• Корреляции в психологии. Корреляционный анализ Расчет с помощью программы STATISTICA

    Корреляционный анализ активно используется в психологических исследованиях для выявления взаимосвязи между психологическими параметрами. Практическая глава курсовых, дипломных и магистерских работ психологии чаще всего содержит корреляционный анализ.

    Для того, чтобы написать диплом по психологии и успешно его защитить, необходимо не только знать, что такое корреляция, но и понимать специфику использования этого статистического метода в психологических исследования.

    Признаком использования корреляций в дипломной работе по психологии является наличие в названии темы следующих слов: «Изучение взаимосвязи…», «Исследование влияния…», «Выявление факторов…» .

    В курсовых и дипломных по психологии чаще всего используются два корреляционных метода: коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и корреляции Пирсона. Второй из них более строгий, то есть для его использования необходимо выполнения некоторых условий к данным. Чаще используется менее строгий коэффициент корреляции Спирмена. Но суть обоих коэффициентов корреляции применительно к психологическому исследованию одинакова.

    Корреляции в психологическом исследовании

    Корреляция - это степень взаимосвязи между какими-то показателями. В психологическом исследовании психологические показатели коррелируют, если в некоторой группе они изменяются согласованно. Например, от испытуемого к испытуемому с ростом одного показателя растет и другой - корреляция положительная или прямая. Или от испытуемого к испытуемому с ростом одного показателя второй снижается - корреляция отрицательная или обратная.

    Например, мы измерили у 10 российских мужей два психологических показателя: 1) уровень удовлетворенности браком и 2) уровень интеллекта. Для простоты не будем привязываться к конкретным методикам, и показатели возьмем условные. В таблице приведены эти данные.

    № испытуемого

    Уровень интеллекта

    Посмотрим внимательно, как меняются показатели УБ и интеллекта от испытуемого к испытуемому. Видно, что УБ растет и уровень интеллекта тоже растет. Причем нет ни одного исключения в этой закономерности. Это пример положительной корреляции, причем это максимально возможная положительная (прямая) корреляция, равная 1.

    В следующей таблице данные, полученные на мужьях другой страны, например, Монголии.

    № испытуемого

    Уровень удовлетворённости браком

    Уровень интеллекта

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Посмотрим внимательно, как меняются показатели УБ и интеллекта от испытуемого к испытуемому. Видно, что УБ растет, а уровень интеллекта строго снижается. Причем нет ни одного исключения в этой закономерности.

    Это пример отрицательной корреляции, причем это максимально возможная отрицательная (обратная) корреляция, равная -1.

    «Как видим, мы получили совершенно различные результаты на выборках российских и монгольских мужей. Корреляционный анализ показал, что чем умнее российские мужчины, тем они более счастливы в браке.

    А вот у монгольских мужчин ситуация совершенно иная - чем они глупее, тем более счастливы в браке.

    Таким образом, у монгольских мужчин низкий интеллект выступает фактором роста удовлетворенности браком, а у российских - фактором снижения удовлетворенности браком.»

    Мы рассмотрели два крайних случая - полных прямой и обратной корреляции применительно к эмпирическому психологическому исследованию. В реальности психологические данные в группе испытуемых расположены не так однозначно, и получаемые коэффициенты корреляции расположены в промежутке от -1 до 1.

    В следующей таблице мы немного изменили показатели во втором столбце.

    № испытуемого

    Уровень удовлетворённости браком

    Уровень интеллекта

    Расчет показал, что теперь коэффициент корреляции равен 0,976.

    Теперь еще больше перепутаем показатели во втором столбце.

    № испытуемого

    Уровень удовлетворённости браком

    Уровень интеллекта

    Расчет показывает, что теперь коэффициент корреляции равен -0,103. Близость коэффициента корреляции к 0 означает очень низкое значение и низкую корреляцию, низкую взаимосвязь. И действительно, теперь трудно уловить какую-либо согласованность между вторым и третьим столбцами.

    Корреляция в дипломной (курсовой) работе по психологии

    Коэффициенты корреляции при анализе взаимосвязей между психологическими показателями могут принимать численные значения от -1 до 1.

    Положительный коэффициент корреляции означает положительную (прямую) зависимость между двумя психологическими показателями в группе.

    Отрицательный коэффициент корреляции означает отрицательную (обратную) зависимость между двумя психологическими показателями в группе.

    Между двумя психологическими показателями, измеренными в группе испытуемых, всегда есть какая-то зависимость (корреляция) Она отражается числом от -1 до 1. Однако интерес представляют лишь статистически значимые коэффициенты корреляции.

    Статистически значимые коэффициенты корреляции выявляются путем сравнения полученного нами эмпирического коэффициента корреляции с критическим значением.

    Критическое значение коэффициента корреляции берется из специальных статистических таблиц, и его значение определяется объемом выборки. Чем больше человек в выборке, тем ниже критическое значение.

    Чтобы определить, является ли статистически значимым полученный нами коэффициент корреляции, необходимо сравнить его значение по модулю (без учета знака) с критическим значением. Если наш эмпирический коэффициент корреляции без учета знака больше критического, то он статистически значим; если нет, - незначим.

    Если расчет коэффициента корреляции проводится с помощью статистических программ, то она сама помечает значимые корреляции, и необходимость искать критические значения и сравнивать исчезает.

    Пример.

    В группе подростков из 30 человек с помощью тестов были измерены два показателя: уровень агрессивности и уровень тревожности .

    С помощью статистической программы рассчитали коэффициент корреляции агрессивности и тревожности.

    Коэффициент корреляции агрессивности и тревожности в группе подростков

    Агрессивность

    Тревожность

    0,58*

    * - статистически значимая корреляция (р≤0,05)

    Критическое значение коэффициента корреляции Спирмена для выборки из 30 человек при уровне значимости р=0,05 (см. ниже) равен 0,36.

    Сравниваем и получаем, что наш эмпирический коэффициент корреляции больше по модулю, чем критический. Следовательно, корреляция статистически значима.

    Вот как правильно должно выглядеть описание полученной корреляции:

    «Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что выявлена статистически значимая положительная корреляция между уровнем агрессивности и уровнем тревожности в группе подростков. Это означает, что чем выше проявления агрессивности у подростков, тем выше их склонность проявлять тревожные реакции в ситуациях, угрожающих безопасности или самооценке».

    Обычно описания корреляции достаточно. Однако лучше дополнительно привести интерпретацию полученного результата. Примерно вот так:

    «С нашей точки зрения, полученный результат показывает, что рост тревоги подростка в связи с его физической безопасностью, а также в связи с угрозой самооценке может реализоваться в форме агрессивных реакций. Такой результат еще раз подтверждает мнение многих авторов о том, что подростковая агрессия выступает непродуктивным и архаичным способом адаптации. В этой связи развитие у подростков конструктивных способов преодоления негативных эмоциональных состояний, в том числе и тревожности, будет способствовать снижению их агрессивности».

    Уровень статистической значимости - это таинственное «р»

    В статистических расчетах «р» - это обозначение уровня статистической значимости .

    Все статистические расчеты носят приблизительный характер. Уровень этой приблизительности и определяет «р». Уровень значимости записывается в виде десятичных дробей, например, 0,023 или 0,965. Если умножить такое число на 100, то получим показатель р в процентах: 2,3% и 96,5%. Эти проценты отражают вероятность ошибочности нашего предположения о взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью.

