• Какое значение для человека имеет образование. Сочинение роль образования в жизни человека. Значение образования для человека

    Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут.

    (М. В. Ломоносов )

    Образованный человек - это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни индивидуума.

    Страницы истории

    Что значит образованный человек? Наверняка многие из нас рано или поздно задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории. А именно к тем дням, когда человечество начало делать успехи в развитии цивилизации.

    Все создавалось и делалось постепенно. Ничего не появляется сразу, по взмаху могущественной руки Творца. «Сначало было Слово, и Слово было Бог». Зарождалось общение, жесты, знаки, звуки. Именно с этих времен следует рассматривать понятие образованности. У людей появился общий язык, первоначальная база знаний, которые они передавали детям из поколения в поколение. Человек приложил усилия к развитию письменности и речи. Беря свое начало из этих истоков, река времени принесла нас в настоящее. Было много извилин в русле этой реки, вложен немыслимый труд и проделана колоссальная работа. Но все же эта река принесла нас в ту жизнь, какой мы видим ее сейчас. Книги сохранили и донесли до нас все то, что создавал человек на протяжении столетий. Мы черпаем знания из этих источников и становимся образованными людьми.

    Образованный человек: понятие, критерии, аспекты

    Трактовка данного термина неоднозначна, исследователи предлагают множество определений, вариаций. Одни считают, что образованный человек - это индивидуум, закончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний. Например, таковыми являются врачи, педагоги, профессора, повара, строители, археологи, менеджеры и прочие специалисты. Другие утверждают, что, помимо государственно-коммерческого образования, личность должна иметь и социальный, жизненный опыт, полученный в путешествиях, поездках, в общении с людьми разных этносов, классов и уровней. Однако такое толкование является неполным, поскольку образованный человек - это личность определенных моральных устоев, сумевшая чего-то добиться в своей жизни благодаря своим знаниям, начитанности, культуре и целеустремленности. Из всего этого мы делаем вывод, что образованный - не только самый умный человек, но и личность с большой буквы. Поэтому большинство исследователей дают более точную характеристику данному термину. Они считают, что образованный человек - это индивидуум, которые предложены самой цивилизацией. Он обладает культурно-жизненным опытом, исторически накопленным в процессе развития и становления культуры, индустрии, промышленности и проч.

    Образ образованного человека складывается из множества критериев и качеств личности:

    • Наличие образования.
    • Владение языками.
    • Культура поведения.
    • Расширенный кругозор.
    • Начитанность.
    • Широкий словарный запас.
    • Эрудированность.
    • Коммуникабельность.
    • Тяга к знаниям.
    • Красноречие.
    • Гибкость ума.
    • Умение анализировать.
    • Стремление к самосовершенствованию.
    • Целеустремленность.
    • Грамотность.
    • Воспитанность.
    • Толерантность.

    Роль образования в жизни человека

    Образованный человек стремится к познанию для ориентации в мире. Ему не столь важно знать, сколько элементов в таблице Менделеева, однако нужно иметь общее представление о химии. В каждой сфере знания такая личность ориентируется легко и непринужденно, понимая, что единичная точность абсолютно во всем невозможна. Это позволяет видеть мир под другим углом, ориентироваться в пространстве, делает жизнь яркой, насыщенной и интересной. С другой стороны, образование выступает, как просвещение каждого, наделение знаниями для возможности отличать действительность от навязываемого мнения. Образованный человек не поддается влиянию сектантов, рекламным уловкам, так как постоянно анализирует увиденное и услышанное, формируя единственно верное решение о реальности происходящего. При помощи образования индивидуум достигает поставленных целей, самосовершенствуется и самовыражается. Благодаря чтению эрудированный человек прислушивается к своему внутреннему миру, находит важные ответы, тонко чувствует мир, становится мудрым, эрудированным.

    Значение школьного образования

    Первым этапом становления каждой личности как "образованного человека" является начальное образовательное учреждение, а именно школа. Там мы получаем азы знаний: учимся читать, писать, рисовать, развернуто мыслить. И от того, насколько мы усвоим эту начальную информацию, во многом зависит наше будущее развитие, как полноценного представителя общества. С рождения родители развивают в ребенке тягу к знаниям, объясняя важность образования в жизни. Благодаря школе выявляются способности каждого ученика, прививается любовь к чтению, закладываются основы в обществе.

