• Оккультные знания и опыты иосифа сталина. Георгий Гурджиев: что связывало мистика со Сталиным «Миша, сколько хватает сил, правит роман, я переписываю»

    ДВА ВЕЛИКИХ МИСТИКА? ГУРДЖИЕВ И СТАЛИН

    Сталин и Гурджиев хорошо знали друг друга. По некоторым сведениям, они в одно и то же время учились в Тифлисской православной семинарии. Хотя я в этом сомневаюсь: Гурджиев к тому времени уже получил такие колоссальные духовные знания, что семинария ему ничего не дала бы... Но совершенно точно, что они жили на одной квартире в Тифлисе. И поскольку оба были исключительными личностями, то влияние друг на друга оказали заметное. Впоследствии, будучи в эмиграции, Гурджиев не раз упоминал о ранении, которое он получил в молодости в Закавказье. Как раз во время знаменитых «эксов» молодых революционеров, организацию которых приписывают Сталину. Многое говорит за то, что он был ранен пулей в конце 1904 года в районе Чиатурского ущелья, когда грабили почтовый дилижанс. И все-таки преувеличивать влияние Гурджиева на будущего вождя, как это многие сейчас делают, не стоит.

    Существование в одно время двух мощных концептуальных систем - национал-социализма и коммунизма - безусловно, интереснейший факт. Меня не покидает ощущение, что за любыми научными объяснениями должно существовать еще что-то, менее реальное, но находящееся ближе к истине. Этим ощущением я оправдываю свою попытку поставить между Сталиным и Гитлером Георгия Гурджиева, крупнейшего философа и, если хотите, эзотерика XX века, русского Дона Хуана 20-х годов.

    Сталин и Гурджиев

    У траекторий Сталина и Гурджиева существует три точки пересечения. Ответить на вопрос, реальны эти точки или нет, невозможно. Если существующие биографии Сталина смело можно назвать PR-продуктами, то биографии Гурджиева попадают под определение народных сказаний. Точка первая. Сталин родился в 1887 году в городе Гори. Гурджиев родился в 1885 в селении Гурджани. Таким образом, изначально их отделяли 2 года и сто двадцать километров. Известно, что в период с 1899 по 1901 год они обучались в духовной семинарии Тифлиса. Были ли они знакомы? Неизвестно. Могу лишь привести цитату из книги Троцкого «Сталин»: «В то время его (Сталина) интересовали вопросы социализма и космогонии.» После этого Сталин уходит в революционную борьбу, а Гурджиев уезжает на Тибет. Точка вторая. В период 1912-1913 гг. и Сталин и Гурджиев активно работают в Петербурге. Сталин курирует редакцию газеты «Правда», а Гурджиев преподает и организовывает первую постановку своего спектакля «Борьба магов». Никаких доказательств их пересечения не существует. Однако возможность их встречи, на мой взгляд, вероятна. Третья точка еще менее реальна. Она похожа на историю про тайный приезд Beatles в Москву. Никаких сведений об отношении Сталина к эзотерике нет. Но существует легенда о том, как в конце 30-х годов в Россию, к Сталину, приехал некий человек, который прошел незамеченным в Кремль, в кабинет к Сталину. По одной из версий это был Гурджиев. Литературное изложение этой истории можно найти у Виктора Суворова в книге «Контроль».

    Гурджиев и Гитлер

    Пересечение Гурджиева и Гитлера имеет одну известную точку, достаточно четко зафиксированную. Известно, что Гурджиев был близок с Карлом Хаусхофером (по всей видимости, они были членами группы, занимающейся поисками... того, что они искали) и, соответственно, с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство. Есть основание полагать, что свастика как символ национал-социализма появилась при непосредственном участии Гурджиева.

    Громоподобный бум уже сколько лет творится вокруг оккультных тайн Третьего Рейха. Трещат под грузом изобличений книжные полки, пучит от сенсаций прессу, а «серьёзные» исследователи отнимают хлеб у сценаристов мистики и ужасов. Однако история советского оккультизма способна заворожить не менее, причём вполне достоверными фактами. Особенно потрясает здесь фигура Кобы, что в переводе с церковнославянского означает «волхв». Речь идет, конечно, об Иосифе Сталине.

    Загадки начинаются с самого его появления на свет. Во-первых, никому не известна подлинная дата рождения Иосифа Джугашвили. Она скрыта исключительно в магических целях, но об этом чуть позже. Во-вторых, не решён вопрос, кто его отец. То ли русский работник из архангелогородской артели, которая в то время трудилась в Гори и в которую наведывалась Екатерина Георгиевна, будущая мать Сосо. То ли - Н.М. Пржевальский, который был влюблён в красавицу Екатерину, когда она работала в доме знаменитого путешественника служанкой. Так или иначе, но законный её муж, спившийся сапожник, на роль зачинателя годился меньше всех.

