• Доказательства единого видового происхождения человеческих рас. Происхождение и единство человеческих рас. Монголоидная, экваториальная и европеоидная расы

    Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович

    20. Человеческие расы

    20. Человеческие расы

    Вспомните!

    Какие расы человека вы знаете?

    Что такое нация?

    Всё современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens (Человек разумный), внутри которого существуют крупные систематические подразделения – расы. Каждую расу характеризует совокупность наследственно обусловленных признаков, таких как цвет кожи, волос, глаз, форма носа и губ, рост, особенности строения черепа и др. Не все морфологические признаки человека являются расовыми, например развитие мускулатуры и жироотложения часто зависят от индивидуальных особенностей.

    Большие расы. Обычно выделяют три большие расы: евразийскую (европеоидную), азиатско-американскую (монголоидную) и австрало-негроидную (экваториальную) (рис. 64). Большие расы разделяют на расы второго и третьего порядка, так называемые малые расы. Иногда австралоидов и американских индейцев выделяют в отдельные большие расы.

    Рис. 64. Представители монголоидной, экваториальной и европеоидной рас

    Европеоидная раса. Представители этой расы в основном светлокожие, имеют мягкие прямые или волнистые, часто светлые волосы. У большинства европеоидов тонкие губы, неширокий выступающий нос, как правило, сильно выступающий подбородок. У мужчин обычно хорошо растут борода и усы. Внутри европеоидной расы существует очень большая изменчивость по цвету волос и глаз, поэтому эту большую расу делят на три крупные части: светлоокрашенную северную, тёмноокрашенную южную и среднеевропейскую с промежуточным типом пигментации. Сейчас европеоиды обитают на всех материках, но изначально они сформировались в Европе и Передней Азии.

    Монголоидная раса. У типичных представителей этой расы кожа смуглая, желтоватых оттенков, глаза тёмно-карие, волосы жёсткие, прямые, тёмные. У мужчин волосяной покров на теле развит очень слабо, борода и усы, как правило, не растут. Лицо довольно плоское, скулы широкие, подбородок мало выдаётся вперёд. Для большинства монголоидов очень характерна сильно развитая и своеобразно расположенная складка верхнего века (эпикантус), которая прикрывает внутренний угол глаза, обуславливая тем самым несколько косое положение глазной щели. В настоящее время эта раса преобладает в Азии.

    Экваториальная раса. Характерными чертами негроидов являются чёрные курчавые волосы, очень тёмная кожа и карие глаза. Борода и усы, как и у монголоидов, обычно растут слабо. Нос довольно плоский, мало выступающий, с широкими крыльями. У большинства представителей толстые губы и выступающий вперёд челюстной отдел черепа. Наиболее ярко признаки этой расы выражены у суданских негров.

    Раса и нация. Расы – это биологические образования, но существуют сообщества человека, основанные на других принципах, которым люди часто придают большее значение. Необходимо чётко различать понятия «раса» и «нация». Национальные различия формируются на основе хозяйственных, политических, религиозных и других факторов. Для нации важно самосознание и культурное наследие, а не генетическое наследование, как для расы. Понятия расы и нации не совпадают, поэтому категорически нельзя употреблять такие сочетания, как «японская раса», «французская раса», «польская раса» и т. д.

    Точно так же не существует связи между расой и языковой общностью. Например, народы, говорящие на тюркских языках, относятся и к европеоидам (турки и азербайджанцы), и к монголоидам (якуты), и к смешанным расовым типам (узбеки, туркмены). Для человека любой расы родным языком будет тот, в среде которого он вырос.

    Происхождение рас. Среди учёных не существует единого мнения о времени формирования современных рас. Известно, что уже среди неоантропов существовало большое разнообразие физических типов. Около 40 тыс. лет назад началось стремительное расселение неоантропов по земному шару. Видимо, в результате этих миграций отдельные популяции людей оказывались в разных природно-климатических условиях. Географическая изоляция способствовала закреплению в популяциях тех признаков, которые имели приспособительное значение и позволяли популяции максимально адаптироваться к местным условиям.

