• Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. план-конспект урока по истории (8 класс) на тему Англия на пути к процветанию




    Чартизм – движение за избирательную реформу Деятельность парламента усиливала веру трудящихся в возможность улучшения своего положения мирным путем – путем проведения реформ 1839 г.Лондон Съезд чартистов – Национальный конвент Последовали аресты руководителей чартистов 1848 г.Лондон Волна митингов Парламент осознал неизбежность реформ


    Викторианская эпоха (гг.)






    От чартизма к почтительности. Период экономического процветания улучшил положение квалифицированных рабочих: сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, доступ к образованию – расширение свободы слова, печати, манифестаций. 60-е годы XIX века – разрешение публичных митингов в определённых местах (Лондон – Гайд-парк) – создание Британского конгресса тред-юнионов. Тред-юнионы - название профессиональных союзов в Англии и странах, входящих в Британскую империю, обычно объединяющих рабочих по профессиям и защищающих их права.


    Внешняя политика. Цель - сохранение равновесия в Европе. Колониальный характер. 1)Ограничение могущества России. 2)Поддержка Италии в Борьбе с Францией. 3) – война в Афганистане. 4)Установление контроля над Суэцким каналом. 5)«Опиумные войны» с Китаем – Первая «опиумная война» – Вторая «опиумная война» Колониальные захваты: Южная Бирма, Малайя, Западная Африка, Новая Зеландия, Австралия. Генри Пальмерстон, Английский дипломат

    Бойня при Петерлоо-
    столкновение гражданских
    лиц и оратора Гента с
    полицией после митинга
    16 августа 1819 г., на
    котором были выдвинуты
    требования
    предоставления всеобщего
    избирательного права. В
    результате столкновений
    по
    разным
    оценкам
    погибло от 11 до 15
    человек и ранено от 400 до
    700 человек. Столкновения
    произошли на площади
    святого
    Петра
    в
    Манчестере.

    Реформа избирательного права.

    Годы
    Реформы
    Проблемы
    1820 гг. 1. Отменен запрет на создание 1. Сохранялись «гнилые местечки». 2.
    рабочих союзов. 2. В стране Право
    голоса
    стали
    создаваться дворянства.
    профессиональные
    союзытред-юнионы.
    «гнилых
    местечек»
    уничтожалось,
    освободившиеся в парламенте
    места
    передавались
    промышленным городам и
    густонаселенным районам, а
    также
    Шотландии
    и
    Ирландии.
    2.Число
    избирателей удвоилось.
    1830 гг. 1.Большинство
    сохранялось
    у
    1.
    Сохранялся
    высокий
    имущественный ценз, низшие слои
    населения попасть в парламент не
    могли.
    2.Тайного голосования не
    было, лендлорды по-прежнему могли
    влиять на результат выборов. 3.1834 г.
    - принятие «Закона о бедняках»,
    создание «работных домов» с почти
    тюремным режимом для нищих.

    Гнилые местечки
    - обезлюдевшие деревни и городки,
    сохранившие при этом представительство в парламенте. Голосами
    избирателей в этих населённых пунктах часто распоряжался
    лендлорд, хозяин земли. Зачастую место в палате общин просто
    покупалось, что было нетрудно при нескольких десятках
    избирателей. «Рекордсменом» был населённый пункт Гаттон,
    который перед реформой 1832 года посылал в парламент 2
    депутатов, причём только 7 жителей имели право голоса.

    Сэмюэль Люк Филдес. "Голодные и бездомные".

    Сэмюэль Люк Филдес. " Нуждающиеся в очереди за пособием "

    Сэмюэль Люк Филдес. " Нуждающиеся в очереди за
    пособием "

    Закон о бедных вызвал страшную ненависть, и она
    распространилась на реформированный парламент.
    Начиная с 1836 года в стране происходили митинги с
    десятками и даже сотнями тысяч протестующих,
    требующих отмены этого закона. В одну сессию
    1838 года было подано 333 петиции, с 268 000 подписей.
    «Первым и основным условием, принципом, который
    применяется повсеместно и признается даже теми, чьи действия
    на практике расходятся с ним, состоят в том, что положение
    бедняка в целом не может быть таким же приемлемым, как
    положение независимого работника (…). Каждая копейка,
    потраченная на то, чтобы сделать положение бедняков более
    достойным, чем положение независимых работников, – это
    праздная и вредная щедрость». Из «Закона о бедных».
    Низшие слои населения считали, что только их
    представители в парламенте смогут что-то изменить.

