• Реакция ассимиляции. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему. Этапы диссимиляции у аэробных организмов: подготовительный этап

    Все реакции биосинтеза идут с поглощением энергии.

    Совокупность реакций биосинтеза называют пластическим обменом или ассимиляцией(лат. «симилис» — сходный). Смысл этого процесса состоит в том, что поступающие в клетку из внешней среды пищевые вещества, резко отличающиеся от вещества клетки, в результате химических превращений становятся веществами клетки.

    Реакции расщепления. Сложные вещества распадаются на более простые, высокомолекулярные — на низкомолекулярные. Белки распадаются на аминокислоты, крахмал — на глюкозу. Эти вещества расщепляются на еще более низкомолекулярные соединения, и в конце концов образуется совсем простые, бедные энергией вещества — СО2и Н2О. Реакции расщепления в большинстве случаев сопровождаются выделением энергии. Биологическое значение этих реакций состоит в обеспечении клетки энергией. Любая форма активности — движение, секреция, биосинтез и др. — нуждается в затрате энергии.

    Совокупность реакции расщепления называют энергетическим обменом клетки или диссимиляцией. Диссимиляция прямо противоположна ассимиляции: в результате расщепления вещества утрачивают сходство с веществами клетки.

    Пластический и энергетический обмены (ассимиляция и диссимиляция) находятся между собой в неразрывной связи. С одной стороны, реакции биосинтеза нуждаются в затрате энергии, которая черпается из реакций расщепления. С другой стороны, для осуществления реакций энергетического обмена необходим постоянный биосинтез, обслуживающих эти реакции ферментов, так как в процессе работы они изнашиваются и разрушаются.

    Сложные системы реакций, составляющие процесс пластического и энергетического обменов, тесно связаны не только между собой, но и с внешней средой. Из внешней среды в клетку поступают пищевые вещества, которые служат материалом для реакций пластического обмена, а в реакциях расщепления из них освобождается энергия, необходимая для функционирования клетки. Во внешнюю среду выделяются вещества, которые клеткой больше не могут быть использованы.

    Совокупность всех ферментативных реакций клетки, т. е. совокупность пластического и энергетического обменов (ассимиляции и диссимиляции), связанных между собой и с внешней средой, называютобменом веществ и энергии.Этот процесс является основным условием поддержания жизни клетки, источником ее роста, развития и функционирования.

    19. Обмен веществ и энергии в клетке. Фотосинтез, хемосинтез. Процесс ассимиляции (основные реакции). Обмен веществ представляет собой единство ассимиляции и диссимиляции. Диссимиляция представляет собой экзотермический процесс, т.е. процесс освобождения энергии за счет распада веществ клетки. Вещества, образующиеся при диссимиляции, также подвергаются дальнейшим преобразованиям. Ассимиляция – процесс уподобления веществ, поступающих в клетку, специфическим веществам, характерным для данной клетки. Ассимиляция – эндотермический процесс, требующий затраты энергии. Источником энергии являются ранее синтезированные вещества, подвергшиеся распаду в процессе диссимиляции. Фотосинтез -это процесс превращения энергии солнечного света в энергию химических соединений. Фотосинтез -это процесс образования органических веществ(глюкозы,а затем крахмала)из неорганических веществ, в хлоропластах на свету с выделением кислорода. Протекает фотосинтез в 2 фазы: световая и теневая. Световая фаза протекает на свету. Во время световой фазы происходит возбуждение хлорофилла путем поглощения кванта света. В световой фазе происходит фотолиз воды с последующим выделением кислорода в атмосферу. Кроме того, в световой фазе фотосинтеза протекают следующие процессы: накопление протонов водорода, синтез АТФ из АДФ, присоединение H+ к специальному переносчику НАДФ

    ИТОГ СВЕТОВОЙ РЕАКЦИИ:

    Образование АТФ и НАДФ*H, выделение O2 в атмосферу.