    Тёмная кожа негроидов, например, поглощает ультрафиолетовые лучи, поэтому хорошо защищает от лучей тропического солнца. Курчавые волосы образуют вокруг головы воздушную прослойку, защищающую от перегрева. Узкая глазная щель и эпикантус предохраняют глаза монголоидов от пыли, переносимой ветром в степях, или от снежной пурги и ярких лучей, отражённых от заснеженных пространств, на севере. Светлая кожа европеоидов в результате воздействия ультрафиолетовых лучей образует витамин D, тем самым предохраняя организм от рахита, а крупный размер носа жителей высокогорных районов имеет важное значение при дыхании холодным разреженным воздухом.

    С течением времени интенсивность действия биологических факторов эволюции снижалась, формировались социальные взаимоотношения, и ни одна из рас не достигла в своём развитии уровня вида. По мере развития общества расовые признаки потеряли своё адаптивное значение, например отличия в терморегуляции у представителей негроидной и европеоидной рас становятся незначимыми, если человек живёт в доме, носит одежду, пользуется кондиционерами и обогревателями. Для современного человека определяющим является не цвет кожи и форма глаз, а способность реализовать себя как личность, возможность развить и проявить свои интеллектуальные качества.

    Видовое единство человечества. Все расы человека равноценны в биологическом и психологическом отношениях. Признаки, которыми мы отличаемся друг от друга, не носят принципиального видового значения и не представляют биологическую ценность для существования человека в какой бы то ни было среде. Поэтому с биологической точки зрения эти различия ни в коем случае не позволяют говорить об общем превосходстве или неполноценности той или иной расы.

    В составе любой человеческой расы можно найти более типичных и менее типичных её представителей. Так как абсолютно идентичных людей в человеческой популяции не существует, утверждение о так называемых «чистых расах» не имеет оснований. Точно так же не имеют смысла рассуждения о «низших» и «высших» расах, потому что при равных условиях представители любой расы способны достичь одинаковых успехов. Ещё Николай Николаевич Миклухо-Маклай доказал, что в строении мозга папуасов Новой Гвинеи, австралийских аборигенов и европейцев нет никаких принципиальных различий.

    Исчезновение классовых и религиозных барьеров, свобода перемещения людей в пределах всего земного шара увеличивают количество смешанных браков, что приводит к смешению расовых признаков и возрастанию генетического разнообразия человечества. Например, в нашей стране сейчас более 45 млн человек относится к переходному европеоидно-монголоидному типу. Смешение рас говорит о видовом единстве человечества. Видовая общность человечества является одним из доказательств единства происхождения человеческих рас, так как в случае происхождения от разных видов животных человеческие расы в настоящее время были бы, по меньшей мере, разными видами.

    Большое генетическое разнообразие человечества – залог процветания и гарантия его дальнейшего прогресса. Именно разнообразие генофондов обеспечивает выживание сообществ, а социальная эволюция создаёт оптимальные возможности для раскрытия индивидуальных способностей каждого человека.

    Известные исследователи А. Жакар и Р. Уорд писали: «…сила нашего вида не столько в благоприятных аллелях, одарённых индивидуумах или специфических достижениях общественных систем, а в разнообразии людей и их генов… Необходимо убедить каждого человека и каждую группу, что другой человек богат в той степени, в какой он отличается от них…»

    Вопросы для повторения и задания

    1. Какие большие расы выделяют внутри вида Человек разумный?

    2. Какие механизмы лежат в основе формирования человеческих рас?

    3. Приведите доказательства единства происхождения рас.

    4. Почему в процессе эволюции ни одна из рас не достигла в своём развитии уровня вида?

    5. В чем заключаются отличия расы и нации?

    Подумайте! Выполните!

    1. Докажите, что все человеческие расы принадлежат к одному виду – Человек разумный. Объясните несостоятельность расизма.

    2. Как вы считаете, будут ли усиливаться или сглаживаться расовые признаки в будущем человеческом обществе? Обоснуйте своё мнение.

    3. Как можно представить будущее развитие человека? Напишите эссе на эту тему.

    4. Сравните понятия «раса», «нация», «языковая общность». В чём их сходство и отличия? Принадлежность к какой из этих трёх категорий более значима лично для вас? Объясните свою точку зрения.

