• Повседневная жизнь и быт при Петре I. Положение дворянства при Петре I Великом Изменение в быту при петре 1

    Взойдя на престол, Петр I принял решение изменить облик страны. Его не устраивали существующие порядки и положение России на международной арене. Поэтому ему так хотелось вывести государство на лидирующие позиции во всех отношениях. Однако планируя реформы, вынужден был брать с чего-то пример. Образцом выступила прогрессивная Европа. Мы сегодня поговорим о том, какими были изменения культуры при Петре 1.

    Великое посольство

    Реформы культуры и быта при Петре 1 положительно отобразились на будущем страны. Что поспособствовало началу изменений? В 1697 году Россией была предпринята дипломатическая миссия в страны Европы. В ее состав входили дипломаты и волонтеры, которые ехали с целью узнать новые технологии в строительстве. Среди их числа ехал и сам царь, несмотря на то что он оставался инкогнито под псевдонимом «Петр Михайлов». Из-за своей неординарной внешности (Петр I был более двух метров ростом, а руки и ноги у него были непропорционально длинными) был в скором времени разоблачен. Также в кампании принимали участие лекари, небольшой отряд охранников и солдат, слуги. Посольство даже сопровождали личные повара и шуты.

    Истинные причины посольства

    Официальной задачей дипломатической миссии была своего рода «разведка» планов правителей других стран, а также сближение с потенциальными союзниками против Османской империи. Петр I хотел обрести как можно больше друзей среди европейцев, чтобы вместе с ним бок о бок вести бои с Турцией, посягавшей в то время на территорию России. Однако эта стратегическая цель была не единственной. Царь хотел посмотреть на быт и жизнь людей в зарубежных странах. Он хотел перенять у них технологии и знания, чтобы потом внедрить эти новшества в своем государстве. Действительно, культура и быт при Петре 1 претерпели много изменений. Об этом далее.

    Чему учился Петр Михайлов

    Сравнивая иностранцев со своими соотечественниками, Петр видел большой разрыв между ними. Помимо явного отставания в военно-технических областях, можно было увидеть огромную разницу в культурном и образовательном уровне людей. Волонтеры «великого посольства» были определены в специальные места, где они обучались строительному и мореплавательному делу. Сам Петр был и плотником, и моряком. Он ходил на лекции по анатомии. Там он познакомился с лучшими докторами. Даже увидел в одном из кабинетов препарированный труп ребенка и удивился, какой живой и превосходный вид был у мертвеца. Как повествуют биографии, Петр даже поцеловал мертвую улыбку.

    Культура России при Петре 1 претерпела кардинальные изменения благодаря тому, что царь посещал множество придворных домов, светских балов, где видел общение элиты друг с другом. Ему хотелось бы, чтобы и его подчиненные не боялись высказывать свои мысли, как это делали приближенные английского короля. В этом царь и видел отличие своей страны от зарубежных. Дипломатическая миссия Петра приехала, чтобы набираться учености, но мало кто из них придавал должное внимание обычаям, нравам и правилам, которые царили в том обществе. После проживания в арендованных домах, они оставляли за собой разруху, за что потом им предъявлялись огромные даже по меркам того времени счета. Но царь подмечал и запоминал все, и эти недостатки ему хотелось искоренить.

    Первые реформы

    По прибытии в Москву Петр сразу же стал издавать указ об изменении существующих порядков по всей стране. Естественно, в первую очередь реформы коснулись военной сферы. Подвергались изменениям финансовая и судебная системы. До области просвещения вскоре дошел свой черед.

    Образование специалистов

    Культура в эпоху Петра 1 вышла на совершенно новый уровень. Уже через два года после окончания «Великого посольства» по всей территории государства начали открывать военные школы. Ведь для того чтобы вывести Россию на передовые позиции, необходимо было подготовить настоящих специалистов. В 1701 году в столице государства была открыта Навигацкая школа. Здесь учеников обучали математике, навигации, геометрии, а также знанию небесных тел. Несколько месяцев спустя был образована Артиллерийская школа. Для лекарей открыли Медицинскую школу в 1707 году, а для инженеров только в 1712 году.

    Грамота для граждан

    Как только в России стали появляться первые выпускники-специалисты, которые занимались строительством флота и военной техники, Петр I начал образовывать школы в губерниях. Здесь обучались дети простых жителей. В цифирные школы также поступали выпускники специальных Навигационных школ. Здесь также преподавали азы арифметики и грамматики. За все правление царя, к 1725 году, в России было построено уже 42 цифирные школы. В них обучались 2 тысячи школяров.

    Дети солдат учились в отдельных заведениях - в гарнизонных учреждениях. При заводах также образовывались мастерские, куда набирали детей-подмастерьев. Им передавали все основы мастерства. Для обучения духовенства были построены епархиальные училища. В качестве единственного учебного заведения в Москве работала только Славяно-Греко-Латинская академия, которая была образована еще в 1687 году. Также для священников была образована Киевская духовная академия.