    Темновая фаза (цикл фиксации CO2, цикл Кальвина) протекает в строме хлоропласта. В темновой фазе происходит следующие процессы

    Из световой реакции берется АТФ и НАДФ*H

    Из атмосферы — CO2

    1)Фиксация CO2

    2)Образование глюкозы

    3)Образование крахмала

    ИТОГОВОЕ УРАВНЕНИЕ:

    6CO2+6H2O—(хлорофилл,свет)-С6H12O6+6O2

    Хемосинтез – синтез органических веществ за счет энергии химических реакций. Хемосинтез осуществляется бактериями Основные реакции фотосинтеза: 1) окисление серы: 2H2S + O2 = 2H20 + 2S

    2S + O2 + 2H2O = 2H2SO4 2) окисление азота: 2NH3 + 3O2 = 2HNO2 + 2H2O 2HNO2 + O2 = HNO3 3) окисление кислорода 2H2 + O2 = 2H2O 4) окисление железа: 4FeCO3 + O2 + 6H2O = 4Fe(OH)3 + 4CO2

    20. Обмен веществ в клетке. Процесс диссимиляции. Основные этапы энергетического обмена. Обмен веществ представляет собой единство ассимиляции и диссимиляции. при диссимиляции, также подвергаются дальнейшим преобразованиям. Ассимиляция – процесс уподобления веществ, поступающих в клетку, специфическим веществам, характерным для данной клетки. Ассимиляция – эндотермический процесс, требующий затраты энергии. Источником энергии являются ранее синтезированные вещества, подвергшиеся распаду в процессе диссимиляции. Диссимиляция представляет собой экзотермический процесс, т.е. процесс освобождения энергии за счет распада веществ клетки. Вещества, образующиеся Все функции, выполняемы клеткой, требуют затрат энергии, которая освобождается в процессе диссимиляции. Биологическое значение диссимиляции сводится не только к освобождению энергии, потребной клетке, но нередко и к разрушению веществ, вредных для организма Весь процесс диссимиляции, или энергетического обмена, состоит из 3 этапов: подготовительный, бескислородный и кислородный. В подготовительном этапе под действием ферментов происходит расщепление полимеров до мономеров. Так, белки расщепляются до аминокислот, полисахариды – до моносахаридов, жиры – до глицерина и жирных кислот. В подготовительном этапе выделяется мало энергии и рассеивается обычно в виде тепла. 2) Бескислородный или анаэробный этап. Разберем на примере глюкозы. В анаэробном этапе происходит распад глюкозы до молочной кислоты: С6H12O6 + 2АДФ + Н3РО4 = 2C3H6O3 + 2Н2О + 2АТФ (молочная к-та) 3) Кислородный этап. При кислородном этапе вещества окисляются до СО2 и Н2О. При доступе кислорода пировиноградная кислота проникает в митохондрии и подвергается окислению: С3H6O3+6O2-6CO2+6H2O+36АТФ Суммарное уравнение: C6H12O6+6O2-6CO2+6H2O+38АТФ

    Диссимиляция – это комплекс химических реакций, в которых происходит постепенный распад сложных органических веществ до более простых. Этот процесс сопровождается высвобождением энергии, значительная часть которой используется в синтезе АТФ.

    Диссимиляция в биологии

    Диссимиляция является процессом, противоположным ассимиляции. В качестве исходных веществ, подлежащих распаду, выступают нуклеиновые кислоты, белки, жиры и углеводы. А конечные продукты — это вода, углекислый газ и аммиак. В организме животных продукты распада по мере постепенного накопления выводятся наружу. А у растений углекислый газ выделяется частично, а аммиак в полном объеме применяется в процессе ассимиляции, служа исходным материалом для биосинтеза органических соединений.

    Взаимосвязь диссимиляции и ассимиляции позволяет тканям организма постоянно обновляться. Например, в течение 10 дней в человеческой крови обновляется половина клеток альбумина, а за 4 месяца перерождаются все эритроциты. Соотношение интенсивности двух противоположных процессов обмена веществ зависит от многих факторов. Это и стадия развития организма, и возраст, и физиологическое состояние. В ходе роста и развития в организме преобладает ассимиляция, в результате образовываются новые клетки, ткани и органы, происходит их дифференциация, то есть масса тела увеличивается. В случае наличия патологий и при голодании процесс диссимиляции преобладает над ассимиляцией, и тело уменьшается в весе.

