• Наш блог Каким должен быть преподаватель, с точки зрения студентов? Модель профессиональных качеств преподавателя вуза Идеальный преподаватель высшей школы какой он

    Каким должен быть преподаватель, с точки зрения студентов?

    Не секрет, что освоение предмета во многом зависит от умения преподавателя грамотно подать материал. Какими качествами должен обладать преподаватель, чтобы заинтересовать студентов изучаемым предметом? Каких преподавателей можно с уверенностью назвать идеальными?

    Для большинства людей, первое знакомство с преподавателями начинается с раннего возраста, а именно с момента поступления в детский сад. Затем идёт школа, где учителя не только обучают детей, но и закладывают моральные устои личности, учат нормам поведения и негласным законам жизни.

    Поступая в институт, каждый абитуриент уже является сформировавшийся личностью, с собственным мнением и предпочтениями. Естественно, что отношение к педагогам в подростковом возрасте в корне меняется. Студенту сложно беспрекословно подчиняться воли преподавателя, особенно, если педагог не проявляет ни малейшего интереса к ученику.

    Нужно заметить, что преподаватели ВУЗов являются не просто учителями, основная задача которых является просто грамотная подача изучаемой дисциплины. Университетские преподаватели являются своего рода наставниками, помогающие студентам найти место в жизни, освоить любимое дело и стать настоящим профессионалом в выбранной профессии. Очевидно, что в данной ситуации требования к педагогам значительно выше, чем в начальных учебных заведениях.

    С точки зрения студентов, преподаватель ВУЗа должен обладать определенным набором качеств, которые позволят сделать процесс обучения максимально эффективным. Условно можно выделить следующие качества, которым должен соответствовать лучший преподаватель , и какие должны отсутствовать:

    Положительные качества

    Отрицательные качества

    Вежливость, почтительность

    Фамильярность, панибратство

    Коммуникативность

    Замкнутость, молчаливость

    Эрудированность

    Высокомерие

    Превосходное знание предмета

    Придирчивость

    Справедливость

    Нервозность, грубость

    Умение признавать ошибки

    Чрезмерная критичность

    Терпимость, заботливость, пунктуальность

    Предвзятость

    Помимо указанных качеств, имеются и другие аспекты, которым должен соответствовать идеальный педагог. Следует подробнее рассмотреть основные требования предъявляемые студентами к образу хорошего преподавателя.

    Профессионализм.

    Студенты могут простить педагогу многие отрицательные качества, но только не плохое знание преподаваемого предмета. Преподаватель должен быть настоящим профессионалом, который не прекращает развиваться и совершенствоваться. В противном случае, учителю не следует рассчитывать на уважение учеников.

    Коммуникативность.

    Тяжело увлекаться предметом, если преподаватель замкнут, молчалив и с неохотой идёт на контакт. Педагог должен уметь найти общий язык с учеником. Но, нужно заметить, что в общении со студентами учитель не должен допускать фамильярности и панибратства, а также высокомерного отношения. Нужно отметить, что преподаватель языка в первую очередь должен уметь найти контакт с учениками, так как разговорная практика играет большую роль в изучении предмета.

    Форма подачи предмета.

    Данное качество играет решающую роль в восприятии знаний. Скучные, нудные лекции, прочитанные монотонным тихим или чрезмерно громким голосом, не могут быть восприняты должным образом. Скорее всего, материал лекции будет забыт студентами сразу же после выхода из аудитории. Лекции не должны быть сухим изложением фактов, материал должен уметь заинтересовать слушателей.

    Не следует забывать о периодических паузах, во время которых студенты могли бы немного отдохнуть от постоянной записи лекции. Преподаватель английского, впрочем, как и любой другой лектор, в первую очередь должен иметь хорошо поставленную дикцию, чтобы слушатели могли правильно воспринимать и записывать материал.

    Хороший педагоги, такие как у нас, учат не только предмету, но и правильному применению знаний в повседневной жизни, умению анализировать и получать необходимую информацию. Хороший преподаватель всегда ценит инициативность и любознательность студентов, поощряет умение рационально мыслить и искать новые пути решения тех или иных задач.