    То есть, выше приведенный коэффициент корреляции 0,58 между агрессивностью и тревожностью получен при уровне статистической значимости 0,05 или вероятности ошибки 5%. Что это конкретно означает?

    Выявленная нами корреляция означает, что в нашей выборке наблюдается такая закономерность: чем выше агрессивность, тем выше тревожность. То есть, если мы возьмем двух подростков, и у одного тревожность будет выше, чем у другого, то, зная о положительной корреляции, мы можем утверждать, что у этого подростка и агрессивность будет выше. Но так как в статистике все приблизительно, то, утверждая это, мы допускаем, что можем ошибиться, причем вероятность ошибки 5%. То есть, сделав 20 таких сравнений в этой группе подростков, мы можем 1 раз ошибиться с прогнозом об уровне агрессивности, зная тревожность.

    Что отражает корреляция - взаимосвязь или влияние?

    Корреляционный анализ выявляет взаимосвязь между психологическими показателями. При этом наличие корреляции, строго говоря, не дает нам оснований говорить о причинно-следственных связях между показателями.

    Вернемся к примеру с агрессивностью и тревожностью. Корреляция между ними не дает оснований говорить, что тревожность является причиной, а агрессивность - следствием. Нельзя также говорить обратное, что агрессивность является причиной, а тревожность - следствием.

    В то же время в реальных исследованиях на основании корреляций часто делаются выводы о причинно-следственных связях. В нашем случае можно было бы сказать, что наличие положительной статистически значимой корреляционной связи между агрессивностью и тревожностью позволяет говорить о том, что тревожность выступает одним из факторов (причин) роста агрессивности у подростков. В этом случае также можно сказать, что тревожность влияет на агрессивность.

    Термин «влияние» как раз и предполагает наличие между показателями причинно-следственной связи. А термин «взаимосвязь» не предполагает.

    В некоторых вузах требуют использовать только термин взаимосвязь, и это более правильно и строго. В других спокойно воспринимают термин «влияние», который ближе к жизни.

    Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты).

    Ключевые слова

    СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА / ПСИ-СПОСОБНОСТИ / ВАЛИДНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ТЕСТ-ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА "ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И ИНТЕРЕСЫ" / PERSONALITY AND TEMPERAMENT PROPERTIES / PSI-ABILITIES / VALIDITY / MILITARY STUDENTS / PERSONAL TRAITS AND INTERESTS QUESTIONNAIRE BY H. EYSENCK

    Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы - Королева Татьяна Петровна, Филиппова Ирина Анатольевна

    В работе приведены результаты определения психологического и психофункционального статуса 263 курсантов в возрасте 18-19 лет, физически и психически здоровых. Методами корреляционного анализа и сигмального отклонения установлена экспериментальная валидность (эквивалентная надежность) показателей экстраверсии и нейротизма теста-опросника «Личные качества и интересы» с аналогичными свойствами темперамента, полученными по другим сопряженным тестам (стандартный опросник Айзенка и фактор F2 16-ФЛО Кеттела) при 0,1 %-м уровне значимости. Выявлена согласованность корреляций трех показателей экстраверсии с показателями доминантности, беспечности, смелости, конформизма, агрессивности, «совиным» типом суточного ритма, психической пластичностью, циклотимии, а для нейротизма только с неблагоприятными психическими состояниями. Интерпретация Г. Айзенком сочетания обоих свойств темперамента по критериям высоких/низких «пси-способностей » (соответственно 24,7 и 2,3 % выборки) при сравнении с опросником «Интуиция», фактором «С»-силы «Эго» 16-ФЛО и успешностью обучения подтвердилась только методом сигмального отклонения. Это требует дальнейших исследований в плане поиска сопряженных тестов пси-способностей и соблюдения принципа повторяемости измерений на разных выборках.

    Похожие темы научных работ по психологическим наукам, автор научной работы - Королева Татьяна Петровна, Филиппова Ирина Анатольевна

    • Гендерные психологические особенности офицеров полиции

      2018 / Филиппова Ирина Анатольевна, Соловьев Николай Николаевич
    • Анализ уровня кортизола и дегидроэпиандростерона у мужчин-якутов: влияние статуса курения и базальных черт личности

      2018 / Находкин Сергей Сергеевич, Пшенникова Вера Геннадиевна, Барашков Николай Алексеевич, Казанцева Анастасия Валерьевна, Хуснутдинова Эльза Камилевна, Сазонов Николай Никитич, Федорова Сардана Аркадьевна
    • Психодинамические особенности женщин-полицейских

      2017 / Соловьев Николай Николаевич, Филиппова Ирина Анатольевна
    • Экстраверсия в разных теориях личности

      2019 / Мишкевич Арина Михайловна
    • Типологические особенности личности (экстраверсия / интроверсия) в контексте личностно ориентированного обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку

      2018 / Байдикова Н.Л., Давиденко Е.С.
    • Взаимосвязь типа темперамента с морфологическими и функциональными изменениями зубочелюстной системы

      2010 / Фетисова А. Л., Воронкова А. В.
    • Результаты обследования пациентов с сосудистыми оптическими и глаукомными нейропатиями при помощи опросника Х. Айзенка

      2013 / Лысенко О.И.
    • ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЗГА (αИ β-РИТМОВ) У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

      2010 / Кондратьева Ольга Генриховна, Башкатов Сергей Александрович
    • Зависимость уровня комплаентности от психотипа больных артериальной гипертензией, находящихся в условиях конфликта в Донбассе

      2016 / Налётов С.В., Алесинский М.М., Налётова Е.Н.
    • Связь эмоционального выгорания и индивидуально-типологических особенностей личности

      2018 / Худалова Мадина Захаровна

    Analysis of the information content of the Personal Traits and Interests Questionnaire by H. Eysenck

    The paper presents the results of the examination of psychological and psycho-functional status of 263 physically and mentally healthy military students aged 18-19. By means of correlation analysis and sigma deviation, the researchers identify the experimental validity (equivalent to reliability) of extroversion and neuroticism of the Personal Traits and Interests Questionnaire with the same properties of temperament obtained in other paired tests (standard questionnaire by Eysenck and factor F2 of the 16PF Questionnaire by R. Cattell) at 0.1 % significance level. The study establishes the correlation between three indicators of extraversion and indicators of dominance, carelessness, courage, conformism, aggression, the “owl” type of daily rhythm, mental plasticity, cyclothymia and the correlation of neuroticism only with adverse mental states. H. Eysenck’s interpretation of the combination of both temperament properties according to the criteria of high/low “psi-abilities ” (24.7 % and 2.3 % of the sample respectively) compared with the Intuition Questionnaire, the factor “C”the strength of “Ego” of the 16PF Questionnaire and the successful training was confirmed only by the sigma deviation method. This requires further research in terms of discovering the paired psi-ability tests and observing the measurement repeatability principle on different samples.

