• История наука создание научной картины мира таблица. Презентация на тему наука создание научной картины мира. Проверка домашнего задания

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Нижнеикорецкая СОШ»

    Лискинского района Воронежской области

    Интегрированные предметы: история, биология, физика.

    Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

    Форма проведения: научная конференция.

    Целевая аудитория: 8 класс (с приглашением 7 и 9 классов).

    Продолжительность 2 учебных часа.

    Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;

    познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;

    определить значимость научных открытий 19 века для современности.

    Задачи:

    1. научить учеников работать с литературой и интернет- ресурсами, составлять и представлять электронные презентации;
    2. развивать умение выступать перед аудиторией;
    3. научить делать обобщения и формулировать выводы.

    Оборудование:

    Мультимедиа проектор, компьютер, оборудование для демонстрации явления электромагнитной индукции (магниты, амперметр, медная проволока). Выставка предметов, изобретённых в 19 веке (пишущая машинка, швейная машинка, спички, фотография, телефон, микрофон, резина, алюминий, целлулоид). Портреты учёных (Фарадея, Максвелла, Пастера, Мечникова, Коха, Дарвина,Рентгена, Кюри, Нобеля).

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Представления групп учащихся, которые были заранее сформированы и получили опережающие задания - сделать электронные презентации об учёных и их открытиях. Учащиеся размещены по группам «биологи», «физики» и «эксперты».
    1. Введение. Слово учителя истории:

    19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.

    Выбегают три мальчика с газетами и по очереди выкрикивают новости.

    1800 г.- Вольта создал батарейки. Начинается век изобретений и открытий.

    1816 г.- английские почтальоны пересели на велосипеды: быстро и удобно.

    1827 г.- изобрели фотографию: теперь можно увековечить события и людей.

    1829 г.- Брайль изобрёл алфавит и дал возможность слепым людям читать и писать.

    1832 г.- открыли газ ацетилен и его свойство сваривать металл. Появилась возможность использовать металлические конструкции в строительстве мостов, домов, башен.

    1852 г.- изобрели лифт для подъёма в высотных зданиях.

    1854 г.- родился новый металл – алюминий. Пока его используют как украшения, но в следующем веке из него будут делать самолёты.

    1855 г.- спички – огонь в маленькой коробочке. Теперь безопаснее и удобнее.

    1861 г.- изобрели целлулоид. Детские игрушки стали легче и практичнее.

    1866 г. – человечество переходит на искусственную еду. Маргарин заменяет масло.

    1867г. – Шоулс отдаёт патент Релингтону на пишущую машинку.

    1866 г.- Зингер изобрёл швейную машинку, а запатентовал только иголку с отверстием в острие.

    1866 г.- Альфред Нобель создал динамит – добро и зло в «одном флаконе».

    Учитель истории:

    Ежегодно, с 1901 года, вручают премии имени Нобеля за открытия в науке и укрепление мира. Среди представителей науки 19 века тоже есть лауреаты Нобелевской премии, но всё по порядку.

    1. Выступление группы физиков под руководством учителя физики. Ученики представляют свои презентации.

    Краткое содержание презентаций.

    1. В 1831 г. Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции. Он заметил, что если медная проволока попадает в магнитное поле, в ней возникает электрический ток.

    Демонстрируется опыт.

    Это открытие подарило жизнь всем генераторам, динамо-машинам и электродвигателям. «Повелителем молний» назвали Фарадея современники.

    Он стал членом королевского общества и многих академий мира.

    1. Сенсацией стало открытие английского физика Максвелла. В 60-х годах он разработал электромагнитную теорию света. Согласно теории, в природе существуют невидимые электромагнитные волны, передающие электричество в пространстве. Так родилось представление о немеханическом движении. Свет у Максвелла выступает как разновидность электромагнитных колебаний. Через 10 лет немецкий инженер Генрих Герц подтвердил существование электромагнитных волн и получил их в лабораторных условиях и доказал, что никакие предметы не могут помешать их распространению. На основе этих открытий Попов и Маркони создали беспроволочный телеграф.
    2. В 1874 г. Голландский физик Лоренц, продолжая разрабатывать электромагнитную теорию Максвелла, попытался объяснить её с точки зрения атомного строения вещества. Англичанин Стоней в 1891 году ввёл для обозначения атома электричества термин «электрон». Позже выяснилось, что электрон – это составная часть атома. Так было положено начало атомной физике.
    3. В 1895 г. Немецкий физик Рентген открыл невидимые лучи, которые он назвал икс – лучи. Невидимые лучи проникали через преграду и отражали изображение на фотопленке. Это изобретение широко используется в медицине. Рентген первый из физиков получил Нобелевскую премию.
    4. Мария Склодовская – Кюри вместе с мужем Пьером Кюри исследовали явление радиоактивности и получили новые радиоактивные элементы кроме урана, ещё радий и полоний. В честь этих самоотверженных учёных назван элемент кюрий. Мария Кюри была первой из женщин доктор наук, преподаватель в Сорбонне, член Французской Академии медицины. Она дважды получила Нобелевскую премию.
    1. Ведущий передаёт слово «биологам». Под руководством учителя биологии ученики делают свои презентации.

    Краткое содержание:

    1. Переворот в естествознании произвела книга великого английского ученого Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Пять лет в кругосветном путешествии Дарвин собирал, изучал, систематизировал ботанический и зоологический материал и пришёл к сенсационному выводу о том, что не Бог создал всё живое, а природа постепенно формировалась в процессе развития. Он вводит термин «эволюция» и доказывает, что человек – продукт эволюции обезьяноподобных существ.
    2. Французский учёный Луи Пастер изучал процесс брожения. Он открыл микробы, которые вызывают порчу продуктов и скисание молока. Он открыл и способ борьбы с ними. Пастеризация и стерилизация основательно входят в медицину и промышленность, а также на кухню к хозяйкам. Пастер вводит понятие «иммунитет» и доказал, что ослабленные микробы в вакцинах способствуют сопротивляемости организма и предупреждают заболевания.
    3. Теорию Пастера поддержал Дженнер. Он заметил, что доярки не болеют оспой, которая уносила жизни миллионов людей. Дженнер доказал, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и у них вырабатывается иммунитет на болезнь. Он создал вакцину, спасающую жизнь людей. «Вакка» - в переводе «корова». В 1882 году Роберт Кох открыл бациллу туберкулёза и разработал вакцину против чахотки. Лауреатом Нобелевской премии стал русский учёный Илья Мечников, создавший учение о защите организмов от микробов. Появилась новая наука – микробиология. Изобрели вакцину против тифа и бешенства.
    4. В 19 веке были изобретены лекарства - аспирин и сульфамидные препараты. Использование нового прибора – стетоскопа – позволило прослушивать лёгкие и выявлять хрипы. В 1831 году был открыт газ хлороформ, который применяется для наркоза. Промышленность стала выпускать мыло, что также снизило инфекционную опасность.

