Знаки препинания в простом предложении теория. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Обращение, вводное слово
Лекция: Пунктуация в простом и сложном предложениях
Пунктуация в простом предложении
Знаки препинания делят на:
- выделительные.
отделительные;
разделительные;
Отделительные знаки препинания
.
ставим в конце предложения, когда в нём не выражены какие-либо эмоции:
После ланча туристы поднялись к себе в номера.
?
стоит в конце предложения с интонацией вопроса:
После ланча туристы поднялись к себе в номера?
!
ставим в конце предложения, когда оно выражает какие-либо эмоции:
После ланча туристы поднялись к себе в номера!
…
ставим в конце предложения, когда мысль не закончена и пишущий хочет это показать. Также многоточие ставим в цитатах на месте пропуска слов:
Извините… Не подумайте ничего…
Разделительные знаки препинания
Запятые при однородных членах ставим :
1.
Если однородные члены соединяются только интонацией без союза:
Фрукты, овощи подорожали перед праздниками.
О, О.
2. Если однородные члены соединяются повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то... не то):
Папа привёз и книги, и игрушки, и сладости. О и О, и О.
Выбирай, на ужин либо курица, либо говядина. Либо О, либо О.
3.
Перед второй частью составных союзов:
Папа привёз не только игрушки, но и сладости.
Не только О, но и О.
4.
Перед противительными союзы а, но, да (=но), однако
:
Красив кулончик, да тяжеловат.
О, да (=но) О.
5.
Между всеми однородными членами и тогда, когда только перед частью из них стоят повторяющиеся союзы:
Мама привезла рыбу, мясо, и овощи, и фрукты.
О, О, и О, и О.
Не ставим, когда :
1. Однородные члены связаны одиночным союзами и, либо, или, да (=и) : Петя остановился, улыбнулся пришедшей мысли и громко закричал ей вслед. О, О и О.
2. Союз попарно связывает однородные члены: Ромашки и хризантемы, гортензии и гиацинты цвели в палисаднике. О и О, О и О.
3. Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни, и так и сяк, ни рыба ни мясо и др. : Для всех Никола был ни рыба ни мясо.
4. Определения не однородны: Посередине стоял низкий деревянный столик. (Характеризуют предмет с разных сторон).
Запятые в сложном предложении ставим :
1.
Между частями сложносочинённого предложения:Папа приготовил шашлык 1 , и семья стала ужинать в саду 2 .
(ВременнЫе)
Был сильный ливень 1 , и река вышла из берегов 2 .
(Причинно-следственные)
То жарко 1 , то холодно 2 .
(Разделительные)
Вода ещё не нагрелась 1 , а отдыхающие уже купаются в море 2 .
(Противительные)
Гид поднимался по тропинке 1 , и группа поспешила за ним 2 .
(Присоединительные отношения)
NB!
Между частями ССП запятые не ставят, если есть общий второстепенный член, общее придаточное предложение либо общее вводное слово.
Уже начало рассветать 1 и небо окрасилось в багровый цвет 2 , когда девушки наговорились и заснули 3 .
2.
Между частями сложноподчинённого предложения:
Сергей смотрел, как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины.
[Сергей смотрел] - главная часть, от неё задаётся вопрос (на что?) к придаточной (как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины).
В СПП не ставим, когда :
- Прид. предложение начинается с НЕ или союза И: Я видела не как Леонтьев писал картину, а как он её запечатывал и отправлял на выставку.
Я видела и как Леонтьев писал картину. - Прид. предложение состоит из одного слова: Всё произошло так быстро, что Шамиль и не понял как.
- Перед прид. стоят повторяющиеся союзы и, или, либо и др.: Михаил решил сдать экзамен либо когда найдёт свой талисман на удачу, либо когда хорошенько подготовится.
3.
Между частями в бессоюзном сложном предложении: Утром все отправились к роднику 1 , потом мальчишки вернулись в лагерь 2 .
Вода стекала вниз 1 , кто-то набирал воду в канистры 2 , остальные купались в ручье 3 .
; ставим в БСП, если простые предложения, показывающие одновременность либо последовательность действий, осложнены (есть запятые): Вечерело 1 ; солнышко садилось за березняк, виднеющийся на горизонте 2 .
