• Сведения об авторе цицерон. Цицерон - биография, информация, личная жизнь. Начало политической карьеры

    Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. Семейство его принадлежало к сословию всадников. Родился в 106 г. до н. э., 3 января, в городке Арпинум. Чтобы сыновья смогли получить достойное образование, отец перевез их в Рим, когда Цицерону было 15. Природный талант красноречия и усердные занятия не прошли даром: ораторское мастерство Цицерона не осталось незамеченным.

    Его первое публичное выступление состоялось в 81 или в 80 г. до н. э. и было посвящено одному из любимцев диктатора Суллы. За этим могли последовать гонения, поэтому Цицерон перебрался в Афины, где уделял особое внимание изучению риторики и философии. Когда Сулла умер, Цицерон возвратился в Рим, стал выступать на судебных процессах защитником. В 75 г. до н. э. его избрали квестором и отправили на Сицилию. Будучи честным и справедливым чиновником, он завоевал у местного населения огромный авторитет, однако на его репутации в Риме это практически не сказалось.

    Известным человеком Цицерон стал в 70 г. до н. э. после участия в громком процессе, т.н. деле Верреса. Несмотря на все ухищрения оппонентов, Цицерон блестяще справился со своей миссией, и благодаря его выступлениям обвиняемому в вымогательстве Верресу пришлось покинуть город. В 69 г. до н. э. состоялось избрание Цицерона эдилом, еще через 3 года – претором. К этому периоду относится первая речь сугубо политического содержания. В ней он выступил с поддержкой закона одного из народных трибунов, добивавшегося, чтобы Помпей в войне с Митридатом получил чрезвычайные полномочия.

    Очередной вехой в политической биографии Цицерона стало избрание его в 63 г. до н. э. консулом. Его соперником на выборах был Катилина, настроенный на революционные преобразования и во многом поэтому проигравший. Находясь на этой должности, Цицерон выступал против законопроекта, в рамках которого предлагалось раздать беднейшим гражданам землю и создать для этих целей особую комиссию. Чтобы победить на выборах 62 г. до н.э,. Катилина замыслил заговор, который был успешно раскрыт Цицероном. Его четыре речи в сенате против соперника считаются образцом искусства красноречия. Катилина спасся бегством, а другие заговорщики были казнены. Влияние Цицерона, его слава в это время достигли апогея, его называли отцом отечества, но в то же время, если верить Плутарху , его склонность к самовосхвалению, постоянное припоминание заслуг в раскрытии заговора Катилины возбудили во многих гражданах неприязнь к нему и даже ненависть.

    Во время т.н. первого триумвирата Цицерон не поддался искушению выступить на стороне союзников и остался верен республиканским идеалам. Один из его оппонентов, трибун Клодий, добился того, что в 58 г. до н. э., в апреле, Цицерон отправился в добровольное изгнание, его дом сожгли, а имущество конфисковали. В это время у него не раз возникали мысли о самоубийстве, однако вскоре Помпей добился того, чтобы Цицерона возвратили из ссылки.

    Возвратившись домой, Цицерон не стал активно участвовать в политической жизни, отдавая предпочтение литературе и адвокатской практике. В 55 г. до н. э. появляется его диалог «Об ораторе», еще через год он начинает работать над трудом «О государстве». Во время гражданской войны оратор попытался выступить примирителем Цезаря и Помпея, но приход любого из них к власти считал для государства плачевным исходом. Приняв сторону Помпея, он после сражения при Форсале (48 г. до н. э.) не стал командовать его войском и переехал в Брундизий, где произошла его встреча с Цезарем. Несмотря на то, что тот его простил, Цицерон, будучи не готовым смириться с диктатурой, углубился в сочинения и переводы, и в его творческой биографии это время оказалось самым насыщенным.

    В 44 г. до н. э., после того, как Цезарь был убит, Цицерон предпринял попытку вернуться в большую политику, полагая, что у государства еще есть шанс вернуть республику. В противостоянии между Марком Антонием и наследником Цезаря Октавианом Цицерон встал на сторону второго, видя в нем более легкий объект для влияния. Произнесенные против Антония 14 речей вошли в историю как филиппики. После того как Октавиан пришел к власти, Антонию удалось включить Цицерона в списки врагов народа, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит неподалеку от Кайеты.

