 часа в год (1 час в неделю). Программа факультативного курса «Духовное наследие России. Русские святые» преду­сматривает такие виды деятельности обучающихся как: лекционные занятия (27 часов), в том числе с применением ИКТ (11 часов), семинары (3 часа) и экскурсии в местные церкви (4 часа – 1 раз в четверть).
    Запланирована экскурсия в краеведческий музей в 4 четверти.
    Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и др.
    Виды деятельности на уроке: рассказ учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, работа с историческими документами, исследовательские проекты и творческие работы, игры на тему нравственного выбора, доклады и другое.

    Содержание программы ориентирует на реализацию многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории нашей страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

    Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации старших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

    В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

    Требования к уровню подготовки учащихся:



    Введение. (1 час)

    Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой именовали» Славяне - наши предки. Что такое канонизация.

    Первые святые Руси. (5 часов)

    Сыновья князя Владимира - святые бра­тья-княжичи. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. Мученики - страстотерпцы. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.
    Как почтили память святых Бориса и Глеба. Архитектурные памятники в честь свя­тых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский мона­стырь.
    Роль монасты­рей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний - основатель монаше­ства на Руси. Святой Феодосии Печерский.
    Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божией Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.

    Кирилл и Мефодий.

    Экскурсия в Свято-Никольский храм г.Черемхово. (1 час)

    Русские святые времен татарского нашествия. (4 часа)

    Междоусоб­ная вражда русских князей. Нашествие татар. Христиане-му­ченики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, свя­той благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, жи­тийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная кня­зем-воином. В чем заключался подвиг князя?
    Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в собы­тиях жизни, истории. Почитание памяти святых в объектах православной культуры.
    Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. Как укреплялось Русское го­сударство. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Детские годы святителя Алексия. Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.
    История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чу­дова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Икона Божией Матери « Петровская ». Исто­рия ее написания митрополитом Петром.
    Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой бла­говерный князь Димитрий Донской. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского кня­зя Василька Ростовского.
    Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Чему учил преподоб­ный Сергий русских князей.
    Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монас­тырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».

    Семинар. (1 час)

    Святые XVI -XVII веков (8 часов)

    Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают мо­настыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савва­тий. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустын­ном острове. Святой Зосима. Икона Божией Матери «Боголюбская» с житием преподобных Зосимы и Савватия.
    Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.
    Святые Нил Сорокин и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как от­ражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души.
    Русские святые, Христа ради юродивые.Василий Блаженный. Заповеди Блаженства - законы счастливой жиз­ни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми? Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери».
    История московского храма Василия Блаженного и иконы « Церковь воинствующая ». Святой Филипп, митрополит Московс­кий. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление цар­ской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.
    Падение Ви­зантийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Гермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. За­щитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память мо­нахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авра-амия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.
    Исправление церковных книг. Патриарх Никон. Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайло­вич Романов и Патриарх Никон. Исправле­ние богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриар­хом. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях.

    Экскурсия в Свято-Никольский храм с.Голуметь. (1 час)

    Семинар. (1 час)

    Русские святые и государство. Власть и церковь. (9 часов)

    Митрофан Воронежский, Арсений Мацеевич, Дмитрий Ростовский. Митрополит Московский и Коломенский Платон. Отношения с властью. Жития святых XVIII века.

    Тихон Задонский. Святитель Филарет. Власть и церковь во времена Петра Великого. Отмена патриаршества. Святейший Синод.

    Святитель Филарет. Серафим Саровский. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Преподобный Амвросий Оптинский. Преподобный Иоанн Кронштадтский. Жития святых XIX века. Русская православная церковь в XIX веке.

    Патриарх Тихон. Елизавета Федоровна Романова. Последний русский царь Николай II с семьей. Канонизация царской семьи. Перезахоронение останков последней царской семьи.

    Экскурсия в храм в честь Казанской иконы Божьей Матери п.Тельма. (1 час)

    Семинар. (1 час)

    Экскурсия в краеведческий музей и храм во имя Василия Великого п.Михайловка. (1 час)

    Календарно-тематическое планирование

    Тема

    Количество часов

    Форма проведения занятия

    Дата

    Введение.

    Что такое канонизация.

    Лекция

    Первые святые Руси

    Первые русские святые – князья Борис и Глеб.

    Лекция

    Святая княгиня Ольга.

    Лекция, CD

    Князь Владимир Святой.