    Ведущий учитель:

    В руке у меня ещё одно изобретение 19 века – ученическая ручка. Это изобретение стало символом перемены в образовании. Развитие науки и техники требовало изменений в образовании. В конце века в Англии и Франции вводится всеобщее обязательное начальное образование. Школа освобождается от покровительства церкви. Американский философ Джон Дьюи сказал: «Образование – это уже жизнь, а не подготовка к ней». Дьюи создал школу-лабораторию при Чикагском университете, где во главу угла ставился труд. Вместо пересказа и заучивания, дети мастерили поделки, разговаривали, обсуждали разные темы и спорили. Росло новое поколение, способное развивать научные идеи своих предшественников.

    1. Ведущий учитель предоставляет слово группе «экспертов». Эксперты озвучивают выводы о тенденциях развития научной мысли в XIX веке и значимости их для человечества.

    Примерное содержание выводов:

    1. Главная особенность естественнонаучных открытий второй половины 19 века заключалась в том, что в корне менялись представления о строении материи, пространстве, движении, о развитии живой природы, причинах болезней и происхождении жизни на земле.
    2. Наука опровергла прежние знания и дала ключ к открытию невидимых тайн природы. Формировалась новая картина мира, т.к. наука вплотную подошла к строению атома.
    3. Развитие науки привело к успехам в медицине, что очень важно для всего человечества.
    4. Благодаря науке изменилась жизнь повседневная жизнь общества.
    5. Возникли новые направления в науке: микробиология, ядерная физика – неограниченное поле для новых исследований и открытий.

    19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался.

    Ведущий учитель:

    Спасибо экспертам, а теперь предлагаем нашей аудитории поучаствовать в небольшой викторине.

    Вопросы:

    1 .Кто открыл всепроникающие икс-лучи? (Рентген)

    2. Кто дал объяснение происхождения жизни на земле отличное от церковного учения? (Дарвин)

    3. Кто открыл явление радиоактивности? (Кюри)

    4. Чьи открытия заставили врачей стерилизовать медицинские инструменты? (Пастер)

    5. Кто изучал волновую теорию света? (Максвелл)

    6. Кто открыл возбудителя и научил лечить туберкулёз? (Кох)

    7. Кто учредил премию учёным за выдающиеся достижения в науке? (Нобель).

    Ведущий учитель:

    Спасибо всем за работу. Успехов в учёбе!

    Список литературы и интернет-ресурсов:

    1. Физика. Энциклопедия для детей. Том 16.- М.: Аванта, 2003.
    2. Хрестоматия по физике/ под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1987.
    3. Википедия. Категория: Физики XIX века.

    НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

    Цель:

    Определить тенденции развития научной мысли в Европе XΙX века;

    Рассмотреть достижения науки XΙX века.

    Словарь:

    МИКРОБИОЛОГИЯ - наука, изучающая микроорганизмы, их систематику, морфологию, физиологию, биохимию, генетику, распространение и роль в круговороте веществ в природе, микроорганизмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Создатель микробиологии - Л. Пастер.

    Ход урока

    Проверка домашнего задания

    Нескольким учащимся раздаются карточки-задания по пройденным темам;

    Двум-трем ученикам раздаются варианты теста по пройденной теме.

    Остальные ученики работают по форме фронтального опроса.

    Объяснение материала можно провести в виде самостоятельной работы класса с учебником. По ходу такой работы ребята составляют в тетради таблицу. В конце урока все вместе делаем вывод по уроку

    Научная область

    Год открытия

    Фамилия ученого

    Майкл Фарадей

    Явление электромагнитной индукции – создание электродвигателя

    Джеймс Майкл Максвелл

    Электромагнитная теория света – передача электричества в пространстве

    Генрих Герц

    Подтвердил существование электромагнитных волн и установил что скорость их распространения = 300тыс.км./с.

    А.С. Попов

    Беспроволочный телеграф

    Хенрик Лоренц

    Продолжил разрабатывать теорию электромагнетизма

    Джон Стоней

    Ввел термин «электрон» для обозначения атома.

    Вильгельм Конрад Рентген

    Открытие невидимых Х-лучей – создание рентгеновского аппарата – нобелевская премия

    Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри

    Создали учение о сложном строении атома – нобелевская премия.

    Биология

    Чарльз Дарвин

    Обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

    Луи Пастер

    Открытие новой науки – микробиологии, создана прививка от бешенства. Заложил основы учения об иммунитете.

    Открыл вакцину от оспы

    Рене Лаэннек

    Сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп

    Роберт Кох

    Открыл возбудителя туберкулеза – бациллу Коха

    Илья Ильич Мечников

    Основоположник эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии.

    Открытия, сведенные в таблицу, имели огромное значение для развития индустриального общества.

    Домашнее задание

    Смотреть похожие

    Код для вставки

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Телеграм

    Рецензии

    Добавить свою рецензию


    Слайд 2

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 2 Какие изменения произошли в развитии науки Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний; Сегодня вы узнаете:

    Слайд 3

    Работаем по плану:

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 3 « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования.

    Слайд 4

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 4 Работаем с таблицей

    Слайд 5

    Причины быстрого развития наук

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 5 различные науки? Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39.

    Слайд 6

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 6 Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени

    Слайд 7

    « Повелитель молний»

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 7 Майкл Фарадей

    Слайд 8

    « Сенсации продолжаются»

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 8 Джеймс Карл Максвелл

    Слайд 9

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 9 Максвелл с цветовым волчком в руке

    Слайд 10

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 10 Генрих Рудольф Герц

    Слайд 11

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 11 Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.

    Слайд 12

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 12 Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества Хендрик Антон Лоренц

    Слайд 13

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 13 Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня

    Слайд 14

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 14 В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.

    Слайд 15

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 15 Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. Рентгеновские снимки

    Слайд 16

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 16 Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности

    Слайд 17

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 17 В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Пьер и Мария Кюри В лаборатории

    Слайд 18

    « Революция в естествознании»

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 18 Чарлз Дарвин

    Слайд 19

    « Революция в медицине»

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 19 Луи Пастер

    Слайд 20

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 20 Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой.

    Слайд 21

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 21 Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. Эдуард Дженнер

    Слайд 22

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 22 Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача Первые стетоскопы

    Слайд 23

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 23 Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. Генрих Герман Роберт Кох

    Слайд 24

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 24 Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

    Слайд 25

    « Развитие образования»

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 25 Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?»

    Слайд 26

    Подведём итог урока

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 26 Соотнесите учёного и его изобретение

    Слайд 27

    Домашнее задание:

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 27

    Слайд 28

    28.04.2016 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ 28 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%F0%E0%E4%E5%E9,_%CC%E0%E9%EA%EB http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%9A%D0%BE%D1%85 * http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E5%F2%EE%F1%EA%EE%EF *http://nova.rambler.ru/search?query=%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8+%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C Антоненкова Анжелика Викторовна Тверской области

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    �PAGE � �PAGE �12�

    Учитель истории МОУ Будинской ООШ

    Тверской области

    Цели: - (сл.2)

    Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени;

    Оборудование

    Ход урока.