    Школа является фундаментом становления каждого образованного человека. Она решает ряд важных задач.

    1. Начальное образование человека, передача социального, жизненного, научного опыта в значимых областях, исторически накопленного цивилизацией.
    2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности (патриотизм, религиозные убеждения, семейные ценности, культура поведения, понимание искусства и проч.).
    3. Сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психического, без которого человек не сможет самореализоваться.

    Самообразования и социального, жизненного опыта недостаточно для того, чтобы стать образованным, поэтому роль школы в жизни современного индивидуума неоценима, незаменима.

    Роль книг в образовании

    В настоящее время педагоги воспринимают образ интеллигента как идеал образованного человека, к которому должен стремиться каждый учащийся, студент, взрослый. Однако данное качество не является приоритетным или обязательным.

    Каким мы представляем образованного человека

    У каждого из нас имеется свое по данной теме. Для одних образованный человек - это тот, кто закончил школу. Для других это люди, получившие специальность в определенной области. Третьи считают образованными всех умных людей, ученых, исследователей, тех, кто много читает и самообразовывается. Но именно образование - в основе всех определений. Оно в корне изменило жизнь на Земле, дало шанс самореализоваться и доказать самим себе, что все зависит от человека. Образование дает шанс сделать шаг в другой мир.

    На каждом этапе становления личности человек воспринимает понятие образованности по-разному. Дети и ученики уверены, что это просто самый умный человек, который много знает и читает. Студенты смотрят на данное понятие с точки зрения образования, считая, что, закончив учебное заведение, они станут образованными людьми. Старшее поколение воспринимает этот образ более широко и глубокомысленно, понимая, что, помимо обучения, такая личность должна иметь собственный багаж знаний, социальный опыт, быть эрудированной, начитанной. Как мы видим, у каждого свое представление о том, что должен знать образованный человек.

    Самореализация

    Когда человек заканчивает школу, то испытывает необыкновенную радость, позитивные эмоции, принимает поздравления и пожелания стать достойным человеком в будущем. Получив аттестат, каждый выпускник становится на новый жизненный путь к самореализации, самостоятельности. Теперь нужно сделать важный шаг - выбрать учебное заведение и будущую профессию. Многие выбирают сложный путь для достижения заветной мечты. Пожалуй, это самый важный момент в жизни человека - выбрать профессиональную деятельность по душе, интересам, своим способностям и талантам. От этого зависит самореализация индивидуума в обществе, его дальнейшая счастливая жизнь. Ведь образованный человек - это, помимо всего прочего, человек, достигший успеха в той или иной области.

    Важность образования в наше время

    Понятие "образование" включает в себя слова - "образовать", "образовывать", что означает формирование человека как личности. Образует его внутренне "Я". Как перед собой в первую очередь, так и перед обществом, в котором он живет, занимается своей сферой деятельности, трудится и просто приятно проводит свое свободное время. Несомненно, хорошее образование в наше время просто незаменимо. Именно достойное образование открывает перед индивидуумом все двери, дает возможность попасть в "высшее общество", устроиться на первоклассную работу с достойной заработной платой и добиться всеобщего признания и уважения. Ведь знаний никогда не бывает много. С каждым нашим прожитым днем мы узнаем что-то новое, получаем определенную порцию информации.

    К сожалению, в наш двадцать первый век, век цифровых технологий, коммуникаций и интернета, такое понятие как "образованность" постепенно отходит на второй план. С одной стороны, казалось бы, должно быть наоборот. Интернет, бездонный источник полезной информации, где все доступно. Не нужно лишний раз бегать по библиотекам, по сокурсникам в поисках пропущенной лекции и т. д. Однако наряду с полезной в Интернете содержится огромное количество бесполезной, ненужной и даже вредной информации, которая засоряет человеческий мозг, убивает в нем возможность адекватно мыслить, сбивает человека с пути. Зачастую некачественные ресурсы, бесполезные социальные сети намного больше завлекают человечество, нежели полезная для саморазвития информация из библиотек.