    Текст научной работы на тему «Анализ информативности теста-опросника г. Айзенка "Личные качества и интересы"»

    УДК 159.9.072

    htt ps://d oi.org/10.24158/spp.2018.4.10

    Королева Татьяна Петровна

    доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России

    Филиппова Ирина Анатольевна

    адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России

    АНАЛИЗ ИНФОРМАТИВНОСТИ ТЕСТА-ОПРОСНИКА Г. АЙЗЕНКА

    «ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА И ИНТЕРЕСЫ»

    Koroleva Tatyana Petrovna

    D.Phil. in Psychology, Professor, Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

    Filippova Irina Anatolyevna

    Postgraduate student, Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

    ANALYSIS OF THE INFORMATION CONTENT OF THE PERSONAL TRAITS AND INTERESTS QUESTIONNAIRE BY H.EYSENCK

    Аннотация:

    В работе приведены результаты определения психологического и психофункционального статуса 263 курсантов в возрасте 18-19 лет, физически и психически здоровых. Методами корреляционного анализа и сигмального отклонения установлена экспериментальная валидность (эквивалентная надежность) показателей экстраверсии и нейротизма теста-опросника «Личные качества и интересы» с аналогичными свойствами темперамента, полученными по другим сопряженным тестам (стандартный опросник Айзенка и фактор F216-ФЛО Кеттела) при 0,1 %-м уровне значимости. Выявлена согласованность корреляций трех показателей экстраверсии с показателями доминантности, беспечности, смелости, конформизма, агрессивности, «совиным» типом суточного ритма, психической пластичностью, циклотимии, а для нейротизма - только с неблагоприятными психическими состояниями. Интерпретация Г. Айзенком сочетания обоих свойств темперамента по критериям высоких/низких «пси-способностей» (соответственно 24,7 и 2,3 % выборки) при сравнении с опросником «Интуиция», фактором «С»-силы «Эго» 16-ФЛО и успешностью обучения подтвердилась только методом сигмального отклонения. Это требует дальнейших исследований в плане поиска сопряженных тестов пси-способностей и соблюдения принципа повторяемости измерений на разных выборках.

    Ключевые слова:

    свойства личности и темперамента, пси-способности, валидность, курсанты, тест-опросник Г. Айзенка «Личные качества и интересы».

    The paper presents the results of the examination of psychological and psycho-functional status of 263 physically and mentally healthy military students aged 18-19. By means of correlation analysis and sigma deviation, the researchers identify the experimental validity (equivalent to reliability) of extroversion and neurot-icism of the Personal Traits and Interests Questionnaire with the same properties of temperament obtained in other paired tests (standard questionnaire by Eysenck and factor F2 of the 16PF Questionnaire by R. Cattell) at 0.1 % significance level. The study establishes the correlation between three indicators of extraversion and indicators of dominance, carelessness, courage, con-formism, aggression, the "owl" type of daily rhythm, mental plasticity, cyclothymia and the correlation of neuroticism only with adverse mental states. H. Ey-senck"s interpretation of the combination of both temperament properties according to the criteria of high/low "psi-abilities" (24.7 % and 2.3 % of the sample respectively) compared with the Intuition Questionnaire, the factor "C"- the strength of "Ego" of the 16PF Questionnaire and the successful training was confirmed only by the sigma deviation method. This requires further research in terms of discovering the paired psi-ability tests and observing the measurement repeatability principle on different samples.

    personality and temperament properties, psi-abilities, validity, military students, Personal Traits and Interests Questionnaire by H. Eysenck.

    Проблема изучения индивидуально-типологических свойств личности обусловлена тем, что темпераментные качества по-разному интерпретируются в зависимости от развития психодиагностики. Так, «восприимчивость» и «впечатлительность» по С.Л. Рубинштейну трансформировались в сенситивность, а возбудимость - в импульсивность, что в целом стало отождествляться с «эмоциональной возбудимостью». Экстраверсия оказывается связана с постоянной ориентацией на не вообще внешние события, а только на сиюминутные, т. е. экстраверт живет преимущественно в настоящем времени; интроверт же стал ориентироваться не только на прошлое, но и на будущее. Постепенно сформировался понятийный аппарат пяти свойств темперамента - интенсивности психических реакций, скорости их возникновения, протекания и устойчи-

    вости, психического темпа, направленности психической деятельности. В нейрохимической модели «функционального ансамбля» структуры темперамента уже 12 свойств в зависимости от разных типов активности .

    В.И. Куликовым выявлены индивидные признаки темперамента и свойств нервной системы по группе крови MN: холерик и сангвиник, лабильность торможения - MN (гетерозигота); флегматик - М (доминантый); меланхолик - N (рецессивный); лабильность возбуждения - M и MN; инертность возбуждения - MN и N. Признаков по группам АВ0 и резус-фактора не зафиксировано.

    В работе Б.А. Вяткина установлено два индивидуально-типологических симптомоком-плекса, которые опосредуют влияние стресса на результативность деятельности. В частности, с повышением уровня психического напряжения успешность деятельности улучшается у нетревожных, уравновешенных, эмоционально невозбудимых, с «сильным» типом нервной системы, но ухудшается у лиц с противоположными особенностями.

    Г. Айзенк предположил, что критерием дихотомии «интро/экстраверсия» является тонус коры больших полушарий головного мозга. Пониженный тонус экстраверта вынуждает его «под-питываться» извне, а повышенный тонус интроверта обращает его на внутренний мир . Отсюда холерик - невротизированный экстраверт (склонность к психопатии и истерии); сангвиник - эмоционально устойчивый экстраверт; флегматик - эмоционально устойчивый интроверт; меланхолик - невротизированный интроверт (склонность к дистимности, тревожности и неврозу навязчивых состояний).

    Действительно, психическая тревожность по механизмам обратной связи требует проявления повышенной эмоциональной стабильности - помехоустойчивости . К условно-рефлекторной тревожности (собственно психическая тревожность) склонны нестабильные интроверты, а у нестабильных экстравертов преобладает соматическая тревожность (вегетативные системы тревожности) .

    Анализируя работы Г. Айзенка, В.Д. Небылицын обратил внимание на исходный постулат о том, что у экстраверта возбуждение слабое и медленно развивается, а реактивное торможение сильное, быстро развивается и медленно рассеивается. Отсюда формулируется положение о балансе нервных процессов по их динамике. По мнению В.Д. Небылицына, Г. Айзенк неправомерно объединил в одном термине «временное торможение» три его вида - условное, дифференцированное и запредельное - на том основании, что все они требуют времени для своего развития. Отсюда и двусмысленность понятия «реактивное торможение». Оказалось, что динамичность возбуждения измерима, а измерение динамичности торможения весьма условно.

    Другой аспект проблемы связан с очередным кризисом психологической науки: как изучать неординарные способности, реально существующие у людей? Они ведь тоже, как свойства нервной системы и темперамента, природно обусловлены и относятся к психобиологической категории. Г. Селье особое внимание уделил механизму интуиции. Он указывает, что главное достоинство сознательных видов активности - возможность целенаправленного регулирования со стороны воли и интеллекта, а слабость - невозможность решать одновременно две задачи, если не вытеснить одну из них в подсознание. Интуиция определяется как когнитивное состояние, направленное на осуществление точного выбора из равновероятных событий . Действительно, в соответствии с принципом неопределенности кора больших полушарий головного мозга (произвольный уровень) не может одномоментно поддерживать активацию двух и более очагов возбуждения. Классический пример - написание своего имени в обратном порядке с одновременным проговариванием букв в прямом порядке.