    Чартизм – движение за избирательную реформу.

    Причины
    возникновения
    чартистского движения:
    Антирабочая политика
    правительства;
    Разочарование
    пролетариата
    в
    избирательной системе;
    Негативные последствия
    экономического кризиса.

    10. Организация чартистского движения.

    1836
    г.создание
    Лондонской ассоциации
    рабочих.
    1837 г.- основание газеты
    «Северная звезда».
    1838 г.- опубликование
    программы- «Народной
    хартии».
    1839 г.- съезд чартистовНациональный конвент.
    1839 г.- 1 петиция в
    Правительство.
    1842 и 1848 гг.-2 и 3
    петиция.
    У. Ловетт
    Ф. О. Коннор

    11. Митинг чартистов в Лондоне в 1848 году.

    12. Разгон демонстрации чартистов в 1848. Эстамп сер. 19 в.

    Разгон демонстрации чартистов в 1848. Эстамп сер. 19 в.

    13.

    Программа чартистов
    «Народная хартия»:
    Всеобщее
    избирательной
    право для мужчин с 21 года;
    Равные
    избирательные
    округа;
    Ежегодное
    переизбрание
    членов парламента;
    Оплата деятельности членов
    парламента;
    Тайное голосование;
    Отмена
    имущественного
    ценза
    при
    выборах
    в
    парламент.

    14. Итоги движения за избирательное право.

    Рабочий день сократили до 10 часов;
    Ограничен детский и женский труд;
    Увеличена зарплата квалифицированных рабочих;
    Отменен имущественный ценз для депутатов
    Парламента;
    Введено тайное голосование;
    Все мужчины- главы семей получили избирательные
    права;
    Права населения значительно расширились.
    Парламент
    получил
    право
    смещать
    правительство, которое ответственно перед
    ним. В Англии сложился законченный
    парламентский режим.

    15.

    В середине 19 века в Англии было сосредоточено около
    половины мирового производства чугуна, угля, стали. За 40 лет
    выплавка стали увеличилась в 4 раза, добыча угля -в 3,5 раза.
    В 1860 году Англия могла перерабатывать на своих фабриках
    столько хлопка, сколько все остальные страны.
    В 1835 г. длина железных дорог в Великобритании составляла
    500 км, а в 1850 г. - более 10 500 км, т. е. длина железных дорог
    выросла в 21 раз.
    Объем торговли в 50-60-е гг. возрос в 3 раза и превышал
    торговлю Франции, Германии и Италии, составляя более трети
    всей мировой торговли.
    Англии принадлежало 50% мирового тоннажа торгового флота.
    К середине 19 века Лондон превратился в мировой кредитный
    денежный центр, английский банк - в «банк банков»; вывоз
    капитала в 1870 г. составил свыше 50 млн. фунтов стерлингов.

    16. Англия стала «мастерской мира», «мировым извозчиком», «мировым банкиром».

    До нач. 1870-х гг. по уровню развития промышленного
    производства Англия занимала 1-е место в мире. На ее
    долю приходилось 1/3 мировой промышленной продукции
    и 2/5 мирового промышленного экспорта.
    Англия стала «мастерской мира», «мировым
    извозчиком», «мировым банкиром».
    Причины быстрого развития Англии:
    В Англии раньше всех был завершен промышленный
    переворот.
    До 40 - х гг. 19
    века в Англии господствовал
    промышленный протекционизм: иностранные товары
    облагались высокими пошлинами.
    Имея огромные колонии Англия обеспечивала себя
    дешевым сырьем, продовольствием, рабочей силой,
    рынком сбыта для своих товаров.

    17.

    Всемирная промышленная выставка в Лондоне. 1851 г.

    18.

