• Презентация особенности овладения речью ребенка дошкольного возраста. Презентация "возрастные нормы речевого развития детей" презентация по развитию речи на тему. существенные признаки предметов

    Презентация на тему: Особенности речевого развития детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи








    1 из 7

    Презентация на тему:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Характеристика познавательной деятельности детей с ОНР Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую и звуконаполняемость словСвязное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитие словесно-логического мышления.Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя вовлечься в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемость, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Три уровня ОНР(Р. Е. Левина) Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Дети пользуются жестами и мимикой. Речь ребёнка понятна лишь в конкретной ситуации.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Второй уровень речевого развитияу детей появляется фразовая речь. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьёй, знакомыми явлениями окружающего мира, но они не знают многих слов, обозначающих животных и их детёнышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т.д.Характерным остаётся ярко выраженный агромматизм. Понимание обращённой речи остаётся неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Третий уровень речевого развитияхарактеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Работа воспитателя в группах с общим недоразвитием речи Воспитатель закрепляет речевые навыки детей, полученные на логопедических занятиях. Воздействие воспитателя должно быть многоаспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание должно уделяться развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления), внимания, памяти, что создаёт необходимые предпосылки для формирования речи.Воспитатель должен помочь ребёнку овладеть всеми видами деятельности, которая предусмотрена программой массового детского сада. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, на правильное отношение детей к окружающим, выработку правильного поведения в коллективе, а так же развитие их этических и нравственных представлений.

    Связная речь

    Связная речь - смысловое развернутое
    высказывание, обеспечивающее общение
    и взаимопонимание
    Связная речь - процесс, деятельность
    говорящего
    Продукт, результат деятельности,
    текст, высказывание

    Формы связной речи

    Диалог
    разговорная
    лексика и
    фразеология
    простые и сложные
    бессоюзные
    предложения
    кратковременное
    предварительное
    обдумывание
    Монолог
    литературная
    лексика
    развернутость
    высказывания,
    законченность,
    логическая
    завершенность
    связность
    монолога
    обеспечивается
    одним говорящим

    Развитие диалогической речи

    Собственно
    речевые умения
    Умения речевого
    этикета
    Умение общаться
    для планирования
    совместных
    действий
    Неречевые
    (невербальные)
    умения

    Требования к диалогической речи

    понимание речи окружающих и использование активной речи детей
    Ранний
    как средства общения
    возраст
    выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
    Младший задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что?
    дошкольный Где? Что делает? Зачем?)
    возраст
    вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на
    вопросы и задавать их
    Средний
    дошкольный рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
    возраст
    участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
    Старший формулировать и задавать вопросы
    дошкольный формирование культуры общения
    возраст

    Признаки монологического высказывания

    целостность (единство
    темы, соответствие всех
    микротем главной
    мысли)
    плавность (отсутствие
    длительных пауз в
    процессе
    рассказывания)
    объем высказывания
    структурное
    оформление (начало,
    середина, конец)
    связность (логические
    связи между
    предложениями и
    частями монолога)

    Для достижения связности речи необходим ряд умений:

    понимать и осмысливать тему, определять ее границы
    отбирать необходимый материал
    располагать материал в нужной
    последовательности
    пользоваться средствами языка в соответствии с
    литературными нормами и задачами высказывания
    строить речь преднамеренно и произвольно

    Связные высказывания

    по функции
    (назначению)
    описание
    повествование
    рассуждение
    контаминация
    по источнику
    высказывания
    монологи:
    - по игрушкам
    - и предметам
    - по картине
    - из опыта
    - творческие
    рассказы
    по ведущему
    психическому
    процессу, на
    который опирается
    ребенок
    по зрительному,
    осязательному или
    слуховому
    восприятию
    по памяти
    по воображению

    В раннем возрасте - слушать и повторять по
    подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4
    фразах рассказывать по картинке или об увиденном
    на прогулке.
    Во 2 младшей группе - пересказывать хорошо
    знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по
    наглядному материалу.
    В средней группе дети могут составлять небольшие
    рассказы из личного опыта сначала с опорой на
    картинку или игрушку, а затем и без опоры на
    наглядный материал.
    В старшей группе дети связно, последовательно
    пересказывают литературные произведения, выразительно
    передавая диалоги действующих лиц, характеристики
    персонажей.
    В подготовительной к школе группе детей учат
    строить разные типы текстов (описание,
    повествование, рассуждение) с соблюдением их
    структуры.

