• Венгер Психологическая готовность к школе. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? Общая оценка результатов тестирования

    «Быть готовым к школе уже сегодня –

    Быть готовым к школе – значит быть

    Готовым всему этому научиться».

    (Л.А. Венгер, А.П. Венгер

    «Готов ли ваш ребёнок к школе»).

    ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

    Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), требующий определённого уровня готовности к этому, качественно новому, этапу в жизни и, совершенно новому виду деятельности – учёбе.

    Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что, само по себе, тоже важно. Но это понятие готовности к обучению значительно шире и многообразнее.

    Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего, сформированное желание учиться.

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора.

    У ребёнка должна быть достаточно развита разговорная речь. Он должен ясно выражать свои мысли, уметь выделять в рассказе главное, пересказывать рассказ по определённому плану. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

    Очень важно концентрировать внимание на том, что ребёнок видит во время прогулок, экскурсий. Приучайте малыша рассказывать о своих впечатлениях. Такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый рассказ. Чаще читайте ребёнку детские книги, водите в кино и театр, обсуждая с ребёнком прочитанное и увиденное. Расширяйте и уточняйте словарный запас малыша, разгадывая с ним кроссворды, ребусы, шарады.

    Если ребёнок уже умеет читать сам, по слогам, можно организовать совместное чтение взрослого (ведущая роль) и ребёнка (помощник). Это необходимо для того, чтобы закреплялся имеющийся навык чтения, а также повышалась внимательность.

    Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, а также выделять в них существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

    Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Стимулируйте у малыша во внеурочное время желание заниматься рисованием, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов. Обращайте его внимание на расположение предметов на листе, их размеры, пропорции, цветовую гамму.

    В этом возрасте недостаточно развита мягкая мускулатура руки, поэтому обратите внимание на упражнение по штриховке (узоров и предметов), рисованию графических диктантов (по клеточкам), лепке из пластилина и сборке картинок из пазлов, а также игры с малым и большим мячом.

    ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ребёнка к школе предполагает:

    1. радостное ожидание начала обучения в школе;
    2. достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
    3. сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.)

    Позитивное отношение к школе, обучению формируется задолго до того, как ребёнок переступит школьный порог. Чтобы обучение стало радостью, родители должны подготовить ребёнка к нелёгкому самостоятельному труду.

    Прививайте ребёнку веру в свои силы, не допуская заниженной самооценки. Чаще хвалите его, и ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, чтобы улучшить результат.

    ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба. Малыш должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

    Ставьте перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей. Тогда у малыша появится желание в её достижении.

    Направляйте, помогайте ребёнку в достижении цели, учите его рассуждать. Приучайте малыша не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Воспитывайте стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

    Задачи – шутки, головоломки помогут предостеречь ребёнка не делать поспешных, необоснованных выводов, а находить существенные признаки ответа.

    У ребёнка должна быть сформирована организованность:

    1. Умение подготовить рабочее место, своевременно начать работу.
    2. Умение поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
    3. Внимательно, не отвлекаясь слушать (30 – 35 минут).
    4. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

    ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется медицинскими работниками дошкольного заведения, которое посещает ребёнок, а также детским врачом по месту жительства. Вам следует помнить, что при отклонениях в физическом развитии – не стоит возлагать больших надежд на успешную учёбу. Только при условии гармоничного развития малыш сможет перейти на новый этап наиболее подготовленным:

    1. Посетите вашего врача, проконсультируйтесь по вопросу развития ребёнка и его готовности к школе.
    2. Больше времени проводите на прогулках, играйте в подвижные игры.
    3. Запишите ребёнка в спортивную секцию по рекомендации педиатра.

    Но это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться, работать». Без осознания этого «надо» ребёнок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать.

    Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.

    Готовя ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

    Итак, к 6 – 7 годам ребёнок должен знать:

    1. Своё имя, отчество, фамилию.
    2. Свой возраст (желательно дату рождения).
    3. Свой домашний адрес.
    4. Название города (населённого пункта), где он проживает, и его главные достопримечательности.
    5. Имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают.
    6. Хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках (загадки и стихи о временах года).
    7. Месяцы и дни недели.
    8. Домашних животных и их детёнышей.
    9. Диких животных (наших лесов, жарких стран, севера), их повадки, детёнышей.
    10. Зимующих и перелётных птиц.
    11. Различать основные виды деревьев, цветов.
    12. Овощи, фрукты, садовые и лесные ягоды.
    13. Транспорт: наземный, воздушный, водный.
    14. Различать одежду, обувь, головные уборы.
    15. Ориентироваться во времени.
    16. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаге (правая – левая сторона, верх – низ и т.д.).
    17. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
    18. Ориентироваться в ближайшем социальном окружении.
    1. Различать гласные и согласные звуки.
    2. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
    3. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
    4. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, не путая последовательность чисел в натуральном ряду.
    5. Выполнять действия на сложение и вычитание в пределах 10, решать простые арифметические задачи в этих пределах.
    6. Сравнивать предметы и группы предметов по количеству.
    7. Самостоятельно составлять задачи по картинкам или по житейским материалам.
    1. Рассказывать русские народные сказки.
    2. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
    3. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ.
    4. Составлять (придумывать) рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок, делая логичный переход от одного момента к другому.
    5. Запоминать и называть 6 – 10 предметов, картинок, слов.
    1. Ребёнок должен хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы).
    2. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические фигуры, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

    Делай вот так!