    1. Орг. начало урока.

    1) тестирование

    А) появление паровозов;

    А) Париже

    Б) Лондоне

    В) Берлине

    А)Эдисона

    Б) С. Родса

    В) К. Бенца

    А) электромобилей

    Б) фонарных столбов

    А) Л. Даггер

    Б) Зингер

    В) р. Хилл

    А) Л. Даггер

    Б) Л. Шоулс

    В) Зингер

    А) фонари

    Б) керосиновые лампы

    В) светильники

    А) модерн

    Б) классицизм

    Критерии оценки:

    Менее 5 – «2»

    От 5 до 7 – «3»

    От 8 до 10 – «4»

    Ключ к ответам:

    (сл. 3) План урока:

    Причины быстрого развития наук.

    « Повелитель молний».

    Сенсации продолжаются.

    Революция в естествознании.

    Новая наука – микробиология.

    Успехи медицины.

    Развитие образования.

    1) работа по учебнику:

    (сл. 5) Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться

    различные науки?

    (сл. 6)

    (сл. 7) В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.

    (сл. 8) В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.

    Джеймс Клерк Ма́ксвелл

    (сл. 9) Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний.

    (сл. 10) В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению

    Ге́нрих Ру́дольф Герц - немецкий физик.

    (сл. 11)

    - (сл. 12)

    Хендрик Антон Лоренц

    (сл.13) Т.о.,

    Открытие лучей

    (сл. 16)

    (сл. 17

    (сл. 18) Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»

    Чарльз Ро́берт Да́рвин

    (сл. 19) В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию

    Луи́ Пасте́р пастеризации .

    (сл. 20)

    Интересные факты

    (сл. 21)

    (сл. 23)

    (сл. 24) Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).

    (сл. 25)

    5. Подведение итога урока:

    (сл. 26) Задание на карточках

    6. Домашнее задание (сл. 27)

    Параграф 5, вопросы, записи в тетради.

    �PAGE � �PAGE �12�

    Урок по Новой истории в 8 классе по теме: « Наука: создание научной картины мира»

    Учитель истории МОУ Будинской ООШ

    Тверской области

    Цели: - (сл.2)

    Выяснить, какие изменения произошли в развитии науки; какие причины способствовали развитию науки и научных знаний;

    Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени;

    Развивать умение находить нужную информацию из различных источников, умение составлять табличные записи.

    Оборудование : презентация, компьютер, карточки для опроса.

    Ход урока.

    1. Орг. начало урока.

    2. Проверка домашнего задания.

    1) тестирование

    1. Развитию железнодорожного транспорта в городах способствовало:

    А) появление паровозов;

    Б) превращение городов в промышленные центры

    В) огромное желание облегчить жизнь горожанам

    2. Первый общественный транспорт – омнибус появился впервые в:

    А) Париже

    Б) Лондоне

    В) Берлине

    3. Появление трамваев с электрической тягой связано с именем:

    А)Эдисона

    Б) С. Родса

    В) К. Бенца

    4. В каком году в Лондоне был открыт первый метрополитен?

    5. Неотъемлемой частью уличного пейзажа конца XIX – начала XX века стало (а) появление

    А) электромобилей

    Б) фонарных столбов

    В) мальчишек, продающих газеты

    6. Машину, предназначенную для шитья одежды изобрёл:

    А) Л. Даггер

    Б) Зингер

    В) р. Хилл

    7. Основателем первого способа фотографирования является:

    А) Л. Даггер

    Б) Л. Шоулс

    В) Зингер

    8. НА смену свечам и масляным лампам в 50-е годы пришли:

    А) фонари

    Б) керосиновые лампы

    В) светильники

    9. В каком году Л. Шоулс получил патент на изобретение пишущей машинки?

    10. В наполеоновскую эпоху господствовал стиль:

    А) модерн

    Б) классицизм

    11. Отличительной особенностью начала 20 века в одежде было то, что:

    А) юбки у женщин сужаются, а мужчины носят костюмы – тройки;

    Б) расширяются юбки у женщин, мужчины носят фраки

    В) женщины носят декольте, а мужчины смокинги и фраки

    Критерии оценки:

    Менее 5 – «2»

    От 5 до 7 – «3»

    От 8 до 10 – «4»

    Ключ к ответам:

    1-б, 2- а, 3-а,4-в,5-в,6-б, 7-а, 8-б, 9-а,10 –в,11 –а

    3. Сообщение темы и целей урока.

    (сл. 3) План урока:

    Причины быстрого развития наук.

    « Повелитель молний».

    Сенсации продолжаются.

    Революция в естествознании.

    Новая наука – микробиология.

    Успехи медицины.

    Развитие образования.

    (сл. 4) - начертить таблицу, которую нужно заполнить в течение урока.

    4. Изучение нового материала:

    1) работа по учебнику:

    (сл. 5) Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться

    различные науки?

    Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39.

    (сл. 6)

    Причины развития науки в Новое время:

    1. Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве

    2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени.

    (сл. 7) В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.

    Давайте узнаем о нём побольше.

    Майкл родился 22 сентября 1791 года в Ньюнгтон -Баттсе (ныне Большой Лондон). Его отец был небогатым кузнецом из лондонского предместья. Кузнецом был и старший брат Роберт, всячески поощрявший тягу Майкла к знаниям и на первых порах поддерживавший его материально. Мать Фарадея, трудолюбивая и необразованная женщина, дожила до времени, когда её сын добился успехов и признания, и по праву гордилась им. Скромные доходы семьи не позволили Майклу окончить даже среднюю школу, с тринадцати лет он начал работать как поставщик книг и газет, а затем в возрасте 14 лет пошёл работать в книжную лавку, где обучался и переплётному ремеслу. Семь лет работы в мастерской на улице Блэндфорд стали для юноши и годами напряженного самообразования. Всё это время Фарадей упорно занимался - он с упоением читал все переплетаемые им научные труды по физике и химии, а также статьи из «Британской энциклопедии», повторял в устроенной им домашней лаборатории эксперименты, описанные в книгах, на самодельных электростатических приборах. Важным этапом в жизни Фарадея стали занятия в Городском философском обществе, где Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии и участвовал в диспутах. Деньги (по шиллингу на оплату каждой лекции) он получал от брата. На лекциях у Фарадея появились новые знакомые, которым он писал много писем, чтобы выработать ясный и лаконичный стиль изложения; он также старался овладеть приёмами ораторского искусства.

    Постепенно его экспериментальные исследования всё более переключались в область физики. После открытия в 1820 Х.Эрстедом магнитного действия электрического тока Фарадея увлекла проблема связи между электричеством и магнетизмом В 1822 в его лабораторном дневнике появилась запись: «Превратить магнетизм в электричество». Рассуждения Фарадея были следующими: если в опыте Эрстеда электрический ток обладает магнитной силой, а, по убеждению Фарадея, все силы взаимопревращаемы, то и магниты должны возбуждать электрический ток. В том же году им была предпринята попытка найти поляризующее действие тока на свет. Пропуская поляризованный свет через воду, находящуюся между полюсами магнита, он пытался обнаружить деполяризацию света, однако опыт дал отрицательный результат.

