• Поэты 19 века о природе родине. Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе. Произведения о Родине и родной природе

    Урок литературы в 5 классе. Учитель Савицкая Е.В.

    Тема: Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

    Тип урока: урок – путешествие.

    Цели урока:

      Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций

      Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся

      Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще.

    Оформление урока:

      Репродукции картин русских художников-пейзажистов

      Выставка рисунков и творческих работ учащихся

      Музыка «Времена года» П. И. Чайковского или Вивальди

      Оформленные столы групп времён года

      Стол жюри

    Подготовка к уроку, домашние задания.

    К уроку дети разделены на группы по временам года. Им дано задание представить своё время года.

    Каждой группе даётся задание:

    1. Подготовить выразительное чтение стихотворение стихотворения (Весна - «Весенние воды» Тютчева, лето - Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» или «Ласточки пропали...», осень - Пушкин «Осень» или любое другое, зима - Тютчев «Чародейкою зимою...»)

    3. Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть

    4. Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года

    Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.

    Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут

    Ход урока

    * Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»

    1.Вступительное слово учителя :

    У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по календарю. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать своё время года, украсили свои столы. Ваше выступление будет оценивать строгое и компетентное жюри: старшеклассники.

    Сейчас зима. (Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского). Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передал красоту родной природы русские художники. (Далее учитель ведёт экскурсию по импровизированной выставке (репродукции картин художников), задаёт вопросы классу)

    Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление.

    2. Выступление групп (представление своего времени года)

    Выступает группа «Зима»

    Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (Учитель показывает соответствующую станицу календаря. Звучит соответствующая музыка Чайковского). А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.

    Выступает группа «Весна»

    А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать художник Шишкин.

    Выступает группа «Лето»

    Наконец мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры. Осень особенно любил Пушкин и посвятил ей множество своих стихов. Она вдохновляла поэта. Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.

    Выступает группа «Осень»

    3.Заключительное слово учителя.

    Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными. Но всё же, кто же, по мнению жюри, был лучшим? Уважаемое жюри, вам слово.

    Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.

    Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.

    Прекрасны вы, поля земли родной,
    Еще прекрасней ваши непогоды;
    Зима сходна в ней с первою зимой
    Как с первыми людьми ее народы!

    Туман здесь одевает неба своды!
    И степь раскинулась лиловой пеленой,
    И так она свежа, и так родня с душой,
    Как будто создана лишь для свободы…

    Но эта степь любви моей чужда;
    Но этот снег летучий серебристый
    И для страны порочной - слишком чистый
    Не веселит мне сердца никогда.

    Его одеждой хладной, неизменной
    Сокрыта от очей могильная гряда
    И позабытый прах, но мне, но мне бесценный.

    Я пробегал страны России,
    Как бедный странник меж людей;
    Везде шипят коварства змии;
    Я думал: в свете нет друзей!

    Нет дружбы нежно-постоянной,
    И бескорыстной, и простой;
    Но ты явился, гость незваный,
    И вновь мне возвратил покой!

    С тобою чувствами сливаюсь,
    В речах веселых счастье пью;
    Но дев коварных не терплю,-
    И больше им не доверяюсь!

    Мне грустно, потому что я тебя люблю,
    И знаю: молодость цветущую твою
    Не пощадит молвы коварное гоненье.
    За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
    Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
    Мне грустно… потому что весело тебе.

    Зажглась, друзья мои, война;
    И развились знамена чести;
    Трубой заветною она
    Манит в поля кровавой мести!

    Простите, шумные пиры,
    Хвалы достойные напевы,
    И Вакха милые дары,
    Святая Русь и красны девы!

    Забуду я тебя, любовь,
    Сует и юности отравы,
    И полечу, свободный, вновь
    Ловить венок небренной славы!

    Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, им преданный народ.

    Быть может, за стеной Кавказа
    Укроюсь от твоих пашей,
    От их всевидящего глаза,
    От их всеслышащих ушей.

    Итак, прощай! Впервые этот звук
    Тревожит так жестоко грудь мою.
    Прощай! - шесть букв приносят столько мук!
    Уносят все, что я теперь люблю!
    Я встречу взор ее прекрасных глаз,
    И, может быть, как знать… в последний раз!

