• Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова. Цепь поступков мцыри и их анализ,пожалуйста Основные черты характера героя мцыри

    Эмоциональная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
    Своеобразие личности юноши подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое и безрадостное монастырское существование, которое было чуждо его пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она укрепила его. И это разожгло в его душе желание любой ценой увидеть Родину.
    Находясь в монастыре, Мцыри томился от одиночества. Он не находил ни одной родственной души, с кем он мог поговорить, кому мог открыться. Монастырь превратился для него в тюрьму. Все это подтолкнуло его на побег. Он хочет убежать от людской жизни и спастись в объятиях природы.
    Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него стенами монастыря. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину. Красота, великолепие Кавказа ослепляет Мцыри. Он сохраняет в памяти «пышные поля, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом» , «горные хребты, причудливые, как мечты» . Эти картины всколыхнули в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
    Пейзаж в поэме составляет не только фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер и становится одним из способов создания образа. О характере Мцыри можно судить по тому, как он описывает природу. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы. Его совершенно не пугают опасности, которые таятся в ней.
    Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о его душевной широте.
    Восприятие пейзажа усиливается благодаря красочным эпитетам, которые использует Мцыри в своем рассказе («сердитый вал» , «сонные цветы» , «горящая бездна») . Эмоциональность образов усиливается с помощью необычных сравнений. Например, деревья на холме напоминают ему «братьев в пляске круговой» . Этот образ как будто навеян воспоминаниями о родных, о родном ауле.
    Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом. Он мечтал о битве с достойным соперником. Барс и стал для него этим противником. В этом эпизоде раскрылось бесстрашие Мцыри, жажда борьбы, презрение к смерти.
    Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.
    Своеобразие образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты человека-горца. Белинский назвал Мцыри «огненной душой» , «исполинской натурой» , «любимым идеалом поэта» . Романтический образ Мцыри в этой повести продолжает пробуждать в людях стремление к действию, боренью.

    Ответить

    Ответить


    Другие вопросы из категории

    Читайте также

    Анализ, пожалуйста, срочно!

    Какие дивные тут горы,
    Какой прекрасный, хмурый лес,
    Какие чудные узоры,
    Но для меня здесь нет чудес!

    Всё так запутанно, туманно.
    И больше мне покоя нет.
    А на душе всё так же странно,
    Погас и тут последний свет..
    Анализ, пожалуйста, срочно!

    Мои родимые края!
    Вы далеко, моё спасенье.
    Печаль свою от всех тая,
    Прошу уйди моё мученье!

    Остался век, а может боле,
    Пройдут и годы, впереди -
    Найду покой я на раздолье.
    Душа забылась позади..

    Помогите написать сочинение по Лермонтову "Мцыри"

    "Мцыри как романтический герой"

    I. Вступление
    1. Поиски Лермонтовым идеального героя-борца.

    II. Основная часть
    1. Прошлое героя.
    2. Монастырь как символ неволи.
    3. Основные черты характера юноши, которые проявляются в:
    а) в окружающей обстановке
    б) в исповеди - монологе.
    в) через цепь поступков
    г) через художественные средства
    д) через эпиграф.

    4. Внутренний мир героя.
    5. Его мечты о свободе, о родине, о доме
    6. Авторское отношение к персонажу.

    Большое спасибо за помощь!

    Мцыри – главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова , кавказский юноша, попавший в монастырь вопреки своей воле. С грузинского языка имя героя переводится как «послушник». Мцыри был пленен в возрасте шести лет. Русский генерал доверил его одному монаху в древнем городе Мцхета, так как мальчик в дороге занемог и ничего не ел. Монах его вылечил, окрестил и воспитал в истинно христианском духе. Но жизнь в монастыре для мальчика стала своеобразным пленом. Привыкший к свободе горский мальчик так и не смог смириться с таким образом жизни. Когда Мцыри вырос и должен был принять постриг, то неожиданно исчез. Он незаметно сбежал из крепости, чтобы найти свой родной край. Три дня отсутствовал юноша и его никак не могли найти. Затем его все-таки нашли местные жители Мцхета, полуживого и раненного.