    Творческое наследие оратора дошло до наших дней в виде 58 речей судебного и политического содержания, 19 трактатов, посвященных политике и риторике, философии, а также более 800 писем. Все его сочинения являются ценным источником сведений о нескольких драматичных страницах в истории Рима.

    Cicero) Марк Туллий (106 до н. э., Арпин – 43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), римский оратор, писатель, политик. Происходил из сословия всадников, приобрел влияние как блестящий оратор, выступавший с судебными и политическими речами. В 63 г. до н. э. достиг вершины римской политической карьеры – стал консулом. Во время консулата способствовал раскрытию заговора Катилины, за что получил почетный титул «отец Отечества», однако, допустив казнь заговорщиков без суда, впоследствии отправился в изгнание. Во время гражданских войн защищал республику, с установлением диктатуры Цезаря удалился от политики. После убийства Цезаря (44 до н. э.) выступил как политический оратор с циклом речей «Филиппики» (в память о речах Демосфена) против одного из сторонников диктатора Антония, который приказал убить Цицерона: на Форуме выставили отрубленные голову и руку убитого, а жена Антония, Фульвия, проткнула булавкой язык самого красноречивого из римлян. Литературное наследие Цицерона помимо речей (их сохранилось 58) составляют 19 философских, риторических и политических трактатов и обширная корреспонденция (около 800 писем). Цицерон был создателем римской классической прозы, нормализатором литературного языка: именно в его сочинениях латинский язык стал тем образцом, на который ориентировались писатели последующих столетий.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЦИЦЕРОН

    Марк Туллий (3.01.106 - 7.12.43 до н.э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81 - 80 до н.э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 - квестор; в 70 - победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 - претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 - консул). Политич. Идеал Ц. - «смешанное гос. устройство» (госуд., сочетаю-щее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 - нач. 2 вв. до н.э.), поддерживаемое в эпохи кризиса «первыми людьми», «правителями», «умиротворителями», «блюстителями и попечителями» госуд., сочетающ. в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных», т.е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредств. опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58 - 57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем, против воли, поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51 - 50 он - проконсул в Киликии. В гражд. войне 49 - 47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но переубежд. своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - «филиппик» против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипц. списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохран. (не считая отрывков) 58 суд. и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор» и др.), политике («О государстве», «О законах»), практич. философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), по теоретич. философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.) и более 800 писем («К Аттику», «К близким» и др.), явл. ценнейшими источ. сведений об эпохе гражд. войн в Риме.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Цицерон

    Marcus Tullius Cicero) – римский политический деятель, выдающийся оратор и писатель I в. до Р.Х., принадлежавший к сословию всадников. Родился в Арпине в 106 г., умер в 43 г. до Р.Х. Впервые выступил с речами в 81 – 80 гг. в правление Суллы на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал после отречения Суллы от власти; благодаря своему ораторскому дару сумел войти в правящее сословие Римской республики. В 76 г. Цицерон стал квестором, в 70 г. одержал победу в громком процессе против высокопоставленного взяточника и лихоимца Верреса, в 66 г. занял пост претора и выступил со своей первой политической речью в поддержку Гнея Помпея, и, наконец, в 63 г. стал консулом. Как политик Цицерон был склонен к компромиссам, его идеалом государственного устройства была «смешанная система», сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии, прототип которой он видел в республиканском Риме III – начала II вв. до Р.Х. Практической программой Цицерона было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных» (Concordia ordinum), то есть блок сенатского и всаднического сословий против охлократии и претендентов на монархическую власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 г. для противодействия заговору Сергия Катилины, когда Цицерон произнес 3 речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые 4 речи против Катилины. Этот успех Цицерон считал своей величайшей заслугой перед республикой, но блок распался тотчас, как миновала непосредственная опасность. С образованием Первого триумвирата в 60 г. политическое влияние Цицерона стало падать, в 58 – 57 гг. ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем против своей воли поддерживать союз Гнея Помпея и Цезаря. В 51 – 50 гг. он занимал должность проконсула в провинции Киликия. В гражданской войне 49 – 47 гг. Цицерон тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем, и после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 г., он, предвидя новую смуту, пытался уехать в Грецию, но, переубежденный своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей, так называемых «филиппик» против Марка Антония. После образования Второго триумвирата в 43 г. имя Цицерона, по настоянию Марка Антония, было занесено в проскрипционные списки. В числе первых жертв репрессий Цицерон был убит мечом при попытке покинуть Италию. Литературное наследие Цицерона включает в себя 58 целиком сохранившиеся судебные и политических речи, а также 20 фрагментов из других речей, 19 трактатов по риторике, политике и более 800 писем, являющихся ценнейшим источником сведений об эпохе гражданских войн в Риме. Множество интересных исторических сведений содержат его сочинения, посвященные, так называемой, «практической философии»: «Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др., а также политические исследования: «О государстве» и «О законах». От поэтических произведений Цицерона сохранились только относительно небольшие фрагменты. Произведения Цицерона и его личность оказали значительное влияние на творцов европейской культуры.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЦИЦЕРОН

    Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.I.106 - 7.XII.43 до н. э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81-80 до н. э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как "новый человек" (homo novus), всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 - квестор; в 70 - победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 - претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 - консул). Политич. идеал Ц.- "смешанное гос. устройство" (гос-во, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 - нач. 2 вв. до н. э.), поддерживаемое в эпохи кризиса "первыми людьми", "правителями", "умиротворителями", "блюстителями и попечителями" гос-ва, сочетающими в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было "согласие сословий", "единомыслие всех достойных" (Concordia ordinum), т. е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредственная опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58-57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем против воли поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51-50 он - проконсул в Киликии. В гражд. войне 49-47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но, переубежденный своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - "филиппик" против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохранились (не считая отрывков) 58 судебных и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике ("Об ораторе", "Брут", "Оратор" и др.), политике ("О государстве", "О законах"), практич. философии ("Тускуланские беседы", "Об обязанностях" и др.), по теоретич. философии ("О пределах добра и зла", "О природе богов" и др.) и более 800 писем ("К Аттику", "К близким" и др.), являющихся ценнейшим источником сведений об эпохе гражд. войн в Риме. Соч.: Scripta quae manserunt omnia. Recognovit C. P. W. M?ller, Bd 1-10, Lpz., 1893-1923; (отд. произведения - в новых изд. в сериях "Collection Bud?" и "Loeb classical library"); в рус. пер.: Речи, (пер.) В. Горенштейна, т. 1-2, М., 1962; Полн. собр. речей, (пер. под ред. Ф. Зелинского), т. 1, СПБ, 1901; Диалоги "О гос-ве", "О законах", пер. В. Горенштейна, М., 1966; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, (т.) 1-3, М.-Л., 1949-51; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972. Лит.: Цицерон. Сб. статей, (под ред. Ф. Петровского), М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Зелинский P. P., Цицерон, в кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза - Ефрона, т. 75, СПБ, 1903; Буассье Г., Цицерон и его друзья, М., 1914; Zielinsky Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz.-В., 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego wsp?lczesni, (Warsz.), 1959; B?chner, К., Cicero, Wiesbaden, 1962 (Studien zur r?mischen Literatur, Bd 2); Maffii M., Cic?ron et son drame politique, (P., 1961); Michel A., Les rapports de la rh?torique et de la philosophie dans l´oeuvre de Cic?ron, P., 1960; Smith R. E., Cicero the statesman, Camb., 1966. M. Л. Гаспаров. Москва.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Цицерон

