• Права и обязанности учащихся общеобразовательных школ. Права и обязанности детей: что должны знать родители школьника. Другие трудные ситуации

    Старшее поколение вспоминает свои школьные годы так : на уроках внимательно слушаем учителя, выполняем все задания; на переменах помогаем дежурным учителям удерживать беготню в коридорах; после уроков приводим в порядок класс, поливаем цветы, моем пол; возвращаемся домой, и только после того, как добросовестно сделаем уроки, бежим с чистой совестью на улицу.

    Рабочие будни нынешнего школьника : кто слушает учителя, кто нет, можно и пошалить; на переменах бегаем по коридору или на улице, ещё и в магазине побываем; шуршим упаковками с чипсами и шоколадом, можно бросить фантики на пол – кто-нибудь уберёт; помыть доску после урока? – Догони меня учитель! Надо поскорей убежать, чтобы не заметили; в столовой я потребитель, с чего я должен вытереть стол? А дома можно делать всё что угодно, тут никто ничего заставлять делать не будет. Домашка? — Спишу завтра у отличника, сейчас посижу в интернете или гулять пойду.

    Я не училась в советское время, поэтому прошу простить, если не так описала его. Просто фильмы дали мне такие светлые представления о советском образовании и поведении учеников в школе. А про положение дел в наше время я знаю не понаслышке.

    Почему же так изменилось поведение школьников?

    Я думаю, проблема коренится во многих причинах.

    • Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. Главная цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
    • Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
    • В-третьих, самая главная причина – отсутствие воспитания . Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.

    Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.

    Права и обязанности школьников: тогда и сейчас

    Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование , причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно. Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости. Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.

    Перейдём к обязанностям…

    Попробую сравнить две выписки из закона «Об образовании» в России и в СССР (взят закон «Об образовании в СССР» от 1973 года).

    Что входило в обязанности учащихся в СССР:

    • систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками , развивать свои способности , вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
    • участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании , соблюдать правила внутреннего распорядка учебно — воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
    • беречь и укреплять социалистическую собственность , беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
    • укреплять здоровье , заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.

    Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.

    А что сейчас? (ст. 43 закона «Об образовании в РФ»)

    1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план , в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
    2) выполнять требования устава организации , осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
    3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья , стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
    4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации , осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
    5) бережно относиться к имуществу организации , осуществляющей образовательную деятельность.

    Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пункт – участие в общественно-полезном труде и самообслуживании .

    Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?

    Я описала в самом начале статьи день современного школьника. На просьбу помыть доску после урока отзываются только самые отзывчивые ребята. Остальные, то ли в меру загруженности учебного дня или отсутствия воспитания сразу убегают после урока. Про помощь в конце дня я вообще молчу. В нашей школе уборщица мыла только полы. А остальное? Эту работа остаётся кому? Правильно, учителю. Но у него и так много забот, так еще и убираться в классе надо?

    Своей статьей я хочу убедить уважаемых родителей воспитывать в своих детках трудолюбие. Просто убирать за собой после еды, намусорил – убери, позанимался с книгами – сложи на место. Это и вам поможет содержать дом в порядке и школе. Раз в четверть решите на провести в классе генеральную уборку. Помогите организовать это неблагодарное, но нужное для здоровья дело.


    И на этой патетической ноте я расскажу,

    что же ребёнок не обязан делать в школе.

    Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

    • Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).
      Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?
      На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё.
    • Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).
      На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет.
    • Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.
      Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.

    Школа даёт нам бесплатное образование, а мы можем помочь ей в благоустройстве, мелком ремонте, . Всё равно детям там учиться, всё делаем только для комфорта наших детишек.
    Понравилась статья? Поделись с друзьями через кнопки. Спасибо за внимание!

    Права и обязанности школьников

    Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ « Об образовании» и находит подтверждение в практике работы образовательных учреждений Москвы. Современная школа строит свою деятельность, опираясь на права и свободу человека и гражданина, которые закреплены в международных и правовых документах.