    Термин «интуиция» (от лат. intueri - "пристально, внимательно смотреть") имеет два значения: 1) чутье, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте; 2) непосредственное, мистическое (т. е. таинственное) постижение истины без помощи научного опыта и логических умозаключений. Иными словами, функции интуиции - оценка, предсказание-прогноз, приведение в действие отождествляются с неявными знаниями в практическом интеллекте, осуществляя качественный контроль за работой воспринимающих органов чувств.

    Научное (сознательное) изучение интуиции прямыми методами невозможно при постулате ее вещественной природы, но возможно косвенными методами при постулате ее энергоинформационной природы. Интуиция как психобиологический феномен имеет определенные закономерности возникновения и проявления, что делает ее предметом научного изучения .

    В последних своих разработках автор теории темперамента Г. Айзенк сосредоточил внимание на неординарных способностях. В переводном издании есть тест «Личные качества и интересы», включающий 60 вопросов по двум шкалам - экстраверсии и нейротизму, которые интерпретируются по критерию наличия/отсутствия «пси-способностей» (авторский термин) . Однако нет сведений о проверке данного теста на информативность, что и явилось целью нашего исследования.

    С целью восполнить этот пробел мы применили ставшие уже традиционными опросник Айзенка по темпераменту и 16-ФЛО Кеттела, в котором можно рассчитать вторичный фактор F2 -экстраверсии. Тем самым было получено три показателя экстраверсии и два нейротизма. Измерялись также неблагоприятные психические состояния (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность) по опроснику Айзенка , суточный ритм по отношению «частота сердечных сокращений / частота дыхания» и успешность обучения. Поскольку одним из признаков неординарных способностей, безусловно, является хорошо развитая интуиция, использовался соответствующий опросник, состоящий из весьма необычных вопросов . Обследовано 263 курсанта в возрасте 18-19 лет, физически и психически здоровых.

    В любом исследовании статистическая надежность есть степень сходства истинной оценки с наблюдаемым при измерении результатом. Различают ретестовую надежность (путем повторного измерения), эквивалентную надежность (путем параллельного измерения одного и того же показателя разными тестами), гомогенность - устойчивость измерения (путем разбивки теста на четные и нечетные задания).

    В 16-факторном тесте дополнительно рассчитывались вторичные факторы: эмоциональная напряженность F1, экстраверсия F2, лидерство F4.

    Корреляционный анализ выявил согласованность взаимосвязи показателей экстраверсии и нейротизма с рядом других показателей (таблица 1).

    Таблица 1 - Корреляции свойств темперамента со свойствами личности, психическим и психофизическим статусом у лиц молодого возраста (п = 263)

    Экстраверсия Нейротизм

    Показатель по пси-спо- традици- по по пси-спо- традици-

    собности онная Кеттелу собности онный

    Экстраверсия-пси-способность 0,788 0,363 -0,760

    Экстраверсия по Кеттелу 0,363 0,409 -0,165

    Нейротизм-пси-способность -0,232 0,291 0,268

    А - циклотимия 0,260 0,587

    C - сила «я» 0,268 -0,279

    Е - доминантность 0,167 0,211

    Р - беспечность 0,287 0,289 -0,168

    Н - смелость 0,263 0,326 -0,132

    1_ - подозрительность 0,188 0,159

    N - проницательность -0,252

    О - тревожность личностная -0,416 0,174

    01 - радикализм 0,260

    02 - самодостаточность -0,280 -0,273 0,161

    03 - самоконтроль -0,185

    04 - фрустрированность -0,225 0,314

    Р1 - эмоциональная напряженность -0,406 0,301

    Р4 - лидерство -0,149 -0,141

    Тревожность ситуативная -0,370 -0,264 0,506 0,310

    Фрустрация ситуативная -0,160 0,450 0,186

    Агрессивность 0,210 0,232 0,251 0,216

    Ригидность эмоциональная -0,368 -0,308 -0,147 0,390 0,248

    Суточный ритм -0,161 -0,193 -0,199

    Успешность обучения -0,134 -0,130

    Примечание. Граничные значения г = 0,124, р < 0,05; г = 0,163, р < 0,01; г = 0,206, р < 0,001.

    Наблюдаются согласованные корреляции экстраверсии-пси-способностей и экстраверсии традиционного измерения с показателями экстраверсии по Кеттелу, доминантности, беспечности, смелости, агрессивности, «совиным» типом суточного ритма, психической пластичностью и отрицательно - с самодостаточностью, лидерством и ситуативной тревожностью. При этом парадоксальны противоположные по знаку корреляции обеих экстраверсий с нейротизмом-пси-спо-собностей. Объяснить данный факт мы не можем.

    Аналогична согласованность взаимосвязи экстраверсии-пси-способностей и экстраверсии по Кеттелу с показателями циклотимии, агрессивности, психической пластичности, «совиным» типом суточного ритма и отрицательно - с лидерством и ситуативной тревожностью. По нейро-тизму корреляции согласованы только с показателями тревожности, фрустрации, ригидности и отрицательно - с успешностью обучения.

    Таким образом, из 24 показателей, с которыми взаимосвязаны два свойства темперамента, измеренные разными способами, у показателя экстраверсии по анализируемому тесту (критерий

    пси-способностей) 12 корреляций. Экстраверсия, измеренная традиционным опросником Айзенка, имеет 10 корреляций. Совпадений 8. У показателя экстраверсии, полученного расчетным способом по 16-ФЛО Кеттела, 14 взаимосвязей. Из них совпадают с экстраверсией-пси-способ-ностей и экстраверсией по традиционному опроснику только 3.

    Валидность теста - степень точности меры измерения того психического качества, для оценки которого он предназначен. Различают: содержательную (логическую) валидность путем экспертной оценки содержания теста, эмпирическую валидность - степень предсказания качества.

    Вычисляется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием: экспертным (содержательная валидность), экспериментальным (эквивалентная надежность с сопряженным тестом) или жизненным (практическая валидность). Для определения «концептуальной» валидности рассчитывается корреляция со всеми возможными внешними критериями - содержательная, экспериментальная и практическая валидность.

    В исследовании показатели экстраверсии и нейротизма по тесту-опроснику «Личные качества и интересы» тесно взаимосвязаны с аналогичными по другим опросникам, что указывает на экспериментальную валидность (эквивалентную надежность).

    С целью более углубленного анализа мы дифференцировали выборку по критериям Ай-зенка. В каждой шкале диапазон от 0 до 60 баллов. При наличии пси-способностей экстраверсия > 36 и нейротизм < 24 баллов (сангвиник), об отсутствии пси-способностей говорит сочетание экстраверсии < 24 и нейротизма > 36 баллов (меланхолик). Однако в последнем случае только один испытуемый из 263 имел нейротизм выше 36 баллов. Поэтому мы использовали метод сигмаль-ного отклонения, и оказалось, что в данной выборке диапазон высоких значений нейротизма начинается не с 36, а с 22 баллов.

