• Поэзия 19 века о родине. Стихи о родной природе поэтов XIX века. Произведения о Родине и родной природе

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Русские поэты 19 века о Родине, о родной природе

    Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

    Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.

    Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!" Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..

    Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)

    Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!

    Иван Саввич Никитин (1824 -1861)

    Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт; По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!

    Ф.И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…» Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...


    На уроке учащиеся рассмотрят вопрос о взгляде искусства на природу (живопись, музыка, литература); прочитают стихотворения поэтов ХІХ столетия о природе (Ф.И. Тютчев, В.А. Жуковский, А.А. Фет, А.К. Толстой); проведут исследование средств художественной выразительности, которыми поэты пользуются как художники, создавая пейзажное поэтическое полотно.

    Тема: Край ты мой, родимый край!

    Урок: Стихи о родной природе русских поэтов ХІХ века

    Природа - это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.

    Рис. 1. Опушка леса. Худ. И. Левитан ()

    Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы (рис. 1).

    Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

    От слова «пейзаж » произошло название жанра лирики - пейзажная . Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.

    Рис. 2. Фёдор Иванович Тютчев ()

    Федор Иванович Тютчев (1803-1873) (рис. 2)

    Его по праву считают певцом природы. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа - такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек.

    «В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык», - писал поэт.

    В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи - первые вестники весны - оповещают о приходе праздника пробуждения природы (рис. 3).

    Рис. 3. Большая вода. Худ. И. Левитан ()

    Весенние воды

    Еще в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят-

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут и блещут и гласят...

    Они гласят во все концы:

    "Весна идет, весна идет!

    Мы молодой Весны гонцы,

    Она нас выслала вперед!"

    Весна идет, весна идет,

    И тихих, теплых майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней!..

    Читая стихотворение, мы слышим звуки природы. Воды бегут, будят сонный брег, гласят: «Весна идёт, весна идёт!»

    В последних строчках образ хоровода вызывает ассоциацию с народным праздником.

    Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

    В пейзажной лирике аллитерация имеет огромное значение, так как с ее помощью можно передать звуки природы. Вот, например, как Тютчев описывает грозу:

    Весенняя гроза

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    Рис. 4. Василий Андреевич Жуковский ()

    Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

    По-своему изобразил приход весны В.А. Жуковский (рис. 4).

    Эле́гия (греч. elegeia, от elegos - жалобная песня) - вид лирики, в котором описывается идеальный пейзаж или рассуждение лирического героя о смысле жизни.

    Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма. В России родоначальником элегий был В.А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй - навеянное пейзажами рассуждение.

    Приход весны

    Зелень нивы, рощи лепет,

    В небе жаворонка трепет,

    Теплый дождь, сверканье вод,-

    Вас назвавши, что прибавить?

    Чем иным тебя прославить,

    Жизнь души, весны приход?

    В нескольких строчках простыми словами Жуковский создал восхитительную картину весенней природы. Мы увидели поля и рощи, покрытые молодой зеленью. Услышали пение птиц. А главное - почувствовали прилив сил и радости. Поэт сравнивает приход весны с жизнью души. Душа человека оживает весной вместе с природой.

    Рис. 5. Афанасий Афанасьевич Фет ()

    Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

    Не менее вдохновенно, но опять же по-своему, пишет о весне Афанасий Фет (рис. 5).

    Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А.А. Фета составляет пейзажная лирика. Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

    В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.

    Поэт, словно художник, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектом света и движением.

    Рис. 6. Голубая весна. Худ. В. Бакшеев ()

    Это утро, радость эта,

    Эта мощь и дня и света,

    Этот синий свод,

    Этот крик и вереницы,

    Эти стаи, эти птицы,

    Этот говор вод,

    Эти ивы и березы,

    Эти капли - эти слезы,

    Этот пух - не лист,

    Эти горы, эти долы,

    Эти мошки, эти пчелы,

    Этот зык и свист,

    Эти зори без затменья,

    Этот вздох ночной селенья,

    Эта ночь без сна,

    Эта мгла и жар постели,

    Эта дробь и эти трели,

    Это всё - весна.

    Обратите внимание на то, что в тексте данного стихотворения нет ни одного глагола . Однако это не мешает автору передать звуки, запахи природы, движение весны. Мы видим стаи птиц, возвращающиеся с юга. Слышим их приветственные крики. Мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье. Мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел. Мир полон звуков и движения. А еще для поэта весна - пора любви. И вся ночь проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и прекрасном.

    Предложения, в которых нет сказуемого, называются назывными, и Фет мастерски использует их в своей пейзажной лирике:

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица.

