• Что не является нарушением поведения. Лечение расстройства поведения в клинике. Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планиро

    Существуют следующие виды нарушения поведения:

    Агрессивное

    Деликвентное

    Зависимое

    Суицидально

    Агрессивное поведение. Как известно, деструктивность (разрушительность), тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

    Привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

    Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты , такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, негативизм, ярость, бешенство и ненависть, интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией 2 .

    Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий). Ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

    Выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

    Тенденцию к разрушению;

    Направленность на причинение вреда окружающим людям;

    Склонность к насилию (причинению боли) 1.

    Деликвентное поведение. Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

    Под этим термином понимают противоправное поведение личности -- действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях . Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия -- деликтами.

    Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества 1.

    Зависимое поведение. Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.

    Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно cвязанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности -- аддиктивное поведение. Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти.

    Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности -- химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.

    В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

    Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

    Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

    Гэмблинг -- игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

    Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм (см. глоссарий));

    Религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

    По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например, сегодня чрезвычайно быстро распространяется компьютерная зависимость.

    Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования, например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать постоянное желание есть. Человек, зависимый от героина, часто пытается поддерживать ремиссию с помощью употребления боле легких наркотиков или алкоголя 1.

    Суицидальное поведение. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400--500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток -- в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах приме в три раза превышает число убийств.

    Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») -- это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

    Суицидальное поведение -- осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни . В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

    Собственно суицидальные действия;

    Суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

    Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

    Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка -- это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид -- действия, завершенные летальным исходом.

    Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

    Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное на строение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечав. Другой особенностью истинного суицида являются размышления, переживания по поводу смысла жизни.

    Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

    Скрытый суицид (косвенное самоубийство) -- вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смерть, чем на уход из жизни 1.

    Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте

    Проблема нарушения поведения у детей и подростков – тема, к сожалению, слишком актуальная и слишком современная, так как сегодня нарушения поведения различного характера в данной возрастной категории являются одной из самых распространенных причин обращения к детским и подростковым психиатрам во всем мире в целом и в нашей стране в частности.

    В данной статье я не стану вдаваться во все тонкости клиники и диагностики нарушений поведения у детей. Я постараюсь дать определение данным нарушениям и попытаюсь определить общие принципы и значения, которые помогут родителям и врачам общей практики понять, какие нарушения поведения у ребенка нужно расценивать как патологию (болезненное состояние), а в каких случаях помощь психиатра будет малоэффективной, и причиной которых является не нарушение психики, а социально-бытовая обстановка, окружающая ребенка.

    Распространенность нарушений поведения различного генеза, как уже указывалось выше, у детей очень высока. Ее показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такая вариабельность количественных показателей в первую очередь обусловлена различиями в используемых методах диагностики. У мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно).

    Говоря о нарушениях поведения, необходимо знать, что под поведением , как таковым, мы понимаем психологическую и физическую манеру вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит человек.

    Исходя из предыдущего определения, нарушения поведения это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной (разрушительной) и асоциальной (направленной против коллектива) направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации (нарушения приспособляемости) поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

    В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или «девиантное» поведение.

    Каковы же причины нарушений поведения в детском возрасте? По современным представлениям нарушения поведения у детей могут быть разделены на две основные группы:

      нарушения поведения, причинами которых являются психологические и социальные проблемы;

      нарушения поведения, причинами которых являются психические и психофизиологические расстройства (заболевания).

    К первой группе причин относятся:

      дефекты правового и нравственного сознания (воспитания);

      особенности характера;

      особенности эмоционально-волевой сферы ребенка

    Ко второй группе можно отнести:

      наличие у ребенка серьезных психических расстройств (М. Раттер);

      пограничные эмоциональные нарушения, которые манифестируются (проявляются впервые) страхами, тоской, или насильственным способом поведения (X. Ремшмидт);

      причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (отношение

      общества к подростку)

    Отдельно следует сказать о понятии, известном всем нам под названием «переходный возраст». В настоящее время, в связи с расширением спектра используемых для обследования головного мозга методик, выяснено, что в подростковом возрасте в головном мозге происходят определенные структурные перестройки, характеризующиеся физиологическим (происходящим в норме у любого ребенка) снижением количества клеток серого вещества и уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы», отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознаванию чужих страданий. В норме к 17-18 годам происходит полная компенсация данных изменений. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». Важно знать, что у детей и подростков, имеющих значимые органические изменения в головном мозге (родовые травмы, ЗПРР в раннем возрасте, ЧМТ, эпилепсия, и т.д.) в данный период времени часто происходит сбой, и описанные выше изменения не компенсируются, что может привести к старту тяжелых психических заболеваний именно в этом возрасте.