    В 1823 году Фарадей становится членом Лондонского королевского общества и назначается директором физической и химической лабораторий Королевского института, где и проводит свои эксперименты.

    (сл. 8) В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.

    Джеймс Клерк Ма́ксвелл ) - британский физик и математик. Шотландец по происхождению. Член Лондонского королевского общества (1861). Максвелл заложил основы современной классической электродинамики (уравнения Максвелла), ввёл в физику понятия тока смещения иэлектромагнитного поля, получил ряд следствий из своей теории (предсказание электромагнитных волн, электромагнитная природа света, давление света и другие). Один из основателей кинетической теории газов (установил распределение молекул газа по скоростям). Одним из первых ввёл в физику статистические представления, показал статистическую природу второго начала термодинамики(«демон Максвелла»), получил ряд важных результатов в молекулярной физике и термодинамике(термодинамические соотношения Максвелла, правило Максвелла для фазового перехода жидкость - газ и другие). Пионер количественной теории цветов; автор принципа цветной фотографии. Среди других работ Максвелла - исследования по устойчивости колец Сатурна, теории упругости и механике (фотоупругость, теорема Максвелла), оптике, математике. Он подготовил к публикации рукописи работ Генри Кавендиша, много внимания уделял популяризации науки, сконструировал ряд научных приборов.

    (сл. 9) Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний.

    (сл. 10) В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению

    Ге́нрих Ру́дольф Герц - немецкий физик.

    Окончил Берлинский университет, С 1885 по 1889 гг. был профессором физики Университета в Карлсруэ. С 1889 года - профессор физики университета в Бонне.

    Основное достижение - экспериментальное подтверждение электромагнитной теории света Джеймса Максвелла. Герц доказал существование электромагнитных волн. Он подробно исследовал отражение, интерференцию, дифракцию и поляризацию электромагнитных волн, доказал, что скорость их распространения совпадает со скоростью распространения света, и что свет представляет собой не что иное, как разновидность электромагнитных волн. Он построил электродинамику движущихся тел, исходя из гипотезы о том, что эфир увлекается движущимися телами. Однако его теория электродинамики не подтвердилась опытами и позднее уступила место электронной теории Хендрика Лоренца. Результаты, полученные Герцем, легли в основу развития радио.

    В 1886-87 гг. Герц впервые наблюдал и дал описание внешнего фотоэффекта. Герц разрабатывал теорию резонансного контура, изучал свойства катодных лучей, исследовал влияние ультрафиолетовых лучей на электрический разряд. В ряде работ по механике дал теорию удара упругих шаров, рассчитал время соударения и т. д. В книге «Принципы механики» (1894) дал вывод общих теорем механики и её математического аппарата, исходя из единого принципа (принцип Герца).

    Именем Герца с 1933 года называется единица измерения частоты Герц, которая входит в международную метрическую систему единиц СИ.

    (сл. 11) Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. Именно наоснове этих открытий создали беспроволочный телеграф Маркони и Попов. В 1897 году А.С. Попов передал первую телеграмму, состоящую из двух слов: « Генрих Герц»

    - (сл. 12) Тем не менее открытия продолжались. Ещё в 1878 году голландский физик Хендрик Антон Лоренц попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества

    Хендрик Антон Лоренц

    Лоренц изучал физику и математику в Лейденском университете. Большое влияние на него, как на будущего физика, оказал преподаватель астрономии профессор Фредерик Кайзер. В университете Лейдена с 1878 года он затем работал профессором математической физики. В 1880 вместе со своим практически однофамильцем Людвигом Лоренцем вывел формулу Лоренц - Лоренца. Он развил электромагнитную теорию света и электронную теорию материи, а также сформулировал самосогласованную теорию электричества, магнетизма и света. С именем этого учёного связана известная из школьного курса физики сила Лоренца (понятие о которой он развил в 1895 году) - сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. В электродинамике широко применяется метод вычисления локального поля, впервые предложенный Лоренцем, и известный под названием «Сфера Лоренца».

    Развил теорию о преобразованиях состояния движущегося тела,описывающее уменьшение длины объекта при поступательном движении. Полученные в рамках этой теории преобразования Лоренца являются важнейшим вкладом в развитие теории относительности.

    За объяснение феномена, известного как эффект Зеемана, был удостоен в 1902 году совместно с другим нидерландским физиком Питером Зееманом Нобелевской премии по физике

    (сл.13) Т.о., Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня

    (сл. 14) В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.

    Открытие лучей

    Несмотря на то, что Вильгельм Рентген был трудолюбивым человеком и будучи руководителем физического института Вюрцбургского университета, имел обыкновение допоздна засиживаться в лаборатории, главное открытие в своей жизни - икс-излучение - он совершил, когда ему было уже 50 лет. 8 ноября 1895 года, Эксперименты Рентгена показали, основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название - рентгеновское. Как оказалось, икс-излучение способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется. Рентгеновское излучение ионизирует окружающий воздух и засвечивает фото-пластины. ((сл. 15) Также Рентгеном были сделаны первые снимки с помощью рентгеновского излучения.

    Открытие немецкого учёного очень сильно повлияло на развитие науки. Эксперименты и исследования с использованием рентгеновских лучей помогли получить новые сведения о строении вещества, которые вместе с другими открытиями того времени заставили пересмотреть целый ряд положений классической физики. Через короткий промежуток времени рентгеновские трубки нашли применение в медицине и различных областях техники.

    К Рентгену не раз обращались представители промышленных фирм с предложениями о выгодной покупке прав на использование изобретения. Но Вильгельм отказался запатентовать открытие, так как не считал свои исследования источником дохода.

    К 1919 году рентгеновские трубки получили широкое распространение и применялись во многих странах. Благодаря им появились новые направления науки и техники - рентгенология, рентгенодиагностика, рентгенометрия, рентгеноструктурный анализ и др.

    (сл. 16) - Целая группа учёных – Анри Беккерель, Пьери Мария Склодовская – Кюри, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор – изучала радиоактивности и создали учение о сложном строении атома.

    (сл. 17 ) В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».

    (сл. 18) Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»

    Чарльз Ро́берт Да́рвин - английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).

    (стр. 42 – 43 – учебник высказывание Дарвина)

    (сл. 19) В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию

    Луи́ Пасте́р - французский микробиолог и химик, член Французской академии (1881). Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезнейчеловека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Его работы в области строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии. Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого (см. Зарождение жизни на Земле). Его имя широко известно в ненаучных кругах благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации .

    Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. К 1861 году Пастер показал, что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных.