    Приемы обучения рассказыванию

    Совместное
    рассказывание
    Образец
    рассказа
    Анализ
    образца
    рассказа
    План
    рассказа
    Частичный
    образец
    Составление
    рассказа по
    частям
    Коллективное
    составление
    рассказа
    Составление
    рассказа
    подгруппами
    Моделирование

    вспомогательные
    вопросы
    прослушивание
    детьми своих
    рассказов
    указания
    Приемы
    подсказ
    нужных
    слов
    исправление
    ошибок

    Пересказ литературных произведений

    Пересказ – осмысленное воспроизведение
    литературного текста в устной речи.
    воспитательная ценность;
    доступность по содержанию – знакомые герои, персонажи
    с ярко выраженными чертами характера, понятными
    мотивами поступков
    четкая композиция
    динамичность сюжета
    разнообразные и точные определения

    подробный
    или близкий
    к тексту
    краткий или
    сжатый
    с творческими
    дополнениями
    виды
    пересказа
    с
    перестройкой
    текста
    выборочный

    Требования к пересказам

    Осмысленность
    Полнота
    передачи
    произведения
    Последовательно
    сть и связность
    пересказа
    Использование
    словаря и
    оборотов
    авторского
    текста
    Плавность
    пересказа
    Выразительность
    и фонетическая
    правильность речи

    Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:

    осмысленное восприятие
    произведения
    педагогическое руководство самим
    процессом пересказывания
    анализ и оценку речевой деятельности
    детей

    Рассказывание по игрушкам

    монологописание
    монологповествование

    Виды игрушек

    дидактические
    (матрешки, башенки,
    пирамидки, бочонки)
    сюжетные (образные):
    куклы, машины,
    животные, посуда,
    мебель, транспорт
    наборы – мальчик,
    девочка, сани, собака;
    девочка, домик, курица,
    кошка; заяц и собака

    Виды занятий по игрушкам

    Описание
    игрушки
    «Магазин игрушек» (посуды,
    одежды), «Чудесный
    мешочек», «Кто это?»,
    «Почтальон принес посылку»
    отгадывание и составление
    загадок
    рассказ по набору игрушек
    Сюжетные
    рассказы
    (повествования)
    рассказ по отдельной
    игрушке

    Рассказывание по картине

    Предметные
    картины
    Репродукции
    картин мастеров
    искусства
    Дидактические
    картины
    Серия или
    набор картин
    Сюжетные
    картины

    Требования к отбору картин

    - содержание картины должно быть интересным,
    понятным, воспитывающим положительное
    отношение к окружающему

    - картина должна быть высокохудожественной
    - Не должно быть картин с чрезмерным
    нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются
    от главного
    - Сильное сокращение и заслонение предметов
    вызывает их неузнаваемость.

    Этапы обучении детей рассказыванию по картине

    В младшем дошкольном возрасте обогащение словаря, активизация речи детей,
    рассматривание картины и умение отвечать на
    вопросы по их содержанию.
    В среднем дошкольном возрасте детей учат
    рассматривать и описывать предметные и
    сюжетные картины сначала по вопросам
    воспитателя, а затем по его образцу.
    В старшем дошкольном возрасте - дети
    описывают предметные и сюжетные картины,
    составляют сюжетные рассказы по серии картин,
    придумывают начало и конец сюжету картины.

    Рассказывание по картине (младший возраст)

    Рассказывание по картине (средний возраст)

    описание и
    сравнение
    предметных
    картин
    типы
    высказываний
    описание
    сюжетных
    картин
    повествование
    по серии
    сюжетных
    картин

    Рассказывание по картине (старший возраст)

    Рассказывание по картине (старший возраст)

    Образец (для развития
    творчества)
    по одной из двух
    предлагаемых для
    рассказывания картин
    в виде начала (дети
    продолжают и заканчивают
    его)
    план в виде вопросов и
    указаний

    Построение рассказа по серии сюжетных картин

    Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам

    «Почему на картину весело
    смотреть?» или «Чем вас
    развеселила картина?»

    Творческий рассказ-повествование

    Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов

    И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

    Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Ма

    Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан
    и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с
    арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

    Рассматривание и описание натюрморта

    «Сирень» И. Левитан
    «Цветы» Д. Налбандян

    Рассказывание из опыта

    темы
    Ср. гр. – как провели
    праздник новогодней
    елки; о родном доме, о
    своей кошке или собаке;
    как работали на
    огороде; как меняли
    рыбкам воду в
    аквариуме; что видели
    на кухне
    Ст. и подг.гр. – о том, как
    провели праздник; что
    видели во время экскурсий
    в библиотеку, в школу; про
    то, как отдыхали летом;
    наш огород; как шьют
    одежду; мой лучший друг
    (подруга); как мы
    заботимся о малышах, о
    маме

    Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

    Рассказы,
    отражающие
    коллективный
    опыт детей
    о событиях, в
    которых принимали
    участие все дети
    (экскурсия на
    почту)
    «Расскажи, как ты
    Рассказы,
    провел выходной
    отражающие
    день»; «Расскажи о
    индивидуальный
    своем доме»
    опыт детей

    Вид рассказывания определяет прием обучения:

    анализ
    и
    оценка
    детских
    рассказ
    ов
    подска
    з
    нужног
    о слова
    образец
    рассказа
    воспитат
    еля
    план
    рассказа
    вспомогат
    ельные
    вопросы
    указан
    ия
    совместны
    й рассказ
    воспитате
    ля и
    ребенка

    Творческое рассказывание

    сочинение
    рассказов,
    сказок, описаний
    Формы
    словесного
    творчества
    сочинение
    стихотворений,
    загадок,
    небылиц
    словотворчество

    Этапы формирования детского художественного творчества

    Первый
    этап
    Накопление опыта.
    Произведения искусства помогают ребенку
    острее чувствовать прекрасное в жизни,
    способствуют зарождению художественных
    образов в его творчестве.
    Второй
    этап
    возникает замысел, идут поиски
    художественных средств.
    поиски композиции, выделение
    поступков героев, выбор слов, эпитетов.
    Третй
    этап
    новая продукция.
    анализ результатов творчества
    взрослым.

    Тематика творческих рассказов

    С конкретным
    содержанием
    «Как мальчик нашел
    щенка», «Как Таня
    ухаживала за сестренкой»,
    «Подарок маме», «Как Дед
    Мороз пришел на елку в
    детский сад», «Почему
    девочка плакала», «Как
    Катя потерялась в
    зоопарке».
    На отвлеченную тему
    «Про веселый случай»,
    «Про страшный случай»
    по типу «У страха глаза
    велики», «Про
    интересный случай».

    Виды творческих рассказов

    рассказы
    реалистического
    характера
    сказки
    сочинение
    рассказов по
    аналогии с
    литературным
    образцом
    описания
    природы

    Приемы обучения творческому рассказыванию

    рассказывание детей вместе с воспитателем по
    вопросам
    придумывание детьми продолжения авторского
    текста
    вспомогательные вопросы
    План в виде вопросов
    рассказывание по сюжету

    Обучение рассказыванию по готовым сюжетам

    приемы,
    активизирующие
    воображение
    описание
    персонажа
    опора на образ
    главного героя
    при составлении
    рассказа

    Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

    Педагог советует, о чем можно
    придумать рассказ (об интересном
    случае, который произошел с мальчиком
    или девочкой, о дружбе зверей, о зайце
    и волке)
    Предлагает ребенку придумать название
    будущего рассказа и составить план
    «Сначала скажи, как твой рассказ будет
    называться, и коротко – о чем ты
    будешь рассказывать сначала, о чем в
    середине и о чем в конце. После этого
    расскажешь все».

    Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

    1
    активизируется запас известных сказок с целью
    этап усвоения их содержания, образов и сюжетов.
    2 этап
    3 этап
    анализ схемы построения сказочного повествования,
    приемы совместного творчества: выбирает тему, называет
    персонажей – героев будущей сказки, советует план,
    начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие
    сюжета.
    активизируется самостоятельное развитие сказочного
    повествования: детям предлагается придумать сказку
    по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно
    выбрать тему, сюжет, персонажей.

    Описание природы

    1. Обогащение детских представлений о природе в
    процессе наблюдений, обучение умению видеть
    красоту окружающей природы.
    2. Рассматривания художественных картин и
    сравнения красоты изображенного с живой
    действительностью.
    3. Обучение детей описанию объектов природы по
    представлению.
    4. Обучение умению описывать природу, обобщать
    свои знания, впечатления, полученные во время
    наблюдений, рассматривания картин, слушания
    художественных произведений.

    Связные высказывания типа рассуждений

    - обучение их целостным связным рассуждениям,
    состоящим из тезиса, доказательства и выводов
    - формирование умений вычленять существенные
    признаки предметов для доказательства выдвинутых
    тезисов
    - использовать различные языковые средства
    для связи смысловых частей (потому что, так
    как, поэтому, значит, следовательно)
    - употреблять при доказательстве слова вопервых, во-вторых
    - включать элементы рассуждения в другие типы
    высказываний (контаминация).

