• Устное выступление — Гипермаркет знаний. «Задания по русскому языку

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Публичное выступление на общественно значимую тему Цели урока: закрепить знания об особенностях ораторской речи; формировать умение создавать собственное высказывание на общественно значимую тему; развивать речеведческие умения и навыки, способность владеть аудиторией; пополнить словарный запас обучающихся; воспитывать культуру устной речи. Подготовить учащихся к публичному выступлению

    Сегодня на уроке нам предстоит закрепить знания об ораторской публичной речи, пополнить свой словарный запас, продолжить работу над культурой устной речи; подготовиться к публичному выступлению. Перед вами знакомые слова: красноречие, риторика, оратор, ораторский пафос. Объясните их лексическое значение, составьте словосочетания, использя все способы подчинительной связи слов.

    Лингвистический тренажер красноречие риторика оратор ораторский пафос

    Проверь себя богатое красноречие ораторский голос изучать риторику говорить с пафосом талант оратора

    Тест Оратор Наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию Красноречие Прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо Риторика Человек, произносящий публичную речь Культура речи Страстное воодушевление, подъём, энтузиазм, вызываемые какой-либо высокой идеей Пафос Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант

    Проверьте себя Оратор Наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию Красноречие Прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо Риторика Человек, произносящий публичную речь Культура речи Страстное воодушевление, подъём, энтузиазм, вызываемые какой-либо высокой идеей Пафос Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант

    Кожинов Вадим Валерианович Дата рождения: 5 июня 1930 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 25 января 2001 (70 лет) Место смерти: Москва, Россия Гражданство: СССР,Россия Род деятельности: литературный критик, публицист Язык произведений: русский.

    Шаляпин Фёдор Шаляпин Фёдор Шаляпин Фёдор Шаляпин Фёдор Ф.Шаляпин

    Н.Плевицкая

    Л.Русланова

    Б.Штоколов

    Д.Хворостовский

    Тульский народный хор

    с.Стояново

    К.Шульженко

    В.Бунчиков

    И.Тальков

    В.Ганичев

    Требования к устному выступлению 1. Содержательность, ясность высказывания. 2. Убедительность, доказательность выступления. 3. Выразительность речи. 4. Обязательная предварительная подготовка. Используйте цитаты, предварительно сгруппировав их в соответствии с пунктами плана. План подготовки 1. Наличие обращения (адресат высказывания). 2. Убедительные аргументы (факты, примеры, ссылки на авторитет). 3. Исключение категоричности (использование вводных и вставных конструкций). 4. Призывный финал выступления. Восьмиклассники приводят примеры, факты, тренируются, готовят выступления. Домашнее задание: подготовить выступление в публицистическом стиле на тему “ Значение песни ” .

    Рефлексия Сегодня на уроке мы повторили… Новым было понимание того, что… Я убедился, что… Подготовить публичное выступление мне поможет… Я закрепил понятия: ….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 8 классе "Публичное выступление на общественно значимую тему"

    Международное гуманитарное право (МГП) изучается не только на уроках литературы. Урок русского языка в 8 классе по рассказу Р.Бредбери "Улыбка" совершенствует навыки составления текстов публицистическ...

    >> Устное выступление

    Устное выступление

    К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления - речи, доклады на общественно-политические, нравственно-этические темы.

    Главная задача устного выступления - это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.
    В публицистических выступлениях широко используются простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.
    В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и общественно- политическая, и разговорная. Если затрагиваются вопросы науки или техники, то встречаются и некоторые широкоупотребительные термины.

    211. Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Плевако, описанных в «Воспоминаниях» писателя В. Вересаева.
    Старушка украла жестяной 3 чайник, стоимостью дешевле пятидесяти копеек. Она... подлежала суду присяжных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет. Поднялся Плевако.

    Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь...

    Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

    Речь Плевако оказалась решающей для присяжных заседателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.

    1. Какой прием в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? Как он сочетался с другими речевыми средствами?
    2. Отметьте в речи Плевако слова и обороты высокого, торжественного стиля. Какой оттенок придается им в данной речи? Чем подтверждается этот особый оттенок?

    3. Как вы понимаете слово двунадесят? Разберите его по составу. Как называются слова, которые в настоящее время не употребляются? Какой стилистический оттенок приобретает это слово в данном тексте?

    Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью- то статью, речь или книгу.

    Что поможет успешно выступить?

    1. К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться. А это значит, что надо обязательно продумать содержание речи: о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать; продумать выводы и обобщения.

    Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким выводам подвести, на что настроить, против чего предостеречь.

    2. Необходима личная убежденность оратора, докладчика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Но если мнение выступающего расходится с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими единомышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже потом выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весомые для слушателей факты, авторитеты.

