В каком случае школу закрывают на карантин. Когда закрывают класс на карантин по гриппу? Соблюдение санитарного режима в группах в то же самое время усиливается
28. Карантин. Условия введения и снятия
Карантин - это система временных мероприятий, состоящих в строгой изоляции эпизоотического очага и неблагополучного пункта. Цель карантина - предупредить распространение инфекционной болезни за пределы первичного очага.
В хозяйствах, где введен карантин, запрещено перегруппировывать животных без согласования с ветеринарными специалистами; ввозить и вывозить животных, восприимчивых к данной болезни; заготовлять и вывозить продукты и сырье животного происхождения, концентрированные и грубые корма; проезжать через эпизоотический очаг (неблагополучный пункт), устраивать ярмарки, базары.
При установлении карантина проводятся следующие мероприятия:
Воспрещается вывоз животных с карантинируемой территории и ввоз на эту территорию восприимчивых, а в необходимых случаях и невосприимчивых к данной болезни животных;
Воспрещается заготовка на карантинируемой территории и вывоз с нее продуктов животного происхождения, сена, соломы, других кормов;
В пределах карантинируемой территории закрываются рынки и запрещается проведение ярмарок, базаров, выставок, соревнований и цирковых представлений с участием животных и птиц;
Запрещается совместная пастьба, водопой и иной контакт больных животных со здоровыми животными;
Запрещается перегруппировка животных внутри хозяйства без разрешения ветеринарных специалистов;
Трупы животных, павших от заразных болезней, в зависимости от характера заболевания немедленно уничтожаются или утилизируются;
Навоз, подстилка и остатки корма от животных, больных или подозреваемых в заболевании заразной болезнью, уничтожаются или обезвреживаются.
Запрещаются доступ людей и заезд транспорта, не связанных с обслуживанием животных, на территорию ферм, комплексов, в помещения для животных, стада, отары и т.п.
Карантин устанавливается при следующих инфекционных болезнях: сибирской язве, ящуре, туберкулезе, бруцеллезе и болезни Ауески животных; лихорадке долины Рифт, спонгиоформной энцефалопатии, чуме, эмфизематозном карбункуле, контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота; африканской чуме, гриппе, сапе, инфекционном энцефаломиелите, эпизоотическом лимфангите лошадей; африканской и классической чуме, везикулярной болезни, энзоотическом энцефаломиелите свиней; лихорадке долины Рифт, оспе и чуме овец и коз; инфекционной плевропневмонии коз; вирусном энтерите и псевдомонозе норок; миксоматозе и вирусной гемморагической болезни кроликов; болезни Ньюкасла, оспе-дифтерите, респираторном микоплазмозе, болезни Гамборо и высококонтагиозном гриппе птиц; вирусном гепатите утят; аэромонозе, бронхиомикозе, весенней веремии, воспалении плавательного пузыря и краснухе карпов; инфекционной анемии и фурункулезе форелей.
Чтобы установить границы карантинной территории , учитывают характер возбудителя, способы его выделения из организма и механизмы передачи, восприимчивость животных, природные условия. В первую очередь необходимо правильно определить границы эпизоотического очага. Чем больше территория очага, численность сконцентрированных на ней животных и других объектов, тем сложнее выполнить весь комплекс необходимых мероприятий. Определяя границы карантинной территории, следует стремиться к их сужению. Однако если в границы эпизоотического очага не будут включены объекты, где находится источник возбудителя инфекции и действуют механизмы его передачи, то сохранится угроза дальнейшего развития эпизоотии и ветеринарно-санитарные мероприятия окажутся неэффективными.
Глава администрации района по представлению соответствующих документов главным ветеринарным врачом района принимает решение об установлении и снятии карантина специальным постановлением (с последующим уведомлением вышестоящих ветеринарных органов) (формы 5, 6).
Ответственность за соблюдение карантинных правил несут руководители хозяйств и органы местной власти, ответственность за своевременное выполнение специальных мероприятий - ветеринарные специалисты, обслуживающие хозяйства, и главные ветеринарные врачи районов.
Карантин снимают после полной ликвидации инфекционной болезни с учетом длительности инкубационного периода заболевания, после заключительных ветеринарно-санитарных мероприятий.
Чтобы установить характер течения болезни , предупредить ее дальнейшее развитие и выявить скрыто больных животных, в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте прибегают к тщательному клиническому обследованию всех животных, восприимчивых к данной болезни. Одновременно при необходимости определенное число животных исследуют и другими методами (например, серологическим). По результатам исследований животных разделяют на три группы:
Явно больные;
Подозрительные по заболеванию с неясными симптомами болезни или повышенной температурой тела;
Подозреваемые в заражении, клинически здоровые, но восприимчивые к данной инфекции и содержавшиеся вместе с больными животными.
Группу явно больных животных немедленно изолируют от общего стада, лечат или отправляют на вынужденный убой (уничтожают).
Животных, подозрительных по заболеванию, так же как и явно больных, немедленно изолируют, ежедневно исследуют клинически, уточняют диагноз и лечат, если лечение эффективно или не запрещено.
Чтобы предупредить распространение болезни , животных, подозреваемых в заражении инфекцией, против которой разработана специфическая профилактика, иммунизируют вначале пассивно, а впоследствии активно. В случае заболеваний, против которых средства иммунизации не разработаны, за животными устанавливают постоянное ветеринарное наблюдение с диагностическими исследованиями.
Наши дети иногда болеют, особенно, начиная посещать детские дошкольные учреждения. В школе дети болеют несколько реже, но в период эпидемии может заболевать достаточно большое количество детей.
Конечно, этому немало содействуют и сами родители, водящие в садик или школу детей не долеченных или откровенно сопливых и больных. Так как оставить ребенка не с кем, а на работе никто не любит больничные. При заболеваемости достаточно большого количества детей или возникновении в группе или классе определенных, достаточно опасных и заразных болезней, медицинскими работниками данных заведений или поликлиник накладывается карантин.