    5. В режиме «круглого стола» проведите обсуждение проблемы межрасовых противоречий, существующих в настоящее время в ряде государств. Выскажите своё мнение об этой проблеме. Какие меры, на ваш взгляд, могут сгладить расовую неприязнь и нормализовать общечеловеческие отношения в современном обществе?

    6. Подготовьте презентацию или реферат на тему «Современный расизм как глобальная проблема».

    7. Примите участие в организации школьной выставки «Я – гражданин планеты Земля».

    Работа с компьютером

    Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

    Ваша будущая профессия

    1. Люди каких профессий вносят свой вклад в развитие синтетической теории эволюции? Выберите одну из этих профессий, которая вам наиболее интересна, и подготовьте о ней небольшое (не более 7–10 предложений) сообщение.

    2. Выясните, что изучает наука палеоботаника. Как работа специалистов в этой области связана с темой данной главы?

    3. Докажите, что базовые знания об эволюции необходимы не только биологам, но и специалистам в других областях естественных наук.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

    Расы человека В наиболее зримой форме действие отбора проявилось на последнем этапе эволюции человека - в образовании рас. Внешне представители некоторых рас различаются сильно, сильнее, чем многие виды. Но генетически основа этих различий маленькая. Если взять за

    Из книги Расы и народы [Ген, мутация и эволюция человека] автора Азимов Айзек

    Глава 10. Настоящие и будущие расы Что можно сказать о расизмеВ главе 9 мы внесли в список шесть рас, отличающихся друг от друга по частоте гена и группе крови. Среди этих рас есть также различия по частотам других генов. Мы уверены во всем этом. Однако возникает вопрос: что

    Из книги Антропологический детектив. Боги, люди, обезьяны... [с иллюстрациями] автора Белов Александр Иванович

    ГИГАНТЫ И РАСЫ Этнографы, историки и антропологи, занимающиеся исследованиями обитающих на островах Тихого океана племен, отмечают одинаковый уклад жизни, культуру, похожие верования. Соавтор Дарвина по его теории, помимо прочего ещё мистик и спирит, А. Р. Уоллес, много

    Из книги Род человеческий автора Барнетт Энтони

    Расы Обычно принято подразделять вид человека на три основные группы, различающиеся преимущественно по форме волос. Первая группа - негроиды, обладающие спиральной формой волос и широким в крыльях носом. К ней относятся африканцы, говорящие на языках банту,

    Из книги Запрещенная археология автора Кремо Мишель А

    Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

    Из книги Мы и её величество ДНК автора Полканов Федор Михайлович

    Расы и гены Для генетика не существует расовой проблемы. Различия между расами только в генах.Вот схема наследования цвета кожи. Разница в двух генных парах. У людей белой расы эти два гена представлены «светлыми» вариантами, у негров - «темными». В результате

    Из книги Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда (4-я редакция) автора Протопопов Анатолий

    О нашем первобытном «Я», или в общих чертах про человеческие инстинкты Во мне два «Я» - два полюса планеты Два разных человека, два врага Когда один стремится на балеты Другой стремится прямо на бега… В.Высоцкий Человек, как известно, относится к отряду приматов, виду HOMO

    Из книги Неандертальцы [История несостоявшегося человечества] автора Вишняцкий Леонид Борисович

    Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

    5. Существуют ли расы? С восемнадцатого столетия до середины двадцатого все антропологи, биологи и социологи признавали, что человеческий род состоит из ряда биологически различимых рас. Так, в 1920-х гг. британский антрополог сэр Артур Кейт писал:«Человеческие типы