    3. Вспомните слова А. Пушкина о речи одной из героинь его сказок: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». Значит, нужно поработать над произношением. Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

    4. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

    5. Начало речи должно быть построено так, чтобы сразу заинтересовать слушателей своей главной мыслью, аргументацией, завладеть их вниманием, а потом все время держать их в эмоциональном напряжении, сделать своими единомышленниками.

    6. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посредством жестов, скупых, но выразительных.

    7. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собой краткий его план, в котором должно быть: начало, первые фразы; основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

    8. Постарайтесь по плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем- либо из товарищей произнесите его вслух (или запишите на магнитофон, диктофон). Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить правильность произношения отдельных слов.

    Заранее репетируя выступление, наметьте, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех либо раздадутся реплики, вопросы.

    Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.

    Итак, публичное выступление, кроме хорошего знания оратором своей темы, требует от него живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем он говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

    212. Запишите текст, применяя правила правописания. Составьте его план.

    Обществен(?)ые устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях а может быть с лекц..ями и докладами.
    Тысячи книг написаны во все века об искус(?)тве орат..ров и лекторов. (Не)стоит здесь повторять все что известно об ораторском искусстве. Скажу одно самое простое что(бы) выступление было интересным выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точ(?)ку зрения убедить в ней материал лекции должен быть для него самого привлекательным в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям заставить их почу(?)ствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

    И еще в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея одна мысль которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует но и запомнится.

    А (по)существу всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой(либо) идеи мысли стремитесь построить как поддер..ку того положительного что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных п..зиций. Тогда оно встретит сочувствие. (Д. Лихачев.)

    213*. На основе теоретических сведений («Устное выступление») и текста упражнения 212 подготовьте два выступления: а) «Языковые и композиционные особенности устного публичного выступления»; б) «Как подготовиться к устному выступлению».

    214. Прочитайте рассказ И. Андроникова (см. стр. 162). Какие вы сделаете для себя выводы о мастерстве рассказчика? Что помогает овладеть таким мастерством? Напишите об этом.

    Известно, что в XVIII веке дивил всех своими «устными рассказами» Денис Иванович Фонвизин. Автор «Недоросля» смешно и похоже изображал Сумарокова. И, как пишет в биографии Фонвизина II. А. Вяземский, «забавляя вельможу (Потемкина), передражнивал он пред ним своего начальника и покровителя», ибо «имел дар пере- дражнивания, представлял в лицах и начальника своего - шутка невинная!».

    В России XIX века чудесными рассказчиками слыли Гоголь, Тургенев, Григорович, Писемский. Но все же это были писатели, главный мед сносившие в литературный улей. Устный рассказ был для них гимнастикой воображения и наблюдательности, пробой, этюдом и, если закреплялся на бумаге, в ту же минуту прекращал существовать как звучащее слово.

    Жанр устного рассказа с точной мерой импровизации и сюжета бережней хранили и культивировали, пожалуй, актеры старого Малого театра. Это не были монологи, сцены, какие исполнялись ими с подмостков. Устный рассказ, рассказ «из жизни» - бытовой, автобиографический или пародийный, возникал в минуту отдыха, за кулисами, на вечеринке, в гостях. Поразительным рассказчиком в московских гостиных слыл Михайло Семенович Щепкин. Пров Садовский с мрачной серьезностью, но так, что вокруг все «животики надрывали», воспроизводил монолог замоскворецкого купца о Наполеондере Бонопарте и «республике Франс»: как Наполеондер хотел под ноготок всю Европию забрать, а оказался на острове святой Алены, где ни неба, ни земли, ни воды, - одна зыбь поднебесная и часовой ходит...

    Прославился в этом жанре Иван Федорович Горбунов, автор записанных потом сценок «Травиата», «Воздухоплаватель», «У пушки», создатель легендарного образа отставного генерала Дитятина, имевшего по всякому поводу жизни и политики свое чрезвычайное мнение и высказывавшего его с величавым апломбом под дружный смех присутствующих.

    Большой популярностью пользовались устные выступления со сцены И. Л. Андроникова - о писателях, артистах, ученых. Многие из его устных выступлений записаны и опубликованы.


    ИСТОРИЯ ЭТОГО РАССКАЗА

    Это первая попытка перевести в буквы рассказ, который долгие годы существует только в устной моей передаче и входит в число самых для меня важных «устных рассказов». Но...

    Бумага способна закрепить текст. И бессильна передать самый «спектакль», игру - тембр голоса, манеру произношения, «поведения лица», жесты, «мизансцены», а главное, интонации. И тем самым интонационный подтекст.