    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

    Но я люблю - за что, не знаю сам -
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее, подобные морям;

    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень;

    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.

    С отрадой, многим незнакомой,
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно;

    И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.

    На уроке учащиеся рассмотрят вопрос о взгляде искусства на природу (живопись, музыка, литература); прочитают стихотворения поэтов ХІХ столетия о природе (Ф.И. Тютчев, В.А. Жуковский, А.А. Фет, А.К. Толстой); проведут исследование средств художественной выразительности, которыми поэты пользуются как художники, создавая пейзажное поэтическое полотно.

    Тема: Край ты мой, родимый край!

    Урок: Стихи о родной природе русских поэтов ХІХ века

    Природа - это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.

    Рис. 1. Опушка леса. Худ. И. Левитан ()

    Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы (рис. 1).

    Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

    От слова «пейзаж » произошло название жанра лирики - пейзажная . Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.

    Рис. 2. Фёдор Иванович Тютчев ()

    Федор Иванович Тютчев (1803-1873) (рис. 2)

    Его по праву считают певцом природы. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа - такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек.

    «В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык», - писал поэт.

    В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи - первые вестники весны - оповещают о приходе праздника пробуждения природы (рис. 3).

    Рис. 3. Большая вода. Худ. И. Левитан ()

    Весенние воды

    Еще в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят-

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут и блещут и гласят...

    Они гласят во все концы:

    "Весна идет, весна идет!

    Мы молодой Весны гонцы,

    Она нас выслала вперед!"

    Весна идет, весна идет,

    И тихих, теплых майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней!..

    Читая стихотворение, мы слышим звуки природы. Воды бегут, будят сонный брег, гласят: «Весна идёт, весна идёт!»

    В последних строчках образ хоровода вызывает ассоциацию с народным праздником.

    Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

    В пейзажной лирике аллитерация имеет огромное значение, так как с ее помощью можно передать звуки природы. Вот, например, как Тютчев описывает грозу:

    Весенняя гроза

    Люблю грозу в начале мая,

    Когда весенний, первый гром,

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,

    Вот дождик брызнул, пыль летит,

    Повисли перлы дождевые,

    И солнце нити золотит.

    Рис. 4. Василий Андреевич Жуковский ()

    Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

    По-своему изобразил приход весны В.А. Жуковский (рис. 4).

    Эле́гия (греч. elegeia, от elegos - жалобная песня) - вид лирики, в котором описывается идеальный пейзаж или рассуждение лирического героя о смысле жизни.

    Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма. В России родоначальником элегий был В.А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй - навеянное пейзажами рассуждение.

    Приход весны

    Зелень нивы, рощи лепет,

    В небе жаворонка трепет,

    Теплый дождь, сверканье вод,-

    Вас назвавши, что прибавить?

    Чем иным тебя прославить,

    Жизнь души, весны приход?

    В нескольких строчках простыми словами Жуковский создал восхитительную картину весенней природы. Мы увидели поля и рощи, покрытые молодой зеленью. Услышали пение птиц. А главное - почувствовали прилив сил и радости. Поэт сравнивает приход весны с жизнью души. Душа человека оживает весной вместе с природой.

    Рис. 5. Афанасий Афанасьевич Фет ()

    Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

    Не менее вдохновенно, но опять же по-своему, пишет о весне Афанасий Фет (рис. 5).

    Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А.А. Фета составляет пейзажная лирика. Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

    В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.

    Поэт, словно художник, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектом света и движением.

    Рис. 6. Голубая весна. Худ. В. Бакшеев ()

    Это утро, радость эта,

    Эта мощь и дня и света,

    Этот синий свод,

    Этот крик и вереницы,

    Эти стаи, эти птицы,

    Этот говор вод,

    Эти ивы и березы,

    Эти капли - эти слезы,

    Этот пух - не лист,

    Эти горы, эти долы,

    Эти мошки, эти пчелы,

    Этот зык и свист,

    Эти зори без затменья,

    Этот вздох ночной селенья,

    Эта ночь без сна,

    Эта мгла и жар постели,

    Эта дробь и эти трели,

    Это всё - весна.

    Обратите внимание на то, что в тексте данного стихотворения нет ни одного глагола . Однако это не мешает автору передать звуки, запахи природы, движение весны. Мы видим стаи птиц, возвращающиеся с юга. Слышим их приветственные крики. Мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье. Мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел. Мир полон звуков и движения. А еще для поэта весна - пора любви. И вся ночь проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и прекрасном.

    Предложения, в которых нет сказуемого, называются назывными, и Фет мастерски использует их в своей пейзажной лирике:

    Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица.

    В дымных тучах пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря…

    Л.Н. Толстой сказал об этом стихотворении так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина». Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывают на предметы, явления, которые волнуют поэта. С их помощью писатели, поэты лаконично и точно рисуют время и место действия, обстановку, пейзаж.

    Рис. 7. Алексей Константинович Толстой ()

    Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

    Для многих поэтов тема природы неразрывно связана с темой родины. Как в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край! »

    А. К. Толстой (рис. 7) - поэт, прозаик, драматург ХІХ века. Он родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (в Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

    Край ты мой, родимый край,

    Конский бег на воле,

    Гой ты, родина моя!

    Гой ты, бор дремучий!

    Свист полночный соловья,

    Ветер, степь да тучи!

    Обратите внимание, сколько широты и простора в словах этого стихотворения.

    Ассонанс [фр. assonance букв. созвучие] - Прием звуковой выразительности: повтор гласных или групп гласных в художественном (обычно поэтическом) тексте.

    С помощью гласных Толстой создает ощущение, будто стоишь среди этих просторов и дышишь всей грудью, и радостно кричишь вдаль: «Гой, ты, родина моя!»

    А.К. Толстому приходилось часто бывать вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «». Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов:

    Благовест - от слов благая (добрая) весть - колокольный звон перед церковной службой.

    Благостный - умиротворяющий, несущий благо.

    Каяться - исповедоваться в грехах.

    Отрекаюсь - отказываюсь.

    Рис. 8. Благовест ()

    Среди дубравы

    Блестит крестами

    Храм пятиглавый

    С колоколами.

    Их звон призывный

    Через могилы

    Гудит так дивно

    И так уныло!

    К себе он тянет

    Неодолимо,

    Зовёт и манит

    Он в край родимый,

    Молюсь и каюсь я,

    И плачу снова,

    И отрекаюсь я,

    От дела злого;

    Далеко странствуя

    Мечтой чудесною,

    Через пространства я,

    Лечу небесные,

    И сердце радостно

    Дрожит и тает,

    Пока звон благостный

    Не замирает…

    Колокольный звон пробуждает у лирического героя образ родного края. Где бы ни был герой, когда он слышит этот звон, он всегда вспоминает родину.

    Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Именно поэтому Ф.И. Тютчев так писал о России, о любви к ней:

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.

    1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
    2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
    3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
    4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
    5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
    6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
    7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
    8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
    1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
    2. Словари. Литературные термины и понятия ().
    3. Толковый словарь русского языка ().
    4. Ф. И. Тютчев. Биография и творчество ().
    5. В. А. Жуковский. Биография и творчество ().
    6. А. А. Фет. Биография и творчество ().
    7. А. К. Толстой ().
    1. Вспомните, какие средства художественной выразительности вы знаете. Дайте определение понятиям: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение (в случае затруднения см. словарь литературных терминов).
    2. Найдите в стихотворениях, которые рассматривались на уроке, примеры олицетворения. Какую роль олицетворение играет в пейзажной лирике?
    Открытый урок литературы в 6 классе
    Тема: Поэты 19 века о Родине и о родной природе
    Цель: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о природе, выяснить, какие чувства и мироощущения выражены в стихах, рассотреть излбразительные средства, благодаря которым создается образная картина природы. Формировать эстетический вкус. Умение ценить и понимать прекрасное.

    1.Творческая пятиминутка.
    2. Опрос учащихся.
    Чтение наизусть стихотворений о пироде.
    3.Родная природа в стихотворениях поэтов 19века.
    Вступительное слово учителя.
    Природе посвящали свои произведения поэты, писатели, музыканты, художники.
    Подлость!- бормотал он - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю. Есть вещи, которые не оценить рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять,что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа? (К.Г. Паустовский Скрипучие половицы).
    И если мне хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и исю исцеляющую силу нашей природы.
    Любовь к родной природе один из вернейших признаков любви к своей стране.
    Сегодня мы познакомимся с произведениями поэтов 19 века о природе.
    4. Чтение стихотворений Ф. Тютчева Зима недаром злится, Весенние воды
    5. Беседа.
    - Самое главное- природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
    - Как называется это изобразительно- выразительное средство? Приведите примеры из текста. (Уступая дорогу весне, зима злится, ворчит, хлопочет, бесится, а весна - хохочет, улыбается, становится румяной).
    6. Чтение стихотворений А. Фета Весенний дождь, А. Плещеева Весна
    - Сравните стихотворения А. Фета, А. Плещеева и Ф. Тютчева, посвященые весне, весеннему настроению. Что общего в этих стихотворениях?
    - Каким настроением проникнуты стихотворения о весне?
    - На основании чего вы сделали вывод, что все проникнуть радостным настроением?
    - Что значит хорошее настроение?
    - Как оно проявляется? Как о нем узнают другие? (настроение выражается в том а) как человек относится к другим людям; б) каким тоном говорит; в) как поступает; г) как воспринимает окружающий мир).
    - Докажите, что стихи о весне проникнуты радостным чувством.
    - Какие эпитеты и сравнения помогают создать яркую, светлую картину весны?
    - Какими качествами должен обладать человек, чтобы так написать о природе?
    7. Особое место среди поэтов, воспевающих русскую природу, занимает А.В. Кольцов и И.С. Никитин. Поэты-земляки- певцы пленительных ландшафтов средней полосы России.
    (Ландшафт - 1 вид земной поверхности, общий вид местности; 2 - то же, что пейзаж (устар.)
    Образы природы даются ими в гармоническом сочетании с человеческим трудом, с лучшими чувствами людей труда.
    (Гармония- 2- согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь)
    Чтение стихотворения Косарь А.С. Кольцова.
    - Чему посвящено стихотворение?
    - Какое настроение передаёт поэт читателю?
    (Для героя привольная степь- основа благополучия, материальной обеспеченности)
    - Как он обращается к степи? (Он беседует с ней, как с верным ласковым другом)
    - Что радует героя? (Как хороша эта русская степь! Кажется, будто мы видим всю её ширь, дышим запахом её цветов. Она не только просторна, но и как-то по- особому светла).
    8. Устное рисование по мотивам стихотворения Косарь
    9. Чтение стихотворения И.С.Никитина Утро
    Никитинские описания природы сотканы, как узорчатые ковры, из многоцветных нитей. Краски настолько сочны и зримы, что так и просятся на полотно живописца.
    - Что мы видим? Что слышим?
    - Какие изобразительно- выразительные средства языка помогают автору нарисовать образную картину летнего утра? (Эпитеты - зеркальная вода, чуткий камыш, роса серебристая, золотые потоки и т.д. Чуткий - быстро и легко воспринимающий что-нибудь; отзывчивый, сочувственный. Олицетворение- лес улыбается, солнце ночлег покинуло, дремлет камыш. Метафора - в огне облака, кудри лозинок, восток все горит
    - Какую роль играет природа в жизни тружеников? (Когда всходит солнце, все пробуждается в природе. Природа как бы облегчает условия труда, придает пахарю силы)
    Итог урока.
    Литературовед Ю.Селезнев в послесловии к книге Времена года пишет: Нельзя любить Родину, не живя одной душою с жизнью любимой берёзки! Нельзя любить весь мир, не любя Родины.
    - Согласны ли вы с этой мыслью?
    - Докажите, что поэты, с которыми мы сегодня познакомились, были настоящими патриотами?
    Домашнее задание:
    выучить наизусть одно стихотворение (по выбору); по желанию проиллюстрировать стихотворение.