    В нашей школе сложилась самобытная воспитательная система. В ее основе лежит комплекс педагогических идей, системообразующей деятельности, своеобразной структуры. Ядром, этой системы стал спаянный коллектив детей, родителей и педагогов, использующий в своей работе демократические формы управления. В их основе лежит изучение прав и основных свобод человека.

    Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание личной свободы и ответственности, способность разрешать споры и конфликты правовыми способами - вот что в настоящее время составляет основу правовой культуры граждан.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

    Ученик имеет право:

    1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

    2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы (обучение на дому по медицинским показаниям).

    Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, определяются Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

    3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей.

    Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

    4. Право быть выслушанным.

    5. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

    6. Право на свободу мысли, совести и религии.

    7. Право на уважение человеческого достоинства.

    8. Право на помощь учителя на дополнительных занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

    9. Право на получение дополнительных платных образовательных услуг, в соответствии с Уставом школы.

    10. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

    11. Право на заблаговременное уведомление в проведении контрольных работ в соответствии с графиком.

    12. Право знать о количестве контрольных работ в течении дня и в неделю в соответствии с санитарными нормами.

    13. Право знать о поставленных ему оценках за устные ответы и письменные работы.

    14. Право на конфиденциальность сообщения оценки за свой ответ или письменную работу.

    15. Право на ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

    16. Право на отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

    17. Право на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

    18. Право принимать участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы (Совет школы).

    19. Право на участие в выступлениях школьной прессы, конференциях, открытых микрофонов.

    20. Право обращаться к уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

    21. Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

    Обязанности ученика:

    Общие правила поведения

    1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

    2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; алкогольные напитки, сигареты, наркотические средства.

    3. В школе не разрешается жевать жевательную резинку.

    4. Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

    6. Нельзя без разрешения классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинской сестры) уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от классного воспитателя и дежурного администратора, (медицинского работника) охраннику школы который вместе с дежурным по 1-му этажу записывает в тетрадь дежурства время выхода из школы учащегося.

    7. В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.

    8. Курение на территории школы запрещено. При неоднократном нарушении данного пункта родители учащегося привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством.

    9. Учащийся школы должен уважать достоинство обучающихся и работников школы.

    10. Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения.

    Учащийся, нарушивший данный пункт привлекается к административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.

    11. К ученику, не соблюдающему чистоту и порядок на территории и в здании школы, применяются меры дисциплинарного характера.

    12. Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу. В случае причинения ущерба имуществу школы (поломка или порча мебели, оборудования, посуды, стен и др.) родители (законные представители) обязаны возместить его.

    13. Учащийся обязан уважать право собственности. Школьные принадлежности, одежда и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.

    14. К ученику, присвоившему или испортившему чужие вещи, принимаются дисциплинарные меры, вплоть до уголовного ответственности.

    15. Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.

    16. Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

    Поведение на занятиях

    1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере и проведения контрольных работ и лабораторных работ).

    2. Учащийся обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные учителем.

    3. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.

    4. Учащиеся с 1-11 классы обязаны вести дневник. По первому требованию учителя учащийся предъявляет свой дневник.

    5. Учащийся обязан иметь на занятиях необходимые учебники, тетради, пособия инструменты и письменные принадлежности.

    6. На уроках запрещается отвлекаться самому и отвлекать других от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами

    7. Учащийся поднимает руку, если хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя.

    8. Ученик вправе задавать вопросы учителю во время урока, если не понял материал объяснения.

    9. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешение педагога.

    Поведение учащихся в перерывах и после окончания занятий.

    1. Во время перемены учащийся обязан:

    Навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;

    Находиться в рекреациях школы;

    2. Время перемены - личное время каждого учащегося. Ученик не должен нарушать правила поведения в школе:

    Запрещается бегать по школе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.

    Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.

    Подчинятся требованиям дежурного учителя по этажу.