Тире пишется в сложном предложении , если :
1. Происходит быстрая смена событий либо неожиданный результат: Встал 1 – в комнате уже никого не было 2 .
2. Есть противопоставление (между частями можно использовать а, но): Наташа красива 1 – (=а) Света умна 2 .
3.
В первом предложении проявлены время или условие действия (перед первым предложением можно использовать когда, если):
(Если) Любишь кататься 1 – люби и саночки возить 2 .
(Если)
Сделал дело 1 – гуляй смело 2 .
4.
При сравнении (между частями можно использовать словно, будто):
Молвит слово 1 – (=будто) соловей поёт 2 .
5. Второе предложение есть следствие или вывод (между частями можно использовать следовательно, значит): Кошка лежит у печки 1 – (=значит) день будет морозный 2 .
6. Между подлежащим и сказуемым, выраженными:
- существительным в И.п.: Дербент – древнейший город России.
- числительным в И.п., один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой член – существительным в И.п.: Шестью шесть – тридцать шесть. Семь – счастливая цифра.
- инфинитивом: Курить – здоровью вредить. (Инфинитив часто можно заменить существительным.: курить – курение).
- существительным и инфинитивом: Хороший пример детям – любить свою Родину. Сохранить Землю – наша первоочередная задача.
- присутствуют это, значит, вот : Жить – значит любить. Россия – это великая держава!
Двоеточие ставим :
1.
После обобщающего слова перед однородными членами: Мама занесла в комнату фрукты: бананы, яблоки и мандарины.
О: О, О и О.
3. Между частями бессоюзного сложного предложения, когда:
- второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (между ними можно использовать потому что или так как):
Кузнецов испугался 1: (=так как) он представил Наташу наедине с Силакцевым 2 .
- второе предложение поясняет содержание первого (между ними можно использовать а именно):
- второе предложение дополняет первое (между ними можно использовать что; и вижу, как):
Подняла голову 1: (=и вижу, как) по небу плывут облака 2 .
Выделительные знаки препинания
Запятую ставим при обращении, вводных словах либо вводных конструкциях, приложениях, обособленных определениях и обстоятельствах, уточняющих членах, если они стоят в начале или в конце предложения:
Сашка, пойдём гулять!
Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.
Две запятые ставим
, если обращения, вводные конструкции, приложения, обособленные определения и обстоятельства, уточняющие члены находятся внутри предложения:
Доброе утро, солнышко моё, просыпайся!
Тире и два тире ставим , когда:
- Вводное или вставное предложение выражает отношение говорящего к тому, что он говорит или замечание по его содержанию:
- Обобщающее слово стоит после однородных членов:
- Приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения:
Двойные скобки ставим
при вставных предложениях:
Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.
Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.
Двойные кавычки ставим
при прямой речи и цитатах, оформленных в виде прямой речи:
Валера спросил: «Закроешь за мной дверь?» – и вышел.
«Вы закройте за мной дверь, – продолжал Валера, – а я выйду».
| |
Пунктуация простого осложненного предложения.
Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий
Грамматика повелевает даже царями.
Ж.Мольер
Слайд №1
ХОД УРОКА
Слайд №2
Постановка целей.
Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложнённого предложения.
Повторение.
Давайте вспомним
(Слайд№3)
- Каковы признаки простого предложения?
- Предложение распространённое и осложнённоё – это одно и то же?
Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.
(Слайд №4. Таблица «Простое предложение может быть…»).
Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?
(Ответы учеников)
Что нужно учитывать при выборе знака препинания?
(Ответ ученика)
Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:
(Слайд №5)
А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с пузами на месте знаков препинания.
Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?
(Ответы учеников)
Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.
(Слайд №6 «Определения характеризуют предмет…»)
Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.
(Ответы учеников)
Задание. А теперь пишем под диктовку:
Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)
Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)
Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)
Проверка работы – сверка со слайдом.
(Слайд №7)
Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.
(Слайд №8 «Перед одиночным союзом И, который соединяет…»)
Задание.
(Ответ ученика)
Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
(Слайд №9)
Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)
Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)
Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)
(Ответы учеников по каждому предложению)
А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
(Слайд №10 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)
Задание: Прокомментируйте содержание таблицы.
