• Наука и образование в первой половине XIX века - презентация. Наука и образование в первой половине XIX века Образование в первой половине 19 века презентация


    Университеты. К началу 19 века в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре 1 был открыт Лесной институт. Николай 1 покровительствовал инженерно- техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академия.


    Средние учебные заведения. В первой половине 19 века продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине 2. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве. Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.


    Школы Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое- где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной. Среди крестьян грамотность составляла около 5%.


    Наука в России. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский() построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Н.Н. Зинин()




    Развитие образования

    • В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 г. реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причём, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

    Развитие наук в России

    • Биология
    • Медицина
    • Геология
    • Астрономия
    • Математика
    • Физика
    • Химия

    Биология

    • К началу века богатейший фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьёзном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменяемости растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран. Ученые- ботаники и зоологии собрали прекрасные коллекции животных и растений Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки. В 1812 г. был основан Крымский ботанический сад, ставший на долгие десятилетия одним из центров русской ботаники.

    • В 1806 г. утверждал, что земная поверхность и населяющее ее существа со временем претерпевают коренные изменения.
    • В 1816 г. выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития.
    • Его работа «Всеобщий закон развития природы» (1834) обосновала представления о развитии живых рганизмов.(предшественник Ч.Дарвина и его учения.

    Иван Алексеевич Двигубский

    Иустин Евдокимович Дядьковский

    Карл Максимович Бэр


    Медицина

    • Н.И. Пирогов-профессор Медико-хирургической академии. В годы Крымской войны он впервые на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов гипсовую повязку.

    Геология

    • Период бурного развития переживала в эти годы геология. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений- «нептунистами» (считавшими, что все геологические процессы обусловлены действием воды) и «плутонистами» (полагавшими, что основой этих процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли). Большинство геологов стояло на позициях плутонизма.

    Астрономия

    • В астрономии шёл медленный процесс накопления знаний, приведший в последующем к настоящей революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. Особое значение для развития астрономии в России имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории. Она стала центром астрономических работ в нашей стране и была оснащена по последнему слову тогдашней техники.

    Математика

    • Высшая математика, преподававшаяся прежде лишь в военно-технических школах, стала теперь одним из основных предметов во всех университетах страны. В них были открыты специальные физико-математические факультеты. Особенно велик был вклад в развитие математической физики Михаила Васильевича Остроградского. Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Николаем Ивановичем Лобачевским. Окончательное признание открытие Лобачевского получило позже.
    • В области физики XIX век начался с изобретения первого источника электрического тока, в результате чего вся мировая наука и техника вступили в качественно новый этап развития. В России первая работа в этой области появилась уже в 1801 г. В 1802 г. Василий Владимирович Петров разработал гальваническую батарею. Она позволяла получать устойчивую электрическую Дугу - прообраз будущей электрической лампочки. В Западной Европе такая дуга была создана лишь 7 лет спустя. Уже эти первые исследования диктовали необходимость разработки теории электрических явлений. Над ее созданием трудились многие ученые, но наибольших результатов удалось достичь Борису Семеновичу Якоби и Эмилию Христиановичу Ленцу. В 1833 г. Ленц установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца), а спустя год на этой основе был изобретен электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1840 г. Якоби изобрел гальванопластику - метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества.Все это создавало предпосылки для крупнейших технических изобретений, основанных на электрической энергии. Уже в 1832 г. Павел Львович Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф - прибор для передачи письменных сообщений по проводам. В 1850 г. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа.

    Василий Васильевич Петров

    Гальваническая батарея

    Эмилий Христианович Ленц

    Борис Семёнович Якоби

    Павел Львович Шиллинг


    • Российские исследователи трудились во всех отраслях химии - теоретической, органической, неорганической. Константин Сигизмундович Кирхгоф разработал способ получения глюкозы. Кристиан Иоганн Гротгус, работавший в Литве, открыл основной закон фотохимии, согласно которому химическое превращение вещества может вызвать только тот свет, который поглощается самим этим веществом. В 1840 г. Герман Иванович Гесс открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам.
    • В 1826-1827 гг. Петр Григорьевич Соболевский и Василий Васильевич Любарский положили начало порошковой металлургии. У истоков органической химии в России стояли А. А. Воскресенский, Ю. Ф. Фрицше, Н. Н. Зинин.
    • Открытия русских ученых первой половины века предвосхитили расцвет химии во второй половине XIX - начале XX в.

    Источники:

    • Учебник истории России. 8 класс.(А. А.Данилов, Л. Г. Косулина)
    • Поисковая система «Яндекс»
    • Яндекс.Картинки
    • Сайт. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.(http://school-collection.edu.ru/)

    Презентация на тему "Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники" по истории в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников познакомить учащихся с развитием образования и науки в первой половине 19 века. Автор презентации: учитель истории, Антоненкова А.В.