    Таким образом, учитывая все отмеченное выше, все нарушения поведения можно разделить на:

      Характерологические (непатологические) : преходящие (непостоянные) ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся преимущественно только в определённой среде (микросреде) (только дома, только в школе, только на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций.

      Патохарактерологические (патологические) : психогенные личностные реакции, которые имеют генерализованный характер (проявляются во всех микросредах жизни ребенка), проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения, ведущих к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающиеся невротическими и соматовегетативными расстройствами.

    Таким образом, общие принципы возникновения патологических (болезненных, требующих вмешательства медицины) нарушений поведения можно представить следующими схемами:

    где B обозначает поведение, P –личность, E –окружение

    Возможен ли переход от непатологических к патологическим нарушениям поведения? Да. Возможен. Переходу непатологических нарушений поведения в патологические могут способствовать различные факторы внешней среды и эмоционально-психологические особенности ребенка. Этот факт подтверждается работами многих физиологов и врачей (работы К. Леонгарда, П.Б.Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой). Результатом трансформации непатологического нарушения поведения в патологическое является возникновение у ребенка или подростка грубых личностных нарушений, определяемых, как психиатрический диагноз.

    Патологическое нарушение поведения может быть следующих видов:

      Оппозиционно-вызывающее(демонстративное);

      Гиперактивное;

      Расстройства аутистического спектра;

      Смешанные эмоциональные и поведенческие расстройства

    Данные формы нарушения поведения зачастую являются неотъемлемой частью таких психических заболеваний, как задержки психо-речевого развития различного генеза, умственная отсталость, аутизм, органическое поражение ЦНС различного генеза, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и т.д., и требуют дополнительной медикаментозной и психотерапевтической коррекции.

    К способам медицинской коррекции относят:

      медикаментозную терапию препаратами, обладающими нормотимическим действием (корректоры поведения);

      психотерапию;

      просветительские беседы с родителями;

      лекции для педагогов, воспитателей, и родителей учащихся в образовательных учреждениях

    К психологическим методам коррекции можно отнести следующие:

    1.Стимуляция гуманных чувств у ребенка;
    2. Ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;
    3. Осознание ребенком особенностей нарушенного поведения;
    4. Переключение ребенка на иное состояние;
    5. Стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого;
    6. Моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка «здесь и теперь”;
    7. Отреагирование ребенком нежелательного состояния;
    8. Предупреждение нежелательного поведения; игнорирование нарушенного поведения;
    9. Положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий, или поведения ребенка;
    10. Стимуляция переживания положительных эмоций ребенком;
    11. Отрицательное подкрепление нежелательного поведения;
    12. Стимуляция чувства юмора у ребенка;
    13. Стимуляция телесного контакта с ребенком;
    14. Стимуляция мотивации соревновательности;
    15. Стимуляция чувства прекрасного у ребенка, и др.

    Все из перечисленных выше методов по-своему эффективны. В медицинской практике мы сталкиваемся с тем, что коррекция патологических форм нарушений поведения в детском и подростковом возрасте дает наилучшие результаты только при эффективном сочетании работы врача и психолога.

    В заключение данной статьи еще раз хочу отметить, что нарушения поведения у детей и подростков – это сложный многоуровневый процесс. Нарушения поведения могут являться как причиной, так и следствием многих серьезных психических и соматических расстройств. Чем раньше выявлено нарушение поведения у ребенка, чем точнее определен генез его происхождения и форма нарушения поведения (патологическое либо непатологическое), тем более быстро и эффективно удается справиться с данной проблемой, сократив риск перехода данных нарушений в более серьезную патологию.

    Нарушения поведения у пациентов детского возраста с ЗПР могут быть следующих видов:

      компенсаторные (связанные со сложностями социальной адаптации детей с данной патологией в здоровом коллективе);

      структурные (возникающие вследствие общеорганического поражения ЦНС);

      функциональные (обусловленные физиологическими перестройками в ЦНС в «переходном возрасте»);

      клинико-патологические (являющиеся следствием сопутствующих ЗПР психических заболеваний).

    Компенсаторные нарушения поведения. Говоря о данном виде нарушений поведения, нужно понимать, что ребенок с ЗПР – это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. В первую очередь, данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности или гиперкомпенсация интеллектуального отставания в развитии при сохранном соматическом здоровье.