    К чему приводит необразованность

    Необразованный человек пребывает в заблуждении о том, что он все знает и ему больше нечему учиться. В то время как образованный до конца жизни будет уверен в том, что его образование не закончено. Он всегда будет стремиться познать то, что сделает его жизнь еще лучше. Если личность не стремится к познанию мира и саморазвитию, то в итоге приходит к обыденности, рутине, где работа не приносит ни удовольствия, ни достаточного заработка. Конечно же, необразованность не означает полное отсутствие каких-либо знаний, аттестатов. Человек может иметь несколько образований, но быть неграмотным. И наоборот, есть вполне образованные, начитанные люди, которые не имеют диплома, но обладают высоким интеллектом, эрудированностью благодаря самостоятельному изучению окружающего мира, наук, общества.

    Необразованным людям сложнее самореализоваться, достичь желаемого, найти занятие по душе. Конечно же, вспомнив наших бабушек и дедушек, которые в свое время больше работали, нежели учились, мы понимаем, что можно пройти жизненный путь без образования. Однако придется преодолеть сложную дорогу, много физически работать, испортив как психическое, так и физическое здоровье. Необразованность можно представить как изолированный куб, в котором живет личность, не желая выйти за его границы. Вокруг будет кипеть и нестись бушующая жизнь, с великолепными красками, наполненная яркими эмоциями, пониманием, осознанием действительности. И стоит ли выйти за грань куба, чтобы насладиться истинным, свежим воздухом познания, - предстоит решать только самому человеку.

    Подведем итоги

    Образованный человек - это не только тот, кто хорошо закончил школу, учебное заведение и имеет высокооплачиваемую работу по специальности. Этот образ необычайно многогранен, включает в себя культуру поведения, интеллигентность, воспитанность.

    Основные качества образованного человека:

    • образование;
    • грамотность;
    • умение правильно общаться и выражать свои мысли;
    • вежливость;
    • целеустремленность;
    • культура;
    • умение держать себя в обществе;
    • эрудированность;
    • стремление к самореализации и самосовершенствованию;
    • умение тонко чувствовать мир;
    • благородство;
    • великодушие;
    • выдержка;
    • трудолюбие;
    • чувство юмора;
    • решительность;
    • остроумие;
    • наблюдательность;
    • изобретательность;
    • порядочность.

    Понятие "образованный человек" трактуется по-разному, однако главное во всех определениях - наличие образования, полученного разными способами: при помощи школы, вуза, самообразования, книг, жизненного опыта. Благодаря знаниям каждый из нас может достичь любых высот, стать успешной, самореализованной личностью, полноценной ячейкой общества, воспринимающей этот мир особенно.

    В настоящее время трудно обойтись без образования, ведь любая область деятельности требует определенных навыков, умений. А жить в мире, ничего о нем не зная, подобно первобытному человеку, абсолютно бессмысленно.

    В заключение

    В статье мы рассмотрели основные критерии, определения образованной личности, ответили на вопрос, что значит быть культурным человеком. Каждый из нас расценивает и смотрит на вещи согласно своему социальному статусу и способности восприятия окружающего мира. Некоторые даже не догадываются, что для интеллигентного человека дурно говорить оскорбительные вещи в адрес собеседника. Некоторые же усвоили эту истину с малых лет. Ведь на мировоззрение человека в первую очередь влияет образованность людей, которые закладывали в него определенную информацию, были проводниками в эту жизнь.

    Также мы выяснили, что начитанный человек - это индивидуум, читающий не только специальную, обучающую литературу, но и произведения классиков. Многое в этом мире взаимосвязано, но именно образование играет главную и решающую роль. Поэтому стоит отнестись к нему со всей серьезностью, желанием и пониманием. Мы сами хозяева нашей жизни. Мы сами творцы своей судьбы. И то, как мы проживем эту жизнь, целиком и полностью зависит только от нас. Несмотря на трудности, политические или военные, наши предки создали великолепные условия для нашей жизни. И в наших руках сделать эти условия еще лучше для наших потомков. Образование нужно нам для того, чтобы устроить свою жизнь по собственному желанию и стать счастливым человеком.

    Повысить уровень своего образования через Интернет затруднительно. Для того чтобы стать эрудированной личностью, нужно не забывать посещать библиотеку и читать книги образованного человека. Предлагаем вашему вниманию популярные издания, которые непременно должен прочесть каждый образованный человек, это сделает вас интересным, начитанным, культурным собеседником.

    1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.
    2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.
    3. Браунер Дж. Психология познания.