    Идеальный учитель не только может признать и исправить собственную ошибку, но и разберёт все возможные причины, которые могут привести к ошибочному выводу. Таким образом, педагог может предупредить, возможные в будущем, ошибки учеников.

    В заключении можно отметить, что идеальный педагог в первую очередь должен быть интересен студентам как полноценная всесторонне развитая личность, которая может стать предметом для подражания.

    Здесь можно оставить комментарий

    Задать вопрос или отправить заявку на наши услуги

    Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

    Первый раз в новом для себя амплуа преподавателя я пошла на пару к четвертому курсу отделения журналистики АмГУ в конце сентября. Сказать, что я волновалась, - ничего не сказать. Причем сама лекция, а точнее теоретическая ее часть меня тревожила гораздо в меньшей степени… Все учебные планы, литературу, учебные пособия мне передала преподаватель, на место которого я пришла. За что ей большое спасибо. Так что с этой стороны мои тылы были прикрыты. Оставалось только все усвоить.
    В большей степени переживала, как воспримут меня студенты. Во-первых, с четвертым курсом не так уж велика возрастная разница. Во-вторых, у меня в отличие от студентов БГПУ не велись пары по той же педагогике. В-третьих, у меня никогда не было раньше опыта выступления перед большой аудиторией.
    Так что пришлось идти в народ. Стала у своих знакомых спрашивать, какие им преподаватели больше нравились, как они себя вели, много ли задавали, наказывали ли за прогулы и так далее. Как ни странно, но ответы не отличались особым разнообразием. Все пожелали, чтобы я стала строгой, четко соблюдала субординацию (до сих пор не могу привыкнуть к «Анастасия Петровна»), побольше задавала и вообще держала студентов в ежовых рукавицах. Выслушав все комментарии на заданную тему, слепо следовать наставлениям не стала. Решила на свой страх и риск пойти по своему пути. Как ни странно, в итоге пришла к тому, что стала преподавателям из тех самых советов. Но об этом чуть позже.

    В общем, зашла я к четвертому курсу на первую пару с трясущимися коленками и немного дрожащим голосом, но с твердым желанием рассказать и объяснить все, что я знаю по предмету, и подружиться. Потому что по собственному опыту знаю, что уважения еще никто страхом не добился. На первой лекции мы познакомились, я высказала свои пожелания: не опаздывать, готовиться к семинарам и не болтать, когда говорю я. При этом уточнила, что если все это будет соблюдаться, то и преподаватель может пойти навстречу. Мои правила были озвучены, дальше уже каждый студент выбирал сам. В целом группа оказалась очень дисциплинированной и ответственно подошла к учебе. Итог: тройка за экзамен лишь у одного человека. У всех остальных в зачетках красуются пятерки и четверки.

    Кстати, уже после я узнала, что ребята жутко боялись моего экзамена. У них сложилось мнение, что я очень строгий преподаватель.

    Как в школе

    Как ни странно, но больше всего усилий приходится прикладывать на парах первого курса. Эти девчонки (с парнями на кафедре журналистики всегда была напряженка) проверяют меня на прочность каждый раз. То вопрос не по теме зададут. Но кто сказал, что студенты должны мыслить лишь в рамках учебного плана, особенно студенты журналисты? То домашнее задание все вместе не сделают, мотивирую это тем, что им и по другим предметам много задают. То стабильно просыпают на первую пару, причем во сколько бы она ни стояла.

    Беря во внимание все эти нюансы, пришлось включить «училку», как любят говорить школьники. Стала ставить двойки за невыполненное задание, не пускать на пару, если прошло больше 15 минут, строго одергивала, когда кто-то болтал не по теме. Но опять же, я понимала, что этим авторитета не добьешься. Поэтому, чтобы разбудить студентов (да, да, и такое бывает, забываются крепким сном), я стала проводить больше практических пар. То в гости кого-нибудь позову. Так, когда мы стали изучать, что такое новости, к нам на пару пришел Антон Буценко из «Амурской правды». Он и рассказал об этой теме, исходя из собственного опыта. Закреплять полученные знания мы со студентами пошли на одно из культурных мероприятий в Благовещенске, после которого каждый сдал мне уже собственноручно написанный материал.

    По признанию студентов, им такая манера преподавания безумно нравится. Одна из учащихся на днях даже призналась, что изначально к моей персоне было прохладное отношение, думали, что молодая, вредная, а теперь даже как-то зауважали.