    Что касается обеда, о котором рассказ, то тут соединились впечатления от многих встреч с Алексеем Николаевичем Толстым и от единственной с Василием Ивановичем Качаловым (потом-то, когда я уже исполнял этот рассказ публично, я не раз видел В. И. Качалова). Но в ту, раннюю пору недостаточность впечатлений восполняла память о спектаклях с Качаловым, которые я видел по два и даже по три раза.

    Надо ли говорить, что рассказу предшествовало множество интонационных «эскизов», долгие, почти непроизвольные поиски интонаций, тембров, психологических наблюдений, вхождений в образ, за которыми можно было бы угадать «строение характера». <...>

    Алексея Николаевича Толстого я знал в продолжение двадцати лет, в различные периоды его жизни и в самых различных обстоятельствах... <...>

    Вскоре в кругу друзей, а потом и перед широким кругом знакомых я начал воспроизводить с преувеличением характер его речи, суждения, шутки, и говоренное им, и не говоренное им никогда, но в его духе. А потом мог в его образе, его голосом, в его манере импровизировать с ходу, без затруднений, потому что в эти минуты я больше был им и гораздо меньше собой.

    Как-то зашли к нему соседи... По просьбе «публики» я показал Толстого и Маршака. От Алексея Толстого перешли к Льву Толстому, заговорили о спектакле «Воскресение» во МХАТе, о том, как исполняет роль «От автора» Василий Иванович Качалов. Я стал показывать, как Качалов читает, и упомянул про обед у Толстого. Шварц (драматург) потребовал, чтобы я показал все по порядку и в лицах. (Он часто заставлял меня вводить в оборот новые, еще не опробованные сюжеты.) Тут он сказал:

    Сейчас же расскажи, как он приехал, как встретил его Толстой...
    Я удивился:
    - У меня такого рассказа нет.
    - Нет, так будет.
    - Я даже не знаю, с чего начать.
    - А ты начни, и начнется.
    - Сперва они разговаривали в передней...
    - Так иди в переднюю и начинай.
    Я вышел и голосом Толстого позвал:
    - Туся, Вася Качалов приехал!..

    И рассказал все без запинки - примерно то, что вы уже знаете. Закончил цокотом лошадиных подков, изобразив это цоканье языком. С детства я цокал, изображая бег лошади, но не знал, к чему применить эти звуки. Наконец применение нашлось.

    Когда я умолк, Шварц с хохотом стал при мне разбирать и пересказывать эту историю.

    С тех пор я исполнял эту историю постоянно. 4 В клубах интеллигенции. 4 В гостях. 4 В концертах. В войсках Калининского фронта. На Южном фронте. В партизанском отряде на Смоленской земле. Как и в других моих устных рассказах, текст каждый раз изменялся, применительно к аудитории, к ее представлениям. И каждый раз словесное наполнение и степень сходства диктовались чувством такта по отношению к теме, к аудитории и, естественно, к изображаемым мною лицам. Но, несмотря на порою лихие трансформации текста, сложившаяся конструкция оставалась. И многие части текста сохраняются до сих пор.

    Вначале я исполнял этот рассказ в редакциях, в кулуарах Ленинградской Публичной библиотеки, в Пушкинском Доме, в гостях. В Москве начал исполнять на своих вечерах. Наконец и Толстой увидел себя. 4 И себя - Качалов. 4 Потом вместе с Алексеем Николаевичем Толстым я приехал к Алексею Максимовичу Горькому. И так случилось, что Горький попросил повторить этот рассказ еще и еще раз для вновь прибывавших к нему гостей. А через две недели мне снова посчастливилось в четвертый раз исполнить его перед Горьким. И Толстой ободрял меня своим доброжелательным смехом. Горький же не только одобрил рассказы, но заметил при этом импровизационные различия в тексте. Потом я не раз исполнял эту историю в доме Алексея Николаевича Толстого для гостей. Потом...

    Потом это превратилось в воспоминание.

    С ходом времени смешное улавливается все меньше. Да и сам рассказ стал строже - по исполнению. В 1946 году я записал его на магнитную ленту. Затем отрывок из него вошел в телевизионный фильм. И вот, наконец, первая попытка положить этот текст на бумагу. Судить о том, что из этого получилось, - не мне.

    Проанализируйте синтаксис рассказа И. Андроникова: какие предложения в нем преобладают, как они оформляются интонационно, как это связано со знаками препинания? Обратите внимание на виды придаточных предложений и на предложения с однородными членами, на использование причастных и деепричастных оборотов. Какова их роль в этом тексте?