    Так что же позитивного, полезного, доброго мы можем сказать первокласснику на пороге школьной жизни?

    Во-первых, ещё раз показать свою любовь и безусловное приятие. Первоклассник должен быть уверен, что папа с мамой, бабушка с дедушкой, брат и сестра будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неуспехов. Мы обнимем его перед школьным порогом, поцелуем, ещё раз скажем, как любим, как рады, что он уже вырос, что он – первоклассник!

    А ещё – мы можем дать ему полезную схему, алгоритм поведения на уроке, который реально поможет в учёбе. Некие простые действия, но давайте проговорим их, - вдруг наш ребёнок о них просто не знает?

    Если чего-то не успел, позови учительницу, скажи.

    Если чего-то не понял, подними руку, спроси.

    Если хочешь в туалет, подними руку, спроси: «Можно выйти?»

    Действия очевидные, но это очевидно только Вам. А дети очень часто не успевают, не понимают. Наши слова научат ребёнка, как действовать на первых порах в незнакомой обстановке, то есть обеспечат ему ощущение уверенности и безопасности. Не общие слова про хорошее поведение, про уважение и послушание нужно говорить нашим первоклассникам, а давать конкретные советы и рекомендации, нацеливать их на конкретные действия.

    Когда папа был в первом классе…

    Неужели мы сегодня не вспомним, не расскажем своему первокласснику, как много-много лет назад сами впервые отправились в школу? Конечно, вспомним. И конечно, расскажем. Ребёнку необходимо знать о детстве родителей, о том, какими они были маленькими, растерянными, неумехами, неряхами. Наши воспоминания о детстве ни коем образом не подрывают родительский авторитет. Они делают родителей ближе, понятнее, раскрывают с неожиданной стороны. Образуют единое поле понимания и любви.

    Наши обычные контакты с детьми устрашающе однобоки и однообразны. Они похожи на магнитофонную ленту, раз навсегда наговорённую и склеенную. «Доброе утро – садись завтракать – что значит «не хочу» - что было в школе? – делай быстро – ужинать и спать!» Маловато для душевного контакта, Вы не находите?

    И вдруг – открытие! Родители – тоже люди, вот это да! Оказывается, папа 1 сентября потерялся в школьном коридоре, испугался и горько-горько плакал. А мама весь первый класс забывала, в какую сторону писать хвостик у буквы «б». Вы вспоминаете, Вы снова становитесь тем, семилетним, Вы сейчас одного возраста с Вашим ребёнком. Не ментор, не наставник, не истина в последней инстанции – а на это недолгое время такой же мальчик, такая же девочка, как ваш первоклассник. С Вами сейчас можно дружить, понимать Вас, сочувствовать. Так создаются и упрочиваются узы.

    Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!


    В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Исследователь из ГДР Г. Витцлак считает, что для полноценного обучения в первом классе школы необходимы определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению (обучаемости), а также социального поведения.

    А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д." . Аналогичные взгляды развивала Л.И.Божович. Еще в 60-е годы она указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника . Аналогичные взгляды развивал Отличительной чертой подхода советских психологов к проблеме готовности к обучению в школе является, на наш взгляд, выделение в качестве ведущих, имеющих особо важное значение мотивационной и социальной сферы личности.

    “Социальная зрелость, а не технические умения (чтение, счет) создают готовность к школе” . Это же подчеркивается многими другими исследователями (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.).

    Большое значение для работ по проблеме готовности детей к обучению в школе имеет теоретическое положение, наиболее интенсивно разрабатываемое Л. А. Венгером и его сотрудниками, связанное с применением фундаментального положения советской психологии о том, что все психологические свойства человека формируются в его деятельности. В работах Л. А. Вегнера подчеркивается, что у ребенка дошкольного возраста не может быть “школьных” качеств в их чистом виде, поскольку они, как и любые психические процессы, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без нарушений специфических условий жизни и деятельности, характерных для дошкольного возраста. Исходя из этого, Л. А. Венгер считает, что психологическая готовность к школе состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами “школьные” качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.

    На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)

    В данном подпункте рассмотрены взгляды ученых на проблему психологической готовности ребенка к школе. Наибольшее внимание, по мнению большинства ученых, стоит уделять социальной готовности ребенка к обучению.

    1.3 Компоненты психологической готовности:

    а) физическая готовность

    Понятие «физическая развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, поэтому следует отметить, что физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человек определенной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .

    Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействиях с товарищами.