    Куратор - звучит ответственно

    Помимо того, что я стала преподавателем, я еще взяла на себя такую ответственную миссию, как куратор первого курса. Почему я решилась на этот шаг, до сих пор не могу себе толком ответить. То ли то, что студенты сами об этом попросили, или, может, на тот момент я подумала, что раз уж назвалась груздем, то и это смогу. Но факт остается фактом.

    Вместе с новой приставкой к должности преподавателя мне также выдали дневник куратора, пачку тестов для студентов и напутственные слова: «Мы верим в тебя, ты справишься!»

    Первым делом на кураторском часе мы с первым курсом поговорили о вреде алкоголя и табакокурения. Навязывать прописные истины я не стала, зачем? Просто перечислила все последствия и рассказала парочку историй из жизни. Повлияло ли мое повествование на их выбор, не знаю, но хочется верить в лучшее. Предупрежден - значит вооружен.

    Стояло в плане и посещение общежития. Надо, так надо. Взяла тортик, печенье и пошла смотреть на быт студентов. Честно признаться, ожидала чего-то похуже, вспоминая собственный опыт проживания в общежитии. Просторная комната рассчитана на трех человек, есть холодильник, шкаф-купе (!), у каждого своя тумбочка, два стола... За чаем поболтали о предстоящих экзаменах, поговорили о том, кто себя кем видит в будущем, кого из гостей еще стоит пригласить на пары.

    Несмотря ни на что, я считаю, что преподаватель должен быть студентам другом и кураторский план здесь ни при чем. Почти ежедневно я общаюсь со студентами то в социальных сетях, то по телефону, и не всегда это касается только учебы. Ведь преподаватель должен быть авторитетом не только на лекциях.

    ОПРОС

    Каким должен быть идеальный преподаватель?

    Татьяна Деомидова, 3 курс

    У нас на кафедре есть идеальные преподаватели.

    Почему они для меня идеальны?

    1. Справедливые.

    2. Умеют прощать и понимать.

    3. Спрашивают по существу.

    4. Дружелюбные и отзывчивые.

    5. Знают свой предмет (стараются не только учить теории, но и практике).

    6. Действительно хотят, чтобы мы вышли профессионалами из университета.

    Я не приветствую тех преподавателей, что чересчур принципиальны, придирчивы и несговорчивы. Еще есть такие преподаватели, которые не поощряют студентов, посещающих все пары, сдающих все работы (плохо, когда таких студентов оценивают наравне со студентами-прогульщиками). Слава богу, сейчас таких нет в моей учебе.

    Кристина Каширина, 1 курс

    Идеальных людей не бывает, а преподаватели такие же люди, как и все. Преподаватель может устать, обидеться, заболеть, но единственное, что непозволительно для наставника, - терять профессионализм. Я считаю, что профессионализм заключается не только в превосходных знаниях своего предмета. Идеальный преподаватель всегда прислушивается к мнению студента, дает возможность высказаться.
    Мастер своего дела готов учиться вместе со студентами и менять по ходу дела свои научные позиции. Идеальный преподаватель заставляет своих студентов мыслить, не отходя от учебного плана, преподаватель должен параллельно развивать эрудицию учащихся.

    Идеальный преподаватель должен требовать уважения к себе, но при этом быть другом для своего студента.

    Идеальный преподаватель не должен ставить оценки, основываясь на своих симпатиях. Я считаю, что легкость в общении между учеником и учителем - залог успеха.

    Дарина Синникова, 1 курс

    Казалось бы, для многих идеальный преподаватель - это тот человек, что вечно идет на уступки, мало задает и не ставит плохих отметок. Вот он идеал! Я считаю иначе.

    Для меня идеальный преподаватель должен быть в меру строгим, с твердым характером, начитанный и интересный. Намного приятнее общаться с человеком, который на своих лекциях рассказывает не только сухой, заученный материал, но и делиться своим мнением и впечатлениями. К тому же, преподаватель должен иметь чувство юмора, конечно, тоже в меру. В любом случае с таким человеком будешь чувствовать себя комфортнее и посещать пары с превеликим удовольствием.

