• Презентация системно структурный синтаксис в русском языке. Синтаксис. Разделы синтаксиса. Ты пришел! На улице шел снег. На дворе семнадцатое мая

    СИНТАКСИС. Разделы синтаксиса (от греч. ‘построение, порядок, составление’)это 1) характерные для конкретных языков средства и правила
    создания речевых единиц;
    2) раздел грамматики, изучающий процесс порождения речи.
    Это универсальный для всех языков, высший уровень грамматики.
    Синтаксическая система языка связана, с одной стороны, c процессом
    мышления человека, а с другой - с процессом коммуникации, речевого
    взаимодействия людей.
    РАЗДЕЛЫ СИНТАКСИСА
    Синтаксис словосочетания изучает все свойства словосочетания.
    Синтаксис предложения изучает формальное, семантическое и
    коммуникативное устройство разных по сложности предложений.
    Синтаксис текста изучает синтаксическую организацию текстов.
    2

    СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

    словосочетание
    Два и более
    знаменательных
    слова, связанные
    подчинительными
    отношениями.
    Выполняет
    номинативную
    функцию.
    предложение
    Предложение - это оформленная
    по закону данного языка
    целостная единица речи,
    служащая главным средством
    формирования, выражения и
    сообщения мысли
    (В.В.Виноградов). Выполняет
    коммуникативную и
    номинативную функции.
    синтаксема
    Cлово в его
    синтаксическом
    использовании, слово
    как носитель
    синтаксической
    функции
    (термин Г.А.Золотовой)
    3

    Типы связи слов в словосочетании

    Согласование - способ оформления подчинительной связи, при
    котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного
    во флективных языках широко используется в субстантивных
    словосочетаниях для выражения атрибутивных отношений: синее небо,
    синий цветок, синяя чашка.
    Примыкание - такой вид подчинительной связи, при которой
    зависимый элемент словосочетания присоединяется к главному без
    изменения своей формы; это смысловая связь компонентов,
    представленная позиционно
    компоненты словосочетания располагаются обычно контактно (красиво
    вышивать, бегло читать по-немецки); широко распространено в
    аналитических языках (a French book).
    4

    Управление

    - способ оформления подчинительной связи, при котором
    главенствующий компонент словосочетания требует постановки
    зависимого компонента в определенной грамматической форме; при
    этом изменение формы главного слова не вызывает изменения
    формы управляемого слова.
    в индоевропейских языках характерно для присоединения к главному
    слову предложной или беспредложной словоформы существительного
    или местоимения: англ. Не loves his country.
    сильное управление для выражения объектных (читать книгу, резать
    хлеб) и восполняющих (стать врагом, слыть чудаком) отношений
    слабое управление для выражения объектно-определительных отношений (подарок отцу).
    5

    Изафет

    (от арабского ‘присоединение’) – определенные типы
    атрибутивных грамматических конструкций в некоторых иранских,
    семитских и тюркских языках. В тюркских языках изафеты
    формируются из двух существительных, одно из которых является
    определением, а второе - определяемым.
    В тюркских языках изафет обозначает именные определительные
    сочетания, оба члена которых выражены существительными. Всего в
    тюркологии 3 типа изафета.
    турец. Çay bardağı - чайный стакан, где Çay - это определение, а bardağı
    ‘стакан’- определяемое.
    В иранских языках: соединение определяемого с постпозитивным
    определением при помощи энклитического показателя, присоединяемого к
    определяемому слову. Этот показатель восходит к местоимению который.
    таджик. китоб-и хуб ‘хорошая книга’, где китоб ‘книга’, -и (неизменяемый)
    показатель того, последующее слово определение к предыдущему.
    6

    Типы связи слов в предложении

    Координация – двусторонняя равноправная связь между подлежащим
    и сказуемым.
    Тяготение (термин Л.А.Булаховского) – вид связи, которая реализуется
    только в предложении: синтаксическая связь между именной частью
    составного сказуемого (выраженной прилагательным или причастием
    и согласованной с подлежащим) и знаменательной связкой.
    Дети пришли усталые.
    Брат уехал больной.
    Девочка вернулась окрепшая.
    Соположение –взаимосвязь главных членов предложения, при
    которой грамматическое оформление сказуемого не зависит от
    оформления подлежащего.
    Жить – Родине служить.
    Берег над Волгой – настоящая гора.
    7

    Предложение как основная единица синтаксиса

    Основная синтаксическая единица,
    предназначенная для общения
    Средство формирования, выражения и сообщения
    мысли
    Характеризуется смысловой и интонационной
    законченностью
    Центром предложения является грамматическая
    основа
    Является минимальной единицей высказывания
    В речи реализуется как фраза
    8