    Я считаю, что, безусловно, нуждаемся. В современном мире существует конкуренция, причем во всех сферах деятельности, образование - не исключение. Сейчас в престижные ВУЗы поступить очень нелегко, там проходит жесткий отбор абитуриентов. Это происходит в связи с желанием людей иметь высокооплачиваемую работу. А её может получить лишь специалист, обладающий высокими профессиональными качествами, которые приобретаются во время обучения в ВУЗе, а затем совершенствуются на практике.

    В настоящее время очень многие люди в нашей стране имеют высшее образование, а значит, общий уровень образованности россиян должен быть достаточно высок. Но так ли это? Статистика подтверждает, что уровень образованности снижается. Все чаще на улицах городов, на вывесках, в объявлениях можно заметить банальные орфографические ошибки, а большинство людей этого даже не замечают. Пороги проходных баллов ЕГЭ по ряду предметов снижаются, так как выпускники школ просто не могут выполнить задания на удовлетворительные оценки. Заставляет задуматься такой пример: недавно социологи провели проверку грамотности россиян. Для этого они раздали КИМы ЕГЭ по русскому языку людям, закончившим школу десять лет назад. Для выполнения им дали задания части А. Когда же сравнили их результаты с результатами нынешних выпускников, то оказалось, что люди, закончившие школу десять лет назад, набрали больше баллов за часть А, нежели нынешние выпускники за всю работу полностью. А ведь они готовились! Из этого следует вывод, что мы, молодое поколение, нуждаемся в образовании, причем нужно повышать его качество. А это возможно лишь тогда, когда школьники и студенты осознают личную ответственность за качество своих знаний. Ведь учёба - это нелёгкий труд, поэтому, входя в класс или в студенческую аудиторию, всегда необходимо об этом помнить.

    Но, несмотря на данные неутешительные факты, Российская Федерация является одной из самых образованных стран мира. Наше правительство заинтересовано в том, чтобы молодёжь, которой предстоит строить Россию будущего, постоянно пополняла запас знаний. Ведь без разносторонних знаний невозможно идти в ногу со временем: в полной мере овладеть всеми современными технологиями. Не секрет, что сейчас в мире идёт информационная война, и кто быстрее овладеет информацией, тот и окажется победителем. Вот почему в нашей стране ежегодно выделяются средства на проведение различных конкурсов, олимпиад, грантов и других мероприятий по поддержке молодых людей в их творческой и научной деятельности. Также организуются летние лагеря и школы с изучением иностранных языков, что тоже в современных условиях немаловажно. Даже в таком небольшом городке, как наш, видны значительные перемены в отношении местных властей к образованию. Так, в конце мая этого года были награждены победители городского конкурса грантовой поддержки одарённых учащихся, получившие сертификаты на двадцать тысяч рублей. Среди них посчастливилось оказаться и мне. Я стала победительницей в номинации «Интеллектуал». Естественно, когда чувствуется такое внимание, то появляется желание ещё лучше учиться и активнее участвовать в различных творческих конкурсах.

    Значит, правительство создаёт все условия для образования молодого поколения. Но мало одних условий и поощрений, нужно старание и рвение к учебе со стороны каждого из нас. Многим молодым людям сидеть за учебниками кажется скучным занятием. Современные дети окружены гаджетами, играми, виртуальным миром, но ведь это появилось не по мановению волшебной палочки. И мобильные телефоны, и компьютеры - все создано людьми, которые овладели научными знаниями. Поэтому каждому школьнику нужно задумываться над тем, чего он хочет добиться в этой жизни, кем он станет в будущем, какую пользу сможет принести своему Отечеству…

    Образование всегда было одной из важнейших частей государственной политики, так как от его качества зависит будущее страны. Вот почему оно постоянно совершенствуется. Нам, школьникам, тоже необходимо стремиться к новому. Для этого у нас есть все возможности. В частности, помощником для приобретения знаний и расширения кругозора является Интернет, если его, конечно, использовать не только для игр. Хотя все мы разные, но нас объединяет одно - стремление найти своё место в жизни. А помочь нам в этом может лишь современное образование, которое позволяет поверить в то, что предела нашим возможностям нет.

    Однажды на занятии со студентами мы обсуждали вопрос о важности получения хорошего образования. Обобщив озвученные идеи и мысли, хочу обозначить основные преимущества, которое оно даёт.

