• Словесные приемы развития речи. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. Прыёмы развития речи

    Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.

    В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.
    Наглядные методы. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов. Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

    Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы — заучивание наизусть, пересказ.
    Меньше распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, хотя он должен иметь место и в группах раннего возраста (рассказ без показа), и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых).
    В старших группах для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

    Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).
    Практические методы. Цель этих методов - обучить детей ва практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

    Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы па занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). К практическим методам следует отнести разработанные С. В. Петериной наглядные игры-занятия, игры-инсценировки этического характера. Для их проведения требуется соответствующее оборудование: кукла и игрушечный мишка больших размеров (1 м 20 см), что обеспечивает действия с ними как с партнерами и дает большой воспитательный аффект, комплекты кукольной одежды, обуви, гигиенических принадлежностей.

    Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.

    Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием — это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

    Наиболее распространены следующие словесные приемы. Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.
    Повторение — преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
    Объяснение — раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.

    Указания — разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.
    Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отлячие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
    Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко — похвалой, замечанием, порицанием.

    Вопрос — словесноо обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория — поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определитъ место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
    Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия {в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.

    В развитии речи дошкольников очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).
    Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

    По их обучающей роли приемы развития речи можно разделить на прямые и косвенные. Эти категории приемов подробно разработаны дошкольной педагогикой. Примерами прямых приемов обучения являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др.
    Среди прямых приемов обучения можно выделить на определенном занятии с конкретным содержанием приемы ведущие, основные для данного занятия и приемы дополнительные. Например, на занятии по рассказыванию в зависимости от цели его и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а другие — план, варианты плана, вопросы — будут дополнительными. На другом занятии ведущим приемом может быть план рассказа, дополнительным — коллективный разбор отдельного пункта плана и т. д. В беседе вопросы — ведущий прием; в обучении рассказыванию они играют дополнительную, второстепенную роль.
    Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
    На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

    В методике приемы развития речи называют по-разному. Наряду с термином «приемы обучения» используют и другие: «приемы работы по развитию речи», «приемы воспитания правильной речи», «приемы для решения речевой задачи». Эти термины также имеют право на существование. Как правило, их употребляют в тех случаях, когда речь идет о воспитательных мероприятиях (вне занятий). Можно говорить о приемах работы в уголке книги: совместное рассматривание книги воспитателем и ребенком, сортировка книг, их классификация, починка и др.
    Приемы развития речи составляют основную специфику методики. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

    Для успешного осуществления воспитательно-образовательных задач необходимо наличие благоприятных условий. Их создание, а также постоянный контроль за выполнением программы педагогами и усвоением ее детьми — должностные обязанности заведующей и воспитателя-методиста. Об этом будет сказано в последующих темах.

    А.М.Бородич Методика Развития речи дтей. М.1981.

    Как правило, логопеды и другие педагогические работники прекрасно применяют на практике нижеперечисленные методы и приемы работы по развитию речи детей, но затрудняются устно в терминах описать свою педагогическую деятельность.

    Различные проверяющие, представители аттестационых комиссий, методисты образовательных учреждений активно используют в своей речи наименования приемов педагогической работы и, могут быть склонны оценивать специалиста по уменяю вести аналитические и педагогические беседы используя ту же терминологическую базу, что свойственна им.

    Таким образом, изучив данный перечень методов и приемов работы по развити речи логопед сможет достойно рассказать о своей деятельности или проанализировать деятельность другого педагога. Например при анализе занятия коллеги можно высказаться в русле одобрения широчайшего спектра примененных приемов работы на одном занятии и перечислить с примерами какие приемы работы Вы увидели. Поверьте, если у проверяющего или методиста отсутствует логопедическое образование, то подобное Ваше выступление произведет неизмеримо большее впечатление, чем употребление чисто логопедических терминов ("контролеры" будут счастливы от того, что хоть что-то смогут в вашей речи понять). Аналогичным образом можно поступить, если перед Вами будет стоять задача провести самоанализ своей деятельности на занятии и т.п.

    Таким образом, предлагаю освежить в своей памяти знакомые всем методы и приёмы работы по развитию речи детей и удивиться их простоте, доступности и вместе с тем функциональности при оперировании данными понятиями не только в своей деятельности, но и речи.

    Методы и приемы работы по развитию речи

    1.Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).

    3.Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.

    4.Воображаемая ситуация.

    5.Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют размышлений, умозаключений.

    6.Вопросы репродуктивные = простые начинаются со слов какой, что, когда. Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо догадываться, соображать.

    7.Демонстрация движений, артикуляционных позиций.

    8.Дидактические игры (чей домик, чудесный мешочек, домино) - имеют несколько игровых правил или действий.

    9.Дидактические рассказы с включением учебных заданий.

    10. Дидактические упражнения - проще чем дидактические игры имеют одно правило или действие. (скажи наоборот)

    11. Замечание.

    12. Заучивания.

    13. Звукоподражания (при освоении звуков).

    14. Имитация действия, движения (на физминутках).

    15. Инсценировки.

    16. Исправление.

    17. Интонационное выделение слова.

    18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.)

    19. Конструирование (букв и др.).

    20. Моделирование (структуры текста, строения слова).

    21. Мотивация заданий (поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.)

    22. Наблюдение.

    23. Напоминание.

    24. Образец правильного произношения.

    25. Образная физкультурная пауза.

    26. Образное называние звука (ЗЗЗ - звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.), и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.)

    27. Объяснение (например, правил поведения, игры).

    28. Отраженная речь - повтор за воспитателем речевого образца.

    29. Оценка (мотивированная).

    30. Пересказ.

    31. Повторы индивидуальные ребенком.

    32. Повторы хоровые.

    33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель)

    34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры. (каравай)

    35. Подсказ (начала слова).

    36. Показ артикуляционных движений.

    37. Пояснение (самосвал - сам сваливает).

    38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).

    39. Разговор - не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу дела.

    41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.

    42. Речевой образец.

    43. Речевые поручения - поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».

    44. Речевые ситуации - специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.

    45. Ролевые игры.

    46. Совет.

    47. Сопряженная речь - повтор вместе с педагогом.

    48. Составление плана высказывания - чаще устное, про что сказать вначале, про что потом и так далее.

    49. Схема ответа (моделирование) - про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.

    50. Толкование слов (значения слов аквариум - стеклянный ящик)

    51. Указание.

    52. Утрированное произношение (усиленное).

    53. Утрированное артикулирование (усиленный показ где находятся губы, зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов)

    1. Чтение.

    Литература

    1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
    2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.
    3. Бородич А.М. Методика развития речи детей.
    4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
    5. Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
    6. Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
    7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.
    8. Занятия по развитию речи в детском саду, под ред. Ушаковой О.С.
    9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.
    10. Программа воспитания и обучения в детском саду.
    11. Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина.
    12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.
    13. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
    14. Журнал «Дошкольное воспитание».
    15. Нефедова Е.А. Готовимся к школе.
    16. Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.
    17. Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению.
    1. Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped
    2. Здесь можно самостоятельно и бесплатно за 30 мин. сделать свой сайт о педагогике, психологии, своем учебном заведении и прочее http://nsportal.ru/page/bystryi-start
    3. Женский блог - подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей http://idi-k-nam.ru/profile
    4. Блог о логопедии
    5. Активная группа логопедов в «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/
    Серия сообщений " ":
    Некоторые логопеды совершенно не знакомы с теорией и методикой развития речи детей дошкольного возраста и работают с ребенком с чисто логопедических позиций (такие особенности образования в нашей стране были). И, конечно все получается хорошо, может быть даже замечательно, но опираясь на первоосновы (на методику развития речи), возможно достигать тех же результатов с меньшими энергозатратами. Поэтому, уважаемые логопеды, освежите свои знания в этой области! Кстати, информация может пригодиться, если Вас попросят провести какой-либо ликбез по вопросам развития речи детей для воспитателей.
    Часть 1 -
    Часть 2 - МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
    Часть 3 -
    Часть 4 -
    Часть 5 -
    Часть 6 -
    Часть 7 -

    Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

    Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

    Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

    Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

    Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

    Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

    Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.



    Изложенная выше характеристика методов развития речи не вполне учитывает сущность самой речевой деятельности обучающихся. В школьной методике идут поиски путей активизации методов работы по развитию речи учащихся с учетом природы речи. Анализ способов речевого развития в детском саду с этих позиций также позволит осмыслить роль и место каждого метода в формировании языковой способности детей.

    В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

    Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

    Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.



    Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.

    В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

    Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

    Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

    Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

    Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

    В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.

    В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и детей, направленные на решение задач формирования и развития родного языка. Другими словами, это действия того, кто учит, и того, кто учится, которые выполняются для передачи знаний от одного к другому.

    С помощью определенного метода, опираясь на сознание детей, педагог формирует у них начальные представления о языке, элементарные умения и навыки коммуникативно-речевой деятельности, передает знания об окружающем мире, развивает речь и мышление.

    Методы и приемы характеризуют с разных точек зрения (в зависимости от использованных средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

    В общепринятой методике методы обучения преимущественно классифицируют по источнику знаний: наглядные, словесные, практические. Такое деление несколько условно, между ним нет четкой границы.

    Использование того или иного метода или группы методов определяется прежде всего характером речевого нарушения, содержанием, целью и задачами занятия по формированию родного языка и развития речи, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

    Наглядные методы занимают существенное место в коррекционной работе с детьми с ПМР. Используют непосредственные и опосредованные наглядные методы. К непосредственным относят: наблюдение, экскурсии, обзоры помещений, рассмотрение натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

    Косвенные методы основаны на применении изобразительной наглядности и технических средств обучения. Это рассмотрение игрушек, картин, фотографий, просмотр диафильмов, описание картин и игрушек, рассказы по картинам и игрушками. Эти методы используют для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучение связной речи. Косвенные методы также используются для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

    Эффективность усвоения детьми знаний, формирование полноценных представлений, развитие таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и на этой основе формирование и развитие речи, во многом зависит от того, насколько широко в познавательную деятельность включаются различные формы чувственного восприятия. Целесообразно использование пособий способствует усвоению материала, созданию сенсорных предпосылок для формирования и развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более доступным, осознанным, обеспечивает эффективность логопедической работы.

    К использованию наглядных пособий предъявляются определенные требования:

    1) все дети должны их хорошо видеть (соблюдение соответствующих размеров наглядности для фронтальной и индивидуальной работы; правильное расположение на уровне глаз детей);

    2) наглядность должна быть подобрана с учетом возрастных, индивидуально-психологических и речевых особенностей детей;

    3) отвечать целям и задачам занятия;

    4) постепенная демонстрация различных наглядных пособий;

    5) демонстрация наглядности должно сопровождаться точным и конкретным речью.

    Словесные методы дают возможность осуществлять в единстве расширение и закрепление знаний детей об окружающей и формировать первоначальные языковые умения и навыки. Основными словесными методами являются: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседы, объяснения, рассказы без опоры на наглядный материал. Словесные методы в специальных группах для детей с ПМР на начальном этапе обучения обязательно, особенно при изучении нового материала, сочетаются с наглядными приемами: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций и т. В дальнейшем, когда дети учатся понимать содержание речи, применять полученные знания без наглядности, когда есть база представлений практикуют иногда с целью уточнения, закрепления, проверки точности и глубины усвоения речевого материала сообщения беседы без наглядности. Это обеспечивает переход детей в процессе познания за пределы непосредственного восприятия, что значительно расширяет возможности познания мира, а также обеспечивает переход знаний на более высокий уровень обобщения, их систематизацию.

    Практические методы в основном направлены на использование речевых умений и навыков и усовершенствование. Но в работе с детьми с ПМР их применяют и для облегчения восприятия, понимания и усвоения речевого материала. К практическим методам относят словесные дидактические упражнения, различные дидактические игры, игры-драматизации, хороводные игры, моделирование.

    Упражнения - это многократное повторение детьми умственных и практических действий. Упражнения могут быть разного характера: имитационного, или подражательно-исполнительного (повторение звука, слова для их запоминания), конструктивного (упражнения в овладении умственным действием - подбор обобщающих слов к существительным, подбор противоположного по значению слова и т.п.), творческого (использование усвоенных способов в новых условиях, например, самостоятельная постановка вопросов).

    В дошкольном учреждении практические методы в основном имеют игровой характер. Основным компонентом метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Ведущая роль в игре принадлежит логопеду, который подбирает игру во соответствии с намеченными целями и задачами, при необходимости распределяет роли, активизирует деятельность детей.

    Моделирование - в его основе лежит принцип замещения реальных предметов другими предметами, изображениями, знаками. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением с помощью схемы и фишек воспроизвести звуковую, составляющую модель слова, графически изобразить словесный состав предложения, обозначить схематично структуру, действующих лиц повествования и тому подобное.

    В зависимости от характера речевой деятельности детей выделяют репродуктивные и продуктивные методы.

    Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Главным образом, они применяются в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, при формировании грамматического строя речи, формировании связной речи на начальном этапе работы. Это те методы, благодаря которым дети усваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, новые грамматические формы (например склонения и согласования слов), закрепляют звукопроизношение, переводят близко к тексту, заучивают наизусть, подражают рассказ логопеда.

    Производительные методы предусматривают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит знакомые ей языковые единицы, а отбирает и комбинирует их каждый раз по-новому, приспосабливаясь к условиям общения. В этом заключается творческий характер речевой деятельности. Производительные методы используются при обучении фразового и связной речи. К ним относят составление предложений по одной предметной картинкой, по представлениям, обобщающую беседу, творческий перевод, дидактические игры на развитие связной речи, творческое рассказывание (репродуктивное и фантазирование).

    В зависимости от задач каждого раздела логопедической работы выделяют отдельно методы словарной работы, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи и тому подобное.

    Методический прием - это элемент, составная часть метода. Каждый метод, как правило включает несколько приемов. Приемы делятся на три основные группы: словесные, наглядные, игровые.

    Словесные приемы: речевое образец, повторное проговаривание, вопрос, объяснение, указание, оценка детской речи, словесные упражнения.

    Речевое образец - правильная, предварительно продумана речевая деятельность педагога, предназначена для подражания детьми и их ориентирования. Образец предшествует речевой деятельности детей. Он должен быть понятным и доступным по содержанию и форме. Произносится четко, громко и неторопливо. В старших группах образец можно использовать после речи детей с целью сравнения и коррекции. Образец сопровождают указаниями, пояснениями.

    Повторное проговаривание - умышленное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике различают разные варианты повторения: отражено за логопедом, детьми, соединенное с логопедом, детьми.

    Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, предусматривает использование имеющихся знаний. Используют репродуктивные вопросы, требующие простого воспроизводства, констатации фактов (? Какой? Что делать? Куда? Где? Как?), И поисковые, то есть требующие умозаключений (зачем? Почему? Чем похожи? Для чего?). Поисковые вопросы являются наводящими и подсказывая. Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять логического ударения, что основную смысловую нагрузку. Структура вопрос должен быть образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ.

    Помощь - раскрытие сущности некоторых явлений, или способов действий. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, в процессе наблюдений и обследований предметов.

    Указание - разъяснение детям способа действий для достижения определенного результата. Выделяют указания учебные, организационные, дисциплинирующие.

    Оценка детской речи - мотивированное суждение о высказываниях ребенка, которое характеризуется качеством выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не только констатирующий характер, но и обучающий. Учитывая индивидуально-психологические особенности детей, необходимо добиваться, чтобы объективная и доброжелательная оценка повышала речевую активность детей, стимулировала к речевой деятельности, организовывала поведение.

    Наглядные приемы: показ картинки, игрушки, предмета, движения или действия, показ положения органов артикуляции при обучении звуковой культуры речи. Наглядные приемы сопровождаются объяснением, указанием, вопросами.

    Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. К ним относят: создание игровой ситуации, выполнение игровых действий, звукоподражания, загадочная интонация голоса, использования шуток, элементы дидактической игры, игры- драматизации. Игровые приемы должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей.

    В коррекционно-логопедической процессе зачастую приемы используют комплексно. Так, во время беседы могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картинок, объяснения, игровые приемы, художественное слово и тому подобное. Логопед использует различные приемы в зависимости от целей, задач, содержания занятия, речевых возможностей детей.

    Гусева Надежда
    Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников

    МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»

    Развитие речи дошкольников

    (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.)

    Цель: активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

    Актуальность.

    Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности.

    Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

    Речевое развитие представлено во ФГОС ДО как определенное направление развития и образования детей – образовательной областью.

    Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Основные цели и зада

    Развитие речи. Овладение речью как средством общения и культуры. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Развитие всех компонентов устной речи: обогащение активного словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; развитие речевого творчества; воспитание звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Приобщение к художественной литературе. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Воспитание интереса и любви к чтению, желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы. Развитие литературной речи.

    В программе «От рождения до школы» подробно расписано содержание психолого-педагогической работы для каждой возрастной группы:

    Развивающая речевая среда;

    Формирование словаря;

    Звуковая культура речи;

    Грамматический строй речи;

    Связная речь.

    А в подготовительной группе добавлена подготовка к обучению грамоте.

    На занятиях мы ставим задачи и достигаем их, но и в режимные моменты вы всегда должны помнить и способствовать развитию речи детей. Давать различные поручения, которые дают возможность общаться со сверстниками и взрослыми. «Попроси у Коли мячик», «Спроси у Татьяны Владимировны, кто пришел» и т. д. Разговаривать с дошкольниками и обязательно их слушать, отвечать на все интересующие вопросы. В раннем возрасте обогащать словарь существительными, глаголами и прилагательными из ближайшего окружения и с наглядным и без наглядного сопровождения. В старшем дошкольном возрасте учить употреблять не только словосочетания, но и фразы и предложения.

    В основной общеобразовательной программе МКДОУ Владимирского детского сада «Ручеек» подробно описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы. (пункт 2.2. стр. 31) Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие» со стр. 38.

    Методы и приемы представлены со стр. 52.

    Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

    Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

    Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

    Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

    Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

    В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

    Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

    Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

    В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

    Приемы:

    Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов.

    Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

    Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

    Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей.

    Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

    Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

    Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

    Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

    Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

    Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

    Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

    В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.

    В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

    Инновационные методы:

    1. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественного - эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно - прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. Вариативность интегрированного метода довольно многообразна:

    Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);

    Частичная интеграция (худ. литература и изодеятельность)

    Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

    Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.

    Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемонику.

    2. Метод наглядного моделирования - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Инновационные технологии:

    1. Мнемотехника.

    На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования:

    Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

    Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить

    персонажа в графическом виде. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

    Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком - либо различие между предметами, их признаками.

    Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.

    2. Информационно – коммуникационные технологии

    Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

    Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают

    компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран, что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

    3. Технология проблемного обучения

    Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советском и зарубежном саду. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и др.

    Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Методика создания проблемных ситуаций:

    Воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

    Сталкивает противоречия практической деятельности;

    Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

    Предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

    Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

    Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

    Определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

    Ставит проблемные задачи.

    4. Технология ТРИЗ

    Основателем теории ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер. Цель ТРИЗа - не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитание у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

    Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

    Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо - плохо».

    Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами. Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

    Прим «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

    Поэтажное конструирование - составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.

    Технология обучения детей составлению сравнений, загадок.

    В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

    Технология обучения детей составлению метафор.

    Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

    Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

    Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

    - «текст реалистического характера»

    - «текст фантастического характера»

    Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы

    игровых упражнений.

    5. Технология синквейна

    Синквейн- пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хоку и танка.

    В дальнейшем синквейн стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

    Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоян ии.

    Использованная литература: Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.