    Заграничное обучение

    Появилась тенденция посылать дворянских детей за границу, чтобы там они выучились какому-нибудь мастерству. Отправляли в другие страны даже взрослых людей. Среди них были, например, именитые графы Д. М. Голицын и П. А. Толстой. Петр Андреевич начал свое позднее обучение, когда ему исполнилось 52 года. К этому моменту него уже были взрослые внуки, но это не отпугнуло ученика.

    Таких людей называли волонтерами. Их присылали в основном группами в такие страны, как Голландия, Франция и Англия. Основными направлениями образования были: медицина, навигация, искусство (живопись и скульптура), инженерное мастерство.

    К 1725 году число обученных за рубежом россиян приблизилось к тысяче. Однако не все из них добросовестно относились к своим поездкам. Зачастую они лишь тратили казенные деньги. Возвращаясь на Родину, они не могли показать никаких навыков. Участь таких недорослей была предрешена - их отправляли в рядовые или определяли матросами на корабли.

    Академия наук

    Отправляясь за рубеж, русские дипломаты и послы получали распоряжение - завербовать хотя бы двух иностранцев - мастеров какого-либо дела. Таким образом, в России увеличивалось количество ученых людей. К 1725 году их набралось столько, что оказалось возможным открыть первую в стране Академию наук. Здесь обучались студенты различным серьезным наукам. Продолжить свое образование и полностью изучить свои отрасли они могли в Европе, куда отправлялись по приказу Петра I. Финансировалось это заведение исключительно на деньги страны. Государственный бюджет также распределялся на поездки студентов за рубеж. Такое явление было достаточно редким.

    Открытие типографий

    Для лучшего и скорого процесса обучения были напечатаны новые книги. Для этого в столице отстроили новые типографии. Некоторые из них выполняли специальные функции. Например, в Петербургской типографии печатались только официальные указы, распоряжения власти и Петра I. Также были открыты: Сенатская типография, при Александро-Невской лавре, при Морской академии и Академии наук. Начали появляться первые независимые частные учреждения: типография Василия Киприянова.

    Книжные нововведения

    Раньше существующие книги были трудны для понимания не только из-за большой безграмотности в стране, но и из-за сложности алфавита и шрифта. В 1708 году своим указом царь постановил упрощения языка книг. Старославянство на письме уступало место разговорной речи. До современности дошли книги и газеты, которые свидетельствовали о популяризации иностранных слов. Зачастую их использовали совершенно неоправданно в публикациях и в различных сочинениях.

    Обновились и школьные учебники. Началась публикация авторских книг по арифметике, письму. Помимо теоретических знаний в них можно было найти множество практических советов: как измерить расстояние между деревьями, рассчитать высоту колодца и многое другое.

    Публицистика

    Петр I в области культуры провел много реформ. Он является родоначальников публицистики в России. Именно Петр 1 образовал первую в государстве газету «Ведомости» в 1708 году. Сам царь являлся автором многих ее заметок. Многие публикации проходили его редактуру. Первые издания были рукописными, поэтому количество экземпляров было очень ограничено. Однако с развитием технологий увеличился и тираж «Ведомостей». В основном на страницах газеты печатались факты о военном положении, объяснение реформ царя, с целью создать симпатию и доброе отношение народа к нововведениям. С помощью публицистического издания Петр I создавал выгодные ему и власти посылы, успокаивающие недовольства дворян и крестьян. Также газета занималась просветительской деятельностью: она делилась результатами различных экспедиций или научных исследований, давали хозяйственно-бытовые полезные советы. Также располагала информацией о старых и новых праздниках.

    Популярность при Петре набирали отпечатанные календари. Помимо перечисления дат и месяцев, в них содержалась еще и другая интересная информация. Покупатели могли узнать, прочитав календарь, когда будет восход и заход солнца, заметки и догадки о погодных условиях, а также приближение празднеств.

    Художественная литература

    Преобразования Петра 1 в области культуры коснулись и художественной литературы. Появились новые литературные направления и течения. Теперь авторы в своих художественных произведениях поднимали новые проблемы. Стало интересно поднимать проблемы, которые бы не соприкасались со старомосковским сознанием и реалиями. Примером тому служили повести об обычных солдатах, моряках, которые выполняли свой долг, а также старанием и упорным трудом продвигались по карьерной лестнице.

    Также для воспитания недорослей и прививания им правил поведения в обществе или в семье, переводились зарубежные книги. Одной из таких была «Юности честное зерцало».

    Культурная оппозиция

    По мере роста грамотности начала возникать и оппозиция. Ведь многие указы и реформы Петра 1 в культуре совершенно меняли устоявшийся быт дворян. По всей стране «гуляли» подметные тетради. Авторов у этих произведений, естественно, не было, ведь в них содержалась критика внутренней и внешней политики Петра. Анонимы обычно оставляли их в людных местах, чтобы как можно больше человек могли ознакомиться их содержанием и узнать «истинные» факты о «непотребном поведении» правителя. Историки считают, что в основном эти публицистические листки писались выходцами из старообрядческой сферы.

    Строительство Северной столицы

    Петр I заложил и построил новый город. Своим указом от 1703 года он объявил о строительстве крепости и одноименного города - Санкт-Петербург. Постройкой занимались тысячи мастеров, половина из которых погибла во время тяжелых годов упорной работы. Уже к 1712 году приближенные царя переехали со своими дворами и семьями в новый город, который стал военной и культурной столицей Российской империи на несколько веков.