    Евгения Берлянд, 3 курс

    Я считаю, что преподаватель не должен быть чересчур строгим (не таким, чтобы учащиеся просто-напросто боялись идти на его занятия), но в то же время быть неким авторитетом и примером (скажем, для начала просто не опаздывать на пары). Преподавателю не следует выделять кого-то (заводить любимчиков или снижать оценки из-за личной антипатии), но в то же время иногда (только иногда) можно проявить и чуть-чуть снисходительности. Золотое правило - не бросаться из крайности в крайность.

    Каким должен быть идеальный преподаватель?

    Идеальный преподаватель развивает в студентах умение мыслить. И должен ему запомниться на всю жизнь. Вы никогда не думали, что жизнь несправедлива? Мы приходим в университет и получаем от профессоров и преподавателей множество советов, как стать успешным студентом, получать только отличные оценки и стать прекрасным специалистом. Но почему-то они не спрашивают нас, какими должны быть преподаватели, с точки зрения студентов. Статья на вашем мониторе – ответ на этот вопрос.

    Идеальный преподаватель слушает мнение студента.

    Для него важно не только отработать положенные часы, но и понять, что же именно хочет узнать его, по сути дела, клиент – человек, который платит деньги за возможность присутствовать на лекции или семинаре (даже если за него платит государство). Он готов изменить материал не из-за смены госстандарта, а по просьбе обучающихся.

    Идеальный преподаватель не страдает профессиональным маразмом.

    Эта болезнь с одинаковой вероятностью может постигнуть и молодого ассистента, и заслуженного академика – и выражается она в позиции «Я знаю о предмете все, и пусть попробует кто-нибудь поспорить». Настоящий мастер преподавательского дела готов учиться вместе со студентами и изменять свои научные позиции. Он допускает наличие у студента собственного мнения и толерантен даже к ошибочным высказываниям.

    Идеальный преподаватель вкладывает в дело душу.

    Если посмотреть видеозапись его лекции без звука, может показаться, что он просит у врачей спасти жизнь собственного ребенка или умоляет присяжных не обвинять его в убийстве – в словах идеального преподавателя присутствует страсть, огромное желание научить студента всему, что он знает сам. Герой этой статьи никогда не будет общаться со студентами так, будто через десять минут заснет прямо за своим столом.

    Идеальный преподаватель живет в цифровой эпохе.

    Не готов служить делу образования тот человек, кто не желает проверять присланные по электронной почте курсовые, не в состоянии подготовить к лекции слайды в PowerPoint, а для расчетов вместо Excel призывает пользоваться калькулятором. Этот сотрудник вуза имеет такое же право там находиться, как ЭВМ 1978 года выпуска.

    Идеальный преподаватель развивает в студентах умение мыслить.

    Все, что он скажет на занятии, устареет через несколько лет. Никогда не потеряет актуальность только полученный студентами навык размышлять и самостоятельно находить решения. Преподаватель, который не учит мыслить, не учит ничему.

    Идеальный преподаватель прекрасно знает свой предмет.

    Звучит банально, но... Вы никогда не видели доктора психологических наук, который не в состоянии успокоить зал и с обиженным видом уходит на середине лекции? Или профессора кафедры риторики, который читает материал таким голосом, что уже в середине зала ничего не разберешь? Студент должен видеть доказательство того, что перед ним профессионал, а не человек, который занимает преподавательскую должность потому, что ни на что более не способен.

    Я безмерно счастлив, что в своей студенческой жизни учился у «нормальных» преподавателей, которые в большинстве своем отвечают многим из описанных черт. А, может, я просто не замечал их высокомерия и вредности. Желаю и вам учиться только у истинных Мастеров!

    Современный преподаватель - это, как уже говорилось, человек, осуществляющий деятельность по обучению, воспитанию, развитию потенциала студентов, ведущий активную научно-исследовательскую работу, участвующий в управлении кафедрой и других видах организационных работ.

    Студенты нуждаются в преподавателе, обладающем личностным авторитетом, политической зрелостью, развитыми организаторскими способностями, высокой культурой поведения, хорошим знанием предмета и умением увлечь своими знаниями.

    Можно также добавить, что на деятельность и результаты работы любого преподавателя оказывают влияние на студентов его темперамент, характер, тип личности, выбранные им технологии и методики обучения.

