Точка в конце прямой речи. Оформление прямой речи в тексте. Диалог. знаки препинания при диалоге
Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.
Чем отличается прямая речь от косвенной?
При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.
Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.
Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:
- Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
- «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
- «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.
Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:
- Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
- Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
- Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.
Основы правописания предложений с прямой речью
Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.
Прямая речь в начале предложения
Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:
- для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
- для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
- для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.
Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.
Приведём примеры:
- «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
- «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
- «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.
Прямая речь в конце предложения
В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.
Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:
- Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
- Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
- Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»
Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.
Прямая речь между слов автора
Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.
Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:
- Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
- Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
- Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.
Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!
Прямая речь, которая прерывается авторским текстом
А вот это довольно-таки интересный тип предложений.
Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.
Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:
- «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
- «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».
Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .
- «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
- «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».
Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.
Синтаксический разбор предложений с прямой речью
С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.
Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.
В современном мире очень важно оставаться грамотным человеком. Ведь куда приятнее слушать эрудированного человека, который «за словом не лезет в карман», а тем более читать его глубоко осознанные комментарии или статьи в интернете, где нет орфографических и синтаксических ошибок.
Грамотность - не что иное, как свободноео владение письменной и устной речью, вместе с литературным языком.
Грамоте нужно учиться всю жизнь . Это одна из причин, которая заставляет грамотных людей постоянно самосовершенствоваться и читать книги для улучшения своих лингвистических навыков.
Текущая статья поможет закрепить, научить и освежить правила написания чужих реплик и высказываний в многогранном русском языке с помощью прямой речи. Прямую речь можно перевести, как подробное высказывание, внедрённое в авторскую речь в лице говорящего или пишущего человека.
Введение
Прямую речь всегда необходимо выделять кавычками, от начала предложение и до конца речи (предложения), кроме случаев начала прямой речи посредине предложения, которая ещё и прерывается авторскими словами вперемешку с косвенной речью или несобственно-прямой речью, что заставляет задуматься о правильности размещения тех или других знаков препинания. На первый взгляд, все очень сложно и запутанно .
Но, если подойти к решению вопроса поэтапно, правила оформления просты и не требуют для изучения много усилий. Главное, научиться различать прямую и косвенную речь, а также авторские слова (слова автора). Теперь, после детального анализа вышеперечисленных составных прямо-речевого предложения, можно приступить к расстановке всех необходимых знаков препинания.
Для того, чтобы все понять , нужно рассмотреть все возможные нюансы в подробностях и примерах.
Отличаясь от косвенной, прямая речь сохраняет индивидуальность вместе со стилистическими особенностями речи того, кто воспроизводит своё высказывание, считаясь с его деликатным язычным очертанием, вводными словами, паузами и повторами. Введение прямой речи происходит без лишних местоимений и союзов. В глагольной форме подчёркивается прямое отношение к лицу(-цам) гласящего, к примеру: «Джон кричал: Победа!». Теперь сравнение с косвенной речью: «Джон кричал - это победа».
Оформление прямой речи (условные обозначения)
Для удобства и лёгкого усвоения самых распространённых случаев использования ПР, нужно создать условные обозначения в тексте, которые помогут все разложить по полочках:
- Прр - Прямая р-чь (Пр.р - когда с заглавной буквы).
- прр - прямая р-чь (пр.р - если с маленькой буквы).
- Ав - слова Автора (Ав когда с заглавной буквы).
- ав - слова автора (ав если с маленькой буквы).
Прямая речь: примеры
Варианты неоднократно встречаемых примеров употребления прямой речи совместно со словами автора . Оформление:
1) Ав: «Прр». - схема, которая часто встречается в различных диалогах, размещённых в одной строке, здесь вначале прямой речи, нужно поставить двоеточие, потом слова автора берутся в кавычки и в конце предложения, после закрывающейся пары кавычек ставиться точка(конец предложения).
Пример:
Соня с интересом смотрела на стрелку часов и тихо поговаривала: «Тик-так ».
Когда своё начало прямая речь берёт с нового абзаца , в конце слов автора, необходимо поставить двоеточие; если слова автора, которые берут своё начало с нового абзаца выделяют тире вначале (если говорить о диалогах):
Пример:
Соня с интересом смотрела на стрелку часов и тихо поговаривала:
Тик-так.