    С учетом вышесказанного число испытуемых с наличием пси-способностей составило 24,7 %, тогда как с низкими пси-способностями - всего 2,3 %. Помимо согласованности данных корреляционного анализа и метода сигмального отклонения относительно роли высокого уровня экстраверсии по пси-способностям в проявлении свойств темперамента по другим опросникам, смелости, беспечности и низкой самодостаточности, обнаружился еще ряд закономерностей. Так, при высоком уровне экстраверсии по пси-способностям в сравнении с низким ее уровнем лучше успешность обучения и сила «я» на фоне низких значений неблагоприятных психических состояний. Но, главное, достоверно лучше показатель интуиции. Это согласуется с данными Л. Антала и Р. Сканокера (таблица 2).

    Таблица 2 - Показатели психологического статуса лиц молодого возраста

    при противоположном уровне пси-способностей по Айзенку (M ± m)

    Показатель Уровень пси-способностей t P <

    высокий (n = 65) низкий (n = 6)

    Интуиция, балл 40,27 ± 0,38 37,00 ± 0,71 4,07 0,001

    Экстраверсия по пси-способностям, балл 36,88 ± 0,14 18,67 ± 2,27 8,20 0,001

    F2 - экстраверсия по 16-ФЛО, стены 7,56 ± 0,26 5,10 ± 0,22 3,20 0,01

    Экстраверсия по традиционному опроснику, балл 21,42 ± 0,23 11,00 ± 1,71 6,03 0,001

    Нейротизм по пси-способностям, балл 13,91 ± 0,60 29,17 ± 1,38 10,16 0,001

    Нейротизм по традиционному опроснику, балл 8,71 ± 0,22 16,33 ± 1,33 5,64 0,001

    Успешность обучения, балл 4,74 ± 0,05 4,00 ± 0,00 13,59 0,001

    С - сила «я», стены 7,73 ± 0,25 6,17 ± 0,54 2,62 0,05

    F - беспечность, стены 5,97 ± 0,24 4,50 ± 0,50 2,65 0,01

    H - смелость, стены 7,68 ± 0,22 5,60 ± 0,56 3,36 0,01

    Q2 - самодостаточность, стены 3,47 ± 0,22 6,33 ± 0,92 3,04 0,01

    Q4 - фрустрированность, стены 3,53 ± 0,21 4,33 ± 0,21 2,71 0,01

    F1 - эмоциональная напряженность, стены 2,90 ± 0,26 4,37 ± 0,36 3,32 0,01

    Тревожность, балл 1,54 ± 0,28 9,83 ± 1,87 4,39 0,001

    Фрустрация, балл 3,69 ± 0,33 8,50 ± 2,28 2,09 0,05

    Проверка теста-опросника «Личные качества и интересы» на валидность методами корреляционного анализа и сигмального отклонения выявила экспериментальную валидность (эквивалентную надежность) показателей экстраверсии и нейротизма с аналогичными свойствами темперамента, полученными по другим сопряженным тестам при 0,1 %-м уровне значимости (р < 0,001).

    Тест-опросник «Личные качества и интересы» так же однозначно информативен (согласованность достоверных корреляций разных опросников) для экстраверсии относительно показателей смелости, беспечности и низкой самодостаточности, а для нейротизма - неблагоприятных психических состояний и отрицательно - успешности обучения.

    Интерпретация Г. Айзенком определенного сочетания обоих свойств темперамента по критерию пси-способностей при сравнении с опросником «Интуиция» подтвердилась только методом сигмального отклонения. То же относится к показателям успешности обучения (практическая валидность) и фактору «С» 16-ФЛО.

    Таким образом, практическое использование теста-опросника «Личные качества и интересы» целесообразно преимущественно для оценки экстраверсии/интроверсии и нейротизма / эмоциональной стабильности. Что касается критерия пси-способностей в этом тесте, то требуются дальнейшие исследования в плане поиска не только сопряженных тестов, но и соблюдения принципа повторяемости измерений на разных выборках.

    1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

    2. Trofimova I.N. The Interlocking between Functional Aspects of Activities and a Neurochemical Model of Adult Temperament // Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life / ed. by M.C. Arnold. N. Y., 2016. С. 77-147.

    3. Куликов В.И. Индивидный тест «Словесный портрет». Владивосток, 1988. 248 с.

    4. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М., 1981. 112 с.

    5. Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. 1993. Т. 1, № 2. С. 9-23.

    6. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психофизиологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 98 с.

    7. Плахтиенко В.А. Надежность в спорте // Спортивный психолог. 2004. № 2. С. 84-86.

    8. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М., 1990. С. 45-46.

    9. Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым: пер. с англ. / общ. ред. М.Н. Кондрашовой и И.С. Хорола; послесл. М.Г. Ярошевского и И.С. Хорола. М., 1987. 368 с.

    10. Волков И.П. Возродить научные исследования по предмету психологии // Вестник Балтийской педагогической академии. 1995. Вып. 2. С. 25 ; 1996. Вып. 3. С. 6.

    11. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности: пер. с англ. М., 1992. 176 с.

    12. Лучшие психологические тесты / пер. с англ. Е.А. Дружининой. Харьков, 1994. С. 16-20, 75-85.

    13. Айзенк Г.Ю., Сарджент К. Измерьте свои экстрасенсорные способности. М., 2001. 192 с.

    14. Antal L., Skanaker R. Pistol Shooting. Mount Vernon (WA), 1998. 185 р.

    Antal, L & Skanaker, R 1998, Pistol Shooting, Mount Vernon (WA), 185 р.

    Druzhinina, EA (transl.) 1994, The best psychological tests, Kharkov, pp. 16-20, 75-85, (in Russian). Eysenck, HJ 1992, Test your abilities, Moscow, 176 p., (in Russian).

    Eysenck, HJ 1993, "Number of personality factors: 16, 5 or 3? Taxonomic paradigm criteria", Inostrannaya psikhologiya, vol. 1, no. 2, pp. 9-23, (in Russian).

    Eysenck, HJ & Sargent, C 2001, Are you psychic? Tests and games to measure your powers, Moscow, 192 p., (in Russian). Kulikov, VI 1988, Verbal Portrait Individual Test, Vladivostok, 248 p., (in Russian).

    Medvedev, VI 1982, Human physiological and psychophysiological stability under the influence of extreme factors, Leningrad, 98 p., (in Russian).

    Nebylitsyn, VD 1990, Selected psychological works, Moscow, pp. 45-46, (in Russian). Plakhtienko, VA 2004, "Reliability in sports", Sportivnypsikholog, no. 2, pp. 84-86, (in Russian). Rubinstein, SL 2002, Fundamentals of general psychology, St. Petersburg, 720 p., (in Russian).

    Selye, H, Kondrashova, MN, Khorol, IS & Yaroshevsky, MG (eds.) (comps.) 1987, From dream to discovery. On being a scientist, Moscow, 368 p., (in Russian).

    Trofimova, IN & Arnold, MC (ed.) 2016, "The Interlocking between Functional Aspects of Activities and a Neurochemical Model of Adult Tem perament", Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life, New York, pp. 77-147.

    Volkov, IP 1995, "To revive research on psychology", Vestnik Baltiyskoy pedagogicheskoy akademii, iss. 2, p. 25, (in Russian).

    Volkov, IP 1996, "To revive research on psychology", Vestnik Baltiyskoy pedagogicheskoy akademii, iss. 3, p. 6, (in Russian). Vyatkin, BA 1981, Mental stress management in sports competitions, Moscow, 112 p., (in Russian).