    Помогите! Вопросов много, ничего не успеваю.. Ответьте хотя бы на то, что знаете

    81. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического
    82. В чем состоит сходство молекул ДНК и РНК
    83. На какой стадии эмбрионального развития объем многоклеточного зародыша не превышает объема зиготы
    84. Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
    85 Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот
    86. Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК.
    87. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.
    88. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса
    89. Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют
    90. Какие виды топлива – природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта
    91. Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.
    92. Чем характеризуется биологическое разнообразие.
    93 Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Ответ поясните.
    94. Почему клетку считают функциональной единицей живого
    95. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагментмолекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК,имеет следующую последовательность нуклеотидов: АТАГЦТГААЦГГАЦТ.Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, которыйсинтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переноситьэта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствуетантикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
    96. Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют
    97 Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию
    98. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется
    99. Исходным материалом для естественного отбора служит
    100. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
    101. При партеногенезе организм развивается из
    102. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)
    103. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью(доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белойшерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей5
    104. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной
    105. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней,поваленных деревьев, относят к группе
    106. Признак приспособленности птиц к полету
    107. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих
    108. При умственной работе в клетках мозга человека усиливается
    109. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
    110. Пример внутривидовой борьбы за существование
    111. Приспособленность организмов к среде обитания – результат
    112. У человека в связи с прямохождением
    113. К абиотическим факторам среды относят
    114. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются
    115. Необходимое условие устойчивого развития биосферы
    116. Матрицей для трансляции служит молекула
    117. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс
    118. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа
    119. Чистая линия растений – это потомство120. Энергия, необходимая для мышечного сокращения, освобождается при

    1. Совокупность особей одного вида, обитающих в определенном пространстве, свободно скрещивающихся между собой и дающих потомство, составляет

    генетическую систему.

    2. Какое определение дал Ч. Дарвин наследственной изменчивости?

    3. Современное название индивидуальной изменчивости (неопределенная).

    4. Предок собаки по определению Ч. Дарвина.

    5. К какому виду искусственного отбора относится бессознательный отбор?

    6. Борьба за существование между видами.

    7. Борьба за местообитание между птицами одного вида перед размножением.

    8. Как называется борьба между особями одного вида за пищу, место, свет, влагу?

    9. Орган кактуса, выполняющий фотосинтезирующую функцию.

    10. Организм, впадающий в летнюю спячку в результате приспособления к условиям окружающей среды для сохранения своей жизнедеятельности.

    11. Что образуется в результате естественного отбора?

    12. Возникновение определенных признаков у организмов для существования в условиях окружающей среды.

    13. К какой окраске относится приспособленность организмов, которые живут в открытой местности и могут оказаться доступными для врагов?

    14. К какому виду приспособленности относится яркая привлекающая окраска организмов?

    15. К какому виду приспособленности относится сходство формы морского конька и рыбы-иглы с водорослью?

    16. К какому виду приспособленности относятся запасание корма на зиму, забота о потомстве?

    17. Критерий, показывающий сходство внешних и внутренних признаков особей одного вида.

    18. Критерий, определяющий занимаемое местообитание каждого вида.

    19. Критерий вида, показывающий нескрещиваемость между собой особей разных видов.

    20. Критерий, определяющий отличие в поведении организмов.

    21. Результат микроэволюнии.

    закончите предложения: 1.совокупность характерных однотипных признаков, по которым особи одного вида схожи, а особи разных видов различаются

    между собой, -

    2.совокупность характерных признаков внешнего строения организмов, по которым особей одного вида можно отличить от особей другого вида,-

    Докажите, что все человеческие расы принадлежат к одному виду - Человек разумный.


    РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ

    Обратитесь к диску. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

    http://www.africana.ru/science/news/030525 _metis. htm (Каждый пятый человек - метис)

    Раса - это исторически сложившаяся группа людей, объеди­ ненных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследст­ венными особенностями, а также обычаями и традициями. В на­ стоящее время выделяют три большие расы: экваториальную, евразийскую, азиатско-американскую. Все расы составляют один вид - Homo sapiens.

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

    Человек всегда стремился познать свое тело. Истоки анатомии уходят в далекие доисторические времена. Наскальные рисунки говорят о том, что первобытные охотники уже тогда знали о распо­ ложении жизненно важных органов и их значении для организма.

    Сведения о строении сердца, легких, почек идругих органов со­ держатся в дошедших до нас древних книгах: китайской «Нейцзин» (XI-VII вв. до н. э.), индусской «Аюр-Веда» (IX-111 вв. до н. э.).

    Среди первых известных истории ученых следует прежде всего назвать древнегреческого врача Гиппократа (460-377 до н. э.). Он сформулировал учение о четырех типах телосложения и темпе­ рамента. В своих работах он обобщил все разрозненные сведения о строении человеческого тела, полученные его предшественни­ ками.