    215*. Учитесь импровизировать, т. е. составлять устный рассказ без предварительной подготовки: а) на фантастическую или сказочную тему (с описанием внешности действующих лиц); б) воспроизводя хорошо знакомые вам бытовые сцены, сцены из школьной жизни; в) по сюжетам теле- и кинофильмов, спектаклей, художественных произведений. Старайтесь войти в роль изображаемого персонажа, запомнить ход событий и вместе с тем постоянно варьировать словесное оформление, смысловые оттенки реплик, обрисовку характерных деталей. Одну из таких импровизаций исполните в классе, на уроке.
    216. Что вам чаще всего вспоминается, когда вы надолго отлучаетесь из своего дома? Расскажите о деталях, которые особенно ярко вспоминаются.

    Расскажите так, чтобы слушатели (или читатели) вам поверили, вместе с вами почувствовали красоту и значимость того, что волнует вашу душу, хотя оно, может быть, совсем обычное, простое, неприметное для постороннего глаза (дерево, ручеек, заветная дорожка, переулок, любимое занятие дома, знакомые, родные лица). Озаглавьте свой текст так, чтобы его название и содержание отражали основную мысль. После устного воспроизведения запишите его.

    217*. Знаете ли вы лично хорошего рассказчика? Попробуйте передать письменно один из его рассказов, сохраняя стиль и образные выражения речи (сначала устно, потом письменно).

    218. Спишите и прокомментируйте каждую из пословиц: как она характеризует устную речь? Расскажите о содержащихся в пословицах орфографических и пунктуационных трудностях, предварительно сгруппировав их.

    1. Нач..л с кувшина конч..л о бочке. 2. В огород.. буз..на а в Киеве дядька. 3. Много слов много ог..ворок. 4. Серде..ное слово до сер(?)ца доход..т. 5. Слова жемчуг но когда их много они теряют цену. 6. Слово с..р..бро молчание золото. 7. Слово не в..р..бей вылет..т не пойма..шь. 8. Слово молв..т е..л..вей поет.
    219. Спишите текст. Как вы расцениваете выраженные в нем мысли о добре и глупости? Подготовьте устное выступление о своем понимании взаимосвязи и соотношении этих двух свойств человеческой души, их восприятии разными людьми.

    Добро (не)мож..т быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп ибо он бескорыстен и не преследует выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда когда он явно (не)мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым то(есть) (не)добрым. Повторяю истинно добрый поступок не может быть глуп он (вне)оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. (Д. Лихачев.)

    Доклад - наиболее сложная и ответственная фор- ма устных выступлений, отличающаяся полнотой раскрытия темы и законченностью.
    В докладе, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис (основное положение), который надо раскрыть, доказать, и тезисы частные. Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше, при рассказе об устном выступлении. Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои особенности.

    1. Доклад тщательно готовится заранее, кратко, в виде тезисов формулируется каждое его положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказательства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.

    2. Выступление строится с учетом главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе. От того, как присутствующие относятся к вашей идее, к вашим мыслям, во многом зависит ход всего доклада, его построение: ясным становится, какой аспект надо усилить, какой проиллюстрировать примерами, обосновать авторитетными ссылками, а какой можно не развертывать или совсем опустить.

    3. «Для успеха речи важно течение мысли лектора, - писал А. Кони. - Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо так построить речь, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., чтобы был естественный переход от одного к другому».

    4. Доклад выигрывает, если перед слушателями ставятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями. Опытные докладчики успешно используют прием аналогии, активизирующий внимание аудитории: приводят похожие факты, решения из области знаний, которая для слушателей ближе, понятнее, а потом переходят к основной сути своего сообщения.

    5. Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняшние заботы и тревоги, перспективы и ожидания.

    1. доказывают истинность высказанного положения;
    2. иллюстрируют высказанную мысль. Какие из этих цитат выделены кавычками (без абзаца), а какие - абзацем (без кавычек)?

    Назовите в комментирующей части глаголы и относящиеся к ним слова, указывающие на характер речи.

    «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» - так трогательно обращался Пушкин к своей няне. Неграмотная крепостная крестьянка Арина Родионовна много лет прожила в семье Пушкиных, вынянчила их детей. Особенно она привязалась к Александру. Мальчик очень любил сказки, которые няня каждый вечер ему рассказывала. Песни, поговорки, легенды - всё хранила её прекрасная память.

        Наша ветхая лачужка
        И печальна, и темна.
        Что же ты, моя старушка,
        Приумолкла у окна?

    Как и в детстве, поэт просил няню:

        Спой мне песню, как синица
        Тихо за морем жила,
        Спой мне песню, как девица
        За водой поутру шла...