    Фрагменты из презентации

    Развитие образования в первой половине XIX века

    • В 20-50 – е годы отношение правительства к нуждам образования изменилось. Теперь школа была нацелена на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах.
    • Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстро развивались училища по подготовке специалистов в различных областях. Рос объём литературы для всех слоёв населения. Развивалось и библиотечное дело. В 30-40 –е годы библиотеки были открыты по инициативе местной общественности в большинстве уездных и губернских городов.
    • Совершенствование системы образования во многом способствовало развитию отечественной науки.

    Развитие науки

    Биология
    • Двигубский Иван Алексеевич - естествоиспытатель. Из семьи священника. Среднее образование получил в Харьковском Коллегиуме, по окончании которого был оставлен там учителем риторики. В 1793 г. поступил в на медицинский факультет Московского университета, в 1796 г. окончил его с золотой медалью и был назначен смотрителем кабинета естественной истории. В 1798 г., представив диссертацию, произведен в должность адъюнкта и начал преподавать естественную историю и физику в Благородном пансионе. В июле 1802 г. защитил диссертацию первый опыт описания фауны Московской губ., и получил степень доктора медицины, после чего "для усовершенствования в естественной истории, химии врачебном веществословии" был командирован заграницу.
    • Карл Максимович Бэр. Родился 17 февраля 1792 г., имение Пип (Эстляндия). Умер 16 ноября 1876 г., Дерпт. Естествоиспытатель. Иностранный член-корреспондент РАН с 20 декабря 1826 г., ординарный академик по зоологии с 9 апреля 1828 г., иностранный почетный член с 28 октября 1830 г., вторично ординарный академик с 11 апреля 1834 г. по 27 октября 1862 г., почетный член со 2 ноября 1862 г. с правом присутствия и голоса в заседаниях.
    Медицина

    Н.Н. Пирогов Являлся основоположником военно – полевой хирургии. В годы Крымской войны применял наркоз Использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.

    Астрономия

    Шёл медленный процесс накопления знаний, который привёл в последствии к революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволили составить более детальное описание Солнечной системы. В 1839 году была создана Пулковская обсерватория, ставшая центром астрономических работ.

    Математика
    • Лобачевский Николай Иванович (1792-1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии (геометрия Лобачевского).
    • Ректор Казанского университета (1827-1846).
    • Труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.
    • В 1826 г. профессор Казанского университета Н.Н.Лобачевский создал неевклидову геометрию, которая нашла практическое применение только во II- половине XX-века.
    Физика
    • Петров Василий Владимирович (1761-1834), российский физик, один из первых российских электротехников, академик Петербургской АН (1809).
    • Ленц Эмилий Христианович (1804 – 1865), русский физик и электротехник, академик Петербургской АН (1830), ректор Санкт-Петербургского университета (с 1863).
    • Выдающийся вклад в физику составили работы Ленца по электромагнитной индукции и нагревательному действию тока.
    • Им установлено знаменитое правило направления электродвижущей силы индукции (закон Ленца).
    • В 1842 г. независимо от Дж. Джоуля Ленц открыл закон теплового действия электрического тока (закон Джоуля - Ленца).
    • Совместно с Б.С.Якоби впервые разработал методы расчета электромагнитов в электрических машинах.
    • Якоби Борис Семенович (наст. имя и фам. Мориц Герман фон Якоби,) (21 сентября 1801, Потсдам - 11 марта 1874, Санкт-Петербург), российский физик и изобретатель в области электротехники,
    • Б.Якоби и Э.Ленц разработали теорию электрических явлений на основе которой был созданы электродвигатель и гальванопластика.
    • Б. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат в 1839 г. Этот аппарат стал практически первым телеграфным записывающим устройством и действовал на подземной линии Петербург - Царское Село.

    Русские путешественники и первооткрыватели

    • В 1803 г. на кораблях « Надежда» и « Нева» отправились в экспедицию на исследования северной части Тихого океана. В ходе плавания были нанесены на карту более тысячи километров берегов Сахалина, собраны наблюдения о многих районах через которые проплывали.
    • Открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Собрал много данных об Алеутских островах и Аляске, островах тихого и Ледовитого океанов.
    • Участник первой русской кругосветной экспедиции. В 1819 – 1821 гг. на шлюпках « Восток» и « Мирный» отправились в путешествие. 16 января подошли к берегам неведомой Антарктиды. Ими была открыта группа островов, названная островами Россиян. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента.
    • Исследовал территории, примыкавшие к Тихоокеанскому побережью Северо-Западной Америки, установил торговые связи с Калифорнией, Гавайскими островами, Китаем. По распоряжению Баранова в 1812 году основан Форт Росс в Калифорнии. Также основал большинство русских поселений на Аляске, в том числе Новоархангельск (с 1867 года - Ситка) и перенес туда центр Русской Америки. За «…усердие его к заведению, утверждению и расширению в Америке российской торговли» в 1799 году император Павел I Петрович наградил Баранова именной медалью
    • 23 ноября (5 декабря) 1813), Дракино, Костромской губернии - 17 (29) апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.
    • В 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852-1855 гг. во время экспедиции были открыты острова Римского – Корсакова, удалось побывать в закрытой Японии и даже подписать с ними договор.