Что такое карантин?
Карантином называют систему специальных мероприятий, которые проводятся в очаге инфекции с целью предупреждения его дальнейшего распространения. В более глобальном плане карантин – это система мер временного ограничения или изоляции людей, потенциально опасных в плане заражения и разноса определенных инфекций. При помощи карантинных мер возможно ограничение и остановка распространения опасных инфекций. Карантинные меры вводят как в рамках одной группы садика или класса школы, так и на глобальном уровне – государственном, закрывая границы для выезда и въезда, вывоза или ввоза определенных продуктов или жидкостей.
Для родителей обычно более интересны карантинные меры, вводимые непосредственно в учреждении, которое посещает их ребенок. И если для детей школьников или дошкольников карантин – это лишний повод посидеть дома и ничего не делать, то для родителей – это головная боль – что делать с чадом. Которое болтается без дела. Чаще всего карантин накладывается при возникновении таких инфекций, которые передаются:
- воздушно-капельным путем (при разговоре, кашле, чихании),
- пищевым и водным путем (кишечные инфекции и некоторые другие),
- контактным путем (педикулез, чесотка, некоторые заразные болезни кожи).
Словом, пути инфекции такие, что массово могут пострадать одновременно несколько детей и взрослых.
Обычно такие инфекции возникают в определенный сезон:
– простудные или респираторные в осенне-зимний и ранней весной,
- кишечные – летом и в начале осени,
- а некоторые инфекции особой сезонности не имеют.
Как устанавливают сроки?
Процесс развития и распространения болезни имеет свои закономерности, поэтому карантинные сроки разрабатывают для каждой болезни в отдельности исходя из знаний о ее инкубационном периоде и времени заразности. Карантин в целом по городу или району объявляют при превышении порога заболеваемости – в частности по гриппу и орви это 20% детей и более. При развитии определенных инфекций, например, в садике или школе, карантин накладывается на отдельную группу (класс), то есть на контактных лиц, не имеющих иммунитета к данной болезни.
Сроки карантина.
Давайте поговорим о сроках изоляции для основных детских инфекций. Они рассчитываются из максимально возможного периода заразности и инкубационного периода для каждой отдельной болезни. Так, при:
- гриппе сроки карантина составляют 3 суток, далее если ребенок не заболел, значит он не получил вируса от контактных.
- при коклюше срок карантина составляет две недели 914 суток),
- при коре максимальный срок изоляции составляет 17 суток,
- при свинке (паротит), ветрянке или краснухе эти сроки составляют три недели (21 сутки),
- для скарлатины или дифтерии срок карантина составляет неделю (7 суток),
- для менингококка сроки карантина составляют 10 суток,
- для дизентерии и других кишечных инфекций (в том числе по сальмонеллезу) - неделю (7 суток),
- самый длительный срок карантина будет в группе с подозрением на гепатит а (болезнь боткина, желтуха) – накладывается карантин на 35 суток.
Карантинное положение.
Чаще, конечно, на карантин закрывают детские сады, так как именно малыши болеют опасными карантинными инфекциями более всех. В школах обычно объявляет карантин районная СЭС в связи с эпидемиями гриппа, по остальным заболеваниям обычно особый режим накладывают только на класс и не так часто. А вот садики при гриппе могут работать в особом режиме усиленной безопасности – детей с даже легкими признаками простуды не принимают, а остальных детей регулярно осматривают и измеряют температуру, персонал носит ватно-марлевые повязки (ну или должен, конечно, носить).
А вот в случае заболевания ребенком в одной из групп сада другими инфекциями (грипп именно в группе, ветрянка, корь или краснуха), группа может быть закрыта на карантин по сроку, который мы выше написали. Врач учреждения вместе с специалистами из отдела СЭС проводят комплекс мероприятий по дезинфекции, наблюдению за детьми и взрослыми, в каждой ситуации эти меры свои и мы о них будем говорить.
Дети (и взрослые, кстати, тоже), которые находились в контакте с заболевшим, теперь называются контактными, и подлежат теперь всем карантинным мерам – изоляции от других и т.д. Это необходимо на тот случай, если малыш находится в стадии инкубации, то есть он тоже болен, но пока проявлений нет, а значит он может также быть потенциальным источником распространения инфекции, если его не изолировать. На время карантина дети, бывшие в контакте с больным, проходят ежедневные осмотры на предмет начала болезни – им измеряют температуру, осматривают кожу и рот с носом, оценивают общее состояние и самочувствие. Если проявляются первые признаки болезни, отправляют на больничный. Если признаков нет, после истечения срока карантина малыши живут как обычно – они уже не заболеют.
На время карантина не только изолируют одних детей (контактных) от других, но и проводят ряд особых мер – отменяются все профилактические прививки, запрещено делать реакцию Манту, детей в эту группу не принимают ни после болезни, кто уже выздоровел, ни новеньких, кто только должен прийти. Кроме того, при карантине необходимо отменять все развлекательные мероприятия. Поездки, походы и т.д., спортивные соревнования и утренники. Такие дети гуляют только в пределах своей площадки и только строго в определенное время, отделенное от всех других групп. В группе проводятся регулярные влажные уборки с применением всего арсенала разрешенных в детских учреждениях средств дезинфекции, особенное внимание уделяется местам общего пользования, раковинам. Посуде и т.д. При отсутствии детей в группе поводится кварцевание помещений.
Нужно ли водить?
Вопрос о том, водить ребенка в сад, если в группе наложен карантин или оставить его дома – сложный и спорный, на него нет однозначного и единственно правильного ответа. Заболеет ли ребенок, бывший с больным в контакте или нет – это зависит от многих внешних и внутренних условий:
- болел ли ребенок этой инфекцией ранее,
- был ли он привит от этой инфекции,
- насколько тесно они общались,
- насколько близко сидели, как сильно на него чихали и т.д.
