• Какие организации возникли в 1816 1818. Эволюция декабристского движения в начале XIX века. Союз благоденствия и спасения

    Передовые представители дворянской молодежи, вернувшиеся из заграничных походов, горячо стремились к активной деятельности.

    В их среде и было создано в 1816 г. революционное общество, учредителями которого явились офицеры Александр Муравьев, его дальний родственник Никита Муравьев, И. Д. Якушкин, С. П. Трубецкой, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы.

    Общество было названо «Союзом спасения»-основатели его полагали, что настало время спасти Россию. Вскоре в общество был принят П. И. Пестель и еще несколько офицеров.

    Основной задачей «Союза спасения», по единодушному мнению его участников, была ликвидация крепостного права и самодержавия. Члены «Союза спасения» много спорили о формах революционной организации и тактики, исходя из оценки деятельности политических клубов в революционной Франции, карбонарских вент, Тугендбунда и др.

    В конце концов большинство признало необходимым действовать постепенно: привлекать на свою сторону влиятельных лиц в государственном аппарате, чтобы с их помощью добиться провозглашения конституции в момент смерти царя. Предложение наиболее решительных офицеров ускорить революционное выступление путем цареубийства не получило поддержки.

    Замкнутость «Союза спасения» и неопределенный характер деятельности тормозили его развитие. Сложный порядок пополнения рядов общества ограничивал его рост: количество членов его почти за два года существования достигло только 25-30.

    Слабость этой первой революционной организации стала очевидной в конце 1817 г., когда в Москве собрались многие ее участники в связи с приездом туда двора и гвардии. «Союз спасения» вынужден был признать отсутствие у него сил для решительных действий п принять постановление о реорганизации общества.

    Преемником «Союза спасения» стал образованный теми же лицами в начале 1818 г. «Союз благоденствия», в который предполагалось привлечь значительное количество участников. Учредители «Союза благоденствия», считая вслед за философами-просветителями XVIII в., что «мнение правит миром», намеревались произвести государственный переворот, овладев «общественным мнением».

    По уставу общества в него допускались представители всех свободных сословий. Кроме того, решено было создать широкий круг сочувствующих целям «Союза» из числа лиц, объединенных в литературных обществах, благотворительных и других легальных организациях.

    Руководители «Союза благоденствия» считали, что для пропаганды революционных идей потребуется около 20 лет и что революция будет произведена примерно в 1839 г.

    «Союз благоденствия» преодолел узкие рамки первого революционного общества.

    За три года существования при нем возникло до 15 «управ» (отделов), в том числе и в провинции. Количество его членов возросло до 200. Близки к обществу были многие виднейшие представители русской культуры, в том числе и .

    Под влиянием обострения классовой борьбы в России и нового подъема революционного движения в Западной Европе в «Союзе благоденствия» развилось республиканское течение и окрепла мысль о необходимости более решительной революционной борьбы.

    На совещаниях «Коренной» (главной) управы в Петербурге в январе 1820 г. Пестель по поручению 30 членов Тульчпнской управы, служивших в войсках на Украине, сделал доклад о преимуществах республиканского строя. Совещание единодушно приняло республиканскую программу.

    Никита Муравьев предложил убить царя и этим ускорить выступление общества. Он считал возможным произвести военную революцию, подобно испанской, быстрые успехи которой оказали на русских современников огромное влияние.

    Однако предложенная Муравьевым новая революционная тактика не получила одобрения Коренной управы. К тому же организационная структура «Союза благоденствия», предназначенная для широкой пропаганды освободительных идей, не была пригодна для осуществления революционного переворота.

    Вскоре возник вопрос о реорганизации «Союза благоденствия». Толчком послужили волнения в войсках столичного гарнизона в октябре 1820 г. Начались они с открытого протеста солдат Семеновского полка против жестокого самоуправства нового командира. Восставшие солдаты были заключены в крепость.

    Но требования семеновцев о смещении ненавистного командира нашли живой сочувственный отклик в остальных полках гвардии. В эти дни в Преображенских казармах были найдены прокламации, призывавшие солдат к восстанию и выбору командиров «из своего брата солдата».

    С 1816 по 1825 г. в войсках произошло 15 выступлений против палочного режима «аракчеевщины». Члены «Союза благоденствия», сторонники решительных действий, видели в этом подтверждение возможности военной революции в России. С другой стороны, усиление правительственных репрессий в армии ускорило отход неустойчивых членов от общества.

    В самом начале 1821 г. московский съезд уполномоченных от управ принял постановление о прекращении деятельности «Союза благоденствия». Одновременно решено было создать строго конспиративное тайное общество с тщательным отбором членов, готовых на решительное выступление в духе военной революции.

    Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России, так и международными событиями первой четверти XIX в.

    Главная причина - понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации се экономики, порождал неизбежность социальных потрясений. Рабское состояние основной массы населения было унизительным для страны.

    Не менее важной причиной являлось разочарование, потеря иллюзий относительно либерализма Александра I. В 1815-1825 гг. он проводил реакционный внутри- и внешнеполитический курс и с помощью А. А. Аракчеева создал в России военно-полицейский режим.

    Мощным побудительным фактором стали Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить.

    Основные свои идеи они черпали из произведений французских просветителей, всесторонне показавших бесперспективность сохранения феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в конце XVIII - начале XIX в. выступали с осуждением крепостного права.

    Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. По образному выражению П. И. Пестеля, одного из самых радикальных руководителей тайных обществ, дух преобразования заставлял «везде умы клокотать». «Что ни почта, то революция»,- говорил он, намекая на получение в России информации о революционном и национально-освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Идеология европейских и российских революционеров, их стратегия и тактика во многом совпадали. Поэтому восстание в России в 1.825 г. стоит в одном ряду с общеевропейскими революционными процессами. Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темпы, необразованны и забиты. Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен - в основном представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса. Борясь против самодержавия и крепостничества, они неосознанно отстаивали буржуазный путь развития. Поэтому их движение имело объективно буржуазный характер.

    Первые политические организации

    Им предшествовали тайные общества, которые появились в России на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер, и их участники разделяли в основном либерально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н. Н. Муравьевым. В порыве юношеского идеализма его члены мечтали об основании республики на острове Сахалин. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1814 г. в Петербурге Н. Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М. Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.

    В феврале 1816 г. после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов - «Союз спасения». С февраля 1817 г. оно было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П. И. Пестель, А. Н. Муравьев. С. П. Трубецкой. К ним присоединились К. Ф. Рылеев, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. С. И. Муравьев-Апостол и др.

    «Союз спасения» - первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав - «Статут». В нем были заложены дне основные идеи переустройства российского общества - ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие - как отжившая политическая система. В документе говорилось о необходимости введения конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти. Несмотря на жаркие споры и серьезные разногласия (некоторые члены общества горячо высказывались за республиканскую форму правления), большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию. Это был первый водораздел во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г.

    В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия» - довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями стали А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П, И. Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа - общий руководящий орган - и Совет (Дума), обладавший исполнительной властью. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде.

    Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета). Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для, всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении лих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным.

    Все члены общества принимали участие в легальной деятельности. Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером - отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.

    Члены организации (в основном в рамках Коренной управы) вели яростные споры о будущем устройстве России и тактике революционного переворота. К 1820 г. стали преобладать республиканцы. Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Обсуждение тактических вопросов - когда и как производить переворот - выявило большие разногласия между радикальными и умеренными руководителями. События в России и Европе (восстание в Семеновском полку, революции в Испании и Неаполе) вдохновляли членов организации на поиск более радикальных действий. Наиболее решительные настаивали на скорейшей подготовке военного переворота. Умеренные возражали против этого.

    В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». Предпринимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые, как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию. Начался новый период, связанный с созданием новых организаций и активной подготовкой к революционному выступлению.

    В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П. И. Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учредителями были также А. П. Юшневский, Н. В. Басаргин, В. П. Ивашев и др. В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе». Это были крупные для того времени политические организации, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами.

    Конституционные проекты

    Основными обсуждавшимися проектами стали «Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля. «Конституция» отражала взгляды умеренной части декабристов, «Русская правда» - радикальной.

    Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию -политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть - парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.

    П. И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной - «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П. И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В соответствии с идеями П. И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.

    В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П. И. Пестель и Н. М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному.

    Н. М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этою было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.

    По мнению П. И. Пестеля, необходимо было создать общественный фонд из государственной, монастырской и части конфискованной у помещиков земли для предоставления всем желающим надела, достаточного для «пропитания», т. е. для обеспечения прожиточного минимума. Так, впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме, что гарантировало защиту граждан от нищенства и голода. Земля из общественного фонда не подлежала продаже и залогу. П. И. Пестель не отрицал идею частной собственности на средства производства, в том числе и на землю. Поэтому половина земельного фонда страны, по его проекту, оставалась в частной собственности. Она могла покупаться, продаваться и закладываться. Владение этой землей должно было обеспечивать рентабельность и товарность хозяйства. В агарном проекте П. И. Пестеля причудливо переплетались элементы социалистического и капиталистического способов производства.

