• Роль и задачи медицинской психологии в профессиональной подготовке психолога. Задачи медицинской психологии

    Предмет и задачи медицинской психологии Медицинская психология - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

    В медицинскую психологию, как одну из отраслей психологии, включаются или связаны с ней следующие разделы: психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, патопсихология, психология индивидуальных различий, возрастная клиническая психология, семейная клиническая психология, психология девиантного поведения, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

    Медицинская психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса медицинской психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования.

    В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию делят на общую медицинскую психологию и частную.

    Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.

    Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

    Предмет и задачи медицинской психологии.
    Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.

    Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменении структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Другая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

    Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А.Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгарник).

    Предметом изучения медицинской психологии является: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях - при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

    В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т.д.

    Медицинская психология изучает: 1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; 2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; 3) состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты; 4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

    Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.

    Методы медицинской психологии.
    Основные методы медико-психологического исследования - беседа, наблюдение и эксперимент.

    Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

    Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.

    Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.

    Например. Система Вине - Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются, и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.

    Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 - практического действия. Первые 6 заключаются в исследовании: 1) осведомленности, 2) общей сообразительности, 3) способности воспроизведения чисел, 4) решения арифметических задач, 5) установления сходства, б) определения 42 слов. Пять тестов действия представляют задачи на: 1) узнавание объектов с недостающими частями; 2) установление последовательности картин; 3) складывание рисунков из частей; 4) составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу; 5) шифровку чисел, согласно коду, в течение 90 с.

    Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятнах. Тестирование по методу Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.

    Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММР1) широко используется у нас в стране в модификации отечественных авторов.

    Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.

    Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи :

    • - изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
    • - изучение влияния тех или иных болезней на психику;
    • - изучение различных проявлений психики в их динамике;
    • - изучение нарушений развития психики;
    • - изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
    • - разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
    • - создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях .

    В медицинской сфере часто используется термин "клиническая психология". Порой понятия "медицинская психология" и "клиническая психология" используются как синонимы. Этого мнения придерживались, например, М. С. Роговин (1969), А. Е. Личко и Н. Я. Иванов (1992), Ю. Ф. Поляков (1996) . Однако представление других авторов в отечественной психологии (Н. В. Иванов, В. М. Блeйхер, В. М. Банщиков) сводится к пониманию клинической психологии как области медицинской психологии, имеющей прикладной характер и ориентированной на потребности психиатрической, соматической и неврологической клиники .

    В зарубежной психологии область психологии, которая в отечественной науке относится к медицинской психологии, чаще всего носит название клинической психологии. При этом предмет клинической психологии может пониматься по-разному. Клинические психологи изучают психические расстройства при различных заболеваниях, занимаются исследованием особенностей личности и психологическим консультированием, разрабатывают способы устранения признаков дезадаптивного поведения.

    Клиническая психология направлена на решение задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической). К разделам клинической психологии относятся патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.

    В патопсихологии изучаются болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. Ценность патопсихологии в медицинской практике заключается в разработке и применении методик диагностики психических нарушений у больных людей. Патопсихолог, по мнению известного российского специалиста в области медицинской психологии Б. В. Зейгарник, должен быть, прежде всего, психологом и вместе с тем быть хорошо осведомленным в теоретических основах и практических запросах психиатрической клиники . Прикладное значение патопсихологии особенно высоко в психиатрии. Патопсихология необходима для установления степени и определения структуры интеллектуального дефекта, проведения экспертизы, а также при оценке эффективности лечения. В патопсихологии изучаются нарушения сознания и личности, восприятия, памяти, мышления.

    Патопсихологию как область научных и практических психологических знаний не следует путать с психопатологией. Психопатология - это учение о патологии психики, ее болезненных изменениях. Психопатология является разделом психиатрии (т.е. медицины) и занимается клиническим описанием признаков психических заболеваний (при этом используются такие медицинские понятия, как этиология, патогенез, симптом, синдром). Она изучает закономерности развития психической болезни.

    Остается дискуссионным вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии. Обе пауки изучают расстройства психики, но пользуются при этом разными методами. Патопсихология изучает психические расстройства методами психологии (патопсихологический эксперимент, тестирование), а психопатология в основном прибегает к клиникоописательному методу . Наиболее авторитетные специалисты в области патопсихологии в нашей стране - Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, В. М. Блейхер, И. В. Крук.

    В. М. Блейхер и И. В. Крук (1986) выделяют следующие задачи, стоящие перед практической патопсихологией:

    • 1) получение данных для диагностики;
    • 2) исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией - оценка эффективности проведения лечебного процесса;
    • 3) участие в экспертной работе - военной, медико-социальной, судебной, психолого-медико-педагогической экспертизах;
    • 4) участие в реабилитационной работе;
    • 5) исследование недостаточно изученных психических заболеваний, а также структуры психических нарушений при некоторых неврологических и соматических заболеваниях;
    • 6) участие в психотерапии .