    Структурные нарушения поведения. Нарушения поведения, являющиеся следствием раннего органического поражения ЦНС. Данная форма поведенческих нарушений не является диагностическим критерием ЗПР у ребенка. С равной долей вероятности нарушения поведения данной группы могут возникать как у детей с ЗПР, так и у детей с сохранным интеллектом.

    Структурные нарушения поведения, представлены двумя основными формами:

    1. Аффективно-неустойчивые структурные нарушения поведения;

    2. Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения.

    Аффективно-неустойчивые структурные нарушения поведения. Это наиболее распространенный вид структурных нарушений поведения. Наиболее часто они проявляются психопатоподобным поведением, т. е. внешне напоминающим психопатию (аффективно-неустойчивое расстройство личности), но не являющиеся таковыми в действительности. Наиболее часто для данных нарушений поведения характерны повышенная возбудимость, гнев и ярость по любому поводу или без него, т. е. выход чувств из-под контроля, расторможенность чувств и влечений. Близко к последнему примыкают бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины, и переживания случившегося. В плане общения - это неуживчивость со сверстниками, конфликтность и агрессивность, не обусловленные объективными причинами.

    Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения. В данном варианте органические нарушения мозга проявляются преимущественно повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью нервных процессов, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что обычно в медицинской терминологии обозначается как церебрастенический синдром. Часто для детей с такими нарушениями поведения характерны явления выраженной недостаточности показателей внимания и явления компенсаторной гиперактивности.

    Нередко оба варианта структурных нарушений поведения у детей с ЗПР сочетаются между собой, особенно при наличии сангвинического темперамента. Важно, что при холерическом темпераменте преобладает возбудимость, а при флегматическом - тормозимость. Эти факты важно учитывать при проведении психолого-педагогической коррекции нарушений поведения у таких детей в образовательных учреждениях.

    Функциональные нарушения поведения. Такие нарушения поведения, как и предыдущая группа, могут возникать у детей с сохранным интеллектом. В настоящее время, в связи с расширением спектра используемых для обследования головного мозга методик, выяснено, что в подростковом возрасте в головном мозге происходят определенные структурные перестройки, характеризующиеся физиологическим снижением количества клеток серого вещества и уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы» - отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознаванию чужих страданий. В норме к 17-18 годам происходит полная компенсация данных изменений. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». У детей с ЗПР и органическим поражением ЦНС в этом возрасте, на фоне происходящих структурных перестроек в головном мозге, возможна манифестация (начало) более грубых психических нарушений, часто носящих уже процессуальный характер (шизофрения и т.п.).

    Клинико-патологические нарушения поведения. Нарушения поведения данной группы у детей и подростков с ЗПР возникают не вследствие основного заболевания, а в рамках клинических проявлений сопутствующих психических нарушений (детский аутизм, шизофрения, расстройства личности различного генеза, биполярное аффективное расстройство, и т.д.).

    В настоящее время выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся варианты нарушений поведения у детей с ЗПР:

      побеги из дома, школы (дромомании);

      агрессивность,

      отказ от учебы,

      нарушение дисциплины и поведения в общественных местах и образовательном учреждении,

      Воровство,

      Злоупотребление алкоголем,

      Наркомания,

      Суицидальное поведение,

      Нарушения влечений

    Нередко учащиеся с интеллектуальной недостаточностью совершают преступные деяния, в том числе и групповые.

    Нарушения поведения, как можно видеть, у детей и подростков с нормальным интеллектом и с ЗПР внешне сходны и однообразны. Генез же этих проявлений у пациентов с ЗПР имеет свои особенности, которые определяются не только внешними факторами (семья, школа, отношения со сверстниками), но и внутренними, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, более высокая внушаемость, аффективная неустойчивость, влечения, инстинкты, и т.д.), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики, особенностями эмоционально-волевой сферы таких детей.

    Принципы коррекции нарушений поведения при умственной отсталости могут осуществляться психологическими и медицинскими методами. Методы психологической коррекции нарушений поведения крайне разнообразны. Вот только некоторые из них:

    1. стимуляция гуманных чувств у ребенка;
    2. ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;
    3. осознание ребенком особенностей нарушенного поведения;
    4. переключение ребенка на иное состояние;
    5. стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого;
    6. моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка «здесь и теперь”;
    7. отреагирование ребенком нежелательного состояния;
    8. предупреждение нежелательного поведения;

    9. положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий или поведения ребенка;
    10. стимуляция переживания положительных эмоций ребенком;
    11. отрицательное подкрепление нежелательного поведения;
    12. стимуляция чувства юмора у ребенка;
    13. стимуляция телесного контакта с ребенком;
    14. стимуляция мотивации соревновательности;
    15. стимуляция чувства прекрасного у ребенка.