    в странах Востока. Однако мусульманская религия, как и христианская, запрещала вскрывать трупы, поэтому ана­ томию изучали по книгам Гип­ пократа,Аристотеля, Галена.

    Ученый и врач Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки», в котором содержалось много медицинских сведений того времени. Одна из глав этого труда посвящена анатомии человека. В ней дано общее


    Другой знаменитый ученый - грек Аристотель (384-322 до н. э.) дал название главному кро­ веносному сосуду - «аорта», от­ метил общие черты в строении че­ ловека и животных. Аристотель ут­ верждал, что кровь образуется в печени и оттуда поступает к серд­ цу - источнику чувств, где согре­ вается и по венам оттекает ко всем органам тела.

    Древнеримский врач Клавдий Гален (131-201) первым заинте­ ресовался функциями органов. Из-за существующего тогда за­ прета на вскрытие трупов людей Гален изучал анатомию человека, вскрывая животных - свиней, со­ бак, овец, обезьян: он был уверен в сходстве строения тел животных и человека. В течение четырнад­ цати веков его работы были ос­ новным источником анатомиче­ ских и медицинских знаний.



    В эпоху раннего феодализма (V-X вв.) господство церкви тор­ мозило развитие естественных на­ ук в странах Европы. В то же время эти науки быстро развивались


    ... . . .... .. . "
    . ..... ."
    "... .,
    .. .. . .
    ... ... ...... .i ....... .. 1

    описание строения и функций человече­ ского тела, приведены сведения о костях, суставах, мышцах, сухожилиях, строении зубов, черепа и нервов.

    В начале 11 тысячелетия начинается бы­ строе развитие торговли, культуры, рас­ тут города, развиваются науки, среди них - биология и медицина. В Европе возникают первые медицинские школы. Развитию анатомии способствовало от­ крытие в Европе в XII-XIV вв. первых уни­ верситетов. В XIV-XV вв. университетам было дано право по особому распоря­ жению для учебных целей вскрывать один-два человеческих трупа в год.

    В 1326 г. Мондино да Люцци (1275- 1327) издал первый учебник по анатомии.



    Особых успехов анатомия, как и другие науки, достигла в эпоху Возрождения. Особенно большой вклад в развитие анатомии внесли Леонардо да Винчи (1452-1519) и Андреас Везалий (1514-

    Замечательный художник, математик, инженер Леонардо да Винчи изучал про­ порции тела, впервые составил класси­ фикацию мышц, сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, сердца и других органов, научно описал их. Эти рисунки долгое время находились в различных ча­ стных собраниях, и только в конце XIX в. стало известно об анатомических работах Леонардо. Эти рисунки не потеряли по­ знавательного значения и в наши дни.

    А. Везалий в своем труде «О строении человеческого тела» впервые описал сис­ тематическую анатомию человека (по системам - кости, мышцы, внутренности ит.д.), основанную на собственном опыте вскрытия трупов. Не случайно поэтому

    А. Везалия называют основоположником современной систематической анато­ мии. В то время анатомия была под за­ претом, и А. Везалий вынужден был тай-


    ,.,.,.,.,. l..,.., ,.., """" J

    но, с опасностью для жизни добывать трупы, извлекая их ночью из могил на кладбище. В своих анатомических трудах А. Везалий указывал на анатомические ошибки предшественников, за что подвергался гонениям со стороны противников и недоброжелате­ лей. Покинув из-за этого Падуанский университет, где он препода­ вал анатомию и хирургию, А. Везалий занял пост придворного врача.

    Учениками и последователями А. Везалия в XVI-XVII вв. были сделаны многие важные открытия, исправлены допущенные ранее ошибки. Так, Г. Фаллопий (1523-1562) в «Анатомических наблю­ дениях » впервые тщательно описал строение многих костей, мышц, органов слуха, зрения. Б. Евстахий (1510- 1574) изучал анатомию зубов, почек, вен, органа слуха, занимался сравнитель­ ной анатомией. И. Фабриций (1537- 1619) изучал строение пище­ вода, гортани, описал венозные клапаны. Именами этих исследо­ вателей были названы описанные ими органы: фаллопиева (ма­ точная) труба, евстахиева (слуховая) труба, фабрициева сумка.