    В своём стихотворении, посвящённом Михайловскому (1835), поэт с грустью вспоминал умершую уже няню:

        Вот опальный домик,
        Где жил я с бедной нянею моей.
        Уже старушки нет...

        (Е. Фрейдель)

    422. Найдите цитаты. Какие из них сливаются с авторским текстом в одно предложение? Укажите диалог. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выполните самопроверку.

    К. Паустовский в повести «Золотая роза» вспом..нает о том, как однажды знакомый писатель пр..нёс в редакцию газеты «Моряк» свой ра..сказ, «раздёрга(н, нн)ый, спута(н, нн)ый, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Все прочли этот ра..сказ и смутились: печатать «его в таком (не)брежном виде было нельзя...» Корректор взял рукопись и поклялся, что, работая над ней, он (не)выбросит и (не)впишет (ни)одного слова. «На следующее утро, - вспоминает К. Паустовский, - я прочёл ра..сказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомка(н, нн)ости и словесного разброда (не)осталось и тени. При этом действительно (не)было выброше(н, нн)о или прибавлено (н..)одного слова.

    Это чудо! - сказал я. - Как Вы это сделали?

    Да просто ра..ставил правильно все знаки препинания, особенно тщательно я ра..ставил точки. И абзацы. Это великая вещь...»

    К. Паустовский так говорил о роли знаков препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

    423. Прочитайте. Выделите чужую речь (крылатые слова) в рассказе друга. Согласны ли вы с оценкой, данной матерью?

    Мой друг рассказывает:

    «Я провёл эти каникулы, представь себе, на Гавайских островах. Всё было прекрасно: ласковое солнце, роскошные растения. И купайся хоть круглые сутки. Но как мне было приятно вернуться домой! «И дым отечества нам сладок и приятен». И я с удовольствием хожу по асфальту, шлёпаю по лужам и ловлю лучи не очень ласкового солнца».

    Моя мама сказала: «Твой друг не только любит свою родину, но ещё хорошо говорит. Как к месту он вспомнил грибоедовские слова, сумел легко и уместно включить их в свой рассказ!»

    В. Белинский говорил о Пушкине: «Заметим ещё его удивительную способность делать поэтическими самые прозаические предметы».

    Ещё В. Белинский отметил у Пушкина «удивительную способность делать поэтическими самые прозаические предметы».

    424. Определите основную мысль цитаты и введите её в текст двумя способами:

    1) как прямую речь; 2) как часть предложения.

    Образец . «Его зима облита блеском роскошной поэзии» (В. Белинский). 1) Говоря о стихах Пушкина, посвящённых природе, В. Белинский так писал о мастерстве поэта: «Его зима облита блеском роскошной поэзии». 2) Зима в стихотворениях Пушкина, по словам В. Белинского, «облита блеском роскошной поэзии».

    Запишите темы сочинений, в которых можно использовать приведённые выше цитаты.

    1. «Поэзия Пушкина уд..вительно верна русской действительности, изобр..жает ли она русскую природу или характеры». (В. Белинский) 2. «Придёт время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник». (В. Белинский) 3. «„Капитанская дочка“ - нечто вроде „Онегина“ в прозе. Поэт изобр..жает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, ист..не содержания и мастерству изл..жения - чудо совершенства». (В. Белинский)

    425. Включите в текст предложения с цитатами, используя разные глаголы в комментирующей части предложения. Сократите в случае необходимости цитируемый материал. Пропуск в цитате обозначается многоточием, например:

    Цитата

    Текст

    В языке человека проявляются многие особенности его характера.

    Доброта и неиссякаемая любовь к миру проявляются не только в поступках бабушки, но и в её речи, насыщенной ласковыми словами и выражениями.

    Дед, в противоположность бабушке, груб, зол и жесток... В его речи очень мало ласкательной лексики, зато много грубых выражений, язвительных насмешек.

    Особенности речи Акулины Ивановны Горький характеризует описательно.

    Обозначение пропуска

    «Что, дитятко? <...> Пошалить охота?»

    Материалы для цитирования

    «Язык, которым говорит человек, - это ключ к его характеру».

    (К. Станиславский)

    «Что ты, свет, что ты, сударь, Григорий Иванович?»

    «Что, дитятко? Что, котёнок? Пошалить охота?»

    «Что, ведьма, народила зверья?» «Сколько я тебя, дубовая голова, учил, как надобно молиться».

    «Она говорила весело, ласково, складно». «Говорила она как-то особенно, выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные».