    Психические нарушения человека нередко бывают связаны с нарушениями деятельности мозга в результате травмы. Поэтому в качестве раздела медицинской психологии часто называют нейропсихологию , которая исследует зависимость психических явлений от физиологических процессов, протекающих в мозге. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций, изменения психики больных при локальных поражениях головного мозга. В нейропсихологии исследуются нарушения восприятия (агнозия), произвольных целенаправленных движений и действий (апраксия), расстройства различных форм речевой деятельности (афазия), нарушения памяти (амнезия), внимания, мышления, эмоций. Новые приемы для ранней и точной диагностики локальных поражений мозга, созданные в нейропсихологии, позволяют разрабатывать и применять научно обоснованные методы восстановления психических функций. Основоположником нейропсихологии в России был А. Р. Лурия. В последние десятилетия в области нейропсихологии активно работают также Е. Д. Хомская и Л. С. Цветкова.

    Важнейшее направление работы медицинских психологов - работа с соматическими больными . Взаимосвязь психических функций человека и соматических заболеваний известна давно. Появление термина "психосоматический" относится к 1818 г., когда немецкий врач Иоганн Хайнрот впервые предложил его для обозначения связи между психологическими конфликтами и физическими болезнями. В 1825 г. Якоби использовал родственное понятие "соматопсихика". Зарождение психосоматической медицины связывают с психоаналитическими работами 3. Фрейда .

    В настоящее время доказано, что в происхождении таких заболеваний, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, гипертония, важная роль принадлежит психическому фактору. Известно, что сильные душевные волнения, длительные стрессовые переживания могут отрицательно повлиять на организм и вызвать соматические заболевания. Эта связь психического фактора с возникновением и развитием соматических и нервно- психических заболеваний получила выражение в названии "психогенные заболевания". С другой стороны, некоторые нервно-психические нарушения, личностные особенности человека возникают в связи с соматическими заболеваниями. Такие изменения в психике пациента принято называть соматогениями. Так, при сердечно-сосудистой патологии больные испытывают тревогу, страх, особенно во второй половине дня. При желудочно- кишечных заболеваниях пациенты подавлены, раздражительны, проявляют ипохондрию (повышенные опасения за свое здоровье). При туберкулезе характерны частые проявления эйфории (беспричинное состояние чрезмерной веселости, характеризующееся благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью). Поэтому медицинский психолог должен уделять внимание пациентам, часто и хронически болеющим. Они очень ранимы, отличаются раздражительностью, вспыльчивостью, обидчивостью, слезливостью.

    Задания в тестовой форме.

    Методом медико-психологического исследования является

    а) осмотр;

    б) беседа;

    в) пальпация;

    г) перкуссия.

    Родоначальником медицинской психологии является

    а) З.Фрейд;

    б) Э.Кречмер;

    в) С.С.Корсаков;

    г) Р.А.Лурия.

    Первая экспериментально - психологическая лаборатория была создана

    а) И.П.Павловым;

    б) В.Вундтом;

    в) И.М.Сеченовым;

    г) Д.Локком.

    Предмет медицинской психологии изучает

    а) психологические воздействия, оказывающие травмирующее и

    исцеляющее влияние на человека;

    б) психологический аспект различных форм общественной жизни;

    в) правосознание руководителей и рядовых граждан;

    г) психологические основы деятельности человека.

    Медицинская психология изучает

    а) личность больного, медработника, их взаимоотношения;

    б) психологию онкологического больного;

    в) познавательную и практическую деятельность;

    г) психологическую саморегуляцию.

    Разделы медицинской психологии включают

    а) психопрофилактику и психогигиену;

    б) возрастную психологию;

    в) сравнительную психологию;

    г) психологию аномального развития (специальную психологию).

    7. Медицинская психология изучает

    а) психологические аспекты целебных воздействий;

    б) психические факторы происхождения и течения болезней;

    в) психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики,

    лечения, экспертизы и реабилитации больных;

    г) закономерности психических процессов, раскрытие

    психических свойств личности, психических состояний человека

    8. Социопсихосоматика изучает

    а) ухудшение демографического показателя здоровья населения;

    б) возникновение соматических заболеваний в обществе;

    в) влияние психологических факторов на возникновение ряда

    соматических заболеваний в обществе;

    г) патологические процессы в организме.

    9. Составляющая здоровья:

    а) телесная;

    б) саногенная;

    в) патогенная;

    г) физическая.

    10. К психосоматическим болезням относится:

    а) перитонит

    б) плеврит

    в) бронхиальная астма

    г) глаукома

    11. Психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями, – это:

    а) психогении;

    б) инсульт;

    в) нарушение сердечного ритма;

    г) соматогении.

    12. При хронических соматических заболеваниях изменение характера

    а) происходит;

    б) возможно;

    в) невозможно;

    г) не претерпевает резких изменений.

    13. Больной отличается от здорового человека тем, что:

    а) у него плохое настроение;

    б) у него неадекватная реакция на происходящее;

    в) у него наряду с изменениями функционирования

    внутренних органов качественно меняется психическое

    состояние;

    г) изменяется внешний вид.