    Оба конституционных проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н. М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П. И. Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы должны были слиться в единый.

    Летом 1825 г. южане договорились о совместных деиствиях с руководителями Польского патриотического общества. Тогда же к ним примкнуло «Общество соединенных славян», образовав особую Славянскую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 г. Однако важные внутриполитические события заставили их ускорить свое выступление.

    Восстание в Петербурге

    После смерти царя Александра I в течение месяца в стране сложилась необычная ситуация - междуцарствие. Не зная об отречении Константина, высшие государственные чиновники и армия присягнули ему. На 14 декабря была назначена переприсяга членами Сената Николаю. Руководители Северного общества решили, что смена императоров и некоторая неопределенность ситуации с престолонаследием создали благоприятный момент для выступления. Они разработали план восстания и приурочили его к 14 декабря. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый программный документ - «Манифест к русскому народу» - и вместо присяги императору провозгласить переход к конституционному правлению.

    В «Манифесте» были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение прежнею правления, т. е. самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внимания было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений. В «Манифесте» заявлялось об установлении временного революционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.

    Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга, Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Лишь к 11 часам утра удалось вывести на Сенатскую площадь лейб-гвардии Московский полк. В час дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа и некоторые другие части петербургского гарнизона - около 3 тыс. солдат и матросов во главе с офицерами-декабристами. Но и дальше события развивались не по намеченному плану. Выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было некому. С. П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.

    Тем временем Николай собрал на площади верные ему части и решительно ими воспользовался. Артиллерийская картечь рассеяла Ряды восставших, которые в беспорядочном бегстве пытались спастись на льду Невы. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих им.

    Восстание на юге

    Несмотря на аресты некоторых руководители Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, оставшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 г. С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на поражение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью.

    Следствие и суд

    К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли 545 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек - П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев. С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский - были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании.

    Причины поражения и значение выступления декабристов

    Ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания - основные причины поражения декабристов. Несомненно, провал первого революционного выступления был обусловлен недостаточной подготовленностью общества к методам военного переворота и к кардинальным социально-политическим переменам.

    Однако восстание декабристов стало значительным событием в русской истории. Они разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на следующие поколения общественных деятелей.

    Декабристы - участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х - первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание 14 декабря 1825 и получившие название по месяцу восстания.

    В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде складывалась система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

    Российская действительность с её крепостничеством;

    Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;

    Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье, Ф. Р. Вейсса;

    Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.

    Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены против самодержавного режима и крепостного права.

    «Орден русских рыцарей» (1814-1817)

    В 1814 г. в Москве М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная организация «Орден русских рыцарей». Она ставила своей целью учреждение в России конституционной монархии. По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции».

    «Союз спасения» (1816-1818)

    В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой) образовали тайное политическое общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией), Павел Пестель и другие.

    Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в 1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

    Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.


    Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

    «Союз благоденствия» (1818-1821)

    В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве; их насчитывалось до 15.

    Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

    На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).

    Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

    Позже, в мае 1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютанта Васильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs ), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir )». Записка генерал-адъютанта А. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его в Царском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в 1821 сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

    В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

    В начале ХIХ в. Россия вышла победительницей из тяжелого противостояния наполеоновской Франции и содействовала освобождению от иноземного господства некоторых европейских народов. Однако успехи имели и оборотную сторону: в стране был законсервирован существовавший строй, сохранялось крепостное право. Продвижение по пути прогресса оказалось замедлено. В этих условиях вопрос о необходимости преобразований тайно и открыто обсуждался в высших слоях общества. Вопрос о гражданских свободах для России звучал несколько диковато, ведь в России всегда интересы общества и государства стояли выше интересов отдельного человека. Эти взгляды проникают в Россию еще во времена «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

    Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 г. и особенно во время заграничного похода русской армии. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества. С другой стороны, либеральные реформаторские проекты самого царя Александра I, обсуждавшиеся всеми образованными людьми, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для активного проникновения идей либерализма в сознание передового дворянства. Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их наиболее нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков. Случилось так, что и правительство, и передовые круги общества втайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах.

    Тайные общества. Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии, возникновение таких обществ облегчалось тем, что многие молодые офицеры приобщились во время пребывания за границей к масонским организациям.

    В 1816 г. возникло первое тайное общество в России - «Союз спасения». «Союз спасения» (1816-1818 гг.) Его организатором стал полковник Гвардейского Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. В «Союзе спасения» числилось 30 офицеров, почти все они принадлежали к титулованным дворянским семьям, все имели блестящее образование, владели несколькими языками.