- насколько контагиозен (степень заразности) вирус или микроб,
- насколько силен иммунитет (часто ли болеет ребенок в принципе),
- насколько у вас есть возможность не водить малыша в садик и побыть с ним,
- и многие другие.
Так, вирусы ветрянки в плане заразности очень вероятны, заболевает до 96% контактных детей, и ваш крошка, скорее всего войдет, в эту группу детей. При этом даже крепкий иммунитет ребенка от ветрянки почти не спасает. Менее заразен, но тем не менее опаснее стрептококк, который является возбудителем скарлатины – заболевают тоже достаточно большое количество детей. Корь, краснуха, коклюш и паротит тоже опасны, но у большинства детей есть прививки к этим болезням, поэтому риск заразиться ими ниже, особенно если ваш ребенок привит по всем правилам и полностью всем курсом. Не всегда прививка может защитить от заболевания, особенно если вакцинация неполная или была давно, но тогда болезнь если и возникнет, обычно протекает легче.
Если вы приняли решение водить малыша в группу во время карантина, необходимо ежедневно утром и вечером измерять температуру и осматривать ребенка. При заболеваниях с кожными высыпаниями нужен детальный осмотр кожи, при респираторных инфекциях – нужно заглядывать в горло. Если же это карантин по кишечной инфекции – ежедневно следите за стулом ребенка, спрашивайте о самочувствии и наличии болей в животе. Если появляются какие-либо тревожные симптомы – необходимо вызывать врача.
Некоторые острые вопросы родителей.
Часто встречается вопрос – сегодня многие отказываются от прививок детям, законно ли при карантине по какой-либо инфекции не принимать таких непривитых детей в группу садика? Да, это вполне законный отказ и он прописан в федеральном законе об иммунопрофилактике. Если вы не привиты от коклюша, а в саду карантин по коклюшу, вам откажут в приеме вашего ребенка в группу, НО, только на период карантина – отказать вам в приеме вообще – незаконно.
Если родители не хотят рисковать здоровьем ребенка и на время карантина хотят сидеть с ним дома – можно ли брать больничный, он будет оплачен? Да, в трудовом кодексе прописано право родителей брать больничный лист с ребенком до семи лет и посещающим садик, если в саду был объявлен карантин. Оформляется больничный лист и оплачивается он как обычно – взять его могут и мама, и папа, выдает этот лист участковый врач.
Об отдельных карантинных мерах по каждой из инфекций, встречающихся чаще всего – поговорим в следующий раз.
Карантин при отдельных инфекциях.
Слово «карантин» имеет итальянское происхождение и переводится как «сорок», т.е. период времени, состоящий 40 дней. Изначально этим словом в Венеции (в XIV веке) обозначали отсрочку входа в порт кораблей, прибывающих из других стран, чтобы предотвратить завоз крыс, в шерсти которых могли находиться возбудители чумы.
Сейчас под карантином в большинстве случаев понимают комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (либо полную изоляцию) инфицированного или подозреваемого в инфицированности лица (группы лиц).
Законодательное определение карантина содержится в статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Закон № 52-ФЗ).
Сущность карантина
заключается в введении административных, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер, которые:
– во-первых, направлены на предотвращение распространения инфекционных заболеваний;
– во-вторых, предусматривают особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Карантин может быть введён в образовательной организации или в её структурных подразделениях (филиалах) в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Порядок введения и отмены карантина в образовательной организации
После выявления диагноза, который влечет необходимость принятия мер по введению карантина, медицинский работник школы (детского сада) оформляет экстренное извещение, которое направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора.
Затем главный государственный санитарный врач субъекта РФ (или кто-либо из его заместителей) подготавливает предложение, предписание о введении карантина. На основании данного предложения (предписания) администрация субъекта РФ, орган местного самоуправления принимают издают нормативный акт о введение карантина. В соответствии с этим актом директор школы (заведующий детским садом) издаёт приказ о введении ограничительных мероприятий (карантина) в своём учреждении.
На основании приказа руководителя медицинский работник учреждения разрабатывает систему мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекции. В большинстве случаев необходимо подготовить следующие документы:
– график влажной уборки и проветривания помещений;
– график кварцевания;
– памятку по предупреждению и распространению инфекционного заболевания для родителей (законных представителей) обучающихся и работников учреждения;
– журнал проведения инструктажа при карантине;
– журнал осмотра контактных детей и лист медицинского наблюдения за контактными детьми.
Кроме этого, должны заполняться журнал регистрации бактерицидной установки и журнал учета инфекционных заболеваний.
Отмена карантина осуществляется в том же порядке, в котором осуществляется его введение.
Перечень заболеваний, требующих введения карантина, установлен постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 № 3. В частности, карантин должен быть введён в образовательной заболевании при выявлении гриппа, вызванного новым подтипом, тяжёлого острого респираторного синдрома, полиомиелита и др. болезней.
Порядок осуществления карантина в образовательной организации
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (их содержание и перечень) устанавливается санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ и зависит от болезни, при выявлении которой был введён карантин. В большинстве случаев образовательная организация должна:
1) выполнить план мероприятий по организации выполнения ограничительных, профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий, который разрабатывается органом, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории, в пределах которой находится школа (детский сад);
2) приказом назначить ответственных за выполнение конкретных мероприятий указанного плана;
3) своевременно сообщить родителям (законным представителям) обучающихся об осуществляемых ограничительных мероприятиях и проинформировать их о мерах индивидуальной профилактики;
4) обеспечить постоянное наблюдение за состоянием здоровья детей, обратившихся с признаками инфекционного заболевания (соответствующая информация фиксируется в журнале учета инфекционных заболеваний, журнале осмотра контактных детей и листе медицинского наблюдения за контактными детьми).
Информирование о карантине
Все граждане РФ имеют право получить информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке как в Роспотребнадзоре, так и у соответствующих юридических лиц, в частности, у образовательных организаций (статья 8 Закона № 52-ФЗ).