    Когда Мцыри вернули в монастырь, он отказывался от еды и сначала не хотел ничего рассказывать. Затем он всё же исповедался старцу, спасшему его когда-то в детстве. Он рассказал, как был счастлив за стенами монастыря, как встретил по пути молодую грузинку, как бесстрашно сражался с барсом и победил его. Несмотря на то, что юноша вырос вдали от дикой природы, в душе он всегда хотел жить как его горские предки. Он сожалел, что так и не нашел отчий край, не увидел хотя бы издалека родной аул. Все три дня он шел на восток от монастыря в надежде, что он на правильном пути, а оказалось, что ходил по кругу. Теперь он умирал как раб и сирота.

    Более всего характер главного героя раскрывается в его исповеди. Он рассказывает про дни своего отсутствия не для того, чтобы исповедаться или раскаяться, и не для того, чтобы облегчить душу, а для того, чтобы еще раз пережить ощущение свободы. Для него было настолько естественно находиться среди дикой природы, также как жить и дышать. Когда он снова попадает в монастырь, его стремление жить пропадает. Он никого не винит, но причину своих страданий видит в долгих годах заточения. Находясь с детства в монастыре, он не только стал слабее, но и потерял присущее каждому горцу чутье находить путь домой. Перед смертью он просит похоронить его в саду, откуда виднеется Кавказ.

    Меню статьи:

    Поэма «Мцыри» была одной из любимых произведений М.Ю. Лермонтова, по воспоминаниям современников, поэт очень любил публично читать текст поэмы и знал его весь наизусть.

    Основа поэмы

    Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

    Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

    Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».

    Элементы автобиографии

    Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.

    Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу. Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.

    Жизненный путь Мцыри

    Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул. В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние. Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».


    Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.

    Томясь в унынии, Мцыри предпринимает попытки сбежать и найти свой родной аул, но его намерениям не суждено было сбыться.

    Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.

    Характеристика личностных качеств

    Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.

    Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.

    Жизнь в монастыре, замкнутым голыми холодными стенами, действует на него удручающее. Лермонтов не рассказывает подробно об отношении к Мцыри других монахов, но, исходя их общего настроения, можно предположить, что оно не выходило за рамки приличия – монахи были добры к чужестранцу, росшему в стенах их монастыря, но понять его душевное стенание были не в силе.

    Мцыри принадлежит по своему происхождению к горным народам и подобно своему отцу, он был очень гордым в детстве: «Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал», и не утратил эту характеристику в юности: «И, гордо выслушав, больной привстал, собрав остаток сил».

    Жизнь Мцыри полна унылых томлений и желания обрести утраченное счастье: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».

    Он всегда был добрым человеком и «никому не делал зла». Он чистый душой человек, как «дитя». Однако жизнь в монастыре вдали родины его тяготит. Монахи не в силе понять такой хандры молодого монаха, так как сами они ее никогда не испытывали. Монахам чужда привязанность к природе и свободе, они бояться грозы, считая ее сотворением Бога, в то время, как Мцыри совсем не испытывает страха перед этим природным явлением – он дитя природы и гроза, как и любое природное явление, для него нечто близкое и естественное, поэтому в стенах монастыря Мцыри «был чужой для них навек, как зверь степной».


    Все мечты и желания Мцыри воплотились вокруг обретения свободы и счастья. Ему хочется жить свободно, как в детстве. С этой целью он и совершает побег из монастыря. Так как Мцыри никогда не путешествовал, то он идет наобум, руководствуясь видом гор. Неожиданная встреча с барсом начала рушить его планы. Молодому человеку ничего не оставалось, как вступить в бой с диким зверем. Во время схватки Мцыри смел и силен. Из него мог бы получиться отличный воин. Он побеждает барса: «Ко мне он кинулся на грудь; но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье».

    Дорогие читатели! Предлагаем проследить за в повести Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”.