    14. Заболевание, которое ассоциируется у пожилых людей со смертельным исходом, - это:

    а) инфаркт;

    в) аллергия;

    г) невроз.

    15. Психологические заболевания формируются, как правило, вследствие:

    а) острых психических травм;

    б) хронических психических травм;

    в) внутриличностного конфликта;

    г) межличностного конфликта.

    16. Соматонозогнозия – это:

    а) невротическая реакция на болезнь;

    б) осознание собственной болезни;

    в) неосознание наличие болезни;

    г) невроз у соматического больного.

    17. Профессиональная деформация медицинской сестры проявляется в виде:

    а) равнодушия;

    б) любезности;

    в) доброты;

    г) аккуратности.

    18. Сестра – рутинер - это:

    а) автоматическое, скрупулезное выполнение своих обязанностей;

    б) забота о пациенте – жизненное ее призвание;

    в) ипохондричное, эмоциональное, неустойчивое, вспыльчивое

    проявление характера;

    г) фанатичность и преданность своей узкой деятельности.

    19. Функциональные обязанности медсестры проявляются в виде:

    а) обучения пациентов и сестринского персонала;

    б) осуществления сестринского ухода;

    в) деятельности, направленной на практически полезный

    результат;

    г) развития исследовательской деятельности.

    20. Черты личности медицинской сестры - это

    а) смелость;

    б) отвага;

    в) героизм;

    г) сострадательность

    21. Действия, противоречащие этике медицинских работников:

    а) вежливость;

    б) характер;

    в) интриги;

    г) общение.

    22. На качество работы медицинского работника благоприятно влияет:

    а) психологический климат;

    б) социальный климат;

    в) политический климат;

    г) моральный климат.

    23. Общение сестра – больной - это:

    а) бригада;

    в) давление;

    г) монолог.

    24. Бригадный метод общения:

    а) сестра – больной;

    б) сестра – больной – родственники больного;

    в) врач - сестра – больной;

    г) врач – сестра.

    25. Этап взаимоотношений сестра – больной называется:

    а) начальным;

    б) премедицинским;

    в) стационарным;

    г) диспансерным.

    26. Тип среднего медицинского персонала по Харди:

    а) сестра – хозяйка;

    б) старшая сестра;

    в) сестра – рутинер;

    г) главная сестра.

    27. Действие медицинской сестры, если больные в палате курят, употребляют спиртные напитки:

    а) пресечь нарушение дисциплины;

    б) сделать инъекцию;

    в) взять кровь на биологическое исследование;

    г) не обращать внимание.

    28. Может ли медицинская сестра вносить изменения в назначения врача?

    в) только с разрешения врача;

    г) по желанию больного.

    29. Медицинская сестра с плохо слышащим больным должна воспользоваться:

    а) письменной речью;

    б) специальными терминами;

    в) устной речью;

    г) мимикой;

    30. Действие медицинской сестры при пассивном отношении

    больных к лечению:

    а) поговорить с больным;

    б) сделать ему инъекцию;

    в) вызвать врача;

    г) не обращать внимания.

    31. Качества медицинской сестры, способствующие созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении:

    а) строгость;

    б) грубость;

    в) приветливость, выдержанность;

    г) доверчивость.

    32. Внутренняя картина болезни - это:

    а) совокупность клинических данных, полученных при

    обследовании пациента;

    б) показатели осмотра, лабораторных исследований;

    в) определенная динамика развития болезни;

    г) осознание, целостное представление пациента о своем

    заболевании.

    33. Сенситивный уровень ВКБ включает:

    а) комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных

    болезнью;

    б) переживания пациентом своего заболевания;

    в) представления пациента о своей болезни;

    г) неадекватное отношение пациента к своей болезни;

    34. При утилитарном отношении к болезни пациент

    а) проявляет чрезмерное внимание к своему заболеванию;

    б) фиксирован на болезненных ощущениях;

    в) стремится извлечь какие-то материальные или моральные

    г) не верит в благоприятный исход заболевания

    35. Пациент прислушивается к любому отклонению от привычного состояния при:

    а) пренебрежительном отношении к своей болезни;

    б) отрицательном отношении к своей болезни;

    в) ипохондрическом отношении к своей болезни;

    г) утилитарном отношении к своей болезни.

    36. Истерическая реакция на болезнь – это:

    а) резкая смена настроения, демонстративность, утрированность

    б) при малейшем недомогании, больные думают об опасности для

    здоровья;

    в) отрицание болезни;

    г) тоска, грусть, суицидальные настроения.

    37. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в болезнь» относится к:

    а) ипохондрическому типу;

    б) эргопатическому типу;

    в) эгоцентрическому типу;

    г) истерическому типу.

    38. При каком типе психического реагирования на заболевание особое значение придается реакции на социальную значимость диагнозу?

    а) тревожном;

    б) апатическом;

    в) эгоцентрическом;

    г) сенситивном.

    39. Какой тип психического реагирования, как правило, возникает у пациента в ответ на диагностику злокачественного новообразования:

    а) ипохондрический;

    б) анозогнозический;

    в) неврастенический;

    г) апатический.