    Основные признаки предложения

    Выполнение коммуникативной функции
    Предикативность – синтаксическая категория, относящая информацию к
    действительности. Предикативность выражается в формах времени, наклонения и лица (не
    универсальная категория, поскольку существуют безличные предложения: Светает. Знобит)
    Модальность – функционально-семантическая категория, выражающая отношение
    высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации
    сообщаемого (языковая универсалия)
    объективная
    выражает отношение
    сообщаемого к
    действительности в плане
    реальности/ирреальности
    средства выражения формы наклонения
    субъективная
    выражает субъективное отношение
    говорящего к высказываемому
    является факультативной
    модальные глаголы (мочь, хотеть..)
    слова категории состояния
    вводно-модальные слова (кажется..)
    модальные частицы (разве что, вроде..)
    междометия (увы, ах, о!)
    интонация и порядок слов
    9

    Аспекты изучения предложения

    I. Структурное (формальное) устройство
    предложения
    II. Смысловое устройство предложения
    (номинативная теория изучения
    предложения)
    III. Коммуникативное устройство
    предложения
    10

    1
    т
    р
    а
    д
    и
    ц
    и
    я
    11

    2. Вербоцентрическая теория

    Люсьен Теньер (1893-1954) - французский лингвист,
    специалист по славянским языкам и
    общему синтаксису, один из выдающихся
    лингвистов XX века.
    1959 г. «Основы структурного синтаксиса»
    В России опубликована в 1988 г.
    12

    Вербоцентрическая теория

    Актанты – субстантивные элементы, называющие участников
    события (ситуации).
    У актантов разные роли: первый актант – субъект; второй актант –
    прямой объект (т.е. прямое дополнение), третий косвенное
    дополнение.
    Сирконстанты (обстоятельства) – в отличие от актантов не
    заложены в ролевой структуре глагола, они распространяют все
    предложение в целом.
    Зимой дует сильный ветер.
    Вечером мы отправимся в кафе.
    Теория актантов Л.Теньера уточнялась и дополнялась.
    В 60-70-е годы XX века появились более дробные описания
    семантических ролей, называемых в предложении: агенс/актор,
    пациенс, бенефициант и др.
    Атрибуты – то, что уточняет и определяет актанты.
    13

    Валентность в синтаксисе (от лат. valencia ‘сила’)

    способность слова сочетаться в тексте с другой языковой единицей,
    прежде всего с другим словом
    В лингвистику впервые ввёл это понятие профессор
    С. Д. Кацнельсон (1948).
    Л. Теньер ввел в западноевропейское языкознание для
    обозначения сочетаемости, относил только к глаголу и определял
    валентность как число актантов, которые может присоединять глагол.
    Л. Теньер различал
    глаголы авалентные (безличные: Светает»),
    одновалентные (непереходные: «Пётр спит»),
    двухвалентные (переходные: «Пётр читает книгу»),
    трёхвалентные («Он даёт книгу брату»)
    14

    Валентность в синтаксисе

    Валентность слова определяется:
    его лексическим значением (глаголы восприятия увидеть,
    услышать требуют распространения словом, называющим
    объект восприятия: увидеть небо)
    частью речи, к которой принадлежит слово, его
    грамматической формой (форма сравнительной степени в
    русском языке требует сочетания с формой, называющей
    объект сравнения: выше крыши).
    Различаются следующие виды валентности:
    обязательная валентность (у переходных глаголов,
    некоторых существительных, требующих род. падежа)
    факультативная валентность.
    В российской науке валентность стала рассматриваться как
    свойство всех значимых единиц, не только глаголов.
    15

    II. Смысловая организация предложения

    Традиционная лингвистика (Фортунатов, Бодуэн де Куртенэ,
    Фердинанд де Соссюр) считала, что форма предложения диктует его
    смысл, а одинаковые формы дают одинаковое значение.
    Вторая половина XX века - Номинативная теория предложения
    Предложение отражает определенный фрагмент действительности,
    некое положение дел, событие, ситуацию
    Кафедра стоит в аудитории. Абитуриенты столпились у входа.
    Если предложение единица плана выражения, то план содержания какое-то событие, ситуация.
    16

    Пропозиция

    Семантическая структура предложения отражает
    объективную структуру элемента действительности
    Модель ситуации, отраженная в предложении, есть
    ПРОПОЗИЦИЯ
    Пропозиция состоит из АКТАНТА (участник события) и
    ПРЕДИКАТА (существо события)
    Под пропозицией понимают то общее, что существует
    между предложением и его возможными перефразировками в
    пределах данного языка и при переводе на другие языки
    (Н.Д.Арутюнова. Предложение и его смысл. М., 1976)
    17

    Определение семантической структуры предложения (пропозиции)

    Семантическая структура
    предложения – субъект и
    его действие (состояние)
    Студент сидит за партой
    Студент– кто? – актант
    Предикат – что делает? –
    сидит за партой