    Луи Пастер доказал, что брожение есть процесс, тесно связанный с жизнедеятельностью дрожжевых грибков, которые питаются и размножаются за счет бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс. Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей чистый сахар, различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался, увеличиваясь в весе; аммиачная соль тратилась. Пастер показал, что и для молочного брожения также необходимо присутствие особого «организованного фермента» (как в то время называли живые клетки микробов), который размножается в бродящей жидкости, также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в новых порциях жидкости.

    В это же время Луи Пастер сделал ещё одно важное открытие. Он нашёл, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для некоторых из них кислород не только не нужен, но и ядовит. Такие организмы называются строгими анаэробами. Их представители - микробы, вызывающие маслянокислое брожение. В то же время организмы, способные как к брожению, так и к дыханию, в присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас показано, что из одного и того же количества органического субстрата аэробные организмы способны извлечь почти в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

    (сл. 20)

    Изучение инфекционных заболеваний

    В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при температуре 50-60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризации, нашел широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

    В 1865 году Пастер был приглашен своим бывшим учителем на юг Франции чтобы найти причину болезни шелковичных червей. После публикации в 1876 году работы Роберта Коха «Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, родильной горячки, холеры,бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы (1881), бешенства (совместно с Эмилем Ру 1885), привлекая специалистов других медицинских специальностей (например, хирурга О. Ланнелонга).

    Первая прививка против бешенства была сделана 6 июля 1885 года 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у мальчика не появились.

    Интересные факты

    Пастер всю жизнь занимался биоло​гией и лечил людей, не получив ни медицинско​го, ни биологического образования.

    Также Пастер в детстве занимался живописью. Когда Ж.- Л. Жером увидел спустя годы его работы, он сказал, как хорошо, что Луи выбрал науку, так как он был бы нам большой конкурент.

    В 1868 году (в возрасте 46 лет) у Пастера произошло кровоизлияние в мозг. Он остался инвалидом: левая рука бездействовала, левая нога волочилась по земле. Он едва не погиб, но, в конце концов, поправился. Более того, он совершил после этого самые значительные открытия: создал вакцину против сибирской язвы и прививки против бешенства. Когда учёный умер, оказалось, что огромная часть мозга была у него разрушена. Скончался Пастер от уремии.

    По словам И. И. Мечникова, Пастер был страстный патриот и ненавистник немцев. Когда ему приносили с почты немецкую книгу или брошюру, он брал её двумя пальцами и отбрасывал с чувством великого отвращения.

    Позднее его именем был назван род бактерий - пастеры, вызывающих септические заболевания, к открытию которых он, по-видимому, не имел отношения.

    Пастер был награждён орденами почти всех стран мира. Всего у него было около 200 наград.

    (сл. 21) В конце 18 века английский врач заметил, что доярки не болеют оспой, которая в то время уносили жизни тысяч людей. Дженнер совершенно правильно объяснил это тем, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и это создаёт у них иммунитет Поэтому он разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы.

    (сл. 22) Вначале 19 века Жан Корвизар « прослушивал» своих пациентов при помощи специальной палочки и по звуку определял состояние лёгких и сердца. Рене Лаэнне, ученик Жана Корвизара, установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача

    (сл. 23) Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.

    Позже Кох предпринимает попытки найти возбудителя туберкулёза, болезни в то время широко распространённой и являющейся основной причиной смертности. Близость клиники Шарите, заполненной туберкулёзными больными, облегчает ему задачу - он ежедневно, рано утром приходит в больницу, где получает материал для исследований: небольшое количество мокроты или несколько капель крови больных чахоткой.

    Однако, несмотря на обилие материала, ему всё же никак не удаётся обнаружить возбудителя болезни. Вскоре Кох понимает, что достичь цели можно только с помощью красителей. К сожалению, обычные красители оказываются слишком слабыми, но спустя несколько месяцев безуспешной работы ему всё же удается найти необходимые вещества.

    Институт микробиологии на Доротеештрассе в Берлине - здесь Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза

    Растёртую туберкулёзную ткань 271-ого препарата Кох окрашивает в метиловой синьке, а затем в едкой красно-коричневой краске, используемой в отделке кожи, и обнаруживает крохотные, слегка изогнутые, ярко-сине окрашенные палочки - палочки Коха.

    24 марта 1882 года, когда объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулёз, Кох достиг величайшего за всю свою жизнь триумфа. В то время это заболевание было одной из главных причин смертности. В своих публикациях Кох выработал принципы «получения доказательств, что тот или иной микроорганизм вызывает определённые заболевания». Эти принципы до сих пор лежат в основе медицинской микробиологии.

    Изучение Кохом туберкулёза было прервано, когда он по заданию германского правительства в составе научной экспедиции уехал в Египет и Индию с целью попытаться определить причину заболевания холерой. Работая в Индии, Кох объявил, что он выделил микроб, вызывающий это заболевание - холерный вибрион.

    (сл. 24) Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).

    Один из основоположников эволюционной эмбриологии, фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления.

    Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). Он создал оригинальное учение о защите организмов от микробов.

    (сл. 25) Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?»

    5. Подведение итога урока:

    (сл. 26) Задание на карточках

    Соотнесите учёного и его изобретение

    6. Домашнее задание (сл. 27)

    Параграф 5, вопросы, записи в тетради.

    Скачать конспект

    Цели: - (сл.2)

    Выяснить, какие изменения произошли в развитии науки; какие причины способствовали развитию науки и научных знаний;
    Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени;
    Развивать умение находить нужную информацию из различных источников, умение составлять табличные записи.

    Оборудование: презентация, компьютер, карточки для опроса.

    Ход урока.

    1. Орг. начало урока.

    2. Проверка домашнего задания.

    1) тестирование

    1. Развитию железнодорожного транспорта в городах способствовало:

    А) появление паровозов;

    Б) превращение городов в промышленные центры

    В) огромное желание облегчить жизнь горожанам

    2. Первый общественный транспорт - омнибус появился впервые в:

    А) Париже

    Б) Лондоне

    В) Берлине

    3. Появление трамваев с электрической тягой связано с именем:

    А)Эдисона

    Б) С. Родса

    В) К. Бенца

    4. В каком году в Лондоне был открыт первый метрополитен?

    5. Неотъемлемой частью уличного пейзажа конца XIX - начала XX века стало (а) появление

    А) электромобилей

    Б) фонарных столбов

    В) мальчишек, продающих газеты

    6. Машину, предназначенную для шитья одежды изобрёл:

    А) Л. Даггер

    Б) Зингер

    В) р. Хилл

    7. Основателем первого способа фотографирования является:

    А) Л. Даггер

    Б) Л. Шоулс

    В) Зингер

    8. НА смену свечам и масляным лампам в 50-е годы пришли:

    А) фонари

    Б) керосиновые лампы

    В) светильники

    9. В каком году Л. Шоулс получил патент на изобретение пишущей машинки?