(Ответ ученика)
Открываются схемы, нарисованные на доске.
Задание. Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.
О и О и О
и О и О и О
Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./
Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.
(Ответы учеников)
Предлагаю вам художественный вариант (устно),
(Слайд №11)
Куда столь быстро, и легко,
И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?
А.Бестужев-Марлинский.
«К облаку»
Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными? Вспомните слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.
(Слайд №12 «Вводные слова и слова, не являющиеся вводными..»)
Если есть необходимость, запишите эти слова в тетрадь. Эти слова необходимо запомнить.
Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить - «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:
(Слайд №13)
- Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
- Ветер здесь может быть очень сильным.
- К вечеру, однако, ветер утих.
- Однако к вечеру ветер утих.
Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.
Задание: Спишите эти предложения.
(Слайд №14)
Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.
Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.
Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
(Ответы учеников)
Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.
(Выполняется задание)
Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания к нему будут разными (по рядам или группам)
(Слайд № 15)
Краски и звуки осени.
1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.(№5)
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№6, 10)
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.(№11)
И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.
Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.
(Ответы учеников)
А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:
(Слайд №16)
- Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
- Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно вы хотели бы повторить и в какой форме?
Домашнее задание: п. _______, упр._______.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Задания из части А
А21. Укажите правильное утверждение о данном предложении.
На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А22. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Он всегда вставал рано (1) стараясь (2) видимо (3) начать жить с восходом солнца.
- 1, 2, 3 2) 1 3) 1, 3 4) 2, 3
А23. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.
Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно (4) занимаются музыкой.
- 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 3
Предварительный просмотр:
Текст №1
Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
Текст №2
Краски и звуки осени.
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.
1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.
Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая : Настало утро, и все разошлись по домам.
Запятая НЕ ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды. Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне .
Запятая ставится:
- между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
- при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
- между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения (см. Однородные члены предложения , Запятая между однородными членами предложения , Двоеточие или тире при однородных членах предложения):Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.
Запятая НЕ ставится:
- между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть. НО: Он сказал, что, если пойдёт дождь, рыбалки не будет.
- если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
- если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда .
- перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
- перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
Запятая ставится между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Если предложения распространены и почти не связаны по смыслу, между ними ставится точка с запятой : Время раннее, седьмой час; туман рассеивается, пропуская солнце; роса высохла.
Двоеточие между частями сложного бессоюзного предложения ставится, если:
- второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.
- второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
- второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую, кто-то тянет меня в сторону.
- второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится:
- при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся - его уже не было. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
- при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп - Петя умён.
- если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): Лес рубят - щепки летят.
- при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто ): Молвит слово - соловей поёт.
- если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи ставятся в соответствии с предыдущими правилами (Знаки препинания в сложносочиненном предложении , Знаки препинания в сложноподчиненном предложении , Знаки препинания в бессоюзном предложении ). Например: Не было сомнений: с гонцами что-то случилось, но, что бы ни произошло, мост должен быть взорван. Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.
Между сочинительным и подчинительным союзами запятая не ставится, если после придаточного идет вторая часть двойного союза (то, так ) или союз но :Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли. Солнце взошло, и хотя на небе не было ни облачка, но цвет его был странный: беловатый и серый одновременно.
Русский язык 11 класс
Зачёт № 1
Зачёт № 1
Теория
· Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Виды подчинительной связи слов в словосочетании.
· Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение.
· Грамматическая основа предложения. Простые двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.
· Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом.
· Тире между подлежащим и сказуемым.
· Простые односоставные предложения, их группы. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
· Неполные предложения, их интонационные особенности. Тире в неполном предложении.
Контрольная работа Простое неосложнённое предложение
(главные члены предложения, пунктуация)
Диктант с языковым анализом текста
и грамматическим заданием.
Контрольный тест
1.Власенков язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений /. . – М.: Просвещение, 2006.
2. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах
3. Сенина язык. ЕГЭ - 2008. Вступительные экзамены: Учебно-методическое пособие. – Ростов н /Д: Легион, 2008
4. Цыбулько И. П, ЕГЭ 2009: русский язык: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009
Тренажеры
Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. info @ mediahouse . ru
1C : Репетитор-Он-Лайн. Русский язык. Тесты по пунктуации.(htp :// repetitor .1 c . ru ).