    Что же хотели эти молодые дворяне, старшему из которых, Сергею Петровичу Трубецкому, исполнилось всего 27 лет? Они выступали за введение в России Конституции, ограничение самодержавной власти императора и провозглашение гражданских свобод. Члены «Союза спасения» требовали также ликвидации военных поселений. Они были убежденными монархистами. Народу заговорщики не доверяли и боялись его бунтарской стихии. Ужасы народной революции, как говорили они, страшили их. Основателем «Союза спасения» был молодой полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев, а членами - С. П. Трубецкой, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, П.

    И. Пестель, И. И. Пущин и др. (всего 30 человек).

    Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818-1821 гг.) Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица.

    Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». Его программе симпатизировали не только широкие круги просвещенных офицеров и нарождавшейся русской интеллигенции, но и высокопоставленные молодые люди - придворные и чиновники. «Союз благоденствия» просуществовал чуть больше прежнего тайного общества. В России восстал Семеновский полк, и некоторые члены «Союза благоденствия», служившие там, были разосланы по обычным армейским частям. Двое из них, настроенные наиболее революционно, - С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин, оказались в Черниговском полку, на Украине. Там же, на юге, появился и П. И. Пестель, ставший командиром Вятского полка.

    По существу, тайное общество переживало кризис. Все большее количество его членов требовали решительных действий, склонялись к ликвидации в России монархии и объявлению страны республикой, а также к революционному военному перевороту. Другие настаивали на проведении умеренной линии переустройства страны. В 1821 г. «Союз благоденствия» объявил о самороспуске. Обе стороны решили идти своим путем. В 1821-1822 гг. были созданы два новых общества - Южное и Северное. Тогда же были образованы и национальные тайные организации, например, Патриотическое общество в Польше, Общество соединенных славян и др.

    Южное общество. Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем Южного общества был П. И. Пестель. Южное общество состояло из трех частей. Центральное место среди них занимала «коренная управа» в Тульчине, которую возглавлял Пестель. Было решено регулярно созывать съезды руководящих органов общества для обсуждения назревших проблем.

    Они проходили ежегодно на ярмарке в Киеве. На первом таком заседании в 1822 г. был заслушан доклад Пестеля об основах разработанного им конституционного проекта.

    Павел Иванович Пестель. Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века. Получив начальное домашнее образование, в 1805-1809 гг. учился в Дрездене. В 1810 г. вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении; был тяжело ранен и награждён золотой шпагой за храбрость. По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну. В кампаниях 1813-1814 гг. участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (награжден орденом св. Владимира 4 степени с бантом и австрийским Леопольда 3 ст.), отличился при переправе через Рейн (награжден баденским орденом Карла Фридриха), в боях при Бар-сюр-Об и Труа (награжден орденом св. Анны 2 ст.), также отмечен прусским орденом «За заслуги».

    В 1822 г. он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 г., выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли. Пестель участвовал с 1816 г. в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 г. стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 г., после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова (о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники), Пестель скоро встал во главе общества. Силой своего красноречия он убедил в 1825 г. и петербургское общество действовать в духе Южного. Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда». Этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении «Русской Правды» имел в виду только подготовку к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл «социалистическими теориями». Это был первый в истории России цельный проект республиканской конституции. Россия провозглашалась республикой.

    Государственное управление основывалось на разделении властей. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоящему из одной палаты, - Народному вечу. Ликвидировалось сословное деление. Контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, избираемых пожизненно. Провозглашались гражданские свободы: выбора веры, слова, печати, передвижений, равенство перед законом. Пестель предлагал присоединить к России «для успеха революции» Дальний Восток, Закавказье и некоторые другие территории. Крепостное право Пестель предлагал отменить. Он выступал за обеспечение крестьян достаточным количеством земли.

    Северное общество. Это общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. М. Муравьев, Н. И. Тургенев, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский и И. И. Пущин. Идеи большинства членов общества нашли свое выражение в «Конституции» Н. М. Муравьева.