    40. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в работу» относится к:

    а) эргопатическому типу;

    б) истерическому типу.

    в) истероидному типу;

    г) ипохондрическому типу.

    41. Психологически немотивированная злоба, раздражительность, гневливость входят в структуру:

    а) предменструальной психопатии;

    б) предменструальной дисфории;

    в) предменструальной астении;

    г) предменструальной депрессии.

    42. Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции является:

    а) предоперационная тревога;

    б) предоперационный стресс;

    в) предоперационная истерия;

    г) предоперационная депрессия.

    43. Отношение больного к болезни:

    а) диссимуляция;

    б) неприязнь;

    в) неврастении;

    г) рефлекс.

    44. Преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб называется:

    а) диссимуляцией;

    б) аггравацией;

    в) гипохондрией;

    д) гиперстезией.

    45. Притворство в болезни - это:

    а) аггравация;

    б) симуляция;

    в) диссимуляция;

    г) стимуляция.

    46. Скрывание болезни и ее признаков:

    а) аггравация;

    б) симуляция;

    в) диссимуляция;

    г) рефлексия.

    47. Типы реакция на болезнь:

    а) астенический;

    б) генетический;

    в) наблюдательный;

    г) инструментальный.

    48. Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов:

    а) соматогении;

    б) психогении;

    в) неврастении;

    г) неврозы.

    49. Эмпатия – это:

    а) обязательная активная помощь;

    б) идентификация себя с другими;

    в) переживание по поводу чувств другого человека;

    г) способность чувствовать эмоциональное состояние другого

    человека.

    50. Патопсихология изучает:

    а) распад психической деятельности и свойств личности при

    болезнях;

    б) соотношение психических явлений с физиологическими

    мозговыми структурами;

    в) средства психического воздействия на лечение больных;

    г) систему мероприятий для обеспечения психического здоровья

    51. Реакция меланхолика на болезнь проявляется:

    а) несогласием с той или иной процедурой;

    б) бессонницей, подавленностью и отрешенностью;

    в) нежеланием обсуждать вопросы своей болезни;

    г) медлительностью во всем.

    52. Неврозы - это:

    а) собственно психические заболевания;

    б) «пограничные» состояния;

    в) болезненные изменения характера;

    г) глубокое расстройство психики.

    53. Причиной заболевания нервной системы, непсихогенной природы является:

    а) срыв внешней нервной системы;

    б) интоксикация;

    в) травма;

    г) нарушение обмена веществ.

    54. Для неврастении (астенического невроза) характерно:

    а) игра в переживания;

    б) повышенная внушаемость;

    в) сомнения и фобии;

    г) утомляемость и слабость.

    55. Психастения – это:

    а) невроз навязчивых состояний;

    б) истерия;

    в) ипохондрия;

    г) диссоциация.

    56. Нарушение контакта с действительностью - это:

    а) деперсонализация;

    б) диссоциация;

    в) аутизм;

    г) шизотимия.

    57. Расстройство настроения - это:

    а) дисфория;

    б) депрессия;

    в) деменция.

    г) делирий.

    58. Синдром, возникающий после отмены сильнодействующих препаратов, называется:

    а) делирием;

    б) абстиненцией;

    в) дисфорией;

    г) деменцией.

    59. Однообразные, повторяющиеся действия и слова, наблюдаемые у больных, – это:

    а) апраксия;

    б) эколапсия;

    в) стереотипизация;

    г) типизация.

    60. Приспособление функций организма, органов и клеток к условиям среды называется:

    а) адаптацией;

    б) устойчивостью;

    в) лабильностью;

    г) инертностью.

    61. Стресс, вызывающий горе и страдание, - это:

    а) стрессор;

    б) дистресс;

    в) дисфория;

    г) аффект.

    62. Психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, иногда и страхом, - это:

    а) безусловное торможение;

    б) состояние аффекта;

    в) психическая напряженность;

    г) сублимация.

    63. Наиболее распространенные проявления всех психических болезней, - это:

    а) депрессивные состояния;

    б) делирий;

    в) алкогольное опьянение;

    г) шизофрения.

    64. Кататоническое и гебефреническое возбуждение бывает у людей больных:

    а) идиотией;

    б) шизофренией;

    в) эпилепсией;

    г) инфарктом.

    65. Психопатическое возбуждение развивается после:

    а) конфликтных ситуаций;

    в) депрессии;

    г) нарушение сна.

    66. Эгогения – это:

    а) взаимное влияние пациентов друг на друга;

    б) самовнушение пациента;

    в) влияние медперсонала на пациента;

    г) непонимание в семье.

    67. Соррогении являются следствием:

    а) дефектов общения пациентов друг с другом;

    б) неосторожных слов и действий медицинской сестры;

    в) неправильного поведения родственников;

    г) чтения специальной медицинской литературы.

    68. Ятропатия – это:

    а) ошибочный диагноз;

    б) лечение, основанное на неправильном диагнозе;

    в) формы отрицательного воспитательного влияния;

    г) страх перед предстоящим лечением.