    Молодой Иосиф заканчивает Горийское духовное училище и как единственный (!) отличник поступает на казённый счёт в Тифлисскую духовную семинарию. В своей предсмертной пьесе «Батум» М.А. Булгаков упоминает, что именно семинаристом Иосиф встречался с цыганкой-провидицей, которая предсказала ему великое будущее.

    По другим источникам, цыганка советует ему утаить истинную дату рождения. Это древний секрет того, как запутать недругов, если они вознамерятся угадать судьбу и тайны личности посредством астрологии. С тех пор Иосиф стал указывать во всех документах новую дату – 21 декабря, мистический день зимнего солнцестояния.

    Кроме того, цыганка открыла, какие опасности могут быть для Иосифа смертельными, а какие нет. Популярное представление о Сталине, как о параноике, обуянном всеми земными страхами, никоим образом не согласуется с некоторыми примерами его безрассудства.

    Так, в 1916 году он спасает ребёнка, отсасывая у него дифтеритную плёнку. Данная операция считалась тогда смертельно опасной, и даже упомянутый Булгаков, опытный врач, проделав в начале 1900 годов подобную операцию, вовремя ввёл спасительную сыворотку, но тяжёлый тиф всё равно поразил его. Сталин же не берёгся и не заразился. Знал, что не умрёт.

    Во время Великой Отечественной он лично присутствовал на одном из первых испытаний знаменитой «Катюши», когда вдруг полигон атаковали немецкие бомбардировщики… Генералы и члены ЦК попадали в грязь, и только Сталин остался на ногах. Вокруг громыхали взрывы, но он даже не присел, как его ни умоляли. Знал, что осколки минуют его?

    Или вспомнить кровопролитные разбои. Ведь Сталин был истинный абрек-головорез, грабил для нужд революции банковские поезда и лез в самое пекло, где смерть гуляла меж людей, как простуда.

    Окончить семинарию Сталину не удаётся. Его отчисляют за совершенно неуемный, буйный нрав и увлечение марксизмом. Несостоявшийся священник, он устраивается работать в Тифлисскую геофизическую обсерваторию и дружит с бывшим однокашником по училищу Георгием Гурджиевым, знаменитым тогда магом и оккультистом. Написанные в ту пору стихи – а Сталин был ещё и поэт! – изобилуют эзотерикой и алхимическими изысками.

    Далее для него наступает период ссылок и побегов из них. Перед первой ссылкой в 1903 году тюремный доктор прощается с ним, обещая, что слабые от природы лёгкие Сталина не выдержат сибирских холодов. Попав в Новую Уду, Иосиф сходится с шаманом Кит-Кая, хотя дружба длится недолго – её прерывает побег. Четыре дня Сталин идёт по зверскому морозу, а затем проваливается под лёд, выбирается, и обледеневший, наконец, находит деревню, где отсыпается в течение суток. После этого он до самой старости будет заядлым курильщиком, и лёгкие ни разу не потревожат его.

    Лишь из одной Туруханской ссылки Сталин не спешит убегать. Месяцами он скитается в предгорьях Путорана, где, согласно легендам, существуют подземные хранилища древнейшего народа бореалов. На развалинах капища богини Лады в районе Сольвычегодска известный в тех местах волхв-хранитель Белов, как выяснилось, проводит над Сталиным ведический обряд посвящения.

    Там же будущий вождь народов ищет Золотую Бабу, идола, способного подарить знания, которые неведомы никому из смертных. Успехом ли завершаются эти поиски или провалом – неизвестно. Однако уже интересно само поведение революционера-марксиста.

    В наибольшей мере Сталин проявляет себя практикующим мистиком, когда становится генеральным секретарём ЦК ВКП(б). Начать хотя бы с малого. Существует, например, лишь один фотопортрет, на котором запечатлён именно он. Задумчивый, опустив глаза, прикуривает трубку. Согласно колдовским правилам, только так человеку возможно избежать метафизического покушения: не показывать глаз и находиться в защитном ореоле огня и дыма. Все остальные фото- и живописные портреты вождя сработаны с двойников…

    Другое. С 1921-го по 1929-й год под пристальным вниманием Сталина при Институте изучения мозга работает профессиональный исследователь оккультизма А.В. Барченко. Помимо этого он вёдет лекции для чекистов и совершает экспедиции в сакральные зоны Евразии.