В Роспотребнадзоре за своевременное информирование населения о массовых неинфекционных заболеваний и проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях отвечает пресс-служба, которая должна быть создана во всех субъектах Российской Федерации.
Разумеется, что далеко не во всех образовательных организациях имеется возможность создать собственную пресс-службу, поэтому её функции выполняет руководитель учреждения, который должен организовать:
1) проведение родительских собраний, на которых нужно, в том числе, раскрыть содержание памяток по предупреждению заболевания, в связи с которым установлен карантин;
2) размещение на информационном стенде и официальном сайте образовательной организации копий документов, регламентирующих введение карантина.
Кроме того, с указанными документами необходимо под подпись ознакомить всех работников учреждения. Для этого целесообразно провести собрание, на котором, в том числе, нужно провести инструктаж. Медицинский работник в процессе инструктажа знакомит работников с графиками проветривания и кварцевания, информирует о сроках проведения заключительной дезинфекции, объясняет порядок отстранения от посещения учреждения детей, которые не контактировали с больными обучающимися.
Образовательная деятельность современной школы неизменно связана с высоким риском стихийного распространения заболеваний инфекционного, бактериального, грибкового генеза, особенно в осенне-зимний период, когда защитные силы детского организма снижаются под воздействием низких температур, сезонного авитаминоза. В случае возникновения подозрения на превышение эпидемиологического порога заболеваемости целесообразно введение карантина в школе - комплекса ограничительных мер, предусматривающего особый режим ведения учебно-воспитательной, организационной и хозяйственной деятельности.
Порядок исполнения карантинного режима регламентирован рядом законодательных актов, к числу которых следует отнести:
- ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999;
- санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СП 3.4.2318-08;
- СП 3.1.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Чем ограничительные мероприятия отличаются от карантина?
В случае выявления у участников образовательного процесса тревожных симптомов, позволяющих судить о высокой вероятности изменения эпидемиологической ситуации, администрация школы с учетом ситуации должна реализовать ограничительные мероприятия или ввести карантин - в противном случае на руководителя или организацию согласно ст. 6.3 КоАП может быть наложена административная ответственность в форме штрафа от 500 до 1000 руб. или 10 тыс. до 20 тыс. рублей соответственно. В свете этого важно четкое понимание данных понятий и условий их введения.
- Ограничительные мероприятия - список действий, которые администрация ОУ предпринимает для предупреждения распространения заболеваний инфекционной или другой природы. К их числу может относится отмена или перенос массовых мероприятий, изменение правил санитарно-гигиенического обслуживания.
- Карантин - комплекс административно, медико-санитарных мер, обуславливающих переход на особый режим ведения учебно-воспитательного процесса. Предусматривает временное закрытие отдельных учебных классов или ОУ, систематическое проведение медицинских осмотров, переход на дистанционный режим учебы.
Практика введения карантина в школе является проверенным методом предупреждающего характера. Интересно знать, что слово «карантин» буквально переводится как «время, состоящее из сорока дней». Термин был впервые введен в Венецианской Республике после начала массовых эпидемий бубонной чумы, когда местные правители - дожи - требовали удержания прибывающих кораблей на якоре около 40 дней с целью выявления очагов «черной смерти». Начиная с XVI века, эту практику стали широко внедрять на Руси: губернаторам приписывалось закрывать заставы при получении известий о распространении поветрий, прерывать сообщения с пораженными регионами, при необходимости - локализовать очаги инфекции путем сожжения домов с вещами, скота. С 1755 года к службе на всех пограничных заставах были привлечены медики.
Когда школу закрывают на карантин?
В соответствии с актуальными актами, регламентирующих порядок сохранения и защиты здоровья детей, введение ограничительных мер или карантина в школе в 2018 году обязательно при условии выявления предпосылок, указывающих на возможное изменение эпидемиологической ситуации. Характер мер, предпринимаемых руководством образовательной организации с целью защиты здоровья детей и взрослых, зависит от характера выявленной патологии:
- Введение ограничительных мер показано при выявлении случаев заболевания ОРВИ, гриппом, пневмонией, туберкулезом, столбняком, коклюшем, дифтерией, легионеллезом, краснухой, корью, ветряной оспой. Карантинный режим вводится, если заболело более 20 % участников учебно-воспитательного процесса.
- Если в школе был выявлен хотя бы один случай заболевания, входящего в утвержденный Главным санитарным врачом РФ перечень особо опасных патологий инфекционной природы (в соответствии с приложением к СП 3.4.2318–08, это полиомиелит, вирус Зика, оспа, желтая лихорадка, малярия и др.), необходимо провести срочную изоляцию больного ребенка или сотрудника, известить представителей территориального органа Росздравнадзора и готовится к переходу на карантинный режим сразу после получения результатов лабораторных тестов.
Введение карантина в образовательной организации осуществляется по инициативе Главного санитарного врача, который вносит предложение в органы местного самоуправления или исполнительной власти, а те, в свою очередь, составляют нормативно-правовой акт, обязывающий образовательную организацию в течение 24 часов ввести карантинные меры, а также определить круг ответственных лиц и карантинных мероприятий.
Чтобы обеспечить быстрый переход на карантинный режим работы, администрация школы должна строго следовать представленному алгоритму:
1. Первоочередно медработник, выявивший инфекционное заболевание, составляет извещение по форме 058/у (бланк доступен для скачивания в приложении) и направляет его в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», которое будет передано представителям Роспотребнадзора. По результатам обследования, проведенного уполномоченными экспертами, Роспотребнадзор принимает решение, будет ли карантин в школе , о чем уведомляет организацию письменно.
2. Если на имя образовательного учреждения было отправлено предписание об учреждении карантинных мер, школьная администрация в экстренном порядке обязана приступить к разработке плана ограничительных мероприятий, который должен включать перечень санитарно-противоэпидемических действий, сроки их реализации и список ответственных должностных лиц. Данный план мероприятий утверждается специальным приказом.