    69. Паралингвистика изучает:

    б) расположение собеседника в пространстве;

    в) телесный контакт;

    г) мимику, моторику тела.

    70. Психопрофилактика – это:

    а) система специальных мероприятий, направленных на

    сохранение и укрепление психического здоровья человека;

    б) психическое воздействие на расстройства организма;

    в) комплексное лечебное воздействие на организм;

    г) мероприятия, направленные на предупреждение психических

    заболеваний.

    71. профилактика – это:

    а) генетическая профилактика;

    б) ранняя диагностика;

    в) применение методов коррекции;

    г) предупреждение возникновения инвалидности.

    72. Психическая декомпенсация – это:

    а) чувство обманутых надежд;

    б) определенное представление о заболевании;

    в) адаптация;

    г) капитуляция

    73. Состояние, имевшее место до начала болезни называется:

    а) преморбидным состоянием;

    б) анозогнозией;

    в) эгоцентризмом;

    г) эргопатией.

    74. Наука, направленная на предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний называется:

    а) психотерапией;

    б) психопрофилактикой;

    в) психогигиеной;

    г) психологией.

    75. Приспособление больного к условиям среды - это:

    а) реабилитация;

    б) реадаптация;

    в) собственно ресоциализация;

    г) компенсация.

    76. Обмен действиями во время общения – это:

    а) коммуникация;

    б) перцепция;

    в) интеракция;

    г) деградация.

    77. Диагностические и лечебные методы, основанные на использовании медицинских инструментов – это:

    а) суггестивные методы;

    б) психоаналитические методы;

    в) поведенческие методы;

    г) инвазивные методы.

    78. Процесс лечебного воздействия врача на психику больного - это:

    а) психогигиена;

    б) психотерапия;

    в) психопрофилактика;

    г) депрессия.

    79. Методы психотерапии - это:

    а) внушение;

    б) аутогенная тренировка;

    в) все выше перечисленное;

    г) самовнушение.

    80. Психологическое воздействие одного человека на другого - это:

    а) самовнушение;

    б) внушение;

    в) аутогенная тренировка;

    г) беседа.

    81. Состояние покоя и расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снижения напряжения, называется:

    а) релаксацией;

    б) гипнозом;

    в) ремиссией;

    г) стимуляцией.

    82. Метод психотерапии, при котором пациенты выступают попеременно в качестве партнеров или актеров, называется:

    а) Т-группой;

    б) психодрамой;

    в) психосинтезем;

    г) трансактным анализом.

    83. Техника психотерапии, при которой формируется приемлемое для личности объяснение его поведения, называется:

    а) рациональной терапией;

    б) логотерапией;

    в) психоанализом;

    г) гипнозом.

    84. Степень восприимчивости и готовности подчиниться воздействию – это:

    а) внушаемость;

    б) сознание;

    в) безволие;

    г) аутентичность.

    85. Способность некритически воспринимать получаемую информацию является

    а) гипнабельностью;

    б) внушаемостью;

    в) отрешенностью;

    г) катарсисом.

    86. При летаргической стадии гипноза возникает

    а) восковая гибкость;

    б) ступор;

    в) сонливость;

    г) снохождения.

    87. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны

    существования человека и приводящие к глубоким

    психологическим переживаниям, называется:

    а) стрессом;

    б) психотравмой;

    в) дистрессом;

    г) эустрессом.

    88. Во время стадий «депрессий» человек испытывает:

    а) слабость;

    б) утомление;

    в) беспомощность;

    89. Кто сообщает диагноз пациенту?

    а) медицинская сестра;

    б) родственник;

    г) зав. отделением.

    90. При сообщении больному его диагноза, у него может возникнуть такое эмоциональное состояние, как:

    б) отчаяние;

    г) все выше перечисленное.

    91. Эмоциональные стадии, через которые проходит умирающий больной - это:

    а) отрицание;

    б) депрессия;

    г) все выше перечисленное.

    92. На восприятие диагноза и прогноза влияет:

    а) возраст;

    б) религиозность человека;

    в) воспитание;

    г) все выше перечисленное.

    93. Для того, чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо:

    а) молчать;

    б) уметь общаться;

    в) не отвечать на его вопросы;

    г) внушать надежды.

    94. Страх смерти является проблемой?

    а) психологической;

    б) социальной;

    в) духовной;

    г) физической.

    95. Путь осуществления медицинского ухода называется:

    а) профессиональным;

    б) медицинским;

    в) государственным;

    г) индивидуально-страховым.

    96. Для клинической смерти характерно:

    а) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

    редкое, аритмичное;

    б) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

    отсутствует, зрачок широкий;

    в) сознание ясное, пульс нитевидный, АД снижается, пульс

    нитевидный;

    г) сознание отсутствует, пульс нитевидный, АД снижается,

    дыхание четкое.

    97. После подтверждения врачом биологической смерти пациента, медицинская сестра должна заполнить:

    а) лист врачебных назначений;

    б) титульный лист истории болезни;

    в) температурный лист;

    г) сопроводительный лист.