    Проект всего города был изначально разработан и спланирован. Улицы должны были проходить строго параллельно друг другу и пересекаться под углом 90°. Артерий Санкт-Петербурга стали называть Невский проспект. В городе начали появляться монументальные сооружения, которые славились своей архитектурой. Многие здание выполнялись в стиле барокко, украшались золотом, резным орнаментом. Все силы были брошены на то, чтобы новый город своей красотой превзошел в сотни раз старую столицу России. Ведь всем историкам известна искренняя нелюбовь царя к Москве.

    Появление живописи

    Список преобразований в культуре при Петре 1 был бы не полным без такого значимого, как появление живописи. Если еще XVII столетие России не знало живописного искусства, то с приходом Петра возникает действительно истинно русская живопись. На слуху стали появляться портретисты, мастера гравюры. Среди любимых сюжетов были бои и баталии, морские сражения и, конечно же, красивый город Петербург. Художественная культура при Петре 1 процветала. Известные художники - А. Матвеев, И. Никитин, Зубовы, А. Ростовцев занимались росписью художественных книг, составлением географических карт для школьных учебников. Многие живописцы приехали из Европы и, уже открывая свои мастерские, обучали русских художественным приемам. Их вклад в российское искусство нельзя недооценивать.

    Театральная жизнь

    Реформы Петра 1 в сфере культуры коснулись и театральной жизни. После «Великого посольства» в Москве возникает театр. В России тогда еще не было актеров, поэтому персонажей во всех спектаклях и постановках играли европейцы. Драматическое искусство также не было развито, поэтому переводчики переводили зарубежные пьесы, которые потом оказывались на сцене театров. Однако театр не был популярен среди народа. Даже сам царь в скором времени потерял свой интерес к театральному мастерству. Ему хотелось всегда быть активным героям, а не пассивным зрителем, как происходило в зрительском зале. Однако в Москве имели успех непрофессиональные, любительские выступления, подготовленные учениками академий.

    Ассамблеи

    Очередным новшеством для общества было введение ассамблей - предвестников будущих светских балов. На этих мероприятиях дворяне находили для себя множество развлечений. Здесь собирались только знатные люди. Простому люду быть закрыт путь на такие вечера. Сезоном проведения ассамблей считалась зима. В основном они устраивались и князей или графов, однако не редки случаи, когда ее хозяином мог стать сам Петр I.

    На таком событии необходимо было представить богатый вкусный стол, большое помещение для танцев. Обустраивались специальные уголки для игр в шахматы. Поощрялось курение табака и трубок.

    Появление ассамблей кардинально изменило жизнь русских женщин. Впервые для них открывалась дверь в общество. Одиночеству и затворничеству пришел конец, теперь им дали возможность показать себя. Излюбленным занятием становятся танцы. Женщины обязательно посещали такие мероприятия в богатом убранстве. Если на первых ассамблеях костюмы дам были смешны и неуклюжи, то с течением времени они оттачивали свой вкус и появлялись уже в интересных нарядах, которые привлекали всеобщее внимание. И каждая старалась перещеголять другую даму. Чувствовался конкурентный дух.

    Новая мода

    Реформы культуры и быта Петра 1 коснулись и внешнего вида дворян и бояр. Царь испытывал острую неприязнь к длинным платьям в пол и к широким рукавам. Поэтому на одном из шуточных пиров он пришел в бешенство и бросился с ножницами на окружающих людей и стал отрезать им рукава. Через несколько месяцев на главных столбах уже были повешены листы, говорившее о том, что теперь запрещалось носить русские платья. Дворянам надлежит надевать венгерские кафтаны. Чтобы этот указ не был сорван разгневанной публикой, к столбам приставили охрану.

    Также истории известно другое происшествие с ножницами. По приезде в Москву в 1698 году царь при встрече со своими боярами лично отрезал каждому из них бороду. Стрижка не постигла только представителей белого духовенства. Брадобритие было встречено негативно в России, так как она была долгие годы своеобразным символом зажиточности и порядочности. Поэтому впоследствии она становится образом ушедшей старины и протеста против нововведений.

    Не только благородное сословие подчинилось этой реформы Петра 1 в культуре. Это решение коснулось всех жителей государства. Те, кто не желал расставаться с волосами, могли заплатить налог за ношение бороды. Однако цена его была настолько высокой, что даже не все знатные князи могли позволить себе отдавать ежегодно круглую сумму. Те «счастливчики», которые осмеливались платно оставлять свои бороды, носили на груди специально отлитый бородовой знак. С одной стороны на бляхе были изображены усы, а на другой красовалась надпись: «Деньги взяты».

    Летоисчисление

    Очередной реформой Петра 1 в области культуры, повлиявшей на всю истории России, является новое летоисчисление. Царь объявил в своем указе, что счисление лет нужно производить по-другому. Новолетие должно было начаться с 1 января. А года отсчитывались от Рождества Христова. Таким образом, в стране закрепился новый праздник, который в современном мире считается одним из самых любимых среди жителей России.