3. С целью информирования участников учебно-воспитательного процесса о внедрении карантинных мер проводится административное собрание с участием медработников, педагогов, заместителей директора. На собрании окончательно уточняется порядок карантинных мер .
4. Для пресечения стремительного распространения пандемии и связанной с этим паники необходимо оповестить школьников и их родителей о причинах, сроках проведения карантина и перечне реализуемых ограничительных мероприятий, а также о природе, методах передачи и профилактики выявленного заболевания. Целесообразна размещение информационных листов, плакатов, копий постановлений на специальных стендах, в вестибюлях школы, а также на сайте ОУ.
Приказ о карантине в школе 2018-2019: порядок составления и образцы
В образовательном учреждении приказ о карантине может затрагивать как работу филиалов (структурных подразделений), так и непосредственно всей школы. Введение жестких ограничительных мер предусматривает обязательное составление приказа о карантине в школе 2018, который составляется по образцу.
Приказ о введении карантина обязывает образовательную организацию выполнить ряд действий:
- Следовать плану мероприятий по профилактике, ограничению, лечебно-диагностическим мерам, который составляет для школы государственный орган санитарно-эпидемиологического контроля;
- В приказном порядке определить ответственных за выполнение положений вышеуказанного плана;
- Своевременно информировать родителей или законных представителей учащихся о мерах профилактики и внедренных в школе ограничительных мероприятиях;
- Систематически контролировать состояние детей, которые обратились с симптомами инфекционной болезни.
Поскольку на карантин могут закрывать не только школу, но и отдельные классы, классный руководитель информирует администрацию, если 20% и более детей в классном коллективе болеют, что подтверждается соответствующими справками.
Завершение карантина в школе по СанПиН осуществляется аналогичным образом - в приказном порядке. В случаях, когда применение санитарно-эпидемиологических мер было применено к отдельным классам, приказ об отмене карантинного режима составляется руководителем ОУ. Если карантинный режим затронул всю школу или несколько школ города, тогда отменить его вправе только главный санврач города.
В этом случае применяется следующий порядок действий:
- Медработники информируют о спаде эпидемиологической активности.
- Главный санврач издает мотивированное постановление с предложением для органов местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ об отмене карантина.
- Администрация образовательных учреждений издает соответствующие указы, после чего разрабатывается план ликвидации программного отставания.
Образцы приказа о карантине в школе представлены для ознакомления.
Сколько длится карантин в школе и как проходит
Карантин в образовательном учреждении вносит изменения в работу всех его сотрудников и служб. Администрацией школы разрабатывается положение, регламентирующее деятельность учащихся, педагогов и администрации. Утверждается новый режим работы, который опирается на существующую законодательную базу: локальные нормативные правовые акты, санитарные правила, а также расписание занятий, установленную учебную нагрузку, режим работы школы.
Все участники учебного процесса в период карантина имеют ряд обязанностей и функций, которые отражены в сводной таблице.
Исполнитель | Обязанности |
Директор школы |
|
Заместитель директора ОУ, ответственный за учебную работу |
С целью предупреждения и последующей ликвидации отставания, возникшего в связи с переходом на карантинный режим, уполномоченный заместитель директора школы:
|
Медработник |
По результатам проведенных обследований школьный врач или старшая медсестра доносит до главного администратора сведения о необходимости введения ограничительных мероприятий с целью снижения рисков возникновения эпидемии или необходимости срочного издания приказа по карантину в школе по образцу . Дополнительно медработник подготавливает пакет документов, включающий:
Помимо подготовки вышеперечисленных документов, медработник вносит соответствующие записи в журнал учета инфекционных болезней и в журнал регистрации бактерицидной установки. В обязанности школьного врача (медсестры) в условиях действия карантинного режима входит проведение инструктажей работников школы, в частности касательно графика кварцевания и дезинфекции помещений, определение сроков временного отстранения от обучения школьников, которые с больными учениками не контактировали. |
Педагоги |
С целью обеспечения запланированных темпов освоения учебного материала учителя корректируют календарно-тематические планы. Предупреждение программного отставания осуществляется посредством:
|
Классные руководители |
В обязанность классных руководителей входит информирование родителей о сроках карантинных ограничений и порядке их реализации. Разъяснительная работа с родителями может проводиться как в телефонном режиме, так и через записи в ученических дневниках. Ключевая задача классных руководителей - донести до родителей, что карантин не является временем каникул, а потому требует выполнения программного материала в ходе выполнения самостоятельной учебной работы или через дистанционное обучение. После окончания карантинного периода родителей стоит поставить в известность об учебных успехах детей за это время. |
Учащиеся | Когда школу закрывают на карантин , ученики не посещают ОУ, но учебный процесс не прерывают, а потому выполняют задания, которые для них готовят и размещают педагоги на сайте школы, в различных электронных ресурсах. Выполненные упражнения и задания они сдают в установленном педагогами порядке. Учащиеся получают оценки на самостоятельную работу, выполненную во время карантина. Однако в журнал выставляются только при достижении положительных результатов обучения. |
Родители учеников | Законные представители и родители учеников вправе:
|
Если порог заболеваемости тем или иным недугом превышается, занятия в образовательном учреждении или его структурной единице останавливают на срок от 7 дней. Делают это, если в классе по причине болезни инфекционными заболеваниями (например, гриппом) отсутствует 20-30% детей. При этом класс закрывают на карантин, если в нем на протяжении недели отсутствуют 20% учеников, для закрытия школы этот порог увеличивается до 30% школьников.
Продолжительность карантинного периода непосредственно зависит от заболевания, из-за которого подобные меры были введены, и его инкубационного периода:
- При возникновении подозрений на эпидемию ОРВИ, гриппа ограничительные меры вводятся на срок от 3 до 7 дней. Если по истечению этого периода увеличение количества заболевших не наблюдается, показа возврат к нормальному режиму ведения учебно-воспитательного процесса.
