• Точка в конце прямой речи. Оформление прямой речи в тексте. Диалог. знаки препинания при диалоге

    Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

    Чем отличается прямая речь от косвенной?

    При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

    Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

    Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

    • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
    • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
    • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

    Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

    • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
    • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
    • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

    Основы правописания предложений с прямой речью

    Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

    Прямая речь в начале предложения

    Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

    • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
    • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
    • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

    Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.

    Приведём примеры:

    • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
    • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
    • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

    Прямая речь в конце предложения

    В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

    Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

    • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
    • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
    • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

    Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

    Прямая речь между слов автора

    Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

    Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:

    • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
    • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
    • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

    Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!

    Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

    А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

    Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.

    Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

    • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
    • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».

    Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .

    • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
    • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

    Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

    Синтаксический разбор предложений с прямой речью

    С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

    Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

    В современном мире очень важно оставаться грамотным человеком. Ведь куда приятнее слушать эрудированного человека, который «за словом не лезет в карман», а тем более читать его глубоко осознанные комментарии или статьи в интернете, где нет орфографических и синтаксических ошибок.

    Грамотность - не что иное, как свободноео владение письменной и устной речью, вместе с литературным языком.

    Грамоте нужно учиться всю жизнь . Это одна из причин, которая заставляет грамотных людей постоянно самосовершенствоваться и читать книги для улучшения своих лингвистических навыков.

    Текущая статья поможет закрепить, научить и освежить правила написания чужих реплик и высказываний в многогранном русском языке с помощью прямой речи. Прямую речь можно перевести, как подробное высказывание, внедрённое в авторскую речь в лице говорящего или пишущего человека.

    Введение

    Прямую речь всегда необходимо выделять кавычками, от начала предложение и до конца речи (предложения), кроме случаев начала прямой речи посредине предложения, которая ещё и прерывается авторскими словами вперемешку с косвенной речью или несобственно-прямой речью, что заставляет задуматься о правильности размещения тех или других знаков препинания. На первый взгляд, все очень сложно и запутанно .

    Но, если подойти к решению вопроса поэтапно, правила оформления просты и не требуют для изучения много усилий. Главное, научиться различать прямую и косвенную речь, а также авторские слова (слова автора). Теперь, после детального анализа вышеперечисленных составных прямо-речевого предложения, можно приступить к расстановке всех необходимых знаков препинания.

    Для того, чтобы все понять , нужно рассмотреть все возможные нюансы в подробностях и примерах.

    Отличаясь от косвенной, прямая речь сохраняет индивидуальность вместе со стилистическими особенностями речи того, кто воспроизводит своё высказывание, считаясь с его деликатным язычным очертанием, вводными словами, паузами и повторами. Введение прямой речи происходит без лишних местоимений и союзов. В глагольной форме подчёркивается прямое отношение к лицу(-цам) гласящего, к примеру: «Джон кричал: Победа!». Теперь сравнение с косвенной речью: «Джон кричал - это победа».

    Оформление прямой речи (условные обозначения)

    Для удобства и лёгкого усвоения самых распространённых случаев использования ПР, нужно создать условные обозначения в тексте, которые помогут все разложить по полочках:

    1. Прр - Прямая р-чь (Пр.р - когда с заглавной буквы).
    2. прр - прямая р-чь (пр.р - если с маленькой буквы).
    3. Ав - слова Автора (Ав когда с заглавной буквы).
    4. ав - слова автора (ав если с маленькой буквы).

    Прямая речь: примеры

    Варианты неоднократно встречаемых примеров употребления прямой речи совместно со словами автора . Оформление:

    1) Ав: «Прр». - схема, которая часто встречается в различных диалогах, размещённых в одной строке, здесь вначале прямой речи, нужно поставить двоеточие, потом слова автора берутся в кавычки и в конце предложения, после закрывающейся пары кавычек ставиться точка(конец предложения).

    Пример:

    Соня с интересом смотрела на стрелку часов и тихо поговаривала: «Тик-так ».

    Когда своё начало прямая речь берёт с нового абзаца , в конце слов автора, необходимо поставить двоеточие; если слова автора, которые берут своё начало с нового абзаца выделяют тире вначале (если говорить о диалогах):

    Пример:

    Соня с интересом смотрела на стрелку часов и тихо поговаривала:

    Тик-так.