    Образование и культура в 17 веке вышли на совершенно новый уровень. Только в этот период культура смогла отойти от канонов, диктуемых религией и обратиться более приземленным ценностям человеческой жизни.

    Важнейшим для страны событием стало начало книгопечатания в 1533 году. Первой изданной книгой с выходными данными стал труд «Апостол». Напечатали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. Но, только через почти сто лет, в 1633-м увидел свет первый букварь, составленный Василием Бурцевым. Далее, в 1648 вышла «Грамматика» Милетия Смотрицкого. А в 1670-м начали издавать новую азбуку.

    В стране открывались новые учебные заведения. Так, в 1665-м открыта школа для подготовки подьячих для службы в госучреждениях в Заиконоспасском монастыре, а в 1680 – школа была организована при Печатном дворе. По инициативе Сильвестра Медведева открывается Славяно-латинское училище (с 1701 года - академия). Это было первое высшее учебное заведение в России.

    Правительство оказывало серьезную поддержку распространению грамотности в среде посадских людей. В страну приглашались иностранные ученые для преподавания светских дисциплин и монахи для преподавания наук духовных.

    Культура россии в 17 веке, так же, получила немалое развитие. 17 век – время появления новых жанров в литературе: бытовые сатирические повести («Повесть о Ерше Ершовиче»), драматургия, поэзия. Последние 2 жанра были основаны Симеоном Полоцким. Он же стал автором первых пьес, поставленных в русском придворном театре, который был основан в 1670 году. Основоположником еще одного направления в литературе, биографического, стал протопоп Аввакум, автор небезызвестного «Жития».

    Много нового принес 17 век и в живопись. Во второй половине17 века зародилась светская портретная живопись, которая привнесла элементы сходства изображений и тех лиц, с которых писались портреты. Ее основоположник, Ушаков, работал в Оружейной палате Кремля, а так же, при художественном центре. Он изобразил наиболее выдающихся людей эпохи на иконе «Богоматерь Владимирская».

    Появился новый архитектурный стиль, возникший в результате слияния барокко и традиций русской архитектуры. Он получил название нарышкинского (московского) барокко. Для зодчества того периода характерны цветной декор, многоярусность, симметричные композиции. Наиболее яркие примеры: церкви Спаса Нерукотворного в Уборах (1679 г.) и Покрова в Филях (1693 г.). 17 век - это время возведения первых каменных строений бытового назначения. Примером могут послужить – московские гостиные дворы, Поганкины палаты (Псков).

    Развитие науки и новых технологий подстегивалось потребностями быстро развивающегося государства. Для русских мастеров того периода характерны серьезные познания в математике, химии, физике. Доказательством тому служит «Устав ратных, пушечных и других дел». Анисия Михайлова. Освоение новых территорий (экспедиции Хабарова, Дежнева и других) приводит к быстрому развитию географии.

    ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 19 ВЕК

    ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 8 КЛАССА:

    БАРИНОВ АЛЕКСЕЙ


    РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    В САМОМ НАЧАЛЕ 19 В. В РОССИИ ОКОНЧАТЕЛЬНО СЛОЖИЛАСЬ СИСТЕМА ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОВЕДЕННАЯ РЕФОРМА 1803 Г. В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВЕЛА К СОЗДАНИЮ В КАЖДОМ ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ ГИМНАЗИИ, А В КАЖДОМ УЕЗДНОМ ГОРОДЕ УЕЗДНОГО УЧИЛИЩА. ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА СОЗДАВАЛИСЬ ТАКЖЕ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. ПРИЧЕМ, ЧТО БЫЛО ОЧЕНЬ ВАЖНО, В НИХ ПРИНИМАЛИСЬ ДЕТИ «ВСЯКОГО СОСТОЯНИЯ», БЕЗ РАЗЛИЧИЯ «ПОЛУ И ЛЕТ».