    В XVII-XIX вв. анатомия обогатилась новыми фактами и откры­ тиями. В 1628 г. английский ученый У. Гарвей (1578-1657) в своей книге «Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» доказал, что кровь движется по замкнутому кругу: по артериям от сердца, по венам - к сердцу. Его работы послужили формированию самостоятельной науки о работе органов - фи­ зиологии.


    Благодаря усовершенствованию микроскопа А. ван Левенгуком (1632-1723) появилась возможность изучать микроскопическое строение органов и тканей.

    В 1661 г. М. Мальпиги (1628-1694), изучая легкие, открыл аль­

    веолы и капилляры, являющиеся связующим звеном между арте­ риями и венами легких. В 1685 г. Г. Бидлоо (1649-1713) доказал, что нервы состоят из скопления тонких нервных волокон. К. М. Бэр (1792-1876) открыл яйцеклетку человека.

    В России первые анатомические сведения можно найти уже в древних рукописях Х-Х\11 вв. Первые медицинские школы (акаде­ мии) у нас были открыты в XVII-XVII Iвв. В 1658 г. Епифаний Слави­ нецкий перевел на русский язык труды Везалия. Большой вклад в развитие науки о строении тела человека внесли первые отечест­ венные ученые-анатомы. А. П. Протасов (1724-1796) - автор многих русских анатомических терминов, работ о телосложении человека, строении и функциях желудка. С. Г. Зыбелин (1735- 1802) опубликовал книгу «Слово о сложении тела человеческого и о способах, как оное предохранять от болезней», в своих трудах

    u
    высказал мысль об общности происхождения животных и человека. Врач К. И. Щепин (1728-1770) первым начал преподавать анатомию и дру­ гие науки на русском языке.

    Первые учебники по анато­ мии в России появились в нача­ ле XIX в.: руководство П. А. За­ горского (1764-1846) «К со­ знанию строения человече­ ского тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина (1766- 1850) и

    переведенный М. И. Шеиным (1712-1762) на русский язык труд по анатомии Гейстера.

    Создателем новой отрасли науки - топографической ана­ томии, описывающей взаим­ ное расположение внутренних органов друг относительно дру­ га и по отношению к костям скелета, и учения о расположе­ нии основных кровеносных со­ судов и нервных стволов был Н. И. Пирогов (1810-1881).


    П. Ф. Лесгафт (1837-1909) - автор многих сочинений по тео­ ретической анатомии, в которых он исследовал взаимосвязь функций органов и их строения.

    Большая роль в развитии анатомии принадлежит профессо­ ру Московского университета Д. Н. Зернову (1843-1917). Он исследовал индивидуальную изменчивость борозд и извилин го­ ловного мозга, органы чувств, издал учебник по анатомии челове­ ка, переиздававшийся 14 раз. Харьковский анатом В. П. Воробьев (1876-1937) разработал новые методы исследования нервов сердца, желудка, создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Воробьев изобрел новый метод бальзамирования, который был применен для сохранения тела В. И. Ленина. В Петербурге - Ле­ нинграде работал известный анатом В. Н. Танков (1872-1954), изучавший окольные пути тока крови, нервы многих органов. Он автор известного учебника по анатомии человека.

    В небольшом разделе невозможно описать тот вклад, который внесли ученые в развитие знаний о строении тела человека.

    Из всех наук, изучающих организм человека, выделим самые главные.

    Анатомия человека (от греч. «анатоме» - вскрытие, рассече­ ние) - наука о строении человеческого тела.

    Физиология человека (от греч. «физис» - природа) - наука о функциях человеческого организма и его органов.

    Гигиена (от греч. «гигиенос» - здоровый) - наука, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья.