    3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

    4. На перемене каждый учащийся может обратиться к своему классному воспитателю, дежурному учителю, дежурному администратору или уполномоченному по защите прав участников образовательного процесса за помощью, если против него совершается противоправное действие.

    Поведение учащихся в столовой

    1. Во время приема пищи учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно:

    Учащийся уважительно относится к работникам столовой.

    Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

    В столовой не допускается громко разговаривать, бегать, играть.

    Учащийся обязан после приема пищи убрать со стола посуду.

    2. Не разрешается выносить из столовой напитки, бутерброды, и другие продукты питания, приобретенные в буфете.

    3. Учащийся имеет право принести в столовую принесенный из дома завтрак.

    4. Дежурные от классов заблаговременно (за 10 мин. до конца урока) накрывают стол для приема пищи всему классу (экспресс-завтраки, обеды)

    5. Дежурный класс следит за чистотой и порядком в столовой, помогает накрывать столы для начальных классов.

    Обязанности дежурного по классу

    1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

    2. Помогают педагогу подготовить класс для урока, производят посильную уборку классного помещения.

    3. Во время перемены проветривают класс, помогают учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздают тетради по просьбе учителя.

    4. После окончания уроков готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, поливают цветы, моют пол, выносят мусор).

    5. Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).

    Обязанности дежурного класса по школе.

    Дежурный класс приходит в школу на утреннюю линейку в 7 часов 45 минут. Сдают дежурство дежурному администратору после уроков.

    1. Дежурные по школе:

    Следят за чистотой и порядком в школе;

    Выполняют поручения дежурного учителя и администратора;

    Сообщают о нарушителях дисциплины дежурному учителю и администратору;

    2. Дежурные по столовой:

    Следят за чистотой и порядком в столовой;

    Помогают накрывать столы для начальных классов;

    Не допускают выхода из столовой с бутербродами и напитками. Для принятия мер к нарушителям порядка обращаются за помощью к дежурному воспитателю

    или дежурному администратору;

    После перемен убирают оставшуюся на столах посуду, подметают пол в столовой и на территории школы.

    3. Дежурный у входа:

    Выполняет поручения охранника и дежурного администратора. Приглашает для беседы учителей и учащихся на 1-й этаж, если к ним обращаются родители.

    1. Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах.

    2. Нельзя применять излишнюю косметику и носить украшения в школе.

    3. В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.

    4. Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры.

    5. Находится в школе в верхней одежде, без особых на то причин, не разрешается.

    6. На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики - костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)

    7. На праздничные дискотеки, вечера учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.


    Ученик, как и любой другой человек, имеет права. Образование является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и получить его – это право ребенка. Однако наряду с этим у школьника имеются и обязанности, которые он должен выполнять, посещая школу. Знание своих прав и обязанностей помогает создать нормальную рабочую обстановку, способствующую успешной учебе, развитию культуры поведения, воспитания уважения к личности. Права и обязанности ребенка в школе находятся под охраной законодательства его страны и Конвенции о правах школьника, принятой ООН.

    Права школьника в школе

    Итак, каждый ученик обладает правом:

    • получить образование бесплатно и в соответствии с государственным образовательным стандартом;
    • выбрать школу, в которой будет учиться, и форму образования (в школе или на дому, по общей или ускоренной программе);
    • уважения своего достоинства без ущемления или дискриминации по какому-либо признаку, а также правом на личную неприкосновенность;
    • учиться в достойных условиях (безопасной обстановке, в чистых и теплых классах, с возможностью получения качественного питания),
    • свободно выражать свои взгляды и убеждения, но в корректной форме, без ущемления прав и достоинства других учеников и сотрудников школы;
    • получать заблаговременное уведомление о сроках и объемах контрольных работ, при этом в течение в одного учебного дня может проводиться только одна контрольная работа;
    • обучаться на родном языке и пройти курс Всемирной истории в объективном изложении;
    • получать оценки по каждому школьному предмету в соответствии со своими знаниями и умениями и информацию о критериях их выставления;
    • отдыхать во время каникул, в перерывах между уроками, на выходных;
    • участвовать в управлении школы и в ее культурной жизни, организованных мероприятиях;
    • получать доступ к техническим ресурсам общеобразовательного учреждения (например, к книгам из школьной библиотеки) бесплатно;
    • посещать дополнительные занятия, факультативы, кружки;
    • на свободу совести, информации, слова и печати, творчества.
    Обязанности школьников