    Медицинская коррекция нарушений поведения может осуществляться психологическим и медикаментозным способами.

    Эффективность психологических методов коррекции у детей с ЗПР зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений, имеющихся у ребенка. Наиболее корректной является индивидуальная психотерапия, направленная на расширение кругозора и сфер интересов детей с данной патологией.

    Медикаментозная терапия, в основном, проводится с использованием следующих групп препаратов:

      нормотимические средства (корректоры поведения);

      легкие нейролептические средства ;

      легкие транквилизаторы с противотревожным эффектом;

      ноотропные средства с седативным действием ;

      антидепрессанты

    Выбор схемы медикаментозной коррекции поведения у детей с ЗПР носит сугубо индивидуальный характер и допускает сочетание различных препаратов из приведенных выше групп.

    В заключение хочу отметить, что для коррекции нарушений поведения у детей с ЗПР наибольшим эффектом обладает сочетание психологической, психотерапевтической, и медикаментозной терапии в комбинации с педагогической работой дефектологов и психологов коррекционных образовательных учреждений. Профессиональная деятельность психологов по коррекции поведенческих нарушений у пациентов раннего возраста с ЗПР, в первую очередь направлена на повышение качества жизни данной группы детей и подростков. От эффективной совместной работы врачей и педагогов зависит будущее наших подопечных. ЛИТЕРАТУРА.

    Абушева З.Ф. с сотр. Анализ адаптационных возможностей учеников вспомогательных школ с нарушениями поведения М. 1989г.

    Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения. М. 2004г.

    Гурьева В.А. Систематика психогенно-травматизирующих факторов М. 2001

    Гурьева В.А.,Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. ТГУ 1994

    Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. М.1998

    Запрягаев Г.Г Психологическая характеристика умственно отсталых подростков с трудностями поведения. М 1986

    Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. С-П. 2004

    Исаев Д.Н,Микиртумов Б.Е К систематике психопатоподобных расстройств у детей и подростков с общим психическим недоразвитием.М 1978

    Кебриков О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов.Актовая речь. М.1962

    Певзнер М.С. Дети олигофрены 1959

    Психолог средней школы № 72 г. Ярославля Хромов. А.К.

    ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Педагоги-классики (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) подчеркивали важность воспитания у детей произвольного поведения.

    Реализуя произвольное поведение, ребенок должен понимать почему и для чего он выполняет эти действия, поступает так, а не иначе. Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности, выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).

    Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в поведении) детей - по прежнему одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.

    В некоторых случаях нарушения поведения определяются индивиду-

    альными особенностями, в том числе нейродинамическими: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью, или, наоборот психомоторной расторможенностью.

    В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение

    Таких детей отличаются нерешительностью, пассивностью, упрямством, агрес-

    сией. Кажется, что они специально нарушают дисциплину, не желают вести себя хорошо. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в

    состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

    Предупреждение нарушений в поведении таких детей, легко осуществить в тех случаях, когда взрослые (учитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые такие проявления. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.

    Типичные нарушения поведения - это гиперактивное поведение, а также демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение.

    Гиперактивное поведение

    Гиперактивное поведение детей, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учителей.

    Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении.

    При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т.е. в ситуациях, в которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникшая эмоциональная разрядка является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выра-

    жается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности и,

    часто, квалифицируются как дисциплинарные проступки.

    Основные признаки гиперактивного ребенка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы, на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание

    при выполнении заданий.

    Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Ребенок с гиперактивным поведением импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок.

    О последствиях он не задумывается, хотя плохого он не замышляет и сам искренне огорчается из-за произошедшего. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

    Дети с гиперактивным поведением трудно адаптируются к школе, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регуляторных механизмах психики, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

    Сама по себе чрезмерная активность - это еще не психическое нарушение, однако она может сопровождаться некоторыми изменениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это связано, прежде всего, с тем, что гиперактивному школьнику нелегко концентрировать свое внимание и спокойно заниматься.

    Причины возникновения детской гиперактивности полностью не выяснены, однако считается, что факторами ее возникновения могут являться особенности темперамента ребенка, генетические влияния, различного рода поражения центральной нервной системы, возникающие как до, так и после рождения ребенка. Но наличие этих факторов не обязательно связано с развитием детской гиперактивности. В ее возникновении играет роль целая совокупность взаимодействующих факторов.