    Образование вносит существенный вклад в развитие гражданской позиции человека. Получая образование, мы знакомимся со своей историей и культурой, перенимая социально значимый культурный опыт предшествующих поколений. Оно помогает нам понять свои гражданские обязанности и стимулирует нас выполнять их. Нет сомнения в том, что истинным гражданином своей страны может быть только образованный человек.

    В процессе образования мы узнаём особенности мировых культур, приобретаем осознание того, что наша культура не является единственной, что существуют иные точки зрения на мир и происходящее в нём. Таким образом, расширяется межкультурный кругозор человека и формируется его толерантное отношение к вещам духовной и материальной сфер жизни других стран.

    Образованный человек характеризуется большей степенью уверенности в себе, чем человек необразованный или малообразованный. Образование ведёт к позитивному взгляду на жизнь, что позволяет нам верить в свои силы и не бояться полагаться на себя в разных жизненных ситуациях.

    Образование способствует налаживанию связей. Вращаясь в кругах специалистов вашей области, со временем вы приобретаете большое количество контактов, расширяя сферы влияния и формируя круг людей, на которых всегда можно положиться.

    Образование даёт знания, которые делают человека более интересным. Имея образование, вы можете обсуждать события, идеи, а не только других людей и сериалы, к примеру. Образованный человек не склонен к сплетням, зачастую предпочитая слушать и формировать собственные умозаключения на основе объективных фактов.

    Как говорят эксперты, люди, получившие хорошее образование, редко страдают умственными расстройствами и болезнью Альцгеймера. В сочетании с физической активностью умственная деятельность даёт возможность прожить долгую и интересную жизнь.

    Согласно статистике заработная плата людей, закончивших ВУЗ, на порядок больше, чем у людей без высшего образования. Для того, чтобы ваш доход увеличивался, необходимо постоянно повышать уровень образования (специальные тренинги, второе, третье высшее образование). Как правило, благосостояние человека, показателем которого является наличие таких материальных ценностей, как автомобиль, недвижимость, вклады в банках и т.д., напрямую зависит от того, имеется ли у него университетский диплом или нет.

    Также согласно статистике безработица среди людей с высшим образованием не так сильно распространена в сравнении с людьми со средним образованием. Наличие диплома ВУЗа позволит вам рассчитывать на интересную и увлекательную работу, которая будет приносить радость, удовольствие и удовлетворение и обеспечит возможность духовного, личностного и профессионального роста.

    Как мы видим, нельзя недооценивать роль образования в жизни человека. Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что вышесказанное поможет школьникам, студентам, всем сомневающимся прийти к правильному восприятию тех сложностей, с которыми приходится сталкиваться на пути получения новых знаний. Тяжело в учении – легко в бою!

    Андрей Бусуркин,

    преподаватель английского и испанского языков Центра дистанционного обучения «Перспективы»

    Вконтакте

    Какова роль образования в жизни человека? Каких людей считают образованными и для чего так необходимо получить образование? Наверное, эти вопросы волнуют каждого человека на определенном этапе его жизни. Многие знают, что нужно обязательно получить образование, но не все отдают себе отчет для чего.

    Образование – это владение знаниями, умение ими распоряжаться, что помогает людям совершать открытия, которые улучшают нашу жизнь. Так, мы не можем представить мир без изобретений Альберта Эйнштейна – фотокамеры, холодильника; открытий Исаака Ньютона – закона всемирного тяготения, его трех знаменитых законов механики, теории относительно движения небесных тел; проектов Леонардо да Винчи, хотя и не реализованных при его жизни, но таких незаменимых в наши дни - аэроплан, велосипед, парашют, танк. Огромен вклад в науку нашего русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, объяснившего сложнейшие явления физики, химии и астрономии, заложившего основы многих исследований и открытий.

    Да, действительно, роль образования для человека в современном мире очень велика. Умный, грамотный человек имеет больше возможности для реализации своего потенциала, больше возможностей для раскрытия своего таланта. Просвещенные люди более успешны и авторитетны, у них широкий круг друзей и знакомых, значимый статус в обществе. Ну и не стоит забывать, что образованные люди способны на более квалифицированный труд, а следовательно, и зарабатывать будут больше чем те, кто не проходил обучение.

    Таким образом, с уверенностью можно сказать, что в современном мире без достойного образования прожить невозможно.