    Для
    промышленной
    выставки в Гайд-парке было
    построено огромное здание
    (560 м в длину и 42 м в
    высоту)
    из
    стекла
    и
    металла,
    получившее
    название
    «Хрустальный
    дворец».
    Из
    14
    тыс.
    экспонатов
    выставки
    половина была произведена
    в
    Британии.
    Многие
    экспонаты действовали: чеканили медали, штамповали
    булавки и гвозди, точили
    дерево и металл, пряли и
    ткали.
    Все
    эти
    машины
    приводились в движение с
    помощью
    парового
    двигателя.

    19. Последствия экономического подъема:

    Повышение уровня жизни
    населения, в том числе
    рабочего класса.
    Активный
    рост
    профессиональных союзовтред-юнионов,
    защищающих
    экономические
    интересы
    своих членов. В 1868 г.
    создан
    Национальный
    Конгресс тред-юнионов.
    Членский билет тредюниона рабочих
    газовых заводов. 1889 г.

    20. Внешняя политика Англии.

    «У нас нет ни
    вечных союзников,
    ни
    постоянных
    друзей, но вечны и
    постоянны
    наши
    интересы,
    и
    защищать их – наш
    долг».

    21.

    Англия проводила курс на
    сохранение равновесия в
    Европе,
    противодействуя
    возвышению то Франции, то
    России,
    что
    позволяло
    Британии
    «править
    морями», сохранять свое
    торговое
    первенство
    и
    колониальное владычество.
    Участвовала
    вместе
    с
    Францией
    в Крымской
    войне против России.
    Англия
    поддерживала
    Италию в борьбе против
    Франции.
    Флаг и герб Великобритании.

    22.

    1840-50 гг. - «опиумные
    войны» против Китая.
    1830-40 гг.- захватнические
    войны
    в
    Иране
    и
    Афганистане.
    1852-53гг. - захват Южной
    Бирмы,
    распространение
    своей власти на всю Малайю.
    1860-е гг. - колониальные
    захваты в Западной Африке.
    1850- 60 гг. - колонизация
    Австралии, Новой Зеландии и
    Канады.

    23.

    3. Королева
    Виктория- символ
    величия
    Великобритании.
    «Важно не то, что люди
    думают обо мне, а то, что
    я думаю о них»

    Вопрос 01. Выпишите из параграфа термины, характеризующие политическое развитие Великобритании.

    Ответ. «Гнилые местечки», тредюнионы, чартизм

    Вопрос 02. Как вы думаете, почему в XIX в. главным требованием в английском обществе стало требование парламентской реформы? Используйте для ответа содержание параграфа и документ.

    Ответ. Избирательная система не менялась с XVII века. В результате очень много парламентариев представляли так называемые «гнилые местечки», а многие большие промышленные города вообще не имели своих представителей, которые могли бы отстаивать интересы, прежде всего, многочисленных рабочих этих новых городов.

    Вопрос 03. Подумайте, почему парламентская реформа 1832 г. не остановила борьбу за реформу избирательного права.

    Ответ. Реформа 1832 года вывела из парламента представителей «гнилых местечек» и ввела представителей промышленно развитых городов, но не изменила основной принцип формирования парламента. Представителей посылал город в целом, потому выдвижение этого представителя в основном зависела от богатых людей этого города. Беднейшие слои, особенно пролетарии, боролись за всеобщее избирательное право; они надеялись, что выбранные таким образом парламентарии будут защищать их интересы.

    Вопрос 04. Расскажите о чартистском движении. В чём заключались его главные задачи и методы борьбы?

    Ответ. Чартизм – эти движение за принятие парламентом «Народной хартии» о введении всеобщего избирательного права. Борьба выражалась в организации демонстраций. Демонстрации устраивались очень многолюдные, они показывали волю действительно народа так явно, что оспорить этот факт не получалось. Но демонстрации были исключительно мирными. Когда случилось вооружённое выступление, сами лидеры чартизма его осудили и призвали к временному прекращению борьбы для того, чтобы улеглись страсти.

    Вопрос 05. Расскажите о золотом веке индустриальной Англии. Объясните, почему её называли «мастерской мира», «мировым извозчиком».