    (лат. Cicero) Марк Туллий, род. в 106 до н. э. в Арпине (Самний), убит в 43 до н. э. близ Формий, рим. оратор, политич. деятель и писатель. Ц. происходил из сословия всадников, довольно рано прибыл в Рим, где получил превосходное образование, особенно в риторике, философии, праве. Еще при Сулле выступал оратором в процессах с политич. подоплекой (первая сохранившаяся речь за Квинкция–81 до н. э.), затем в целях совершенствования своего образования в 79–77 до н. э. совершил поездку в Грецию (в Афинах завязал дружеские отношения с Аттиком, на Родосе учился у Молона). Его ораторские успехи расчистили ему дорогу к политич. деятельности, поэтому, несмотря на сопротивление нобилитета «новому человеку» (homo поvus), он избирался на государств, должности в возрасте, минимально разреш. для их занятия: в 75 стал квестором в Сицилии, в 69–курульным эдилом, в 66 - претором, в 63 до н. э. - консулом. Во время своего консулата Ц. добился крупнейшего политич. триумфа благодаря подавлению заговора Каталины. Якобы незаконная казнь главарей заговора впоследствии сыграла роль в судьбе самого Ц. По предложению Клодия в 58 до н. э. он был изгнан и, хотя уже через год получил возможность вернуться с почетом, его политич. влияние пострадало. В последующие годы он написал свои важнейшие труды по риторике и философии государства, с 51 принял управление пров. Киликия. В начале гражданской войны Ц. после безуспешных попыток примирения примкнул к Помпею, но придерживался умеренной политики и в 47 до н. э. был прощен Цезарем. Последующие годы вынужд. политич. бездеятельности дали Ц. возможность вплотную заняться философскими сочинениями (46–44 до н. э.). После убийства Цезаря он еще раз выступил на политич. арене и пытался восстановить прежние республиканские порядки. В качестве вождя сенатской партии в 14 филиппиках (названных в подражание речам Демосфена) Ц. энергично нападал на Антония, который после образования Второго триумвирата добился внесения Ц. в проскрипционные списки; 7. 12. 43 до н. э. Ц. был убит. Лит. наследие Ц. охватывает риторич., философские сочинения, речи и письма. Риторич. и философские сочинения Ц. изданы еще при жизни его другом Аттиком, речи - вольноотпущенником Тироном, который привел в порядок наследие Ц. и подготовил к изданию часть его корреспонденции. Из речей Ц. 57 сохранились полностью (судебные, сенатские и речи к народу), примерно столько же утрачено. В ранних речах, в которых он соперничал с Гортензием, Ц. склоняется к азианистской манере, но уже в речах против Верреса (70 до н. э.) проявляется его собств. стиль; для него характерны отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов, обильное, но не чрезмерное употребление риторич. украшений, выделение крупных, отчетливых в логич. и языковом отношении и ритмически оформл. периодов, суверенная сдержанность, применение всех видов стиля, смотря по необходимости; образцом ему служил Демосфен.

    Начиная с процесса против Верреса, Ц. считался непревзойд. мастером рим. красноречия. Он перерабатывал свои речи для изданий, кроме непосредственно судебных и политич., что способствовало распространению его славы как оратора. Из его риторич. сочинений большое значение имеют прежде всего 3 книги: «Об ораторе» (55 до н. э.), в которой Ц. рисует идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, «Брут» (46 до н. э.), история рим. красноречия, «Оратор» (46 до н. э.), где Ц. разрабатывает вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывает собств. идеал. К философским трудам Ц. обращался лишь во время вынужд. политич. бездеятельности. В ранних (56–51 до н. э.) произведениях по философии - «О государстве» (сохранилось лишь во фрагментах) и «О законах» (не завершено) Ц., являясь сторонником основополагающих философских трудов Платона, рисует картину образцового государства с наилучшим законодательством, осуществл. в рим. конституции (комбинация консулата, сената, народного собрания), одновременно идеологически обосновывает привилегии нобилитета. Политич. и личные невзгоды (победа Цезаря, преждеврем. смерть любимой дочери Туллии) подтолкнули Ц. к более интенсивным, чем прежде, философским занятиям, причем в нем созрело решение изложить на лат. яз. всю греч. философию, чтобы сделать ее доступной для своих соотечественников в Риме. Этот план осуществился в 46–44 до н. э. («О пределах Добра и Зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях»). Не предпринимая самостоятельных исследований, он подбирал в греч. философии теории, казавшиеся ему разумными и полезными (в особенности труды академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона, а также стоика Посидония), и излагал их в популярной форме (диалоги). В обширной корреспонденции Ц. сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, благодаря которым мы можем познакомиться с его личными мыслями и чувствами. Кроме того, эти письма являются бесценным источником по обществ., политич. и культурно-историч. отношениям того времени. Однако осн. заслуга Ц. не относится к сфере политики, как это он считал сам. Не понимая историч. ситуации, Ц. стремился отстоять господство нобилитета (к нему он сам не принадлежал), угрозу которому создавали изнутри коррупция, а извне - требования популяров; отсутствие твердой позиции в борьбе за власть привело его к политич. крушению. В сравнении с этим значение Ц. в сфере языка и литры недооценивается. Благодаря своим речам, а также риторич. и философским сочинениям Ц. стал создателем классич. лаг. художеств, прозы, которая в последующие времена считалась образцовой. Его философские труды знакомили с греч. философией не только современников, но и потомков в средневековье и новое время. Глубоко убежд. в значении греч. культуры для образования человека, Ц. употреблял слово «humanitas» в смысле «образование», подразумевая, что человеком можно стать лишь благодаря образованию. Влияние Ц. было уже в античности чрезвычайно велико. Он неизменно занимал важнейшее место в том историч. наследии, которое античност ь оставила римлянам. Через 120 лет после смерти Ц. Квинтилиан положил начало «цицеронизму», в котором речи Ц. провозглашались образцом, а идеал стиля и образования настойчиво пропагандировался. Довольно скоро значение Ц. оценили первые христиане, например Лактанций, которого вследствие подражания рим. автору именовали христианским Ц. Иероним упрекал себя в том, что он являлся приверженцем Ц. («Ciceronianus»), а не Христа («Christianus»). Августин относил знакомство с цицероновским диалогом «Гортензий» (утрачен) к решающим событиям своей жизни. Петрарка, восторж. почитатель Ц., немало способствовал окончательной победе цицеронизма, так что подражание стилю Ц., которое сопутствовало изучению его произведений, стало целью гуманизма. В период неогуманизма 18 в., когда были как бы заново открыты греч. оригинальные произведения, Ц. утратил свое преимуществ, положение в области влияния античной культуры.

