• Пособие по истории отечества. Пособие по истории отечества Советская культура в 1930 е годы кратко

    Арендный блок

    I съезд советских писателей - съезд уроков

    17 августа - 1 сентября 1924 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве состоялся I съезд советских писателей - событие сколь значительное, столь и таинственное...

    В стране выстраивалась линия национальной, внутренней опоры. Большая часть наших руководителей начинала понимать, что мы в предстоящей схватке с мiром фашизма и капитала не можем рассчитывать на помощь мiрового пролетариата, должны опираться на свой народ, свою экономику, историю, культуру.

    А в это время Наркомпрос, где пыталась верховодить Н.К.Крупская, «изгонял» из школьных библиотек Александра Сергеевича Пушкина и других «непролетарских» писателей. Но патриотическая группа руководителей страны дала сигнал издания классиков отечественной литературы миллионными тиражами, создания библиотек для школьников, крестьян, комсомольцев, красноармейцев из произведений Н. Гоголя, Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Некрасова, М.Лермонтова, И.Крылова.

    Книги произведений Пушкина заполонили страну в 1937 году.

    Возрождались исторические традиции, выковывавшие характер русского народа-победителя над иноземными захватчиками.

    Революционеры всех эпох потеснились, уступая место св. Александру Невскому, Суворову, Кутузову, Петру Первому. В письме руководителей страны - Сталина, Жданова, Кирова - говорилось о том, что надо уважать историю страны и её героев: военных, учёных, деятелей культуры.

    I съезд советских писателей стал полем идейной схватки многих сил, и не только внутри страны. Немалая часть русских писателей, не принимая действия советской власти в водовороте исторических событий, покинула Россию. Русская литература в изгнании многие годы сохраняла дух, стиль, образ отечественной классики. Среди них - великие И.Бунин, И.Шмелев, И.Ильин.

    Кто-то возвращался на Родину (А. Толстой, И. Куприн, М. Горький). На территории же советской России, как казалось многим, литература никогда не возродится. Лидеры тех, кто объявил себя «пролетарскими» писателями, не принимали никакой преемственности и провозглашали: «Во имя нашего Завтра - сожжём Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы...» Беспощадные «пролетарские» писатели, подлинные «неистовые ревнители» только себе присвоили право считаться представителями литературы. Все эти Авербахи, Лелевичи, Безыменские, Либединские, Уткины, Ермиловы распинали любые попытки национально мыслить, глубинно всматриваться в жизнь, сделать её предметом художественного осмысления, поиска истины. Всё в литературе было подчинено идее мiровой революции, уничтожения «до основания» старого мiра и броска в грядущее. Не замечали выдающихся рассказов М.Шолохова, сквозь зубы говорили о таланте Л.Леонова, В.Шишкова, с презрением называя их «попутчиками».

    Магистральная дорога литературы оказалась в руках РАППа, ВОАППа, МАППа - так называемых пролетарских организаций писателей. Они захватили почти все литературные и общественно-политические издания, размахивая дубинкой критики, избивали всех непокорных, нестандартных, пытающихся создавать национальную литературу.

    Общество было тогда неоднородно, немало было людей, являвших собой основу дореволюционного строя. И хотя к 1936 году было объявлено в Конституции о равенстве всех людей, на деле этого не было.

    Первым предупреждением «неистовым ревнителям» стало в 1932-м году партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», по которому было принято решение ликвидировать ассоциацию пролетарских литераторов и объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в единый Союз советских писателей. М. Горький, которого считают инициатором этого решения, выступал всё-таки в поддержку РАППа, в который, по его словам, «объединены наиболее грамотные и культурные литераторы-партийцы».

    Съезд открыл 17 августа 1934 года своим докладом А.М.Горький. Он к этому времени возвратился окончательно в Советский Союз. Конечно, можно скептически и критически отнестись к I съезду писателей, но он всё-таки развернул панораму действующей, прорастающей, многообразной литературы страны. Назвал ли он все достойные имена? Да нет, естественно. Рапповщина не сдала свои позиции, троцкистско-бухаринская оппозиция дала свой «бой» на съезде.