    Одним из составляющих компонентов психологической готовности к школе можно выделить физическую готовность.

    Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

    В школе ребенок испытывает колоссальную физическую нагрузку: тяжелый школьный ранец, продолжительное сидение за партой, а также различные инфекции, с которыми сталкивается детский организм в большом коллективе. Последнее особенно актуально для малышей, не посещавших детский сад. Неподготовленный организм может отреагировать частыми респираторными заболеваниями, что неизбежно приведет к проблемам в обучении.

    Ребенка необходимо тщательно готовить к таким серьезным переменам, уделять достаточно внимания спорту, закаливанию, установить правильный режим дня, сбалансированное питание, обеспечить ребенку сбалансированное питание, полноценный сон и достаточное количество времени на свежем воздухе.

    К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

    К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово ("фрукты").

    К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребенка "левеет", что находит свое отражение в познавательной деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

    К началу школьного обучения у ребенка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

    Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.

    В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и скоординированны.

    Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребенку участвовать в школьном обучении.

    Дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п.), совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.

    б) мотивационная готовность

    Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности .

    Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции»

    Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М.Р.Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:

    «Вот это - школьники, они идут в школу; а это - дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь».

    По этой методике были обследованы 62 ребенка 6-ти лет - воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двух нулевых классов школы (38 чел.). Эксперимент проводился в конце учебного года. Анализ результатов показал, что 6-ти летние дети, как посещающие д/сад, так и обучающиеся в школе, относятся к школе положительно. И те и другие характеризовали школьников положительными прилагательными, а дошкольников - отрицательными. Исключение составили всего трое детей (один - из д/с, двое - из школы).

    С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

    Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

    Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов, с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается.

    Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Составными компонентами психологической готовности являются личностная, волевая, интеллектуальная.

    Личностная готовность ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать, что привлекает их ребенка к школе. «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг...» Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать»). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.

    Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

    «Я иду в школу!»

    Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

    Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением в школе. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы! А чего будут стоить первые шаги в школе самому ребенку! Намного разумнее - сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. При формировании такого отношения родителям нужно учесть, что оно связано не только с расширением и углублением представлений ребенка об окружающем, оно определяется воспитательной ценностью, доступностью, достоверностью сообщаемой информации и, что следует отметить особо, способом его подачи школьнику.

    Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка - необходимое условие формирования его положительного отношения к школе. Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Разнообразны конкретные методы, средства, используемые для этого: совместное (семейное) чтение художественной литературы, организация книжного уголка в семье для ребенка, обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы, просмотр диафильмов, фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, привлечение младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей (организация семейных торжеств по поводу принятия в октябрята, пионеры, комсомол старших детей, рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения, создание условий для игры в школу и непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др.).

    Родители должны способствовать и формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли обходиться какое-то время без родителей, быть в окружении сверстников (что, кстати, тоже очень важно), оказываются в школе среди не знакомых им людей.

    Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

    Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа

    ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения.

    К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

    Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте успешнее достигается цель в игровой ситуации.

    Понимающие это родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают ее в палубу корабля. Как не стараться сыновьям-«матросам», как не выполнить требования мамы-«капитана»! И труд превращается в праздник для ребенка. В другие дни квартира становится местом тренировки для полета в космос, пионерским лагерем, где взрослые, становясь членами игрового сообщества (беря на себя роль тренера, инструктора, врача, начальника лагеря, старшего вожатого и др.), получают возможность без угроз, излишней назидательности, насилия, осуществлять руководство тру-довым, физическим, нравственным воспитанием своих детей. И переход детей, переключение их от одного вида деятельности к другому происходит в игре легче.

    Значительно изменяется к 6 годам степень произвольности движений ребенка. Так, если в 3 года ребенок осознает результат и способ действий с предметом, но не способен еще осознать отдельные этапы движения, то в 6-7 лет движения становятся объектом сознательной волевой деятельности. «Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыка типа письма, рисования, игры на инструментах, танца», - писала психолог Я. 3. Неверович.

    Произвольность в поведении 6-летнего ребенка проявляется не только в этом. Она и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по столовой и т. д.), оказания помощи маме. Она и в умении побороть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет зубного врача), преодолеть боль, не заплакать при ушибе.

    Мама воспитанника подготовительной группы в школе рассказывает о своем сыне:

    Трудились мы с Колей вместе, он посуду мне мыть помогал. Пришел соседский мальчик и стал звать Колю на улицу. Соблазн был велик. Коле очень хотелось пойти погулять. Он уже хотел положить полотенце, но вдруг остановился, посмотрел на меня и сказал другу: «Вот кончу помогать маме и тогда обязательно приду». Довольна я была таким поведением сына, ведь раньше он так не поступал.

    Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения - это очень важно. Важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития воли.

    «Я иду в школу!»

    Поэтому так необходимо в этом возрасте развить способность не только действовать по моральным мотивам, но и когда нужно отказаться от того, что непосредственно привлекало.