    Докажите,что все человеческие расы принадлежат к одному виду-Человек разумный.Объхясните несостоятельность расизма. и получил лучший ответ

    Ответ от Игорь Золотарев[гуру]
    так никто и не доказал, а некоторые даже наоборот. попробую объяснить: если осла скрестить с лошадью-- получится мул, неспособный к размножению, кролик с зайцем вообще не дадут потомства и еще можно привести ряд примеров, но суть, я думаю ясна. негроиды, европеоиды, азиаты при смешении рас дают вполне жизнеспособное, способное к размножению потомство, а дураков, лентяев во всех расах хватает. хотя мне лично ни негры, ни азиаты особой приязни не вызывают.

    Ответ от Марина Карпухина (Масько) [гуру]
    Несостоятельность расизма презумпируется. Это расисты должны доказывать свою позицию.


    Ответ от Алекс [гуру]
    Человек разумный, как биологический вид, возник около 200 тыс. лет назад в Африке.
    Разделение на расы началось около 40 тыс. лет назад и связано с колонизацией человеком новых территорий.
    Австралийские аборигены, бушмены и индейцы ответвились от общего ствола несколько раньше и могут считаться самостоятельными малыми расами.
    Все расы принадлежат к одному виду и равноценны в биологическом и интеллектуальном отношении.
    Можно прогнозировать тенденцию к сглаживанию межрасовых различий из-за всё возрастающей панмиксии в человеческом обществе.


    Ответ от Leonid Dolinskiy [гуру]
    Эйнштейн, Менделеев, Мартин Лютер Кинг, Чаплин, Куросава, Данте.. . Что тут объяснять??


    Ответ от Ёергей [активный]
    я конечно не расист, но могу сказать что люди живут в разных климатических зонах а это очень сильно отражается на умственных способностях, и не обязательно в целом в мире, достаточно взять нашу страну


    Ответ от Бобруйский Сергей [гуру]
    Все люди - братья! Просто на каком-то этапе эволюции одни расы пошли по прогрессивному пути развития, другие - по регрессивному. И нет ничего обидного в констатации данного факта.
    А то, что сам факт неоспорим - это объективная реальность.
    Ведь никто не спорит, что все достижения человечества в области науки, культуры и техники - это заслуга белой расы. Что самые кровавые вакханалии современности - это заслуга приверженцев радикальной ветви ислама. Что в Африке никого работать даже силой не заставишь и что самые работоспособные и предприимчивые - это представители белой расы, а не черной и желтой. Думаю, до примеров опускаться не будем? Чтобы опять никого не обидеть...


    Ответ от Dddddd [активный]
    1. Отсутствие генетической изоляции
    2. Существование промежуточных рас
    3. Морфо-функциональное сходство у представителей различных рас
    4. Одинаковый уровень развития


    Ответ от 2 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Докажите,что все человеческие расы принадлежат к одному виду-Человек разумный.Объхясните несостоятельность расизма.

    1. Что такое раса? Сколько рас выделил К. Линней? Какие расы выделяют современные учёные?

    Раса – это исторически сложившаяся группа людей, объединённых общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями. К. Линней выделил четыре расы: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую. В настоящее время большинство учёных выделяют три большие расы и несколько десятков малых. Большие расы – экваториальная (австрало-негроидная), евразийская (европеоидная) и азиатско-американская (монголоидная).

    2. Что отличает представителей экваториальной расы?

    Для представителей экваториальной расы (негроидной) характерны тёмная кожа, волнистые или курчавые волосы, широкий приплюснутый нос с большими ноздрями, толстые губы, темный цвет глаз, среднюю степень развития волосяного покрова.

    3. Где живут представители евразийской расы?

    Область распространения евразийской расы (Европеоидной) – Европа, часть Азии, Северная Африка, Америка.

    4. Чем отличаются представители евразийской расы?

    Для её представителей характерны светлая, иногда смуглая кожа, прямые, иногда волнистые мягкие волосы, длинный нос, тонкие губы, обычно хорошо развитые волосы на лице (усы, борода), цвет глаз от светло-голубых до черных.

    5. К какой расе относятся американские индейцы?

    К монголоидной или азиатско-американской расе

    6. Приведите примеры признаков той или иной расы, носящих, по всей видимости, приспособительный характер.