    Быть примером для студентов в одежде, поступках, словах, частной и общественной жизни очень непросто. Нельзя забывать, что если студенты усомнятся в нравственных качествах преподавателя, если они перестанут верить его словам, если станут подозревать его в нечестности, он не сможет быть для них авторитетом.

    Общая интегративная модель качеств преподавателя может быть представлена как система качеств личности, каждое из которых предназначено для реализации следующих сфер деятельности:

    Ведение учебного процесса;

    Методическая работа и повышение личной квалификации;

    Воспитательная работа среди студентов;

    Научная работа;

    Управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность;

    Личная жизнедеятельность преподавателя.

    Ведущую роль в структуре качеств преподавателя играет его профессиональная компетентность, которая включает в себя шесть групп качеств: 1)высокий уровень знаний и умений по специальности (сферы обучения), 2) методическая культура, 3) культура научной деятельности, 4)информационная культура, 5)культура воспитательной деятельности, 6)культура нравственных отношений. Каждый из этих групп опирается на конкретные по содержанию первичные качества.

    1. Высокий уровень знаний по специальности . Знание психологии и педагогики, способов организации учебной деятельности, принципов разработки планов и конспектов учебных занятий, понимание концептуальных основ предмета, его места в общей системе знаний и в учебном плане подготовки специалиста, в сочетании с качествами творческой, активной личности необходимы педагогу в его непосредственной деятельности по обучению студентов.

    Хорошее знание предмета является наиболее важным для преподавателя: без знания структур и взаимосвязей учебного материала нарушаются правильный выбор учебных целей и содержания, стратегий преподавания, прояснение непонятного на подходящих примерах и сравнениях, да и сами эти структуры и взаимосвязи.


    2. Методическая культура преподавателя формируется на основе владения им педагогическими технологиями, методами, формами, приемами обучения, а также умений определять конкретные педагогические задачи, разрабатывать рабочую программу дисциплины на основе ГОС и учебных планов, планировать и проводить учебные занятия разных видов (лекционные, семинарские, лабораторные), управлять учебной деятельностью студентов.

    Иногда человек, обладающий глубокими знаниями, удивляется, почему студенты не понимают, из чего следуют сделанные им научные выводы, не воспринимают излагаемый им материал. В чем причина подобной неудачи? В неумении объяснять, в незнании методики преподавания, приемов обучения. Мы считаем, что методы обучения – это душа учебного занятия, а содержание учебного предмета – средство формирования личности студента как будущего специалиста.

    Знания можно передать обучающимся и сделать их интеллектуальным достоянием, а не балластом лишь в том случае, когда изучаемый материал вызывает живой интерес, доступен, понятен, заставляет задуматься, искать собственные решения. В этом - методическая культура преподавателя.

    3. Культура научной деятельности преподавателя . Особенность труда преподавателя вуза состоит и в том, что он должен постоянно заниматься научной работой, успешность которой состоит в получении ученой степени, звания. В этом творческом процессе преподаватель должен руководствоваться не только личными интересами, но и интересами кафедры и привлекать к научной работе студентов.

    Научная деятельность предполагает владение навыками исследовательского труда: знание методов исследования, сбора и обработки информации, видение результата исследования, определение актуальности и необходимости исследования, использования результатов научных исследований в учебном процессе; включение результатов исследования в содержание обучения, привлечение студентов к научным исследованиям, организация работы студенческих научных кружков. И здесь особенно необходимы развитое логическое мышление, умение выделить главное в разных источниках, установить логические связи между рассматриваемыми объектами.

    4. Информационная культура предполагает стремление человека быть в курсе последних событий в сфере профессиональной принадлежности, для чего весьма важны умение «добывать» новые знания и владение способами обработки полученной информации. Кроме того, для преподавателя необходимо освоение области новых информационных технологий, осмысление их сущности, возможностей применения и реализации в учебно-воспитательном процессе высшей школы.

    Признаками информационной культуры педагога являются:

    Стремление в своей профессиональной деятельности соответствовать современным требованиям информационного общества;

    Понимание роли и возможностей информационных технологий в развитии общества и системы образования;

    Умение конструировать и использовать новые информационные технологии и их средства в профессиональной деятельности;

    Владение информационными технологиями и их методиками.