    1. Создание проблемных
    ситуаций с опорой на
    наглядный материал:
    складывание
    детьми разрезных
    картинок и
    объяснение своих
    действий
    выстраивание
    серии сюжетных
    картинок Игры
    типа «Разложи и
    объясни»

    Обучение высказываниям типа рассуждений

    определение
    несоответствия
    явлений,
    изображенных на
    картинке, выделение
    нелогичных ситуаций
    (игра «Небылицы в
    картинках»)
    выявление причинноследственных
    отношений между
    объектами,
    изображенными на
    картинке

    Обучение высказываниям типа рассуждений

    классификация
    картинок по
    родам и видам в
    играх типа
    «Убери
    лишнюю»
    отгадывание
    загадок с
    опорой на
    картинку в
    играх «Найди
    отгадку»

    Обучение высказываниям типа рассуждений

    2. Задания на вербальной основе:
    беседы по содержанию произведений художественной
    литературы с обсуждением положительных и
    отрицательных поступков героев, их мотивов
    речевые логические задачи
    объяснение пословиц, загадывание и
    отгадывание загадок без опоры на
    наглядный материал
    составление высказываний-рассуждений на
    предложенную тему (примерные темы:
    «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого
    можно назвать хорошим товарищем?»).

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

    2 слайд

    Описание слайда:

    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах. Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка. Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами. У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть - утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов. Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его к творчеству. Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в работе с текстом. Существуют определённые особенности развития речи в каждый возрастной период, кратко их охарактеризуем: В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно - мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты. К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми. Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) . Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов. Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) . Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно. Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки). Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) . Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

    5 слайд

    Описание слайда:

    В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги. В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет? Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему? К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать. В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) . Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика. В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

    7 слайд

    Описание слайда:

    В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу. Особенности развития речи детей 6-7 лет (подготовительная группа) . У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования). Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово. Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече - двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем).

    8 слайд

    Описание слайда:

    Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения. Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения. Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи. Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).

    9 слайд

    Описание слайда:

    Все перечисленные особенности развития речи детей дошкольного возраста, характерны для развития ребёнка без отклонений от нормы. У вас есть основания для беспокойства за речь ребенка, если: - он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы; - ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать; - искажает слоговую структуру слов (например, вместо поросенок говорит посек, вместо велосипед –выписед); - неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова); - не может связно рассказать о происходящих событиях; - у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих); - ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом (например, овощи, одежда); - затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним; - у него носовой оттенок голоса, заикание или смазанная нечеткая речь (говорит, как будто каша во рту).

    10 слайд

    Описание слайда:

    Для нормального становления речевой деятельности необходимы: - определенная степень зрелости различных структур головного мозга; - координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; - развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций; - формирование потребности в общении. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты. 1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь. 2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических).

    11 слайд

    Описание слайда:

    3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста Возрастные нормы речевого развития детей Подготовила: Дацкевич Т.Н. учитель-логопед

    Характеристика речи детей первой младшей группы Словарь: Активный словарь ребенка достигает примерно 1000–1500 слов. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Грамматический строй: Дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Дети начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Звукопроизношение: К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б"], [п], [п"], [м], [м"], [т], [т"], [н], [н"], [к], [к], [г], [г"], [в], [в"], [ф], [ф"]). Основна задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.

    Характеристика речи детей второй младшей группы. Словарь: Словарный запас 1500-1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов, Постепенно появляются прилагательные и наречия, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Грамматический строй: Начищает использовать развернутые предложения. Дети овладевают грамматическими формами: мн.ч, В.п. и Р.п. существительного, изменяют основу глагола. Связная речь: Дошкольникам доступна простая форма диалога. Рассказывает об увиденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Звукопроизношение: Ребенок правильно произносит свистящие звуки [с], [с"], [з], [з"].

    Характеристика речи детей средней группы. Словарь: Активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей. Грамматический строй: Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой. Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом. Выполняет три последовательные команды. Понимает условные предложения со словами «если». Связная речь: Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы (с помощью взрослых). Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Искажёнными могут оставаться звуки [Л] и [Р].

    Характеристика речи детей старшей группы. Словарь: Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Ребенок может дать несколько характеристик одного предмета (кошка полосатая, мягкая, пушистая, мурчащая). В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Связная речь: Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями. Звукопроизношение: В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. C пособен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова (экскаватор).

    Характеристика речи детей подготовительной группы. Словарь: Словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицируют предметы. Грамматический строй: Дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Должны употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле). Правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.) Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел).

    Связная речь: Дети должны понимать обращенную к ним речь в полном объеме. Понимать сложные двусмысленные тексты. Самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки. Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А». Звукопроизношение: В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте. Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков. Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