    98. Необратимым этапом умирания организма является:

    а) биологическая смерть;

    б) клиническая смерть;

    в) агония;

    г) преагония.

    99. Как называется учреждение, обеспечивающее уход за умирающим?

    а) больница;

    б) профилакторий;

    в) хоспис;

    г) санаторий.

    100. Добровольное безболезненное лишение жизни пациента,

    страдающего неизлечимым недугом, называется:

    а) эвтаназией;

    б) эмпатией;

    в) эйдетизмом;

    г) евгеникой.

    101. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства:

    а) высшей нервной деятельности;

    б) темперамента;

    в) характера;

    г) личности.

    102. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения, за исключением:

    а) криминального;

    б) делинквидного;

    в) аддиктивного;

    г) психопатологического.

    103. Психологическая совместимость супругов - это:

    а) соответствие характеров, личностных особенностей;

    б) согласованность ролевых представлений о функциях супругов в

    в) понимание различий мужской и женской сексуальности;

    г) совпадение средств и способов достижения жизненной цели.

    104. Принципы семейной психотерапии включают:

    а) семейную динамику;

    б) самовнушение;

    в) развод;

    г) перспективы роста.

    105. Конфликты в семье – это результат:

    б) ревности;

    в) головной боли;

    г) зависти.

    106. Важная составляющая «семейной тревоги» – это:

    а) чувство беспомощности;

    б) кроткий нрав;

    в) эгоизм;

    г) перспектива роста.

    107. Семейно-обусловленные психотравмирующие переживания способствуют:

    а) крепкой семье;

    б) нарушению жизнедеятельности семьи;

    в) пониманию различий мужской и женской сексуальности;


    Похожая информация.


    отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

    В область исследования психологии медицинской входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных:

    1) с возникновением и течением болезней и влиянием на это психических факторов;

    2) с влиянием заболеваний на психику человека;

    3) с диагностикой патологических состояний;

    4) с психопрофилактикой и психокоррекцией заболеваний;

    5) с обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий;

    6) с характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.

    Принято выделять две основные области приложения психологии медицинской: заболевания нервно-психические и заболевания соматические.

    Структура психологии медицинской содержит ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицины и практического здравоохранения. Самый общий из них - психология клиническая, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли психологии медицинской, связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, реабилитация психическая.

    К важнейшим проблемам психологии медицинской относятся такие, как:

    1) взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней;

    2) закономерности формирования представления о своем заболевании у больного;

    3) изучение динамики осознания болезни;

    4) формирование адекватных установок личностных, связанных с лечением;

    5) использование компенсаторных и механизмов защитных личности в терапевтических целях;

    6) изучение психологического воздействия лечебных методов и средств для обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние клиента, и пр.

    Существенное место среди исследуемых вопросов занимают:

    1) психологические аспекты организации лечебной среды;

    2) изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом.

    В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеют:

    1) изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной и профилактической работы;

    2) изучение рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса;

    3) предупреждение иатрогений.

    На базе данных, полученных в психологии медицинской, можно строить продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    англ. medical psychology) - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. . М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

    Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. Психосоматика).

    Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А. Р.) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б. В.). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем - мозговой организации высших психических функций, соотношения развития и распада психической деятельности и др. - позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

    Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

    М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. - важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. Клиническая психология. (Ю. Ф. Поляков.)

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях.

    Психология медицинская

    область отечественной психологии, изучающей весьма широкий круг проблем, таких, как психологические аспекты заболеваний человека, деятельности медицинских работников, отношений между ними и пациентами, а также тех отношений, которые складываются в группах пациентов и в коллективах медицинских сотрудников. Кроме того, это изучение роли психологических факторов в развитии патологии, исследование влияния соматического расстройства на психику пациентов, разработка способов диагностики психической патологии у пациентов разного профиля, методов профилактики психосоматической патологии, разработка и практическое применение приемов психотерапии, психологической коррекции, обоснование различных подходов к реабилитации и др. Иногда этот термин ассоциируют с психопатологией («частной медицинской психологией»), тем самым понимая последнюю как изучение психологических аспектов психиатрических расстройств или даже семиотику последних.