    Все организмы можно поделить на две группы, в зависимости от условий, в которых протекает диссимиляция. Это аэробы и анаэробы. Первым для жизнедеятельности требуется свободный кислород, вторые не испытывают необходимости в нем. У анаэробов диссимиляция протекает путем брожения, которое представляет собой бескислородное ферментативное расщепление органических веществ до более простых. Например, молочнокислое или спиртовое брожение.

    Расщепление органических веществ у аэробов осуществляется в три шага. При этом на каждом из них происходит несколько определенных ферментативных реакций.

    Первый этап – подготовительный. Основная роль на этой стадии принадлежит у многоклеточных организмов пищеварительным ферментам, находящимся в желудочно-кишечном тракте. У одноклеточных – ферментам лизосом. В ходе первого этапа белки распадаются на аминокислоты, жиры образуют глицерин и жирные кислоты, полисахариды расщепляются на моносахариды, нуклеиновые кислоты на нуклеотиды.

    Гликолиз

    Второй этап диссимиляции – гликолиз. Он протекает без кислорода. Биологическая сущность гликолиза состоит в том, что он представляет собой начало расщепления и окисления глюкозы, в результате чего накапливается свободная энергия в виде 2 молекул АТФ. Это происходит в ходе нескольких последовательно идущих реакций, конечным итогом которых становится образование из одной молекулы глюкозы двух молекул пирувата и такого же количества АТФ. Именно в виде аденозинтрифосфорной кислоты запасается часть энергии, которая выделилась в результате гликолиза, Остальная часть подлежит рассеиванию в виде тепла. Химическая реакция гликолиза: С6Н12O6 + 2АДФ + 2Ф → 2С3Н4O3 + 2АТФ.

    В условиях недостатка кислорода в растительных клетках и в клетках дрожжей пирувират расщепляется на два вещества: этиловый спирт и углекислый газ. Это и есть спиртовое брожение.

    Количество энергии, высвобождаемой при гликолизе, недостаточно для тех организмов, которые дышат кислородом. Именно поэтому в организме животных и человека при больших физических нагрузках в мышцах синтезируется молочная кислота, служащая резервным источником энергии и накапливающаяся в виде лактата. Характерным признаком данного процесса является появление боли в мышцах.

    Диссимиляция – это очень сложный процесс, и третий кислородный этап также представляет собой две последовательно идущих реакции. Речь идет о цикле Кребса и окислительном фосфорилировании.

    В ходе кислородного дыхания происходит окисление пирувирата до окончательных продуктов, которыми являются СО2 и Н2О. При этом выделяется энергия, запасаемая в виде 36 молекул АТФ. Затем эта же энергия обеспечивает синтез органических веществ в пластическом объеме. Эволюционно возникновение данного этапа связано с накоплением в атмосфере молекулярного кислорода и появлением аэробных организмов.

    Местом осуществления окислительного фосфорилирования (клеточного дыхания) являются внутренние мембраны митохондрий, внутри которых имеются молекулы-переносчики, осуществляющие транспорт электронов к молекулярному кислороду. Энергия, образуемая на этой стадии, частично расссеивается в виде тепла, остальная же идет на образование АТФ.

    Диссимиляция в биологии – это энергетический обмен, реакция которого выглядит так: С6Н12O6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2O + 38АТФ.

    Таким образом, диссимиляция – это совокупность реакций, происходящих за счет органических веществ, которые были ранее синтезированы клеткой, и свободного кислорода, который поступил из внешней среды в процессе дыхания.

    Ассимиляция, анаболизм (лат. Assimilo - уподобляю - уподобление, слияние, усвоение) - в биологии - переработка и использование организмами веществ, поступающих из окружающей среды.

    Ассимиляция и неразрывно связан с ней противоположный процесс - диссимиляция - лежат в основе важнейшего свойства живой материи - обмена веществ. Характер, этих непрерывных процессов определяет жизненность и развитие организма.