    На Кольском полуострове Барченко совместно с саамскими шаманами разыскивает легендарную Гиперборею и вблизи Сейдозера находит ни что иное, как пирамиды. На Алтае и в Крыму он документирует неоднократные случаи НЛО. Однако перед отбытием в Тибет на поиски Шамбалы кто-то из членов предстоящей экспедиции продаёт все секретные планы немецкой разведке. И Барченко получает в затылок пулю…

    Далее внимание Сталина переключается на жительницу Ленинграда Наталью Львову. Ведьма в нескольких поколениях, обладательница старинных колдовских атрибутов, таких как кубок из загадочного красного сплава и демонический нож атамэ, она умела лечить и отслеживать влияние на человека чёрных магов. Её подруга поэтесса Анна Ахматова рассказывала, что была очевидицей жуткой операции: Наталья зубами выгрызла у грудного младенца грыжу, после чего младенец выздоровел. Как раз Львова и научила Сталина заменять себя на портретах двойниками. В знак высочайшего почёта Сталин своим личным распоряжением предоставил ведьме великолепную квартиру в самом центре Москвы.

    Ну и нельзя не сказать о вернейшем спутнике Сталина гениальном Вольфе Мессинге. Экстрасенсорные и телепатические способности этого сына израилева не подлежат сомнениям. Адольф Гитлер подписал указ, в котором объявил Мессинга своим личным врагом и назначил за его голову несусветную по тем временам сумму – 200 тыс. марок. Сталин же одаривал экстрасенса просто-таки королевскими почестями и щедротами. А тот, заменив, в свою очередь, умершую Львову, наблюдал психофизическое состояние генсека на опасность вторжения извне колдовских сил.

    Не исключено, что и сам Сталин обладал необычайной магической силой и умениями. Так в книге «Роза Мира» Даниил Андреев рассказывает о том, что вождь позволял себе лечь спать лишь под утро, преследую целью добиться хохха – состояния транса, который позволяет видеть астральный мир во всех своих многоуровневых ипостасях. Да, Сталин много работал (сказать хотя бы, что за день он прочитывал около 500 книжных страниц). Но вспомним те же народные поверья о власти духов перед рассветом, когда у обычного человека должна протекать самая глубокая фаза сна.

    Также кажется необъяснимым воздействие Сталина на окружающих своим неказистым внешним видом: 1 м. 66 см. роста и рябое лицо. Однако даже на внешнеполитических соперников он мог даже без слов нагонять мистический ужас. Гордый Черчилль заранее давал себе зарок не вставать при появлении Сталина, но опоминался, когда уже стоял по стойке «Смирно». А бедняга Рузвельт сотрясал инвалидную коляску, пытаясь вскочить на свои парализованные ноги…

    На фото: единственное настоящее фото Сталина; Иосиф Джугашвили в тюрьме; ученый-оккультист А.В. Барченко; Вольф Мессинг.