    Реализация пропозиции

    Предикативная (ПЕ предикативная единица)
    ▪ Стажер вернулся рано
    Полупредикативная
    (деепричастные и
    причастные обороты)
    ▪ Уставший, стажер
    вернулся рано
    Непредикативная
    (потенциально
    предикативная) –
    адъективная конструкция,
    именные обороты с
    отвлеченным
    существительным
    (девербативом)
    ▪ Произведя все подсчеты,
    стажер вернулся рано
    ▪ Ранний приход стажера
    удивил начальство
    19

    Соотношение пропозиций и ПЕ

    Количество пропозиций не всегда совпадает с
    количеством предикативных единиц.
    Асимметрия между единицами ПВ и ПС очень
    распространена.
    Пропозиция, выраженная словосочетанием или
    полупредикативной конструкцией, всегда называет
    событие менее дифференцированно, чем ПЕ.
    Предложение с одной ПЕ и одной пропозицией
    называется элементарным простым предложением
    (ЭПП). Оно монопредикативно и монопропозитивно.
    20

    Соотношение ПЕ и пропозиций

    Сколько ПЕ и пропозиций в следующих предложениях?
    ▪ Насчет своего приезда после твоего сообщения
    насчет снега и холода в России не могу сказать ничего
    определенного (А.Чехов)к
    ▪ Если человек глуп, то он всегда хвастлив.
    ▪ То, что он испытывал, было чувством неимоверного
    стыда и раскаяния.
    ▪ Что касается Васи, то он уже спит.
    ▪ Шум в коридоре мешает нам работать.
    21

    Диктум и модус

    Объективное и субъективное
    содержание в предложении
    Диктум – объективная часть содержания
    предложения, моделирует ситуацию
    внеязыковой действительности.
    Представлен эксплицитно (явно).
    Модус – субъективная часть содержания
    высказывания, моделирует отношение
    говорящего к сообщаемому. Может быть
    представлен эксплицитно и имплицитно
    (скрыто). Это факультативная часть
    высказывания. Модус может быть
    внедрен в диктум (Небо серое. – Небо
    кажется серым).
    Впервые такое деление содержания
    высказывания разработано и
    сформулировано в книге
    Диктум и модус
    Шарль Балли
    (1865-1947)
    известный
    швейцарский
    лингвист
    «Общая лингвистика и вопросы
    французского языка» (М., 1955).
    22

    Диктум и модус в высказывании

    Диктум и модус в разных частях
    Диктум: Завтра будет хорошая
    погода.
    Модус: Я думаю, что завтра
    будет хорошая погода.
    Модус «внедрен» в диктум,
    представлены в одной части
    Завтра наконец-то будет
    хорошая погода.
    Завтра будет хорошая погода!
    Я хочу, чтобы завтра была
    хорошая погода.
    Ура! Завтра будет хорошая
    погода.
    Мне казалось, что завтра будет
    хорошая погода.
    Пусть завтра будет хорошая
    погода.
    Я уверен, что завтра будет
    хорошая погода.
    Наверное, завтра будет
    хорошая погода.
    23

    III. Коммуникативная структура предложения. Целеустановка

    1. Целеустановка (коммуникативная перспектива
    высказывания)
    Предложения по цели
    высказывания:
    Предложения по
    эмоциональной окраске:
    повествовательные
    невосклицательные
    восклицательные
    вопросительные
    невосклицательные
    восклицательные
    побудительные
    невосклицательные
    восклицательные
    24

    2. Актуальное членение предложения

    смысловое членение фразы в
    контексте на исходную часть сообщения
    – тему (данное) и рему (новое).
    В зависимости от коммуникативной
    заданности говорящего одно и то же
    структурное образование
    (предложение) может приобретать
    разный смысл.
    Основные средства актуального
    членения предложения в устной речи
    порядок слов (тема обычно
    помещается в начале фразы, а рема -
    в конце)
    интонация (на теме она повышается,
    на реме - понижается)
    2. Актуальное
    членение
    предложения
    Вилем
    Матезиус
    (1882–1945),
    чешский
    лингвист,
    основатель и
    президент
    Пражского
    лингвистического
    кружка
    паузация.
    25

    Критерии выделения ремы

    26

    Дополнительные средства актуального членения

    Акцентирующие частицы
    Именно Аня прочитала мою книгу.
    Прочитала мою книгу именно Аня.
    Аня прочитала-таки мою книгу.
    Только Аня прочитала мою книгу.
    В тексте часто рема предыдущего предложения становится
    темой последующего.
    Университет находится в Академгородке. Академгородок –
    научный центр Сибири. Сибирский научный центр известен
    во всем мире.
    27

    3. Прагматический аспект предложения

    Прагматика (от греч. pragma ‘дело’) - раздел языкознания,
    изучающий условия использования языковых знаков говорящими.
    Термин введен в конце 30-х годов XX века как название одного
    из разделов семиотики.
    Прагматика исследует не только
    целеустановку высказывания, но и
    типы речевых актов, которыми эта
    цель достигается и отношение
    говорящего к действительности, к
    содержанию сообщения и к адресату
    (Ю.Д.Апресян)
    В рамках прагматики разработана
    теория речевых актов