    Демонстративное поведение

    При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное

    нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

    Один из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во - первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, воспитателей, родителей) и только

    тогда, когда они обращают на него внимание. Во - вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном языке (при помощи действий) говорит взрослым: "Я делаю то, что вам не нравится". Такое же со-

    держание иногда выражается непосредственно в словах, так, многие дети время от времени заявляют "Я плохой".

    Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?

    Чаще всего это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало и ребенок не получает в процессе общения необходимые ему любовь, ласку, тепло. Такое демонстративное поведение распространено в семьях с авторитарным- стилем воспитания, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются унижению.

    Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы -

    плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, "взять верх" над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздражительности: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

    Протестное поведением

    Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство.

    Негативизм - такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

    Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. "Пассивный"

    негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При "активном " негативизме дети производят действия, противопо-

    ложные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них

    не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, которое препятствует удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт

    между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невоз можным.

    "Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем - либо

    Не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он это потребовал.... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным

    решением".

    В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.

    С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения, как строптивость. Строптивость направлена не столько против конкретного взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого образа жизни.

    Агрессивное поведение

    Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение.

    Агрессивное поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким -либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения

    и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку - брата

    не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на

    самого себя (так называемая аутоагрессия - самоунижение, самообвинение).

    Агрессивность проявляется не только в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почув-

    ствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.

    В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Дидактогения (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) - одна из причин детских суицидов.

    Агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных

    внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.д. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посред-

    ством агрессивного поведения.

    Еще одна причина агрессивного поведения - дисгармоничные взаимо--

    отношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей- по отношению к другим людям. Жесткие несправедливые наказания -нередко модель агрессивного поведения ребенка.

    Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в

    обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е.

    возникает ситуация порочного круга.

    Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

    Инфантильное поведение м

    Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка

    сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра. Такие дети во время урока отключаются от учебного процесса и не заметно для себя начинают играть (катает по парте машинку, расставляет солдатиков, мастерит и запускает самолетики). Подобные инфантильные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины. Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется незрелостью интегративных личностных образований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он не способен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность. Если не оказать инфантильному ребенку своевременную помощь, то может привести к нежелательным социаль-

    ным последствиям. Ребенок с инфантильным поведением нередко попадает под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

    Инфантильный ребенок предрасположен к карикатурным реакциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отношение, что причиняет ребенку душевную боль.

    Конформное поведение

    Конформное поведение, как и некоторые другие нарушения поведения, во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопекающим, стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, навыков творчества (потому что приходится

    действовать по указанию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и все делают за ребенка), приобретают некоторые негативные личностные особенности.

    Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, "заражение". Типичное и естественное стремление младшего школьника "быть как все" в условиях учебной деятельности не является конформным.

    Причин для такого поведения и стремления несколько. Во-первых, дети овладе-

    вают обязательными для учебной деятельности умениями и знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу.

    Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях (особенно незнакомых) ребенок не может самостоятельно выбрать

    поведение и в этом случае ориентируется на поведение других детей.

    Методы коррекции нарушения поведения

    Формирование произвольного поведения, коррекция недостатков в поведении ребенка происходит в совместной целенаправленной деятельности

    взрослых и детей, в ходе которой осуществляются развитие личности ребенка,

    его образование и воспитание (ребенок усваивает не только знания,но и нормы,

    правила поведения, приобретает опыт социально одобряемого поведения).

    Наказание как способ предупреждения и исправления нежелательного поведения, А.С. Макаренко советовал помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему. "Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний наносит вред ребенку, всей работе.

    П.П.Блонский сомневался в эффективности наказаний: "Не есть ли наказание, именно в силу своей культурной примитивности, наоборот, средство задержать дикость ребенка, помешать ему стать культурным? Наказание воспитывает грубого и насильничающего, циничного и лживого ребенка".

    В.А. Сухомлинский резко протестовал против применения наказания в во-

    спитательной практике. "Наказание" может унизить личность ребенка, сделать его податливым случайным воздействиям. Приученный с помощью наказаний к повиновению, ребенок не может оказать в последствии действенного сопротивления злу и невежеству. Постоянное использование наказания формирует пассивность и покорность человека. Человек, испытавший наказание в детстве, в подростковом возрасте не боится ни детской комнаты милиции, ни суда, ни исправительно-трудовой колонии.