    Медицинская психология

    лат. medicus - врачебный, лечебный) - (1) отрасль психологии, использующая психологические закономерности, механизмы в профилактике, диагностике, лечении заболеваний, в реабилитации пациентов. М. п. изучает деятельность врача, медицинского персонала, их отношение к пациенту, психологию больного человека и его взаимоотношения с себе подобными, роль психических факторов в возникновении психосоматических заболеваний, ятрогении, психологический климат лечебно-профилактических учреждений; (2) раздел клинической психологии, связанный с профессиональной практикой и оказанием услуг пациентам с физическими, психическими заболеваниями, часто в условиях стационара. Основные области интересов - психическое здоровье, психосоматические заболевания, реакции и отношение личности к своему психическому и физическому состоянию, вопросы профилактики, лечения и реабилитации пациента, решение различных задач психологической экспертизы. В М. п. традиционно выделяют две основные области: 1) применение психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо врожденными, в частности генетическими аномалиями. Данное направление в отечественной психологии представлено двумя научными дисциплинами - нейропсихологией (А. Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологией (Б. В. Зейгарник); 2) применение психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (данное направление представлено научной дисциплиной - психосоматика). В настоящее время применение психологии в медицине разнообразно: это и традиционные направления медицинской психологии, и психологическое сопровождение работы школ здоровья, профессиональной деятельности медицинского работника и фармацевта, применение психологии в семейной медицине, управлении лечебно-профилактическими учреждениями, медицинском и фармацевтическом образовании (в подготовке медсестер с высшим образованием, менеджеров здоровья, семейных врачей, военных врачей, др.), организации групп поддержки, проведение Балинтовских групп с врачами и медсестрами, участие психологов в программах по поддержанию общественного здоровья, пр. М. п., находясь в тесной взаимосвязи с клинической психологией (новой психологической специальностью), развивается на границе психологии и медицины.

    Как одна из областей общей психологии, медицинская психология представляет собой научное направление, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические медицинские аспекты психологических отклонений у людей.

    Предметом изучения этой дисциплины являются вопросы психологии индивидуумов, которые связаны с выявлением провоцирующих патологии факторов, предупреждением, лечением и профилактикой заболеваний. Совместившая в себе медицинские и психологические понятия, эта область науки играет особую роль в плане сохранения физического и укрепления психологического здоровья у населения. Что подразумевает под собой данный термин и какую нишу занимает медицинская психология в России, мы расскажем в этой статье.

    Самостоятельное направление психологической деятельности

    С появлением науки психологии, изучающей закономерности появления и проявления психики на разных этапах ее развития, возникли такие направления, как общая и медицинская психология. И в то время как общая – детально рассматривает психические функции (их формирование и реализацию в практических условиях), медицинская – изучает функционирование на фоне протекающих в организме человека заболеваний.

    В рамках данного научного познания, которое является самостоятельной областью психологии, проводится работа по исключению факторов, вызывающих психологические отклонения у людей, а также лечение и психокоррекционное воздействие на заболевание. Таким образом, медицинская психология изучает закономерности «работы» психики пациентов и деятельность медперсонала, осуществляемую в отношении больных людей.

    Данное научное направление занимает определенное место в медицинской практике. Связано это с самим объектом изучения, так как медицинская психология и направлены на изучение изменений психологического состояния человека, возникающих на фоне патологических отклонений.

    Как области научного познания, медицина, общая психология и медицинская психология имеют несколько точек соприкосновения в рамках данного учения:

    • Психологические особенности деятельности медицинского сотрудника при выявлении и терапии того или иного заболевания.
    • Коррекционные методы влияния на психику пациента, применяемые в ходе его лечения.
    • Психотерапевтическое воздействие на человека.

    Эта наука имеет непосредственную связь в различными дисциплинами, представляющими основу медицины (терапия и педиатрия, неврология, акушерство, логопедия и пр.). Поэтому она имеет немаловажное значение для подготовки профессиональных кадров и предусматривает специфические приемы воздействия в рамках их практической деятельности.

    К основным задачам психологии в медицине относятся следующие:

    • Мониторинг психологических индивидуальных особенностей пациентов.
    • Оценка изменений психологического здоровья и функций, возникающих на фоне патологий различного характера.
    • Изучение психической сферы взрослых и детей, которые меняются при психических, соматических и неврологических нарушениях.
    • Оценка значимости факторов воздействия в ходе проведения терапевтической деятельности, а также при диагностике и профилактике заболеваний.
    • Анализ поведенческой деятельности и применения профессиональных навыков медицинскими работниками во время лечения людей с патологиями.
    • Оценка и изучение характера взаимоотношений, возникающих между пациентом и медперсоналом, который ответственен за проведение диагностики и лечения больного.
    • Разработка специфических приемов и принципов, представляющих основы медицинской психологии и позволяющих проводить клинические исследования, применять коррекционные методы и психотерапевтическое воздействие, от которого зависит успешность лечения пациентов в клинике.

    В рамках медицинской психологии детально изучаются основные разделы медицины, которые играют немаловажную роль в терапевтической деятельности, а именно:

    • Признаки и симптомы заболеваний, позволяющие судить о появлении отклонений.
    • Причины и природа появления патологий.
    • Терапия больных и уход за ними во время лечения.
    • Предупреждение и профилактика болезней.
    • Повышение стойкости организма человека к воздействию болезнетворных факторов.

    В соответствии с этим можно выделить основные направления, которые являются предметом изучения медицинской психологии:

    1. Психические особенности заболеваний в динамике.

    2. Роль и состояние психического здоровья больного в появлении, протекании и профилактике нарушений, а также в ходе проводимых гигиенических мероприятий.

    3. Значимость влияния заболевания на психологическое состояние пациента.

    4. Ход развития нарушений психики.

    5. Приемы, принципы и способы психологической экспериментальной деятельности в клинике.