    ГИМНАЗИЯ

    • ГИМНАЗИЯ - ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, СПОРТЗАЛ; ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ТЕРМИН ТАКЖЕ УПОТРЕБЛЯЛСЯ В ЗНАЧЕНИИ «МЕСТО ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ». В ПЕРВОМ ЗНАЧЕНИИ ГИМНАЗИЯ ВСТРЕЧАЕТСЯ В ДРЕВНИХ ГОРОДАХ ГРЕЦИИ, ЕГИПТА, СИРИИ И ОСТАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ МАЛОЙ АЗИИ, В КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНИЛАСЬ ГРЕЧЕСКАЯ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. В ГИМНАЗИИ ИЗУЧАЛИ ФЕХТОВАНИЕ, КУЛАЧНЫЙ БОЙ, ВЕРХОВУЮ ОХОТУ, ГИГИЕНУ, ТАНЦЫ, МУЗЫКУ, РИТОРИКУ, МАТЕМАТИКУ.
    • В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ, А ПОТОМ В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ИМПЕРИИ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИЯХ ПОСТОЯННО МЕНЯЛСЯ. КУЛЬТУРА ТЕХ ВРЕМЁН ПРЕВОЗНОСИЛА ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАД ОБЩИМ. АРИСТОТЕЛЬ ПИСАЛ О НЕОБХОДИМОМ БЕСПЛАТНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ, ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕВУШЕК, ИЗДАЛ МНОЖЕСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ, ПО КОТОРЫМ ОБУЧАЛИ ДО СЕРЕДИНЫ XVIII В. ЕГО УЧИТЕЛЬ ПЛАТОН ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ, В КОТОРОМ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ ИЗ ОБЩИХ НАУК, ОСТАВЛЯЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ ВРЕМЕНИ. ГИМНАЗИИ СУЩЕСТВОВАЛИ ДВУХ ТИПОВ - АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ И СПАРТАНСКАЯ, В ПЕРВОЙ ПРЕОБЛАДАЛО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН, И В ГИМНАЗИЯХ ВТОРОГО ТИПА ПРЕОБЛАДАЛО ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ВОЕННОЕ ДЕЛО ДАЖЕ ДЛЯ ДЕВУШЕК.

    ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ 1811

    • ИМПЕРАТОРСКИЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ (С 1843 ПО 1917 ГОДЫ - АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЛИЦЕЙ) - ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДВОРЯН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЕ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ С 1811 ПО 1843 ГОД. В РУССКОЙ ИСТОРИИ ИЗВЕСТНО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, КАК ШКОЛА, ВОСПИТАВШАЯ А. С. ПУШКИНА И ВОСПЕТАЯ ИМ.

    ДЕРПТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1802

    • ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДЕРПТСКИЙ, ЮРЬЕВСКИЙ (1893-1918)- СТАРЕЙШЕЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ В ТАРТУ (ЭСТОНИЯ). УНИВЕРСИТЕТ ВХОДИТ В АССОЦИАЦИЮ УНИВЕРСИТЕТОВ ЕВРОПЫ УТРЕХТСКАЯ СЕТЬ.

    КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1804

    • КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ КАЗАНИ, ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ; СТАРЕЙШИЙ, ПОСЛЕ МОСКОВСКОГО, НЕПРЕРЫВНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИИ. ВКЛЮЧЁН В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СВОД ОСОБО ЦЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ И АРХИТЕКТУРНЫМ ПАМЯТНИКОМ РОССИИ, - ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ КАЗАНИ, ЗАНИМАЕТ КВАРТАЛ НА КРЕМЛЁВСКОЙ УЛИЦЕ.

    ХАРЬКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1805

    • ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Н. КАРАЗИНА - ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, ОФИЦИАЛЬНО ОТКРЫТ 17 (29) ЯНВАРЯ 1805 ГОДА. СТАРЕЙШИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ МАЛОРОССИЯ И ВТОРОЙ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ ПОСЛЕ ЛЬВОВСКОГО (КОТОРЫЙ В ФОРМАТЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СУЩЕСТВУЕТ С 1784 Г.). ПЯТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕ ВИЛЕНСКОГО, ДЕРПТСКОГО, МОСКОВСКОГО И КАЗАНСКОГО.

    ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1804

    • ВИЛЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ И ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЕМ ВИЛЕНСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА В 1803-1832 ГОДАХ.

    ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1819

    • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» - ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ; ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ И ВЕДУЩИХ ЦЕНТРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ. В СОСТАВ УНИВЕРСИТЕТСКОГО УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА ВХОДИТ: 24 СПЕЦИАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТА И ИНСТИТУТА, А ТАКЖЕ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКАЯ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ, КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИИ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Д. К. ФАДДЕЕВА И ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

    БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

    • К НАЧАЛУ ВЕКА БОГАТЕЙШИЙ ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ И СИСТЕМ НУЖДАЛСЯ В ПЕРЕОСМЫСЛЕНИИ. ЕСЛИ ПРЕЖДЕ ГОСПОДСТВОВАЛО УБЕЖДЕНИЕ В НЕИЗМЕНЯЕМОСТИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, ТО ТЕПЕРЬ ОНО ОКАЗАЛОСЬ ОПРОВЕРГНУТО В СВЕТЕ ОТКРЫТИЙ БИОЛОГОВ И ГЕОЛОГОВ РАЗНЫХ СТРАН.
    • СУЩЕСТВОВАЛО МНОЖЕСТВО УЧЕНЫХ, ИЗУЧАВШИХ БИОЛОГИЮ И МЕДИЦИНУ:

    И. А. ДВИГУБСКИЙ

    • ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ ДВИГУБСКИЙ (24 ФЕВРАЛЯ (7 МАРТА) 1771 (ПО ДР. ДАННЫМ - 1772) - 30 ДЕКАБРЯ 1839 (11 ЯНВАРЯ 1840)) - РОССИЙСКИЙ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ, РЕКТОР МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1826-1833 ГОДАХ. ЧТЕНИЕМ ЛЕКЦИЙ И ИЗДАНИЕМ СВОИХ ТРУДОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОН СПОСОБСТВОВАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. РАЗРАБОТАЛ РУССКУЮ БОТАНИЧЕСКУЮ НОМЕНКЛАТУРУ И ВВЁЛ РЯД НОВЫХ РУССКИХ БОТАНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.
    • ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЗЕМНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И НАСЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ СУЩЕСТВА С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН ПРЕТЕРПЕВАЮТ КОРЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

    ИУСТИН ДЯДЬКОВСКИЙ

    • ИУСТИН ЕВДОКИМОВИЧ ДЯДЬКОВСКИЙ (1784-1841) - РУССКИЙ ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ.
    • ВЫДВИНУЛ И ДОКАЗАЛ ИДЕЮ О ТОМ, ЧТО ВСЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ ОБУСЛОВЛЕНЫ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПРИЧИНАМИ И ПОДЧИНЕНЫ ОБЩИМ ЗАКОНАМ РАЗВИТИЯ. ЖИЗНЬ, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРЕРЫВНЫМ ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ. СТОРОННИКАМИ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ БЫЛИ В ЭТОТ ПЕРИОД БОЛЬШИНСТВО РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ.

    • КАРЛ ЭРНСТ ФОН БЭР, ИЛИ, КАК ЕГО НАЗЫВАЛИ В РОССИИ, КАРЛ МАКСИМОВИЧ БЭР, (17 ФЕВРАЛЯ 1792 - 28 НОЯБРЯ 1876), ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭМБРИОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ПРЕЗИДЕНТ РУССКОГО ЭНТОМОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
    • СЕРЬЕЗНЫМ ШАГОМ ВПЕРЕД В ОБОСНОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗВИТИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ СТАЛА РАБОТА КАРЛА МАКСИМОВИЧА БЭРА «ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ» (1834). В НЕЙ ОН ПРЕДСТАЛ ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ Ч. ДАРВИНА И ЕГО УЧЕНИЯ.

    НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ

    • НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ (1810 – 1881) - РУССКИЙ ХИРУРГ И АНАТОМ, ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ И ПЕДАГОГ, СОЗДАТЕЛЬ ПЕРВОГО АТЛАСА ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ, ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ, ОСНОВАТЕЛЬ РУССКОЙ ШКОЛЫ АНЕСТЕЗИИ.
    • В ГОДЫ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ ОН ВПЕРВЫЕ ПРЯМО НА ПОЛЕ БОЯ ПРИМЕНЯЛ НАРКОЗ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАЛ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ ГИПСОВУЮ ПОВЯЗКУ. БЛАГОДАРЯ ВЕЛИКОМУ ХИРУРГУ ТЫСЯЧИ РАНЕНЫХ ОСТАЛИСЬ ЖИВЫ, МНОГИЕ ВЕРНУЛИСЬ В СТРОЙ.

    ГЕОЛОГИЯ

    • ПЕРИОД БУРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРЕЖИВАЛА В ЭТИ ГОДЫ ГЕОЛОГИЯ. ОСТРЫЙ ХАРАКТЕР ПРИОБРЕЛА БОРЬБА МЕЖДУ СТОРОННИКАМИ ДВУХ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ НАПРАВЛЕНИЙ – «НУПТУНИСТАМИ» (СЧИТАВШИМИ, ЧТО ВСЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБУСЛОВЛЕНЫ ДЕЙСТВИЕМ ВОДЫ) И «ПЛУТОНИСТАМИ» (ПОЛАГАВШИМИ, ЧТО ОСНОВОЙ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ «ЦЕНТРАЛЬНОГО ОГНЯ» ВНУТРИ ЗЕМЛИ).

    НИКОЛАЙ КОШКАРОВ

    • НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОКШАРОВ (23 НОЯБРЯ1818, ВБЛИЗИ УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ - 21 ДЕКАБРЯ 1893, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) - МИНЕРАЛОГ, ПРОФЕССОР (С 1851), ЧЛЕН АКАДЕМИИ НАУК (С 1855), ДИРЕКТОР ГОРНОГО ИНСТИТУТА В ПЕТЕРБУРГЕ (1872-1881), ДИРЕКТОР МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (C 1865) И РЕДАКТОР МНОГИХ ТОМОВ «ЗАПИСОК МИНЕРАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА». ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПРЕДПРИНЯЛ ТОЧНЫЕ КРИСТАЛЛОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
    • ОДНИМ ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ ПРОЕКТОВ, СДЕЛАННЫХ КОШКАРОВЫМ, ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВАЯ ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ.