    В дымных тучах пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря…

    Л.Н. Толстой сказал об этом стихотворении так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина». Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывают на предметы, явления, которые волнуют поэта. С их помощью писатели, поэты лаконично и точно рисуют время и место действия, обстановку, пейзаж.

    Рис. 7. Алексей Константинович Толстой ()

    Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

    Для многих поэтов тема природы неразрывно связана с темой родины. Как в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край! »

    А. К. Толстой (рис. 7) - поэт, прозаик, драматург ХІХ века. Он родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (в Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

    Край ты мой, родимый край,

    Конский бег на воле,

    Гой ты, родина моя!

    Гой ты, бор дремучий!

    Свист полночный соловья,

    Ветер, степь да тучи!

    Обратите внимание, сколько широты и простора в словах этого стихотворения.

    Ассонанс [фр. assonance букв. созвучие] - Прием звуковой выразительности: повтор гласных или групп гласных в художественном (обычно поэтическом) тексте.

    С помощью гласных Толстой создает ощущение, будто стоишь среди этих просторов и дышишь всей грудью, и радостно кричишь вдаль: «Гой, ты, родина моя!»

    А.К. Толстому приходилось часто бывать вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «». Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов:

    Благовест - от слов благая (добрая) весть - колокольный звон перед церковной службой.

    Благостный - умиротворяющий, несущий благо.

    Каяться - исповедоваться в грехах.

    Отрекаюсь - отказываюсь.

    Рис. 8. Благовест ()

    Среди дубравы

    Блестит крестами

    Храм пятиглавый

    С колоколами.

    Их звон призывный

    Через могилы

    Гудит так дивно

    И так уныло!

    К себе он тянет

    Неодолимо,

    Зовёт и манит

    Он в край родимый,

    Молюсь и каюсь я,

    И плачу снова,

    И отрекаюсь я,

    От дела злого;

    Далеко странствуя

    Мечтой чудесною,

    Через пространства я,

    Лечу небесные,

    И сердце радостно

    Дрожит и тает,

    Пока звон благостный

    Не замирает…

    Колокольный звон пробуждает у лирического героя образ родного края. Где бы ни был герой, когда он слышит этот звон, он всегда вспоминает родину.

    Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Именно поэтому Ф.И. Тютчев так писал о России, о любви к ней:

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.

    1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
    2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
    3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
    4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
    5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
    6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
    7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
    8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
    1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
    2. Словари. Литературные термины и понятия ().
    3. Толковый словарь русского языка ().
    4. Ф. И. Тютчев. Биография и творчество ().
    5. В. А. Жуковский. Биография и творчество ().
    6. А. А. Фет. Биография и творчество ().
    7. А. К. Толстой ().
    1. Вспомните, какие средства художественной выразительности вы знаете. Дайте определение понятиям: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение (в случае затруднения см. словарь литературных терминов).
    2. Найдите в стихотворениях, которые рассматривались на уроке, примеры олицетворения. Какую роль олицетворение играет в пейзажной лирике?

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Зима – чудесное, волшебное, удивительное время года. Мы любуемся снегом, похожим на мягкое, пушистое покрывало, посеребренными деревьями, неповторимыми узорами на окнах, наслаждаемся морозным воздухом. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.

    4 слайд

    Описание слайда:

    И.Крайнова «Мягкая зима в лесу» Е. Балакшин «Зимние забавы» И.И.Шишкин «Зима в лесу»

    5 слайд

    Описание слайда:

    И.Ф.Анненский (1855-1909) Русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии Природа предстает в его поэзии в полутонах, переливах и тающих красках.

    6 слайд

    Описание слайда:

    «Зимний романс» Застыла тревожная ртуть, И ветер ночами несносен... Но, если ты слышал, забудь Скрипенье надломанных сосен! На черное глядя стекло, Один, за свечою угрюмой, Не думай о том, что прошло; Совсем, если можешь, не думай! Зима ведь не сдатся: тверда! Смириться бы, что ли... Пора же! Иль лира часов и тогда Над нами качалась не та же?

    7 слайд

    Описание слайда:

    Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по- разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!

    8 слайд

    Описание слайда:

    9 слайд

    Описание слайда:

    А.Н.Майков (1821-1897) Русский поэт, член-корресподент Петербургской АН. Миры природы и человека у Майкова слиты, едины. Характеристика природы становится чертой человека.

    10 слайд

    Описание слайда:

    «Весна! выставляется первая рама…» Весна! выставляется первая рама – И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон - даль голубая видна... И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!

    11 слайд

    Описание слайда:

    Н.П.Огарев (1813-1877) Русский поэт, публицист, революционер. Природа в его стихах полна загадок и непонятного величия. Но человек не теряется в ней, не чувствует себя ничтожным и жалким, напротив – грандиозность явлений природы возвышает его душу.

    12 слайд

    Описание слайда:

    «Весною» Брожу я по лесу тропою каменистой; Трепещут и блестят в ветвистой вышине Зеленые листы под влагою росистой, И сосен молодых дух свежий и смолистый В весеннем воздухе отрадно веет мне; Пчела жужжит, и ранний луч денницы Встречают песнями ликующие птицы. Схожу я к берегу на мшистый край стремнины, Смотрю - внизу река клокочет и шумит, За нею озимей спокойные равнины С их юной зеленью... Всё нежные картины! И столько счастливый и столько ясный вид, Что, весело смотря на все живое, Я чувствую в себе раздолье молодое.

    13 слайд

    Описание слайда:

    А.К.Толстой (1817-1875) Русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых. Член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1873 года. Родная природа, сопровождающая человека на всех стадиях его жизни, чуткая к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

    14 слайд

    Описание слайда:

    «Вот уж снег последний в поле тает…» Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет; Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет; Утром небо ясно и прозрачно, Ночью звезды светят так светло; Отчего ж в душе твоей так мрачно И зачем на сердце тяжело? Трудно жить тебе, мой друг, я знаю, И понятна мне твоя печаль: Отлетела б ты к родному краю И земной весны тебе не жаль... О пожди, пожди еще немного, Дай и мне уйти туда с тобой... Легче нам покажется дорога - Пролетим ее рука с рукой!..

    15 слайд

    Описание слайда:

    Лето- это время года, когда природа находится в буйстве своих красок: много зелени, трав, цветов, природа щедро одаривает нас дарами: ягоды, грибы, овощи и фрукты- всем этим мы можем насладиться только летом.

    16 слайд

    Описание слайда:

    17 слайд

    Описание слайда:

    И.З.Суриков (1841 – 1880) Талантливый поэт -самоучка. Считал, что вылечить человека от всех болезней (и душевных, и физических) может только природа с ее первозданной простотой.

    18 слайд

    Описание слайда:

    «После дождя» Гром отгремел, прошла гроза, - И в выси светло-голубой Прозрачней смотрят небеса, - И на смоченной мостовой Все громче грохот колеса. Открыты окна по домам - Весенний воздух свеж и чист; Куда ни взглянешь, тут и там Блестит дождем омытый лист. 1869

    19 слайд

    Описание слайда:

    П.А.Вяземский (1792-1878) Русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. В своих стихах философски осмыслял сходные моменты и явления в жизни человека и природы.

    20 слайд

    Описание слайда:

    «Берёза» Средь избранных дерев береза Не поэтически глядит; Но в ней - душе родная проза Живым наречьем говорит. Милей всех песней сладкозвучных От ближних радостная весть, Хоть пара слов собственноручных, Где сердцу много что прочесть. Почтовый фактор на чужбине Нам всем приятель дорогой; В лесу он про?сек, ключ в пустыне, Нам проводник в стране чужой. Из нас кто мог бы хладнокровно Завидеть русское клеймо? Нам здесь и ты, береза, словно От милой матери письмо.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Прошло лето, стало холоднее. Но начало осени тоже очень красиво. Ни один человек не сможет не заметить те чудеса,которые происходят с наступлением осени. Это чудесное время года привлекло внимание русских поэтов и художников. По – разному они видели и слышали осень. Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы. Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, стихи осеннего дождя. Грусть и тоска, радость и разочарование, всё переплетается в осеннем настроении. Слова в стихах об осени подчёркивают всю красоту русской природы и глубину русской поэзии.

    22 слайд

    Описание слайда:

    23 слайд

    Описание слайда:

    Н. И. Гнедич (1784-1833) Русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН. Переводил произведения Ф. Шиллера, Вольтера, У. Шекспира. В 1829 опубликовал перевод «Илиады» Гомера.

    24 слайд

    Описание слайда:

    «Осень» Дубравы пышные, где ваше одеянье? Где ваши прелести, о холмы и поля, Журчание ключей, цветов благоуханье? Где красота твоя, роскошная земля? Куда сокрылися певцов пернатых хоры, Живившие леса гармонией своей? Зачем оставили приют их мирных дней? И всё уныло вкруг - леса, долины, горы! Шумит порывный ветр между дерев нагих И, желтый лист крутя, далеко завевает, - Так всё проходит здесь, явление на миг: Так гордый сын земли цветет и исчезает! На крыльях времени безмолвного летят И старость и зима, гроза самой природы; Они, нещадные и быстрые, умчат, Как у весны цветы, у нас младые годы! Но что ж? крутитесь вы сей мрачною судьбой, Вы, коих низкие надежды и желанья Лишь пресмыкаются над бренною землей, И дух ваш заключат в гробах без упованья. Но кто за темный гроб с возвышенной душой, С святой надеждою взор ясный простирает, С презреньем тот на жизнь, на мрачный мир взирает И улыбается превратности земной. Весна украсить мир ужель не возвратится? И солнце пало ли на вечный свой закат? Нет! новым пурпуром восток воспламенится, И новою весной дубравы зашумят. А я останутся в ничтожность погруженный, Как всемогущий перст цветок животворит? Как червь, сей житель дня, от смерти пробужденный, На крыльях золотых вновь к жизни полетит! Сменяйтесь, времена, катитесь в вечность, годы! Но некогда весна несменная сойдет! Жив бог, жива душа! и, царь земной природы, Воскреснет человек: у бога мертвых нет!

    Описание слайда:

    «Отчизна» Природа скудная родимой стороны! Ты дорога душе моей печальной; Когда-то, в дни моей умчавшейся весны, Манил меня чужбины берег дальный... И пылкая мечта, бывало, предо мной Рисует всё блестящие картины: Я вижу свод небес прозрачно-голубой, Громадных гор зубчатые вершины... Облиты золотом полуденных лучей, Казалось, мирт, платаны и оливы Зовут меня под сень раскидистых ветвей, И розы мне кивают молчаливо... То были дни, когда о цели бытия Мой дух, среди житейских обольщений, Еще не помышлял... И, легкомыслен, я Лишь требовал у жизни наслаждений. Но быстро та пора исчезла без следа, И скорбь меня нежданно посетила... И многое, чему душа была чужда, Вдруг стало ей и дорого и мило. Покинул я тогда заветную мечту О стороне волшебной и далекой... И в родине моей узрел я красоту, Незримую для суетного ока... Поля изрытые, колосья желтых нив, Простор степей, безмолвно величавый; Весеннею порой широких рек разлив, Таинственно шумящие дубравы; Святая тишина убогих деревень, Где труженик, задавленный невзгодой, Молился небесам, чтоб новый, лучший день Над ним взошел - великий день свободы. Вас понял я тогда; и сердцу так близка Вдруг стала песнь моей страны родимой Звучала ль в песне той глубокая тоска, Иль слышался разгул неудержимый. Отчизна! не пленишь ничем ты чуждый взор. Но ты мила красой своей суровой Тому, кто сам рвался на волю и простор, Чей дух носил гнетущие оковы...

    28 слайд

    Описание слайда:

    Урок литературы в 5 классе. Учитель Савицкая Е.В.

    Тема: Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

    Тип урока: урок – путешествие.

    Цели урока:

      Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций

      Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся

      Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще.

    Оформление урока:

      Репродукции картин русских художников-пейзажистов

      Выставка рисунков и творческих работ учащихся

      Музыка «Времена года» П. И. Чайковского или Вивальди

      Оформленные столы групп времён года

      Стол жюри

    Подготовка к уроку, домашние задания.

    К уроку дети разделены на группы по временам года. Им дано задание представить своё время года.

    Каждой группе даётся задание:

    1. Подготовить выразительное чтение стихотворение стихотворения (Весна - «Весенние воды» Тютчева, лето - Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» или «Ласточки пропали...», осень - Пушкин «Осень» или любое другое, зима - Тютчев «Чародейкою зимою...»)

    3. Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть

    4. Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года

    Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.

    Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут

    Ход урока

    * Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»

    1.Вступительное слово учителя :

    У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по календарю. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать своё время года, украсили свои столы. Ваше выступление будет оценивать строгое и компетентное жюри: старшеклассники.

    Сейчас зима. (Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского). Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передал красоту родной природы русские художники. (Далее учитель ведёт экскурсию по импровизированной выставке (репродукции картин художников), задаёт вопросы классу)

    Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление.

    2. Выступление групп (представление своего времени года)

    Выступает группа «Зима»

    Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит соответствующая музыка Чайковского). А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.

    Выступает группа «Весна»

    А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать художник Шишкин.

    Выступает группа «Лето»

    Наконец мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Осень особенно любил Пушкин и посвятил ей множество своих стихов. Она вдохновляла поэта. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.

    Выступает группа «Осень»

    3.Заключительное слово учителя.

    Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными. Но всё же, кто же, по мнению жюри, был лучшим? Уважаемое жюри, вам слово.

    Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.

    Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.