    Лекция, CD

    Феодосий Печерский

    Лекция

    Кирилл и Мефодий

    Доклады

    Экскурсия в Свято-Никольский храм г.Черемхово

    Русские святые времен татарского нашествия

    Александр Невский

    Лекция, CD

    Сергий Радонежский

    Лекция

    Князь Дмитрий Донской

    Лекция, CD

    Митрополит Петр и митрополит Алексий

    Лекция, CD

    Семинар

    Святые XVI – XVII веков

    Великий князь Иван III

    Лекция, CD

    Святые Савватий и Герман. Святой Зосима

    Лекция

    Василий Блаженный. История Московского храма

    Лекция, CD

    Экскурсия в Свято-Никольский с.Голуметь

    Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

    Лекция

    Митрополиты Макарий, Филипп

    Лекция

    Святой Димитрий, Угличский страстотерпец

    Лекция, CD

    Патриархи Иов и Гермоген, Филарет

    Лекция

    Патриарх Никон. Царская и церковная власть

    Лекция, CD

    Семинар

    Работа с источниками, документами

    Русские святые и государство. Власть и церковь.

    Митрофан Воронежский, Арсений Мацеевич, Дмитрий Ростовский

    Лекция

    Митрополит Московский и Коломенский Платон

    Лекция

    Тихон Задонский. Святитель Филарет

    Лекция

    Экскурсия в храм в честь Казанской иконы Божьей Матери п.Тельма

    Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов

    Доклады

    Преподобный Амвросий Оптинский. Серафим Саровский

    Доклады

    Преподобный Иоанн Кронштадтский

    Лекция

    Патриарх Тихон

    Лекция, CD

    Елизавета Федоровна Романова

    Лекция, CD

    Последний русский царь Николай II с семьей.

    Лекция, CD

    Семинар

    Работа с источниками, документами

    Экскурсия в краеведческий музей и храм во имя Василия Великого п.Михайловка

    Итого

    34

    Учебно-методический комплект

    Для учителя

      Перевезенцев Сергей, Россия. Великая судьба. Москва, Белый город, 2006.

      Дейниченко П.Г., Эпоха Рюриковичей от древних князей до Ивана Грозного, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2008.

      Божерянов И.Н., Романовы. 300 лет служения России, Москва, белый город, 2006.

      Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 136 с.

      Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)

      Иванова С.Ф. Как вести себя в храме слова._М.: «Отчий дом», 2004

      Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.-336с.

      Народные праздники. Метологические разработки и сценарии. Екатеринбург, 2008-183с.

      Православная культура. (по месяцам года)УМП.-М.: Издательский дом «Покров», 2004.

      Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия. - М., 1998.

      Шмелев И.С. Душа России. - СПб., 1998.

      Шмелев И.С. Лето Господне. - СПб., 1996.


    Для учащихся

    1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. - М., 1997.
    2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома / Сост. пр. Александр Соколов. - М., 1999.
    3. Библия в пересказе для детей. - М.: Библейское общество, 1997.

    Электронные пособия

      Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 7-8 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (650 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

      Курс ОРКСЭ в дисках. (2 шт.). (400 Мб). – Москва. 2012.

      Церковная музыка.

      Видеофильм «Дмитрий Донской и святая Русь». (650 Мб). С-Петербург, 2009.

      Хроника царской семьи (Николай II ). Фото и видео материалы. Москва. 2009.

    Сергий Радонежский;

    Елизавета Федоровна Романова;

    Патриарх Тихон;

    Василий Блаженный. История Московского храма.


    У каждого народа есть свои лучшие люди, память о которых бережно хранится и передается из поколения в поколение. В России таких людей называли святыми. Святые – люди, из сердец которых под действием благодати струятся вера, надежда и любовь. Святые земли русской












    Сергий Радонежский VIII веков назад родился отрок Варфоломей. Однажды он увидел человека в тёмной монашеском одеянии. Мальчик рассказал монаху что не даётся ему учение. Незнакомец сказал: «Бог даст тебе разум, перед тобой великое будущее». Так и случилось. Позже Варфоломей стал монахом и получил имя Сергий Радонежский.




    Святые Борис и Глеб Первые святые земли Русской (сыновья князя Владимира), были убиты своим старшим братом Святополком, за что тот получил прозвище Окаянный. О краткой жизни братьев написал летописец Нестор. Они считаются заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.