    Никита Михайлович Муравьев (1795-1843 гг.) родился в просвещенной дворянской семье. В первые дни Отечественной войны 1812 г. он ушел добровольцем в армию. Отличился в заграничном походе 1813-1814 гг., оказавшем на него большое влияние. В 1816 г. Муравьев написал свои первые статьи в журналы. Он был одним из организаторов и руководителей «Союза спасения». В 1818-1821 гг. Муравьев был членом руководства «Союза благоденствия», с 1822 г. стал членом Верховной думы и «правителем» Северного общества. Россия должна была, согласно программе Н. М. Муравьева, стать конституционной монархией. Верховная власть в федерации принадлежала двухпалатному парламенту (Верховная дума и Палата народных представителей) - Народному вечу. Круг избирателей этих органов был небольшим из-за высокого имущественного ценза. Ограничивались права главы государства - императора. Он должен был стать лишь «верховным чиновником» страны, имеющим право задержать принятие закона и вернуть его на повторное рассмотрение. Табель о рангах уничтожался, а все должности становились выборными. Вводились гражданские права и свободы. «Конституция» Н. Муравьева предусматривала отмену крепостного права. Однако земля в основном оставалась в руках помещиков. Крестьянам предполагалось дать по 2 десятины земли на душу «для оседлости их». Работать на помещика они могли по найму.

    Среди членов тайных обществ шли споры о способах достижения программных целей. Их итогом стало решение о вооруженном выступлении.

    Власть и тайные общества. Несмотря на тайный характер организаций, правительство имело немало сведений об их деятельности. Среди приверженцев идей «Союза благоденствия» были даже люди, близкие к царю, в том числе его молодые генерал-адъютанты. Когда через одного из них Александру I стало известно о создании тайного общества в России, о его программе и даже о составе участников, император отнесся к этому сдержанно. «Не мне карать». - Сказал он, а потом пояснил, что подобные взгляды он и сам исповедовал в молодости. Но в 1822 г. был принят специальный указ о запрете всех тайных обществ и масонских лож. А с 1823 г. началось их преследование. Летом – осенью 1825 г., когда подготовка к выступлению шла полным ходом, Александр I узнал не только о наличии тайных офицерских организаций в армии, но и имена руководителей готовящегося мятежа. За несколько дней до смерти Александр приказал арестовать ряд участников движения. Уже после смерти царя был отдан приказ об аресте Пестеля, которого осведомители называли «главным зачинщиком». Он был арестован 13 декабря, как раз накануне восстания.

    Общественное движение в начале XIX в. под влиянием противоречивой внутренней политики Александра I прошло в своем развитии сложный путь от поддержки реформаторских начинаний власти к вынашиванию планов ее насильственного свержения.

    Причины. Очень четко растущее отставание России от Запада стало отмечаться после войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, посещения боевыми офицерами стран Западной Европы. Многим молодым офицерам русской армии хотелось быстрее ликвидировать разрыв между российскими и европейскими порядками.

    Изменения, которые происходили в Европе после Великой французской революции, а именно: крушение монархий, утверждение парламентских институтов, буржуазных принципов рыночной экономики, – не могли не повлиять на развитие общественно-политической мысли в России.

    После возвращения русских войск из заграничных походов среди молодых дворян-офицеров стали возникать первые признаки политического недовольства. Понемногу это недовольство переросло в общественно-политическое движение, которое получило название движения декабристов.

    Социальный состав. Движение декабристов коснулось верхов дворянской молодежи. Это можно объяснить тем, что буржуазия в силу экономической слабости и политической недоразвитости стала формироваться только к концу XVIII в. и в этот период в жизни страны не играла самостоятельной роли.

    Декабристские общества, их деятельность. В 1816–1818 гг. возникли первые декабристские-организации – «Союз спасения» и «Союз благоденствия». На основе последнего были организованы две революционные организации: Северное общество (под руководством Н.М. Муравьева, С.П. Трубецкого, К.Ф. Рылеева, центр находился в Петербурге) и Южное общество (под руководством П.И. Пестеля, находилось на Украине). Декабристы в своей деятельности:

    1) преследовали цель реализовать планы политических изменений в стране с помощью военного переворота;

    2) выступали за введение конституционного строя и демократических свобод, ликвидацию крепостного права и сословных различий;

    3) выработали основные программные документы, которыми стали «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. «Конституция» Н.М. Муравьева была более умеренной (она признавала необходимость сохранения конституционной монархии).

    Программа П.И. Пестеля была более радикальной. Она исключала сохранение монархии и выступала за утверждение в России республиканского строя.

    Восстание на Сенатской площади. 14 декабря 1825 г., в день, когда должен был быть решен вопрос о престолонаследии в стране, декабристы хотели, собравшись на Сенатской площади, сорвать присягу Николаю и заставить Сенат обнародовать «Манифест к русскому народу», включавший основные требования декабристов.

    К сожалению, декабристы опоздали. Сенаторы уже до их выступления успели присягнуть Николаю. Восстание декабристов было жестоко подавлено. Но их деятельность не была напрасной. Многие идеи декабристов были осуществлены в ходе последующих реформ.