    Но каждому ребенку необходимо не только знать, какие права имеет школьник, но и выполнять следующие обязанности:

    Знакомить с указанными выше положениями необходимо детей, которые только начали ходить в школу. Это поможет им правильно выстраивать отношения с одноклассниками, учителями и персоналом, избежать ущемления своих прав, отстаивать правоту, вовлечься в учебный процесс. Ознакомление с правами и обязанностями младших школьников проводится на внеклассных уроках и общешкольных мероприятиях.

    На днях прозвенели первые звонки почти в 47 тысячах школ и приравненных к ним учебных заведениях по всей России. За парты сели более 14 миллионов ребят. Во избежание конфликтов необходимо напомнить школьникам о необходимости соблюдения школьных правил, а также о правах и обязанностях ученика.

    Также у ребенка есть право на охрану здоровья. Школа несет за него ответственность и обеспечивает все необходимые условия для того, чтобы он был здоров. И учитель физкультуры не может заставить выздоравливающего ребенка сдавать нормативы или поставить двойку за отказ прыгать через «козла».

    Часто в школе нарушают право на законный отдых учащихся. Это может выражаться в хорошо всем известной формуле «звонок для учителя» или введении не предусмотренных учебным планом дополнительных занятий после уроков и в каникулярное время. Согласно российскому законодательству, такого рода меры являются недопустимыми.

    Важно помнить и о том, что в России запрещен принудительный труд. Снимать детей с уроков ради уборки снега или принудительно привлекать их к генеральной уборке администрация не может. Дежурства по классу и другие элементы трудового воспитания должны быть изначально согласованы с родителями.

    Ребенок имеет право знать о том, какую оценку он получил за урок или контрольную работу. «Неожиданно материализующиеся» в журналах отметки недопустимы. В то же самое время ученик имеет право попросить педагога сообщать о его оценках не при всем классе, а лично.

    Также школьник вправе потребовать от учителя не зачитывать при всех «перехваченную» в классе записку. За нарушение дисциплины его можно наказать в соответствии с требованиями законодательства РФ и устава школы, но конфиденциальность переписки, даже «детской», защищена законом.

    Каждый ребенок имеет право высказывать свое мнение и отстаивать свои убеждения. Это касается как оценочных составляющих академического процесса (например, в случае обсуждения личностей литературных героев или исторических деятелей), так и замечаний к работе школы. Дети могут через законных представителей доносить свое мнение до администрации образовательной организации.

    Кроме того, педагоги и администрация школы должны обеспечить корректное оценивание знаний детей, предупреждение их о проведении контрольных работ (не более одной в день), доступ к техническим ресурсам и библиотеке образовательного учреждения, возможность выбирать факультативные предметы.

    В случае несогласия с оценкой ребенок и его родители имеют право ее официально оспорить.

    От прав к обязанностям

    Родителям и педагогам очень важно донести до ребенка истину о том, что помимо прав у него также есть обязанности. И их у школьника немало.

    Учащиеся обязаны:

      соблюдать законы Российской Федерации и устав школы (а для начала его хотя бы прочитать);

      выполнять законные требования педагогов и администрации;

      уважительно относиться к работникам школы и своим товарищам;

      добросовестно учиться, осваивать программу, получать знания и совершенствовать свои навыки;

      бережно относиться к имуществу образовательного учреждения и прилегающей территории;

      иметь опрятный вид;

      в случае пропуска занятий предоставлять администрации школы соответствующие документы;

      заботиться о безопасности и здоровье – как своего личного, так и товарищей по школе;

      придерживаться установленного администрацией режима;

      при обнаружении незнакомых подозрительных предметов немедленно сообщать взрослым.