    Знаешь ли ты В церковном календаре есть место и для твоего праздника! Может быть, ты не знаешь, что носишь имя какого - то святого, ведь практически все русские имена – имена святых. Отыщи в календаре день памяти своего святого, и ты можешь справлять в этот день свои именины.




    Святые Пётр и Феврония Они дали пример идеальной семейной жизни, когда муж и жена превыше всего ставят христианский долг друг перед другом. Эти Святые стали покровителями Таинства брака. В память о них ежегодно 8- го июля в России празднуется День семьи.


    Святая Блаженная Ксения Петербуржская На Руси издавна любили юродивых. Этот подвиг очень трудно понять современным людям. У блаженного не было ни семьи, ни крыши над головой, ни пищи, ни одежды. В России веков более десяти юродивых были причислены к лику святых.




    Святой Гермоген Рубеж века – смутное время для Руси. Самозванцы рвались к власти. Польский король ввел войско в Москву. Патриарху Гермогену угрожали расправой, требуя подписать разрешение на царствование поляку. В ответ Гермоген разослал послания народу с просьбой встать на защиту Отечества. Во главе освободительных сил встали купец Минин и князь Пожарский. 4 ноября 1612 г. Родина была освобождена от врагов.


    Святой Иоанн Кронштадтский Вся жизнь святого была подвигом христианского служения людям. Много лет ежедневно он записывал свои мысли, они стали основой его книг « Моя жизнь во Христе ». В конце 19 века революционеры подкладывали бомбы и заодно с теми, на кого охотились, убивали десятки невинных. Их газеты травили отца Иоанна за то, что помогал бедным. По их мнению, вместо милостыни он должен был раздать им оружие и повести на борьбу с царизмом. Отец Иоанн старался объединить общество, а не раскалывать его.


    Патриарх Московский и всея Руси Тихон Создавая новый тип человека, большевики объявили войну всем религиям. Они грабили и закрывали православные, католические и протестантские храмы, синагоги и молельные дома, убивали священников и заключали в тюрьмы миллионы ни в чем не повинных людей. Христианская церковь учила любить врагов, а большевики приучали народ к классовой вражде. Церковь учила прощать, а они – ненавидеть. Патриарх Тихон был готов к любым гонениям против себя, лишь бы сохранить независимость церкви от безбожных властей. Он был причислен к лику святых в 1989 году.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Монголо-татарское нашествие на русские земли

    Ответьте на вопросы: 1. Какие княжества существовали на русских землях перед монголо-татарским нашествием? 2. Какое из княжеств было наиболее могущественным?

    ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО ПРО МОНГОЛО-ТАТАР? КОЧЕВНИКИ ХОРОШИЕ ВОИНЫ СКОТОВОДЫ ВСАДНИКИ С ДЕТСТВА В СЕДЛЕ

    1. В степях Азии издавна жили племена кочевников-монголов. 2. В конце XII ст. Тут возникает могущественная феодальная держава. 3. В 1206г. Хан Темучин стал ханом всей Монголии и взял себе имя Чингис-хан. Он объединил монголов и подчинил себе татар. 4. Он создал огромную конную армию. В ней существовала суровая дисциплина. 5. За наименьшее неповиновение воинов жестоко наказывали. МОНГОЛО-ТАТАРЫ

    ВООРУЖЕНИЕ МОНГОЛОВ

    ВООРУЖЕНИЕ РУССКИХ

    МОНГОЛЫ РУССКИЕ ХИТРОСТЬ ОПЫТ РАЗВЕДКА СКОРОСТЬ ДИСЦИПЛИНА СИЛА РАЗОБЩЁННОСТЬ САМОУВЕРЕННОСТЬ ПРЯМОТА

    Первое столкновение с монголами

    1223г. – битва на р. Калке Русские впервые пересеклись с этим степным народом, когда убили их послов. Этим они и с отрицательной стороны привлекли внимание монголов. Монгольские парламентёры были посланы на Русь с той целью, чтобы переубедить восточных славян поддерживать половцев. Последние были врагами монголов. В 1223 г. на реке Калке объединённая армия русских и половцев потерпела поражение от монголо-татар. На Русь надвигалось монголо-татарское нашествие...

    Причины поражения русских войск в битве на р. Калке: НАЗОВИТЕ

    Хан Батый Батый – внук Чингисхана и выдающийся полководец. Его имя в переводе с монгольского означает “хороший государь”. Родился в 1208 году.

    Начало нашествия Волжская Булгария 1235 г.