    Раненный Мцыри все дальше и дальше отдаляется от гор и вскоре выходит к окрестностям монастыря. Обескураженный, он теряет сознание, монахи, нашедшие его, переносят в стены монастыря, который много лет был для Мцыри тюрьмой. Юноша осознает, что его заветная мечта уже никогда не осуществится – он умрет на чужой земле: «Меня печалит лишь одно: мой труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной».

    Таким образом, в поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов изобразил образ человека, который не был в состоянии противостоять сложностям жизни и обрести счастье. Мцыри всегда обладал детской, чистой душой, он был добрым человеком, хотя при этом, угрюмым и нелюдимым, но причиной такой угрюмости стал его душевный надрыв от разлуки с его естественной средой и родным домом.

    Мцыри – главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь «мцыри» с грузинского можно перевести двумя разными способами. В первом случае получится «монах, послушник», во втором же – «чужак, иностранец». Между двумя этими полюсами и проходит жизнь Мцыри.

    Его история начинается в детстве, когда проезжающий мимо грузинского монастыря русский генерал-завоеватель оставляет монахам на воспитание маленького ребенка. Мцыри взят из родного аула как пленник, а о судьбе его родных читателю остается только догадываться. По всей видимости, его близкие погибли на войне, и Мцыри остался сиротой. Не вынеся разлуки с семьей и тягот пути, он заболел, отказывался от пищи и был уже близок к смерти, «тихо, гордо умирал». По счастливой случайности Мцыри повезло: один из монахов привязался к нему, сумел выходить и воспитать. Юноша вырос в стенах монастыря, выучил язык и готовился к постригу. Кажется, что это обычная история, одна из многих других подобных ей, созданных войной: дикарь-горец ассимилировался в культурной среде, принял христианство и зажил новой жизнью. Но Лермонтов не был бы великим поэтом, если бы он не повернул эту историю совершенно по-другому, и вот накануне пострига, в страшную грозовую ночь, когда смиренные монахи не смеют оторвать глаз от икон, Мцыри бежит!

    Разумеется, Мцыри ищут, но целых три дня все поиски оказываются тщетными. А когда их уже почти собираются прекратить, решив, что юноша добрался до своих родных мест, его все же находят в степи, «без чувств», страшно бледного и худого. Мцыри болен, и, как в детстве, снова отказывается от пищи и каких-либо объяснений. Поняв, что близится смертный час, к нему присылают все того же пожилого монаха, который его воспитал: возможно, он сможет увещевать Мцыри исповедаться и облегчить душу. И герой произносит свою исповедь, но не покаянную, а гордую и страстную, в которой раскрываются основные черты характера Мцыри.

    Мцыри совершает побег, поскольку, как он говорит, никогда не считал жизнь в монастыре жизнью. Да, монах спас его от смерти, но, спрашивает его Мцыри – «Зачем?..». В этом вопросе уже отчетливо выражается личность Мцыри, предпочитающего смерть неволе. Он вырос в плену, мать не пела над ним колыбельных, а сверстники не звали играть. Это было одинокое детство, вот и Мцыри получился – «душой дитя, судьбой монах». Юноша томим мечтой увидеть свою родину и хотя бы на миг прикоснуться ко всему тому, чего его лишили. Он решается на побег, отчетливо понимая, что рискует всем, ведь за пределами монастыря его никто не ждет. И все же, очутившись на свободе, Мцыри наслаждается жизнью, как только может. Он с восторгом рассматривает мир, которого был лишен. Угрюмый и молчаливый послушник внезапно преображается. Мы видим, что главный герой «Мцыри» не только мятежник, он еще и романтик, поэт, но эта черта его характера может раскрыться только в условиях прекрасной кавказской природы. Высокие горы, необъятные леса, бурные потоки и синева расстилающегося повсюду неба – все в этом пейзаже наводит на мысли об отсутствии каких-либо запретов, о полнейшей свободе, такой естественной для человека. Мцыри прислушивается к голосам рек и трав, любуется грозовой ночью, а затем и тишиной полдня. Даже находясь при смерти, он не забывает красоты мира, с восторгом рассказывая обо всем увиденном монаху. Природа стала более близкой для Мцыри, чем окружавшие его люди. Именно благодаря единению с ней он может осознать себя как свободного человека. Так в поэме реализуется образ романтического героя, оказавшегося более восприимчивым к красоте, чем воспитавшие его монахи-«просветители».