    Сложнее дело обстоит с познавательной деятельностью. Требуется время, прежде чем требования к ребенку со стороны взрослого, его программа (дать знания впрок, для будущего) превратятся в собственную программу ребенка. Зачатки этой способности уже формируются в старшем дошкольном возрасте. Но это только зачатки; в 6-7 лет они еще не достигают полного развития. Взрослым следует не забывать об этой особенности 6-летних, соблюдать постепенность в предъявлении требовательности, учитывать возможности, интересы, потребности детей этого возраста.

    Следует иметь в виду, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единство моти-вационной и операционной сторон, т. е. характерного для ребенка отношения к трудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому, как показывают специальные психологические исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.

    Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих 6-летнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.

    Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше раз-вит. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни. В каждом доме теперь есть радио, телевизор. Дети буквально купаются в потоке информации, как губка, впитывают новые слова и новые выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.

    Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы 6-летнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. «Пустая голова не рассуждает, - справедливо замечал советский психолог П. П. Блонский, - чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать».

    Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки - это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.

    Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов. Как наш шестилетка? Готов ли он к этому?

    Исследования обнаружили, например, что к старшему дошкольному возрасту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.

    Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, зависимость между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот

    период направлено на активное развитие мыслительных процессов, является развивающим, ориентированным, как писал Л. С. Выготский, на «зону ближайшего развития».

    Шестилетний ребенок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

    Опираясь на высшие схематизированные формы образного мышления, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. С помощью наглядно-схематического мышления дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (например, планом помещения для нахождения спрятанного предмета - «секрета», схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности). Однако, даже приобретая черты обобщенности, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».

    Не только педагогам, но и родителям полезно знать положение советских психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления - специфически дошкольных форм мышления. Кстати, исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что данные формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем словесно-логическое мышление. Они выполняют специфические функции в общем процессе умственного развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста.

    В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности.

    Обладание этими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень» обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Это не просто для ребенка, не всем и не сразу удается. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка не только определенного уровня интеллектуального развития, но и познавательного отношения к действительности, способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях.

    Познавательная потребность ярко выражена у большинства детей в 6-7-летнем возрасте. У многих она связана с бескорыстным интересом ко всему окружающему; у многих, но не у всех. Есть, наверное, в каждом классе дети, чья интеллектуальная пассивность приводит их в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

    «Один неспособный мальчик, - писал Я. Корчак, - придумал себе такую игру. Когда я решаю задачу, цифры - это солдаты. А я полководец. Ответ - крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, - это аэропланы. Каждое выученное слово - сто метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в три километра».

    Такие дети требуют особого внимания: развития у них любознательности, познавательного отношения к окружающему, кругозора, поисков особых форм и методов работы с ними. Внимания требуют не только дети с практическим умом, но и те, чья познавательная активность имеет теоретическую направленность.

    «Я иду в школу!»

    Но если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что «без знаний нельзя стать ни матросом, ни поваром», что все должны учиться и т. п. Стремление к знаниям от этого не появится. Другое дело - интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения.

    Вы посадили в цветочный горшок семечко и день за днем наблюдаете, как увеличивается росток, как появляются первые листочки. Зачем они нужны растению? Они превращают воздух в еду и кормят весь росток. А как они это делают, ты узнаешь в школе.

    Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок.

    Общение с родителями - огромная ценность для ребенка. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. К сожалению, иногда родители, вместо того чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов.

    Сын пытается выяснить у папы, почему плывут по небу облака. «Смотри под ноги, а не на небо», - раздраженно отвечает папа. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадает. А если сын при этом неважно учится, папа недоумевает: «Отчего он такой пассивный, ничем не интересуется?»

    Родителям надо включить ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он бы сам смог обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Нам хочется выделить особо: «сам обнаружить...» Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми знаниями, а дать возможность приобрести их самостоятельно - крайне важно в умственном воспитании первоклассника. Если этим пренебрегают, то случается то, о чем писал С. Я. Маршак:

    Он взрослых изводил вопросом «почему?», Его прозвали «маленький философ», Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом «почему?*.

    И если мы хотим, чтобы наши дети успешно учились в школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.

    Как вам уже известно, составную часть психологической готовности ребенка к школьному обучению составляет интеллектуальная готовность. В это понятие входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения.

    К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города или деревни, где он проживает, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают и понимают, что их бабушка - чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т. е. они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта. Взрослые зачастую уверены, что специального обучения здесь и не требуется. Однако на самом деле это не так.

    Порой бывает, что сведений об окружающем у ребенка как будто предостаточно, но они разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Такие сведения могут быть употреблены невпопад, а могут и не всплыть из памяти при необычной постановке вопроса. Они быстро забываются детьми. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы убедиться в том, что ребенок понял произведение, как он понял определенное

    явление природы, поступки животных, людей, сказочных персонажей. Часто дети понимают смысл какого-то события, что называется, по-своему. Найденное ими собственное объяснение может закрепиться, запомниться и остаться надолго единственно верным. Осмысление же окружающего старшими дошкольниками должно быть по-настоящему правильным и если не совсем научным по форме, то истинным по существу.