    Ответ. В Англии раньше всего начался и раньше всего закончился промышленный переворот. Там раньше, чем в остальной Европе началось массовое производство. Товары производились в большом количестве и стоили гораздо дешевле, чем вещи из других стран. Неудивительно, что английские товары завалили всю остальную Европу (как сегодня китайские), потому и появилось название «мастерская мира». Промышленный переворот также позволил производить в большом количестве пароходы. В сочетании с господством британского флота в мировом океане это позволило Англии захватить бóльшую часть мировой морской торговли, потому её также стали называть «мировым извозчиком».

    План-конспект урока по истории для 8 класса на тему:

    «Великобритания: сложный путь к величию и процветанию»

    Цели урока:

    Образовательная:

    учащиеся узнают, что в начале Викторианской эпохи в Англии продолжался процесс становления правового государства и гражданского общества, что к сер. XIX в. В стране крепился парламентский режим. Знакомятся с причинами, ходом и результатами чартистского движения.

    Развивающая:

    развивать навыки работы с документами, умение оценивать события с позиций представителей разных слоев населения

    Воспитательная:

    величие страны создается созидательным трудом народа, проведение социальных реформ позволяет избежать кровопролития.

    Тип урока: комбинированный.

    Формы работы: фронтальный опрос, рассказ учителя, работа с учебником и документами.

    Ход урока:

      Организационный момент:

    Учитель здоровается с учениками. Подготавливает их к уроку, объявляя его цели.

      Актуализация знаний по предыдущей теме «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс».

      Каково было внутреннее и внешнее положение империи Наполеона I ?

      Каковы причины ослабления империи после 1809 г.?

      Каковы причины вступления Наполеона I в войну с Россией? Дайте оценку позиции императора.

      Почему Наполеон I не поднял народ на борьбу с противниками Франции после битвы при Ватерлоо? Поразмышляйте, мог ли быть иной поворот событий, чем тот, который произошёл.

      Каковы были территориальные изменения по решению Венского конгресса?

    Учитель подытоживает ответы учащихся:

    В результате решений Венского конгресса Европа впервые была охвачена системой договоров, которая просуществовала до середины XIX в. Великие державы считали, что создали международный порядок, основанный на принципе равновесия сил. После Венского конгресса в Европе наступил период мира.

      Изучение нового материала.

    План изучения нового материала:

      Билль о реформе.

      Чартизм.

      Начало Викторианской эпохи.

      Внешняя политика.

    Билль о реформе.

    Учитель обращается к классу:

    Вы уже знаете, что к началу XIX в. Англия являлась страной, где наиболее успешно развивался процесс модернизации. Ее путь к процветанию был очень сложен: в Англии существовали острые социальные противоречия и постепенно приобретался опыт их разрешения на основе проведения социальных реформ.

    Уже в конце XVIII века Великобритания стала конституционной монархией, реальная власть принадлежала парламенту, но избирательная система давно устарела. Города и сельские графства могли послать в палату определённое число голосов. К началу XIX века некоторые городки обезлюдели и получили название «гнилые местечки», но им принадлежала половина мест в парламенте. Голосами избирателей в «гнилых местечках» распоряжался лендлорд, хозяин земли. Новые индустриальные центры, например, Бирмингем, вообще были лишены представительства. Не имели права голоса не только рабочие, но и многие представители промышленной буржуазии.

    В стране росло движение за всеобщее избирательное право, сопровождавшееся демонстрациями и массовыми митингами.

    Чтобы не допустить революционного взрыва, власти в последующие годы пошли на ряд уступок:

      Тредюнионы – профессиональные союзы.

      1832 год – избирательная реформа:

    А) большинство «гнилых местечек» уничтожалось;

    Б) освободившиеся в парламенте места передавались промышленным городам и густонаселённым районам, а также Шотландии и Ирландии;

    В) сохранялся высокий имущественный ценз;

    Г) низшие слои населения попасть в парламент не могли;

    Д) тайного голосования не было.

    Таким образом, вместо ожидаемых от реформы улучшений бедняки не получили ничего, кроме работных домов (о работных домах самостоятельно читают в учебнике дома).

    Чартизм.