    В то же время не все психологические школы единогласно принимают цели, предмет и задачи медицинской психологии. Так, например, одни полагают, что она должна более детально раскрывать тему психических расстройств на фоне конкретных заболеваний.

    По мнению других, основной задачей медицинских психологов должно быть рассмотрение особенностей психологического состояния больных для применения в отношении них соответствующих приемов коррекции. Есть и такие, кто считает задачей данной науки разработку специальных коррекционных программ под дезадаптивные терапевтические картины и дезадаптивные поведенческие приемы.

    Какие вопросы решает научное исследование

    На самом же деле медицинская психология (МП) подразделяется на две ветви, которые занимаются разными психологическими исследованиями и потому имеют различные задачи. Так, существуют общая и частная медицинская психология, которые отличаются направлениями осуществляемой научной деятельности.

    При этом общая МП состоит из нескольких разделов, предметом изучения которых являются закономерности психологии пациента и врача, взаимоотношения между ними, особенности лечебного заведения и характер влияния заболевания на состояние больного. Помимо этого общая медицинская психология детально рассматривает вопросы деонтологии и гигиены в рамках проводимой терапевтической деятельности.

    В то же время к задачам частной медицинской психологии относят изучение особенностей течения заболеваний и характера возникающих психических процессов, состояний пациента на разных этапах проведения терапии, индивидуальных аспектов психики в рамках конкретных отклонений. Также частной МП рассматриваются особенности психологического фона у людей с отклонениями в развитии и дефектами (слепых, немых, глухих), а также у страдающих от алкоголизма и наркомании пациентов.

    Таким образом, можно смело сказать, что в целом предмет медицинской психологии выявляет и изучает объективные закономерности функционирования различных психологических явлений в зависимости от клинической картины заболевания и лечебного процесса. Особое внимание МП уделяет особенностям деятельности и поведения пациента в клинике, которые могут помочь выявить причину болезни и повысить успешность лечения для сохранения здоровья человека и улучшения сопротивляемости его организма провоцирующим факторам в дальнейшем.

    Разработкой теоретических и практических приемов, коррекционных программ медицинской психологии изначально занимались зарубежные квалифицированные специалисты, благодаря которым данное научное ответвление стало развиваться как самостоятельная область. Широкое распространение данное понятие получило на Западе еще в начале XIX века, когда медицинские психологи стали более активно заниматься вопросами медицины, проблемами пациентов с психическими отклонениями и их взаимодействия с врачами.

    Благодаря практической деятельности западных специалистов медицинская психология в России начала активно развиваться уже в начале XX столетия. В настоящее время регулярно издается научный журнал с одноименных названием, освещающий деятельность врачей в данной области. Также детально ознакомиться с хронологией и поэтапным развитием этого научного направления, предметом его изучения и задачами поможет учебное пособие «Основы общей и медицинской психологии», автором которого является Д.А. Шкуренко.

    Изучая материалы по развитию данного научного направления, можно понять, что современная медицинская психология подразделяется на два направления, связанные с применением психологии в клиниках разной специализации. Так, например, одна из областей МП связана с использованием в лечебных заведениях коррекционных приемов для пациентов с неврологическими и психическими отклонениями.

    И в данном случае наука рассматривает изменения состояния больного на фоне нарушений в структуре или функционировании головного мозга, возникших из-за приобретенных или врожденных патологий. Вторая же область МП имеет непосредственную связь с диагностикой и лечением болезней соматического характера, которые возникают по причине влияния психических факторов на происходящие в организме человека соматические процессы.

    Какими методами руководствуются специалисты отрасли

    Методы медицинской психологии, которые активно применяются в клинической практике на сегодняшний день в рамках данного научного направления, можно разделить на основные, к которым относятся экспериментальные исследования и наблюдение, и вспомогательные (получение дополнительных сведений в ходе опроса и тестирования пациентов, анализ полученных материалов и т.д.). Завершающей стадией исследований, в которых применяются методы МП, является написание экспертного заключения на основании полученных результатов.

    К примеру, тестирование по системе Вине-Симона, ориентированное на разные возрастные категории. Эти тесты помогают определить степень умственного развития по количеству выполненных заданий в соответствии с фактическим возрастом человека. О свойствах позволяет судить средний показатель решенных задач в процентах. И если в результате исследования пациент демонстрирует недостаточный уровень интеллекта (менее 70%), это может указывать на наличие у него олигофрении.

    Есть еще одна система тестов (Векслера), посредством которой можно проводить оценку интеллекта и индивидуальных особенностей/качеств взрослых пациентов и детей. Данная система состоит из 11 пунктов: 6 тестов для устного опроса и 5 тестов – это практическая деятельность (распознавание объектов, их сравнение, систематизация, складывание отдельных элементов и т.д.).

    Это лишь часть методов, которые применяются в рамках медицинской психологии. Но стоит заметить, что все они являются лишь дополнением к общей клинической картине обследования и лечения больных, позволяя дать максимально точную оценку личностных психологических качеств испытуемых. Автор: Елена Суворова