    рис. Цицерон (портрет времен ранней императорской эпохи, Флоренция).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Цицерон родился в античном городе Арпинум, располагавшемся на холме в 100 км от Рима. Отец его принадлежал к сословию всадников и имел неплохие связи в Риме. О его матери, Хельвии, известно мало.

    Согласно греческому историку Плутарху, выдающиеся способности юного Цицерона приводят его, вместе с другими учениками – Сервием Сульпицием Руфом и Титом Помпонием – к изучению права под наставлением Квинта Муциса Сцеволы.

    Дальнейшая жизнь

    В 90-88 г.г. до н.э., во время Союзнической войны, Цицерон служит у римских полководцев Гнея Помпея Страбона и Луция Корнелия Суллы, хотя военная жизнь ему вовсе не по нраву. В 80 г. до н.э. он берётся за своё первое судебное дело, успешную защиту Секста Росция, обвиняемого в отцеубийстве – поступок весьма смелый, учитывая, что преступление было тяжким, а те, кого в убийстве обвинил Цицерон, пользовались особым расположением диктатора Суллы.

    В 79 г. до н.э., вероятно, опасаясь гнева Суллы, Цицерон оставляет Рим и путешествует по Греции, Малой Азии и острову Родос. В Афинах он встречает Аттика, к тому времени уже бывшего почётным гражданином, который представляет его ряду влиятельных афинян.

    Цицерон постоянно ищет менее изнурительные способы произнесения речей, а потому обращается за помощью к ритору Аполлонию Молону Родосскому, обучившему его менее напряжённой форме ораторского искусства.

    В 75 г. до н.э. Цицерон избирается квестором западной Сицилии, где проявляет себя человеком правдивым и честным по отношению к местному населению. Он успешно проводит дело по обвинению Гая Верреса, продажного правителя Сицилии.

    Его речи “in Verrem” («против Верреса»), произнесённые в 70 г. до н.э., привлекают к нему внимание античного мира.

    Цицерон благополучно преодолевает римский “cursus honorum”, «путь чести» – последовательный ряд служб, который необходимо было пройти успешному политическому деятелю, – будучи поочерёдно квестором, эдилом, претором и, в конце концов, в возрасте 43 лет, будучи избранным консулом.

    Консулом он становится в 63 г. до н.э. – в то самое время, когда он раскрывает заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики с помощью чужеземного войска под предводительством Луция Сергия Катилины.

    Цицерон добивается “Senatus Consultum Ultimum” – объявления о введении военного положения, и изгоняет Катилину из города четырьмя страстными речами («Катилинариями»), которые по сей день являются лучшими образцами его риторического стиля.

    Катилина бежал и начал призывы к государственному перевороту, однако Цицерон принуждает его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщиков казнили без всякого суда, и это долгие годы будет терзать Цицерона.

    В 60 г. до н.э., Цицерон отвергает предложение Юлия Цезаря войти в состав Первого триумвирата, в котором на тот момент состояли Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, поскольку оратор был твёрдо убеждён, что Триумвират подорвёт устои Республики.

    В 58 г. до н.э. Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издаёт закон, грозивший изгнанием любому, убившему римского жителя без суда. А потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику.

    Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из изгнания. В 57 г. до н.э. он возвращается в Италию, высаживаясь на берег Брундизии под радостные крики толпы.

    Заниматься политической деятельностью Цицерону больше не позволяется, а потому он принимается за философию. Между 55 и 51 г.г. до н.э. он пишет трактаты «Об ораторском искусстве», «О государстве» и «О законах».

    После смерти Красса Триумвират пал, и в 49 г. до н.э. Цезарь со своим войском переходит реку Рубикон, вторгается в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддерживает Помпея. Как на беду, в 48 г. до н.э. войско Цезаря одерживает победу, и тот становится первым римским императором. Цицерону он дарует помилование, однако к политической жизни не подпускает и близко. В мартовские иды 44 г. до н.э., в результате заговора группы сенаторов, Цезарь был убит. И вновь разразилась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан. Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие своё название от имени греческого оратора Демосфена, призывавшие жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждавшего Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония.

    Однако Марк Антоний, Лепидий и Октавиан приходят к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных врагов. Цицерон пытается бежать в Италию – но, увы, слишком поздно. Оратора поймали и убили.

    Основные труды

    «Трактат об ораторском искусстве», оконченный Цицероном в 55 г. до н.э., является многословным трудом, написанным в форме диалога, в котором автор ставит риторику превыше закона и философии. Автор оспаривает тот факт, что идеальный оратор должен обладать знаниями этих наук, а также владеть красноречием.

    Личная жизнь и наследие

    В 79 г. до н.э., приблизительно в возрасте 27 лет, Цицерон соединяет свою судьбу с Терентией. Брак, заключённый ради выгоды, продержится в мире и согласии 30 лет, однако окончится разводом.

    В 46 г. до н.э., Цицерон берёт себе в жёны свою юную подзащитную Публилию. Однако видя равнодушие, проявляемое Публилией к смерти его дочери, Туллии, к которой та сильно ревновала мужа, Цицерон разрывает брак.

    Цицерон был убит в 43 г. до н.э., по приказу Марка Антония, при попытке бегства в Италию.

    Этому римскому оратору принадлежат слова: «Жизнь, отпущенная нам по природе, коротка, но память о хорошо прожитой жизни вечна».

    Оценка по биографии

    Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

    ЦИЦЕРОН

    ЦИЦЕР́ОН, Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.), рим. полит. деятель, оратор и писатель. Сторонник респ. строя. Из соч. сохранились 58 суд. и полит. речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Соч. Ц.- источник сведений об эпохе гражд. войн в Риме.

    Большой российский энциклопедический словарь. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦИЦЕРОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ЦИЦЕРОН в Цитатнике Wiki:
      Data: 2009-09-11 Time: 12:07:21 Навигация Тема = Цицерон Википедия = Цицерон Викитека = Цицерон Викисклад = Cicero Викисловарь = Категория:Цитаты/Цицерон …
    • ЦИЦЕРОН в Новейшем философском словаре:
      (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими …
    • ЦИЦЕРОН в Высказываниях великих людей:
      Жить - значит мыслить. Цицерон - Если есть что-либо почтенное, то это цельность всей жизни. Цицерон - Природа не дала …
    • ЦИЦЕРОН в Словаре полководцев:
      (лат. Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.), выдающийся рим. оратор, писатель. Избирался квестором, претором, консулом. Примыкал к Помпею, но был …
    • ЦИЦЕРОН в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
      Марк Туллий (106-43 до н. э.) "Новый человек" из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим …
    • ЦИЦЕРОН в Античной литературе:
      (Cicero), Марк Туллий (106 - 43 до н. э.) - римский оратор, писатель и политический деятель, идейный и литературный противник …
    • ЦИЦЕРОН
      (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.) римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 …
    • ЦИЦЕРОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (М. Tullius Cicero) — римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так …
    • ЦИЦЕРОН в Современном энциклопедическом словаре:
    • ЦИЦЕРОН в Энциклопедическом словарике:
      (Cicero) Марк Туллий (106 - 43 до нашей эры), римский оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 …
    • ЦИЦЕРОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (М. Tullius Cicero) ? римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так …
    • ЦИЦЕРОН в Словаре синонимов Абрамова:
      см. …
    • ЦИЦЕРОН в словаре Синонимов русского языка.
    • ЦИЦЕРОН в Словаре русского языка Лопатина:
      Цицер`он, …
    • ЦИЦЕРОН в Орфографическом словаре:
      цицер`он, …
    • ЦИЦЕРОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 …
    • ЦИЦЕРОН
      м. разг. Человек, который слишком красноречиво или слишком много говорит (обычно с оттенком иронии или порицания) …
    • ЦИЦЕРОН в Большом современном толковом словаре русского языка:
      м. 1. Древнеримский оратор Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) . 2. Употребляется как поэтический символ …
    • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
      (Cicero, ?. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3-го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, …
    • ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
      (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106 Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, …
    • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ТВОРЧЕСТВО в Словаре Кольера.
    • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ЖИЗНЬ в Словаре Кольера:
      К статье ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 …
    • ЛАТИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
    • ЦЕЗАРЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
      Римский император в 49-44 гг. до Р.Х. Родоначальник Юлиев-Клавдиев. Род. ок. 100 г. до Р.Х. Умер 15 марта 44 г. …

    Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicero). Родился 3 января 106 до н. э. в Арпинуме - умер 7 декабря 43 до н. э. в Формии. Древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

    Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине, находившемся в ста с лишним километрах к юго-востоку от Рима. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей Марка и Квинта, переехал с семьей в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование.

    Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов, интересовался греческой литературой, обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Публия Сульпиция Руфа. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон обучался ему у популярного юриста того времени Квинта Муция Сцеволы.

    Прекрасно владея греческим языком, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром Афинским, стоиком Диодором Кроном и главой новоакадемической школы Филоном. У него же Марк Туллий научился диалектике - искусству спора и аргументации.

    Первая дошедшая до нас речь Цицерона, созданная в 81 г. до н. э., «В защиту Квинкция», целью которой было возвращение незаконно захваченного имущества, принесла оратору его первый успех. В ней он придерживался азианского стиля, канонам которого отвечало творчество небезызвестного соперника Цицерона Квинта Гортензия Гортала.

    Еще большего успеха оратор добился речью «В защиту Росция», в которой был вынужден говорить о состоянии дел в государстве, где, по его словам, «разучились не только прощать проступки, но и расследовать преступления». Это непростое дело скромного выходца из провинции Росция, несправедливо обвиненного родственниками в убийстве собственного отца, в действительности было тяжбой между представителями старинных римских родов, утративших свое влияние при сулланском режиме (прим. 82-79 гг. до н. э.), и безродными ставленниками диктатора.

    Важно отметить, что Цицерон лично побывал в Америи и на месте расследовал обстоятельства преступления, вследствие чего просил у суда 108 дней для подготовки процесса. Такая подготовка была благопристойным поводом для отъезда, поскольку уже в процессе Росция Цицерон показал себя талантливым учеником греков и известного ритора Аполлония Молона, у которого молодой оратор получил образование в Риме. Необходимо указать, что речь Цицерона «В защиту Росция» построена по всем правилам ораторского мастерства - с жалобами на молодость и неопытность защитника, увещеванием судей, прямыми речами от имени обвиняемого, а также опровержением доводов обвинения.

    Немаловажно и то, что в развенчании утверждений обвинителя Гая Эруция, пытавшегося доказать, что Росций - отцеубийца, Цицерон прибегает к греческому искусству этопеи, опиравшемуся на характеристику обвиняемого, который не мог бы совершить столь ужасного поступка.

    В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены.

    В августе 70 г. до н. э. Цицерон выступил с циклом речей против пропретора Сицилии, сторонника Суллы, Гая Лициния Верреса, который за три года наместничества (73-71 гг. до н. э.) разграбил провинцию и казнил многих ее жителей. Дело осложнялось тем, что в этот год Цицерон претендовал на должность эдила, а его противника Верреса поддерживали оба высших магистрата (консул Гортензий, знаменитый оратор, согласившийся выступить на процессе защитником, и друг Верреса консул Квинт Метелл), а также председатель суда претор Марк Метелл. «Все предусмотрено, чтобы Верресу ничто не могло повредить», - писал Цицерон.

    В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

    В 60 году до н. э. , Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

    Клодий добивался принятия закона, осуждавшего должностное лицо, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание и покинуть пределы Италии. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающее, он подумывал о самоубийстве.

    В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью народного трибуна Тита Анния Милона.