    426. Укажите, в каких приведённых ниже отрывках из ученических сочинений цитаты: 1) не нужны, так как совершенно не подтверждают высказанную мысль или не дополняют её; 2) слишком велики и их можно сократить; 3) приведены неточно и их необходимо уточнить. Выпишите на каждый случай по одному примеру, внеся необходимые исправления.

    Объясните постановку тире в цитате из «Песни о Соколе» (исправив предварительно эту цитату).

    Валек и Маруся жили очень бедно. У них даже не было собственного дома. Им преходилось ютит(?)ся в страшном каме(н, нн)ом подземелье, куда совсем не прон..кали лучи солнца, серые своды давили. Васе очень не понравилось в подземелье. В. Г. Короленко пишет: «Точно давят эти серые своды». 1. Остап и Андрий - дети одного отца, получили одинаковое воспитание. Остап из бурсы «в первый же год бежал», а Андрий «учился охотнее и без напряжения». 2. Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых - вот смысл жизни!»

    3. Во время казни отец Вареньки, «с белыми... подвитыми усами, белыми же, подведё(н, нн)ыми к усам бакенбардами и с зачёса(н, нн)ыми вперёд височками», шёл (не)отставая от того, кого наказывали, шёл «твёрдой подрагивающей походкой», «со своим румя(н, нн)ым лицом и белыми усами и бакенбардами».

    427. Запишите текст. Обратите внимание на способы цитирования. Выполните пунктуационный анализ текста. Разберите предложения с прямой речью.

    «Природа, - утверждал Михаил Пришвин, - есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».

    А природа - это часть Родины. Общение с природой возвышает человека нравственно, воспитывает чувство прекрасного; она учит думать, мыслить образами, красками, звуками.

        О край разливов грозных
        И тихих вешних сил,
        Здесь по заре и звёздам
        Я школу проходил.

    В этой школе природы Есенин был учеником прилежным и неутомимым.

    (С. Кошечкин)

    428. Подготовьте устное сообщение на тему «О требованиях к устному выступлению».

    План

    1. Содержательность, ясность высказывания.
    2. Убедительность, доказательность выступления.
    3. Выразительность речи.
    4. К устным выступлениям нужно готовиться.

    Используйте цитаты (если это вам потребуется), предварительно сгруппируйте их в соответствии с пунктами плана. Как вы понимаете выделенное слово?

    1. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. (Пословица) 2. Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь. (Пословица) 3. Раз речь не ясна, она не достигнет цели. (Аристотель) 4. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Белинский) 5. Никогда не выступай, не подготовившись к теме. Посмотри материалы по данному вопросу в газете, брошюре, книге. 6. Достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими. (Цицерон)

    7. Зная заранее, о чём ты хочешь сказать, надо говорить свободно <...> и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. (И. Андроников)

    Синтаксический разбор предложений с чужой речью

    Образец разбора

    Устный разбор

    Это предложение повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей: комментирующей (Всем известны слова И. Крылова ) и части, в которой буквально, точно воспроизводится чужая речь (У сильного всегда бессильный виноват ). Первая часть произносится с предупредительной интонацией. Вторая - спокойно, убедительно.

    Письменный разбор

    Повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей. Первая часть - комментирующая; вторая передаёт чужую речь.

    Пунктуационный разбор предложений с чужой речью

    Всем известны слова И. Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват».

    Устный разбор

    В конце предложения стоит знак завершения - точка. Чужая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы («У сильного всегда бессильный виноват» ). Комментирующая часть стоит перед чужой речью, и после неё ставится двоеточие.

    Письменный разбор

    429. Разберите устно и письменно по два предложения.

    1. Как писал поэт: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». 2. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», - часто вспоминаем мы слова великого баснописца. 3. «Ай, Моська, знать, она сильна, - тут же мы делаем паузу и продолжаем, - что лает на слона». 4. «А Васька слушает да ест», - заканчивает оратор своё выступление с критикой.

    Повторение

    Контрольные вопросы

    1. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если комментирующая часть стоит в середине прямой речи?
    2. В каких случаях второй отрезок прямой речи пишется с большой буквы?
    3. Что такое цитата? Как она оформляется?
    4. Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью?
    5. Всегда ли прямая речь заключается в кавычки?
    6. В какой речи - научной или художественной - чаще употребляются цитаты, а в какой - диалог?
    Передать чужую речь можно по-разному.

    430. Прочитайте предложения, данные слева.

    Ответьте на вопросы, поставленные к каждому из предложений.

    1. Коля с радостью сказал: «Витя, я уже слышал о победном выигрыше твоей команды со счётом 2: 0. Поздравляю тебя и всю твою команду!»

    2. Коля сказал, что он уже слышал о победном выигрыше - со счётом 2:0 - Витиной команды и поздравляет всех.