    Благодаря ассимиляции организм строит свое тело за счет окружающей среды; рост организма возможно, если ассимиляция преобладает над диссимиляцией.

    Суть ассимиляции в основном сводится синтеза всех необходимых для жизнедеятельности организма веществ определенным путем, сложившийся в процессе эволюции. Так, в автотрофных организмов при ассимиляции сложные органические соединения синтезируются из неорганических, например, при фотосинтезе происходит ассимиляция зелеными растениями углеводов из углекислоты воздуха и воды. В гетеротрофных организмов, питающихся только веществами растительного и животного происхождения, синтеза при ассимиляции предшествует их расщепление и переработка.

    Особенности организмов, приобретенные в процессе эволюции, определяют характер ассимиляции, но изменения ассимиляции в свою очередь влияют на природу организмов, меняя их наследственность.

    При попадании квантов света на хлорофилл молекулы хлорофилла возбуждаются. Возбужденные электроны проходят по электронному цепные на мембране к синтезу АТФ. Одновременно происходит расщепление молекул воды. Ионы H + сочетаются с восстановленным НАДФ (ФС1) за счет электронов хлорофилла; образующаяся при этом энергия идет на синтез АТФ. Ионы O 2 отдают электроны на хлорофилл (ФС2) и превращаются в свободный кислород: H 2 O + НАДФ + hν → НАДФН + H + + 1 / 2O 2 + 2АТФ

    Темновая фаза Темновая фаза - фиксация C, синтез C 6 H 12 O 6. Источником энергии является АТФ. В строме хромопластов (куда поступают АТФ, НАДФН и H + от тилакоидов гран и CO 2 из воздуха) проходят циклические реакции, в результате чего есть фиксация CO 2, его восстановление H (за счет НАДФН + H +) и синтез C 6 H 12 O 6:

    CO 2 + НАДФН + H + + 2АТФ → 2АДФ + C 6 H 12 O 6

    Диссимиляция в биологии обозначает процесс, обратный ассимиляции. Иными словами, это этап обмена веществ в организме, на котором происходит разрушение сложных органических соединений с получением более простых. Существует несколько разных определений понятия диссимиляция. Википедия трактует этот термин как утрату специфичности сложных веществ и разрушения сложных органических соединений до более простых. Синонимом этого понятия является катаболизм.

    В обмене веществ в живой клетке центральное место занимают сложные реакции диссимиляции - дыхание, брожение, гликолиз. Результатом этих биологических процессов является высвобождение энергии, которая заключена в сложных молекулах. Эта энергия частично трансформируется в энергию Аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Конечными продуктами диссимиляции во всех живых клетках являются углекислый газ, аммиак и вода. Растительные клетки получили возможность частично использовать эти вещества для ассимиляции. Животные организмы выводят эти продукты распада наружу .

    По характеру участия кислородных молекул в реакциях катаболизма все организмы принято подразделять на аэробные, то есть протекающие с участием кислорода, и анаэробные (бескислородные).

    Анаэробные организмы осуществляют процессы энергетического обмена путем брожения, а аэробные - путем дыхания.

    Брожением называется совокупность реакций распада органических молекул до более простых соединений, при которых происходит выделение энергии и синтез молекул АТФ. Среди других способов получения энергии брожение считается самым малоэффективным: из 1 моль глюкозы при молочнокислом брожении получается 2 моль АТФ.

    Наиболее широко в природе распространены два вида брожения:

    1. Молочнокислое - включает в себя процесс анаэробного распада глюкозы с образованием молочной кислоты. Подобный вид брожения характерен для молочнокислых бактерий- именно они ответственны за скисание молока. В более широком смысле процесс молочнокислого брожения является одним из этапов процесса дыхания у подавляющего большинства аэробных организмов, включая и человека;
    2. Спиртовое брожение является процессом анаэробного распада глюкозы и сопровождается образованием углекислого газа и этилового спирта. В процессе этой реакции выделяется некоторое количество энергии, которое расходуется на синтез молекулы АТФ. Спиртовое брожение наиболее характерно для плодов и других частей растения, находящихся в анаэробных условиях.