    5. Культура воспитательной деятельности . Важнейшей составляющей в модели качеств преподавателя, характеризующей его как профессионала, является его умение быть воспитателем, т.е. знать формы и методы воспитательного воздействия, уметь определять цели и задачи воспитания, создавать необходимые условия для реализации целей воспитания.

    Необходимое условие успешного труда преподавателя - его умение владеть словом. Речь должна быть эмоциональна, хорошо восприниматься, преподаватель должен увлечь своим рассказом слушателей, быть веселым, остроумным, уметь владеть ситуацией и при необходимости мгновенно перестраиваться. Преподаватель должен обладать хорошей дикцией, уметь правильно говорить. Намного легче понять человека, если у него хорошо поставлен голос, он знает, где сделать паузу, где повысить или понизить голос, на чем сделать акцент, как лучше выразить мысль, делать обобщения и выводы.

    Для того чтобы научиться хорошо говорить, необходимо научиться ясно мыслить, а для этого надо быть эрудированным, образованным человеком, уметь убеждать, размышлять вместе со студентами, анализировать. Нужно владеть техникой речи, постоянно пополнять свой лексикон и практиковаться в ораторском искусстве.

    6. Нравственные качества преподавателя . Поскольку высшее образование предполагает становление у студентов социально одобряемых нравственных ценностей, преподаватель сам должен быть носителем и выразителем этих социально одобряемых ценностей, занимать активную социальную позицию.

    Известная истина: «Лечить, судить и учить можно только с чистыми руками» напрямую относится к деятельности преподавателя вуза.

    Этика предписывает преподавателю быть справедливым в оценке способностей и поведения студентов и коллег, ровным в обращении, принципиальным, внимательным, тактичным и благожелательным.

    Местоимение "ты" неуместно в обращении преподавателя к студентам: ведь студент не решится обратиться к преподавателю также, поэтому попытка преподавателя поставить себя этим обращением на один уровень со студентом чаще всего воспринимается студентом как демонстрация превосходства преподавателя.

    Привязанность же студента к необходимости сдавать экзамен тому преподавателю, который по расписанию читает лекцию для его потока или учебной группы, заставляет его "не портить отношения" с преподавателем, высказываться на занятиях так, как это требует преподаватель, несмотря на несогласие с его точкой зрения.

    Вред взаимоотношениям наносят самоуверенность и зазнайство, категоричность, нетерпимость к критике, неуважение к личному достоинству студентов, их профессиональному авторитету, грубость.

    Но знания норм морали и поведения недостаточно, важны желание действовать в соответствии с ними и системная тренировка навыков этического поведения.

    Можно выделить две группы первичных нравственных качеств преподавателя : 1) духовные качества и 2) культура поведения . Духовные качества должны подразумевать порядочность, честность, добросовестность, мужество, благородство, скромность, независимость, достоинство, милосердие. Поведение преподавателя должны отличать гуманность, вежливость, терпимость, уравновешенность, чуткость, внимательность, доброта, тактичность, приветливость, располагающий к себе внешний вид.

    Успешная педагогическая деятельность немыслима без такого важного качества, как организаторские способности . Зачастую хорошо подготовленный конспект учебного занятия с учетом всех методических требований не удается реализовать: студенты отвлекаются, переговариваются, занимаются своими делами. Почему? Причина проста: преподаватель не смог организовать их. Развитие в будущем педагоге организаторских способностей - обязательное условие подготовки к профессиональной деятельности.

    Организаторские качества включают три подсистемы качеств : 1) умение контактировать с людьми, 2)умение организовать коллективную деятельность и 3) авторитет.

    Деловые качества включают две основные группы качеств: 1) умение стратегически мыслить и 2) динамизм повседневной дея­тельности.

    Умение мыслить стратегически предполагает наличие высо­кого интеллекта, жизненной мудрости, широкого кругозора, любознательности, рассудительности; умение генерировать идеи, видеть и учитывать перспективу, ставить и формулировать зада­чи, выделять главное, предвидеть последствия принимаемых ре­шений.