    3. Коля передал сообщение о выигрыше команды Вити со счётом 2: 0.

    4. Как сообщили Коле (по словам Коли), Витина команда выиграла со счётом 2: 0.

    5. Коля был в восторге. Витина команда должна была выиграть. 2:0 - серьёзная победа. Но как эти ребята серьёзно тренировались! Чего стоит один вратарь! Ни одного мяча не пропустил! Замечательная команда!

    1, 2. Эти способы передачи чужой речи вы уже знаете. Чем они различаются? (Обратите внимание на выделенные слова.)

    3. Это простое предложение. Какие слова помогают нам понять, что в этом предложении есть чужая речь?

    4. Какие вводные словосочетания и вводные предложения указывают на источник сообщения?

    5. Выделяется ли кавычками то, что думает про себя Коля? Это как бы разговор с самим собой - внутренний монолог.

    Когда, в каких случаях уместно использовать один из этих способов передачи чужой речи?

    Подсказка:

    • если важно сохранить все особенности чужой речи, которые характеризуют состояние, характер, чувства говорящего;
    • если нужно указать на источник передаваемой информации;
    • если нужно кратко передать главное в сообщении (например, в кратких новостях по школьному радио);
    • если нужно передать внутреннюю речь того, кто говорит как бы сам с собой, размышляет, выражает своё отношение к лицам или событиям.

    Какие из этих способов чаще используются в произведениях писателей; в начале информационных новостей (при характеристике главных тем); при изложении самых различных речей и т. д.?

    431. Что обозначают эти сочетания знаков? Подберите и запишите примеры к каждому случаю сочетания знаков препинания.

    432. Познакомьтесь с мыслями о культуре из книги Михаила Александровича Ульянова - актёра театра и кино, режиссёра, сценариста. Найдите фрагмент текста, в котором отражена главная мысль. Обсудите содержание текста с родителями, друзьями, одноклассниками.

    Культура... Говоря о культуре, стоит заметить, что это не просто начитанность, знание текстов, фактов, картин, музыкальных произведений и т. д. Говоря «культура», я имею в виду не культуру начитанности, не наслышанности музыкой, не навиданности изобразительным искусством - это всё лишь части культуры, если можно так выразиться, её надстройки, а собственно культуру, базу её - умение жить, не мешая другим, умение приносить пользу, не требуя за то лавровых венков, способность делать своими чужие радости и беды. Это умение свой век прожить разумно, не наказав никого, не испортив никому жизнь, - вот что такое, мне кажется, культура, её личностная основа. И наверное, это ещё следование традициям, законам, вере. <...>

    Настоящая культура воспитывает не манеру поведения, а манеру жизни, манеру воспринимать мир как целое, в котором твоё «я» лишь часть. Но эта малая часть - единица значимая, и ответственная, не безразличная ни для тебя самого, ни для общества в целом. Только такое ощущение себя в мире образует личность с чувством собственного достоинства. <...>

    Выпишите, используя данное начало, ту часть из вышеуказанного текста М. Ульянова, в которой рассказывается о толерантном (уважительном, терпимом) отношении к миру.

    Культура - это умение жить...
    Настоящая культура воспитывает...
    Только такое ощущение себя в мире образует личность с чувством собственного достоинства...

    Задание 1.

    Замените слова и словосочетания клишированными построениями. Например: запрет на выезд – подписка о невыезде.

    Рассказать о случившемся.

    Дать показания

    Пьяный.

    Лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения

    Побои.

    Нанесение телесных повреждений

    С целью хулиганства.

    С целью нарушения общественного порядка

    Вещи, свидетельствующие о виновности.

    Вещественные доказательства

    Договоренность преступников.

    Сговор

    Хулиганить в общественном месте.

    Нарушать общественный порядок

    Сознаться в преступлении.

    Дать признательные показания

    Дать оценку действиям.

    Квалифицировать действия

    Быть в заключении.

    Находиться в местах лишения свободы

    Место, где пишут приговор.

    Судебное заседание

    Осудить.

    Вынести приговор

    Принудительное отобрание имущества осужденного.

    Конфискация имущества

    Задание 2

    Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

    Большую заслугу предварительному следствию оказали показания Пятигорского.

    Во время драки ему были нанесены множественные телесные повреждения . Обвиняемый сознался под тяжестью улики .

    Учитывая, что машина ГАЗ-51 имеет большое значение для расследования преступления, сведения о ней необходимо приобщить к уголовному делу.

    Следователь вынужден принять необходимые меры для скорейшего расследования преступления.

    Дугин грубо оскорбилпотерпевшую , после чего запачкал ее новый костюм из бутылки вина.