    Дыхание в контексте раскрываемого вопроса имеет более обширное значение, чем привычный процесс газообмена. В этом случае под дыханием следует понимать разновидность диссимиляции, которая реализуется в среде, содержащей молекулы кислорода.

    Процесс дыхания включает в себя две части:

    1. Процесс газообмена в дыхательной системе многоклеточных организмов и в тканях;
    2. Последовательность биохимических реакций окисления, которым подвергаются органические соединения. В результате таких процессов образуются вода, аммиак и углекислый газ. Возможно образование некоторых других простых соединений - сероводорода, неорганических фосфорных соединений и пр.

    Для большинства людей привычной является более узкой трактовка процесса дыхания как газообмена.

    Процесс диссимиляции в живых клетках состоит из нескольких этапов. Следует заметить, что в разных организмах эти этапы могут протекать по-разному.

    У аэробных организмов процесс катаболизма включает в себя три основных этапа. Каждый этап протекает с участием специальных ферментативных систем.

    1. Начальный этап или подготовительный. У многоклеточных организмов он осуществляется в полости пищеварительного тракта. В процессе принимают непосредственное участие пищеварительные ферменты. У одноклеточных организмов этот этап протекает при участии лизосомальных ферментов. На подготовительном этапе происходит расщепление протеинов до аминокислот. Жиры распадаются до жирных кислот и глицерина. Полисахариды расщепляются на этом этапе до моносахаридов, а нуклеиновые кислоты - до нуклеотидов. В биологии такой процесс принято называть пищеварительным;
    2. Второй этап катаболизма - гликолиз или бескислородный. Этот этап являет собой начальную стадию распада молекул глюкозы и накопление энергии в виде молекул Аденозинтрифосфорной кислоты. Гликолиз протекает в клеточной цитоплазме. В это время наблюдается последовательность химических реакций: одна молекула глюкозы превращается в две молекулы пировиноградной кислоты (или пирувата) и две молекулы АТФ. Часть высвободившейся энергии запасается в виде АТФ, остальная рассеивается в виде тепла. В условиях недостатка кислорода в клетках растений и дрожжевых грибков молекулы пирувата расщепляются на углекислый газ и этанол (спиртовое брожение);
    3. Кислородный этап катаболизма состоит, в свою очередь, из двух последовательных фаз - цикла Кребса и окислительного фосфорилирования. Рассмотрим, какой этап диссимиляции называют кислородным. Здесь происходит окончательное расщепление пирувата до простейших составных частей - воды и углекислого газа. В ходе окисления пирувата образуется всего 36 молекул АТФ. Из них 34 молекулы образуются в результате цепи реакций цикла Кребса и оставшиеся 2 - в результате окислительного фосфорилирования. Эволюционно кислородный этап возник после того как в земной атмосфере накопилось достаточное количество молекул кислорода и появились организмы с аэробным типом обмена.

    В результате реакций диссимиляции получается энергия, которая в дальнейшем используется организмом для пластического обмена.

    Процессы окислительного фосфорилирования происходят на внутренних митохондриальных мембранах. В этих мембранах имеются встроенные молекулы-переносчики. Их функцией является доставка электронов к атомам кислорода. Часть энергии в ходе этой реакции рассеивается в виде тепла.

    В результате реакций гликолиза вырабатывается малое количество энергии, которого недостаточно для осуществления жизнедеятельности организмов с аэробным типом обмена веществ. Именно это является причиной, почему при недостатке кислорода в мышечных клетках образуется молочная кислота. Это вещество накапливается в виде лактата и вызывает боль в мышцах.

    Ассимиляция - это совокупность всех сложных созидательных процессов, протекающих в клетках, а значит, и в целостном организме. При ассимиляции происходит накопление энергии.
    Диссимиляция - это совокупность окислительных процессов, при которых освобождается энергия. Именно эта энергия используется в дальнейшем для осуществления всех жизненных отправлений организма.