Также следует обратить внимание на то, что точка всегда ставится снаружи кавычек. Восклицательный с восклицательным знаком, запятой, многоточием, ставятся внутри. Если брать во внимание запятую, бывает так, что она расположена, как внутри так и снаружи. Все зависит от структуры предложения(в большинстве случаев снаружи)
Ещё примеры:
Ав: «Прр!» (Джемисон старался объяснить: « Продавать эти акции бессмысленно! »)
Ав: «Прр?» (Джемисон спросил: « Зачем продавать эти акции? »)
Ав: «Прр...» (Джемисон согласился: « Возможно нам удастся сделать это... »)
- «Пр.р», - ав.
- «Пр.р!» - ав.
- «Пр.р?» - ав.
Прямая речь, вслед за которой идут слова автора . Здесь все просто. Прр берётся в кавычки, внутри могут быть размещены такие знаки: восклицательный, вопросительный или многоточие. В данных наглядных примерах, запятую нужно ставить за пределами кавычек. Перед словами Ав., ставят дефис.
Пример:
«Это будет очень полезно всем нам», - сказала Эйлин.
«Как бы мне хотелось знать, какой из этих дорог шли пилигримы!» - сказала Эйлин.
«Готовы ли вы приступить к своим обязанностям?» - спросила она, окидывая его лукавым и смеющимся взглядом.
3) «Прр, - ав, - прр».
В следующем наглядном примере, слова автора размещены посредине прямой речи сплошного предложения . Тогда, после Пр., вначале предложения, которое начинается с заглавной буквы, последуют слова автора с прописной буквы, где их с обеих сторон выделяют - тире с запятой. Предложение не закончилось , таким образом, после слов автора, прямая р-чь должна писаться с маленькой буквы, кавычки закрыть и поставить точку. А теперь наглядный пример:
4) «Прр, - ав. - Прр»
В четвёртой схеме-тексте в отличие от предыдущей, С.ав., размещены посередине П-речи, обрываются точкой.
В самом начале предложения ставиться пара кавычек, предложение начинаться с заглавной буквы; дальше, начинаясь с маленькой буквы, идут слова автора, перед которой проставляют запятую, здесь, как и в предыдущем варианте авторские слова выделяются тире несмотря на последующие знаки, запятая это или точка между ними. Далее прямая речь берет начало с надстрочных букв .
- «Пр.р! - ав. - Пр.р»
- «Прр? - ав. - Прр»
- «Прр... - ав. - Прр»
- «Прр, - ав. - Прр!»
- «Прр, - ав. - Прр...»
- «Пр.р, - ав. - Пр.р?»
Восклицательный и вопросительный знаки, многоточие не влияют на правописание заглавных и прописных букв уже после слов автора. Они относятся к прямо-речевому контенту, дальше их приоритет никого не касается.
Примеры:
«Ах, Саша, Саша! - вскипало в голове у Иры. - Мне никогда не понять твоей ухмылки».(«Прр! - ав. - Прр»)
«Не могу уйти? - засмеялся он. - Ещё посмотрим».(«Прр? - ав. - Прр»)
«Разве здесь так плохо? - чувствуя себя польщенной, улыбнулась Эйлин. - Признаюсь, даже не обратила на это внимание».
Ещё один пример: «Прр, - ав: - Прр» слова автора связывают обе части разделённой прямой речи. Присутствующие в предложении два глагола-сказуемых, имеющих связь, как с первой частью, так и указания на дополнение второй части прямой речи, после слов автора, размещается двоеточие, далее тире, Пр., пишется с большой буквы, дополняя или продолжая тем самым смысл предложения.
Пример того как все должно оформляться:
«Лучшие мои творения ещё не родились в наш мир, - с улыбкой молвила Грейси и добавила: - Все ещё впереди».
5) Ав: «Прр», - ав.
В последнем примере , прямая речь, размещается внутри слов ав,.