    Первая волна нашествия

    После 7-дневного штурма Рязань пала Монголы перебили его жителей, а город сожгли. Повернув на Владимир, они неожиданно стали нести серьезные потери. Отряд Евпатия Коловрата стал мстить за родной город. Но через месяц он погиб.

    Владимир Тверь Кострома Ярославль Ростов Первая волна нашествия

    Первая волна нашествия В марте 1238 года часть войск монголов подошла к реке Сити, где стояли основные силы владимирского князя. Русские были застигнуты врасплох и разбиты. Другая часть войска дойдя до Торжка р азвернулась, даже не попытавшись захватить Новгород. Почему? Силы монголов истощились, пора на отдых в степи

    Первая волна нашествия

    Жители Козельска залили водой крепостной вал и противник не смог с ходу овладеть крепостью из-за обра - зовавшегося льда. Через 49 дней город пал. Завоеватели не пощадили никого, включая грудных младенцев, « отрочят сосущих млеко». Малолетний князь Василий, по этому же летописному преданию утонул в крови: «о князи Василии не ведомо се: инии глаголяху, яко в крови утопе, понеж бо млад бе ». Чудовищный по последствиям для Северо-Восточной Руси набег был закончен.

    Первая волна нашествия

    В 1239 г. Батый собрав огромное войско двинулся на южные русские княжества.

    Поход Батыя на Южную Русь Киев Переяславль Чернигов

    Поход Батыя на Южную Русь Галич Владимир

    В 1237-1241 гг. русские княжества испытали опустошительное нашествие монголо-татар. Русские княжества, которые действовали врознь, были обречены на гибель. Однако героическое сопротивление Руси взорвал завоевательский запал монголов. Поселившись в степях, монголы учредили государство Золотая Орда, которая стала составляющей могучей монгольской империи. Русские княжества надолго попали под господство монголо-татар. Монголо-татарская нашествие стало поворотным пунктом в истории русских княжеств. Монгольское господство задержало и изменило их последующее развитие. ИТОГИ: Руины Десятинной церкви Киев

    Проверь себя Где и когда состоялась первая встреча русских и монголо-татар? Какое княжество первым было завоевано – монголо-татарами на Руси? Какое имя носил основатель Монгольской империи? Кто возглавлял татаро-монгольское войско во время нашествия на Русь? В каком году был захвачен Киев? Какой город татаро-монголы назвали злым? Время первого нашествия татаро-монголов на Русь Время второго нашествия татаро-монголов на Русь? Как называлось государство, возникшее на захваченных Батыем землях? Как называлась плата (продуктами, изделиями ремесла и людьми), которую население Руси отдавало монголо-татарам? Что такое иго?

    Запомните даты: 31 мая 1223 р. - битва на реке Калка. 1237-1241 рр. - монголо-татарская нашествие на Русь. 1239 р. - опустошение монголами Переяславской и Черниговской земель. Конец ноября - начало декабря 1240 р.- оборона Киева. 1240-1241 рр. - опустошение монголо-татарами Киевского и Галицко-волынского княжеств.


    Дополнительные адреса для скачивания: Облако@Mail.Ru .

    Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

    Монголо-татарское иго на Руси

    Разрушение селений
    Разрушения, совершенные на Руси Ордой Батыя, были поистине страшными. Современные археологические раскопки показали следы национальной катастрофы 1237-1240 годов. Пепелища, братские могилы и остатки домов с костями детей, прятавшихся в печах, — в Киеве, Рязани, Волыни, Серенске, Изяславе, Торжке. После Батыева нашествия из 157 сельских поселений, известных в начале XIII века, 105 прекратили свое существование, 14 городов исчезли с лица земли, и жизнь в них уже не возродилась. Еще 35 были разрушены, а часть превратилась в села. В середине XIII века Киев представлял собой небольшой городок, в котором было 200 дворов.

    Исчезновение ремесел
    С приходом монголов в северо-восточной Руси в течение ста лет не было каменного строительства, исчезли многие русские ремесла. В старые времена секреты мастерства составляли семейную тайну и передавались от отца к сыну. Убитые или угнанные в рабство никому не могли передать свои секреты. При раскопках ордынских городов обнаружены следы кварталов, где жили уведенные в плен русские ремесленники. Многие секреты производства были безвозвратно утеряны. Например, до нашествия монголо-татар в Древней Руси умели изготовлять стекло. Впоследствии стеклоделие возродилось только в XVII веке с помощью итальянских и немецких мастеров.