- Карантин в школе по пневмонии длится от 10 до 20 дней в зависимости от типа возбудителя (до 10 суток - при легионеллезе, до 3 недель - при другой этиологии). Прекращение передачи инфекции обеспечивается посредством приостановления деятельности учебных коллективов, ревизии работы коммунальных систем, в особенности канализационной и вентиляционной, проведения комплексной дезинфекции.
- В случае регистрации случаев коклюша карантинный режим вводится на срок до 14 дней, при этом учащиеся, педагоги и другие работники школы с кашлем подлежат отстранению от учебно-воспитательного процесса до момента получения двух отрицательных результатов бакпосева.
- Период карантина в школе при скарлатине ограничивается неделей, в течение которой ведется усиленный санитарно-эпидемиологический контроль.
- При выявлении случаев столбняка осуществляется неспецифическая и специфическая профилактика. Ограничительные мероприятия вводятся на срок до 14 дней с обязательной госпитализацией больных.
- Единичный или групповой случай дифтерийной инфекции предусматривает необходимость введения карантина длительностью до 10 дней с обязательным проведением эпидемиологического расследования и внедрения комплекса санитарно-профилактических мер - выявления больных и лиц, подверженных риску заражения, в ходе проведения опросов и осмотров, проведение внеплановой дезинфекции.
- Решение о том, сколько длится карантин по ветрянке в школе , принимают на основании бактериологических тестов. Преимущественно ограничительные меры вводят на период до 3 недель параллельно со срочным разобщением лиц, подвергнувшихся инфицированию, с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
- Обнаружение риска распространения кори, краснухи, эпидемического паротита обуславливает необходимость внедрения карантинного режима на срок до трех недель. Предусмотрено осуществление бактериологического расследования, госпитализация больных до исчезновения клинических симптомов, при необходимости - реализация комплекса иммунопрофилактики.
- Карантин по менингиту в школе объявляется на срок 7-10 дней. Инфицированных в срочном порядке госпитализируют, в ОУ переходят на усиленный санитарно-эпидемиологический контроль: отменяют массовые мероприятия, вводят практику обязательного ношения защитных масок, проводят частые проветривания и влажную уборку помещений.
Карантин в школе: правила ведения педагогической и организационной деятельности
Педагогическая и управленческая деятельность в период карантина претерпевает некоторые изменения. Длительность рабочего времени педработников определяется продолжительностью 36-часовой рабочей недели, в рамках которой в соответствии с правилами карантина в школе учебно-воспитательный процесс может организовываться двумя способами:
- Полный переход на дистанционное обучение, предусматривающий широкое использование специализированных средств для обеспечения коммуникации между педагогами и детьми для организации консультаций и реализации контролирующей функции.
- Точечное использование дистанционных образовательных технологий.
Независимо от выбранной модели обучения, от учителей требуется пересмотр объемов учебной нагрузки, применяемых педагогических методов и форм, что обуславливает профессиональную деятельность в стандартном режиме загруженности. Вместе с тем в случаях, когда деятельность образовательной организации полностью приостанавливают, карантин становится своеобразным простоем в работе педагогов. Поскольку период простоя возникает не по вине работника, он не входит в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Согласно ТК РФ ст. 157, педработники, которые в период карантина не привлекались к организационной, методической или воспитательной работе, не проводили учебные занятия, должны получать оплату размером не менее ⅔ тарифной ставки оклада, который установлен разрядом. Если же учителя во время карантина выполняли другие обязанности, регламентированные должностной инструкцией, тогда принципы оплаты труда в период простоя считается неактуальным. В этом случае педагогические работники, администрация и административно-хозяйственный персонал получают оплату труда соответственно установленной тарификации за период, предшествующий приостановке занятий.
Во время введения карантина в школе осенью или зимой в 2018-2019 учебном году в соответствии с актуальными нормативными актами обслуживающий и учебно-вспомогательный персонал в период приостановки занятий могут привлекаться к выполнению хозяйственных работ, которые не требуют специальных навыков и знаний. Режим рабочего времени работников ОУ регулируется графиками работ и локальными актами, регламентирующими характер работы, определяется должностными обязанностями с соответствующей оплатой труда.
В случае перехода школы на карантинный режим работы, обязательна реализация следующих мер:
- Организация ежедневных медосмотров для учащихся и сотрудников ОУ, контактировавших с заболевшими лицами.
- Введение запрета на проведение массовых мероприятий, в ходе которых дети из разных классов или школ могут близко контактировать.
- Временный отказ от кабинетной системы обучения: ученики должны заниматься в течение всего учебного дня в одном кабинете, в котором в усиленном режиме реализуются санитарно-гигиенические меры (влажная уборка, проветривание, кварцевание).
- Проведение спаренных уроков, предусматривающих совместную работу двух классов, а также проведение занятий на улице, запрещается.
- Вынужденный отказ от приема в школу новых детей в течение 14 дней с момента начала эпидемии.
- Рассмотрение возможности досрочного начала каникул во избежание возникновения учебного отставания.
Важно подчеркнуть, что занятия, которые были отменены из-за карантина, не подлежат восстановлению и не могут быть отработаны в период весенних или осенних каникул. Следовательно, из-за карантина каникулы не отменяют, поскольку сжимают программу до необходимого минимума. Каникулы являются обязательными плановыми перерывами в учебе и, согласно ст. 34 ФЗ №273, каждый ученик имеет право на каникулы, а потому администрация не вправе отменять или сокращать их.
Отдельно следует выделить роль директора школы в вопросах предотвращения эпидемии. Руководитель не только решает, когда и как закрыть школу на карантин , но и в течение всего периода действия ограничительных мер информирует работников, учеников и их родителей об актуальной санитарно-эпидемиологической обстановке в ходе ученических линеек, общешкольных родительских собраний. Директор под роспись ознакамливает всех работников школы с положениями карантинного режима - для этого чаще всего проводится педсовет или собрание, объединенное с инструктажем, проводимым школьным медработником.