    Таким образом, эти два противоположных процесса настолько взаимосвязаны друг с другом, что прекращение одного из них влечёт за собой прекращение всего обмена веществ, а следовательно, и жизни.

    Несмотря на столь прочную взаимосвязь и взаимообусловленность, процессы ассимиляции и диссимиляции не всегда бывают взаимно уравновешенными. Основное значение здесь имеет возраст.

    Чем моложе организм человека, тем интенсивнее протекают в нем процессы ассимиляции. У людей пожилого возраста, наоборот, диссимиляция преобладает над ассимиляцией. Особенно интенсивный обмен веществ наблюдается у новорожденных детей и у подростков в период полового созревания.

    Клетка как структурная и функциональная единица живого представляет собой открытою систему, т.е. постоянно обменивается веществом и энергией с окружающей средой.

    Под клеточным обменом веществ понимают непрерывное поступление веществ в клетку из внешней среды, химическое превращение этих веществ и выделение конечных продуктов химических реакций.

    Функции клеточного обмена веществ:

    1. Обеспечение клетки строительным материалом, необходимым для образования клеточных структур;

    2. Снабжение клетки энергией, которая используется на процессы жизнедеятельности (синтез веществ, транспорт веществ и др.);

    3. Сохранение относительного постоянства состава и физико-химических свойств клеток;

    4. Самообновление клеток и тканей.

    Различают внешний обмен – поглощение и выделение веществ, и внутренний обмен – химическое превращение этих веществ в клетке.

    Внутренний обмен, или метаболизм , представляет собой совокупность двух противоположных реакций: анаболический и катаболический.

    Анаболические реакции – это реакции синтеза сложных органических веществ из более простых. Протекают они с затратами энергии, обеспечивая постоянство состава клеток и тканей организма. Совокупность этих реакций носит название ассимиляции или пластического обмена . Примером ассимиляции может быть биосинтез белка, синтез углеводов из воды и углекислого газа в процессе фотосинтеза, синтез нуклеотидов, ДНК, РНК, полисахаридов, липидов и других соединений.

    Катаболические реакции – это реакции расщепления сложных органических веществ (жиров, белков и углеводов) до более простых с выделением энергии, значительная часть которой идет на образование АТФ. Эти реакции часто называют энергетическим обменом , или диссимиляцией.

    Совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции составляют основу жизнедеятельности клетки, а, следовательно, ткани, органа и организма вцелом.

    энергетический
    АТФ-расходуется
    АТФ образуется
    АТФ (АДЕНОЗИНТРИФОСФАТ)
    Ассимиляция и диссимиляция являются противоположными сторонами единого процесса обмена веществ и неразрывно связаны между собой. Так, все реакции биосинтеза нуждаются в энергии, которая выделяется при диссимиляции. Для осуществления реакций энергетического обмена необходимы органические вещества и ферменты, образующиеся в ходе пластического обмена (см. рис. 5.1.)

    Рис. 5.1. Обмен веществ и АТФ в клетке

    АТФ + Н 2 О ↔ АДФ + Н 3 РО 4 + 40 кДж

    Не всегда процессы ассимиляции находятся в соответствии с процессами диссимиляции. В период интенсивного роста и развития организма процессы ассимиляции преобладают. Напротив, при старении, интенсивной физической работе, недостатке питательных веществ процессы диссимиляции преобладают над процессами ассимиляции.

    Различают автотрофную и гетеротрофную ассимиляцию. При гетеротрофной ассимиляции (животные, грибы) источником энергии служат вещества пищи (химическая энергия), при автотрофной ассимиляции – энергия света используемая для фотосинтеза (рис.5.2.)

    Рис.5.2. Обмен веществ и энергии у автотрофных и гетеротрофных клеток

    Из рис. 5.2. видно, что существование жизни на Земле зависит от энергии Солнца и сложных ее преобразований в авто- и гетеротрофных клетках организмов. В упрощенном виде поток энергии в живой природе можно представить так:

    1. Энергия Солнца → автотрофы → органические вещества → АТФ → различные формы работы.