1C: Репетитор (htp://***** ). Сайт отдела обучающих программ фирмы 1C .
Грамотей – КЛУБ (htt :// gramotey . ericos . ru ).
Русский язык 11 класс
Зачёт № 1
Контрольная работа № 1
Простое неосложнённое предложение.
1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Это время было луч..шим в его (н..)пр..должит..льной жизни. На наших глазах разв..валась поэма любви сильной как стихия. В моей памят.. впеч..тления того врем..ни сказочная картина. Белый конь с юн..ым прекрас..ым всадником показ..вае(т, ть)ся из Дубровок и направляе(т, ть)ся к нашему дому. Александра сюда постоя(н, нн)о тянуло здесь жила его суже(н, нн)ая его Любовь.
В конце зимы он..делался женихом. Свадьбу решено было..делать летом в деревне. Люба жила в родной семье последни.. дни.
Настал день свадьбы. Венчались в стари(н, нн)ой церкви близ Шахматова. Церковь эта постро..(н, нн)а далеко от деревн.. . Стоит она одиноко белая производя таинств..(н, нн)ое и мистич..ское впеч..тлен..е.
В подв..нечном наряд.. невеста была хороша: белое платье вуаль цветы ещё более отт..няли её нежность и свеж..сть. Александр Александрович очень бледный взв..лнов..(н, нн)ый. Вдвоём они долго молились. Торопились нач..нать обря.. но Дмитрий Иванович остановил сказав: (Н..)мешайте им.
Когда молодые выходили из церкви крестьяне подн..сли им пару белых гусей украш..ных розовыми лентами. Гуси эти долго потом жили в Шахматове пользуясь особыми правами ходили в цветник, к чайному столу, на балкон и вообще везде где хотели.
После венца молодые и гости на разукраш..(н, нн)ых дубовыми гирляндами тройках пр..ехали в Боблово. Старая няня и крестьяне знавш..е Любу с детских лет непр..ме(н, нн)о хотели выполнить русский обычай и только что молодые вошли на ступеньки крыльца как были осып..(н, нн)ы хмелем. Крестьяне ближних деревень собрались во дворе и пели подх..дящ..е к случаю песни.
После обеда молодых усадили в экипаж ямщик гикнул лошади тронулись звеня колокольч..ками. Александр Блок увозил Любу (из)под родительского крова в новую жизнь.
(По)
2. Из последнего предложения абзаца 1 выпишите словосочетание со связью примыкание.
3. В абзацах 1 – 2 найдите предложение, в котором между главными членами ставится тире. Укажите тип сказуемого в этом предложении.
4. Из предложения 1 абзаца 6 выпишите подлежащее.
5. Из абзаца 4 выпишите простое неопределённо-личное предложение, входящее в состав
6. сложного.
7. Укажите, сколько грамматических основ в предложении 1 последнего абзаца.
8. Из абзаца 3 выпишите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
9. Какие выразительные средства, придающие тексту поэтичность, образность, использованы в абзаце 1?