    Можно приписывать «перегибы» Сталину, но не надо забывать, что с основными докладами, кроме А. Горького, выступали Н. Бухарин (о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества), К.Радек (о мiровой литературе и задачах пролетарского искусства). А ведь именно Н.Бухарин ещё в 1927 году опубликовал знаменитые «Злые заметки» о Сергее Есенине. После этого почти на 30 лет Есенин исчез из издательских планов, школьных учебников и хрестоматий. Бухарин был беспощаден и к Маяковскому. Столь же жесток был к русским поэтам К.Радек.

    Они хотели сформировать свой ряд признанных поэтов и руководителей, близких им по духу. М.Горького использовали, чтобы давить на Сталина и Жданова. Но разговор о литературе, художественном творчестве, народных истоках, русской истории, таланте и языке всё-таки состоялся, несмотря на громкую пролетарскую риторику рапповцев. М.Горький сказал: «Начало искусства слова - в фольклоре. Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его... Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творчества нашего настоящего».

    Союз писателей в немалой степени был подчинён государству и партийному руководству, но условия для творчества, материальная опора писателям была дана.

    Вариант 2.

    Первый съезд советских писателей состоялся с 17 по 30 августа 1934 года. Этому поистине знаменательному событию предшествовало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», из которого следовало, что многочисленные писательские организации должны были объединиться в одну, состоящую из писателей полностью «поддерживающих платформу Советской власти». Власть хотела объединить совершенно разных по мировоззрению, творческим методам и эстетическим склонностям людей. Местом проведения Первого всесоюзного съезда писателей стал Колонный зал дома Союзов. Для столько торжественного мероприятия нужно было украсить помещение, после малочисленных дебатов было решено развесить в зале портреты классиков литературы. Что тут же стало поводом для иронии злоязыких писателей:Хватало места всем вполнеКто на трибуне, кто в партере,А кто и просто на стене!Так, например, всех огороша,Нам факт явился как во сне –На кафедре Толстой Алеша,Толстой же Лева – на стене. Одна из делегатов Первого съезда союза писателей СССР А. Караваева вспоминала о дне открытия форума: «Солнечным августовским утром 1934 года, приближаясь к Дому Союзов, я увидела большую и оживленную толпу. Среди говора и аплодисментов – совсем как в театре – слышался чей-то молодой голос, который энергично призывал: «Товарищи делегаты Первого съезда советских писателей! Входя в этот зал, не забудьте поднять ваш исторический мандат!… Советский народ желает всех вас видеть и знать! Называйте, товарищи, вашу фамилию и предъявляйте ваш делегатский билет!».По мандатным данным, среди делегатов Первого съезда писателей СССР преобладали мужчины - 96,3%. Средний возраст участников - 36 лет. Средний литературный стаж - 13,2 года. По происхождению на первом месте выходцы из крестьян - 42,6%, из рабочих - 27,3%, трудовой интеллигенции 12,9%. Из дворян только 2,4%, служителей культа - 1,4%. Половина делегатов - члены ВКП(б), 3,7% кандидатов в члены ВКП(б) и 7,6% комсомольцев. Число прозаиков среди участников съезда - 32,9%, поэтов - 19,2%, драматургов - 4,7%, критиков - 12,7. Детских писателей - 1,3% и журналистов - 1,8 %.Любопытен и национальный состав съезда. Русских - 201 человек; евреев - 113; грузин - 28; украинцев - 25; армян - 19; татар - 19; белорусов - 17; узбеков -12. Представители еще 43 национальностей были представлены от 10 до одного делегатами. Были даже китайцы, итальянцы, греки и персы.

    У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

    К данному материалу относятся разделы:

    Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

    Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

    Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

    Образование

    30-е гг. - один из самых противоречивых периодов в истории не только политического, экономического, но и культурного развития Советского государства. В области образования, прежде всего, продолжалась борьба с неграмотностью. Всеобщее обязательное начальное обучение в целом по стране было осуществлено к концу второй пятилетки (1937 г.). В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее (неполное среднее) образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке). Однако обучение в старших классах стало с 1940 г. платным (300 руб. в год). Это переключило интерес большинства городской молодежи с общеобразовательной школы на ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), готовившие кадровые резервы квалифицированной рабочей силы.