    В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя "отменить",

    если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку и неожиданно и для него самого.

    Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия.

    1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания

    Нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

    2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол.

    При наказании взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.

    3. После наказания проступок должен быть "забыт". О нем больше не напоминают точно также, как не вспоминают и о наказании.

    4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, под-

    вергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.

    5. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка.

    6. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.

    7. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

    Рисование, рисуночная терапия, участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлены не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь преодолеть недостатки, научиться управлять своим поведением, своими реакциями. Поэтому интересны не столько рисунок, его содержание и качество исполнения, сколько особенности ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка.

    Гиперактивным детям ставятся следующие задачи: продолжить рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенной детали рисунка и дорисовать ее до конца; мысленно проговорить нарисованное;

    начатое обязательно закончить. С такими детьми полезно рисовать "витражи.

    Взрослый изображает любимый ребенком сюжет, нанося черной гуашью вит-

    ражные перегородки"; ребенок должен "вставить цветные стеклышки". Раскрашивая "витраж", ребенок сам выбирает цвет для каждой области, не выходя при этом за "перегородки". Такая работа собирает, концентрирует вни-мание ребенка, учит его аккуратности.

    В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу преобладает "крово-

    жадная" тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в "мирное русло". Например, ребенку предлагают: "Мы рисуем все, что ты хочешь, но сначала давай закрасим весь лист зеленой краской. Закрашенный определенной краской лист вызовет у ребенка уже другие ассоциации (спокойные, умиротворенные), возможно это позволит изменить его первоначальные намерения. Если ребенок тяготеет к таким сюжетам, как аварии, преступники, можно постепенно перейти от темы аварии к рисованию просто разных марок машин.

    Детям инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным полезны задания на развитие фантазии, на смешивание красок. Им ставятся задачи: освоить пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски (не боясь запачкать стол и руки), развивать сюжет, использовать больше новых тем, фантазировать.

    Примечание: гиперактивным детям не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, т.е. материалы, которые стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание). Более уместно предложить таким детям карандаши, фломастеры - материалы, задающие организованную, структурированную деятельность. Детям эмоционально зажатым, пассивным более полезны материалы, которые требуют в обращении широких, свободных движений где

    включается все тело, а не только кисть и пальцы. Таким детям лучше предлагать краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске.

    Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть кляксу на лист бумаги и сложить лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа, Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа получившаяся клякса.

    В ходе этой игры можно получить следующую информацию.

    1 Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они

    видят в кляксе агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Обсуждение "страшного рисунка" способствует освобождению от негативных переживаний и агрессии в символической форме.

    2. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка, он будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты и др.).

    Обсуждение рисунков может способствовать изменению состояния проблемного ребенка.

    3. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краски.

    4. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).

    5. Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении).

    6. Возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветами и психическим состоянием ребенка.

    Эту игру можно проводить через каждые два занятия, тем самым наблюдая за психическим состоянием ребенка.

    ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБЫ И ОТДЫХА ГИПЕРАКТИВНОГО

    При коррекции гиперактивного поведения ребенка взрослые должны

    придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:

    1. эмоционально поддерживайте ребенка во всех его попытках позитивного поведения, какими бы незначительными эти попытки ни были;

    2. избегайте жестких оценок, упреков, угроз, слов "нет", "нельзя", "прекрати"; разговаривайте с ребенком сдержанно, спокойно, мягко;

    3. в определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить;

    4. поощряйте ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование);

    5. избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;

    6. оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;

    7. не сдерживайте физическую подвижность такого ребенка, но его активность нужно направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-то поручения. Главное - подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее. Здесь уместны

    подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Поскольку для детей с гиперактивным поведением характерны нарушения внимания и самоконтроля, особую значимость приобретают игры, направленные на развитие этих функций;

    8. чередуйте различные виды деятельности ребенка: после активной, подвижной игры используйте релаксационные упражнения или спокойный отдых;

    9. сформулируйте вместе с ребенком правила поведения в школе и дома., напишите их на бумаге и повесьте на видном месте, периодически повторяйте эти правила вместе с ребенком;

    10. если вам не удается справиться с повышенной активностью и возбудимостью школьника, обратитесь к психологу или врачу - невропатологу.

    Ли тература

    1. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном

    Образовании. -М.: АСАДЕМА, 2001.

    2. Кошелева А.Д.,Алексеева Л.Д. Диагностика и коррекция

    Гиперактивности ребенка. - М., 1997.