    Тема урока:

    • Тема урока:
    • Понятие о
    • синтаксисе и
    • пунктуации .
    • Презентацию подготовила: Чалая М.В.,
    • учитель русского языка и литературы
    • МОАУ СОШ с. Светиловки
    • Белогорского района Амурской области
    Цели урока:
    • на основе информации, полученной на уроке, понять, с чего начинается синтаксис и пунктуация, для чего нужно изучать эти разделы;
    • познакомиться с новыми терминами, научиться правильно произносить и писать их;
    • научиться пользоваться знаками препинания; составлять словосочетания и предложения;
    • развивать внимание, тренировать память, учиться размышлять.
    Эпиграф:
    • Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    • К. Г. Паустовский.
    • С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ,
    • РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ,
    • ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО,
    • ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ,
    • ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И,
    • СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.
    • Составьте предложение из данных слов:
    • Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно
    • сделай же её интересной и полезной.
    • но отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.
    • Что вы сделали для того, чтобы правильно составить предложение?
    • Всё ли вы сделали для того, чтобы предложение было правильно оформлено? Чего в нём не хватает?
    • Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!
    Что такое синтаксис?
    • Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: «построение», «сочетание», «порядок». Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
    Синтаксис -
    • греч. «составление», «построение» - наука о строении словосочетаний и предложений.
    С И Н Т А К С И С
    • С И Н Т А К С И С
    • Связь слов
    • средства
    • Изменение формы слова
    • Служебные слова
    • Порядок слов
    • Интонация
    С и н т а к с и с
    • С и н т а к с и с
    • и з у ч а е т
    • Предложений
    • Словосочетаний
    • строение
    Потренируемся?
    • Упр. 132
    Физкультминутка Казнить нельзя помиловать Пунктуация
    • Пунктуация
    • Знаки препинания
    • Точка
    • Двоеточие
    • Точка с запятой
    • Запятая
    • Восклицательный знак
    • Вопросительный знак
    • Кавычки
    Что такое пунктуация?
    • Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой /лат. «пунктум» – точка, греч. «грамма» – знак, буква/.Пунктуация /лат. «пунктум» – точка/ - раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и правила их постановки.
    Пунктуация -
    • лат., пунктум – точка, правило о постановке знаков препинания.
    • Пунктограмма -
    • знак препинания.
    15 век Инсценирование стихотворения С.Я. Маршака «Знаки препинания»
    • ; « » .
    • , ! ?
    • - : …
    У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания Прибежал Чудак ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.
    • У последней ТОЧКИ На последней строчке Собралась компания Знаков препинания Прибежал Чудак ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: – Кто? Кого? Откуда? Как? Явились ЗАПЯТЫЕ, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.
    • Прискакало ДВОЕТОЧИЕ, Прикатило МНОГОТОЧИЕ, И прочие, И прочие, И прочие… Заявили запятые: – Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвалась с той же строчки Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: – Если нет над вами точки Запятая-знак пустой!
    Загадки.
    • 1. Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него вспомнишь день недели. (………)
    • 2. Ах, не трогайте меня Обожгу и без огня. (…….)
    Домашнее задание.
    • Придумать и записать древнее послание (5=7 предложений, как писали в 15 веке, т.е. без знаков препинания и пробелов между словами).
    РЕЛАКСАЦИЯ
    • 1.На уроке я работал(а) активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен 7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным Нарисуйте своё настроение: (смайликами: улыбка, равнодушие, грустно)
    РЕФЛЕКСИЯ:

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Члены предложения Главные Второстепенные подлежащее сказуемое дополнение Определе ние Обстоятель ство Как подчеркивают ся ппппп сссс - - - - - - - - - - ~~~~~ -.-.-.-.-.-.-.-.-. На какие вопросы отвечают кто? что? что делает? что сделает? каков? вопросы косвенных падежей какой? который? чей? как? когда? почему? где? куда? откуда? зачем? Какими частями речи выражаются Существит. или местоимением в именит. падеже, инфинитивом и др. глаголом, кратким прилага - тельным и др. Существи - тельным или местоимени ем в косвенных падежах и др. Прилага - тельным, причастием и др. наречием, дееприч, существи - тельным и др.

    Cлайд 4

    ЗАПЯТАЯ ПРИ ОЧП Ставится запятая Схемы Примеры При отсутствии союза О, О С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. Перед повторяющимися союзами и…..и да…..да ни…..ни или…..или либо…..либо то…..то и др. и О, и О, и О О, и О, и О О и О, О и О Не хотелось ни есть, ни пить, ни говорить. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям … По утрам я убегал на пруд или в рощу, на сенокос или к жнецам. Перед противительными союзами а, но да (= но) О, однако О зато Ребенок был резов, но мил. Перед второй частью двойных союзов как О, так и О если не О, то О не только О, но и О не так О, как О настолько О, насколько О и др. Этот метод лечения известен как в России, так и за рубежом. День хотя и пасмурный, но теплый.