Русский язык 11 класс
Зачёт № 1
Контрольный тест к зачёту № 1
Простое неосложнённое предложение
Вариант 1
№ задан | А. Задания с выбором ответа | эталон |
В каком варианте ответа даны словосочетания со связью согласование ? 1) русский язык, наше богатство, необходимо знать 2) первый класс, театральная афиша, своё мнение 3) лучший ответ, вторые сутки, вопреки ожиданиям 4) неожиданный вопрос, листая книгу, совершенно серьёзно | ||
В каком предложении есть словосочетание со связью примыкание ? 1) Красноречие начинается с умения слушать. (Скалеф) 2) Когда слово не бьёт, то и палка не поможет (Сократ) 3) Главное достоинство языка – в ясности (Стендаль) 4) Всякий слышит лишь то, что понимает (Плавт) | ||
Выберите вариант ответа, в котором указаны словосочетания с подчинительной связью управление . А) вопреки ожиданиям В) прошу запомнить Б) встретились вновь Г) согласно расписанию 1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В, Г | ||
Укажите предложение с простым глагольным сказуемым. 1) Мелодия была красивая. 2) Исполнитель совсем молодой. 3) Концерт будет превосходным. 4) При первых звуках в зале погас свет. | ||
Укажите предложение с составным глагольным сказуемым. 1) Разговор продолжил молодой писатель. 2) Он стал рассказывать о новой пьесе. 3) Друзья познакомили начинающего драматурга с Белинским. 4) Критик отметил в драме жизненную правду. | ||
В каком предложении подлежащее выражено одним словом? 1) К утру в отряде осталось только шесть человек. 2) Некоторые тоже собирались уходить. 3) Отец с сыном шли впереди. 4) Неожиданно раздалось несколько выстрелов. | ||
В каком предложении подлежащее выражено словом, образованным путём перехода имени прилагательного в существительное? 1) Жить – значит действовать. 2) Его пример другим наука. 3) Конный пешему не попутчик 4) Голова без ума что фонарь без света. | ||
А 8 | Какие слова являются грамматической основой в предложении? Каждый народ за века своего существования выработал собственную речевую культуру. 1) народ выработал 3) за века существования выработал 2) выработал культуру 4) каждый народ выработал | |
А 9 | В каком предложении не ставится тире? 1) Талант это вера в себя 2) Любить значит жить. 3) Рассеянность лишь следствие усталости. 4) Лень и трусость самые дурные пороки. | |
Укажите пример, где тире стоит между подлежащим и сказуемым . 1) Жизнь прожить – не поле перейти. 2) Сумеешь взяться за дело – и снег загорится. 2) Лисица видит сыр – лисицу сыр пленил. 3) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. | ||
В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Беседа с заведующим кафедры длилась долго. 2) Мы не только читаем прозу, но и стихи. 3) По приезду в Петербург он нам позвонил. 4) Не стоит придавать особого значения этой информации. | ||
А 12 | Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) На встречу с писателем пришли любители современной прозы. 2) Журналист затронул вопросы, волнующих многих читателей. 3) В поэме «Двенадцать» довольно сложная система образов. 4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства. | |
А 13 | Укажите верную характеристику предложения. Кругом не было ни души. 1) двусоставное 2) односоставное, определённо-личное 3) односоставное, неопределённо-личное 4) безличное | |
А 14 | Укажите обобщённо-личное предложение. 1) Цыплят по осени считают. 3) Люблю грозу в начале мая. 2) Его безмерно любят. 4) Быть грозе! |
Сочинительный соединительный союз и может связывать:
- однородные члены предложения;
- простые предложения в составе сложноподчиненного;
- однородные придаточные в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания при однородных членах предложения
Если однородные члены предложения связываются одиночным союзом и, запятая между ними не ставится.
Например:У меня есть два брата и три сестры.
Если однородные члены предложения связываются повторяющимся союзом и, запятая между ними ставится. При этом запятая ставится перед вторым из повторяющихся союзов.
Например:В магазине мы купили хлеб и колбасу, и масло, и картофель.
Если перед однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом и, есть член предложения без союза, то запятая ставится уже перед первым повторяющимся союзом.
Например:В магазине мы купили и хлеб, и колбасу, и масло, и картофель.
Внимание! Запятая не ставится в таких выражениях, как и папа и мама, и бабушка и дедушка и подобных, так как оба слова можно заменить одним, например родители.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Если союз И связывает простые предложения в составе сложносочиненного, то перед ним всегда ставится запятая.
Например: Началась весна, и все дороги размыло.
Запятая не ставится в том случае, если обе части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
Например: Утром в лесу просыпаются птицы и выходят на охоту дикие звери (и птицы просыпаются, и звери выходят на охоту утром).
Знаки препинания при однородных придаточных
В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными придаточные могут соединяться между собой однородным соподчинением (т. е. они присоединяются к главному одинаковыми союзами и отвечают на одинаковые вопросы). Такие придаточные могут между собой соединяться союзом и, при этом второй подчинительный союз опускается. Запятая перед союзом и не ставится.
Например:[Сосед сообщил мне], (что дети уже пришли из школы) и (отец вернулся из командировки).