    Также следует обратить внимание на то, что точка всегда ставится снаружи кавычек. Восклицательный с восклицательным знаком, запятой, многоточием, ставятся внутри. Если брать во внимание запятую, бывает так, что она расположена, как внутри так и снаружи. Все зависит от структуры предложения(в большинстве случаев снаружи)

    Ещё примеры:

    Ав: «Прр!» (Джемисон старался объяснить: « Продавать эти акции бессмысленно! »)

    Ав: «Прр?» (Джемисон спросил: « Зачем продавать эти акции? »)

    Ав: «Прр...» (Джемисон согласился: « Возможно нам удастся сделать это... »)

    • «Пр.р», - ав.
    • «Пр.р!» - ав.
    • «Пр.р?» - ав.

    Прямая речь, вслед за которой идут слова автора . Здесь все просто. Прр берётся в кавычки, внутри могут быть размещены такие знаки: восклицательный, вопросительный или многоточие. В данных наглядных примерах, запятую нужно ставить за пределами кавычек. Перед словами Ав., ставят дефис.

    Пример:

    «Это будет очень полезно всем нам», - сказала Эйлин.

    «Как бы мне хотелось знать, какой из этих дорог шли пилигримы!» - сказала Эйлин.

    «Готовы ли вы приступить к своим обязанностям?» - спросила она, окидывая его лукавым и смеющимся взглядом.

    3) «Прр, - ав, - прр».

    В следующем наглядном примере, слова автора размещены посредине прямой речи сплошного предложения . Тогда, после Пр., вначале предложения, которое начинается с заглавной буквы, последуют слова автора с прописной буквы, где их с обеих сторон выделяют - тире с запятой. Предложение не закончилось , таким образом, после слов автора, прямая р-чь должна писаться с маленькой буквы, кавычки закрыть и поставить точку. А теперь наглядный пример:

    4) «Прр, - ав. - Прр»

    В четвёртой схеме-тексте в отличие от предыдущей, С.ав., размещены посередине П-речи, обрываются точкой.

    В самом начале предложения ставиться пара кавычек, предложение начинаться с заглавной буквы; дальше, начинаясь с маленькой буквы, идут слова автора, перед которой проставляют запятую, здесь, как и в предыдущем варианте авторские слова выделяются тире несмотря на последующие знаки, запятая это или точка между ними. Далее прямая речь берет начало с надстрочных букв .

    • «Пр.р! - ав. - Пр.р»
    • «Прр? - ав. - Прр»
    • «Прр... - ав. - Прр»
    • «Прр, - ав. - Прр!»
    • «Прр, - ав. - Прр...»
    • «Пр.р, - ав. - Пр.р?»

    Восклицательный и вопросительный знаки, многоточие не влияют на правописание заглавных и прописных букв уже после слов автора. Они относятся к прямо-речевому контенту, дальше их приоритет никого не касается.

    Примеры:

    «Ах, Саша, Саша! - вскипало в голове у Иры. - Мне никогда не понять твоей ухмылки».(«Прр! - ав. - Прр»)

    «Не могу уйти? - засмеялся он. - Ещё посмотрим».(«Прр? - ав. - Прр»)

    «Разве здесь так плохо? - чувствуя себя польщенной, улыбнулась Эйлин. - Признаюсь, даже не обратила на это внимание».

    Ещё один пример: «Прр, - ав: - Прр» слова автора связывают обе части разделённой прямой речи. Присутствующие в предложении два глагола-сказуемых, имеющих связь, как с первой частью, так и указания на дополнение второй части прямой речи, после слов автора, размещается двоеточие, далее тире, Пр., пишется с большой буквы, дополняя или продолжая тем самым смысл предложения.

    Пример того как все должно оформляться:

    «Лучшие мои творения ещё не родились в наш мир, - с улыбкой молвила Грейси и добавила: - Все ещё впереди».

    5) Ав: «Прр», - ав.

    В последнем примере , прямая речь, размещается внутри слов ав,.