    Cлайд 5

    ОЧП С ОБОБЩАЮЩИМИ СЛОВАМИ. Схемы Примеры 1. О: О, О. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. 2. О, О – О. На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег. 3. О: О, О - … Везде: на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.

    Cлайд 6

    №189 Для измерения расстояний и геометрических построений используются следующие приборы: штангенциркуль, транспортир, астролябия, линейка, микрометр, рулетка.

    Cлайд 7

    СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1-3 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

    Cлайд 8

    Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Выберите один ответ. 1. Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками. 2. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения. 3. Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. 4. Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

    Cлайд 9

    Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию. а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей. б) Розово и зыбко явь отражается в снах. в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика. г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин. 1. подлежащее; 2. сказуемое; 3. определение; 4. дополнение; 5. обстоятельство.

    Cлайд 10

    Тест «Предложения с однородными членами» 1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении: Все в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) все напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину 1) 1 – тире, 2 – двоеточие 2) 1 – двоеточие, 2 – запятая 3) 1 – тире, 2 – тире 4) 1 – двоеточие, 2 – тире Ответы:

    Cлайд 11

    2. Укажите предложение с однородными членами. 1) Ты сер, а я, приятель, сед. 2) На одном месте и камень мохом обрастает. 3) Не делайте упражнение, не вспомнив правило. 4) Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.

    Cлайд 12

    3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении: Где-то я уже слышал этот красивый, ... голос. 1) мелодичный 2) низкий 3) женский 4) недовольный

    Cлайд 13

    4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья. 2) Небо было все время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката. 3) На набережной стоял господин в черном костюме и белом жилете и с пронзительным любопытством смотрел то на наше судно, то на нас. 4) Гость недолго гостит да много видит.

    Cлайд 14

    5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении: Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками. 1) однородные сказуемые; противительный союз 2) однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы 3) однородные сказуемые и дополнения; противительный союз 4) однородные сказуемые и дополнения; соединительный и разделительный союзы

    Cлайд 15

    Cлайд 16

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражены обособляются Не обособляются определения Причастным оборотом В постпозиции В препозиции обстоятельства Одиночным деепричастием и деепричастным оборотом всегда Если входят в состав фразеологизма

    Cлайд 17

    №176 /Создавая свои замечательные полотна/, К.Ф.Юон любуется сам и заставляет нас любоваться чарующей красотой /покрытых инеем/деревьев, заснеженными и /сверкающими на солнце/ равнинами. /Рассматривая картины Юона/, мы вспоминаем сказочную русскую зиму с её пушистым снегом, /каждый год одевающим землю густым покровом/. Вспоминается и лёгкая морозная дымка, /окутывающая все предметы в ясные студёные дни/, и весёлые стайки задорных мальчишек,/ радующихся снежному раздолью/.

    Cлайд 18

    В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 4-8 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ РАСПРОСТРАНЁННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают. - (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил! (8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни: - (9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит!.. (10)Или что-нибудь вроде этого.

    Cлайд 19

    В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 2-4 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (2)«Вот придёт наша Леля с работы, мы вам покажем!» - кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

    Cлайд 20

    А.20. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ? 1) В черной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор(2) спряталось(3) уставшее за день (4) солнце. 1)1,3 2)2,3 3)1,2 4)1,2,3,4. 2) Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести(2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А Римский – Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1)1,2,3,4 2)2 3) 3,4 4)4. 3) Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина(2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу, что поэт был еще и генеральным читателем. 1)2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)4.

    Cлайд 21

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ Случаи обособления Примеры 1. Обособляются одиночные и распространенные обращения, стоящие в любом месте предложения Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое … Вот, почтенные граждане, один из случаев разоблачения. 2. Части распространенного обращения Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг. 3. Междометие перед обращением Эй, любезный, подожди маленько. 4. Не выделяется частица о перед обращением О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!

    Cлайд 22

    . НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОБРАЩЕНИЯ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СХОДНЫХ ПО ФОРМЕ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Cлайд 23

    В5. В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ, ОБОЗНАЧАЮЩУЮ ЗАПЯТУЮ ПРИ ОБРАЩЕНИИ. Чудная,1 милая,2 восхитительная бабушка Колкина!.. Честно говоря,3 редкостные люди нас окружают,4 Елена!..

    Cлайд 24

    . В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? а) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься. б) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить. в) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович? г) Ты письмо мое, милый, не комкай.

    Cлайд 25

    В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? . а) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа. б) Так что будьте осторожны, дамы и девицы. в) Брат мой, как я рад тебя видеть! г) Читатель, любишь ли ты книги?