Справка об отсутствии карантина в школе и профилактические меры
Карантинный период регламентирует не только деятельность каждого участника образовательного процесса, но и требует ведения соответствующей документации. Справка об отсутствии карантина в школе пригодится учащимся и педагогам, которые решат записаться в бассейн, спортивную или художественную секцию, сменить место жительства или школу, отправиться в санаторий, поехать в детский летний лагерь. Документ подтверждает, что ученик последние 3 недели не контактировал с инфицированными детьми.
В последние годы Роспотребнадзор ведет активную политику внедрения профилактических мер, предупреждающих распространение эпидемии гриппа и ОРВИ, которые чаще всего поражают школьников. Рост заболеваемости систематически отмечается в начале каждого нового учебного года. Профилактические меры опираются на санитарно-эпидемиологические нормы и подразумевают противоэпидемические, профилактические и организационные мероприятия.
Чтобы снизить риск сезонной заболеваемости гриппом и ОРВИ, проводят комплекс мер:
- создают условия для проветривания школьных помещений;
- соблюдают в классах и коридорах температурный режим, бесперебойное вентилирование;
- бактерицидные установки должны работать максимально эффективно;
- питьевой режим и режим питания должны быть оптимизированы.
Поскольку вирусы и инфекции чаще всего распространяются из-за незрелости иммунной системы и недостаточное освоение санитарно-гигиеническими привычками, свою эффективность доказали вакцинация и иммунизация, а в контексте того, что вирусы ежегодно мутируют, вакцинацию также нужно делать ежегодно. Однако в санитарных нормах нет указаний на то, что непривитые дети не допускаются к занятиям, даже если ограничительные меры были введены. В этом случае актуальна экстренная и сезонная неспецифическая профилактика. Однако у родителей остается право написать заявление с прошением перевести ребенка на дистанционное обучение в контексте заочной формы обучения (ч. 4 ст. 63 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Если симптомы гриппа или ОРВИ появляются у педработника, его незамедлительно отстраняют от работы с детьми и направляют в поликлинику.
Взрослые и дети, которые контактировали с заболевшими считаются контактными и нуждаются в дополнительных мерах изоляции. Поскольку они могут быть на стадии инкубации, а потому болезнь проявит себя через некоторое время. В этом случае контактных взрослых и детей ежедневно осматривают, оценивают их состояние, проверяют температуру, состояние слизистых, кожи, стул. При первых признаках болезни они должны обратиться к врачу.
Важно здраво оценивать вероятность того, что ребенок заболел от соседа по парте. Ветрянка передается в 96% случаев контактов, не менее опасен стрептококк. Поскольку большинство детей уже привиты от коклюша, паротита, краснухи и кори, эти заболевания реже вызывают массовую заболеваемость в рамках класса и особенно школы. Врачи утверждают, что прививка не всегда защищает от недуга, но привитые дети переносят заболевание легче.
Наши дети иногда болеют, особенно, начиная посещать детские дошкольные учреждения. В школе дети болеют несколько реже, но в период эпидемии может заболевать достаточно большое количество детей.
Конечно, этому немало содействуют и сами родители, водящие в садик или школу детей не долеченных или откровенно сопливых и больных. Так как оставить ребенка не с кем, а на работе никто не любит больничные. При заболеваемости достаточно большого количества детей или возникновении в группе или классе определенных, достаточно опасных и заразных болезней, медицинскими работниками данных заведений или поликлиник накладывается карантин.
Что такое карантин?
Карантином называют систему специальных мероприятий, которые проводятся в очаге инфекции с целью предупреждения его дальнейшего распространения. В более глобальном плане карантин – это система мер временного ограничения или изоляции людей, потенциально опасных в плане заражения и разноса определенных инфекций. При помощи карантинных мер возможно ограничение и остановка распространения опасных инфекций. Карантинные меры вводят как в рамках одной группы садика или класса школы, так и на глобальном уровне – государственном, закрывая границы для выезда и въезда, вывоза или ввоза определенных продуктов или жидкостей.
Для родителей обычно более интересны карантинные меры, вводимые непосредственно в учреждении, которое посещает их ребенок. И если для детей школьников или дошкольников карантин – это лишний повод посидеть дома и ничего не делать, то для родителей – это головная боль – что делать с чадом. Которое болтается без дела. Чаще всего карантин накладывается при возникновении таких инфекций, которые передаются:
- воздушно-капельным путем (при разговоре, кашле, чихании),
- пищевым и водным путем (кишечные инфекции и некоторые другие),
- контактным путем (педикулез, чесотка, некоторые заразные болезни кожи).
Словом, пути инфекции такие, что массово могут пострадать одновременно несколько детей и взрослых.
Обычно такие инфекции возникают в определенный сезон:
– простудные или респираторные в осенне-зимний и ранней весной,
- кишечные – летом и в начале осени,
- а некоторые инфекции особой сезонности не имеют.
Как устанавливают сроки?
Процесс развития и распространения болезни имеет свои закономерности, поэтому карантинные сроки разрабатывают для каждой болезни в отдельности исходя из знаний о ее инкубационном периоде и времени заразности. Карантин в целом по городу или району объявляют при превышении порога заболеваемости – в частности по гриппу и орви это 20% детей и более. При развитии определенных инфекций, например, в садике или школе, карантин накладывается на отдельную группу (класс), то есть на контактных лиц, не имеющих иммунитета к данной болезни.
Сроки карантина.
Давайте поговорим о сроках изоляции для основных детских инфекций. Они рассчитываются из максимально возможного периода заразности и инкубационного периода для каждой отдельной болезни. Так, при:
- гриппе сроки карантина составляют 3 суток, далее если ребенок не заболел, значит он не получил вируса от контактных.