    Однако восхищение Мцыри природой не является просто пассивным любованием. Пережив первую радость от побега, он начинает планировать свой дальнейший путь. В его голове появляется дерзкая идея: добраться до Кавказа, видимого вдали! Понимает ли Мцыри, что на родине его никто не ждет, и даже родной дом разрушен войной? Скорее всего, понимает, но Мцыри (и это было особенно важно для Лермонтова) – герой действия. Описание Мцыри носило под собой и еще одну идею: укорить современников Лермонтова, поколение 1830-х годов, в полной пассивности, неделании духовно развиваться и менять окружающий мир. Поэт не раз затрагивал в творчестве идею бездеятельности своего поколения (вспомним «Бородино»). Мцыри – главный герой поэмы Лермонтова, недвусмысленно указывает на то, что, по его мнению, следует делать. Мцыри борется с судьбой и жизненными невзгодами, не обращая внимания ни на какие преграды.

    Его ждут три испытания, каждое из которых может сбить Мцыри с пути. Вначале герой встречается с девушкой, с прекрасной дочерью Востока, пришедшей к источнику за водой. Легкий ветер колышет ее чадру, и «мрак очей» заставляет юношу забыть обо всем. В его душе зарождается первая любовь, требующая осуществления. Все складывается в пользу Мцыри: красавица живет неподалеку. Он видит, как она подходит к своему тихому домику, следит, «как отперлась тихонько дверь… / И затворилася опять! ..». Мцыри мог бы войти в эту дверь вслед за девушкой, и кто знает, как бы сложилась его жизнь… Но желание вернуться на родину оказывается сильнее. Мцыри признает, что воспоминания тех минут драгоценны для него, и желает, чтобы они вместе с ним умерли. И все же им движет одно:

    «Я цель одну –
    Пройти в родимую страну –
    Имел в душе и превозмог
    Страданье голода, как мог»

    Мцыри продолжает идти вперед, но на его пути встает сама природа, олицетворенная в образе барса. Сытый, мощный зверь и измученный бесконечными постами и воздухом неволи человек – силы кажутся неравны. И все же Мцыри, подобрав с земли ветку, сумел победить хищника. В кровавом бою он доказывает свое право вернуться на родину.

    Последняя преграда, отделяющая героя от желанного Кавказа – это тёмный лес, в котором Мцыри заблудился. Он до последнего продолжает идти вперед, но каково же его отчаяние, когда он осознает, что все это время ходил кругами!

    «Тогда на землю я упал;
    И в исступлении рыдал,
    И грыз сырую грудь земли,
    И слезы, слезы потекли
    В нее горючею росой…»

    Силы оставляют Мцыри, но его дух остается непобедимым. Последняя доступная ему форма протеста – это смерть, и Мцыри умирает. В смерти он сможет найти освобождение, недоступное на земле, душа же его вернется на Кавказ. И, хотя он об этом и не думает, его жизнь и его подвиг, непонятные для монахов, не будут забыты. Мцыри – герой поэмы Лермонтова, навсегда останется для последующих читателей символом несгибаемой воли и мужества, благодаря которым человек может осуществить свою мечту, не обращая внимания ни на что.

    Описанием личности главного героя и основных черт характера Мцыри могут воспользоваться ученики 8 классов во время написания сочинения на тему «Главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри»»

    Тест по произведению

    Юный послушник Мцыри, живущий в монастыре в одной из грузинских долин — главный герой одноименной романтической поэмы М.Ю. Лермонтова.