    Образовательные организации официально имеют право локальным нормативным актом зафиксировать требования к школьной форме одежды, и ребенок будет обязан их соблюдать.

    Очень важный момент в воспитании школьника – недопустимость злоупотребления своими правами и свободами в ущерб законным правам и свободам других людей. Выдающиеся мыслители и правоведы с древнейших времен неоднократно повторяли: «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа». Поэтому, например, родители не могут, прикрываясь правом на образование, отправить в школу ребенка, страдающего инфекционным или вирусным заболеванием, а школьник – грубо нарушать дисциплину или требования школьного устава.

    Правильное понимание равновесия между своими правам и обязанностями, а также правами других людей поможет ребенку сформироваться как гармоничной личности, готовой к самостоятельной взрослой жизни в обществе.

    Олег Полевой

    Когда ребенок поступает в общеобразовательное учреждение, его ждут множество новых обязанностей: учиться, соблюдать нормы и требования школы и участвовать в ее мероприятиях. Вместе с обязанностями, за ним закреплены права, прописанные на законодательном уровне. Родителям и детям важно знать, в чем заключаются права ребенка в школе, чтобы лучше защитить себя. Об этом пойдет речь в материале.

    Основные права детей в школе

    В России права детского населения защищены государственными институтами и законодательством. Каждый ученик имеет право быть услышанным, излагать свою точку зрения, чтобы педагоги учебного заведения уважали его личность.

    Дети школьного возраста также пользуются правом:

    • на бесплатное среднее образование на родном языке;
    • быть в безопасности на территории школы;
    • получить во временное пользование на период учебы все необходимые учебные пособия, тетради и художественную литературу из библиотечных фондов;
    • посещать различные мероприятия, устраиваемые образовательным учреждением, добровольно участвовать в уборке территорий школы;
    • пройти консультацию психолога при необходимости;
    • вместе с родителями выбрать школу и образовательную программу для обучения, в любое время года по желанию перевестись в другое общеобразовательное учреждение;
    • учиться по индивидуальному плану в связи с обстоятельствами.

    Откуда ребенок узнает о своих правах

    Школьники получают информацию о своих правах из СМИ и интернета. Но самым главным источником для несовершеннолетнего в этом вопросе остается, конечно, родитель. Именно в его обязанности входит информирование ребенка о правах и обязанностях в школе и дома.


    Права детей – инвалидов

    Дети – инвалиды пользуются тем же правами, что и школьники без ограничений по здоровью.

    Для них есть льготы и привилегии:

    • физическая нагрузка должна быть строго дозирована, с учетом здоровья ребенка — инвалида;
    • бесплатные сеансы школьного психолога;
    • бесплатные завтраки и обеды в общеобразовательном учреждении;
    • формат сдачи экзаменов зависит от учащегося.

    В чем может выражаться ущемление прав школьника

    В школе может происходить по разным причинам. Чаще всего они вызваны конфликтом с учителем или с одноклассниками.

    Рассмотрим проблемные ситуации.

    Травмы и угрозы здоровью

    Действие закона о защите прав ребенка распространяется не только на территорию школы, но и на пришкольные территории. За сохранение здоровья ученика, пока он на территории школы, отвечает ее персонал. Угрозы здоровью малолетних могут возникнуть по разным причинам.

    Медсестра несет ответственность за следующие действия в случае необходимости:

    • оказание первой помощи;
    • вызов неотложной медицинской помощи;
    • сопровождение в больницу.

    Учитель обязан:

    • отвести пострадавшего до процедурного кабинета;
    • известить родителей;
    • выяснить причины произошедшего.

    Директор отвечает за организацию медицинской помощи в целом.


    Некорректное поведение учителя

    Чаще всего ученики жалуются на несправедливое, предвзятое отношение учителя. Важно помнить, что права ученика заканчиваются там, где начинаются права другого школьника или учителя.