    Модель тактики деятельности включает такие первичные ка­чества, как стремление к самовыражению, деловая активность, оперативность, целеустремлен­ность, способность доводить начатое дело до конца, самообла­дание, инициативность, гибкость, ориентированность на результат, наличие здравого смысла, уме­ние увязывать планы с реальными условиями.

    Таким образом, сфера деятельности и перечень знаний, умений и навыков, которыми должен об­ладать преподаватель(См. Приложение № О преподавателе), довольно широк:

    Понимание концептуальных основ предмета, его место в об­щей системе знаний и ценностей и в учебном плане;

    Знание возрастных, социальных, психологических и культур­ных особенностей обучающихся;

    Обладание знаниями, достаточными для аналитической оцен­ки, выбора и реализации образовательной программы;

    Знание сущности процессов обучения и воспитания, их пси­хологических основ; методов педагогических исследований и их возможности, способы обобщения и оформления резуль­татов исследовательского поиска;

    Знание путей совершенствования мастерства педагога;

    Знание технологии обучения, методов формирования навы­ков самостоятельной работы и развития творческих способ­ностей и логического мышления учащихся;

    Умение проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность, планиро­вать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

    Умение отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

    Умение создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей учения, разви­вать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

    Преподаватель приобретает эти знания и умения в процессе подготовки к педагогической деятельности и постоянно их со­вершенствует. Довольно часто педагогическая составляющая квалификации преподавателя вуза считалась второстепенной по отношению к научной. Отсутствие педагогического образования приводит к тому, что проблемы обучения преподаватель решает интуитивно, без опоры на методику преподавания.

    Как видим, профессиональная готовность преподавателя не исчерпывается только приобретением фундаментальных теоре­тических знаний; требуются педагогические умения, стремление развивать творческий потенциал - свой собственный и студен­ческий, настрой на соответствующую деятельность, умение использовать свои личностные возможности в решении педаго­гических задач в конкретных условиях.

    Учеб­ный процесс на всех ступенях обучения создает много сложных и трудных проблем, требующих от педагога постоянного, обосно­ванного и рационального их решения. Верно это положение и для высшей школы. Более того, здесь оно усугубляется тем обстоятель­ством, что преподаватель высшей школы сочетает в себе ученого-специалиста определенной профессиональной области и педагога. Так что количество проблем у преподавателя высшей школы только увеличивается, и все они требуют решения на основе глубокого знания и понимания многосложного процесса обучения студентов.

    Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:

    • Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.
    • Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.
    • Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».

    Преподаватель также должен понимать, чем живут современные ученики. Можно не любить Фейса или Ивангая, но не знать, кто эти люди, - значит отстать от жизни.

    Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети - другие. Они живут в , у них нет культа взрослого человека. Вот какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда.

    1. Уважение к детям

    Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра («Бьёт - значит любит). Непонятно. А вот с уважением всё намного проще.

    Уважать ученика - значит видеть в нём субъекта, а не чистый лист.

    2. Толерантность

    Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение.

    Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены , как взрослые, и могут мыслить свободно.

    Признайте за учеником право быть другим. И, возможно, вы вырастите нового Эйнштейна.

    3. Понимание того, что учитель оказывает услугу

    Почему-то этот пункт больше всего возмущает преподавателей и многих родителей. Возможно, дело в авторитете. Учитель - это звучит гордо, а услуги оказывают парикмахеры и грузчики. Несолидно!

    4. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами

    Пугать бесполезно. Нынешние дети не испытывают страх перед тем, чего боятся люди, пережившие «совок».

    5. Чувство границы

    Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей.

    6. Понимание своей миссии

    Учитель должен давать только полезные знания, которые нельзя просто нагуглить (а если можно, то учитель, скорее всего, напрасно тратит время).

    7. Самокритичность

    Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого. Все ошибаются. В том числе и крутые взрослые дяди и тёти. И чем раньше это осознают дети, тем лучше.

    8. Самоирония

    Способность быть несерьёзным и шутить над собой - необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. И просто отличное качество для жизни в .

    Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.

    Конечно, всё это труднодостижимо в условиях, когда на образование выделяются копейки. К сожалению, у школ часто нет выбора, и они вынуждены брать кого придётся. Тем не менее следует стремиться к идеалу.

    А что думаете вы? Каким должен быть современный учитель? Пишите в комментариях.