Последовательность: вначале идут С.авт., с прописной буквы, дальше ставиться двоеточие(контейнер для прямой речи), позже последует прямая р-чь, и она всегда начинается с прописной буквы(после двоеточия); как и в любом прообразе всегда берётся в кавычки, дальше следует знак - запятая (вслед за закрытием кавычек), потом сразу же тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. В контейнере кавычек могут находиться вышесказанные знаки препинания.(!?...)
Видео
Разобраться в тонкостях оформления прямой речи в тексте вам поможет этот видеоурок.
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», – думал Павка (Н. Островский); «Дедушку знаешь, мамаша?» – матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» – сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян…» – сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь).
§ 121. Авторские слова внутри прямой речи
- Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами. Например: «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться»
(Фурманов).
Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (название литературного произведения, промышленного предприятия и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).
Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:
а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А. Н. Толстой);
б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);
в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит , играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);
г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих .
- Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили, – продолжал заседатель, – с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте, – заметил один скептик, – не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров).
- Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Я ни с кем и ни с чем не связан, – напомнил он о себе . – Действительность мне враждебна» (Горький); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, – покачал головой Воропаев . – Ну разве мне дойти?» (Павленко).
- Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Так вас зовут Павкой? – прервала молчание Тоня . – А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света! – воскликнул Мохов . – Здорово! Никогда ещё так далеко не ездил!» (Ажаев).
- Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставится или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором – с прописной. Например: «Не надо… – сказал Вершинин, – не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Кальсонера… атакуем… – задыхаясь, отвечал Коротков. – Да он в наступление перешёл…» (Булгаков).
- Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Я тебя не спрашиваю, – строго сказал офицер и снова повторил: – Старуха, отвечай!» (Горький); «Покорно благодарю, – отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: – Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).
§ 122. Прямая речь внутри авторских слов
1) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А. Н. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул , между которыми находится прямая речь); …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Лесков) (запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь); Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (В. Кудашев) (запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но );
2) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин) (тире поставлено в связи с тем, что предшествующая прямая речь заканчивается вопросительным знаком); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» – ему становилось как будто легче… (Чехов) (прямая речь заканчивается восклицательным знаком); …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» – и подозвала свою собачку Сюзетку (Л. Толстой) (перед и при однородных сказуемых встречается также постановка запятой и тире);
3) запятая и тире ставятся между двумя репликами разных лиц, находящимися внутри авторских слов, например: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно… (Гоголь).
Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но перед ними двоеточие не ставится, например: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Гоголь); Он вспомнил пословицу «Не плюй в колодец…» и отошёл в сторону; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание .
Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, надпись, выражение и т. п., то перед ними ставится двоеточие, например: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые» (Пушкин).
§ 123. Знаки препинания при диалоге
- Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:
– Родные есть?
– Нет никого. Я один в мире .
– Знаешь ли грамоту?
– Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?
– Знаю. Греческий (Булгаков).
- Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет» . – «На ком?» – «На Лариной» . – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед» (Пушкин).
- Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается: «Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна . «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев (Чехов).
Знаки при прямой речи
§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала:
– Не видали маму?
М. Горький
2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
- Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».
Белинский
§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
- Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».
Лермонтов
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
Лермонтов
Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»
Лермонтов
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:
- «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
Лермонтов
– А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
«Как это скучно!» – воскликнул я невольно.
Лермонтов
– Как это скучно! – воскликнул я невольно.
«Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
– Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.
«Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
- – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
- – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.
Лермонтов
– Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?
Лермонтов
– Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.
Чехов
– Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.
Тургенев
– Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
Тургенев
- – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
- «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».
Знаки при прямой речи
§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала:
– Не видали маму?
М. Горький
2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:
- Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»
Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:
- Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».
Белинский
§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:
а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
- Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».
Лермонтов
Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
Лермонтов
Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»
Лермонтов
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:
- «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
Лермонтов
– А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.
«Как это скучно!» – воскликнул я невольно.
Лермонтов
– Как это скучно! – воскликнул я невольно.
«Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.
Шолохов
– Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.
«Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
Шолохов
- – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.
в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:
- – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.
Лермонтов
– Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?
Лермонтов
– Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.
Чехов
– Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.
Тургенев
– Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.
Тургенев
- – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?
М. Горький
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.
§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
- «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».