    Мы рассмотрели ^-критерий, предназначенный в основном для сравнения результатов различных групп испытуемых (при условии нормального распределения и данных, представленных в нормированных шкалах). Другой довольно часто встречающейся задачей психологического исследования является выявление взаимосвязей между двумя или более наборами данных. Одна из простейших форм выявления такой связи - корреляция.

    Корреляционный анализ дает возможность тонной количественной оценки степени согласованности изменений (варьирования) двух и более признаков. Степень согласованности изменений характеризует теснота связи - абсолютная величина коэффициента корреляции.

    Наличие корреляции между двумя результатами, в сущности, означает, что при изменении одного результата другой также изменяется - таким образом, между результатами существует, выявляется связь. Если значение некоторой величины может изменяться, то такую величину называют переменной. Корреляция между двумя переменными может быть положительной или отрицательной. Положительной корреляцией называется такая связь между переменными, когда значения обеих переменных возрастают или убывают пропорционально: с уменьшением (увеличением) одной уменьшается (увеличивается) другая. Простым примером положительной корреляции является связь между ростом и весом человека - с возрастанием роста возрастает и вес, и, как правило, люди высокого роста имеют больший вес, чем люди маленького роста. В случае отрицательной корреляции, связь обратно пропорциональна: возрастание одной переменной сопровождается убыванием другой (например, температура воздуха и количество надетой одежды - чем теплее на улице, тем меньше одежды мы надеваем).

    Важно отметить другое: корреляция еще не означает наличия причинно- следственной связи. Наличие корреляции говорит о том, что между двумя переменными существует связь, но не о том, что одна из переменных является причиной, а другая - следствием. Существование причинно-следственной связи устанавливается другими методами.

    В связи с этим достаточно рискован содержательный вывод о причинно-следственной зависимости между изучаемыми явлениями только на основании статистической значимости связи между соответствующими признаками (т.е. на основании коэффициента корреляции). Конечно, статическая связь между признаками - это необходимое, но не достаточное условие причинно-следственной связи между ними. Утверждение о том, что явление А есть причина явления В, справедливо, если одновременно выполняются три условия :

    • явления А и В статистически связаны;
    • А происходит раньше В;
    • отсутствует альтернативная интерпретация появления В помимо А (другими словами, отсутствует общая причина С совместной изменчивости А и В).

    Таким образом, применение корреляционного метода позволяет обосновать наличие только статистической связи - одного из трех признаков причинно-следственной связи .

    Но вернемся к приведенному выше примеру с температурой воздуха и одеждой. Наличие связи между этими переменными не означает, что если мы снимем одежду, то температура воздуха повысится. Нам придется воспользоваться другими методами, чтобы показать, что в данном случае связь является односторонней и причиной изменения количества одежды, которую надевают люди, является изменение температуры воздуха. В других случаях связь между двумя переменными может быть обусловлена какой-либо третьей переменной, и корреляция просто отражает наличие чего-то общего между двумя переменными и этой третьей. Для иллюстрации подобной ситуации часто приводят следующий пример: если бы у нас возникло странное желание измерить размер ступни школьников и оценить их знания по математике, то мы обнаружили бы положительную корреляцию между длиной ступни и оценками по математике.

    Означает ли это, что математические способности зависят от размера ноги или что у тех, кто делает успехи в математике, быстрее растут ноги? Конечно же, нет - эта корреляция объясняется влиянием третьей переменной: а именно, возраста (чем старше ребенок, тем больше у него нога и тем лучше он разбирается в математике). Поэтому при интерпретации корреляции необходима осторожность .

    После того как выявлена положительная или отрицательная корреляция, необходимо установить, сколь тесной она является. На это указывает коэффициент корреляции, который обозначают буквой г, величина г варьирует в диапазоне от -1 до +1. В случае прямо пропорциональной зависимости одного признака от другого коэффициент корреляции равен единице (т.е. признак коррелирует (связан) сам с собой). Отрицательный коэффициент корреляции, как указывалось выше, свидетельствует о разной направленности варьирования признаков: при изменении одного в сторону увеличения другой уменьшается и наоборот.

    Когда статистическому анализу подвергаются данные, взятые из «реальной жизни», то обычно выявляются корреляции с коэффициентами, находящимися в диапазоне между нулем (отсутствие корреляции) и единицей (идеальная корреляция), и чем ближе значение г к ±1, тем более тесной является связь. Значения г выражаются в десятичных дробях (например, -0,23; +0,5 и т.п.). При низких значениях г (обычно низкими считаются значения, не превышающие 0,2 при п

    Нулевая величина коэффициента корреляции говорит об отсутствии взаимосвязи между признаками, но такое встречается очень редко, ибо в сфере психических явлений все явления со всеми взаимосвязаны (в большинстве случаев опосредованно и могут проявляться лишь на уровне тенденций). Это не требует доказательств. И вся проблема в том, насколько тесна эта взаимосвязь, чем и какими факторами она опосредуется, от чего зависит, какими методами выявляется и каким образом учитывается в практической деятельности обучения, воспитания, формирования профессионально важных навыков, качеств, мастерства.

    При рассмотрении числовых значений коэффициентов корреляции создается впечатление, будто значения г являются непосредственным показателем силы корреляции. Например, можно подумать, что поскольку при идеальной положительной корреляции г (+1), то г= 0,7 соответствует 70% идеальной корреляции (или, точно так же, что г = 0,4 соответствует 40% идеальной отрицательной корреляции). На самом же деле коэффициент корреляции - довольно обманчивое число. Чтобы найти, какую процентную долю от идеальной корреляции составляет данное значение г, необходимо возвести его в квадрат, а результат умножить на 100. Если г= 0,7, то такая корреляция составляет 49% от идеальной (0,7 0,7 100 = 49). Точно так же отрицательная корреляция /*= -0,4 составляет 16% от идеальной отрицательной корреляции. Поэтому «степень идеальности» корреляции может быть гораздо меньше, чем можно подумать, если судить по значению г 163, с. 2711.

    Статистики обычно не пользуются понятием степени идеальности, а считают, что коэффициент корреляции г указывает на долю изменений одной переменной, которые можно предсказать по изменениям другой переменной. Существует много методов измерения корреляции, и выбор конкретного метода зависит от типа рассматриваемых данных.

    Мы с вами рассмотрим алгоритм вычисления коэффициента корреляции Пирсона, который является мерой корреляции между двумя переменными, распределенными по нормальному закону (например, для выявления взаимосвязи уровня развития интеллекта и адаптивных возможностей личности или связи между успеваемостью по математике и временем решения арифметической задачи и т.д.). Преимущество данного метода состоит в том, что на величину корреляции не влияет, то, в каких единицах измерени я представлены признаки . Среди недостатков метода - сложность математических вычислений, особенно для больших массивов данных. Однако этот недостаток вполне устраним применением прикладных программ (например, наиболее простой - Excel).

    Непараметрическим эквивалентом этой оценки является коэффициент корреляции Спирмена (например, для сравнения порядка прихода к финишу одних и тех же бегунов в двух забегах или выявления связи между успеваемостью по математике и временем решения арифметической задачи и т.д.). Преимущество метода состоит в возможности проведения не очень сложных математических вычислений с использованием калькулятора для небольших по объему выборок. Недостаток метода состоит в ограничении, налагаемом сложностью обработки значительных массивов данных, и необходимости ранжирования рядов значений.

