• Знаки препинания в простом предложении теория. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Обращение, вводное слово

    Лекция: Пунктуация в простом и сложном предложениях


    Пунктуация в простом предложении


    Знаки препинания делят на:

      отделительные;

      разделительные;

    • выделительные.

    Отделительные знаки препинания

    . ставим в конце предложения, когда в нём не выражены какие-либо эмоции:
    После ланча туристы поднялись к себе в номера.

    ? стоит в конце предложения с интонацией вопроса:
    После ланча туристы поднялись к себе в номера?

    ! ставим в конце предложения, когда оно выражает какие-либо эмоции:
    После ланча туристы поднялись к себе в номера!

    ставим в конце предложения, когда мысль не закончена и пишущий хочет это показать. Также многоточие ставим в цитатах на месте пропуска слов:
    Извините… Не подумайте ничего…

    Разделительные знаки препинания

    Запятые при однородных членах ставим :

    1. Если однородные члены соединяются только интонацией без союза:
    Фрукты, овощи подорожали перед праздниками. О, О.


    2. Если однородные члены соединяются повторяющимися союзами (и...и, ни...ни, да...да, или...или, либо...либо, то...то, не то... не то):
    Папа привёз и книги, и игрушки, и сладости. О и О, и О.
    Выбирай, на ужин либо курица, либо говядина. Либо О, либо О.

    3. Перед второй частью составных союзов:
    Папа привёз не только игрушки, но и сладости. Не только О, но и О.

    4. Перед противительными союзы а, но, да (=но), однако :
    Красив кулончик, да тяжеловат. О, да (=но) О.

    5. Между всеми однородными членами и тогда, когда только перед частью из них стоят повторяющиеся союзы:
    Мама привезла рыбу, мясо, и овощи, и фрукты. О, О, и О, и О.

    Не ставим, когда :

    1. Однородные члены связаны одиночным союзами и, либо, или, да (=и) : Петя остановился, улыбнулся пришедшей мысли и громко закричал ей вслед. О, О и О.

    2. Союз попарно связывает однородные члены: Ромашки и хризантемы, гортензии и гиацинты цвели в палисаднике. О и О, О и О.

    3. Устойчивые сочетания с двойными союзами и…и, ни…ни, и так и сяк, ни рыба ни мясо и др. : Для всех Никола был ни рыба ни мясо.

    4. Определения не однородны: Посередине стоял низкий деревянный столик. (Характеризуют предмет с разных сторон).

    Запятые в сложном предложении ставим :

    1. Между частями сложносочинённого предложения:Папа приготовил шашлык 1 , и семья стала ужинать в саду 2 . (ВременнЫе)
    Был сильный ливень 1 , и река вышла из берегов 2 . (Причинно-следственные)
    То жарко 1 , то холодно 2 . (Разделительные)
    Вода ещё не нагрелась 1 , а отдыхающие уже купаются в море 2 . (Противительные)
    Гид поднимался по тропинке 1 , и группа поспешила за ним 2 . (Присоединительные отношения)

    NB! Между частями ССП запятые не ставят, если есть общий второстепенный член, общее придаточное предложение либо общее вводное слово.
    Уже начало рассветать 1 и небо окрасилось в багровый цвет 2 , когда девушки наговорились и заснули 3 .

    2. Между частями сложноподчинённого предложения:
    Сергей смотрел, как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины.
    [Сергей смотрел] - главная часть, от неё задаётся вопрос (на что?) к придаточной (как маленький пушистый комочек сидит на тонкой веточке осины).

    В СПП не ставим, когда :

    • Прид. предложение начинается с НЕ или союза И: Я видела не как Леонтьев писал картину, а как он её запечатывал и отправлял на выставку.
      Я видела и как Леонтьев писал картину.
    • Прид. предложение состоит из одного слова: Всё произошло так быстро, что Шамиль и не понял как.
    • Перед прид. стоят повторяющиеся союзы и, или, либо и др.: Михаил решил сдать экзамен либо когда найдёт свой талисман на удачу, либо когда хорошенько подготовится.

    3. Между частями в бессоюзном сложном предложении: Утром все отправились к роднику 1 , потом мальчишки вернулись в лагерь 2 .
    Вода стекала вниз 1 , кто-то набирал воду в канистры 2 , остальные купались в ручье 3 .

    ; ставим в БСП, если простые предложения, показывающие одновременность либо последовательность действий, осложнены (есть запятые): Вечерело 1 ; солнышко садилось за березняк, виднеющийся на горизонте 2 .

    Тире пишется в сложном предложении , если :

    1. Происходит быстрая смена событий либо неожиданный результат: Встал 1 – в комнате уже никого не было 2 .

    2. Есть противопоставление (между частями можно использовать а, но): Наташа красива 1 – (=а) Света умна 2 .

    3. В первом предложении проявлены время или условие действия (перед первым предложением можно использовать когда, если):
    (Если) Любишь кататься 1 – люби и саночки возить 2 .
    (Если)
    Сделал дело 1 – гуляй смело 2 .

    4. При сравнении (между частями можно использовать словно, будто):
    Молвит слово 1 – (=будто) соловей поёт 2 .

    5. Второе предложение есть следствие или вывод (между частями можно использовать следовательно, значит): Кошка лежит у печки 1 – (=значит) день будет морозный 2 .

    6. Между подлежащим и сказуемым, выраженными:

    • существительным в И.п.: Дербент – древнейший город России.
    • числительным в И.п., один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой член – существительным в И.п.: Шестью шесть – тридцать шесть. Семь – счастливая цифра.
    • инфинитивом: Курить – здоровью вредить. (Инфинитив часто можно заменить существительным.: курить – курение).
    • существительным и инфинитивом: Хороший пример детям – любить свою Родину. Сохранить Землю – наша первоочередная задача.
    • присутствуют это, значит, вот : Жить – значит любить. Россия – это великая держава!

    Двоеточие ставим :

    1. После обобщающего слова перед однородными членами: Мама занесла в комнату фрукты: бананы, яблоки и мандарины. О: О, О и О.

    3. Между частями бессоюзного сложного предложения, когда:

    • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (между ними можно использовать потому что или так как):
    Берегите природу 1: (=потому что) она зависит от нашего отношения к ней 2 .
    Кузнецов испугался 1: (=так как) он представил Наташу наедине с Силакцевым 2 .
    • второе предложение поясняет содержание первого (между ними можно использовать а именно):
    В голове крутились новые мысли 1: (=а именно) я раздумывала о поездке, воображала примерку нового платья 2 .
    • второе предложение дополняет первое (между ними можно использовать что; и вижу, как):
    Я почувствовала 1: (=что) ноги становятся ватными 2 …
    Подняла голову 1: (=и вижу, как) по небу плывут облака 2 .

    Выделительные знаки препинания


    Запятую ставим при обращении, вводных словах либо вводных конструкциях, приложениях, обособленных определениях и обстоятельствах, уточняющих членах, если они стоят в начале или в конце предложения:
    Сашка, пойдём гулять!
    Таким образом, вражда между семействами после нелепых смертей Джульетты и Ромео прекратилась.

    Две запятые ставим , если обращения, вводные конструкции, приложения, обособленные определения и обстоятельства, уточняющие члены находятся внутри предложения:
    Доброе утро, солнышко моё, просыпайся!

    Тире и два тире ставим , когда:

    • Вводное или вставное предложение выражает отношение говорящего к тому, что он говорит или замечание по его содержанию:
    По представлениям приглашённых – и Наташи тоже – постановка будет увлекательной.
    • Обобщающее слово стоит после однородных членов:
    Мама занесла в комнату бананы, яблоки, мандарины – фрукты. О, О, О – О.
    • Приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения:
    Наступил июль – макушка школьных каникул.

    Двойные скобки ставим при вставных предложениях:
    Все приглашённые (их было пятеро) сидели на балконе.
    Крокодил (Нина чуть не наступила, подумав, что бревно!) отплыл к другому берегу.

    Двойные кавычки ставим при прямой речи и цитатах, оформленных в виде прямой речи:
    Валера спросил: «Закроешь за мной дверь?» – и вышел.
    «Вы закройте за мной дверь, – продолжал Валера, – а я выйду».



    Пунктуация простого осложненного предложения.

    Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий

    Грамматика повелевает даже царями.

    Ж.Мольер

    Слайд №1

    ХОД УРОКА

    Слайд №2

    Постановка целей.

    Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложнённого предложения.

    Повторение.

    Давайте вспомним

    (Слайд№3)

    1. Каковы признаки простого предложения?
    2. Предложение распространённое и осложнённоё – это одно и то же?

    Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.

    (Слайд №4. Таблица «Простое предложение может быть…»).

    Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

    (Ответы учеников)

    Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

    (Ответ ученика)

    Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

    (Слайд №5)

    А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с пузами на месте знаков препинания.

    Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

    (Ответы учеников)

    Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.

    (Слайд №6 «Определения характеризуют предмет…»)

    Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

    (Ответы учеников)

    Задание. А теперь пишем под диктовку:

    Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)

    Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)

    Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)

    Проверка работы – сверка со слайдом.

    (Слайд №7)

    Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.

    (Слайд №8 «Перед одиночным союзом И, который соединяет…»)

    Задание.

    (Ответ ученика)

    Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

    (Слайд №9)

    Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)

    Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)

    Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)

    (Ответы учеников по каждому предложению)

    А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

    (Слайд №10 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)

    Задание: Прокомментируйте содержание таблицы.

    (Ответ ученика)

    Открываются схемы, нарисованные на доске.

    Задание. Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

    О и О и О

    и О и О и О

    Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

    Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

    (Ответы учеников)

    Предлагаю вам художественный вариант (устно),

    (Слайд №11)

    Куда столь быстро, и легко,

    И гордо, и прелестно
    Ты пролетаешь, облачко,
    Скиталец поднебесный?

    А.Бестужев-Марлинский.
    «К облаку»

    Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными? Вспомните слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

    (Слайд №12 «Вводные слова и слова, не являющиеся вводными..»)

    Если есть необходимость, запишите эти слова в тетрадь. Эти слова необходимо запомнить.

    Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить - «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:

    (Слайд №13)

    1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
    2. Ветер здесь может быть очень сильным.
    3. К вечеру, однако, ветер утих.
    4. Однако к вечеру ветер утих.

    Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.

    Задание: Спишите эти предложения.

    (Слайд №14)

    Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.

    Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

    Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

    (Ответы учеников)

    Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

    (Выполняется задание)

    Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания к нему будут разными (по рядам или группам)

    (Слайд № 15)

    Краски и звуки осени.

    1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.(№5)
    2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№6, 10)
    3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.(№11)

    И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.

    Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

    (Ответы учеников)

    А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

    (Слайд №16)

    1. Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
    2. Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно вы хотели бы повторить и в какой форме?

    Домашнее задание: п. _______, упр._______.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Задания из части А

    А21. Укажите правильное утверждение о данном предложении.

    На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.

    1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    2. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
    3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    А22. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

    Он всегда вставал рано (1) стараясь (2) видимо (3) начать жить с восходом солнца.

    1. 1, 2, 3 2) 1 3) 1, 3 4) 2, 3

    А23. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

    Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно (4) занимаются музыкой.

    1. 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 3

    Предварительный просмотр:

    Текст №1

    Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

    Текст №2

    Краски и звуки осени.
    (1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
    (6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
    (7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

    1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.
    2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.
    3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.


    Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая : Настало утро, и все разошлись по домам.

    Запятая НЕ ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды. Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне .

    Запятая ставится:

    • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
    • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
    • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения (см. Однородные члены предложения , Запятая между однородными членами предложения , Двоеточие или тире при однородных членах предложения):Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

    Запятая НЕ ставится:

    • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть. НО: Он сказал, что, если пойдёт дождь, рыбалки не будет.
    • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не: Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
    • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда .
    • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
    • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

    Запятая ставится между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

    Если предложения распространены и почти не связаны по смыслу, между ними ставится точка с запятой : Время раннее, седьмой час; туман рассеивается, пропуская солнце; роса высохла.

    Двоеточие между частями сложного бессоюзного предложения ставится, если:

    • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.
    • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
    • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую, кто-то тянет меня в сторону.
    • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

    Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится:

    • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся - его уже не было. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
    • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп - Петя умён.
    • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): Лес рубят - щепки летят.
    • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто ): Молвит слово - соловей поёт.
    • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт - будет день горячий.

    Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи ставятся в соответствии с предыдущими правилами (Знаки препинания в сложносочиненном предложении , Знаки препинания в сложноподчиненном предложении , Знаки препинания в бессоюзном предложении ). Например: Не было сомнений: с гонцами что-то случилось, но, что бы ни произошло, мост должен быть взорван. Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

    Между сочинительным и подчинительным союзами запятая не ставится, если после придаточного идет вторая часть двойного союза (то, так ) или союз но :Мы вступаем в открытое море, но если хорошо приглядеться, то на горизонте уже виднеются синие тени земли. Солнце взошло, и хотя на небе не было ни облачка, но цвет его был странный: беловатый и серый одновременно.

    Русский язык 11 класс

    Зачёт № 1

    Зачёт № 1

    Теория

    · Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

    · Интонация и её роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение.

    · Грамматическая основа предложения. Простые двусоставные предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

    · Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим. Именительный и творительный падежи в сказуемом.

    · Тире между подлежащим и сказуемым.

    · Простые односоставные предложения, их группы. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

    · Неполные предложения, их интонационные особенности. Тире в неполном предложении.

    Контрольная работа Простое неосложнённое предложение

    (главные члены предложения, пунктуация)

    Диктант с языковым анализом текста

    и грамматическим заданием.

    Контрольный тест

    1.Власенков язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений /. . – М.: Просвещение, 2006.

    2. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах

    3. Сенина язык. ЕГЭ - 2008. Вступительные экзамены: Учебно-методическое пособие. – Ростов н /Д: Легион, 2008

    4. Цыбулько И. П, ЕГЭ 2009: русский язык: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009

    Тренажеры

    Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык. info @ mediahouse . ru

    1C : Репетитор-Он-Лайн. Русский язык. Тесты по пунктуации.(htp :// repetitor .1 c . ru ).

    1C: Репетитор (htp://***** ). Сайт отдела обучающих программ фирмы 1C .

    Грамотей – КЛУБ (htt :// gramotey . ericos . ru ).

    Русский язык 11 класс

    Зачёт № 1

    Контрольная работа № 1

    Простое неосложнённое предложение.

    1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы. Определите стиль текста.

    Это время было луч..шим в его (н..)пр..должит..льной жизни. На наших глазах разв..валась поэма любви сильной как стихия. В моей памят.. впеч..тления того врем..ни сказочная картина. Белый конь с юн..ым прекрас..ым всадником показ..вае(т, ть)ся из Дубровок и направляе(т, ть)ся к нашему дому. Александра сюда постоя(н, нн)о тянуло здесь жила его суже(н, нн)ая его Любовь.

    В конце зимы он..делался женихом. Свадьбу решено было..делать летом в деревне. Люба жила в родной семье последни.. дни.

    Настал день свадьбы. Венчались в стари(н, нн)ой церкви близ Шахматова. Церковь эта постро..(н, нн)а далеко от деревн.. . Стоит она одиноко белая производя таинств..(н, нн)ое и мистич..ское впеч..тлен..е.

    В подв..нечном наряд.. невеста была хороша: белое платье вуаль цветы ещё более отт..няли её нежность и свеж..сть. Александр Александрович очень бледный взв..лнов..(н, нн)ый. Вдвоём они долго молились. Торопились нач..нать обря.. но Дмитрий Иванович остановил сказав: (Н..)мешайте им.

    Когда молодые выходили из церкви крестьяне подн..сли им пару белых гусей украш..ных розовыми лентами. Гуси эти долго потом жили в Шахматове пользуясь особыми правами ходили в цветник, к чайному столу, на балкон и вообще везде где хотели.

    После венца молодые и гости на разукраш..(н, нн)ых дубовыми гирляндами тройках пр..ехали в Боблово. Старая няня и крестьяне знавш..е Любу с детских лет непр..ме(н, нн)о хотели выполнить русский обычай и только что молодые вошли на ступеньки крыльца как были осып..(н, нн)ы хмелем. Крестьяне ближних деревень собрались во дворе и пели подх..дящ..е к случаю песни.

    После обеда молодых усадили в экипаж ямщик гикнул лошади тронулись звеня колокольч..ками. Александр Блок увозил Любу (из)под родительского крова в новую жизнь.

    (По)

    2. Из последнего предложения абзаца 1 выпишите словосочетание со связью примыкание.

    3. В абзацах 1 – 2 найдите предложение, в котором между главными членами ставится тире. Укажите тип сказуемого в этом предложении.

    4. Из предложения 1 абзаца 6 выпишите подлежащее.

    5. Из абзаца 4 выпишите простое неопределённо-личное предложение, входящее в состав

    6. сложного.

    7. Укажите, сколько грамматических основ в предложении 1 последнего абзаца.

    8. Из абзаца 3 выпишите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

    9. Какие выразительные средства, придающие тексту поэтичность, образность, использованы в абзаце 1?

    Русский язык 11 класс

    Зачёт № 1

    Контрольный тест к зачёту № 1

    Простое неосложнённое предложение

    Вариант 1

    № задан

    А. Задания с выбором ответа

    эталон

    В каком варианте ответа даны словосочетания со связью согласование ?

    1) русский язык, наше богатство, необходимо знать

    2) первый класс, театральная афиша, своё мнение

    3) лучший ответ, вторые сутки, вопреки ожиданиям

    4) неожиданный вопрос, листая книгу, совершенно серьёзно

    В каком предложении есть словосочетание со связью примыкание ?

    1) Красноречие начинается с умения слушать. (Скалеф)

    2) Когда слово не бьёт, то и палка не поможет (Сократ)

    3) Главное достоинство языка – в ясности (Стендаль)

    4) Всякий слышит лишь то, что понимает (Плавт)

    Выберите вариант ответа, в котором указаны словосочетания с подчинительной связью управление .

    А) вопреки ожиданиям В) прошу запомнить

    Б) встретились вновь Г) согласно расписанию

    1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В, Г

    Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

    1) Мелодия была красивая.

    2) Исполнитель совсем молодой.

    3) Концерт будет превосходным.

    4) При первых звуках в зале погас свет.

    Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

    1) Разговор продолжил молодой писатель.

    2) Он стал рассказывать о новой пьесе.

    3) Друзья познакомили начинающего драматурга с Белинским.

    4) Критик отметил в драме жизненную правду.

    В каком предложении подлежащее выражено одним словом?

    1) К утру в отряде осталось только шесть человек.

    2) Некоторые тоже собирались уходить.

    3) Отец с сыном шли впереди.

    4) Неожиданно раздалось несколько выстрелов.

    В каком предложении подлежащее выражено словом, образованным путём перехода имени прилагательного в существительное?

    1) Жить – значит действовать.

    2) Его пример другим наука.

    3) Конный пешему не попутчик

    4) Голова без ума что фонарь без света.

    А 8

    Какие слова являются грамматической основой в предложении?

    Каждый народ за века своего существования выработал собственную речевую культуру.

    1) народ выработал 3) за века существования выработал

    2) выработал культуру 4) каждый народ выработал

    А 9

    В каком предложении не ставится тире?

    1) Талант это вера в себя

    2) Любить значит жить.

    3) Рассеянность лишь следствие усталости.

    4) Лень и трусость самые дурные пороки.

    Укажите пример, где тире стоит между подлежащим и сказуемым .

    1) Жизнь прожить – не поле перейти.

    2) Сумеешь взяться за дело – и снег загорится.

    2) Лисица видит сыр – лисицу сыр пленил.

    3) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

    В каком предложении нет грамматической ошибки?

    1) Беседа с заведующим кафедры длилась долго.

    2) Мы не только читаем прозу, но и стихи.

    3) По приезду в Петербург он нам позвонил.

    4) Не стоит придавать особого значения этой информации.

    А 12

    Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    1) На встречу с писателем пришли любители современной прозы.

    2) Журналист затронул вопросы, волнующих многих читателей.

    3) В поэме «Двенадцать» довольно сложная система образов.

    4) Музыка воплощает в особую форму самые сложные чувства.

    А 13

    Укажите верную характеристику предложения.

    Кругом не было ни души.

    1) двусоставное

    2) односоставное, определённо-личное

    3) односоставное, неопределённо-личное

    4) безличное

    А 14

    Укажите обобщённо-личное предложение.

    1) Цыплят по осени считают. 3) Люблю грозу в начале мая.

    2) Его безмерно любят. 4) Быть грозе!

    Сочинительный соединительный союз и может связывать:

    • однородные члены предложения;
    • простые предложения в составе сложноподчиненного;
    • однородные придаточные в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

    Знаки препинания при однородных членах предложения

    Если однородные члены предложения связываются одиночным союзом и, запятая между ними не ставится.
    Например:У меня есть два брата и три сестры.

    Если однородные члены предложения связываются повторяющимся союзом и, запятая между ними ставится. При этом запятая ставится перед вторым из повторяющихся союзов.
    Например:В магазине мы купили хлеб и колбасу, и масло, и картофель.

    Если перед однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом и, есть член предложения без союза, то запятая ставится уже перед первым повторяющимся союзом.
    Например:В магазине мы купили и хлеб, и колбасу, и масло, и картофель.

    Внимание! Запятая не ставится в таких выражениях, как и папа и мама, и бабушка и дедушка и подобных, так как оба слова можно заменить одним, например родители.

    Знаки препинания в сложносочиненном предложении

    Если союз И связывает простые предложения в составе сложносочиненного, то перед ним всегда ставится запятая.
    Например: Началась весна, и все дороги размыло.

    Запятая не ставится в том случае, если обе части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
    Например: Утром в лесу просыпаются птицы и выходят на охоту дикие звери (и птицы просыпаются, и звери выходят на охоту утром).

    Знаки препинания при однородных придаточных

    В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными придаточные могут соединяться между собой однородным соподчинением (т. е. они присоединяются к главному одинаковыми союзами и отвечают на одинаковые вопросы). Такие придаточные могут между собой соединяться союзом и, при этом второй подчинительный союз опускается. Запятая перед союзом и не ставится.
    Например:[Сосед сообщил мне], (что дети уже пришли из школы) и (отец вернулся из командировки).