    Ханские баскаки
    Но беда была не только в разорении. На Русскую землю легло тяжкое иго порабощения. В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей — баскаков, а князьям приказал являться к себе с изъявлением покорности. Баскак, татарский чиновник, назначался ханом как полновластный правитель над покоренными народами. Власть баскаков на Руси была выше власти князя или полководца. Впоследствии, когда татары наложили на Русь дань, баскаки следили за сбором податей и за переписью населения. Баскаки вмешивались и во внутренние дела Руси. Летописи полны свидетельствами монголо-татарского гнета и насилия. Во многих городах: Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале, Устюге вспыхивали восстания против сборщиков дани. Ссора с баскаками могла для князя иметь самые тяжелые последствия.

    Что значит прозвище «саинхан»?
    По летописям, сказаниям и археологическим свидетельствам мы знаем о необычайной жестокости хана Батыя. Поэтому так странно узнать, что прозвище у него было «саинхан», что значит «добрый хан». Плано Карпини, посол папы римского, так пишет о нем: «Сей Батый очень ласков к своим людям, но, несмотря на это, они чрезвычайно боятся его, в сражениях он весьма жесток, а на войне хитер и лукав». Наши русские источники также приводят несколько свидетельств хорошего отношения Батыя к русским князьям и воинам. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о том, как оценил Батый мужество и отвагу Евпатия Коловрата. Помним мы и о великодушном отношении Батыя к киевскому воеводе Дмитрию. Вот так неоднозначно оценивает история людей. Иногда один добрый поступок очень жестокого и безжалостного человека может оставить о нем добрую память. А иногда очень праведная и честная жизнь может быть стерта в памяти потомков одним недостойным действием. При Батые в Русской земле еще не были установлены татарские дани и пошлины. Но Батый смотрел на русских князей как на своих подданных. Он мог ласкать и награждать князей, а мог унижать и убивать их или издеваться над ними.

    К хану за ярлыком
    Великий князь Юрий Всеволодович погиб на реке Сити, и Владимирский престол перешел к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу. Князь Ярослав должен был отправиться в Золотую Орду к Батыю. Как ни тяжко было гордому князю унижаться, он покорился ордынским ритуалам. К хану пройти нужно было между двух костров. В этом состоял обряд очищения огнем. Монголо-татары верили, что огонь предохраняет от злых поступков и даже лишает силы яд, если его несут к хану. Прежде чем войти к хану, надо было поклониться сначала на восток тени Чингисхана, потом войлочным идолам и, став на колени, склонить голову до земли. Нередко предлагали выпить кобылье молоко — кумыс, который русские считали поганым напитком. Пройдя все эти унизительные для русского великого князя обряды, Ярослав получил от Батыя ярлык. Князь обещал исполнять все приказания хана, обещал являться по первому его слову в Орду, признал над собой власть Батыя, а себя — его рабом. Летописцы не осуждают князя. Они с сочувствием описывают муки его унижения и признают, что, смирив свою гордость, великий князь Ярослав спас свой народ от новых бед и, возможно, полного истребления. Языческие ритуалы были противны русской христианской душе. Даже те князья, которые им покорялись и которые уезжали от хана с ярлыком на княжение и подарками, горестно восклицали: «О, злее зла честь татарская!».

    Князь Михаил Черниговский в Орде
    Многие же князья отказывались исполнить требования монголо-татар и были погублены в Орде. Среди житийных памятников XIII века сохранилось «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Из этого письменного памятника мы узнаем, что князь Михаил Черниговский вместе со своим боярином Феодором прибыли в стан Батыя по его приказу. Батый велел жрецам своим совершить над Михаилом все, что следовало по языческим уставам, а потом уже представить его в ханскую ставку. Князю Михаилу было 67 лет, и не смог он переломить себя и покориться. «Христианин поклоняется Творцу, а не твари», — твердо ответил он жрецам.