    Ответчик плохо относится к работе.

    Иванова не выполнила свои трудовые обязанности .

    Кроме признательных показаний подсудимого, его вина установлена свидетелями Семеновой, Ивановой.

    Будучи нетрезвым, он без определенных причин , из хулиганских побуждений нанес соседу телесные повреждения.

    Родители моего подзащитного достаточно бедны, не могут обеспечить сына.

    В представленных предприятиями области документах разработаны меры по борьбе с преступностью.

    Ответчик отправлен в народный суд.

    Нож в ходе следствия не был найден .

    Оскорбляя честь и достоинство истца , ответчица одновременно оскорбляла и других соседей.

    Директор издал два приказа.

    После избиения Антонова Сычук и Власова сели в такси и попросили шофера отвезти их в Покровку за водкой .

    В преступлениях я не участвовал.

    Если она, скажем, допустим, не могла слышать шум, который имел место в купе, но шум, когда человек выходит из купе, она, наверное, бы слышала .

    Протоколом осмотра было установлено место происшествия .

    Из-за действий экипажа самолета произошло авиапроисшествие .

    Я верю в возможность изменения личности моего подзащитного.

    В результате разбойных действий Глухов похитил сервиз.

    Наличие совокупности небрежного, неосторожного умысла в действиях подсудимого суд считает доказанным .

    Жердин нанес неизвестному телесные повреждения на лице .

    Эти показания противоречат показаниям тех людей, в компании с которыми находился Шариков.

    Каримов сопровождал рукоприкладство нецензурными выражениями .

    Задание 3

    Среди приведенных ниже фамилий выберите те, которые никогда не склоняются. Сгруппируйте фамилии в соответствии с классификацией, данной на лекции.

    Абрамчик, Авсиевич, Ария, Ашомко, Барабаш, Бауэр, Бахман, Бенгель, Бирих, Богданович, Бойко, Бонч-Бруевич, Борбат, Борзых, Борисяк, Бохан, Бру, Будкевич, Вайнерман, Васильченко, Вебер, Ведюк, Вовк, Вигуль, Воробей, Воробович, Вульф, Газенбуш, Галак, Гарбер, Гартнер, Лобети, Гоголь, Голик, Головач, Горелик, Горенштейн, Гофланд, Граудиня, Гречко, Гречуха, Гринь, Гузь, Гутман, Дагау, Докай.

    Не склоняются:

    Ашомко, Бойко, Борзых, Бру, Васильченко, Лобети, Граудиня, Гречко, Дагау, Докай.

    Задание 4.

    Употребите названные выше фамилии со словами: два, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра.

    Два Абрамчика

    Двое Абрамчиков

    Оба брата Абрамчика

    Супруги Абрамчики

    Муж и жена Абрамчик

    С естры Абрамчики

    Брат и сестра Абрамчики

    Два Авсиевича

    Двое Авсиевичей

    Оба брата Авсиевич

    Супруги Авсиевич

    Муж и жена Авсиевич

    С естры Авсиевич

    Брат и сестра Авсиевич

    Два Ария

    Двое Ария

    Оба брата Арии

    Супруги Ария

    Муж и жена Ария

    С естры Ария

    Брат и сестра Ария

    Два Ашомко

    Двое Ашомко

    Оба брата Ашомко

    Супруги Ашомко

    Муж и жена Ашомко

    С естры Ашомко

    Брат и сестра Ашомко

    Два Барабаша

    Двое Барабашей

    Оба брата Барабаша

    Супруги Барабаши

    Муж и жена Барабаш

    С естры Барабаши

    Брат и сестра Барабаш

    Задание 5.

    Замените местоимения, где это необходимо, существительными.

    1. Петров вспомнил о разговоре с Ливиченко, обратился к нему, и Ливиченко сказал, чтобы приходил и устраивался. 2. Поскольку СМУ-6 обеспечивало их транспортом недостаточно, Кольцов ранее обещал Иванову устроить его шофером в Норильске, то Кольцов попросил Бортникова переговорить по этому вопросу с начальником АТУ ТЭС, тот переговорил, а Кольцов затем пошел в отдел кадров и помог Иванову устроиться шофером. 3. В тот же день колхозные и хозяйские коровы начали колоться, из-за этого между Ивановыми произошел скандал. В результате скандала Быкины стащили их с лошадей и немного потрясли за одежду. 4. Как в дальнейшем оказалось, ножом водителю угрожал гр-н Плецкевич, a Михайлов приезжал к своей бывшей жене, но во время его приезда Плецкевич уже уехал к себе в общежитие по ул. Коммунальная. К приезду Михайлова в общежитие Плецкевич пьяный спал.