    Чартизм - движение за избирательную реформу (от англ. charter - грамота, хартия). В 1836 г. по инициативе Уильяма Ловетта (1800-1877) была основана Лондонская ассоциация рабочих, а сам он стал ее секретарем.

    Причины возникновения чартистского движения:

      Антирабочая политика правительства;

      Разочарование пролетариата в избирательной системе;

      Воздействие экономического кризиса.

    Большинство чартистов признавали только мирный путь достижения цели – обращение в парламент с общенациональной петицией.

    1839, 1842, 1848 гг. – чартисты выдвигают ПЕТИЦИИ (требования) в Парламент. Все они были отклонены.

    Работа с историческим источником (стр. 120) – чтение и последующий анализ Петиции чартистов, принятой Национальной чартистской ассоциацией в мае 1842 г. (извлечения).

    Результаты движения:

      Рабочий день – 10 часов.

      Ограничен детский труд.

      Увеличена зарплата квалифицированных рабочих.

      Отменен имущественный ценз для депутатов Парламента.

      Все мужчины получили избирательное право.

      Появилась первая рабочая партия.

    Начало Викторианской эпохи.

    Учитель обращается к классу:

    Самостоятельно прочтите пункт «Начало Викторианской эпохи. Англия – «мастерская мира» и выполните задание на стр. 120 №4.

    «Законченный парламентский режим».

    Рассказ учителя:

    В начале Викторианской эпохи в Англии сложился «законченный парламентский режим», главным признаком которого является полное признание принципа ответственности кабинета министров перед парламентом. С 1837 по 1866 год из 9 кабинетов министров 8 вышли в отставку по решению палаты общин.

    От чартизма к почтительности.

    Рассказ учителя:

    Период экономического процветания улучшил положение квалифицированных рабочих: сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, доступ к образованию.

    1832 – расширение свободы слова, печати, манифестаций.

    60-е годы XIX века – разрешение публичных митингов в определённых местах (Лондон – Гайд-парк).

    1868 – создание Британского конгресса тред-юнионов.

    Внешняя политика.

    Анализ внешней политики учащиеся осуществляют вместе с учителем, посредством комментированного чтения и вопросов учителя к прочитанному.

    Итоги урока:

      Закрепление.

    Вопросы на стр. 120 учебника.

    Домашнее задание:

    Параграф 13, вопросы к параграфу, записи в тетради.

    Оценки за урок.

    Тема урока: «Великобритания: сложный путь к величию и процветанию»

    Цели урока:

    Образовательная:

    учащиеся узнают, что в начале Викторианской эпохи в Англии продолжался процесс становления правового государства и гражданского общества, что к сер. XIX в. В стране крепился парламентский режим. Знакомятся с причинами, ходом и результатами чартистского движения.

    Развивающая:

    развивать навыки работы с документами, умение оценивать события с позиций представителей разных слоев населения

    Воспитательная:

    величие страны создается созидательным трудом народа, проведение социальных реформ позволяет избежать кровопролития.

    Тип урока: комбинированный.

    Формы работы: фронтальный опрос, рассказ учителя, работа с учебником и документами.

    Ход урока:

      Организационный момент:

    Учитель здоровается с учениками. Подготавливает их к уроку, объявляя его цели.

      Актуализация знаний по предыдущей теме «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс».

      Каково было внутреннее и внешнее положение империи Наполеона I?

      Каковы причины ослабления империи после 1809 г.?

      Каковы причины вступления Наполеона I в войну с Россией? Дайте оценку позиции императора.

      Почему Наполеон I не поднял народ на борьбу с противниками Франции после битвы при Ватерлоо? Поразмышляйте, мог ли быть иной поворот событий, чем тот, который произошёл.

      Каковы были территориальные изменения по решению Венского конгресса?

    Учитель подытоживает ответы учащихся:

    В результате решений Венского конгресса Европа впервые была охвачена системой договоров, которая просуществовала до середины XIX в. Великие державы считали, что создали международный порядок, основанный на принципе равновесия сил. После Венского конгресса в Европе наступил период мира.

      Изучение нового материала.

    План изучения нового материала:

      Билль о реформе.

    1. Начало Викторианской эпохи.

      «Законченный парламентский режим».