    10. В наполеоновскую эпоху господствовал стиль:

    А) модерн

    Б) классицизм

    11. Отличительной особенностью начала 20 века в одежде было то, что:

    А) юбки у женщин сужаются, а мужчины носят костюмы - тройки;

    Б) расширяются юбки у женщин, мужчины носят фраки

    В) женщины носят декольте, а мужчины смокинги и фраки

    Критерии оценки:

    Менее 5 - «2»

    От 5 до 7 - «3»

    От 8 до 10 - «4»

    Ключ к ответам:

    1-б, 2- а, 3-а,4-в,5-в,6-б, 7-а, 8-б, 9-а,10 -в,11 -а

    3. Сообщение темы и целей урока.

    (сл. 3) План урока:

    Причины быстрого развития наук.
    « Повелитель молний».
    Сенсации продолжаются.
    Революция в естествознании.
    Новая наука - микробиология.
    Успехи медицины.
    Развитие образования.

    (сл. 4) - начертить таблицу, которую нужно заполнить в течение урока.

    4. Изучение нового материала:

    1) работа по учебнику:

    (сл. 5) Почему же в XIX - начале XX века так активно начинают развиваться

    различные науки?

    Ответ на вопрос найдёте прочитав пункт 1 на стр. 39.

    Причины развития науки в Новое время:

    1. Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве

    2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени.

    (сл. 7) В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.

    Давайте узнаем о нём побольше.

    Майкл родился 22 сентября 1791 года в Ньюнгтон -Баттсе (ныне Большой Лондон). Его отец был небогатым кузнецом из лондонского предместья. Кузнецом был и старший брат Роберт, всячески поощрявший тягу Майкла к знаниям и на первых порах поддерживавший его материально. Мать Фарадея, трудолюбивая и необразованная женщина, дожила до времени, когда её сын добился успехов и признания, и по праву гордилась им. Скромные доходы семьи не позволили Майклу окончить даже среднюю школу, с тринадцати лет он начал работать как поставщик книг и газет, а затем в возрасте 14 лет пошёл работать в книжную лавку, где обучался и переплётному ремеслу. Семь лет работы в мастерской на улице Блэндфорд стали для юноши и годами напряженного самообразования. Всё это время Фарадей упорно занимался — он с упоением читал все переплетаемые им научные труды по физике и химии, а также статьи из «Британской энциклопедии», повторял в устроенной им домашней лаборатории эксперименты, описанные в книгах, на самодельных электростатических приборах. Важным этапом в жизни Фарадея стали занятия в Городском философском обществе, где Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии и участвовал в диспутах. Деньги (по шиллингу на оплату каждой лекции) он получал от брата. На лекциях у Фарадея появились новые знакомые, которым он писал много писем, чтобы выработать ясный и лаконичный стиль изложения; он также старался овладеть приёмами ораторского искусства.

    Постепенно его экспериментальные исследования всё более переключались в область физики. После открытия в 1820 Х.Эрстедом магнитного действия электрического тока Фарадея увлекла проблема связи между электричеством и магнетизмом В 1822 в его лабораторном дневнике появилась запись: «Превратить магнетизм в электричество». Рассуждения Фарадея были следующими: если в опыте Эрстеда электрический ток обладает магнитной силой, а, по убеждению Фарадея, все силы взаимопревращаемы, то и магниты должны возбуждать электрический ток. В том же году им была предпринята попытка найти поляризующее действие тока на свет. Пропуская поляризованный свет через воду, находящуюся между полюсами магнита, он пытался обнаружить деполяризацию света, однако опыт дал отрицательный результат.

    В 1823 году Фарадей становится членом Лондонского королевского общества и назначается директором физической и химической лабораторий Королевского института, где и проводит свои эксперименты.

    (сл. 8) В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.

    Джеймс Клерк Ма́ксвелл) — британский физик и математик. Шотландец по происхождению. Член Лондонского королевского общества (1861). Максвелл заложил основы современной классической электродинамики (уравнения Максвелла), ввёл в физику понятия тока смещения иэлектромагнитного поля, получил ряд следствий из своей теории (предсказание электромагнитных волн, электромагнитная природа света, давление света и другие). Один из основателей кинетической теории газов (установил распределение молекул газа по скоростям). Одним из первых ввёл в физику статистические представления, показал статистическую природу второго начала термодинамики(«демон Максвелла»), получил ряд важных результатов в молекулярной физике и термодинамике(термодинамические соотношения Максвелла, правило Максвелла для фазового перехода жидкость — газ и другие). Пионер количественной теории цветов; автор принципа цветной фотографии. Среди других работ Максвелла — исследования по устойчивости колец Сатурна, теории упругости и механике (фотоупругость, теорема Максвелла), оптике, математике. Он подготовил к публикации рукописи работ Генри Кавендиша, много внимания уделял популяризации науки, сконструировал ряд научных приборов.

    (сл. 9) Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет - разновидность электромагнитных колебаний.

    (сл. 10) В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению

    Ге́нрих Ру́дольф Герц - немецкий физик.

    Окончил Берлинский университет, С 1885 по 1889 гг. был профессором физики Университета в Карлсруэ. С 1889 года — профессор физики университета в Бонне.

    Основное достижение — экспериментальное подтверждение электромагнитной теории света Джеймса Максвелла. Герц доказал существование электромагнитных волн. Он подробно исследовал отражение, интерференцию, дифракцию и поляризацию электромагнитных волн, доказал, что скорость их распространения совпадает со скоростью распространения света, и что свет представляет собой не что иное, как разновидность электромагнитных волн. Он построил электродинамику движущихся тел, исходя из гипотезы о том, что эфир увлекается движущимися телами. Однако его теория электродинамики не подтвердилась опытами и позднее уступила место электронной теории Хендрика Лоренца. Результаты, полученные Герцем, легли в основу развития радио.

    В 1886—87 гг. Герц впервые наблюдал и дал описание внешнего фотоэффекта. Герц разрабатывал теорию резонансного контура, изучал свойства катодных лучей, исследовал влияние ультрафиолетовых лучей на электрический разряд. В ряде работ по механике дал теорию удара упругих шаров, рассчитал время соударения и т. д. В книге «Принципы механики» (1894) дал вывод общих теорем механики и её математического аппарата, исходя из единого принципа (принцип Герца).

    Именем Герца с 1933 года называется единица измерения частоты Герц, которая входит в международную метрическую систему единиц СИ.

    (сл. 11) Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. Именно наоснове этих открытий создали беспроволочный телеграф Маркони и Попов. В 1897 году А.С. Попов передал первую телеграмму, состоящую из двух слов: « Генрих Герц»

    - (сл. 12) Тем не менее открытия продолжались. Ещё в 1878 году голландский физик Хендрик Антон Лоренц попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества

    Хендрик Антон Лоренц

    Лоренц изучал физику и математику в Лейденском университете. Большое влияние на него, как на будущего физика, оказал преподаватель астрономии профессор Фредерик Кайзер. В университете Лейдена с 1878 года он затем работал профессором математической физики. В 1880 вместе со своим практически однофамильцем Людвигом Лоренцем вывел формулу Лоренц — Лоренца. Он развил электромагнитную теорию света и электронную теорию материи, а также сформулировал самосогласованную теорию электричества, магнетизма и света. С именем этого учёного связана известная из школьного курса физики сила Лоренца (понятие о которой он развил в 1895 году) — сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. В электродинамике широко применяется метод вычисления локального поля, впервые предложенный Лоренцем, и известный под названием «Сфера Лоренца».