    Отмечая Новый год, Петр также ввел традицию запускать фейерверки и устраивать народные гуляния. Городские жители должны были украшать свой дом хвойными ветками, а также при возможности салютовать в честь наступления Нового года.

    Таким образом, благодаря реформам культуры и быта, Петр I не только завоевал уважение к стране среди европейских государств, но и поднял культурный уровень России. Его нововведения, встреченные поначалу негативно, дожили до сегодняшних времен. Без реформ Петра 1 в области культуры история государства и современная жизнь в нем были бы совершенно другими.


    Преобразования быта и обычаев боярства и дворянства

    В первой четверти XYIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Следует отметить, что на протяжении всего XYII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства – главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями – Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

    Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта.

    После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и развлечений, мало задумываясь о том, что они не имели здесь органичной предыстории. Более того, те способы, которыми Петр внедрял европейскую цивилизацию, говорят о том, что преобразователь требовал от своих подданных преодолеть себя, демонстративно отступиться от обычаев отцов и дедов и принять европейские установления как обряды новой веры.

    Сближение с западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 года) Петр выступил в роли цирюльника, велев принести ножницы и самочинно обрезав бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр проделывал несколько раз. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление. Указ 1705 года обязывал все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

    Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения "великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортого дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно не удобен для работы). В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взял ножницы и начав укорачивать рукава.

    В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие голы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

    Европеизация воспринималась русскими дворянами субъективно, поскольку главным критерием европеизированного быта у них считалось отличие от крестьянской жизни. Для русского дворянина быть европейцем означало изменить одежду, прическу, манеры, т.е. отгородиться от крестьянской жизни. И это можно было сделать путем обучения европейской культуре.

    Русским дворянам нелегко давалось такое обучение, так как они родились и выросли еще в допетровской Руси и воспитывались в соответствии с традиционными ценностями. Поэтому русский дворянин в петровскую эпоху оказался у себя на родине в положении иностранца, которому во взрослом состоянии искусственными методами следует обучаться тому, что люди обычно получают в раннем детстве непосредственным опытом. Петр понимал, что обучить своих подданных новому “языку” с помощью одних только угроз и указов невозможно, поэтому под его непосредственным руководством выходили пособия и руководства по обучению “правильному” поведению.

    Подлинным пособием для дворянина стало так называемое “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося европейских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы.

    Изучение данного текста интересно с точки зрения выявления противоречий между традиционными и новыми ценностями и рассмотрения процесса адаптации на русской почве европейской культуры. Так, книга внушала, что благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть иностранными языками, уметь танцевать, ездить верхом, фехтовать, быть красноглаголивым и начитанным и т.д. В заключение перечислялись 20 добродетелей, которые украшают благородных девиц. Интересно, что наряду с вышеизложенными рекомендациями давались и следующие советы: “ обрежь свои ногти, да не явятся, якобы оные бархатом обшиты… Не хватай первой в блюдо и не жри, как свинья…Не сопи, когда яси, Ногами везде не мотай, не облизывай перстов, не грызи костей. Зубов ножом нечисти… Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже…”. Подобного рода соединение несопоставимых рекомендаций и советов очень характерно для культуры петровской эпохи и показательно при выявлении ее противоречий.

    При анализе “Юности честное зерцало…” просматривается одна из основных целей европеизации: “Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранными языками, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб их от других незнающих болванов распознать”. Из данной цитаты видно, что для русских дворян иностранное должно стать нормой и “владение иностранными языками повышали социальный статус человека”. Дворянство становилось привилегированным сословием и Петр как бы санкционировал отгороженность дворян от крестьянской жизни, подтверждая своими наставлениями правильность выбора ими главного критерия европеизированного быта.

    Празднества и развлечения знати

    Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. В конце 1718 года верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей. Петр побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства и у него созрел план организации ассамблей в России. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр преследовал две главные цели – приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенном в Европе и приобщить русских женщин к общественной жизни. При организации ассамблей преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения Западной Европы.

    В его указе “О порядке собраний в частных домах, и о лицах, которые в оных участвовать могут” дан перечень правил, распорядок данного развлечения, которому должны следовать все присутствующие. Все усилия преобразователя были пронизаны идеей полезности. Ассамблеи Петр устраивал и в Летнем саду, которые также проходили по особому регламенту. На данное развлечение гости прибывали на лодках и попадали в сад через нарядные деревянные галереи, служившие одновременно пристанями и приемными залами, где накрывались столы со сластями и другими закусками. В. О. Ключевский писал, что государь потчевал гостей как радушный хозяин, но порой его хлебосольство становилось хуже демьяновой ухи: “Бывало, ужас пронимал участников и участниц торжества, когда в саду появлялись гвардейцы с ушатами сивухи…причем часовым приказывалось никого не выпускать из сада. Особо назначенные для того майоры из гвардии обязаны были потчевать всех за здоровье царя, и счастливым считал себя тот, кому удавалось какими-либо путями ускользнуть из сада.»