    Сочинение рассуждение на тему Роль образования в жизни человека

    Каждый гражданин нашего большого государства имеет право на образование. Это право закреплено Конституцией нашей страны. Жизнь современного, цивилизованного человека, живущего в обществе, невозможна без образования. Качественное образование это двигатель жизни каждого человека и ее важная составляющая. Получая образование, человек приобретает необходимые знания и навыки, развивает уверенность в себе. Под воздействием обучения формируется личность. Школьное образование это фундамент личности человека и его жизни в целом.

    Первую ступень образования ребенок осваивает еще в детском саду. Дошкольное образование дает ребенку самые простые знания об окружающем его мире. Малыш приобретает свои первые знания по математике, русскому языку, музыке, литературе, учится направленно мыслить, анализировать. В детском саду у ребенка развивается память, мышление и речь. А также дошкольник приобретает свои первые социальные навыки.

    Школьное образование включает в свою программу широкий перечень различных предметов. Благодаря чему, ребенок приобретает базовые знания практически во всех областях науки. Это развивает мышление, речь, память, социальную компетентность. А также помогает сделать осознанный выбор будущей профессии, определиться чем бы он хотел заниматься всю жизнь. Школа принимает маленького ребенка, а выпускает социально и интеллектуально развитого гражданина.

    Благодаря широкому перечню предметов, выпускник школы имеет знания в различных научных областях. Это помогает ему в дальнейшем получении профессии, а также характеризует его как человека с широким кругозором. Конечно, не все предметы понадобятся в будущей профессиональной деятельности, но полученные знания помогают ориентироваться в жизни, анализировать сложные социальные ситуации. А навыки выполнения творческих работ, таких как сочинение или проект, учат грамотно формулировать свои мысли, что способствует эффективному прохождению собеседования в будущем.

    Роль образования очень важна.

    Несколько интересных сочинений

    • Образ и характеристика Главного героя в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинение

      В своем рассказе Чистый понедельник Бунин пишет отношения двух молодых людей, богатых и красивых. Даже сейчас мы можем представить примерно какими являются такие люди.

    • Красота как оружие может быть использована в разных целях. Думаю, что Достоевский говорил о такой красоте, которая возвышает, делает человека лучше. Увидел, поразился и раскаялся во всех грехах

      Почти каждый человек чем-нибудь недоволен в своей жизни, что-то он в силах поменять, а что-то, увы, нет. Нам хочется больше власти, но она дана лишь депутатом страны, в которой мы живем.

    • Анализ рассказа Еж Пришвина

      Рассказ является произведением, раскрывающим гармонию во взаимоотношениях человека с окружающей природой. В качестве основных персонажей рассказа писатель представляет лесного ежика и рассказчика, от лица которого ведется повествование в произведении.

    • Характеристика и образ Аксиньи Астаховой в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

      Уже в юности Аксинья начала свой трагический путь. Изнасилование и трагическая кончина отца как будто бы повлекли за собой череду несчастий

    Мне кажется, что степень проявления «добра и зла» в каждом человеке находится в прямой зависимости от уровня его развития.

    В момент рождения нельзя сказать, что этот человек будет носителем только добра или только зла. Исходя из наследственности, можно только предположить некоторые индивидуальные отличия конкретного человека, предположительно высказаться об его умственных способностях. Развитие индивидуальных качеств в процессе приобретения знаний каждым индивидуумом происходит абсолютно стихийно, если допустить, что он предоставлен самому себе. Поэтому, будет ли он направлять свои врожденные качества в сторону зла или добра, в отношении самого себя и окружающих, зависит от его способности определить направление своих действий. Таким образом, можно заключить, что нет прирожденных злодеев, как и нет прирожденных альтруистов, сеющих одно добро.

    Главным смыслом образования я считаю выработку формы обучения, которая бы позволяла прививать людям знания и способы мышления, способствующие выбору человеком поступков, ведущих в первую очередь к добру, сводящие к минимуму поступки, пагубные для самого человека и для общества.

    Я хочу здесь сказать о том, что человек сам себя ведет по жизни, отталкиваясь от знаний и самого себя - своих целей в жизни, своего понимания, что такое человек. Главный смысл образования, таким образом, я вижу в воспитании разума человека, его силы воли при определении правильного жизненного пути.