    Жители тропических стран, подвергающиеся действию ультрафиолетового облучения, имеют темный цвет кожи, содержащей защищающий организм пигмент меланин, и пышные курчавые волосы, создающие теплоизоляционный слой, - это люди, относящиеся к негроидной расе. Люди монголоидной расы, живущие в открытых степях с сухими горячими ветрами, имеют суженные глазные щели. У людей холодных природных зон – европеоидная раса – узкий и более длинный нос, чем у представителей других рас, т.к. при вдыхании холодного воздуха происходит его необходимое прогревание в носовых ходах.

    7. Попытайтесь описать механизм образования расы и представить его в виде схемы. Какие ещё точки зрения на механизм образования рас существуют в современном научном мире?

    Расы появились в результате расселения и географической изоляции предков современных людей в разных природно-климатических условиях. Первое разделение единой африканской ветви на две (негроидную и европеоидно-монголоидную) произошло около 40-100 тыс. лет назад на стадии палеантропа. Вторым было разделение европеоидно-монголоидной ветви на западную (европеоидную) и восточную (монголоидную), что соответствует времени заселения новых территорий первобытными людьми. Миграция приводила к появлению новой изолированной популяции, характеризующейся значительным генотипическим образованием. Случайные признаки в такой популяции, принесенные немногими членами – основателями расы, сохранились в результате близкородственного скрещивания и стали признаками всей расы. Естественный отбор сохранял и распространял в популяции адаптивные признаки, повышающие жизнеспособность особей. Дрейф генов в малых по численности популяциях людей закреплял нейтральные признаки, не повышающие и не понижающие в данных условиях выживаемость потомства.

    Представления о происхождении рас и первичных очагах расообразования отражены в нескольких гипотезах. В соответствии с гипотезой полицентризма, автором которой является Ф.Вайденрайх (1947), существовало четыре очага расообразования - в Европе или Передней Азии, в Африке южнее Сахары, в Восточной Азии, в Юго-Восточной Азии и на Больших Зондских островах. В Европе или Передней Азии сложился очаг расообразования, где на основе европейских и переднеазиатских неандертальцев возникли европеоиды. В Африке из африканских неандертальцев образовались негроиды, в Восточной Азии синантропы дали начало монголоидам, а в Юго-Восточной Азии и на Больших Зондских островах развитие питекантропов и яванских неандертальцев привело к формированию австралоидов. Следовательно, европеоиды, негроиды, монголоиды и австралоиды имеют свои собственные очаги расообразования. Однако эта гипотеза вызывает возражения.

    B соответствии с гипотезой моноцентризма (Я.Я.Рогинский, 1949), которая основана на признании общности происхождения, социально - психического развития, а так же одинакового уровня физического и умственного развития всех рас, последние возникли от одного предка, на одной территории. Но последняя измерялась многими тысячами квадратных километров. Предполагается, что формирование рас произошло на территориях, Восточного Средиземноморья, Передней и, возможно Южной Азии.

    8. Сколькими видами представлено человечество? Докажите, что все человеческие расы принадлежат к одному виду – Человек разумный.

    На данный момент человечество представлено одним видом - Человек разумный. Единство всех рас подтверждается наличием общих видовых признаков, плодовитостью потомства при смешанных браках, сходностью изменений, наблюдаемых в настоящее время у представителей разных рас и проявляющихся в снижении общей массивности скелета и ускорении физического развития организма.

    9. Что такое теория расизма? Существует ли для неё биологическое обоснование? Приведите аргументы, опровергающие расизм.

    Расизм – исходящая из антинаучного утверждения теория о неравноценности рас, реакционная теория и политика господства “высших”, “полноценных” рас над “низшими” “неполноценными”.

    Биологических обоснований этой теории не существует, так как все расы равноценны и принадлежат одному виду – Человек разумный, между ними не существует принципиальных различий в способностях к обучению, творческой и трудовой деятельности. Различия в уровне развития культуры и техники народов разных рас зависят от общественно – экономических условий.

    10. Как вы считаете, изменится ли внешний облик представителя экваториальной расы, если он будет жить в Сибири?

    Нет, внешний вид не поменяется, так особенности внешнего вида заложены в нас фено- и генотипически при рождении и зависят от рас наших родителей и их сочетания, а не от места обитания в данный момент времени.