    Последовательность: вначале идут С.авт., с прописной буквы, дальше ставиться двоеточие(контейнер для прямой речи), позже последует прямая р-чь, и она всегда начинается с прописной буквы(после двоеточия); как и в любом прообразе всегда берётся в кавычки, дальше следует знак - запятая (вслед за закрытием кавычек), потом сразу же тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. В контейнере кавычек могут находиться вышесказанные знаки препинания.(!?...)

    Видео

    Разобраться в тонкостях оформления прямой речи в тексте вам поможет этот видеоурок.

    Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», – думал Павка (Н. Островский); «Дедушку знаешь, мамаша?» – матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» – сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян…» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь).

    § 121. Авторские слова внутри прямой речи

    1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Например: «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться» (Фурманов).

      Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (название литературного произведения, промышленного предприятия и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

      Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:

      а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Н. Толстой);

      б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);

      в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит , играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);

      г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих .

    2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте, – заметил один скептик, – не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров).
    3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Я ни с кем и ни с чем не связан, – напомнил он о себе . – Действительность мне враждебна» (Горький); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, – покачал головой Воропаев . – Ну разве мне дойти?» (Павленко).
    4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Так вас зовут Павкой? – прервала молчание Тоня . – А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света! – воскликнул Мохов . – Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!» (Ажаев).
    5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной. Например: «Не надо… – сказал Вершинин, – не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Кальсонера… атакуем… – задыхаясь, отвечал Коротков. – Да он в наступление перешёл…» (Булгаков).
    6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Я тебя не спрашиваю, – строго сказал офицер и снова повторил: – Старуха, отвечай!» (Горький); «Покорно благодарю, – отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: – Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).

    § 122. Прямая речь внутри авторских слов

    1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А. Н. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул , между которыми находится прямая речь); …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Лесков) (запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь); Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (В. Кудашев) (запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но );

    2) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин) (тире поставлено в связи с тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» – ему становилось как будто легче… (Чехов) (прямая речь заканчивается восклицательным знаком); …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» – и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Толстой) (перед и при однородных сказуемых встречается также постановка запятой и тире);

    3) запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов, например: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно… (Гоголь).

    Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но перед ними двоеточие не ставится, например: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Гоголь); Он вспомнил пословицу «Не плюй в колодец…» и отошёл в сторону; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание .

    Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, надпись, выражение и т. п., то перед ними ставится двоеточие, например: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» (Пушкин).

    § 123. Знаки препинания при диалоге

    1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:

      – Родные есть?

      – Нет никого. Я один в мире .

      Знаешь ли грамоту?

      Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?

      – Знаю. Греческий (Булгаков).

    2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет» . – «На ком?» – «На Лариной» . – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед» (Пушкин).
    3. Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается: «Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна . «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев (Чехов).

    Знаки при прямой речи

    § 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

    1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

      Маленькая девочка бежала и кричала:
      – Не видали маму?

      М. Горький

    2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

      Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

    Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

      Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

      Белинский

    § 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

    а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

      Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

      Лермонтов


      Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

      Лермонтов


      Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

      Лермонтов

    б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

      «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

      Лермонтов

      – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

      «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

      Лермонтов

      – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

      «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

      Шолохов

      – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

      «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

      Шолохов

      – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

    после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

      – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

      Лермонтов


      – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

      Лермонтов


      – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

      Чехов


      – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

      Тургенев


      – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

      Тургенев

      – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

      М. Горький

    Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

    Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

    § 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

      «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

      Знаки при прямой речи

      § 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

      1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

        Маленькая девочка бежала и кричала:
        – Не видали маму?

        М. Горький

      2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

        Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

      Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

        Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

        Белинский

      § 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

      а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

        Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

        Лермонтов


        Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

        Лермонтов


        Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

        Лермонтов

      б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

        «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

        Лермонтов

        – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

        «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

        Лермонтов

        – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

        «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

        Шолохов

        – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

        «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

        Шолохов

        – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

      в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

      после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

        – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

        Лермонтов


        – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

        Лермонтов


        – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

        Чехов


        – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

        Тургенев


        – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

        Тургенев

        – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

        М. Горький

      Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

      Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

      § 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

        «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».