    Просто нужны деньги? Росбанк предлагает клиентам такую услугу как потребительский кредит с обеспечением и без обеспечения. Необеспеченные кредиты выдаются на основании предоставленных клиентом документов, в соответствии с требованиями Банка. Это новый уровень доступности покупок!

    Вы затрагиваете, на мой взгляд, важный вопрос - как формируются жизненные принципы человека. Тут же вы касаетесь темы, какую роль в деятельности человека играют сознание и воля. Постараюсь кратко высказать свои соображения. Сознание, воля, целеустремленность - особые категории в деятельности человека, которые формируются в семье, в школе, в трудовых коллективах и в целом в обществе при активном участии самого человека с присущими ему индивидуальными качествами.

    Когда мы говорим о влиянии воли и сознания на действия человека, то не совсем верно считать, что человек лишь следует по «предписанному пути» или же от него отклоняется. Я полагаю, что предначертанного пути вообще нет.

    Совершенно с вами согласен. В буддизме это называют «предначертанием» («сюкуго»), в других религиях - «судьбой». Часто речь идет о чем-то якобы предначертанном. В буддизме под «предначертанием» понимается нечто частичное (ограниченное). Буддизм учит, что «предначертанное» может быть изменено с помощью разума и усилий, и разъясняет, что самое драгоценное в человеке - это его сила, могущая изменить «предначертание».

    Условия, в которых живут люди, определяют некий спектр возможностей в их деятельности. В некоторых, как правило, экстремальных случаях человек действительно может попадать в ситуацию, когда резко ограничивается возможность выбора. Но это, на мой взгляд, редкое явление. Оно не типично.

    В большинстве же случаев люди, классы, государства имеют альтернативу. И выбор того или иного пути непосредственно связан с сознанием, волей, идеалами.

    Окружающие человека условия не есть что-то постоянное, не зависящее от людей.

    В буддизме все, что вокруг человека, называют «оболочкой» («эхо»), а действия человека, направленные на познание «истины» - «сёхо». Но категории «действие человека» и «истина» не равнозначны («эсё фуни»). Проще говоря, человек, стремящийся к «истине», получает в определенной мере то, чего он может достигнуть, будучи сформированным в окружающей его среде. В разуме человека и его воле заложена сила, способная преобразовать среду.

    Мы получаем в наследство результаты деятельности предыдущих поколений. И это наследие особенно ощутимо проявляется сегодня, в век активного развития средств массовой коммуникации, когда объективные условия деятельности человека определяются жизнью не только его соотечественников, но и всего человечества.

    Проблемы войны и мира, голода и нищеты, загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов имеют значение не только для отдельных стран, но и для всего мира в целом, для каждого человека в отдельности.

    Здесь, думается, уместно отметить, что прогресс как в материальной, так и в духовной сферах жизни общества определяется в конечном счете тем, в какой степени общество позволяет раскрывать внутренние потенции человека, дает ему свободу при решении стоящих перед ним задач на благо общества.

    Мы являемся современниками и участниками исторического соревнования различных социально-экономических систем. Я убежден, что будущее за системой, которая в наиболее полной мере предоставляет всем людям и каждому человеку в отдельности благоприятные условия для жизни и развития его способностей.

    Я думаю, что так оно и есть, как вы говорите. Нельзя упускать только из виду, что не человек существует для общества, а общество существует для человека.

    Именно общество, несущее счастье человеку, т. е. общество, в котором созданы оптимальные условия для жизни человека, общество, которое стремится, чтобы каждый человек мог в полной мере проявить свои таланты и способности, такое общество может получить ответный самоотверженный вклад множества людей, и это общество добьется еще большего процветания благодаря усилиям каждого его члена, направленным на благо этого общества.

    В своих действиях человек опирается на сложную систему ценностей, которая существенно зависит от его психологических особенностей, уровня образования, социальной принадлежности. Сегодня к тому же на первый план выдвигаются ценности, которые являются значимыми не только для одного человека или даже государства, а для всего человечества. Причем, мне кажется, следует не просто бороться за такого рода ценности, а добиваться создания объективных условий для их воплощения, стремиться к тому, чтобы эти ценности передавались определенными социальными институтами.

    Каждый человек сознательно должен руководствоваться не только определенным сводом этических норм, но учитывать, в какой степени результаты его деятельности станут социально значимыми и позволят развиваться последующим поколениям.