    Петр организовал и еще одно развлечение для высшего общества – катания по Неве. Жителям Петербурга “для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании. были розданы из казны парусные и гребные суда. Катания по Неве проходили по особому регламенту. В петровском указе определялось место катаний, одежда, в которой надлежит явиться приглашенным и давались предписания о времени сбора: “…в указанный час должен Комиссар в местах флаги поднять. А когда указано будет выехать, кроме определенных дней, тогда тот же знак учинить, да один выстрел из пушки с города; тогда тот час всякому ехать в назначенное место и явиться к Комиссару…. В указе сообщалось, что “на сей экзерциции вольны хозяева быть или не быть”, однако здесь же Петр предупреждал не совсем сознательных подданных, “что не более двух дней в месяце не быть, разве для какой законной причины…”. Петр предусмотрел и возможность нарушения установленных правил, поэтому предостерегал катающихся: “ за преслушание же и на сих судах, також штраф брать, как и с парусных.

    Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летоисчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие началось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.

    Празднование нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

    Петра I можно считать основателем системы государственных праздников. Викториальные празднества сознательно строились им по образцу триумфов императорского Рима. Уже в 1696 году в торжествах по случаю побед русских войск под Азовом наметились основные элементы и составные части будущих празднеств, в которых легко просматривалась римская основа. По распоряжению Петра мастер “Иван Салтанов со товарищи” построил триумфальные ворота: громадные резные статуи Геркулеса и Марса поддерживали их свод, они были украшены незнакомыми для русской аудитории эмблемами и аллегориями.

    Петр потребовал от женщины вступления в общественную жизнь, забывая, что она не совсем готова к этому и не может сразу же, в один момент, расстаться с домостроевским укладом жизни. Преобразователю некогда было вникать в женскую психологию, но тем не менее он проявил заботу о женщине, указав ей как одеваться, говорить, сидеть и вообще себя вести. В первое время на ассамблеях, как отмечает С. Н. Шубинский, русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, “затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышно расчесанною большей частью напудренною прическою, с длинными “шлепами”, или шлейфами, они не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть”. С. Н. Шубинский также делает замечания по поводу кавалеров, которые были под стать дамам и отличались чрезвычайной неловкостью.

    Новая манера развлечений воспринималась как европеизированная лишь субъективно, но под влиянием вина или гнева маска спадала и старое дедовское, не в лучшем его проявлении, выходило на поверхность. Можно сказать, что европеизация в петровскую эпоху носила не только внешний характер, но, как это не парадоксально, она усилила проявление негативных черт культуры допетровской Руси. “Новая наука” была для русских дворян тяжела и непривычна и очень часто вызывала инстинкты противоположного направления. Обходительность и вежливость по приказу и принуждению, не ставшие внутренней потребностью, порождали непристойность и грубость. К тому же и самому Петру порой не хватало необходимых качеств, которые он, обучая “новой” культуре, требовал от других. Взявшись распоряжаться танцами на ассамблеях, он часто пускался в тяжелые шутки: ставил в ряды танцующих самых дряхлых стариков, дав им в партнерши молодых дам и сам становился в первой паре. Все танцующие кавалеры должны были повторять движения государя. Ф. Берхгольц отмечал, что царь выделывал такие “каприоли”, которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени. Между тем, набранные им старые танцоры путались, задыхались, многие валились на пол, а Петр начинал все сначала и “…объявил, что если кто теперь собьется, тот выпьет большой штрафной стакан”. Подобного рода “шутки” имели место практически во всех развлекательных мероприятиях императора.

    Городской быт (архитектура, скульптура, живопись)

    Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы:

    Ж.- Б. Леблон, П. М. Еропкин. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

    Главной архитектурной доминантой в Петербурге стал Петропавловский собор, увенчанный позолоченным шпилем. Петр строил Петербург как европейский город, хотя решающими для формирования стиля новой столицы были его личные вкусы, особое географическое положение и климатические условия. В самом начале строительства города Петр ориентировался на Амстердам.

    В целом облик города при Петре имел необычайно своеобразный вид, так как стиль архитектуры включал и элементы барокко, и европейского классицизма XYII века, и французского “регентства” рубежа XYII –XYIII веков.

    Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города – прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 – 1734). Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. - М. Фонтана и Г. Шедель).

    Первой постройкой в Петербурге был Домик Петра I. Небольшой деревянный домик Петра I был построен 24 - 27 мая 1703 года, буквально за 3 дня сразу же после первых побед русских войск на Неве во время Северной войны.

    28 Мая 1703 года Петр I с генералитетом и знатными статскими чинами на 63 судах прошествовали к недавно построенному дворцу. Дворец был освящен, и стал местом жизни Петра в первые годы строительства Петербурга. В 1708 году появился первый "Зимний дом". Но свой первый дворец Петр любил и заботился о нем.

    Сохранилось описание дворца. Площадь составляет 60 кв. метров, высота до конька крыши 5 м 72 см. Резное украшение на крыше указывает на то, что дом принадлежал бомбардиру. Вспомним о том, что в 1694 году в Преображенском полку была учреждена особая почетная рота бомбардиров, шефом которой был сам Петр I. Размер самого дворца никогда не менялся, рублен дворец был топором, сохранилась декорировка стен дворца под кирпич. В этом отразилась сама суть времени Петра, когда жили с опережением, подчас желаемое выдавалось за действительное. Пожалуй, Потемкинские картонные деревни берут исток от деревянного дворца, расписанного под кирпич.

    У истоков маленькой речки Безымянный Ерик напротив первого дворца Петра I его Домика император решил создать одно из чудес нового города - регулярный Сад, "лучше чем в Версале у французского короля". Воображение Петра поразила эта роскошная загородная резиденция и в последствии он как в Петербурге в Летнем саду, так и в Петергофе старался превзойти чудо французского искусства.

    Сад в Петербурге был основан осенью 1704 года и назван Летним. Петр принялся за новое дело для себя с характерной для него страстью к преобразованию. Первоначальный план сада был начертан самим Петром I, а русские архитекторы разработав и усовершенствовав его создали хитроумные лабиринты.

    Многие его указы показывают с каким увлечением и размахом создавался Летний сад, например указы "О высылки из Москвы огородных семян и кореньев, а также 13 молодых робят для обучения огородной науке". Петр заботился о том, чтобы его сад закладывался по всем правилам искусства. Он заказывал много специальной литературы "образцовую книгу по фонтанам" и книгу о Версальском парке, из Голландии была выписаны 2 тома "Огородник с цветами (фигурами)", куплены "5 книг теории огородныя", "книга римских огородов". Для сада из Соликамска везли кедры и пихты, из Киева - вязы и липы. Лучшие садовники Европы и России участвовали в создании нового детища Петра I. Я. Роозен, К. Щридер, И. Сурлин, Крылов, Сляднев высаживали деревья вдоль геометрически распланированных аллей и подстригали их кроны в виде правильных шаров, кубов, конусов. Посланцы Петра ездили по Италии разыскивая для Сада "редкостные скульптуры". В Венеции была приобретена садовая беседка "редкой красоты". Петр не забывал заботится о своем Саде даже в тяжелые и трудные времена, которые казалось бы не способствовали мыслям о новом Петербургском парке.

    В 1721 году вдоль Невы тянулись три крытые прозрачные галереи через которые посетители могли попасть в сад. Две по бокам белые из дерева, а в центре галерея на столбах из русского мрамора. В центре сада была установлена "Венус старинный" - Венера Таврическая, ныне хранящаяся в Эрмитаже. "Белая дьяволица" вызывала такую лютую ненависть приверженцев к "старине", что возле нее была установлена круглосуточно вооруженная охрана. На пересечении фонтанов были установлены фонтаны и статуи. У аллей, были свои названия. Была Шкиперская аллея, где Петр I любил играть в шашки со своими приближенными и пить пиво.

    В петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

    Для питания фонтанов и лучшего их функционирования берега речки Безымянный Ерик были расчислены и углублены, была поставлена водонапорная башня. Безымянный Ерик стал называться Фонтанной рекой, а позднее просто Фонтанкой. Для осушения западной части парка прорыли Лебяжий канал, расширили и углубили маленькую, болотистую речку Мью, прозванную Мойкой и соединили ее каналом с Фонтанкой.

    Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. Русские художники овладевают техническими достижениями западных мастеров: в обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства. Художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. В живопись проникает невиданное дотоле многообразие образов и сюжетов. Самой, пожалуй, интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев.

    Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей – таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А. Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

    Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи – бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А. Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

    Одежда и украшения

    Преобразования и приобщение России к европейским традициям, культуре, быту в конце XVII – XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

    На протяжении веков развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

    Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

    В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений – среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе. За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошел в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца столетия.

    Для XVIII века, за исключением последних лет характерно женское платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для мужчин вводятся французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

    Русское общество познакомилось в XVIII веке и с таким новым для него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых образцов, которые выписывались наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.

    Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

    В связи с коренными переменами в женской и мужской одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой, одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей.

    Бурному расцвету придворного ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную мельницу» для обработки драгоценных и поделочных камней, там же гранились и алмазы.

    В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных ювелиров – Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье. Они долгие годы работали в России, обслуживая царский двор и знать. Знать способствовала распространению моды на все слои общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли украшения, и в искусности мастеров.

    Позье оставил свои записки о пребывании в России в 1729-1764 гг. Там он отмечал, что «бриллиантов придворные дамы одевают изумительное множество. Они даже в частной жизни никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами».

    Редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые привозились из-за границы, или же иностранный механизм вставлялся в отечественный корпус. К последним относятся нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского мастера Гарфа (Guarf). Серебряный корпус их декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.

    Оригинальным украшением были подвесные ароматники, предназначавшиеся для душистых веществ. Ароматникам придавали самые разнообразные формы: плодов, флаконов, сердечек, разных бытовых предметов. Ароматники начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми эмалями, сканью с драгоценными камнями, гравировкой.

    Самыми распространенными и любимыми украшениями в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века по-прежнему носили одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков; также появляется новая форма серег с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более тонкими, разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто заканчивались стилизованным листочком или раскрытым клювом птицы.