    Алгоритм вычисления в программе Excel. Открываем Лист 1 сводной ведомости. Выбираем в меню «Сервис» > «Анализ данных», появляется диалоговое окно «Анализ данных» (рис. 7.18).

    Рис. 7.18.

    Выбираем «Корреляция» > ОК. Появляется диалоговое окно «Корреляция» (рис. 7.19).


    Рис. 7.19.

    Задаем Входной интервал (обозначен стрелкой). Для таблицы на рис. 7.19 это будет весь массив данных, включающий и шкалу наименований признаков: от первой ячейки наименования признака СЗ (признак ПР - столбец С) до последнего численного значения в крайнем правом столбце Р29 (признак Балл - столбец Р) по диагонали.

    На новом рабочем листе появляется корреляционная матрица, которая имеет следующий вид (рис. 7.20).

    Данную корреляционную матрицу необходимо распечатать и, вооружившись карандашами (фломастерами), приступить к ее анализу.

    В каждой строке матрицы интеркорреляций представлены коэффициенты корреляции одного признака со всеми остальными в том порядке признаков, который был избран при составлении сводной таблицы данных. Матрица обычно содержит коэффициенты корреляции одной группы признаков с другой группой признаков того же пространства (всей совокупности) признаков. Строки и столбцы матрицы обозначены наименованием признаков, в ячейках приведены коэффициенты корреляции одного признака с другим. Испытуемые и их порядковые номера из таблицы исходных данных в матрице интеркорреляций никак не представлены. Коэффициенты корреляции несут информацию только о тесноте связи между признаками и не дают никаких сведений ни об одном испытуемом.

    Для эффективного использования вычисленных коэффициентов корреляции необходимо представить имеющуюся числовую информацию в наглядной форме. Прежде всего, необходимо выделить коэффициенты корреляции, величина которых превышает критические значения для уровня доверительной вероятности (статистической значимости) р Критические значения коэффициента корреляции Пирсона приведены в приложении 6.

    Целесообразно выделить коэффициенты корреляции, превышающие эти уровни значимости. Можно подчеркнуть коэффициенты с достоверностью 0,05 одной чертой или отметить одной звездочкой, с достоверностью 0,01 - двумя, а с достоверностью 0,001 - тремя. Удобно использовать и цветовое кодирование.

    Если матрица большая, то даже выделение значимых коэффициентов не создает достаточной наглядности. Тогда к нижней части матрицы можно добавить еще несколько строк и записать в соответствующих клетках число значимых коэффициентов в данном столбце: значимых на уровне р Следует сразу оговориться, что на нашем примере, поскольку выборка незначительна и число признаков ограниченно, табличное оформление данных выглядит не совсем эффектно и представительно. Но в качестве примера табличное представление имеющихся данных может быть оформлено следующим образом (табл. 7.3).

    В реальном психологическом исследовании и описании его результатов наглядность представления данных корреляционного анализа возрастает на несколько порядков.


    Рис. 7.20.

    Таблица 7.3

    Результаты корреляционного анализа связей личностных характеристик студентов-психологов с уровнем развития основных познавательных психических процессов (п = 25)

    В ряде случаев для наглядности выявленных взаимосвязей используют корреляционные плеяды. И то и другое представление данных корреляционного анализа вполне обоснованно. Форма в данном случае мало зависит от содержания, однако оценка и показательность содержания ваших исследований в немалой степени зависят от формы представления результатов. Например, вот как выглядит форма представления взаимосвязи компонентов эмпатийного потенциала учащихся с высоким и низким уровнем дисциплинированности в виде плеяды корреляционных связей (рис. 7.21).


    Рис. 7.21.

    Примечание. -прямая связь;.........- обратная связь; Sp - стремление к принятию;

    So - страх отвержения; Rc - рациональный канал эмпатии;

    Ее - эмоциональный канал; In - интуитивный канал; Us - установки способствующие или препятствующие эмпатии; Рг - проникающая способность;

    It - идентификация; Ои - общий уровень эмпатии; Et - эмпатическая тенденция;

    Тр - тенденция к присоединению; St - сензитивность к отвержению.

    Рассмотрим, какие выводы могут быть сделаны на основании анализа корреляционных связей, представленных на рис. 7.21 и в табл. 7.3.

    Мы видим, что лишь в отношении двух признаков: уровня поведенческой регуляции (ПР) и личностного адаптационного потенциала (ЛАП) - можно сделать заключения, что они связаны с функционированием некоторых познавательных психических процессов на достоверно значимом уровне

    На первом этапе диагностического исследования все полученные результаты мы обработали по шкале «Искренность», результаты которых представили в таблице 1 Приложения 3.

    Основываясь на полученных результатах можно сказать следующее. Полученным данным в 64% случаев можно с уверенностью доверять, так как испытуемые не склонны давать социально желаемые ответы, а отвечали на вопросы теста откровенно. Для 24% опрошенных характерна ситуативная искренность, то есть в различных жизненных ситуациях они ведут себя искренно или лживо по обстоятельствам, когда как 12% принявших участие в диагностике не склонны открыто отвечать на предложенные вопросы. В дальнейшем испытуемые, получившие высокие баллы по шкале «лживость», были исключены из исследования, их ответы нами не учитывались.

    На втором этапе диагностики мы подсчитали, какое количество баллов набрал каждый испытуемый по шкалам «Экстраверсия - интроверсия», «Нейротизм», а также какая интерпретация соответствует данному количеству баллов. Полученные результаты показаны в таблице 2 Приложения 3.

    Опираясь на полученные данные можно сказать, что в группе опрошенных к экстравертам можно отнести 23%, к потенциальным экстравертам - 31,5%. Такие люди изначально ориентированы на внешний мир. Они строят свой внутренний мир в соответствии с внешним. Экстраверты и потенциальные экстраверты подвижны, разговорчивы, быстро устанав-ливают отношения и привязанности, внешние факторы являются для них движу-щей силой. Внешне они обычно производят впечатление холодных и догматических людей, живущих в соответствии с установленными правила-ми. С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет.

    23% опрошенных являются потенциальными интровертами, 9 %- интровертами. Эти люди изначально погружены в себя. Для них самое главное -- мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и закона. В случае интроверта мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интроверсия коррелирует с совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

    13,5% являются амбивертами. Люди склонные к амбиверности вобрали в себя черты интровертов и экстравертов. В различных жизненных ситуациях они склонны проявлять себя по разному, другими словами, они непредсказуемы.

    На третьем этапе диагностики, основываясь на уже полученных результатах, смотрели, какому типу соответствует каждый испытуемый. Полученные данные отображены в таблице 3.

    Из таблицы видно, что в данной группе испытуемых холерическому типу личности соответствуют 32% опрошенных. Холерик характеризуется высокой психической активностью, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. У холерического темперамента деятельность быстра, но непродолжительна. От деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки.

    К сангвиникам можно отнести 36% испытуемых. У сангвиников также как и у холериков сильная нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи. Они характеризуются высокой психической активностью, быстротой и живостью движений, энергичностью, работоспособностью, разнообразием и богатством мимики.