    3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей.-

    М., 1986

    Для учителей и родителей.

    1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

    2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

    3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

    4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

    5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик

    не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.

    6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

    7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого

    "эмоционального " полушария. Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

    8. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы "врожденной " грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

    9. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

    10. Помните: нормой для ребенка является - не знать что-либо, не уметь, ошибаться.

    11. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.

    12. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по - разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

    13. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

    14. Сделайте своей главной заповедью - "не навреди".


    К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными или вызывающими поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм. Типичными признаками патологии могут быть чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость к другим людям или животным, преднамеренная порча имущества, поджоги, воровство, обман, прогулы занятий и уходы из дома, частые и тяжелые вспышки гнева, вызывающие провокационные поступки, систематическое непослушание. Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для постановки диагноза, чего нельзя сказать об изолированных актах.

    Причины нарушений поведения у детей

    Основными причинами нарушений поведения у детей являются:

    1. Борьба за место под солнцем. Таким способом ребенок пытается завоевать тепло и внимание родителей. На практике же непослушание чада чаще всего провоцирует раздражение и скандалы, что еще больше усугубляет ситуацию;
    2. Попытка самоутвердиться. Необходимость в признании собственной личности возникает у детей на фоне чрезмерного давления и опеки со стороны взрослых. Строптивое поведение и упрямство в данном случае приходят на помощь в поиске возможности жить по собственным правилам;
    3. Жажда мести. Нередко дети начинают делать все вопреки требованиям старших в попытках восстановить справедливость. Вместо того чтобы обижаться на малыша, задумайтесь, что заставило его так поступить с вами. Возможно, вы обидели его или постоянно относитесь к нему предвзято;
    4. Утрата веры в личный успех. Сомнения в собственных силах тоже могут спровоцировать у ребенка плохое поведение. Не стоит возлагать на чадо слишком высокие ожидания и предъявлять претензии – сейчас важно организовать совместную деятельность, ведь самостоятельно выбраться из тупиковой ситуации ему не под силу. Постарайтесь не допускать критики в адрес малыша и поощряйте его даже за самые пустяковые достижения.

    Виды нарушений поведения у детей

    • Гиперактивное поведение (синдром дефицита внимания)

    Такие ребятишки испытывают повышенную потребность в постоянном движении. Блокировка активности жесткими правилами поведения приводит к нарастанию мышечного напряжения и резкому ухудшению внимания, вследствие чего возникает сильное утомление и падает работоспособность. За этими реакциями всегда следует эмоциональная разрядка, проявляющаяся неконтролируемым двигательным беспокойством и выраженной расторможенностью.

    • Демонстративное поведение

    Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

    • Протестное поведение

    Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

    Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

    Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

    Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

    • Агрессивное поведение

    Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

    • Инфантильное поведение

    В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

    • Конформное поведение

    Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям и требованиям окружающих. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, легкое заражение идеей, высокая внушаемость.

    • Симптоматическое поведение

    В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота в ответ на неприятную, болезненную обстановку внутри семьи.

    Коррекция нарушений поведения у детей

    Важным аспектом коррекции нарушений поведения у детей является введение новых видов деятельности, а именно:

    1. Арттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение. Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия;
    2. Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы;
    3. Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях;
    4. Игра. В процессе игры дети исследуют системы социальных отношений, правил и норм поведения – в смоделированных условиях они представлены в близкой наглядно-действительной форме. Такая деятельность позволяет ребенку приобрести опыт партнерских отношений, сотрудничества и кооперации, способствует развитию произвольной регуляции поведения, основанной на подчинении определенному своду правил.

    Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

    В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

    А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.

    Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

    Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

    Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

    К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

    Типичными признаками патологии могут быть:

    – «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

    – чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

    – жестокость к другим людям или животным,

    – преднамеренная порча имущества,

    – поджоги,

    – воровство,

    – уходы из дома,

    – частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

    – вызывающие провокационные поступки;

    – систематическое непослушание.

    Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

    Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

    • Гиперактивное поведение
    • Демонстративное поведение

    Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

    • Дефицит внимания
    • Протестное поведение

    Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

    Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

    Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

    Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

    • Агрессивное поведение

    Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

    • Инфантильное поведение

    В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

    • Конформное поведение

    Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

    • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

    В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

    Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

    Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать , или же, они могут быть минимизированы.

    Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

    Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

    В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

    При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

    Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

    Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

    Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

    Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

    Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.

    Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:

    Этот метод позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности поведения, развития или общения!!! Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм - улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

    В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата, а также для того, чтобы была возможность проводить нейропсихологическую коррекцию даже в самых тяжелых случаях. Образовательные и коррекционные симуляторы мотивируют к работе даже самых маленьких, детей с гиперактивностью, агрессией, тиками, «полевым» поведением, синдромом Аспергера и тд.

    Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия со сложными детьми.

    Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется огромное количество образовательного оборудования.

    Форма проведения занятий индивидуальная.

    В результате составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции.

    1. . Мозжечок - один из отделов головного мозга - отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития и поведения эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка теперь можно тренировать.

    Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:

    • Поведение;
    • Взаимодействие и социальные навыки;
    • все виды памяти
    • координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела

    Проявление поведенческих нарушений нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.

    Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

    Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.

    3. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации.

    СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

    СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
    Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
    Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
    Мозг организует и обрабатывает ее
    Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

    Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
    Социального взаимодействия
    П
    оведенческих навыков
    Развития моторных навыков
    Умения концентрироваться,

    Это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

    Эти занятия полезны всем детям, так как сенсомоторная интеграция – это обязательный этап психического развития каждого ребенка.

    Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

    Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).

    4. интегрированная в программу сенсорной интеграции обеспечивает развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. У многих детей, имеющих поведенческие проблемы, учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).

    Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много сил времени и энергии на контроль положения тела и регуляцию простых движений.

    Взаимодействие с ритмичной музыкой стимулирует развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и движения во времени. Все эти способности развиваются благодаря тому, что в процессе коррекции обеспечивается стимуляция, улучшающая качество функционирования головного мозга и качество его связей с телом.

    5. назначается детям с различными нарушениями развития: поведенческими, задержками речи и общего развития, ДЦП, ЗПР, гиперактивность, нарушения внимания, нарушение развития школьных навыков.

    Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности.
    У всех детей, имеющих нарушения в развитии есть трудности в этой области. Программа Timocco обеспечивает визуальную обратную связь, на основе которой ребенок быстрее учится управлять своим телом, выполняя все более сложные последовательности движений.

    6. Высокотехнологичная развивающая методика, созданная компанией для преодоления нарушений речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, с развитием чувства ритма и времени.

    Занятия с интерактивным метрономом назначаются детям с проблемами поведения и развития, СДВГ, нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм), задержкой психического развития, ДЦП, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга, заиканием, тиками, синдромом навязчивых состояний, нарушением координации движений.

    Детям часто очень трудно концентрироваться, запоминать и выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей, выполнять всё до конца, не отвлекаться и не «перескакивать». Такие проблемы связаны с чувством времени и чувством ритма. Это основа для овладения любыми учебными навыками, в том числе чтением, письмом и счетом, решением задач.

    Интерактивный метроном стимулирует мозговую активность, которая необходима для обработки сенсорной информации, поступающей извне. Это способствует развитию способности планировать свою деятельность, стабилизирует поведенческие реакции.

    7. . Для нас это не просто яркий спецэффект и весёлая игра, в первую очередь это важный инструмент в руках специалиста, который помогает реализовывать важные цели и задачи при обучении и коррекции:

    1. развитие мелкой моторики и устранение непроизвольных движений (гиперкинезов);
    2. улучшение рисунка ходьбы;
    3. развитие и закрепление правильной осанки;
    4. улучшение общей подвижности;
    5. развитие ощущения собственного тела в пространстве;
    6. обучение способности слушать и концентрировать внимание;
    7. развитие мотивации;
    8. открытие способности к импровизации и творческой активности;
    9. развитие навыков общения;
    10. развитие настойчивости в достижении цели

    8. - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

    Специалист в игровой форме решает поведенческие и эмоциональные проблемы ребёнка:

    – агрессию;

    – замкнутость;

    – тревожность;

    Школьную дезаптацию, отсутствие мотивации к обучению;

    Кризис трёх лет;

    Подростковый кризис;

    Трудности в общении с родителями и учителями;

    Попытки суицида;

    Воровство;

    Стрессовые ситуации (смерть родителей, развод, смена школы, сада);

    Конфликты между детьми в семье;

    Ревность к другим детям в семье и другим членам семьи;

    В своей работе психолог применяет различные подходы и методы:

    Элементы сказкотерапии;

    Элементы песко и глинотерапии;

    Элементы акваанимации;

    Элементы психодрамы;

    Элементы арт-терапии;
    9. Психолого-коммуникативные занятия.

    Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками. В нашу программу развития коммуникативных навыков мы включаем - умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.