    Развил теорию о преобразованиях состояния движущегося тела,описывающее уменьшение длины объекта при поступательном движении. Полученные в рамках этой теории преобразования Лоренца являются важнейшим вкладом в развитие теории относительности.

    За объяснение феномена, известного как эффект Зеемана, был удостоен в 1902 году совместно с другим нидерландским физиком Питером Зееманом Нобелевской премии по физике

    (сл.13) Т.о., Совершался переворот в естественно - научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня

    (сл. 14) В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х - лучами.

    Открытие лучей

    Несмотря на то, что Вильгельм Рентген был трудолюбивым человеком и будучи руководителем физического института Вюрцбургского университета, имел обыкновение допоздна засиживаться в лаборатории, главное открытие в своей жизни — икс-излучение — он совершил, когда ему было уже 50 лет. 8 ноября 1895 года, Эксперименты Рентгена показали, основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название — рентгеновское. Как оказалось, икс-излучение способно проникать сквозь многие непрозрачные материалы; при этом оно не отражается и не преломляется. Рентгеновское излучение ионизирует окружающий воздух и засвечивает фото-пластины. ((сл. 15) Также Рентгеном были сделаны первые снимки с помощью рентгеновского излучения.

    Открытие немецкого учёного очень сильно повлияло на развитие науки. Эксперименты и исследования с использованием рентгеновских лучей помогли получить новые сведения о строении вещества, которые вместе с другими открытиями того времени заставили пересмотреть целый ряд положений классической физики. Через короткий промежуток времени рентгеновские трубки нашли применение в медицине и различных областях техники.

    К Рентгену не раз обращались представители промышленных фирм с предложениями о выгодной покупке прав на использование изобретения. Но Вильгельм отказался запатентовать открытие, так как не считал свои исследования источником дохода.

    К 1919 году рентгеновские трубки получили широкое распространение и применялись во многих странах. Благодаря им появились новые направления науки и техники — рентгенология, рентгенодиагностика, рентгенометрия, рентгеноструктурный анализ и др.

    (сл. 16) - Целая группа учёных - Анри Беккерель, Пьери Мария Склодовская - Кюри, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор - изучала радиоактивности и создали учение о сложном строении атома.

    (сл. 17) В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».

    (сл. 18) Переворот в естествознании произвела книга великого учёного - натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»

    Чарльз Ро́берт Да́рвин — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основное объяснение эволюции стала общепризнанной только в 30-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).

    (стр. 42 - 43 - учебник высказывание Дарвина)

    (сл. 19) В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию

    Луи́ Пасте́р — французский микробиолог и химик, член Французской академии (1881). Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезнейчеловека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Его работы в области строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии. Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого (см. Зарождение жизни на Земле). Его имя широко известно в ненаучных кругах благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации.

    Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. К 1861 году Пастер показал, что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных.

    Луи Пастер доказал, что брожение есть процесс, тесно связанный с жизнедеятельностью дрожжевых грибков, которые питаются и размножаются за счет бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс. Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей чистый сахар, различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался, увеличиваясь в весе; аммиачная соль тратилась. Пастер показал, что и для молочного брожения также необходимо присутствие особого «организованного фермента» (как в то время называли живые клетки микробов), который размножается в бродящей жидкости, также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в новых порциях жидкости.

    В это же время Луи Пастер сделал ещё одно важное открытие. Он нашёл, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для некоторых из них кислород не только не нужен, но и ядовит. Такие организмы называются строгими анаэробами. Их представители — микробы, вызывающие маслянокислое брожение. В то же время организмы, способные как к брожению, так и к дыханию, в присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас показано, что из одного и того же количества органического субстрата аэробные организмы способны извлечь почти в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

    Изучение инфекционных заболеваний

    В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при температуре 50—60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризации, нашел широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

    В 1865 году Пастер был приглашен своим бывшим учителем на юг Франции чтобы найти причину болезни шелковичных червей. После публикации в 1876 году работы Роберта Коха «Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, родильной горячки, холеры,бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы (1881), бешенства (совместно с Эмилем Ру 1885), привлекая специалистов других медицинских специальностей (например, хирурга О. Ланнелонга).

    Первая прививка против бешенства была сделана 6 июля 1885 года 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у мальчика не появились.

    Интересные факты

    Пастер всю жизнь занимался биоло-гией и лечил людей, не получив ни медицинско-го, ни биологического образования.

    Также Пастер в детстве занимался живописью. Когда Ж.- Л. Жером увидел спустя годы его работы, он сказал, как хорошо, что Луи выбрал науку, так как он был бы нам большой конкурент.

    В 1868 году (в возрасте 46 лет) у Пастера произошло кровоизлияние в мозг. Он остался инвалидом: левая рука бездействовала, левая нога волочилась по земле. Он едва не погиб, но, в конце концов, поправился. Более того, он совершил после этого самые значительные открытия: создал вакцину против сибирской язвы и прививки против бешенства. Когда учёный умер, оказалось, что огромная часть мозга была у него разрушена. Скончался Пастер от уремии.

    По словам И. И. Мечникова, Пастер был страстный патриот и ненавистник немцев. Когда ему приносили с почты немецкую книгу или брошюру, он брал её двумя пальцами и отбрасывал с чувством великого отвращения.

    Позднее его именем был назван род бактерий — пастеры, вызывающих септические заболевания, к открытию которых он, по-видимому, не имел отношения.

    Пастер был награждён орденами почти всех стран мира. Всего у него было около 200 наград.

    (сл. 21) В конце 18 века английский врач заметил, что доярки не болеют оспой, которая в то время уносили жизни тысяч людей. Дженнер совершенно правильно объяснил это тем, что доярки в слабой форме заражаются оспой от коров и это создаёт у них иммунитет Поэтому он разработал первую вакцину — против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы.

    (сл. 22) Вначале 19 века Жан Корвизар « прослушивал» своих пациентов при помощи специальной палочки и по звуку определял состояние лёгких и сердца. Рене Лаэнне, ученик Жана Корвизара, установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой - к уху врача

    (сл. 23) Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.

    Позже Кох предпринимает попытки найти возбудителя туберкулёза, болезни в то время широко распространённой и являющейся основной причиной смертности. Близость клиники Шарите, заполненной туберкулёзными больными, облегчает ему задачу — он ежедневно, рано утром приходит в больницу, где получает материал для исследований: небольшое количество мокроты или несколько капель крови больных чахоткой.

    Однако, несмотря на обилие материала, ему всё же никак не удаётся обнаружить возбудителя болезни. Вскоре Кох понимает, что достичь цели можно только с помощью красителей. К сожалению, обычные красители оказываются слишком слабыми, но спустя несколько месяцев безуспешной работы ему всё же удается найти необходимые вещества.