    Вскоре после возвращения из изгнания Цицерон отошел от активной политической жизни. Он предается адвокатской и литературной деятельности. В 55 году он пишет диалог «Об ораторе», в 54 году приступает к работе над сочинением «О государстве».

    В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».

    Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем. В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто - Цезарь или Помпей - будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.

    После битвы при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.

    После убийства Юлия Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. По этой причине был создан последний цикл речей - «Филиппики против Марка Антония», вернувший оратору былую популярность. Эти речи Цицерон назвал так в подражание речам Демосфена, в которых тот обличал царя Филиппа II Македонского. 2 сентября 44 г. до н. э. Цицерон выступил с «Первой филиппикой против Марка Антония», в которой оратор не просто ставит под сомнение нововведенные Антонием законы, но и доказывает, что они не имеют никакого отношения к политике Цезаря, ибо, по словам Цицерона, если спросить самого диктатора, «что именно совершил он в Риме, нося тогу, он ответил бы, что законов он провел много и притом прекрасных».

    Важно отметить, что это не панегирик умершему диктатору, а дань уважения ему как патриоту государства; что касается оценки деятельности Цезаря как политика, то Цицерон считает ее антиобщественной и аморальной, его убийц называет «освободителями отечества», их деяние - «величайшим и прекраснейшим поступком». В этой речи Цицерон намерен «свободно высказывать все, что думает о положении государства». Это был величайший акт гражданского мужества, ибо опытный политик, проживший жизнь на римском форуме, Цицерон не мог не понимать, что Антоний и для государства, и для него лично представлял гораздо большую опасность, чем Катилина. Однако оратор принял вызов и довел свою борьбу до конца. На речь Антония в сенате 19 сентября Цицерон ответил памфлетом «Вторая филиппика против Марка Антония», написанным в виде речи. Гений Цицерона здесь сдержан, могуч и прекрасен в своей соразмерности. Вся палитра ораторских приемов и риторических ухищрений представлена в своих лучших проявлениях. При этом, несмотря на то что Цицерон начинает с апологии себя, эта апология представлена защитником законности и гражданских интересов, который отстаивает свою позицию только с помощью красноречия.

    Крайне важно отметить, что государственная деятельность Антония, по мнению Цицерона, есть преступление против римской свободы еще более тяжкое, чем преступления «тирана» Цезаря, который «отличался одаренностью, умом, памятью, образованием, настойчивостью, умением обдумывать свои планы, упорством».

    Как утверждает Цицерон, Антоний был тем, кто спровоцировал худшие деяния будущего диктатора, ибо он и консул Гай Курион подали Цезарю «повод для объявления войны отчизне». «Как Елена для троянцев, так Марк Антоний для нашего государства стал причиной войны, мора и гибели», - подчеркивает оратор. Будучи уверенным в победе и убежденным в грядущем освобождении Рима, Цицерон не мог ожидать предательства со стороны Октавиана Августа, племянника и наследника Цезаря, который вступил в сговор с поверженным Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом, и, образовав Второй Триумвират, они двинули войска на Рим. Лишенный защиты сенат признал их власть. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

    Цицерон пытался бежать в Грецию, однако убийцы настигли его 7 декабря 43 г. до н. э., недалеко от его Тускулланской виллы. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона, посланного убить его. Отрубленные голова и руки лучшего писателя «золотого века» римской литературы были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума. По преданию, жена Антония Фульвия втыкала в язык мертвой головы булавки, а затем, как рассказывает Плутарх, «голову и руки приказали выставить на ораторском возвышении, над корабельными носами, - к ужасу римлян, которым казалось, будто они видят не облик Цицерона, но образ души Антония...».

    Посвятил Цицерону стихотворение. В нём автор пытается утешить литературного героя, сожалеющего о закате Рима, тем, что он может считать себя возвышенным богами, так как стал свидетелем такого великого и трагического исторического момента.

    Оратор римский говорил
    Средь бурь гражданских и тревоги:
    «Я поздно встал - и на дороге
    Застигнут ночью Рима был!»
    Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
    С Капитолийской высоты
    Во всем величье видел ты
    Закат звезды ее кровавый!..

    Блажен, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие
    Как собеседника на пир.
    Он их высоких зрелищ зритель,
    Он в их совет допущен был -
    И заживо, как небожитель,
    Из чаши их бессмертье пил!