    2. Энергия Солнца → автотрофы → органические вещества → гетеротрофы → АТФ → различные формы работы

    Автотрофы – сами синтезируют органические вещества с неорганических.

    Гетеротрофы – употребляют готовые органические вещества, синтезированные другими организмами.

    Поток энергии в клетке

    В основе потока энергии в клетке лежат процессы питания организмов и клеточного дыхания.

    1. Питание – процесс приобретения вещества и энергии живыми организмами.

    2. Клеточное дыхание – процесс, с помощью которого живые организмы высвобождают энергию из богатых ею органических веществ при их ферментативном расщеплении (диссимиляции) до более простых. Клеточное дыхание может быть аэробным и анаэробным.

    3. Аэробное дыхание – получение энергии происходит при участии кислорода в процессе расщепления органических веществ. Его еще называют кислородным (аэробным) этапом энергетического обмена.

    Анаэробное дыхание – получение энергии из пищи без использования свободного атмосферного кислорода. В общем виде поток энергии в клетке можно представить следующим образом (рис 5.3.)

    ПИЩА
    САХАР, ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ, АМИНО-КИСЛОТЫ
    КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ
    АТФ
    СО 2 , Н 2 О, NH 3
    ХИМИЧЕСКАЯ, МЕХАНИЧЕСКАЯ, ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ, ОСМОТИЧЕСКАЯ РАБОТА
    АДФ + Н 3 РО 4

    Рис.5.3. Поток энергии в клетке

    Химическая работа : биосинтез в клетке белков, нуклеиновых кислот, жиров, полисахаридов.

    Механическая работа : сокращение мышечных волокон, биение ресничек, расхождение хромосом при митозе.

    Электрическая работа – поддержание разности потенциалов на мембране клетки.

    Осмотическая работа – поддержание градиентов вещества в клетке и окружающей ее среде.

    Биология 9 класс.

    Тема урока:АССИМИЛЯЦИЯ И ДИССИМИЛЯЦИЯ. МЕТАБОЛИЗМ

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с понятием «обмен веществ в организме», ассимиляция, диссимиляция, метаболизм. показать, что ассимиляция и диссимиляция – это два взаимосвязанных процесса

    Задачи урока:

    Образовательные: конкретизировать знания об обмене веществ (метаболизме) как свойстве живых организмов, познакомить с двумя сторонами обмена, выявить общие закономерности метаболизма; установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях организации живого и их связь с окружающей средой.

    Развивающие: формировать умение выделять сущность процесса в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками;

    реализация творческого потенциала учащихся, развитие самостоятельности.

    Воспитательные: используя приобретенные знания, понимать перспективы практического использования фотосинтез; понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья.

    Оборудование: компьютер, проектор, видеоролик №08, таблица.

    Элементы содержания: ассимиляция, диссимиляция, анаболизм, катаболизм, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, обмен веществ.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний учащихся.

    Тест по теме «Строение клетки»

    1. Какую из перечисленных функций не выполняет клеточная мембрана?

    а) Транспорт веществ;

    б) защиту клетки;

    в) взаимодействие с другими клетками;

    г) синтез белка.

    2. Роль ядрышка заключается в образовании:

    а) хромосом;

    б) лизосом;

    в) рибосом;

    г) митохондрий .

    3. В состав хроматина ядра входит:

    а) ДНК;

    б) иРНК;

    в) белок и ДНК;

    г) белок и иРНК.

    4. Функции шероховатой ЭПС:

    а) транспорт веществ и синтез белков;

    б) переваривание органических веществ;

    в) синтез лизосом;

    г) образование рибосом.

    5. Какую функцию выполняют рибосомы?

    а) Фотосинтез;

    б) синтез белков;

    в) синтез жиров;

    г) синтез АТФ.

    6. Новые митохондрии в клетке образуются в результате:

    а) деления и роста лизосом;

    б) деления и роста других митохондрий;

    в) синтеза, протекающего в ядре;

    г) выпячивания мембран ЭПС.

    7. Какие пластиды накапливают запасной крахмал?

    а) л ейкопласты;

    б) хромопласты;

    в) хлоропласты;

    г) все перечисленные пластиды.

    8. Органоиды движения – это:

    а) цитоплазматические выросты;

    б) самостоятельные структуры;

    в) части ЭПС;

    г) клеточные включения.

    9. Значение клеточного центра:

    а) синтез ДНК и РНК;

    б) участвует в делении клеток;

    в) переваривает пищевые частицы;

    г) участвует в фотосинтезе.

    10. Вирусы состоят:

    а) из белка, ДНК и РНК;

    б) липопротеинов, ДНК и РНК;

    в) полисахаридов, ДНК и РНК;

    г) гликопротеинов, ДНК и РНК.

    Ответы :

    1 – г, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – а, 9 – б, 10 – а.

    Основные различия между
    прокариотами и эукариотами

    Немембранные органеллы –
    рибосомы, микротрубочки,

    клеточный центр.

    Одномембранные – комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли.

    Двумембранные – ЭПС, митохондрии, пластиды

    Клеточные

    стенки

    Жесткие, содержат полисахариды и аминокислоты. Основной арматурный
    компонент – муреин

    У растений и грибов жесткие, содержат полисахариды.
    Основной арматурный компонент у растений – целлюлоза,
    у грибов – хитин

    Фотосинтез

    Хлоропластов нет. Происходит на мембранах, без специфической упаковки

    Происходит в специализированных органоидах – пластидах, имеющих специфическое
    строение

    Фиксация азота

    Некоторые обладают этой способностью

    Ни один эукариотический
    организм не способен к фиксации азота

    II I . Изучение нового материала .

    Задание : сравните два определения, найдите, есть ли в них отличие или они сходны. Чем вы это можете объяснить?

    Метаболизм ряд стадий, на каждой из которых молекула под действием ферментов слегка видоизменяется до тех пор, пока не образуется необходимое организму соединение.

    Обмен веществ последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ
    и энергии в живых организмах в процессе их жизни.

    Обмен веществ складывается из двух взаимосвязанных процессов – анаболизма и катаболизма.

    Работа в группах.

    Группа №1 УМК стр. 60 первый абзац

    Группа №2 УМК стр. 60 второй абзац стр. 61 (диссимиляция)

    Группа №2 УМК стр. 61 заключение (слова ассимиляция и диссимиляция)

    Ассимиляция, или анаболизм (пластический обмен), совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток

    1. В ходе ассимиляции происходит биосинтез сложных молекул из простых молекул-предшественников или из молекул веществ, поступивших из внешней среды.

    2. Важнейшими процессами ассимиляции являются синтез белков и нуклеиновых кислот (свойственный всем организмам) и синтез углеводов (только у растений, некоторых бактерий и цианобактерий).

    3. В процессе ассимиляции при образовании сложных молекул идет накопление энергии, главным образом в виде химических связей.

    Диссимиляция, или катаболизм (энергетический обмен), совокупность реакций, в которых происходит распад органических веществ с высвобождением энергии

    1. При разрыве химических связей в молекулах органических соединений энергия высвобождается и запасается в виде молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ).

    2. Синтез АТФ у эукариот происходит в митохондриях и хлоропластах, а у прокариот – в цитоплазме, на мембранных структурах.

    3. Диссимиляция обеспечивает все биохимические процессы в клетке энергией.

    IV . Закрепление изученного материала.

    Задание . Установите соответствие между процессами, протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции или диссимиляции:

    1. Испарение воды

    2. Дыхание

    3. Расщепление жиров

    4. Биосинтез белков

    5. Фотосинтез

    6. Расщепление белков

    7. Расщепление
    полисахаридов

    8. Биосинтез жиров

    9. Синтез
    нуклеиновых кислот

    10. Хемосинтез

    А – ассимиляция

    Б – диссимиляция

    Ответ : 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – А, 6 – Б, 7 – Б, 8 – А, 9 – А, 10 – А.

    V .Домашнее задание: § 2.8.Ответить на вопросы стр. 61

    VI . Подведение итогов урока.