    Это ни в какой степени не касается детской фантазии. Если дети верят, что подарки в Новый год приносит Дед Мороз, то не надо торопиться с объяснениями - до этой «истины» они доберутся и сами. Но если городской ребенок считает, что домашние животные - это те, которые живут дома, и поэтому относит к ним мышей, белок, ежей и даже крокодила, плавающего в ванне, то, вдоволь посмеявшись, имеет смысл объяснить ребенку смысл понятия «домашние животные», отдифференцировать его от понятия «дикие животные» и, может быть, закрепить это в игре типа викторины или лото. Так же следует поступить и при выявлении других неверных представлений ребенка. Такая совместная деятельность учит детей думать, рассуждать, делать выводы, а не заучивать знания механически.

    Как правило, дети очень наблюдательны, им только не всегда хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать замеченное явление. А иногда приходится специально обращать их внимание на что-то давно привычное. Простой пример. С малых лет все знают и читают сказку «Репка». Но если внезапно спросить, кто в этой сказке самый сильный, нередко можно услышать в ответ: «Мышка». И только после наводящих вопросов дети делают правильный вывод.

    Беседа с ребенком об окружающем не должна быть слишком сложной, длинной и утомительной. Интерес - критерий доступности. Если ребенок начал зевать и отвлекаться, значит, объяснения уже недоступны ему. Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать, на некоторых простых заданиях. Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющих между собой сходство и различие (мяч и воздушный шар), два явления (дождь и град), два понятия (город и деревня). Выполняя это задание, дети, как правило, сначала устанавливают различие, а потом находят общее, что для них является более трудной задачей. Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу предметов, начав с простых обобщений - посуда, мебель, затем перейти к более сложным типа «вещи, в которые можно что-то положить», «осветительные приборы», «спортивный инвентарь» и т. д. Такие задания не только дают родителям информацию об интеллектуальных возможностях ребенка, но и расширяют его словарный запас, учат более точно формулировать свои мысли и рассуждать вслух.

    Прочитав с детьми рассказ или сказку, посмотрев фильм, послушайте их пересказ и проследите, насколько логично передано содержание. Если же ребенок посмотрел фильм или прочел книгу самостоятельно, наберитесь терпения и выслушайте его пересказ от начала до конца. Если вам не ясно, о чем идет речь, значит, ребенок и сам до конца не понял содержание увиденного или прочитанного. В частности, это можно обнаружить, когда дети смотрят фильмы для взрослых. Такие фильмы не развивают детей, а засоряют их головы ненужной информацией. То же происходит, если родители усиленно развивают ребенка-дошкольника в какой-то одной области, особенно если информация, которую получает ребенок, сложна и объемна. В этом случае нагрузка больше на память, чем на развитие мышления. Не остается времени на общение и игры со сверстниками, чтение детских книг и т. д. Приведем пример. В одной семье отец увлекался астрономией и приобщил к своему увлечению сына 6 лет. Мальчик знал названия многих планет, узнавал их на небе. Основное время проводил с отцом на лекциях в планетарии, рассматривал книги по астрономии. Отец не учел, что лекции, интересные для него, могут быть недоступны ребенку. Хвалил мальчика за то, что он увлечен серьезным делом. Однако при поступлении в школу оказалось, что ребенок не знает точно своего адреса, не знает названия

    «Я щу в школу!»

    ни одного дерева, кроме березы, не может рассказать ни стихотворения, ни содержания прочитанной книги. Его отец был потрясен. Он считал, что если его сын разбирается в такой сложной науке, как астрономия, то более простые вещи ему тем более известны.

    Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить: анализировать явления, обобщать их и сравнивать, делать выводы. Идти по пути накопления сведений о какой-то области нужно осторожно, не забывая о законах детского развития.

    Обнаружив у ребенка какие-либо способности, родители, естественно, стараются создать оптимальные условия для их развития. Но не надо спешить. Вряд ли стоит сразу же строить далеко идущие планы, сулить ребенку-дошкольнику необыкновенное будущее (ведь путь одаренных людей тернист!) и тем более ставить его и в семье, и в детском коллективе в исключительное положение. Формирование личности ребенка, его характера, навыков общения со сверстниками и взрослыми - все это чрезвычайно важно для"его будущего и для успешного обучения. Воспитание одаренного ребенка - огромная ответственность и перед обществом, и перед самим ребенком. Очень важно не повредить хрупкую детскую душу, оберечь ее от лишних потрясений. Ведь нередко ранняя детская одаренность оказывается посредственностью, одни интересы перекрываются другими. Поэтому родителям одаренного ребенка не следует фиксировать свое внимание на узкой «специализации» его интересов и занятий, нужно стараться развивать его гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья ребенка.

    Помимо расширения представлений и знаний ребенка об окружающем мире родители должны прежде всего оценить уровень развития его игры. Для успешной подготовки ребенка к школе полезна отнюдь не только игра «в школу», но и самые обычные «несерьезные» игры: «в больницу», «в магазин», «в дочки-матери». Особенно ценны такие игры, когда в них участвуют сразу несколько детей. Это источник развития коллективизма, в них ребенок учится правильно строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты («Я буду доктором!» - «Нет, я!» - «Ты была в прошлый раз, теперь пусть будет Наташа»). Воспроизводя жизнь взрослых людей, дети осваивают - пусть пока еще не всерьез - систему поведения, основанную на добросовестном выполнении своих обязанностей. Они учатся выполнять указания «старшего» («дочка» - «мамины», «больной», - «доктора»). И главное, все это без принуждения, легко и охотно. А как много дает игра для развития воображения, умения представить себе, «что было бы, если бы...». Этот об-щеразвивающий эффект игры скажется и в школе, и позднее - когда ребенок станет взрослым человеком.

    Некоторым родителям может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школьной жизни, следует как можно больше времени и внимания уделять занятиям школьного типа и не тратить дорогого времени на «несерьезные» дела. Что можно сказать об этом? Да, возможности детей дошкольного возраста в усвоении определенных знаний и умений относительно невелики. Но нельзя ведь не учитывать и того, каких психических и физических сил это требует от них, своеобразие мотивов их поведения и других особенностей этого возраста. Не следует умалять, конечно, роль учебной деятельности, но первостепенную, ведущую роль она будет играть, когда ребенок станет настоящим школьником. Эффективность педагогических воздействий в работе с первоклассниками будет тем выше, чем мы, взрослые, будем больше учитывать возрастные особенности этого переходного периода. Младший школьный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым в дальнейшем ошибкам.

    Поэтому, наряду с игрой, почетное место в подготовке ребенка к школе занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том, «как устроены» предметы, животные, люди.

    Для нас с вами очевидно, что руки у

    человека начинаются от плеч, что между туловищем и головой есть шея. А посмотрите на рисунок человека, сделанный ребенком 4-5 лет! Руки растут из середины туловища, сверху прямо к нему прикреплена голова. Пройдет немало времени, прежде чем сопоставление своих рисунков с фигурами реальных людей приведет ребенка к пониманию того, как в действительности соотносятся между собой части человеческого тела.

    Тот же путь - от грубой и искаженной схемы к правильному воспроизведению реальности - проходит и изображение животного, дерева, дома, автомобиля. В результате развиваются и сами представления ребенка об изображаемых объектах. Развивается и умение мысленно представлять себе разные предметы, «поворачивать» их в уме. Позднее все это окажется очень важным для усвоения геометрии, физики и многих других школьных предметов.

    Рисуя, строя, создавая пластилиновых чудищ, ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает свое эмоциональное состояние. К сожалению, лишь немногие родители задумываются над тем, что рисование и конструирование - первая продуктивная деятельность ребенка. Мы, взрослые, в процессе своей деятельности почти всегда создаем реальный продукт, получаем результат, который можно объективно оценить, сравнить с образцом. У детей же до поры до времени такой деятельности нет. И вот она появляется.

    Конструирование из кубиков требует решения настоящих инженерных задач. Как сделать, чтобы дом не падал, крыша не проваливалась? Как сделать так, чтобы дверь открывалась? Какой высоты должен быть мост, чтобы под ним свободно проплывала игрушечная лодка? Маленький ребенок отвечает на все эти вопросы по ходу строительства, переделывая и совершенствуя неудачные сооружения. Со временем он научается решать конструктивные задачи в уме, до начала строительства. А это значит, что у него развивается конструктивное мышление. Очень велико и значение конструирования для развития планирования своих действий, организации работы.

    Ребенок приучается к тому, что сначала надо создать замысел постройки, затем найти нужные строительные детали, спланировать последовательность возведения разных частей сооружения. Лишь после этого можно переходить к процессу строительства.

    Для того чтобы полностью использовать развивающие возможности игры, рисования и других детских занятий, взрослый должен руководить ими, но тактично, ненавязчиво. Самостоятельность ребенка вовсе не будет ущемлена, если родители подскажут ему сюжет игры, помогут обогатить его. Они могут и сами поучаствовать в игре, исполняя ту или иную роль. Для сына или дочери это будет настоящая «школа игры», приучающая к созданию сюжета, к строгому выдерживанию роли. Но инициатива должна все же принадлежать ребенку. Прежде всего должны обыгрываться те ситуации, которые придумал он сам, и лишь во вторую очередь те, которые подсказаны родителями.

    Обучая ребенка рисованию или лепке, не надо давать ему готовые способы изображения людей, животных, домов. Готовый образец превращается для малыша в бессодержательную схему, не помогающую познанию действительности. Надо учить его внимательно рассматривать то, что он собирается нарисовать (вылепить). Надо побудить его к самостоятельному поиску средств для передачи в изображении особенностей объекта. Пусть поначалу эти средства окажутся не особенно удачны и изображение будет мало походить на реальность. Со временем он научится правильно воспроизводить увиденное в рисунке и скульптуре.

    Обучение конструированию из кубиков тоже не должно быть слишком «жестким». Взрослый может помочь ребенку создать замысел. Иногда полезно нарисовать образец предлагаемой постройки. Полезно обратить внимание малыша на важнейшие особенности этого образца. Нужно учить планированию действий, рациональной организации работы: «Давай сначала найдем нужные кубики, а потом уж будем строить». Но нельзя заставлять ребенка рабски следовать образцу или собст-

    «Я иду в школу!"

    венному замыслу, нельзя подавлять его инициативу.

    То, что было сказано об игре, рисовании, конструировании, относится и к другим детским занятиям: аппликации, изготовлению самоделок из бумаги и природных материалов, сочинению сказок и т. п. Важно помнить: при умелом руководстве со стороны родителей эти виды занятий - самая лучшая подготовка ребенка к школе, именно здесь воспитываются воля, упорство, целенаправленность деятельности ребенка.

    Даже горя желанием подготовить своего ребенка к школе, родители нередко сталкиваются с трудностями. От большого числа родителей поступают жалобы на то, что их дети старшего дошкольного возраста при общем положительном отношении к школе не хотят как-то специально готовиться к ней (исключая, конечно, приобретение школьной атрибутики). Родителей волнует, что дети не любят заниматься интеллектуальной деятельностью, неусидчивы, ленивы, предпочитают проводить время на улице.

    Иногда в этих жалобах звучат завышенные требования родителей к детям. Внезапно для себя родители обнаружили, что их малыш вырос, школа не за горами, а он все еще увлеченно играет и ни о чем серьезном не думает. А ребенок в данном случае ведет себя совершенно естественно. Ведь возраст 6-7 лет - возраст расцвета сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр, и поступление в школу не уменьшает потребности ребенка в играх. Игра остается лучшим видом отдыха, общения, она не теряет и своего развивающего начала. Поэтому реплики родителей типа: «В детском саду не наигрался!», «Хватит играть, ты не маленький!» - вряд ли можно считать педагогически правильными, поскольку они основываются на непонимании структуры мотивов дошкольника и младшего школьника.

    Встречаются возбудимые, подвижные Дети, которым действительно бывает трудно на чем-то сосредоточиться, выполнять задания, требующие аккуратности и неторопливости. Вместо того чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, родители теряют терпение, раздражаются и начинают ругать своих непослушных детей. В результате и ребенок, и родители расстроены, уже никому не хочется браться за дело. Следует помнить, что если ребенок устал или чем-то занят, то лучше не заставлять его переключаться на запланированное родителями занятие, а дождаться для этого благоприятного момента. Как правило, дети очень любопытны. Если у них на глазах взрослые начинают чем-то заниматься, то они обязательно поинтересуются. Вот этот момент и не надо упускать. А заметив усталость, отсутствие интереса и внимания, нужно переключить их на что-то другое, чтобы не вызвать негативных реакций. Сделать это лучше так, чтобы у ребенка создалось впечатление, что игра или занятие с родителями закончились не по его желанию, а по решению или желанию взрослого. К примеру, мать может сказать: «Ну, достаточно, мне пора готовить обед!», и у ребенка не останется неприятного осадка, как после порицания за лень.

    Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
    Ваш ребенок читает и считает. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической готовностью ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

    Местонахождение книги: Центральная городская библиотека

    Гатанова, Н. Развиваю внимание: Пособие для подготовки детей к школе / Н. Гатанова, Е. Тунина. - С.Пб.: Питер, 2000. - 144с. - (Серия «Мой первый учебник»).
    Внимание - золотой ключик успеха вашего ребенка, которым он откроет дверь в мир знаний и хороших отметок. Эта книга предлагает родителям и воспитателям увлекательную методику, с помощью которой возможно в сжатые сроки подготовить внимание ребенка к школьной нагрузке. Помогая сказочным героям найти дорогу домой, прокладывая путь через запутанные лабиринты, разгадывая головоломки, будущий первоклассник научится быть внимательным и наблюдательным.

    Местонахождение книги: Библиотека семейного чтения

    Дети, в школу собирайтесь: Пособие для педагогов и родителей / О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, А.И. Булычева. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 192с .
    Эта книга для тех, кто интересуется развитием ребенка-дошкольника, старается помочь ему реализовать свои возможности, кто серьезно относится к такой важной проблеме, как подготовка к школе.

    Камаровская, Е.В. Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание. - СПб.: Питер, 2010. - 208с.: ил.- (Серия «Вы и ваш ребенок»).
    Чем родители могут помочь школьникам сегодня, когда школьная программа все сложнее и требования к детям все выше? Около 40% детей имеют трудности с концентрацией внимания, многие сталкиваются с проблемой запоминания большого количества информации. Но усидчивость и хорошая память - это не обязательно таланты, данные человеку от рождения, их можно развить с помощью тренировки.