    Разочарование в окружающей реальности и отсутствие людей сильных духом, Лермонтов создает свой собственный идеал, способный на настоящие поступки в нестандартных жизненных ситуациях. Ему хотелось описать сильного и мужественного человека с четкими жизненными принципами и целью, к которой он идет несмотря на все препятствия и готов отдать за неё свою жизнь.

    Характеристика главного героя-монаха

    Подросток оказывается в монастыре еще ребенком, здесь его оставляет проезжавший мимо русский генерал, который взял его в плен в далеком горном ауле. Мальчик всего пугается и дичится, находится в очень ослабленном физическом состоянии, но уже тогда его отличает сильная воля и огромное внутреннее достоинство. Монахи выходили его и он остался жить с ними, но его существование здесь было полно тоски и боли, он не был счастлив. Монастырские стены он считал тюрьмой и всего лишь досадным препятствием к осуществлению его цели - вернуться на Родину, в страну его предков.

    Глухой ночью он совершает побег, спустя несколько дней монахи находят его израненного, истощенного, практически умирающего. И хотя они прилагают множество усилий чтобы вернуть его к жизни, выздоровление не наступает и юноша понемногу угасает. Всем кажется, что он потерял что-то настолько важное и ценное, что просто не видит смысла жить дальше. Перед смертью он открывает свою душу наставнику и перед читателем открывается его внутренний мир, который помогает лучше узнать юношу и понять причины его побега.

    Имея дикий и необузданный нрав, Мцыри «дитя гор» страстно желал жизни «полной тревог», для него она была воплощением свободы, единения с окружающим миром, способом проверить свои способности и сильные стороны характера. Наделенный повышенным чувством собственного достоинства, гордый, как и все сыновья кавказского народа, бедняга мечтал попасть на свою Родину, чтобы стать там независимым и уважаемым членом общества, а не сиротой без роду и племени.

    Каждый шаг, любое действие в этой новой жизни за пределами его приносили юноше только счастье и удовольствие, даже если они не всегда были простыми и радостными. И дикий восторг, и безмерное восхищение, и горькое разочарование — все они для неискушенного горца были одинаковы ценны и памятны, потому-что ничего подобного он никогда не испытывал.

    Его путь не был прост и усыпан розами, его преследовали усталость, голод и отчаяние, но сила духа и стремление достичь цели помогли преодолеть все трудности и даже одержать победу над свирепым горным барсом. Истощенный голодом и измученный трудностями Мцыри, благодаря бесстрашию и горячей крови своих предков, сумел убить сытого и сильного хищника. Отравленный духом рабства мужественный и храбрый юноша возвращается в место своего заточения и умирает с мыслями о своей далекой и такой желанной Родине.

    Образ главного героя в произведении

    Образ главного героя Мцыри является одним из любимых у Михаила Лермонтова, в тех строках, где он описывается, чувствуется искреннее восхищение и любование ним, автору близки и понятны его сильный и стойкий моральный дух, гордый и независимый нрав. Лермонтов сочувствует судьбе главного героя, жалеет что тот не может вернуться в свой отчий дом.

    Для Мцыри дни, которые он провел за монастырскими стенами - лучшие в его жизни, он ощутил вкус свободы и единство с природой. Тогда он мог рассчитывать только на себя, был частью огромного мира, который он так жаждал увидеть всю свою жизнь. Наконец то он стал самим собой и обрел ту частичку своего я, которую, как он думал, потерял навсегда. Он наконец перестал быть рабом и ощутил себя свободным человеком, имеющим прошлое и ставший хозяином своего будущего.

    Создав образ Мцыри, Лермонтов таким образом откликается на сложившееся в то время положение вещей, когда в обществе всяческие мысли о свободе подавлялись и уничтожались, людям было страшно и они постепенно деградировали. На примере данного произведения автор показывает нам с одной стороны сильного и мужественного человека-бойца, с другой — всю опасность такого положения в обществе, которое в любую минуту может привести к его гибели.