    АСТРОНОМИЯ

    • В АСТРАНОМИИ ШЕЛ МЕДЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПРИВЕДШИЙ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ К НАСТОЯЩЕЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЭТОЙ НАУКЕ. ГЛАВНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ СТАЛО СОЗДАНИЕ МОЩНЫХ ТЕЛЕСКОПОВ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЛИ СОСТАВИТЬ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСТРОНОМИИ В РОССИИ ИМЕЛО ОТКРЫТИЕ В 1839 Г. ПУЛКОВСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ. ОНА СТАЛА ЦЕНТРОМ АСТРОНОМИЧЕСКИХ РАБОТ В НАШЕЙ СТРАНЕ И БЫЛА ОСНАЩЕНА ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТОГДАШНЕЙ ТЕХНИКИ.

    ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ 1839

    • ПУЛКОВСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ (ПОЛНОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ - «ГЛАВНАЯ (ПУЛКОВСКАЯ) АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК», СОКРАЩЁННОЕ - ГАО РАН) - ОСНОВНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, РАСПОЛАГАЮЩАЯСЯ В 19 КИЛОМЕТРАХ К ЮГУ ОТ ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПУЛКОВСКИХ ВЫСОТАХ (75 МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ).
    • НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕРВАТОРИИ ОХВАТЫВАЕТ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ АСТРОНОМИИ: НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА И ЗВЁЗДНАЯ ДИНАМИКА, АСТРОМЕТРИЯ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ И КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ВСЕЛЕННОЙ), СОЛНЦЕ И СОЛНЕЧНО-ЗЕМНЫЕ СВЯЗИ, ФИЗИКА И ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД, АППАРАТУРА И МЕТОДИКА АСТРОНОМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ. В ШТАТЕ ОБСЕРВАТОРИИ, ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД, СОСТОИТ 330 ЧЕЛОВЕК, В ТОМ ЧИСЛЕ 143 НАУЧНЫХ СОТРУДНИКА, ИЗ НИХ 72 КАНДИДАТА И 27 ДОКТОРОВ НАУК. У ОБСЕРВАТОРИИ ЕСТЬ ДВЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ СТАНЦИИ: КИСЛОВОДСКАЯ ГОРНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ И СТАНЦИЯ ГАО РАН ОБСЕРВАТОРИИ КАМПО-ИМПЕРАТОРЕ.

    МАТЕМАТИКА

    • ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, ПРЕПОДАВАВШАЯСЯ ПРЕЖДЕ ЛИШЬ В ВОЕННО – ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛАХ, СТАЛА ТЕПЕРЬ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ПРЕДМЕТОВ ВО ВСЕХ УНИВЕРСИТЕТАХ СТРАНЫ.
    • ОСОБЕННО ВЕЛИК ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ОСТРОГРАДСКОГО И СОЗДАТЕЛЯ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ НИКОЛАЕМ ИВАНОВИЧЕМ ЛОБАЧЕВСКИМ.

    МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ

    • МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ОСТРОГРАДСКИЙ (12 СЕНТЯБРЯ 1801 - 20 ДЕКАБРЯ 1861) - РОССИЙСКИЙ МАТЕМАТИК И МЕХАНИК УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ПРИЗНАННЫЙ ЛИДЕР МАТЕМАТИКОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1830-1860-Е ГОДЫ.
    • ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ОСТРОГРАДСКОГО ОТНОСЯТСЯ К ПРИКЛАДНЫМ АСПЕКТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, МЕХАНИКИ, ТЕОРИИ МАГНЕТИЗМА, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. ОН ВНЁС ТАКЖЕ ВКЛАД В АЛГЕБРУ И ТЕОРИЮ ЧИСЕЛ.
    • ХОРОШО ИЗВЕСТЕН МЕТОД ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ (1844). В ФИЗИКЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОЛЕЗНА ФОРМУЛА ОСТРОГРАДСКОГО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЪЁМНОГО ИНТЕГРАЛА В ПОВЕРХНОСТНЫЙ.
    • В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ОСТРОГРАДСКИЙ ОПУБЛИКОВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИНТЕГРИРОВАНИЮ УРАВНЕНИЙ ДИНАМИКИ. ЕГО РАБОТЫ ПРОДОЛЖИЛИ Н. Д. БРАШМАН И Н. Е. ЖУКОВСКИЙ.

    НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ

    • НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЛОБАЧЕВСКИЙ (20 НОЯБРЯ 1792, НИЖНИЙ НОВГОРОД - 12 ФЕВРАЛЯ 1856, КАЗАНЬ) - РУССКИЙ МАТЕМАТИК, ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ, ДЕЯТЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. ИЗВЕСТНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ МАТЕМАТИК УИЛЬЯМ КЛИФФОРД НАЗВАЛ ЛОБАЧЕВСКОГО «КОПЕРНИКОМ ГЕОМЕТРИИ».
    • ЛОБАЧЕВСКИЙ В ТЕЧЕНИЕ 40 ЛЕТ ПРЕПОДАВАЛ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ 19 ЛЕТ РУКОВОДИЛ ИМ В ДОЛЖНОСТИ РЕКТОРА; ЕГО АКТИВНОСТЬ И УМЕЛОЕ РУКОВОДСТВО ВЫВЕЛИ УНИВЕРСИТЕТ В ЧИСЛО ПЕРЕДОВЫХ РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ПО ВЫРАЖЕНИЮ Н. П. ЗАГОСКИНА, ЛОБАЧЕВСКИЙ БЫЛ «ВЕЛИКИМ СТРОИТЕЛЕМ» КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

    • В ОБЛАСТИ ФИЗИКА 19 ВЕК НАЧАЛСЯ С ИЗОБРЕТЕНИЯ ПЕРВОГО ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВСЯ МИРОВАЯ НАУКА И ТЕХНИКА ВСТУПИЛИ В КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ. В РОССИИ ПЕРВАЯ РАБОТА В ЭТОЙ ОБЛАСТИ ПОЯВИЛАСЬ УЖЕ В 1801 Г.

    ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВ

    • ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВ (8 ИЮЛЯ 1761 ГОДА, ОБОЯНЬ, БЕЛГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ - 22 ИЮЛЯ 1834 ГОДА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - РУССКИЙ ФИЗИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, ЭЛЕКТРОТЕХНИК-САМОУЧКА, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.
    • РАЗРАБОТАЛ ГАЛЬВАНИЧЕСКУЮ БАТАРЕЮ. ОНА ПОЗВОЛЯЛА ПОЛУЧАТЬ УСТОЙЧИВУЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ДУГУ – ПРООБРАЗ БУДУЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЛАМПОЧКИ.

    БОРИС СЕМЕНОВИЧ ЯКОБИ

    • МОРИЦ ГЕРМАН ЯКОБИ (НА РУССКИЙ ЛАД БОРИС СЕМЁНОВИЧ ЯКОБИ; 21 СЕНТЯБРЯ 1801, ПОТСДАМ - 27 ФЕВРАЛЯ1874, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - НЕМЕЦКИЙ И РУССКИЙ ФИЗИК-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. ПРОСЛАВИЛСЯ ОТКРЫТИЕМ ГАЛЬВАНОПЛАСТИКИ. ПОСТРОИЛ ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАРАТ, ПЕЧАТАЮЩИЙ БУКВЫ.
    • ИЗОБРЕЛ ГАЛЬВАНОПЛАСТИНКУ – МЕТОД НАНЕСЕНИЯ ТОНКОГО СЛОЯ МЕТАЛЛА НА НУЖНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.

    ЭМИЛЬ ХРИСТОАНОВИЧ ЛЕНЦ

    • ЭМИЛИЙ ХРИСТИАНОВИЧ ЛЕНЦ (ПРИ РОЖДЕНИИ ГЕНРИХ ФРИДРИХ ЭМИЛЬ ЛЕНЦ; 12 ФЕВРАЛЯ 1804, ДЕРПТ - 29 ЯНВАРЯ 1865, РИМ) - РОССИЙСКИЙ ФИЗИК ИЗ БАЛТИЙСКИХ НЕМЦЕВ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ. С ЕГО ИМЕНЕМ СВЯЗАНО ОТКРЫТИЕ ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ТЕПЛОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТОКА, И ЗАКОНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЕ ИНДУКЦИОННОГО ТОКА.
    • ЛЕНЦ УСТАНОВИЛ ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ ИНДУКЦИИ (ЗАКОН ЛЕНЦА), А СПУСТЯ ГОД НА ЭТОЙ ОСНОВЕ БЫЛ ИЗОБРЕТЕН ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ВРАЩАЮЩИМСЯ РАБОЧИМ ВАЛОМ.

    ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ ШИЛЛИНГ

    • ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ ШИЛЛИНГ (ШИЛЛИНГ ФОН КАННШТАДТ; 5 АПРЕЛЯ 1786, ТАЛЛИН - 25 ИЮЛЯ 1837, ПЕТЕРБУРГ) - РУССКИЙ ДИПЛОМАТ, ИСТОРИК-ВОСТОКОВЕД И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ-ЭЛЕКТРОТЕХНИК. БАЛТИЙСКИЙ НЕМЕЦ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. БАРОН ФОН ШИЛЛИНГ.
    • СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИГОДНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТЕЛЕГРАФ – ПРИБОР ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПИСЬМЕННЫХ СООБЩЕНИЙ ПО ПРОВОДАМ.

    • РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТРУДИЛИСЬ ВО ВСЕХ ОТРАСЛЯХ ХИМИИ – ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ, ОРГАНИЧЕСКОЙ, НЕОРГАНИЧЕСКОЙ.
    • ОТКРЫТИЯ РУССКИХ УЧЕНЫХ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА ПРЕДВОСХИТИЛИ РАСЦВЕТ ХИМИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В. – НАЧАЛЕ 20 В.

    КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ КИРХГОФ

    • КОНСТАНТИН СИГИЗМУНДОВИЧ КИРХГОФ (КОНСТАНТИН ГОТТЛИБ СИГИЗМУНД) - РУССКИЙ ХИМИК НЕМЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
    • РАЗРАБОТАЛ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ ПРИ НАГРЕВАНИИ КРАХМАЛА С РАЗБАВЛЕННОЙ СЕРНОЙ КИСЛОТОЙ; ЭТО ОТКРЫТИЕ ПОЛОЖИЛО НАЧАЛО ИЗУЧЕНИЮ КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

    КРИСТИАН ИОГАНН ГРОТГУС

    • БАРОН ХРИСТИАН ИОГАНН ДИТРИХ ФОН ГРОТГУС ИЛИ ТЕОДОР ФОН ГРОТТУС (20 ЯНВАРЯ 1785, ЛЕЙПЦИГ - 26 МАРТА 1822) - ФИЗИК И ХИМИК. ПО П P ОИСХОЖДЕНИЮ НЕМЕЦ. ВЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИТВЕ.
    • ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФОТОХИМИИ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ХИМИЧЕСКОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ТОЛЬКО ТОТ СВЕТ, КОТОРЫЙ ПОГЛОЩАЕТСЯ САМИМ ЭТИМ ВЕЩЕСТВОМ.

    ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС

    • ГЕРМАН ИВАНОВИЧ ГЕСС (26 ИЮЛЯ 1802, ЖЕНЕВА - 30 НОЯБРЯ 1850, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) - РУССКИЙ ХИМИК, АКАДЕМИК ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (1834).
    • ОТКРЫЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ТЕРМОХИМИИ, ВЫРАЖАВШИЙ ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО ХИМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ.

    НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО

    • ОДНОЙ ИЗ ЯРКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 В. СТАЛО БЫСТРОЕ ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ В ПРОИЗВОДСТВО. В 1817 Г. НА ПОЖЕВСКОМ ЗАВОДЕ БЫЛИ УСПЕШНО ПРОВЕДЕНЫ ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ПО ПЕРЕДЕЛУ ЧУГУНА В ЖЕЛЕЗО МЕТОДОМ ПУДЛИНГОВАНИЯ.
    • С НАЧАЛА 19 ВЕКА В РОССИИ НАЧИНАЕТ РАЗВИВАТЬСЯ МАШИНОСТРОЕНИЕ. С 20 – Х ГГ. ВО МНОГИХ ПРОИЗВОДСТВАХ АКТИВНО ПРИМЕНЯЕТСЯ ЭНЕРГИЯ ПАРОВЫХ МАШИН. МНОГО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В КРЕПНУЩЕЙ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

    ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ АНОСОВ

    • ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ АНОСОВ (29 ИЮНЯ 1796, ТВЕРЬ - 13 МАЯ 1851, ОМСК) - РУССКИЙ ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР, УЧЁНЫЙ-МЕТАЛЛУРГ, КРУПНЫЙ ОРГАНИЗАТОР ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ ЮЖНОГО УРАЛА, ТОМСКИЙ ГУБЕРНАТОР.
    • РАЗРАБОТАЛ ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ БУЛАТНОЙ СТАЛИ.

    АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ

    • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БУТЛЕРОВ (3 СЕНТЯБРЯ 1828, ЧИСТОПОЛЬ - 5 АВГУСТА 1886, ДЕРЕВНЯ БУТЛЕРОВКА, НЫНЕ АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН ТАТАРСТАНА) - РУССКИЙ ХИМИК, СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, РОДОНАЧАЛЬНИК «БУТЛЕРОВСКОЙ ШКОЛЫ» РУССКИХ ХИМИКОВ, УЧЁНЫЙ-ПЧЕЛОВОД И ЛЕПИДОПТЕРОЛОГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, РЕКТОР ИМПЕРАТОРСКОГО КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1860-1863 ГОДАХ.
    • СОЗДАВАЛ УСТОЙЧИВЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ ДЛЯ БУРНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

    МИРОН И ЕФИМ ЧЕРЕПАНОВЫ

    • ЕФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1774-1842) И МИРОН ЕФИМОВИЧ (1803-1849) ЧЕРЕПАНОВЫ, РУССКИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ, ОТЕЦ И СЫН. ОНИ БЫЛИ ИЗ КРЕПОСТНЫХ ДЕМИДОВЫХ - ЗНАМЕНИТОЙ СЕМЬИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЗАВОДОВ.
    • ПОСТРОИЛИ ПЕРВУЮ ПАРОВУЮ ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ.

    • ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА СТАЛИ: УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ; РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ; ДОСТИГНУТЫЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ КРУПНЫЕ УСПЕХИ РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ НАУКИ; УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ; УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ НАУКИ С ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ.