• Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. Литневская Е.И. Русский язык - Краткий теоретический курс для школьников - Литневская Е.И Краткий школьный курс русского языка

    Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

    Предисловие

    По русскому языку сегодня в среднем звене (5-9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

    Комплекс 1 - это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5-7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.

    Комплекс 2 - учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

    Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

    Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.

    Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

    Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.

    Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10-11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или - ?уже - филологического профиля).

    Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».

    Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10-11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).

    К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ - будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа - вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).

    Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.

    Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.

    Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

    Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

    Фонетикой,

    Лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

    Морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),

    Морфологией,

    Синтаксисом.

    Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография - на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

    Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.

    Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

    Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

    Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

    фонетика - звучащую речь,

    морфемика - состав слова,

    словообразование - производность слова,

    лексикология - словарный состав языка,

    морфология - слова как части речи,

    синтаксис - словосочетания и предложения.

    Морфология и синтаксис составляют грамматику.

    Современный русский литературный язык

    Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

    Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

    Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

    Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

    Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:

    1) язык, понимаемый нами без словаря, - это язык от Пушкина;

    2) язык, употребляемый нами, - это язык начиная с середины 20 века.

    Русский язык - это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV - XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка - древнерусского (восточнославянского) языка.

    Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

    Предисловие

    По русскому языку сегодня в среднем звене (5-9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

    Комплекс 1 - это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5-7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.

    Комплекс 2 - учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

    Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

    Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.

    Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

    Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.

    Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10-11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или - ?уже - филологического профиля).

    Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников- старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников- старшеклассников и поступающих в вузы».

    Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10-11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).

    К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ - будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа - вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).

    Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.

    Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.

    Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

    Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

    Фонетикой,

    Лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

    Морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),

    Морфологией,

    Синтаксисом.

    Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография - на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

    Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.

    Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

    Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

    Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

    фонетика - звучащую речь,

    морфемика - состав слова,

    словообразование - производность слова,

    лексикология - словарный состав языка,

    морфология - слова как части речи,

    синтаксис - словосочетания и предложения.

    Морфология и синтаксис составляют грамматику.

    Современный русский литературный язык

    Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

    Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

    Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

    Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

    Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:

    1) язык, понимаемый нами без словаря, - это язык от Пушкина;

    2) язык, употребляемый нами, - это язык начиная с середины 20 века.

    Русский язык - это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV - XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка - древнерусского (восточнославянского) языка.

    Литературный язык - язык культуры и язык общения культурных людей. Признаками литературного языка является его нормированность (наличие языковой нормы) и кодифицированность.

    Литературная норма - совокупность правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху. Она служит для единообразия в употреблении языковых средств (одинаковое и в силу этого понятное всем произношение, написание и словоупотребление), фильтрует поток заимствований, жаргонизмов, диалектизмов; сдерживает чрезмерно быстрое развитие литературного языка для обеспечения преемственности речевой культуры.

    Кодификация - фиксация языковой нормы в письменных и устных источниках (словари, справочники, учебники, речь культурных людей).

    Литературный язык является частью общенародного языка, включающего также диалекты, профессиональную лексику, жаргон, городское просторечие.

    Фонетика. Орфоэпия. Графика и

    Москва: Изд-во МГУ, 2006 - 240 с.

    Пособие содержит систематическое изложение всех разделов курса «Русский язык» с обзором материала, представленного в трех учебных комплексах, а также схемы и образцы разбора всех языковых единиц и комментарии к этим разборам. Задачей пособия является обобщение и систематизация знаний учащихся о языке и речи.

    Пособие составлено в соответствии с теоретическими установками, принятыми в довузовской подготовке на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.

    Для школьников старших классов, абитуриентов и учителей.

    Формат: doc / zip

    Размер: 582 Кб

    / Download файл

    Оглавление
    Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
    Предисловие
    Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке
    Современный русский литературный язык
    Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
    Звук и буква
    Фонетическая транскрипция
    Образование гласных и согласных звуков
    Гласные звуки и гласные буквы Ударные гласные
    Безударные гласные
    Согласные звуки и согласные буквы
    Глухие и звонкие согласные звуки
    Позиционное оглушение / озвончение
    Отражение глухости/звонкости согласных на письме
    Твёрдые и мягкие согласные звуки
    Позиционное смягчение согласных
    Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме
    Функции и правописание Ъ и Ь
    Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных
    Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)
    Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке
    Слог
    Ударение
    Орфоэпия
    Графика. Орфография
    Написание морфем (значимых частей слова)
    Слитное, раздельное и дефисное написание
    Употребление прописных и строчных букв
    Правила переноса
    Правила графических сокращений слов
    Фонетический разбор
    Часть 2. Морфемика и словообразование
    Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
    Классификация морфем русского языка
    Корень
    Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
    Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
    Окончание
    Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
    Основа
    Принципы морфемного анализа слова
    Алгоритм морфемного членения основы
    Соединительные элементы в слове (интерфиксы)
    Нулевой словообразующий суффикс
    Морфемный разбор (разбор слова по составу)
    Предмет и основные понятия словообразования
    Средство и способ словообразования
    Способы образования самостоятельных частей речи
    Существительное
    Прилагательное
    Числительное
    Местоимение
    Глагол
    Наречие
    Образование слов путём перехода из одной части речи в другую
    Словообразовательный разбор слова
    Отражение морфемного состава слова и его словообразовательных отношений в словарях
    Часть 3. Лексикология и лексикография
    Лексикология и лексикография
    Слово как единица лексики. Значение слова
    Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносных значений
    Омонимы
    Синонимы
    Антонимы
    Устаревшая лексика
    Неологизмы
    Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления
    Диалектизмы
    Специальная лексика
    Жаргонная лексика
    Стилистические пласты лексики
    Исконно русская лексика
    Заимствованная лексика
    Старославянизмы
    Фразеологизмы
    Речь. Текст
    Стили речи. Жанры речи
    Научный стиль
    Официально-деловой стиль
    Публицистический стиль
    Художественный стиль
    Разговорный стиль
    Типы речи
    Часть 4. Морфология
    Части речи в русском языке
    Имя существительное
    Разряды существительных по значению
    Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
    Род как морфологический признак существительного
    Число как морфологический признак существительного
    Падеж как морфологический признак существительных
    Склонение существительных
    Морфологический разбор существительного
    Имя прилагательное
    Разряды прилагательных по значению
    Склонение прилагательных
    Степени сравнения прилагательных
    Полнота / краткость прилагательных
    Переход прилагательных из разряда в разряд
    Морфологический разбор прилагательного
    Имя числительное
    Разряды числительных по значению
    Разряды числительных по структуре
    Грамматические признаки количественных числительных
    Грамматические признаки порядковых числительных
    Морфологический разбор числительного
    Местоимение как часть речи
    Разряды местоимений по значению
    Разряды местоимений по грамматическим признакам
    Грамматические признаки местоимений-существительных
    Грамматические признаки местоимений-прилагательных
    Грамматические признаки местоимений-числительных
    Морфологический разбор местоимения
    Разбор местоимений-существительных
    Разбор местоимений-прилагательных
    Разбор местоимений-числительных
    Наречие
    Классификация наречий по функции
    Классификация наречий по значению
    Грамматические признаки наречий
    Степени сравнения качественных наречий на -о / -е
    Сравнительная степень
    Категория состояния
    Морфологический разбор наречия
    Глагол
    Неопределённая форма глагола (инфинитив)
    Переходность / непереходность глагола
    Возвратность / невозвратность
    Вид как морфологический признак глагола
    Наклонение как морфологический признак глагола
    Время как морфологический признак глагола
    Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы
    Спряжение
    Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий
    Морфологический разбор спрягаемых форм глагола и инфинитива
    Причастие
    Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола
    Действительные причастия
    Страдательные причастия
    Причастия и отглагольные прилагательные
    Морфологический разбор причастия
    Разбор причастия как формы глагола:
    Разбор причастия как самостоятельной части речи:
    Деепричастие
    Морфологический разбор деепричастия
    Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:
    Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:
    Разбор деепричастия как формы глагола:
    Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:
    Служебные части речи
    Предлог
    Морфологический разбор предлога
    Союз
    Морфологический разбора союза
    Частица
    Морфологический разбор частицы
    Междометие
    Часть 5. Словосочетание
    Словосочетание. Связь слов в словосочетании
    Часть 6. Предложение
    Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
    Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ
    Простое предложение
    Главные члены предложения
    Подлежащее, способы его выражения
    Сказуемое. Типы сказуемого
    Простое глагольное сказуемое, способы его выражения
    Составное глагольное сказуемое
    Составное именное сказуемое
    Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
    Несогласованное сказуемое
    Односоставное предложение, выражение главного члена в нём
    Определённо-личные, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные предложения
    Безличные предложения
    Назывные предложения
    Второстепенные члены предложения
    Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос
    Определение, способы его выражения
    Дополнение, способы его выражения
    Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств
    Классификация простых предложений по распространённости и полноте
    Осложнённые предложения
    Однородные члены предложения
    Обособленные члены предложения
    Обращение
    Вводные слова, словосочетания и предложения.
    Вставные конструкции
    Прямая и косвенная речь
    Цитаты
    Синтаксический разбор простого предложения
    Последовательность операций при разборе
    Способы подчёркивания членов предложения
    Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения
    Описание осложняющих членов предложения
    Односоставные предложения
    Сложное предложение
    Сложносочинённое предложение
    Сложноподчинённое предложение
    Классификация типов придаточных предложений
    Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
    Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
    Придаточные обстоятельственные
    Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
    Сложноподчинённые предложения с придаточными места
    Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
    Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
    Сложноподчинённые предложения с придаточными условия
    Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
    Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки
    Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения
    Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия
    Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени
    Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными
    Типы придаточных предложений в русском языке
    Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточным
    Бессоюзное сложное предложение
    Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа)
    Синтаксический разбор сложного предложения
    Порядок разбора
    Построение схемы предложения

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Е. И. Литневская . Русский язык: краткий теоретический курс для школьников

    1. Словосочетание. Связь слов в словосочетании

    Словосочетание -- это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой -- зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

    Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик -- деревянный домик ).

    От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос (`обманывать") -- свободное словосочетание водить за руку.

    От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает ), а словосочетание -- нет.

    Существует и другое понимание словосочетания -- как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный ) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит .) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе 2.

    Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.

    Согласование -- подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

    Главное слово при согласовании -- существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие , освободите вагоны (прич.).

    Зависимое слово при согласовании может быть выражено

    1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу , краткое прилагательное в позиции определения -- в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать ,

    его, ее, их ), согласование то же: мою книгу ,

    3) порядковым числительным и числительным один , согласование то же: пятую / одну книгу ,

    4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу ,

    5) существительным -- согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем ,

    6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии): обеих девочек, обоих мальчиков .

    Управление -- подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

    Главное слово при управлении выражается

    2) существительным: чтение книги ,

    3) прилагательным: довольный успехом ,

    4) количественным числительным в И. (В.) падеже: три стула, пять стульев .

    Зависимое слово при управлении -- существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего .

    Примыкание -- вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

    Главное слово при примыкании:

    1) глагол: бежать быстро ,

    2) прилагательное: очень быстрый ,

    3) наречие: очень быстро ,

    4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше .

    Зависимое слово при примыкании выражается

    1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком , пиши быстрее ,

    2) деепричастием: говорил заикаясь ,

    3) инфинитивом: просил написать ,

    4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,

    5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки ,

    6) местоименным прилагательным его, ее, их : его дом / книга / окно,

    7) существительным -- несогласованным приложением: в газете «Известия» .

    Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания, они являются основой предложения и связаны между собой двусторонней связью, при которой спрягаемая форма сказуемого согласуется с подлежащим в числе и роде или лице, а сказуемое управляет подлежащим, требуя его постановки в именительном падеже: Завтра я ? дежурю . (Ср.: Завтра мне ? дежурить ).

    2. Предложение

    2.1 Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации

    Предложение -- это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершенная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.

    Основная функция предложения -- коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью).

    В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные.

    Повествовательные предложения служат для сообщения:

    Я приду к пяти часам.

    Вопросительные предложения служат для выражения вопроса:

    Ты придешь к пяти часам?

    Когда ты придешь?

    Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение:

    Кто этого не знает? = `все знают"

    Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие:

    Приходи к пяти часам.

    Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова -- вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.:

    Он приедет.

    Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?

    Пусть он приедет.

    Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией -- повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными .

    2.2 Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ

    Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения .

    Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

    Главные члены -- подлежащее и сказуемое , второстепенные -- определение , дополнение , обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.

    Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным . Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным . Ср.: Небо вдали потемнело -- Стемнело .

    В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение ) или несколько грамматических основ (сложное предложение ). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя -- Они опоздали, потому что шел сильный дождь .

    Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причем это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нем сохраняет свое лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

    2.3 Простое предложение

    2.3.1 Главные члены предложения . Подлежащее, способы его выражения

    Подлежащее -- это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чем говорится в предложении.

    В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

    Подлежащее -- одно слово :

    1) слова разных частей речи в предметном значении:

    Существительное в И. п.:

    Идет дождь .

    Местоимение-существиельное в И. п.:

    Я люблю осень .

    Прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

    Бородатый оглянулся .

    Причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

    Сидящий поднял голову .

    Наречие:

    Твои завтра мне надоели .

    Междометие:

    По лесу разносилось «ау» .

    2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:

    Десять не делится на три без остатка .

    3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться -- дело нужное .

    Местоположение подлежащего, выраженного инфинитивом, в предложении не закреплено (например, за абсолютным началом предложения); ср.: Дело нужное -- учиться . Если в предложении один из главных членов выражен существительным в И. п. , а другой -- инфинитивом, то инфинитив будет выступать как подлежащее.

    4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нем выносится суждение как о языковой единице: Иди -- форма повелительного наклонения глагола; Не -- отрицательная частица .

    Подлежащее -- словосочетание :

    1. Подлежащее -- словосочетание:

    1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ.) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе:

    Брат с сестрой вернулись порознь -- ср.: Мать с ребенком ходила к врачу .

    2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.:

    Прошло три года .

    Куча вещей скопилась в углу.

    У меня много работы .

    3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:

    Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.

    От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

    4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п.) с выделительным значением:

    Любой из них мог это сделать.

    Трое из выпускников получили золотые медали.

    Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.

    5) инфинитив + инфинитив / имя (объем такого подлежащего совпадает с объемом составного глагольного или составного именного сказуемого -- см. далее):

    Быть грамотным престижно.

    Хотеть стать грамотным естественно .

    2. Подлежащее -- фразеологизм :

    Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием.

    У него золотые руки.

    2.3.2 Сказуемое. Типы сказуемого

    Сказуемое -- главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

    Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении -- и времени).

    Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное .

    Простое глагольное сказуемое, способы его выражения

    Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.

    ПГС -- одно слово :

    1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим:

    2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует:

    А шапка бац прямо на пол .

    Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать .

    ПГС -- словосочетание :

    1. ПГС -- фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание -- может иметь следующее строение и типовое значение:

    1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:

    Я иду, иду, а до леса еще далеко .

    2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие:

    Вот уж сказал так сказал .

    3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:

    Сам спать не спит и другим не даёт.

    Жду не дождусь весны.

    4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:

    А он возьми да и скажи / знай себе распевает .

    5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:

    Пойду погуляю в саду .

    6) глагол с частицей было , вносящей значение несостоявшегося действия:

    Я собрался было в кино, но не пошел .

    7) конструкция со значением интенсивности действия:

    Он только и делает, что спит.

    2. ПГС-фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и Т. п.:

    Он принял участие в конференции (=участвовал).

    Составное глагольное сказуемое

    Составное глагольное сказуемое (СГС) имеет следующую структуру:

    приинфинитивная часть + инфинитив.

    Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого -- называет действие.

    Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия -- указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).

    Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать ) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):

    Модальное значение может выражаться

    1) глаголами уметь, мочь, хотеть , желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить , ненавидеть, остерегаться и Т. п.

    2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен , а также наречиями и существительными с модальным значением:

    Я был готов / не прочь / в состоянии подождать .

    Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм :

    Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)

    Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать).

    Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать).

    Осложнение СГС происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:

    Я начал хотеть есть .

    Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть.

    Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться -- в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть , который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить , например:

    Не прийти -- значит обидеть .

    Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

    1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать;

    2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили ее спеть (все просили , а спеть должна она );

    3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять.

    Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

    Составное именное сказуемое

    Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:

    приименная часть (связка) + именная часть .

    Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

    Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.

    Приименная часть бывает:

    1)отвлеченная : глагол быть (в значении "являться", а не "находиться" или "иметься"), который выражает только грамматическое значение сказуемого -- наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме:

    Он студент / был студентом .

    2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др. , которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части:

    Он оказался студентом.

    Она казалась усталой.

    3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.:

    Мы вернулись домой усталые .

    Он работал дворником .

    Он жил отшельником.

    Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.

    Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.

    Однословное выражение именной части:

    1) существительное в падежной форме, чаще в И. п. / Т. п.:

    Он дворник / был дворником.

    Юбка была в клетку.

    2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения:

    Слова его были глупы.

    Он стал выше отца.

    Он самый высокий в классе.

    3) полное или краткое причастие:

    Письмо не было распечатано.

    4) местоимение:

    Этот карандаш мой!

    5) числительное:

    Он был восьмым в очереди.

    6) наречие:

    Разговор будет начистоту.

    Мне было жаль старика.

    Неоднословное выражение именной части:

    1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:

    а) слово с количественным значением + существительное в Р. п:

    Мальчик был пяти лет .

    б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла):

    Он лучший ученик в классе .

    2) фразеологизм:

    Он был притчей во языцех.

    Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом :

    Он имел вид смурной и рассеянный -- фразеологизм в связочной части;

    Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола:

    Она хотела казаться усталой ;

    Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области .

    Особенности согласования сказуемого с подлежащим

    Несогласованное сказуемое

    Согласование сказуемого с подлежащим осуществляется в числе, роде (для сказуемых, выраженных формами, имеющими родовую характеристику) и лице (при подлежащих, выраженных личными местоимениями и сказуемых в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении).

    Основные проблемы при согласовании сказуемого с подлежащим бывают связаны с согласованием по числу. Подлежащие, вызывающие подобные проблемы, можно разбить на три группы.

    I. В подлежащем слова большинство, меньшинство, часть

    единственном числе, если

    1) у этих слов в подлежащем нет зависимых слов:

    Большинство решило идти в кино.

    2) у них есть зависимое слово в единственном числе:

    Большинство класса решило идти в кино.

    3) в сказуемом стоит страдательное причастие:

    Большинство класса было приглашено на день рождения.

    Сказуемое ставится во множественном числе, если подчеркивается множественность или самостоятельность субъектов:

    Большинство мальчиков и девочек решили идти в кино.

    II. Подлежащее -- числительное + существительное в родительном падеже

    В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если

    1) подчеркивается единство или совокупность:

    В зал помещается сто человек.

    2) обозначается время или пространство:

    Прошло сорок лет.

    3) числительное оканчивается на один :

    Тридцать один человек поехал на экскурсию.

    4) используются числительные (грамматически -- существительные) тысяча, миллион, миллиард :

    На концерт пришла тысяча человек.

    Сказуемое ставится во множественном числе, если

    1) в подлежащем числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре :

    К нам подошли два парня.

    2) у подлежащего есть определения все, эти, указанные и т. д.:

    Все трое приглашенных пришли одновременно.

    В остальных случаях сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

    III. Подлежащее -- оборот сущ. в И. п. + с + сущ. в Т. п.

    При этом сказуемое ставится во множественном числе, если подчеркивается самостоятельность и равноправность субъектов:

    Брат с сестрой вернулись порознь.

    Если основным производителем действия является лицо, выраженное именительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе, а подлежащим будет только существительное в И. п.:

    Мать с ребенком ходила к врачу.

    Сказуемое согласуется с подлежащим в лице или роде.

    Согласование в лице происходит в том случае, если сказуемое стоит в форме изъявительного наклонения настоящего/будущего времени и в повелительном наклонении. Сказуемое ставится в 1 лице при местоимениях я, мы , во 2-м при местоимениях ты, вы , в 3-м при местоимениях он, она, оно, они и существительных.

    Согласование в роде происходит у сказуемого в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в условном наклонении. Проблемы возникают в следующих случаях:

    1) подлежащее имеет при себе приложение. При приложении -- имени нарицательном согласование происходит с главным словом:

    Мама-учитель пришла домой.

    При наличии имени собственного сказуемое в роде согласуется с ним (в этом случае собственное имя -- подлежащее, нарицательное -- приложение):

    Врач Петрова принимала больных.

    2) подлежащее -- неизменяемое слово требует сказуемого в ср. р. ед. ч.:

    По лесу разносилось «ау».

    Несогласованное сказуемое характерно главным образом для разговорной речи и выражается

    1) формой повелительного наклонения в значении условного наклонения или изъявительного наклонения прошедшего времени:

    Приди он вовремя, ничего бы не случилось (= пришел бы).

    Я же и приди к нему не вовремя (= пришел).

    2) глагольной формой есть в значении "имеется":

    Есть человек, который думает иначе. Есть люди, которые думают иначе .

    3) глаголом в форме инфинитива:

    А он хохотать .

    4) глаголом в междометной форме:

    А шапка бац ему прямо в лицо .

    2.4 Односоставное предложение, выражение главного члена в нем

    Односоставное предложение имеет только один из главных членов. Главный член в нем независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного -- как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом -- сказуемым и с главным членом -- подлежащим:

    Односоставность сама по себе не свидетельствует о неполноте предложения, так как наличие только одного из главных членов достаточно для понимания смысла этого предложения.

    2.5 Определенно-личные, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения

    В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы :

    Иди сюда.

    Иду .

    Пойдемте в кино.

    В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:

    В дверь . стучат / . постучали .

    Пусть стучат .

    Если бы стучали громче, я бы услышал.

    В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всем и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определенно- или неопределенно-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:

    Любишь кататься -- люби и саночки возить.

    Цыплят по осени считают.

    Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

    К обобщенно-личным относятся и предложения типа Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.

    2.6 Безличные предложения

    Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) -- это так называемая безличная форма.

    Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с ПГС и выражается:

    1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого -- быть главным членом безличных односоставных предложений:

    Холодает / холодало / будет холодать.

    2) личным глаголом в безличной форме:

    Темнеет .

    3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

    Ветра не было / нет .

    СГС , может иметь следующее выражение:

    1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:

    За окном стало темнеть .

    2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:

    Жаль / было жаль расставаться с друзьями.

    Пора собираться в дорогу .

    Главный член, сходный по структуре с СИС , выражается:

    1) глагол-связка в безличной форме + наречие:

    Было жаль старика.

    На улице . становилось свежо.

    2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

    В комнате было накурено.

    Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения:

    Ему завтра дежурить.

    Всем встать!

    Безличные предложения обозначают:

    1) бессубъектные состояния:

    На улице темнеет.

    2) действия, происходящие помимо воли субъекта:

    Меня знобит.

    3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:

    Волной смыло лодку.

    2.7 Назывные предложения

    Назывное предложение -- это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:

    Бессонница . Гомер . Тугие паруса

    (О. Э. Мандельштам).

    В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки -- восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

    Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

    Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:

    Поздняя осень .

    Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:

    Скоро осень . Ср.: Скоро наступит осень .

    На улице дождь . Ср.: На улице идет дождь .

    2.8 Второстепенные члены предложения . Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос

    В русском языке три вида второстепенных членов -- определение, дополнение и обстоятельство.

    2.8.1 Определение, способы его выражения

    Определение -- второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?.

    По характеру связи с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные.

    Согласованные определения уподобляются определяемому слову в формах числа, падежа, а в единственном числе -- и рода, т. е. связываются с ним согласованием. Согласованные определения выражаются:

    1) прилагательным:

    Я надену белую рубашку.

    2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их ):

    Дай мне твою руку.

    3) порядковым числительным:

    Принеси пятый том.

    4) причастием:

    На столе лежит нераспечатанное письмо.

    Для этих частей речи согласование осуществляется в числе, падеже, роде (в ед. ч.):

    5) существительным; согласование в падеже и числе (если существительное-приложение изменяется по числам):

    Чижа захлопнула злодейка западня (И. А. Крылов).

    Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:

    1) существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (в том числе несогласованным приложением):

    Я люблю пьесы Чехова.

    На ней была юбка в клетку.

    Мы выписываем журнал «За рулем».

    2) существительным в И. п. -- несогласованным приложением:

    Я побывал на озере Байкал.

    2) притяжательным местоимением его, ее, их :

    Это его дом.

    Не видно его дома.

    3) неизменяемыми прилагательным:

    Вес нетто этой коробки -- пять килограммов.

    4) наречием:

    Нам подали яйца всмятку и кофе по-варшавски..

    5) глаголом в форме инфинитива:

    У него было большое желание учиться.

    Несогласованные определения могут быть также выражены словосочетанием, представляющим собой

    1) фразеологически свободное словосочетание:

    У него сыновья восьми и пятнадцати лет.

    2) фразеологизм:

    Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чем-то симпатичен.

    Разновидностью определений являются приложения -- определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом согласованием или примыканием. Приложения имеют следующие значения:

    1) качество, свойство предмета:

    На крыльце стояла старуха мать.

    2) возраст, звание, род занятий человека:

    Сегодня принимает врач Гудилин.

    3) пояснение, более точное название:

    А. С. Пушкин, великий русский поэт, положил начало современному языку.

    В саду растет шиповник -- кустарник с крупными, похожими на розу цветами.

    4) название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т. д.:

    Я люблю роман «Евгений Онегин».

    5) географические названия:

    Мне хочется посмотреть на озеро Байкал.

    Основная масса приложений является согласованными определениями, исключение составляют приложения-названия, заключенные в кавычки, некоторые географические названия и прозвища:

    Я выписываю газету «Вечерняя Москва».

    Я живу в городе Москва.

    Сообщение историка было посвящено Всеволоду Большое Гнездо.

    2.8.2 Дополнение, способы его выражения

    Дополнение -- второстепенный член предложения с предметным значением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее:

    1) существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах с предлогом или без предлога:

    Я читаю письмо и думаю о тебе.

    2) любой частью речи в функции существительного:

    Он посмотрел на вошедшего.

    3) инфинитивом:

    Все просили ее спеть.

    4) числительным:

    Разделите десять на два .

    5) фразеологически свободным сочетанием числительного с существительным в Р. п.:

    Я купил пять книг.

    6) фразеологически связанным словосочетанием:

    Я прошу тебя не вешать нос.

    Дополнения поясняют

    1) основное -- глагол (примеры см. выше)

    2) существительное со значением действия или деятеля:

    Он руководитель кружка.

    Он осуществляет руководство кружком.

    3) прилагательное в краткой или -- редко -- в полной форме:

    Я зол на друга.

    4) сравнительную степень прилагательного или наречия:

    Роза ароматнее других цветов.

    Он прыгнул выше отца .

    Если дополнение относится к переходному глаголу или к наречию, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым . Кроме формы винительного падежа без предлога слов любой именной части речи (Я уже читал эти книги ), прямое дополнение может выражаться:

    1) формой Р. п. без предлога в отрицательных предложениях: Я не читал этих книг ;

    2) формой Р. п. без предлога при переходных глаголах, совмещающих значение достижения результата с количественным значением: Пойду куплю хлеба ;

    3) формой Р. п. при некоторых наречиях -- сказуемых безличного предложения: Мне жаль потраченного времени.

    Все остальные дополнения -- косвенные .

    2.8.3 Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств

    Обстоятельство -- второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

    По значению выделяются обстоятельства

    1) образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом? ):

    Мы пошли пешком.

    2) времени (когда? с каких пор? до каких пор? ):

    Мы приехали вчера.

    3) места (где? куда? откуда? ):

    Я побежал вперед.

    4) причины (почему? ):

    От усталости у меня кружится голова.

    5) цели (зачем? ):

    Я пришла мириться.

    6) меры и степени (в какой мере, степени? ) -- эти обстоятельства в основном относятся к прилагательным, причастиям, наречиям:

    Он был очень внимателен и все сделал совершенно правильно.

    7) условия (при каком условии? ):

    Без звонка туда идти нельзя.

    8) уступки (несмотря на что? ):

    Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.

    Обстоятельства бывают выражены

    1) наречиями (для наречий эта синтаксическая функция -- основная):

    Мы приехали утром.

    2) деепричастиями (в том числе с зависимыми словами -- деепричастными оборотами):

    Он сидел, греясь на солнце.

    3) именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. -- сравнительными оборотами):

    Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.

    4) инфинитивом:

    Я хочу пойти прогуляться

    5) устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями:

    Я потерял тетрадь два дня тому назад.

    Он бежал сломя голову, но все равно пришел к шапочному разбору.

    2.9 Классификация простых предложений по распространенности и полноте

    По наличию второстепенных членов (определение, дополнение, обстоятельство) простые предложения делятся на распространенные инераспространенные. Предложение, состоящее только из главных (главного) членов предложения, называется нераспространенным . Если в предложении помимо главных членов есть хотя бы один второстепенный член, то такое предложение называется распространенным .

    В предложении могут быть пропущены отдельные члены. В основном это происходит тогда, когда они уже были употреблены в предыдущем контексте:

    Я пошел домой, а он -- в кино.

    Предложения с лексически не выраженными членами, которые легко восстанавливаются по смыслу из контекста, называются неполными . Предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания их смысла главные и второстепенные члены, называются полными . Неполнота предложений часто возникает в диалогической речи и в тех случаях, когда простые предложения становятся частями сложного:

    -- Ты куда идешь?

    -- В библиотеку.

    Неполными могут быть как распространенные, так и нераспространенные предложения, как двусоставные, так и односоставные. Ср.:

    -- Кому-нибудь еще холодно? (односоставное, распространенное, полное)

    -- Мне. (односоставное, распространенное, неполное)

    2.10 Осложненные предложения

    Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью. Осложнение предложения вызывают

    1) днородные члены,

    2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот),

    3) вводные слова и предложения, вставные конструкции,

    4) обращения,

    2.11 Однородные члены предложения

    Однородными называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной или бессоюзной связью и выполняющих одинаковую синтаксическую функцию.

    Однородные члены равноправны, не зависят друг от друга.

    Однородные члены соединяются сочинительными союзами или просто перечислительной интонацией. В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:

    Это была полезная, потому что развивающая игра .

    Книга интересная, хотя сложная.

    Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены.

    Однородные члены могут иметь одинаковое или разное морфологическое выражение:

    Он часто был простужен и лежал неделями в кровати.

    Некоторую сложность представляет выявление однородности определений. Определения считаются однородными в следующих случаях:

    1) они используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны:

    На столе разбросаны красные, синие, зеленые карандаши.

    2) они перечисляют признаки одного предмета, оцениваемые положительно или отрицательно, т. е. синонимичные эмоционально:

    Это была холодная, снежная, скучная пора.

    3) последующее определение раскрывает содержание предыдущего:

    Перед ним открылись новые, неведомые горизонты.

    4) первое определение -- прилагательное, второе -- причастный оборот:

    На столе лежал маленький, неразборчиво подписанный конверт.

    5) при обратном порядке слов (инверсии):

    На столе лежал портфель -- большой, кожаный.

    При однородных членах могут быть обобщающие слова -- слова с более общим по отношению к однородным членам значением. Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены, и могут стоять как до, так и после однородных членов.

    1. Обобщающее слово до однородных членов:

    Все изменилось: и мои планы , и мое настроение .

    Все : и мои планы , и мое настроение -- неожиданно изменилось.

    Все изменилось, как-то: обстоятельства , мои планы , мое настроение .

    2. Обобщающее слово после однородных членов

    В столе, в шкафах -- везде валялись обрывки бумаг и газет.

    В столе, в шкафах -- словом, везде валялись обрывки бумаг и газет.

    2.12 Обособленные члены предложения

    Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу, интонационно и пунктуационно.

    Обособленными могут быть любые члены предложения.

    Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и нераспространенными:

    Этот человек, тощий, с палочкой в руке, был мне неприятен.

    Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.

    Обособленные обстоятельства чаще бывают выражены деепричастиями и деепричастными оборотами:

    Размахивая руками, он что-то быстро говорил.

    Обособляться могут также обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на :

    Несмотря на все старания, я никак не мог уснуть.

    Обособление других обстоятельств зависит от намерения автора: они обычно обособляются, если им придают особое значение или, наоборот, рассматривают как попутное замечание. Особенно часто обособляются обстоятельства с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки :

    Вопреки прогнозу, погода стояла солнечная.

    Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая :

    Кроме него, пришло еще пять человек.

    Некоторые обособленные члены могут иметь уточняющий, поясняющий или присоединительный характер.

    Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

    Его сообразительность , вернее быстрота реакции , поразила меня (подлежащее).

    Внизу, в тени, шумела река (обстоятельство).

    Пояснительным является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или (= то есть):

    Последняя, четвертая часть романа заканчивается эпилогом.

    Присоединительным является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания. Присоединительные члены обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только :

    Над ним часто посмеивались, и справедливо.

    2.13 Обращение

    Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже - предмет), к которому обращена речь. Обращение может выражаться однословно и неоднословно. Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в И. п. , неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или междометие о :

    Дорогая внучка , почему ты мне стала редко звонить?

    Ожидающие рейс из Сочи , пройдите в зону прилета.

    Опять я ваш, о юные друзья ! (название элегии А. С. Пушкина).

    Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:

    Эй, в шляпе , вы крайний?

    В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:

    Эй, вы , идите сюда!

    Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:

    Петя ! Немедленно иди сюда! (предложение односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением).

    2.14 Вводные слова, словосочетания и предложения. Вставные конструкции

    Вводные слова и словосочетания показывают отношение говорящего к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

    Вводные слова и словосочетания делятся на группы в зависимости от выражаемого ими значения:

    1) чувства, эмоции: к сожалению, к досаде, к ужасу, к счастью, к удивлению, на радость, странное дело, не ровен час, спасибо еще и др.:

    К счастью , с утра погода наладилась.

    2) оценка говорящим степени достоверности сообщаемого: конечно, несомненно, пожалуй, возможно, кажется, должно быть, разумеется, в самом деле, в сущности, по существу, по сути, надо полагать, думаю и др.:

    Пожалуй , погода сегодня будет хорошая.

    3) источник сообщаемого: по-моему, помнится, мол, дескать, по словам, говорят, по мнению и др.:

    По-моему , он предупреждал об отъезде.

    4) связь мыслей и последовательность их изложения: во-первых, наконец, далее, наоборот, напротив, главное, таким образом, с одной стороны, с другой стороны и др.:

    С одной стороны , предложение интересное, с другой -- опасное.

    5) способ оформления мыслей: словом, так сказать, иначе/вернее/точнее говоря, другими словами и др.:

    Подобные документы

      Главные члены предложения и особенности порядка слов в повествовательном предложении в английском языке. Способы выражения отрицания в предложении: частицей not, отрицательным местоимением или наречием. Правила построения вопросительных предложений.

      реферат , добавлен 19.02.2011

      Предложение в русском языке как главная единица синтаксиса. Грамматическая его основа, состоящая из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого). Формальная и коммуникативная организация предложения. Изучение связи слова в словосочетании.

      реферат , добавлен 11.10.2014

      Функция порядка слов в предложении. Прямой, обратный (инвертированный), прогрессивный и регрессивный типы порядка слов. Способы построения простого предложения немецкого языка, взаимодействие между собой главных и второстепенных членов предложения.

      курсовая работа , добавлен 08.11.2013

      Связи, существующие между латинским и остальными индоевропейскими языками. Главные члены предложения: подлежащее (subjectum) и сказуемое (praedicatum). Порядок слов в предложениях, флективный строй латинского языка. Синтаксис страдательных конструкций.

      контрольная работа , добавлен 19.05.2010

      Раскрытие понятий "звук", "слог", "состав слова", "синоним", "словосочетание", однозначных и многозначных слов в русском языке. Самостоятельные части речи. Простые и сложные предложения, его главные и второстепенные члены. Причастие и деепричастие.

      шпаргалка , добавлен 08.12.2010

      Перевод предложений с употреблением модальных глаголов и их эквивалентов. Перевод предложений в пассивном залоге на русский язык, определение видовременной формы сказуемого. Грамматическая основа предложения. Функции глаголов to be, to have, to do.

      контрольная работа , добавлен 16.09.2013

      История происхождения латинского языка. Синтаксические особенности простых латинских предложений, их главные члены и порядок слов, а также специфика перевода страдательного залога. Перевод с латинского на русский язык отрывка из персонального права.

      контрольная работа , добавлен 26.03.2010

      Понятие термина и терминологические словосочетания. Проблема полисемии терминологических единиц. Терминологическая лексика в печатных СМИ. Терминологические словосочетания по экономике, особенности их функционирования и перевода на русский язык.

      дипломная работа , добавлен 11.06.2014

      Процесс проникновения заимствований в русский язык. Причины проникновения иноязычных слов в нашу речь. Пути проникновения иностранных слов и освоение заимствованной лексики. Анализ различных точек зрения на проникновение иностранных слов в русский язык.

      курсовая работа , добавлен 22.01.2015

      Структура и основные элементы словосочетания в английском языке. Виды синтаксических отношений. Основа альтернативного подхода к словосочетанию, его главные отличия от предложения. Теория о трех рангах. Понятие и свойства примыкания. Атрибутивная связь.

    Русский язык - Краткий теоретический курс для школьников - Литневская Е.И. - 2006.

    Пособие содержит систематическое изложение всех разделов курса «Русский язык» с обзором материала, представленного в трех учебных комплексах, а также схемы и образцы разбора всех языковых единиц и комментарии к этим разборам. Задачей пособия является обобщение и систематизация знаний учащихся о языке и речи.
    Пособие составлено в соответствии с теоретическими установками, принятыми в довузовской подготовке на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова.
    Для школьников старших классов, абитуриентов и учителей.

    Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
    Предисловие
    Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке
    Современный русский литературный язык
    Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
    Звук и буква
    Фонетическая транскрипция
    Образование гласных и согласных звуков
    Гласные звуки и гласные буквы Ударные гласные
    Безударные гласные
    Согласные звуки и согласные буквы
    Глухие и звонкие согласные звуки
    Позиционное оглушение / озвончение
    Отражение глухости/звонкости согласных на письме
    Твёрдые и мягкие согласные звуки
    Позиционное смягчение согласных
    Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме
    Функции и правописание Ъ и Ь
    Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных
    Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)
    Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке
    Слог
    Ударение
    Орфоэпия
    Графика. Орфография
    Написание морфем (значимых частей слова)
    Слитное, раздельное и дефисное написание
    Употребление прописных и строчных букв
    Правила переноса
    Правила графических сокращений слов
    Фонетический разбор

    Часть 2. Морфемика и словообразование
    Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах
    Классификация морфем русского языка
    Корень
    Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
    Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
    Окончание
    Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
    Основа
    Принципы морфемного анализа слова
    Алгоритм морфемного членения основы
    Соединительные элементы в слове (интерфиксы)
    Нулевой словообразующий суффикс
    Морфемный разбор (разбор слова по составу)
    Предмет и основные понятия словообразования
    Средство и способ словообразования
    Способы образования самостоятельных частей речи
    Существительное
    Прилагательное
    Числительное
    Местоимение
    Глагол
    Наречие
    Образование слов путём перехода из одной части речи в другую
    Словообразовательный разбор слова
    Отражение морфемного состава слова и его словообразовательных отношений в словарях

    Часть 3. Лексикология и лексикография
    Лексикология и лексикография
    Слово как единица лексики. Значение слова
    Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Типы переносных значений
    Омонимы
    Синонимы
    Антонимы
    Устаревшая лексика
    Неологизмы
    Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления
    Диалектизмы
    Специальная лексика
    Жаргонная лексика
    Стилистические пласты лексики
    Исконно русская лексика
    Заимствованная лексика
    Старославянизмы
    Фразеологизмы
    Речь. Текст
    Стили речи. Жанры речи
    Научный стиль
    Официально-деловой стиль
    Публицистический стиль
    Художественный стиль
    Разговорный стиль
    Типы речи

    Часть 4. Морфология
    Части речи в русском языке
    Имя существительное
    Разряды существительных по значению
    Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
    Род как морфологический признак существительного
    Число как морфологический признак существительного
    Падеж как морфологический признак существительных
    Склонение существительных
    Морфологический разбор существительного
    Имя прилагательное
    Разряды прилагательных по значению
    Склонение прилагательных
    Степени сравнения прилагательных
    Полнота / краткость прилагательных
    Переход прилагательных из разряда в разряд
    Морфологический разбор прилагательного
    Имя числительное
    Разряды числительных по значению
    Разряды числительных по структуре
    Грамматические признаки количественных числительных
    Грамматические признаки порядковых числительных
    Морфологический разбор числительного
    Местоимение как часть речи
    Разряды местоимений по значению
    Разряды местоимений по грамматическим признакам
    Грамматические признаки местоимений-существительных
    Грамматические признаки местоимений-прилагательных
    Грамматические признаки местоимений-числительных
    Морфологический разбор местоимения
    Разбор местоимений-существительных
    Разбор местоимений-прилагательных
    Разбор местоимений-числительных
    Наречие
    Классификация наречий по функции
    Классификация наречий по значению
    Грамматические признаки наречий
    Степени сравнения качественных наречий на -о / -е
    Сравнительная степень
    Категория состояния
    Морфологический разбор наречия
    Глагол
    Неопределённая форма глагола (инфинитив)
    Переходность / непереходность глагола
    Возвратность / невозвратность
    Вид как морфологический признак глагола
    Наклонение как морфологический признак глагола
    Время как морфологический признак глагола
    Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы
    Спряжение
    Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий
    Морфологический разбор спрягаемых форм глагола и инфинитива
    Причастие
    Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола
    Действительные причастия
    Страдательные причастия
    Причастия и отглагольные прилагательные
    Морфологический разбор причастия
    Разбор причастия как формы глагола:
    Разбор причастия как самостоятельной части речи:
    Деепричастие
    Морфологический разбор деепричастия
    Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола:
    Схема морфологического разбора деепричастия как самостоятельной части речи:
    Разбор деепричастия как формы глагола:
    Разбор деепричастия как самостоятельной части речи:
    Служебные части речи
    Предлог
    Морфологический разбор предлога
    Союз
    Морфологический разбора союза
    Частица
    Морфологический разбор частицы
    Междометие

    Часть 5. Словосочетание
    Словосочетание. Связь слов в словосочетании

    Часть 6. Предложение
    Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации
    Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ
    Простое предложение
    Главные члены предложения
    Подлежащее, способы его выражения
    Сказуемое. Типы сказуемого
    Простое глагольное сказуемое, способы его выражения
    Составное глагольное сказуемое
    Составное именное сказуемое
    Особенности согласования сказуемого с подлежащим.
    Несогласованное сказуемое
    Односоставное предложение, выражение главного члена в нём
    Определённо-личные, неопределённо-личные предложения, обобщённо-личные предложения
    Безличные предложения
    Назывные предложения
    Второстепенные члены предложения
    Виды второстепенных членов предложения. Грамматический и синтаксический вопрос
    Определение, способы его выражения
    Дополнение, способы его выражения
    Обстоятельство, способы его выражения. Виды обстоятельств
    Классификация простых предложений по распространённости и полноте
    Осложнённые предложения
    Однородные члены предложения
    Обособленные члены предложения
    Обращение
    Вводные слова, словосочетания и предложения.
    Вставные конструкции
    Прямая и косвенная речь
    Цитаты
    Синтаксический разбор простого предложения
    Последовательность операций при разборе
    Способы подчёркивания членов предложения
    Обозначение слов и оборотов, не являющихся членами предложения
    Описание осложняющих членов предложения
    Односоставные предложения
    Сложное предложение
    Сложносочинённое предложение
    Сложноподчинённое предложение
    Классификация типов придаточных предложений
    Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
    Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
    Придаточные обстоятельственные
    Сложноподчинённые предложения с придаточными времени
    Сложноподчинённые предложения с придаточными места
    Сложноподчинённые предложения с придаточными причины
    Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия
    Сложноподчинённые предложения с придаточными условия
    Сложноподчинённые предложения с придаточными цели
    Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки
    Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения
    Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия
    Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени
    Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными
    Типы придаточных предложений в русском языке
    Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточным
    Бессоюзное сложное предложение
    Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа)
    Синтаксический разбор сложного предложения
    Порядок разбора
    Построение схемы предложения

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Русский язык - Краткий теоретический курс для школьников - Литневская Е.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.