- при коклюше срок карантина составляет две недели 914 суток),
- при коре максимальный срок изоляции составляет 17 суток,
- при свинке (паротит), ветрянке или краснухе эти сроки составляют три недели (21 сутки),
- для скарлатины или дифтерии срок карантина составляет неделю (7 суток),
- для менингококка сроки карантина составляют 10 суток,
- для дизентерии и других кишечных инфекций (в том числе по сальмонеллезу) - неделю (7 суток),
- самый длительный срок карантина будет в группе с подозрением на гепатит а (болезнь боткина, желтуха) – накладывается карантин на 35 суток.
Карантинное положение.
Чаще, конечно, на карантин закрывают детские сады, так как именно малыши болеют опасными карантинными инфекциями более всех. В школах обычно объявляет карантин районная СЭС в связи с эпидемиями гриппа, по остальным заболеваниям обычно особый режим накладывают только на класс и не так часто. А вот садики при гриппе могут работать в особом режиме усиленной безопасности – детей с даже легкими признаками простуды не принимают, а остальных детей регулярно осматривают и измеряют температуру, персонал носит ватно-марлевые повязки (ну или должен, конечно, носить).
А вот в случае заболевания ребенком в одной из групп сада другими инфекциями (грипп именно в группе, ветрянка, корь или краснуха), группа может быть закрыта на карантин по сроку, который мы выше написали. Врач учреждения вместе с специалистами из отдела СЭС проводят комплекс мероприятий по дезинфекции, наблюдению за детьми и взрослыми, в каждой ситуации эти меры свои и мы о них будем говорить.
Дети (и взрослые, кстати, тоже), которые находились в контакте с заболевшим, теперь называются контактными, и подлежат теперь всем карантинным мерам – изоляции от других и т.д. Это необходимо на тот случай, если малыш находится в стадии инкубации, то есть он тоже болен, но пока проявлений нет, а значит он может также быть потенциальным источником распространения инфекции, если его не изолировать. На время карантина дети, бывшие в контакте с больным, проходят ежедневные осмотры на предмет начала болезни – им измеряют температуру, осматривают кожу и рот с носом, оценивают общее состояние и самочувствие. Если проявляются первые признаки болезни, отправляют на больничный. Если признаков нет, после истечения срока карантина малыши живут как обычно – они уже не заболеют.
На время карантина не только изолируют одних детей (контактных) от других, но и проводят ряд особых мер – отменяются все профилактические прививки, запрещено делать реакцию Манту, детей в эту группу не принимают ни после болезни, кто уже выздоровел, ни новеньких, кто только должен прийти. Кроме того, при карантине необходимо отменять все развлекательные мероприятия. Поездки, походы и т.д., спортивные соревнования и утренники. Такие дети гуляют только в пределах своей площадки и только строго в определенное время, отделенное от всех других групп. В группе проводятся регулярные влажные уборки с применением всего арсенала разрешенных в детских учреждениях средств дезинфекции, особенное внимание уделяется местам общего пользования, раковинам. Посуде и т.д. При отсутствии детей в группе поводится кварцевание помещений.
Нужно ли водить?
Вопрос о том, водить ребенка в сад, если в группе наложен карантин или оставить его дома – сложный и спорный, на него нет однозначного и единственно правильного ответа. Заболеет ли ребенок, бывший с больным в контакте или нет – это зависит от многих внешних и внутренних условий:
- болел ли ребенок этой инфекцией ранее,
- был ли он привит от этой инфекции,
- насколько тесно они общались,
- насколько близко сидели, как сильно на него чихали и т.д.
- насколько контагиозен (степень заразности) вирус или микроб,
- насколько силен иммунитет (часто ли болеет ребенок в принципе),
- насколько у вас есть возможность не водить малыша в садик и побыть с ним,
- и многие другие.
Так, вирусы ветрянки в плане заразности очень вероятны, заболевает до 96% контактных детей, и ваш крошка, скорее всего войдет, в эту группу детей. При этом даже крепкий иммунитет ребенка от ветрянки почти не спасает. Менее заразен, но тем не менее опаснее стрептококк, который является возбудителем скарлатины – заболевают тоже достаточно большое количество детей. Корь, краснуха, коклюш и паротит тоже опасны, но у большинства детей есть прививки к этим болезням, поэтому риск заразиться ими ниже, особенно если ваш ребенок привит по всем правилам и полностью всем курсом. Не всегда прививка может защитить от заболевания, особенно если вакцинация неполная или была давно, но тогда болезнь если и возникнет, обычно протекает легче.
Если вы приняли решение водить малыша в группу во время карантина, необходимо ежедневно утром и вечером измерять температуру и осматривать ребенка. При заболеваниях с кожными высыпаниями нужен детальный осмотр кожи, при респираторных инфекциях – нужно заглядывать в горло. Если же это карантин по кишечной инфекции – ежедневно следите за стулом ребенка, спрашивайте о самочувствии и наличии болей в животе. Если появляются какие-либо тревожные симптомы – необходимо вызывать врача.
Некоторые острые вопросы родителей.
Часто встречается вопрос – сегодня многие отказываются от прививок детям, законно ли при карантине по какой-либо инфекции не принимать таких непривитых детей в группу садика? Да, это вполне законный отказ и он прописан в федеральном законе об иммунопрофилактике. Если вы не привиты от коклюша, а в саду карантин по коклюшу, вам откажут в приеме вашего ребенка в группу, НО, только на период карантина – отказать вам в приеме вообще – незаконно.
Если родители не хотят рисковать здоровьем ребенка и на время карантина хотят сидеть с ним дома – можно ли брать больничный, он будет оплачен? Да, в трудовом кодексе прописано право родителей брать больничный лист с ребенком до семи лет и посещающим садик, если в саду был объявлен карантин. Оформляется больничный лист и оплачивается он как обычно – взять его могут и мама, и папа, выдает этот лист участковый врач.
Об отдельных карантинных мерах по каждой из инфекций, встречающихся чаще всего – поговорим в следующий раз.
Карантин при отдельных инфекциях.