    Cлайд 26

    В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? . а) Помоги мне, солнце красное. б) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы. в) Итак, вы в Москве родные мои? г) Он был, о море, твой певец.

    Cлайд 27

    ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Значения Примеры 1. Различные чувства к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду и т.д. 2. Различная степень уверенности конечно, разумеется, безусловно, естественно, действительно, очевидно, вероятно, видимо, может быть, кажется, наверное и др. 3. Источник сообщения по-моему, по-твоему, на мой взгляд, по словам кого-либо, по мнению кого-либо и др. 4. Последовательность, связь мыслей во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, значит, так, например, в частности и т.д. 5. Способ оформления мыслей одним словом, иначе говоря, иными словами, короче говоря, мягко выражаясь и др. 6. Привлечение внимания собеседника видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, позвольте, представьте себе, согласитесь и др.

    Cлайд 28

    №199 Страна, в которую пришли в давние времена славяне, была богата лесами. На целые сотни километров тянулись непроглядные и непроходимые лесные дебри, которые перемежались озёрами да болотами. На севере росли хвойные леса. В таких лесах было легко заблудиться, поэтому их так боялись наши предки. «Ходить в лесу- видеть смерть на носу»,-говорили они. Южнее шли лиственные леса. Их называли чёрными. Широкая густая листва дубов, клёнов, осин, лип и берёз противится солнечным лучам, и в таких лесах лежит чёрная тень. В лесной глуши привольно было всякому лесному зверю: белкам, зайцам, волкам, медведям. Лес снабжал славянина строительным материалом, из которого строили жилища, изготовляли посуду. Из лыка наши предки плели обувь, а шкурки пушных зверей согревали людей в лютые морозы. Лес кормил и лечил людей. Лес- защитник людей, надёжное убежище от врагов.

    Cлайд 29

    1) После того как я смазал по физиономии Костику,(1) отец сказал: -Драться,(2)конечно,(3) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(4)а! Ниже на две головы,(5)а пошёл в наступление,(6) решился!.. 2) И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки,(1) он тоже казался Кольке,(2) а может быть,(3) и всем остальным совсем молодым человеком. 3)Семён Петрович повернулся к Кате,(1)не замечая её угрюмого взгляда: -Катюша,(2) давай-ка «Соловья» алябьевского… -Значит,(3) «Соловья»?-спросила Катя. 4) Конечно,(1) бабушка была счастлива за свою дочь,(2)гордилась её мужем,(3) то есть моим отцом,(4) но она,(5) как и я,(6) редко следовала тем правилам,(7) к которым нас с ней старались приучить. 5) Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники. -Хватит,(4)-говорю я дедушке,(5)-мы наелись,(6)пошли. 6) Правда,(1) раньше мать говорила,(2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так,(3)наверно,(4) говорят все матери о своих детях,(5)если даже они у них уроды. В5 В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ.ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ ПРИ ВВОДНОМ СЛОВЕ.