    Живописные миниатюрные портреты на эмали появлялись в России в начале XVIII века, первыми мастерами были Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Вначале на миниатюрах писали в основном портреты царствующих особ и членов их семей. В дальнейшем спрос на миниатюрные портреты был так велик, что в последней четверти столетия в Академии художеств был учрежден специальный класс миниатюрной живописи на эмали.

    С начала XVIII века стали широко использоваться для украшения одежды запонки с головками разнообразных форм (крестообразные, в виде розетки из драгоценных камней, со стеклом, жемчугом и т.д.).

    Широкое распространение получили платяные броши и булавки, которые с одной стороны были украшениями, а с другой выполняли чисто утилитарные функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д. Внешняя сторона их обильно украшалась самоцветами и гранеными алмазами. В изделиях с большим количеством драгоценных камней трудно проследить характерные особенности смены стилей (барокко, рококо). Только на украшениях со значительными поверхностями драгоценных металлов можно увидеть орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в виде букетов цветов, модными становятся броши с миниатюрными портретами, а в оправе более четко проявляются стилистические особенности классицизма.

    

    Дворянское обучение и служба

    Во время Петра Великого молодые дворяне, достигшие 16 - 17-летнего возраста, обязаны были нести пожизненную службу. Начинали они службу рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях. Военная форма - «немецкий» мундир.

    Дворяне изучали артиллерийское или инженерное дело. Отсутствовала единая система преподавания, учебники. Те из дворян, кто отправлялся за границу, должны были освоить математику или «навигацию» на чужом языке. Экзамены принимал лично Петр I.

    Если дворянин увольнялся с военной службы, то он назначался на «статскую», исполнял обязанности воеводы в провинциальном городе, чиновника в одном из учреждений или сборщика подушной подати.

    Дворянская одежда и облик дворянина

    Изменения произошли в ношении одежды. Началась борьба с широкорукавным платьем. 29 августа 1699 г. Петр указом запретил носить старый русский костюм, а в январе 1700 г. обязал носить платье на манер венгерского. Позднее все бояре и дворяне должны были одевать немецкое платье по будням и французское - по праздникам. Дворяне обязывались брить бороду. За нарушение царского указа следовал штраф и битье батогами.

    С 1 января 1701 г. женщинам предписывалось носить европейское платье. Появилось много украшений, в моду вошло кружево, жабо. Среди головных уборов лидером стала треуголка. Вводился парик, корсет, широкие юбки, узконосая обувь.

    Дворянские развлечения и быт

    В дворянских домах появились предметы роскоши: зеркала, гравюры, кровати, столики, табуреты, кресла, шкафы-кабинеты для бумаг, серебряная, оловянная и стеклянная посуда. На это тратились большие средства.

    Дворяне обучались манерам. Пленные шведские офицеры и женщины из немецкой слободы обучали русских таким танцам, как полонез, менуэт и гросфатер.

    Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось летоисчисление от Рождества Христова. Новолетие начиналось с 1 января, как во многих европейских государствах. Праздновали с 1 по 7 января. Ворота дворов украшались сосновыми, еловыми и можжевельными деревьями, ворота бедных владельцев - ветвями. В столице устраивались фейерверки.

    Создавалась новая система праздников; устраивались маскарады, балы. С 1718 г. Петр ввел ассамблеи, на которые мужчины обязаны были являться вместе с женами и взрослыми дочерьми. В XVIII в. появились игры в карты и шахматы. Для высшего общества организовывались катания по Неве.

    Крестьянская жизнь и быт

    Крестьянский быт не претерпел существенных изменений. Шесть дней в неделю крепостные крестьяне работали на помещика, по воскресеньям и праздникам - на собственных земельных участках. Дети с 8 - 9 лет приучались трудиться. Отец воспитывал своего сына по своему подобию.

    Все земельные вопросы находились в ведении общины, которая следила за порядком, разбирала ссоры между односельчанами, занималась раскладкой повинностей. Все были объединены круговой порукой. Местные дела решал сход женатых мужчин.

    Сохранилось сильное влияние традиций в быту, следование обычаям. Одежда продолжала оставаться традиционной и шилась из холстины и других дешевых материалов. Гардероб женщины составляла рубаха, сарафан, телогрея, шуба. Европейская мода пришла в русскую деревню только в конце XVIII в.

    Основные развлечения крестьян - массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда - похлебка, щи и мучные изделия.

    Городской быт

    Горожане жили в усадьбах, разводили лошадей, коров, свиней, птицу; обрабатывали огороды. Разрешалось курение.

    В 1714 г. вводился ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался.

    Обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» - свода правил общежития.

    Наконец последнее, что нам предстоит рассмотреть в рамках нашей лекции – это новшества в быту, которые были введены при Петре I.