    Гибель в Орде князя Михаила и боярина Феодора
    Узнав о непокорности русского князя, Батый озлобился и велел ему или поклониться монгольским идолам, или умереть. «Я готов поклониться царю, — отвечал Михаил. — Ему вручил Бог судьбу царств земных. Но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются жрецы». Татарские чиновники еще раз сказали ему: «Идут от хана убить вас; покоритесь и останетесь живы». Михаил и верный его боярин Феодор отвечали в один голос: «Не слушаем вас, не погубим души своей, не хотим славы мира сего». Скоро явились убийцы. Соскочив с коней, татарские палачи схватили Михаила, растянули за ноги и за руки и долго зверски избивали. А потом какой-то отступник из русских, Домант, уроженец Путивля, отрезал князю ножом голову. Последние слова князя были: «Я христианин!». Вслед за своим князем был замучен и боярин Феодор.

    Князь Михаил и боярин Феодор - святые мученики
    За верность христианской вере, а также по многочисленным чудесам, которые совершались на могилах убиенных князя Михаила и боярина Феодора, оба они причислены Русской Церковью к лику святых-мучеников. Всего за 150 лет монголо-татарского ига в Орде было замучено более десяти русских князей. А сонм святых Русской Церкви пополнился более чем двадцатью мучениками из числа погубленных в Орде священнослужителей, князей, бояр и воинов.

    Монголо-татары и православная вера
    В своем законе Чингисхан, который сам был язычником, объявил о терпимости монголов к любой вере. Однако во время завоевания Руси монголы убили многих служителей Русской Церкви, в том числе владимирского и переславского епископов, ограбили знаменитые русские церкви, похитили драгоценные оклады с икон. С 1261 года путем дипломатических переговоров в Орде была учреждена православная епархия. Это было великим утешением для многочисленных русских пленников. Первым епископом в столице Орды Сарай-Бату был Преосвященный Митрофан. Христианская вера скоро стала пользоваться большим уважением среди монголо-татар. Некоторые жены ханов приняли крещение и стали христианками.

    Ордынский царевич
    Самый яркий пример распространения христианской веры среди монголо-татар — жизнь ордынского царевича (племянника хана Берке, который был преемником хана Батыя и возглавлял после его смерти Золотую Орду). О жизни царевича нам рассказывает памятник XIV века: «Повесть о Петре, царевиче Ордынском». Слово о вере Христовой поразило юношу. Он стал уверяться в пустоте языческой религии — в бессмысленности поклонения солнцу, звездам, огню. Боясь гнева дяди, царевич тайно ушел из Орды в Ростов и там крестился с именем Петр. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, молился, любил Богослужения, жил чисто и воздержанно. На заработанные у князя деньги Петр основал монастырь на берегу озера Неро, близ Ростова, и там мирно окончил свои дни. За жизнь, всецело посвященную Богу и служению людям, а по житию Петр всегда «был отцом всех бедных и несчастных», он причислен к лику святых.

    Цель: развитие творческого мышления посредством включения учащихся в образовательный процесс.

    Креативная задача: создать продукт самостоятельного детского творчества.

    Развивающая задача: формировать навыки коммуникативной культуры, демонстрация межпредметных связей.

    Воспитательная задача – формировать:

    • чувство глубокого патриотизма, любви к Родине;
    • межэтническую толерантность.

    Образовательная и дидактическая задача: дать знания о русских святых князьях - защитниках Отечества, углубить понимание смысла христианского подвига, раскрыть понятие подвига ратного.

    Основные понятия:

    Святой благоверный.
    Ратный подвиг.
    Христианский подвиг.
    Смирение.
    Христианская вера.
    Монгольское иго.
    Ярлык на великое княжение.
    Хан золотой Орды.

    Структура урока: этапы.

    • организационный (1 - 2 мин) мотивационная настройка.
    • основной (информационно - деятельный) общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы, беседа, работа с различными историческими источниками, сценическая деятельность, анализ и обобщение.
    • заключительный: подведение итогов урока.

    План урока

    1. Монголо-татарское нашествие на Русь XIII в.
    2. Первые новомученики за веру на земле русской князья Юрий Всеволодович и Василько Константинович.
    3. Христианский подвиг черниговского князя Михаила и боярина его Федора.
    4. Преподобная Евфросиния Суздальская.
    5. Герой земли русской князь Александр Ярославович Невский.
    6. Подвиг христианского смирения князя Михаила Тверского.

    Ход урока

    Беда приходит на Русь

    “В лето 6731 года, при князе Михаиле Романовиче..., в десятое лето княжения его в Киеве, за грехи наши, пришел народ незнаемый, рать неслыханная....Бог же один ведает их”, читаем мы в русской летописи.

    Русь была завоевана и оставалась под властью татар 243 год.