    Cлайд 30

    А21. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ? Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определенной ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперед и (4) следовательно (5) должна быть заменена. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 2, 5 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
    • Синтаксис (от греч. syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.
    • Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание и предложение (простое и сложное).
    • Пунктуация (от лат. рunktum - точка) - система знаков препинания и правил их употребления, необходимый компонент письменной формы речи. В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа:
    • 1) л о г и ч е с к и й (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
    • 2) с т р у к т у р н о - с и н т а к с и ч е с к и й - знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
    • 3) и н т о н а ц и о н н ы й - знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, а также для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.
    • В отличие от правил орфографии, правила пунктуации допускают, наряду с обязательной постановкой знаков, факультативное их употребление.
    • По своей функции знаки препинания делятся на две группы:
    • 1) р а з д е л и т е л ь н ы е(отделительные); к ним относятся: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире;
    • 2) в ы д е л и т е л ь н ы е; к ним относятся: скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые.
    • Словосочетание - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически. Как и слово, словосочетание выполняет назывную функцию, но в отличие от слова служит для более точного обозначения предметов, их признаков, действий. Словосочетание участвует в по строении предложения, но в отличие от предложения не обладает смысловой и интонационной законченностью.
    • 1. В зависимости от вида синтаксической связи между словами
    • различают словосочетания:
    • 1) сочинительные (слова синтаксически равноправны, не зависят друг от друга, в предложении бывают однородными главными
    • или второстепенными членами): На пригорке то сыро, то жарко, вздохи дня есть в дыханье ночном, но зарница уж теплится ярко голубым и зелёным огнем (А. Фет);
    • 2) подчинительные (слова синтаксически неравноправны, одно зависит от другого); выделяют три типа подчинительной связи:
    • Сочинительные и подчинительные словосочетания называются свободными, т. к. каждое слово в них выступает в качестве определённого члена предложения;
    • 3) цельные словосочетания. В них главное слово имеет смысловую полноту только в сочетании с зависимым словом. Цельные словосочетания являются несвободными, т. к. выступают в качестве единого члена предложения:
    • Лишь у тебя, поэт, крылатый слова
    • звук хватает на лету и закрепляет вдруг
    • и тёмный бред души, и трав неясный запах...
    • (А. Фет)
    • 2. В зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи различают словосочетания:
    • 1) именные: интересная книга (сущ.), весьма зани-
    • мательный (прил.), двое из мальчиков (числ.), первый из очередников (числ.), некто из присутствующих (мест.)
    • 2) глагольные: заниматься спортом, делающий зарядку, отвечая невпопад
    • 3) наречные: очень близко, незадолго до отъезда
    • Неср..вненное кокетство, кто-то из р..весников, дифференцируя ур..внение, пор..внявшись с коллегами, зар..внять канаву, ур..внять шансы, ур..внять дорожку, удивительно ур..вновешенный, непром..каемая пелерина, пром..чить кроссовки, вым..кший до нитки, м..кать в соус, три пром..кашки, подм..чив репутацию, вым..кать всё содержимое.
    Предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении (таблица)
    • В разговорном, литературно-художественном и публицистическом стилях речи нередко наблюдаются отступления от норм слово-
    • употребления. Это делается с целью создания каламбура (игра слов), выделения определенного смысла, экспрессивной окрашенности содержания. Приведем пример комического переосмысления фразеологизмов:
    • «Если я умру раньше Вас, то шкаф благоволите выдать моим прямым наследникам, которые на его полки положат свои зубы». (Из письма А. П. Чехова)
    • Трудные случаи управления
    • I. Серьёзного внимания заслуживает управление при синонимических и однокоренных словах, обычно глаголах, в тех случаях, когда они требуют употребления разных падежей, например:
    • вера в о ч т о - уверенность в ч ё м; обращать внимание н а ч т о - уделять внимание ч е м у; отзыв о ч ё м - рецензия н а ч т о; полный ч е г о - наполненный ч ё м; различать ч т о и ч т о - отличать ч т о о т ч е г о; заплатить з а ч т о - оплатить ч т о и т. д.
    • Во избежание ошибок необходимо обращаться к словарю управлений.
    • Незнание норм управления приводит к нередким в устной речи контаминациям двух подобных оборотов - совмещению компонентов двух различных, хотя и близких по смыслу сочетаний слов.
    • Например, неверно: превосходство перед соперником, опираться на фактах.
    • Исправить подобные ошибки можно двумя способами:
    • 1. Сохранить управляющее слово и заменить падеж (превосходство над соперником, опираться на факты).
    • 2. Оставить падеж и подыскать синоним, требующий этого падежа (преимущество перед соперником, основываться на фактах).
    • II. Ошибки в конструкциях с двумя глаголами.
    • Во избежание ошибок необходимо при одном глаголе употреблять существительное, а при другом - местоимение, например:
    • Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор. - Композитор знакомится с фольклором и внимательно изучает его.
    • III. В результате совпадений форм разных падежей или разных значений формы одного падежа возникают омонимичные выражения, затрудняющие понимание смысла. Во избежание этого следует
    • перестроить предложения, например:
    • Чтение Тургенева продолжалось около часа. (Читал Тургенев или читали его произведения?) -
    • Чтение произведений Тургенева продолжалось около часа.
    • Тургенев продолжал чтение около часа.
    • Иногда встречается омонимия управления и согласования.
    • Во избежание двусмысленности предложение необходимо перестроить, например:
    • Сестра Валерия отвечала тихо, но твёрдо. (Сестра человека по имени Валерий или женщина по имени Валерия?)
    • - Валерия отвечала тихо, но твёрдо. Его сестра отвечала тихо, но твёрдо.
    • V. Понимание смысла высказывания затрудняет скопление падежей. Яркие примеры подобных ошибок приведены в трудах известных лингвистов, например:
    • Дом племянника жены кучера брата доктора. (А. М. Пешковский) В связи с вопросом необходимости увеличения продолжительности действия аппарата лаборатории спасательного дела МНИИ нами был поставлен ряд опытов... (Н. И. Былинский)
    • Во избежание ошибок нужно сокращать цепь падежей, применяя
    • другие синтаксические конструкции.

    Синтаксис и пунктуация. Подготовка к ЕГЭ

    Обобщающий урок русского языка в 11 классе

    Вильд С.А. , учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 КГО


    Синтаксис ( от греч. Σύνταξη - построение, порядок, составление) - раздел языкознания, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

    Пунктуация (от лат. punctum - точка) - система знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.


    Синтаксис и пунктуация

    Подготовка к ЕГЭ. (задания В3,В4)

    Синтаксис

    интонация

    смысл

    пунктуация

    нельзя помиловать


    РАБОТА С ТЕКСТОМ

    К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

    Берегите знаки препинания!