    Новшества в быту царь начал вводить одним из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. Когда царя, возвратившегося из заграничного путешествия в Москву, 26 августа 1698 года прибыли поздравлять бояре, он схватил ножницы и начал самолично обрезать им бороды. Позже, в 1705 году последовал указ, вводивший налог за право носить бороду. Борода дворянина и приказного оценивалась в 60 рублей, купца 100 рублей в год. За бородой пришел черед одежды. 4 января 1700 года последовал указ о запрещении носить длиннополые платья. Вместо него дворянам и горожанам предложено было нарядиться в венгерские и немецкие кафтаны. У горожан, не успевших сменить гардероб, брали пошлину либо укорачивали платье прямо на улице. Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок бракосочетания. Старомодные смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. При заключении брака главными действующими лицами становились именно жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. При вступлении в брак руководствовались традиционной принадлежностью жениха и невесты к одной социальной среде. Впрочем, и здесь встречались – правда, редко – отступления от обычая. Пример показал сам царь, когда выбрал себе в супруги неразведенную жену шведского солдата, пленницу, к тому же женщину низкого происхождения. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. Дворянин должен был отличаться от окружающих не только внешностью, но и изысканными манерами, респектабельностью, образованностью и так даже. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них, на протяжении 18 века много раз переиздававшееся, было опубликовано в 1717 году под названием “Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”. Это компилятивное сочинение, составленных из текстов, заимствованных у западно-европейских авторов, задачу воспитания излагает в традиционном духе смирения и послушания Богу, царю и родителям. Вместе с тем “Юности честное зерцало” допускает прекословие сына родителю, но при этом надлежало говорить благочинно, учтиво и вежливо. Так же внушалась мысль о трудолюбии, под которым подразумевалось выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, верховой езде и всему, что пристойно дворянину. “Юности честное зерцало” наставляло поведению не только в семье, но и в обществе. Уделялось внимание даже мелочам: походке и осанке молодого человека, умению правильно вести себя за столом. Заключительные страницы “Юности честного зерцала” излагают правила поведения девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями “смирен, приветлив и учтив”, то девице их надлежало иметь два десятка. И все они подробно перечислялись. Другим руководством по воспитанию детей служило сочинение Прокоповича “Первое учение отрокам”. Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте. Отсюда обязанность родителей наставлять детей от самого маленького возраста до подросткового. Обязанность родителей состояла в заботах об образовании детей, чтобы они в будущем в соответствии со своими способностями и склонностями могли обеспечивать себя материально.

    При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и ее развития.
    Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны, поиском и использованием полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.
    Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада. А в 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нем госпитальная школа. С 1718 г. в Петербурге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.
    В 1720 г. была издана карта Каспийского моря.
    В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 г. молотовый мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. В начале 20-х гг. рудознатец Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурые угли были обнаружены в Подмосковье.
    Сподвижник Петра Яков Вилимовнч Брюс в 1699 г. организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия. Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована первая в России обсерватория, оборудованная в Сухаревой башне. На основе пятилетних наблюдений в 1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.
    Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Леонтия Филипповича Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал позже «вратами своей учености».
    Андрей Константинович Мартов в 1712-1725 гг. первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков.
    В 1724 г. по проекту другого гениального русского механика -Никонова была создана и испытана на Галерном дворе первая русская подводная лодка.
    Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфях.
    По указанию Петра I с 1722 г. начался сбор материалов по истории России для последующего написания научных трудов и учебников. В Петербург со всех концов страны и из-за границы начали свозить интересеные документы и материалы, положившие начало русским архивам.
    Интерес к знаниям у Петра сохранялся на протяжении всей жиз-i ни. Не удивительно, что именно при нем впервые начала формироваться государственная политика в области образования. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и отправление талантливой молодежи для обучения за границу, не может дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.
    Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения (где готовили офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
    Поскольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании.
    Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
    Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
    С 1703 г. начала издаваться первая официальная печатная газета - «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
    Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1719 г. Кунсткамера (помещение для редкостей), в которой хранились собрания минералов, медицинские препараты, древние монеты, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов», был устроен зоологический кабинет. Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. В 1714 г. в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

    Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 г. об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725 г.).
    При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства.
    Однако в целом все эти преобразования и нововведения носили переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.
    Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосное пение ансамбля или хора певцов без музыкального сопровождения, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).
    Архитектура петровского времени представлена прежде всего ансамблями зданий Санкт-Петербурга, для строительства которых были приглашены лучшие зарубежные специалисты - Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы - И. К. Коробов и М. Г. Зсмцов. Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля.
    Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов.
    Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690-1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.
    По обилию новых явлений в культурной жизни первая четверть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории.
    По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды - камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем - ссылка.
    Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.
    С января 1700 г. Петр ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 г. наступил 1700 г. К тому же новый год теперь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.
    Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейерверки, маскарады. С 1718 г. он специальным указом ввел ассамблеи, устраиваемые в домах знати. На них приглашались знакомые сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, тал цах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиоз-ный ужин, в ходе которого каждый хозяин ассамблеи стремился великолепием и новинками превзойти своего предшественника.
    Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярной стала игра любительских оркестров, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.
    Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие по правилам хорошего тона. В 1717 г. вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное из разных авторов».
    Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление светских ее начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры. Эти перемены были неоспоримы и весьма заметны.
    Именно на их основе зародилась и развилась отечественная нау-ка, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только в последующие десятилетия XVIII, но и XIX вв.
    Однако культура петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси.
    Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более чем чудачества самого царя и своих господ.