    По закону учитель должен известить родителей:

    • о том, как школьник учится, о его поведении;
    • о том, что ученик пропускает занятия.

    Педагог не правомочен выгнать ученика с уроков за плохое поведение. Отношение учителя к своему ученику не должно зависеть от того, как ученик себя ведет на уроке, оценка за предмет должна быть полностью объективной.

    Столкнувшись с такой ситуацией, родители могут обратиться к директору. Лучше, если у них будут доказательства правдивости их слов. Если реакции от него нет, можно идти в прокуратуру или в суд.

    Другие трудные ситуации

    В классе ученик может столкнуться с неприятными ситуациями разного рода:

    Привлечение к труду

    Согласно международным , запрещается привлекать к труду несовершеннолетних в школе в двух случаях:

    • если этот труд вреден для его здоровья;
    • если он ущемляет его права.

    По закону, чтобы привлечь учащегося к труду, нужно получить его согласие, и провести инструктаж по технике безопасности.

    Драка между учащимися

    Ответственность за учеников лежит на персонале, поэтому их задача – обеспечить неприкосновенность детей, в том числе, на пришкольной территории.

    Задача учителя – предотвратить драку любой ценой. Если это случилось и повлекло за собой неприятные последствия в плане здоровья, то в суд следует подавать не на родителей драчуна, а на общеобразовательное учреждение.

    Кража личных вещей

    В случае пропажи вещей у учеников, учитель правомочен вызвать полицию. Досматривать портфели школьников сам он не имеет права.


    Травля сверстниками

    Если одноклассники оскорбляют и унижают достоинство своего соученика, бдительным родителям нужно все обсудить с классным руководителем или родителями зачинщиков. Если ничего не меняется, нужно идти в полицию.

    Обязанности школьников в общеобразовательном учреждении

    Важно понимать, что в школе дети имеют как права, так и обязанности. Если их не исполнять должным образом, это чревато ответственностью перед законом.

    Основные обязанности:

    • пунктуальность при посещении уроков;
    • аккуратный внешний вид, наличие сменной обуви, нужной канцелярии и учебных материалов;
    • соблюдать правила этикета;
    • не уходить из школы во время уроков без разрешения;
    • запрещено курение, ношение взрывчатых, спиртных и наркотических веществ;
    • уважать личность и достоинство других учеников и учителей;
    • бережно обращаться с имуществом школы и других детей.

    Как защитить права ребенка

    Чтобы защитить права, важно обеспечить доступность информации. Школьники должны знать, какие права имеет ребенок в школе. Если эти права нарушаются учителем или одноклассниками, нужно обращаться к директору. Важно правильно сформулировать свою просьбу в виде жалобы. Если директор не принял мер, чтобы исправить ситуацию, следует писать в прокуратуру или в суд.


    Ответственные за защиту прав и интересов школьников

    Родители или законные опекуны – несут ответственность за принятие всех главных решений и за соблюдение прав несовершеннолетних учеников.

    Люди, на которых лежит главная ответственность за защиту прав ребенка в учебном заведении:

    • учителя;
    • медицинский персонал;
    • директор.

    Если ученик пострадал в школе

    Если ущемление прав не было тяжелым, не несло за собой критических последствий для его здоровья, то нужно решать проблему в пределах школы. Прежде всего, нужно составить заявление на имя директора, попросить его разобраться в ситуации.

    Если имела место травма здоровью, то необходимо сделать следующее:

    • провести медицинскую экспертизу, засвидетельствовать повреждения или психологическую травму;
    • собрать прочие доказательства;
    • оформить заявление на имя директора;
    • написать заявление в органы полиции или в прокуратуру.

    Права детей школьного возраста должны быть защищены в полной мере на территории школы. Качество обучения и воспитания детей тесно с этим связано. К сожалению, дети часто боятся вслух сказать, что их права были нарушены. В этом случае родителям нужно быть внимательнее к своим детям, чтобы почувствовать момент, когда им нужна помощь.

    Законодательное регулирование