    Записи в тетради (1237 - начало нашествия Батыя, 1480 г - стояние на реке Угре, освобождение при Иване 3).

    Посмотрим на историческую карту, она похожа на лоскутное одеяло.

    Каждое княжество закрашено своим цветом.

    Почему нет единого цвета государства? (единого государства не было).

    Как называется такой период в истории? (феодальная раздробленность)

    Видеосюжет, демонстрирующий захват русских княжеств монголо-татарским войском.

    Учитель : после 6-дневной осады и жестокого штурма пала Рязань.

    Великий князь владимирский не пришел на помощь к Рязанцам.

    В произошедшем близ Коломны сражении русские отряды были полностью уничтожены. Затем Батый взял и уничтожил Москву.

    Монголы приближались к Владимиру.

    7 февраля начался решительный штурм (слайд - штурм Владимира войсками Батыя). Сквозь рухнувшие во многих местах стены татары ворвались в город, уцелевшие жители, духовенство, семья великого князя пытались укрыться в Успенском соборе, но враги ворвались туда и всех перебили.

    “Почему один за другим пали русские города?” (не было единства, князья не помогали друг другу).

    Много русских князей и простых людей погибло, было уведено в плен, продано в рабство.

    И рассекла татарская сабля русскую землю........ Русь жива!

    Ученик - историк. Нет! Жива была Русь!

    Князь Юрий Всеволодович собрал силы Владимиро-Суздальской земли.

    И 4 марта на реке Сити произошла “сеча великая” Несмотря на героизм, русские были разбиты, а князь погиб.

    Ученик - из Лаврентьевской летописи:

    “... Юрий, мужеству соименный. Кровью омылись твои страдания, ибо если не напасть, то не венец, если не мука, то не воздаяние, ибо всякий придерживающийся добродетели не может без многих врагов быть...”

    Вопрос: А как назвать подвиг князя? (ратный, т. к. главная обязанность князя - защита родной земли от врагов).

    А что еще защищал князь? (христианскую веру, Отечество православное).

    Записи - ратный подвиг, христианская вера.

    Ученик: “о. Леонид! А я еще слышал о новомученике Василько Ростовском? А какой подвиг он совершил? (слайд “Убиение князя Василько Ростовского”)

    О. Леонид:

    В битве при Сити Василько Ростовский попал в плен. “С принуждением повели его до Шереньского леса и когда стали станом, принуждали его много безбожные татары принять свои обычаи, быть в их неволи и воевать за них. Он же никак не покорялся “ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры. Как дадите ответ Богу, многие души, погубив без правды? Они же скрежетали на него зубами, желая насытится его крови. Блаженный же князь Василько в последний раз помолился и тотчас без милости был убит. Тело князя было найдено сыном священника и привезено в Ростов.

    Вопрос : Почему был прославлен князь Василько? (За мученический христианский подвиг)

    Как согласуется отказ князя служить в войске Батыя с евангельской заповедью о любви: “Любите врагов ваших. (Евангелие от Матфея. гл 5 стих 44)?

    Ученик - историк.

    А вскоре, Русь явила еще один подвиг.

    В 1246 году после установления зависимости - ига черниговский князь Михаил приехал в Золотую Орду для получения ярлыка - права на княжение, однако посещение закончилось трагически - князь Михаил и боярин его Федор были убиты по ханскому приказу.

    “А я читал “Житие Михаила Черниговского”. Князь сам проявил инициативу совершить подвиг во славу Христову. Узнав об обычаи хана заставлять христиан поклоняться языческим богам - солнцу и кусту, он вызвался поехать в Орду и обличить батыево “прельщение”.

    “Я христианин, – сказал князь. – Возьмите от меня славу мира этого, мне ее не надо. И он отбросил свой меч. А боярин Федор, когда ему предложили за предательство княжество его господина сказал “Хочу пострадать, как государь мой князь”. Смерть князя Михаила и боярина Федора была страшна. Сначала их долго били, а за тем отрубили головы.

    “И так, восхваляя Господа, пострадали и предали святые свои души в руки Божии оба новосвятых мученика - заключает свой рассказ автор “Сказания о черниговском князе Михаиле и боярине его Федоре” (о Леонид).

    Почему подвиг князя и боярина поразил даже палачей?

    О. Леонид, Князья Михаил Черниговский, Роман Рязанский, его дочь Евфросиния Суздальская. Александр Невский прославлены в лике благоверных.

    Давайте поразмышляем над смыслом этого слова – благо - верный?

    Благо – добро, значит - благая вера.

    А где еще встречается такое словосочетание? (Евангелие, благая весть)

    Благоверный - прославленный за доброе (синонимы подбираются вместе с учениками) исповедание христианской веры.

    В те же годы своей праведной жизнью прославилась дочь князя Михаила Черниговского Евфросиния Суздальская (рассказ ученика).

    Вывод (учитель):

    Вот так XIII столетие явило миру удивительное чудо русской святости - трое святых оказались связаны узами родства: Михаил Черниговский, его зять Василько Ростовский и его дочь Евфросиния Суздальская.

    Но русская святость не ограничивается только образами новомучеников за веру. В сознании людей возникают образы князей - воинов, спасителей, способных мудростью своей и силой защитить Русь.

    “Святой благоверный князь Александр Невский”

    Сын великого князя Ярослава. Внук Всеволода Большое гнездо, князь Александр получил свое прозвище за победу над шведами на реке Неве. Был не только выдающимся военачальником, но и мудрым политиком, не раз спасавшим Русь от татарских набегов трижды ездил на поклон в Орду.

    Но никогда не изменял вере христианской.

    “Тебе, хан кланяюсь как правителю царства, которое дал тебе Бог, а идолам твоим не поклонюсь, потому что кланяюсь Единому Богу, которому служу” (ученик в костюме князя)

    Хан был удивлен и сказал: “Правду говорят, что нет князя подобного ему”.

    Внимание учеников на икону Александра Невского

    Читаем и объясняем слова “Я христианин есмь, и не подобает мне кланятися твари, но поклоняемся Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу Единому в Троице Святой”

    Римский Папа предлагал помощь в борьбе с Ордой, если Русь примет католичество, но Александр отказался.

    Почему? (спасти Родину ценой измены Православной веры?)

    Однажды, возвращаясь из поездки в Орду, Александр тяжело заболел и скончался.

    “Зашло солнце земли Русской, – так сказал митрополит Кирилл, увидев, как ангелы возносят бессмертную душу князя на небо.

    О. Леонид:

    Образ святого князя - воина очень популярен на Руси. Записаны многочисленные свидетельства чудес явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых периодов истории России: во время Куликовской битвы, при взятии Казани иногда чудеса совершал он один, иногда со своими “сродниками” святыми Борисом и Глебом.

    Много бед причинили татары Руси, разжигали вражду между князьями. Приказывали приезжать в Орду за ярлыком. Случалось, враждующие князья звали на помощь татар. Так завистники оклеветали перед ханом князя Михаила Тверского, он пострадал в Золотой орде в 1318 году.

    Князя пытали, ему предлагали бежать из плена, но он отказался.

    “Я никогда не бегал от врагов и, если я один спасусь, а народ подвергну новой беде, то какой ответ я дам Богу?”

    Инсценировка по стихотворению АА Бестужева “ Михаил Тверской” (музыка)

    “В темнице мрачной и глухой
    Ночною позднею порой
    Лампада темная мелькает
    И слабым светом озаряет
    В углу темницы двух мужей
    Один во цвете юных дней
    Другой, окованный цепями
    Уже покрыт был сединами
    Не слышно вздохов на устах,
    И в пламенных его очах
    Божественный покой сияет.
    То к небу взор он поднимает
    То с нежной грустию глядит
    На сына, полного печали,
    И так, в утеху говорит:

    Ученик :

    В слезах довольно утопали
    Твои глаза, друг добрый мой
    Пора расстаться мне с тобою
    И Михайловой головой
    Купить Отечеству покой
    Всегда будь верен правде, чести.
    И если хочешь, чтоб венец
    Имел веселью твой отец
    оставь врагов его без мести.

    Вопросы: (каждый отдельно, по щелчку).

    • Во имя чего князь пожертвовал своей жизнью?
    • Какое завещание он оставил своему сыну?
    • Почему он призывал сына не мстить своим врагам?

    Надо различать понятия – враг личный и враг Отечества и защищать христианские святыни Отечества.

    И завершат наш урок слова князя Александра Невского

    “Не в силе Бог, а в правде”.

    Подведение итога учителем.

    Домашнее задание:

    Исследуй, есть ли в нашем регионе храмы, посвященные святым князьям: Михаилу Черниговскому, Михаилу Тверскому, Александру Невскому.

    За презентацией просьба обращаться к автору