    Местонахождение книги: Городская детско-юношеская библиотека

    Методика подготовки детей к школе: психологические тесты, основные требования, упражнения / Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. - Волгоград: Учитель, 2001. - 44с.: ил

    Местонахождение книги: Городская детско-юношеская библиотека

    Некрасова, Н.Н.Ты учись, а мы поможем! Дошколенок - младшеклассник. Для родителей и детей от 5 до 10 лет / Н.Н. Некрасова, З.В. Некрасова - СПб.: Питер, 2010. - 352с.
    Книга рассказывает о подготовке к школе и первых школьных годах. Как помочь ребенку адаптироваться, перестроить свое «детсадовское» сознание на новый лад, сконцентрироваться на занятиях. Дан обширный практикум для родителей.
    Содержание книги впечатляет названиями глав и разделов. «Кризис предшкольный: особенности. Что изменяется в детях и в нас», «Разберемся с «хочу» и «надо». Переводим одно в другое», «Отступление о вреде перехваливания, или другой взгляд на суть похвалы». Практикумы: «Копилка успехов», «Листик самостоятельности», «Луковые истории», «Слагаемые подготовки или как строить/ся домик для школьника», «Уметь наблюдать, замечать и сравнивать, или Как овладеть основными мыслительными действиями». И так далее. Здесь есть и различные тесты на готовность, и развитие речи, и воспитание волевых качеств, и творческое мышление, и наблюдение за природой.

    Местонахождение книги: Городская детско-юношеская библиотека

    Нефедова, Е.А. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей / Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. - К.: ГИППВ, 1998. - 400с.: ил.
    Эта книга поможет подготовить детей к школе. Она содержит богатый материал по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания, моторики.

    Местонахождение книги: Городская детско-юношеская библиотека

    Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова. - Ярославль: Академия развития, 2006.- 144с.: ил.
    В книге представлены методики определения уровня развития ребенка при поступлении в школу, его психологической и физической готовности к обучению, уровня знаний по математике, экологии, социальной действительности, уровня речевой подготовки и эстетического развития.

    Местонахождение книги: Городская детско-юношеская библиотека

    Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? / М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - СПб.: Дельта, 1998.- 348с.
    Книга содержит набор тестов для определения готовности ребенка к школьному обучению. Предлагаются общедоступные тесты для выявления уровня развития познавательной сферы ребенка, речи, элементарных математических умений, мелкой моторики, а также развивающие и корректирующие упражнения и игры.

    Местонахождение книги: Городская детско-юношеская библиотека

    Хоменко, И.А. Перестаньте меня учить! - СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. - 224 с.- (Программа для мамы).
    Новая книга педагога Ирины Хоменко поможет родителям решить проблемы, связанные с образованием ребенка и, особенно, с его учебой в школе. Что делать, если ребенок не хочет учиться? Каковы плюсы и минусы домашнего образования? Как проверить правильность своей родительской стратегии?

    Местонахождение книги: Городская детско-юношеская библиотека

    Статьи

    Мацько Е. Умения и упражнения // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010. - №1. - С. 3-5.

    Советы воспитателя, что надо делать, чтобы адаптационный период в школе приносил ребенку радость.

    Сабодах Р. Проблема адаптации детей к обучению в школе // Начальная школа + До и после. - 2008. - №2. - С.66-68.

    Харкевич О. Особенности адаптации школьников в процессе обучения // Начальная школа. - 2006. - №8. - С. 8-14.

    Автор статьи рассказывает о том, на что следует обратить внимание учителям и родителям в переходные периоды жизни школьника (поступление в 1-ый класс, переход из начальной школы в среднюю, переход из средней школы в старшую).

    Шаехова Р. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе // Игра и дети. - 2009. - №3. - С. 12-14.

    Что такое готовность ребенка к школе? Как построить образовательный процесс так, чтобы он отвечал требованиям школы, установкам родителей и ценностным ориентациям современного общества?

    Журналы из фонда Городской детско-юношеской библиотеки (зал педагогического общения)

    Составители: Н.Н.Малыхина, Е.В.Гильмутдинова

    На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Принято выделять следующие формы психологической готовности к школе (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)

    : личностная, интеллектуальная, социально-психологическая, физическая, речевая и эмоционально-волевая готовность.

    Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.

    Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

    • · дифференцированное восприятие;
    • · аналитическое мышление;
    • · рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
    • · логическое запоминание;
    • · интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
    • · овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
    • · развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

    Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

    Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

    Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

    Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

    Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

    Обобщая выше сказанное, можно сказать, что под психофизиологической готовностью ребенка к школе понимается его зрелость в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями - уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно развитие школьной мотивации, способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Таким образом, «готовность ребенка к школе» - это комплексное и многогранное понятие.