    Институт микробиологии на Доротеештрассе в Берлине — здесь Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза

    Растёртую туберкулёзную ткань 271-ого препарата Кох окрашивает в метиловой синьке, а затем в едкой красно-коричневой краске, используемой в отделке кожи, и обнаруживает крохотные, слегка изогнутые, ярко-сине окрашенные палочки — палочки Коха.

    24 марта 1882 года, когда объявил о том, что сумел выделить бактерию, вызывающую туберкулёз, Кох достиг величайшего за всю свою жизнь триумфа. В то время это заболевание было одной из главных причин смертности. В своих публикациях Кох выработал принципы «получения доказательств, что тот или иной микроорганизм вызывает определённые заболевания». Эти принципы до сих пор лежат в основе медицинской микробиологии.

    Изучение Кохом туберкулёза было прервано, когда он по заданию германского правительства в составе научной экспедиции уехал в Египет и Индию с целью попытаться определить причину заболевания холерой. Работая в Индии, Кох объявил, что он выделил микроб, вызывающий это заболевание — холерный вибрион.

    (сл. 24) Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).

    Один из основоположников эволюционной эмбриологии, фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления.

    Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). Он создал оригинальное учение о защите организмов от микробов.

    (сл. 25) Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос « Как в разных государствах происходило развитие образования?»

    5. Подведение итога урока:

    (сл. 26) Задание на карточках

    Соотнесите учёного и его изобретение

    6. Домашнее задание (сл. 27)

    Параграф 5, вопросы, записи в тетради.


    Урок истории в 8 классе

    по теме: «Наука: создание научной картины мира» (1 час)

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Форма урока: практикум (работа с текстовой информацией).

    Цели урока:

    Формировать умение самостоятельно в комплексе применять полученные знания и умения, осуществлять их перенос в новые условия;

    Дать представление о развитии научных знаний в XIX -начале XX в.;

    Показать учащимся взаимосвязь модернизации с развитием науки;

    Показать учащимся неограниченные возможности человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека, необходимость настойсивости, труда, силы воли для достижения успеха;

    Формировать умение самостоятельно работать с учебником, систематизировать материал, составлять схемы.

    Методы и технологии обучения : беседа, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, развивающее обучение, проблемное обучение, деятельностный подход.

    Ход урока:

      Организационный момент. Актуализация ЗУН, необходимых для выполнения работы. Учащиеся вспоминают термины и понятия: индустриальное общество, промышленная революция, модернизация в духовной сфере жизни общества в начале XIX века.

      Усвоение образца комплексного применения ЗУН . Учащимся раздаются карточки с заданиями для самостоятельной работы с текстовой информацией учебника (Приложение 1). Учитель отмечает особенности каждого задания.

      Применение ЗУН в новых условиях .

    Задание 1. XIX

    Примерный ответ : Резко ослабли позиции церкви и народ потянулся к знаниям. Возникла потребность в научных открытиях и технических новинках, в этом были заинтересованы государство и бизнес. На это выделялись деньги. В конкурентной борьбе между фирмами и странами побеждал тот, кто придумывал и внедрял технические новинки. Перекраивалась картина мира, крупные европейские, в основном, страны старались нарастить свою мощь для захвата новых территорий и своего укрепления, поэтому требовалось новое вооружение. И вообще, прогресс является объективным процессом развития общества.

    Задание 2. XIX -начале XX в.».

    1831

    Майкл Фарадей

    Открыл явление электромагнитной индукции, создал электродвигатель

    Наука об электричестве

    1865

    Джеймс Карл Максвелл

    Разработал электромагнитную теорию света

    Наука об электричестве

    1883

    Генрих Герц

    Открыл электромагнитные волны, именно на основе этих открытий был создан беспроволочный телеграф (Маркони и Поповым)

    Наука об электричестве

    1878

    Хендрик Антон Лоренц и Стоней

    Доказал, что электрон составная часть атома

    Радиоактивные вещества

    Анри Беккерель

    Пьер Кюри

    Мария Складовская-Кюри, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор

    Создали учение о сложном строении атома

    Микробиология

    1885

    Луи Пастер

    Исследования – основа для учения об имуунитете, что брожение – процесс биологический, вызываемый микробами

    медицина

    Конец 18 века

    Дженнер

    Разработал прививку против оспы – развитие вакцинации

    медицина

    Н.19 в.

    Жан Корвизар

    Открыл стетоскоп, трубку для прослушивания

    Медицина

    Н.20 в.

    Вильгельм Конрад Рентген

    Открыл лучи, пронизывающие различные предметы – был создан рентгеновский аппарат

    Хирургия

    Н. 19 в.

    1842 г.

    Пьер Франсуа Перси и Доминик Ларри

    Успех в методах ампутации конечностей.

    Открыты наркотические свойства хлороформа и эфира, благодаря чему применялся наркоз

    инфекциология

    1882 г.

    Роберт Кох

    Открыл возбудитель туберкулеза и разработал лекарства против этой болезни и профилактические меры

    инфекциология

    К.19, н. 20 в.

    Илья Мечников

    Создал учение о защите от микробов

    Задание 3. XIX - XX

    Примерный ответ : Открытия Пастера, Дженнера, Корвизара, Лаэннека, Коха, Мечникова позволили уже в то время спасти сотни тысяч людей от заболевания оспой, успешно выявлять туберкулёз на ранней стадии, лечить эту болезнь, позволили разработать ряд мероприятий для защиты организма от микробов.

    Задание 4

    Примерный ответ : Учёный Луи Пастер является основоположником науки – микробиологии, которая изучает микроорганизмы (мельчайшие одноклеточные существа): бактерии, грибы, вирусы. Именно Пастеру удалось собрать воедино все открытые ранее факты и создать науку. Работы Пастера позволили создать антибиотики, учение об иммунитете, разработать теорию пастеризации. Учёные, работавшие после него, основывались, в первую очередь, на его трудах. К.А. Тимирязев считал, что больше Пастера в науке не может сделать даже гений, т.к. именно Пастер и создал науку. Теперь можно только идти по его стопам.

    Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

    Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX -начале XX в.».

    Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX - XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

    Задание 4 . Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

    Наука: создание научной картины мира (§ 5).

    Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

    Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX -начале XX в.».

    Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX - XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

    Задание 4 . Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

    Наука: создание научной картины мира (§ 5).

    Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

    Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX -начале XX в.».

    Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX - XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

    Задание 4 . Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?

    Наука: создание научной картины мира (§ 5).

    Задание1. Объясните причины быстрого развития естественных наук в XIX веке, используя текст учебника и полученные ранее знания.

    Задание 2. Прочитайте § 5, заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX -начале XX в.».

    Задание 3. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX - XX веков. Подумайте, в чём причины этих успехов.

    Задание 4 . Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К.А. Тимирязевым: «Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они не зашли вперёд, они будут идти по проложенному пути, а более этого в науке не может сделать даже гений»?