    Р.М. Грановская считает, что холериков и сангвиников объединяет сходная черта - импульсивность. Холерики и сангвиники подвижны и импульсивны и поэтому более эффективны в проявлении инициативы, в скорости налаживания межличностных контактов (Грановская Р.М., 1997). Однако работают они урывками, быстро теряют интерес к своим же предложениям, если реализация их затягивается, не обращают внимания на детали.

    Флегматичному типу соответствуют 14% опрошенных. У флегматиков сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У них преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством. Флегматичный тип личности характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики, склонностью к бездеятельности и способностью приходить в движение, хотя и не легко и не быстро, но зато надолго.

    К меланхоличному типу относятся 18% испытуемых. Таким людям свойственен низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемостью. Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает их универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.

    Флегматики и меланхолики сдержанны и уравновешенны, они более точно и экономично выполняют работу, лучше ее планируют.

    Таким образом, гипотеза исследования о том, что представители профессии «рекламный агент» имеют выраженные черты экстраверсии и эмоциональной устойчивости, нашла свое фактическое подтверждение, но лишь частично.

    По нашим данным, более трети испытуемых, рекламных агентов (36%), принявших участие в исследовании, можно отнести к типу «сангвиник», что характеризует их как людей с выраженной экстраверсией и устойчивостью нервной системы. Однако, 32% опрошенных относятся к типу «холерик», что соответствует высокому уровню экстраверсии, но неустойчивому типу нервной системы.

    Выводы

    1. В ходе исследования были последовательно решены следующие теоретические задачи: проведен анализ проблемы черт и типов личности, выявлены основные концепции и принципы теории типов личности, рассмотрены типы личности в теории Г.Ю. Айзенка.

    2. Теоретический анализ показал, что теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции специфические реакции. Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными что большинство людей не подпадает под крайние категории.

    3. Айзенк видит лишь два главных типа (субчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия, стабильность-нейротизм. По мнению Айзенка и других последователей диспозицинного направления в подходе к личности, базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. И, соответственно, по Айзенку, явные особенности поведения человека являются результатом комбинаций двух основных субчерт личности. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум субчертам, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма, он придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем другие персонологи.

    Айзенк, помимо опросника EРi, еще несколько опросников для оценки основных субчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности.

    4. В эмпирическом исследовании была поставлена задача проведения диагностического исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi. Была выдвинута гипотеза исследования о том, что представители профессии «рекламный агент» имеют выраженные черты экстраверсии и эмоциональной устойчивости. Данная гипотеза нашла свое фактическое подтверждение, но лишь частично. Более трети опрошенных нами рекламных агентов обладают выраженными чертами экстраверсии и устойчивости нервной системы. Однако, другая треть опрошенных при столь же высоком уровне экстраверсии, характеризуется неустойчивой нервной системой

    Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) поможет вам узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Диагностика самооценки по Г. Айзенку является, пожалуй, классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии.

    Пройдя тест на темперамент Айзенка, вы сможете лучше познать свое собственное Я. Вы поймете, что представляет из себя ваш характер и сможете занять более правильную позицию в жизни. Знание темперамента своих близких и друзей, поможет вам комфортно уживаться в семье и в трудовом коллективе. Так, например, в некоторых школах, поступающий должен пройти тест на темперамент. В соответствии с этими тестами в дальнейшем будут формироваться классы. Многие работодатели при приеме на работу так же предлагают пройти тест на темперамент, чтобы выбрать того из соискателей, который удачно впишется в коллектив.

    Инструкция.

    Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет - знак - (нет).

    Стимульный материал к Личностному опроснику Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

    1. Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас?
    2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам что-нибудь хочется, а вы не знаете что?
    3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?
    4. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым , а иногда печальным без какой-либо причины?
    5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?
    6. Всегда ли в детстве вы делали немедленно и безропотно то, что вам приказывали?
    7. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?
    8. Когда вас втягивают в ссору, предпочитаете ли вы отмолчаться, надеясь, что все обойдется?
    9. Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?
    10. Нравится ли вам находиться среди людей?
    11. Часто ли вы теряли сон из-за своих тревог?
    12. Упрямитесь ли вы иногда?
    13. Могли бы вы назвать себя бесчестным?
    14. Часто ли вам приходят хорошие мысли слишком поздно?
    15. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?
    16. Часто ли вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?
    17. Вы по натуре живой человек?
    18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?
    19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сытым по горло»?
    20. Чувствуете ли вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?
    21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?
    22. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
    23. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?
    24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков ?
    25. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?
    26. Часто ли вы думаете о своей работе?
    27. Очень ли вы любите вкусно поесть?
    28. Нуждаетесь ли вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда вы раздражены?
    29. Очень ли вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда вы нуждаетесь в деньгах?
    30. Хвастаетесь ли вы иногда?
    31. Очень ли вы чувствительны к некоторым вещам?
    32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку?
    33. Бываете ли вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?
    34. Склонны ли вы планировать свои дела тщательно и раньше чем следовало бы?
    35. Бывают ли у вас головокружения?
    36. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
    37. Справляетесь ли вы с делом лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?
    38. Бывает ли у вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?
    39. Можно ли сказать, что вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?
    40. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?
    41. Откладываете ли вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?
    42. Нервничаете ли вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?
    43. При знакомстве вы обычно первыми проявляете инициативу?
    44. Бывают ли у вас сильные головные боли?
    45. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?
    46. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?
    47. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?
    48. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?
    49. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?
    50. Часто ли с вами случаются неприятности ?
    51. Любите ли вы рассказывать истории друзьям?
    52. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?
    53. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?
    54. Когда обстоятельства против вас, обычно вы думаете тем не менее, что стоит еще что-либо предпринять ?
    55. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

    Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

    Экстраверсия - интроверсия:

    • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
    • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

    Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

    • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

    «Шкала лжи»:

    • «да» (+): 6, 24, 36;
    • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

    Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

    Интерпретация результатов Личностного опросника Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)

    При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

    Экстраверсия - интроверсия:

    • больше 19 - яркий экстраверт,
    • больше 15 - экстраверт,
    • больше 12 - склонность к экстраверсии,
    • 12 - среднее значение,
    • меньше 12 - склонность к интроверсии,
    • меньше 9 - интроверт,
    • меньше 5 - глубокий интроверт.

    Нейротизм:

    • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,
    • больше 13 - высокий уровень нейротизма,
    • 9 - 13 - среднее значение,
    • меньше 9 - низкий уровень нейротизма.

    Ложь:

    • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
    • меньше 4 - норма.

    Описание шкал

    Экстраверсия - интроверсия

    Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

    Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

    Нейротизм

    Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

    Круг Айзенка.

    Пояснение к рисунку "круг Айзенка":

    Сангвиник = стабильный + экстравертированный

    Флегматик = стабильный + интровертированный

    Меланхолик = нестабильный + интровертированный

    Холерик = нестабильный + экстравертированный

    Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат. Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

    Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интроверсии и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

    Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

    «Чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм) быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

    Холерик (высокая экстраверсия и высокий нейротизм) отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

    Флегматик (высокая интровесия и высокий нейротизм) характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

    Меланхолик (высокая интроверсия и высокий нейротизм). У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

    Раздел: тесты по психологии с ответами.