      От чартизма к почтительности.

      Внешняя политика.

    Билль о реформе.

    Учитель обращается к классу:

    Вы уже знаете, что к началу XIX в. Англия являлась страной, где наиболее успешно развивался процесс модернизации. Ее путь к процветанию был очень сложен: в Англии существовали острые социальные противоречия и постепенно приобретался опыт их разрешения на основе проведения социальных реформ.

    Уже в конце XVIII века Великобритания стала конституционной монархией, реальная власть принадлежала парламенту, но избирательная система давно устарела. Города и сельские графства могли послать в палату определённое число голосов. К началу XIX века некоторые городки обезлюдели и получили название «гнилые местечки», но им принадлежала половина мест в парламенте. Голосами избирателей в «гнилых местечках» распоряжался лендлорд, хозяин земли. Новые индустриальные центры, например, Бирмингем, вообще были лишены представительства. Не имели права голоса не только рабочие, но и многие представители промышленной буржуазии.

    В стране росло движение за всеобщее избирательное право, сопровождавшееся демонстрациями и массовыми митингами.

    Чтобы не допустить революционного взрыва, власти в последующие годы пошли на ряд уступок:

      Тредюнионы – профессиональные союзы.

      1832 год – избирательная реформа:

    А) большинство «гнилых местечек» уничтожалось;

    Б) освободившиеся в парламенте места передавались промышленным городам и густонаселённым районам, а также Шотландии и Ирландии;

    В) сохранялся высокий имущественный ценз;

    Г) низшие слои населения попасть в парламент не могли;

    Таким образом, вместо ожидаемых от реформы улучшений бедняки не получили ничего, кроме работных домов (о работных домах самостоятельно читают в учебнике дома).

    Чартизм.

    Чартизм - движение за избирательную реформу (от англ. charter - грамота, хартия). В 1836 г. по инициативе Уильяма Ловетта (1800-1877) была основана Лондонская ассоциация рабочих, а сам он стал ее секретарем.

    Причины возникновения чартистского движения:

      Антирабочая политика правительства;

      Разочарование пролетариата в избирательной системе;

      Воздействие экономического кризиса.

    Большинство чартистов признавали только мирный путь достижения цели – обращение в парламент с общенациональной петицией.

    1839, 1842, 1848 гг. – чартисты выдвигают ПЕТИЦИИ (требования) в Парламент. Все они были отклонены.

    Работа с историческим источником (стр. 120) – чтение и последующий анализ Петиции чартистов, принятой Национальной чартистской ассоциацией в мае 1842 г. (извлечения).

    Результаты движения:

      Рабочий день – 10 часов.

      Ограничен детский труд.

      Увеличена зарплата квалифицированных рабочих.

      Отменен имущественный ценз для депутатов Парламента.

      Все мужчины получили избирательное право.

      Появилась первая рабочая партия.

    Начало Викторианской эпохи.

    Учитель обращается к классу:

    Самостоятельно прочтите пункт «Начало Викторианской эпохи. Англия – «мастерская мира» и выполните задание на стр. 120 №4.

    «Законченный парламентский режим».

    Рассказ учителя:

    В начале Викторианской эпохи в Англии сложился «законченный парламентский режим», главным признаком которого является полное признание принципа ответственности кабинета министров перед парламентом. С 1837 по 1866 год из 9 кабинетов министров 8 вышли в отставку по решению палаты общин.

    От чартизма к почтительности.

    Рассказ учителя:

    Период экономического процветания улучшил положение квалифицированных рабочих: сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, доступ к образованию.

    1832 – расширение свободы слова, печати, манифестаций.

    60-е годы XIX века – разрешение публичных митингов в определённых местах (Лондон – Гайд-парк).

    1868 – создание Британского конгресса тред-юнионов.

    Внешняя политика.

    Анализ внешней политики учащиеся осуществляют вместе с учителем, посредством комментированного чтения и вопросов учителя к прочитанному.

    Итоги урока:

      Закрепление.

    Вопросы на стр. 120 учебника.

    Домашнее задание:

    Параграф 13, вопросы к параграфу, записи в тетради.

    Оценки за урок.