    В начале 30-х г.г. была отвергнута господствовавшая в 20-е г.г. теория отмирания школы. Всеобуч сопровождался серьезной реформой начальной и средней школы, поворотом к традициям дореволюционной школы с ее фундаментальностью знаний. В школах ввели строго определенное расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок. Вместо «рассыпных книг» вводились стабильные учебники по основам наук. Но, как и в 20-е г.г., обучение стремились приблизить к производству. Большинство школьников вело общественную работу в рамках пионерской и комсомольской организаций. В 1934 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР было восстановлено преподавание истории в школах, а в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факультеты, готовившие высококвалифицированных учителей-историков.

    В высшем образовании с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные Экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы - индивидуальной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и; наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учебном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания.

    Наука

    В 1930-е гг, главной особенностью развития науки стал крутой поворот к нуждам экономического развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была Академия наук СССР, филиалы которой с 1932 г. стали создаваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательких институтов АН СССР и хозяйственных наркоматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.

    В начале 1930-х г.г, на основе разработок советских химиков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено производство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные «Вторым Баку». Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков - А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Д.С.Рождественского, П.Л.Капицы, И.Е.Тамма, И.В.Курчатова, Л.Д.Лан-дау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу входили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») АТ.Костиков и будущий главный конструктор космических кораблей С.П.Королев. К этому времени относится начало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат «Осоавиахим-1» с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.

    Особую страницу в научную летопись 30-х г.г. вписали исследователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали «лагерь Шмидта». Только в апреле их сняли с льдины. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героев Советского Союза летчикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане от Северного полюса более 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.

    Значительных успехов достигло также советское авиастроение (разработка конструкции цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым и др.), однако в конце 1930-х гг. многие ученые и в том числе авиаконструкторы, были арестованы. Некоторые из них продолжили свои работы в заключении в сцециальных лабораториях системы НКВД.

    В области общественных наук особое значение придавалось новому прочтению истории коммунистической партии. За работами историков внимательно следил лично И.В.Сталин, требовавший искоренить троцкистские концепции в историко-партийной науке. В 1938 г. под редакцией ЦК ВКП(б) при участии И.В.Сталина вышел «Краткий курс истории ВКП(б)», который на многие годы стал главным ориентиром общественно-политических исследований.

    В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.

    Во второй половине 1930-х г.г. резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И.Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ возглавил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы.

    Литература и искусство

    Развитие литературы и искусства в 1930-е гг.определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Все объединения творческой интеллигенции были ликвидированы, начался процесс создания единых «отраслевых» организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Соцреализм требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся «в духе социализма».

    В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном искусстве осуждалось; современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема.

    К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х г.г. относятся романы «Жизнь Клима Самгина» A.M. Горького, «Поднятая целина» М.А.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, «Петр Первый» А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э. Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.

    Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д.Д.Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. «за формализм»). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.

    Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Александр Невский» С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова «Веселые ребята», «Цирк»).

    В живописи активно разрабатывались историко-революционная тематика («Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина, «Оборона Петрограда» А.Дейнеки, «Трубачи Первой конной армии» М.Грекова и др.), а также портретный жанр (произведения М.Нестерова, П.Корина и др.). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х гг. стал монумент В.Мухиной «Рабочий и колхозница».

    Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
    В общественном сознании тридцатых годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Иосифа Виссарионовича Сталина. Принципы классовой борьбы нашли своё отражение и в художественной жизни страны. Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов сложилась в жёсткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Среди ценностей официальной культуры доминировали верность делу партии и Правительства, Патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. С 17 по 31 августа 1934 года состоялся первый съезд писателей. Творческим методом советской литературы и искусства был объявлен «соцреализм». Впервые этот термин появился 25 мая 1932 года на страницах «Литературной газеты», а через несколько месяцев его принципы его были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства на таинственной встрече Сталина с советскими писателями на квартире у Горького (26 октября 1932 года). На этой встрече были также заложены основы будущей организации писателей. Таким образом, литературе отводилась роль инструмента воспитания, и только. Утвердился один единственный художественный метод социалистического реализма. Выступая в качестве "основного творческого метода" советской культуры, социалистический реализм предписывал художникам содержание и структурные принципы произведения, предполагая существование "нового типа сознания", которое появилось в результате утверждения марксизма - ленинизма. Социалистический реализм признавался раз и навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Данное определение соц. реализма опиралось на сталинское определение писателей как "инженеров человеческих душ". Тем самым художественной культуре и искусству придавался инструментальный характер, то есть, отводилась роль инструмента формирования "нового человека". После утверждения культа личности Сталина давление на культуру и преследование инакомыслящих усиливаются. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. В литературе 30-х гг. наряду с именами А. М. Горького (вернувшегося в страну после эмиграции), А. Н. Толстого, других писателей с дореволюционной известностью появились новые имена - М. А. Шолохов («Тихий Дон»), М. С. Шагинян («Гидроцентраль»), В. П. Катаев («Время, вперед!»), И. Ильф и Е. Петров («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Сформировалась советская детская литература, представленная произведениями С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, Б. С. Житкова и др. Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а также картин на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. Признанными мастерами этого направления были С. В. Герасимов («Колхозный праздник»), К. С. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. А. Дейнека («Оборона Петрограда»), М. М. Греков («Трубачи Первой Конной армии»), Б. В. Иогансон («Допрос коммунистов»). Музыкальная жизнь страны была неразрывно связана с именами крупнейших композиторов С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского и др. В кинематографе произошла техническая революция - появилась отечественная кинопленка и киноаппаратура, открылась серия крупных киностудий. Первым советским звуковым фильмом стала картина Н. В. Экка «Путевка в жизнь». Главной темой кино была жизнь советских людей, их участие в событиях революции («Депутат Балтики» И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи; «Октябрь» С. М. Эйзенштейна; «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма), гражданской войны («Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана; трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга; «Чапаев» С. и Г. Васильевых), индустриализации и коллективизации, освоении отдаленных районов страны («Семеро смелых», «Комсомольск» С. А. Герасимова). Вышли в свет первые музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Волга-Волга» (Г. В. Александров), исторические ленты «Петр Первый» (В. М. Петров), «Александр Невский» (С. М. Эйзенштейн). Таким образом, в 1920-30-е гг. страна добилась значительных успехов в развитии науки, образования, культуры. Была ликвидирована неграмотность основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Сформировалась новая инженерно-техническая и творческая интеллигенции. Были сделаны крупнейшие открытия в фундаментальных областях науки, развитие, получила техническая мысль. Вместе с тем культура, наука и образование были поставлены под контроль государства. Многие представители науки, культуры и искусства были репрессированы, а некоторые яркие художественные произведения так и не дошли до читателя и зрителя (романы М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»; картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.).

    В 1926 г. 43% людей в возрасте 9-49 лет и большинство людей старших возрастов были неграмотны. В 1927 г. в стране насчитывалось 119 тыс. школ , имелось 1200 вузов и техникумов. В 1930 г. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности. В соответствии с указанными решениями в СССР с 1930-1931 гг. повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а также подростков, которые не прошли начального обучения.

    В промышленных городах была поставлена задача осуществить всеобуч в объеме школы-семилетки. В результате по всесоюзной переписи населения 17 января 1939 г. процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2 (мужчин - 90,8, женщин - 72,6). В СССР действовало 152 тыс. школ. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. В 1940 г. в стране работало 4600 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.

    Были достигнуты значительные результаты в естественных и технических науках.
    Крупным достижением химической науки была разработка к 1928 г. С.В. Лебедевым оригинального метода получения синтетического каучука из этилового спирта.
    Серьезные открытия были сделаны в ядерной физике: Д.В. Скобельцын разработал метод обнаружения космических лучей, Д.Д. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов, А.Е. Иоффе изобрел многопластинчатый изолятор, Н.Н. Семенов успешно работал над проблемами теории цепных реакций.
    Исследования К.Э. Циолковского завоевали приоритет СССР в разработке теоретических проблем освоения космоса. В 1930 г. был построен первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером.

    В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент - Н.И. Вавилов). В том же году создана Белорусская Академия наук. К концу первой пятилетки организованы Уральский, Дальневосточный и Закавказский филиалы, Казахстанская и Таджикистанская базы АН СССР; в 1935 г. вместо Закавказского филиала созданы три новых филиала; Азербайджанский, Армянский и Грузинский.

    В годы второй пятилетки создаются новые физико-технические институты в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных сотрудников.

    До своей смерти в 1936 г. продолжал исследования известный русский физиолог И.П. Павлов. Больших успехов добился выдающийся селекционер И.В. Мичурин. Видную роль в развитии советской и мировой науки сыграли Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (руководитель - Н.И. Вавилов).
    Однако развитие науки тормозили репрессии. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н.И. Вавилов, С.П. Королев и др.

    Намного более скромными были достижения общественных наук.
    Возросла роль исторического образования, исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается преподавание истории в университетах, создается Историко-археографический институт, в 1933 г. - Историческая комиссия, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. В 30-е годы развертывается преподавание истории в средней и высшей школе.

    Более трагическая ситуация складывается в области литературы и искусства. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций". Вместо многочисленных литературных группировок было признано целесообразным создать единый Союз писателей СССР.
    Репрессии 30-х годов затронули и литераторов, прежде всего рапповских идеологов (Л. Авербаха, В. Киршона, И. Гроссман-Рощина, Г. Горбачева, Г. Лелевича и др.); из более чем 50 писателей, принадлежавших к литературным группировкам, сохранившимся до 30-х годов были репрессированы трое - О. Мандельштам, С. Третьяков, И. Бабель; "крестьянские" же писатели (Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин, И. Касаткин, И. Приблудный, П. Васильев, В. Наседкин, Пимен Карпов) погибли все, кроме Карпова.

    Однако и в эти годы создаются значительные произведения: "Тихий Дон" и 1-я часть "Поднятой целины" М.А. Шолохова, "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова, стихи и поэмы А.А. Ахматовой, П.Н. Васильева, Н.А. Клюева, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, романы и повести A.M. Горького, А.Н. Толстого, Н.А. Островского, А.А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.
    В эти годы создаются выдающиеся произведения советского кино.
    В живописи, скульптуре работают А. Дейнека, М. Нестеров, П. Корин, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, В. Мухина, И. Шадр; в музыке - Б. Асафьев, Р. Глиэр, Ю. Шапорин, Д. Шостакович и др.

    Горелкина Елизавета

    Работа посвящена развитию культуры в послевоенный период (20-30-е гг..) в мире. Раскрыта тема основных направлений живописи, архитектуры, кинематогрофа, театра, литературы Западной Европы и США.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Культура 1920-1930-х годов Презентация по Новейшей истории ученицы 9 «А» класса Видновской СОШ №4 Горелкиной Елизаветы Проверил: учитель истории – Мазуряк В.М.

    Возникшее на рубеже XIX-XX вв. новое художественное движение получило название, в котором подчёркивалась его современность, - модернизм. В нём были представлены разные течения и группы, не имевшие единой идейно-художественной программы. Общими были отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств. Мировая война и её последствия, революции, социальные конфликты, подъём национализма и экстремизма, а также кризис культуры в ряде стран – всё это оказывало огромное влияние на искусство и литературу 1920-х годов. Изменения в культуре и искусстве

    Стиль модерн. Особое место в художественной культуре конца XIX - начала XX в. занял стиль модерн, который распространился во многих странах Европы. Он основывался на идее о том, что искусство создаёт прекрасное и привносит его в жизнь, которая сама по себе не слишком хороша и привлекательна. Одним из средств достижения этой цели считался синтез разных искусств: архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики и т. д. Новые направления Альфонс Муха. Мод Адамс как Жанна д’Арк. Афиша 1909 г.

    Д. Микелуччи Виллино Либерти во Флоренции. 1911 г.

    Наиболее смелые поиски новых художественных форм и выразительных средств вели так называемые авангардистские течения и группы. Поэты здесь экспериментировали с формами и размером стиха, художники - с цветом и композицией картин. Живописцы не ставили своей задачей близкое к действительности отображение какого-либо объекта, их картины часто вообще не имели сюжета. Решающую роль играли видения, ощущения самого художника. Авангард

    Казимир Малевич, Супрематизм

    Казимир Малевич, Черный квадрат

    Хуан Грис. Кружка пива и карты. Коллаж. 1913

    Хуан Грис, Мужчина в кафе. 1914. Нью-Йорк

    Модернизм: Фовизм - предельно интенсивное звучание открытых цветов Примитиви́зм вмещает в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными. Экспрессиони́зм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Куби́зм характеризуется использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Абстракциони́зм отказывается от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.

    А. Матисс. «Красная комната». 1908 г

    «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка(1893)

    Шагал Марк Захарович, Над городом

    Марианна Верёвкина, Красный город (1909)

    Пабло Пикассо. Три музыканта. 1921

    Композиция с красным, синим и желтым. 1930. Холст, масло. Пит Мондриан

    В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли забыть то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. Художественная литература 1920-1930-х годов

    В отличие от писателей «потерянного поколения» многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. Такие взгляды разделяли французские писатели А. Барбюс и Р. Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и др. Их герои не находили себе места в буржуазном обществе. Одни из них боролись против этого общества, как в романе А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффитс из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.

    Некоторые мастера культуры, не принадлежавшие к каким-либо идейно-художественным объединениям и политическим партиям, обращались к новым социальным идеям, считая, что они помогут преодолеть несправедливость и антигуманность существовавшего строя. В их числе был один из наиболее ярких и своеобразных писателей XX в. Б. Брехт. Бертольт Брехт (1898-1956) родился в зажиточной семье. Уже в юности он пришёл к стихийному отрицанию бюргерского, буржуазного образа жизни, что нашло отражение в его первых пьесах.

    История первых десятилетий XX в. давала богатую пищу для особого литературного жанра - социальной фантастики. Авторы таких произведений пытались представить в придуманных ими обстоятельствах, вне реального места и времени события и модели общественных отношений, черты которых они наблюдали в окружавшем мире. В 1920 г. Е. Замятин написал фантастический роман «Мы», который стал одним из первых творений в жанре антиутопии. Позже появились также относимые к этому жанру романы О. Хаксли «Прекрасный новый мир» (1932) и Д. Оруэлла «1984» (1949). Антиутопии

    В изобразительном искусстве 1920-1930-х годов, так же как в литературе, появились новые течения и реалистической и модернистской направленности. Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими. Создатели школы были современниками и участниками мексиканской революции 1910-1917 гг. Изобразительное искусство 1920-1930-х годов

    Значительные изменения произошли в 1920-1930-е годы в модернистском движении. Многие его представители, став свидетелями войны и социальных потрясений, стремились уйти от действительности, спрятаться в собственном мире. Считая жизнь жестокой, неуправляемой и бессмысленной, они решили, что искусство не должно отображать, объяснять и совершенствовать её. Эти идеи лежали в основе возникшего в 1920-е годы сюрреализма. Его создатели утверждали, что творчество - это прежде всего отражение подсознательных ощущений художника. Изменения в модернистском движении

    Дали Сальвадор. Сон.

    Сюрреалисты чаще всего изображали на своих полотнах некие фантазии, беспорядочные сочетания тел и предметов, нередко нарочито искажённых, деформированных. Картина Дали «Постоянство памяти»

    Формирование в индустриальных странах в 1920-1930-е годы массового общества создало условия для широкого распространения художественной культуры. Положительным было то, что произведения искусства оказались более доступными для различных слоёв и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией. Культура в массовом обществе

    Новые веяния зримо проявились в этот период в искусстве, созидающем среду обитания людей, - архитектуре. Здесь выделились течения рациональной, конструктивистской архитектуры, широко распространившиеся во многих странах, в том числе в России.

    В рационализме и конструктивизме на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Известную школу рационализма « Баухауз » создали немецкие архитекторы во главе с В. Гропиусом. Стиль « Баухауз » быстро приобрёл интернациональный характер.

    В массовый вид искусства превратился в 1920-1930-е годы кинематограф. Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Одной из вершин мирового кинематографа в этот период явилось творчество выдающегося актёра и режиссёра Ч. Чаплина. Кинематограф

    Чарльз Спенсер Чаплин (1889-1977) родился в Лондоне в актёрской семье и с юности пошёл по стопам родителей. Молодым актёром приехал в США, где начал ставить комедийные фильмы на одной из студий в Лос-Анджелесе. В 1919 г. совместно с несколькими актёрами и режиссёрами основал независимую кинокомпанию « Юнайтед артисте». Наиболее известные фильмы Чаплина: «Малыш» (1920), «Золотая лихорадка» (1925), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936).