    Берегите…

    • Определите жанр текста

    (Аллегория)

    • Закончите последнее предложение, не нарушая

    метафорического строя всего произведения

    • Какова основная мысль текста? Что означает последний

    («Душа обязана трудиться»)

    • Как вы понимаете выражение «Дойти до точки»?
    • Какие умения формирует синтаксис?

    Цели урока:

    • Обобщить и систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация» («Словосочетание». «Односоставные предложения»);
    • совершенствовать коммуникативные навыки,

    развивать логическое мышление;

    • воспитывать умение внимательно слушать и

    слышать, поддерживать других и быть к ним

    благожелательным.


    Синтаксис

    Пунктуация

    Предложение

    Словосочетание

    Односоставные

    Культура речи



    Способы подчинительной связи между словами

    УПРАВЛЕНИЕ

    ПРИМЫКАНИЕ

    СОГЛАСОВАНИЕ

    Не являются словосочетаниями :

    1)сочетание самостоятельного слова со служебным:

    перед грозой, пусть поёт;

    2) сочетания слов в составе фразеологизмов:

    бить баклуши, сломя голову, валять дурака;

    3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

    4) составные словоформы: более светлый, будет ходить.


    • При согласовании три требования главного к зависимому – род, число, падеж.
    • При управлении одно требование главного к зависимому – падеж.
    • При примыкании никто ничего потребовать не может.

    Различать!

    Управление:

    Примыкание:

    Его книга

    Окликнул его

    Вызвал их

    словосочетания с притяжательными местоимениями его, ее, их не изменяются и, соответственно, вступают только в связь примыкание.


    Нарушение управления

    Пропуск предлога

    Нарушение согласования с главным словом

    Пропуск зависимого компонента словосочетания

    Синтаксические ошибки

    Употребление лишнего предлога

    Ошибки в структуре словосочетаний

    Неправильный выбор падежа при правильном выборе предлога


    Трудные случаи управления.

    1)Согласно, благодаря, вопреки, подобно + Дат п.

    2)В меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством, + Род.п.

    3) По + Пред.п.(обозначает действие, событие, после которого что-либо совершается)

    Согласно приказу

    Благодаря помощи

    Вопреки предсказанию

    Подобно взрыву

    В меру сил

    В заключение выступления

    В виде цветка

    В течение суток

    В продолжение дня

    По прибытии, по приезде,

    По окончании, по завершении

    Аудиословарь «Русский устный» Аудиозапись

    http://files.gramota.ru/radio/060_Russkii_ustnii_rukovodstvo.MP3


    Типы связи слов в словосочетании

    1 вариант 2 вариант

    1 – в 1 – г

    2 – в 2 – г

    3 – а 3 – б

    4 – г 4 – б

    Проверим?


    Основные группы односоставных предложений

    С главным членом - сказуемым

    С главным членом - подлежащим

    Определёно-личное

    Назывное

    Неопределённо-личное

    Обобщённо-личное

    Безличное


    Безличные предложения

    Безличный глагол

    Вечереет. Подморозило.

    Личный глагол в значении безличного.

    С деревьев капало.

    Инфинитив.

    Модальное слово (надо, нужно, можно, возможно, нельзя) в сочетании с инфинитивом.

    Вам не видать таких сражений.

    Под снегом ещё можно найти свежие лесные цветы.

    Краткая форма страдательного причастия.

    У меня не прибрано.

    Слово состояния.

    Мне грустно оттого, что весело тебе.

    Слово НЕТ(а также безличная форма глагола БЫТЬ)

    Денег у него нет, не было и не будет.


    !!! Обратите внимание

    Не путайте инфинитивные предложения с безличными.

    В безличных помимо глагола в форме инфинитива обязательно есть глагол-связка , в составе глагольного инфинитивного предложения её нет.

    Ср. Надо торопиться (б/л)

    Вам этого не понять. (инф.)


    Односоставные предложения

    Работа с тренажером


    Использование деепричастного оборота в безличном предложении

    Синтаксические ошибки

    Использование двусоставных конструкций на месте односоставных

    Ошибки в односоставном предложении


    • Синтаксические нормы. Определить тип ошибки, исправить предложение
    • Найти и исправить ошибки в отрывках из устных выступлений политиков, теле- и радиожурналистов.
    • Сделайте стилистическую правку. Найдите случаи, требующие перестройки всего предложения.

    • Мне понравилось на уроке, что я…
    • Я ощущал себя на уроке…
    • Мне нужно ещё поработать над…

    Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв


    Интернет-ресурсы

    http://www.gramma.ru/EXM/?id=4.38&PHPSESSID= виды подчинительной связи

    http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.19&PHPSESSID= односоставные предложения в современном русском языке

    http://www.gramma.ru/RUS/?id=10.10&PHPSESSID= синтаксические ошибки