    Когда кто-нибудь проигрывает, то часто начинает оправдывать свое поражение. Это могут быть какие-то внешние обстоятельства, нечестные приемы, которые, якобы, использовал победитель. Все горе-завоеватели «предъявляют» России её климат или народ, который, наплевав на «рыцарские правила», включается в борьбу с захватчиками. Британии всегда ставят в вину Ла-Манш, который как естественный ров встает на пути всех желающих поживиться на острове, Германии - наоборот всегда не везло, и она оказывалась зажатой между двумя фронтами. Примерно также происходит и со Сталиным. В пользу Сталина был и остается один аргумент, который не опровергнуть ни при каких обстоятельствах. Это страна, что за какие-то десятилетия под его руководством выбралась из полной разрухи в сверхдержавы, выдержала страшный удар гитлеровской Германии и всего через 12 лет после Победы первой вышла в космос. На это сказать и написать нечего. Тогда «уважаемые оппоненты» заходят с другой стороны. Объявляют, что Сталин пользовался нечестными приемами. Отменить Взятие Берлина и полет Гагарина невозможно, но бросить тень — вполне.
    Так вот, из фильма «Тайные знаки. Ведьма Иосифа Сталина», мы узнаем, что Сталин был гипнотизером, всю жизнь поддерживал связь со своим наставником — известнейшим оккультистом своего времени Георгием Гурджиевым и вообще в своей деятельности активно пользовался услугами магов и экстрасенсов. Доказательствами, документами, свидетельствами экспертов авторы фильма себя не утруждают. Разговор идет по принципу «я сморозил, а ты попробуй, докажи, что это не так». Едва ли можно всерьез относиться к свидетельствам мелькнувших в кадре экстрасенсов. Зато инсценировок, претендующих на воссоздание реальности более чем достаточно. Тут и Гурджиев, и некая Наталья Львова из Ленинграда, и артист Вольф Мессинг. К сожалению, либеральная пропаганда сумела так настроить российского обывателя, что он скорее верит плохому о нашем прошлом, чем хорошему. Ну а всякая мистячина всегда вызывала вопрос: «А вдруг?...»
    Мы взглянем на показанное минуя призму антисталинизма и мистики, и обратим внимание на моменты, которые сразу выглядят сомнительно.
    Начнем с того, что зададим вопрос, как в сознании молодого Иосифа Джугашвили могли одновременно обосноваться жестко материалистический марксизм, которым он увлекся с горячностью молодости, и оккультизм?
    Теперь о личности Георгия Гурджиева. Авторы фильма утверждают, что Сталин с ним познакомился в Тифлисской семинарии. В различных источниках год рождения Гурджиева колеблется от 1866-го через 1972-й до 1877-го. Следовательно, возможность их одновременного обучения в одном учебном заведении обретает серьезную долю вероятности. Я просмотрел интернет и нашел только одно упоминание, что Гурджиев учился в духовной семинарии, причем в том же контексте встречи со Сталиным, что и в кино, не исключено, что эти два упоминания взаимосвязаны. Доля вероятности становится преобладающей. Все биографии Гурджиева говорят о том, что он почти всю жизнь работал за границей. Спрашивается, зачем делать это где-то, если есть всемогущий друг и практически ученик? Если следовать всё той же либеральной антисталинской логике, то в сталинском СССР можно было спрятать любой закрытый НИИ, а подопытного материала в ГУЛаге хоть отбавляй. Еще один интересный момент. В фильме показано, что перед смертью Сталин получил от Гурджиева в подарок кавказский кинжал с запиской, в которой говорилось, что «ты не обрел бессмертия». Оно бы ничего, но Гурджиев умер в 1949-м. (В этом все доступные источники сходятся.) Даже в середине прошлого века, даже между государствами, почта работала на порядки быстрее. Далее, авторы фильма трактуют «ты не обрел бессмертия», как «ты скоро умрешь». Весьма вольная трактовка, даже если допустить, что сюжет с кинжалом и запиской вообще имел место быть. Хотя в принципе, слова «ты не обрел бессмертия» правда и имеют отношение к каждому второму. К остальным нужно изменить «обрел» на «обрела».
    Еще один интересный персонаж. Вольф Мессинг. Ну сколько можно повторять одну и туже байку, как Мессинг получил деньги в госбанке по чистому листу? Лично я слышал и читал версии про сто тысяч, миллион, два миллиона. По банковской процедуре каждый чек проходил и проходит многоступенчатую проверку, его изучают несколько человек. Кто хоть раз получал деньги по чеку, со мной согласится. Как загипнотизировать всех этих людей, которые за исключением кассира находятся вне пределов досягаемости? Значительный процент людей трудновнушаемы или вообще не поддаются внушению. Ладно, это повторяют в беллетристике, там вымысел оговаривается по умолчанию. Например у Виктора Суворова (Резуна) в книге «Выбор» Мессинг целую тюрьму загипнотизировал. Но в «Ведьме …» всё же есть претензия на документальность.
    Наконец некая Наталья Львова, якобы знакомая Анны Ахматовой и якобы личная колдунья Сталина, каким-то образом связанная с убийством Кирова, которое, не допуская малейшего сомнения, приписывается Сталину. Лица высокого государственного ранга обладают одной очень интересной особенностью. Они практически всегда на виду. Вокруг них всегда люди: охрана, сотрудники, обслуживающий персонал. Чтобы подойти к ним, нужно пройти проверки, оформить пропуска. Вас постоянно проверяют и регистрируют. Поэтому человек, попавший в близкое окружение Сталина, должен был по определению попасть в ведомости, списки, журналы регистрации, воспоминания и мемуары, наконец. Он должен мелькать на фотографиях и в кинохронике. Если бы такая Наталья Львова действительно существовала, то остались бы документальные следы. И авторы фильма должны были эти свидетельства предъявить как косвенные, но всё-таки подтверждения своей версии: «Смотрите! Вот она эта ведьма!» Но этого нет. Возникает горьковский вопрос: «А был ли мальчик?» Точнее, девочка.
    В общем, фильм откровенно сомнительный. Однако отдадим должное, ореол мистики авторам создать удалось. Инсценировки выглядят более-менее убедительно, а «эксперты» вещают с внушительным апломбом. Верить хочется. Но мы не поверим и просто скажем ведущему Александру Резалину, сценаристу Захару Гирину, мелькнувшему в кадре журналисту Антону Первущину: «А ВЫ ДОКАЖИТЕ!» Кстати, я тщетно искал в титрах имена консультантов, которые могли бы своим научным и академическим авторитетом подписаться под показанным. Таковых там нет.
    Теперь вопрос: зачем вкладывать деньги в заведомо сомнительное предприятие? Помимо желания бросить тень на великого человека, хоть в малом, но умалить его заслуги, видится еще один аспект. В эпоху кризиса взгляды людей вольно или невольно обращаются к историческому опыту, тем более — опыту успешному. Возникает желание этот опыт изучить и воспользоваться методами предшественников. Но нам говорят: «Не, у вас не получится. Тогда всё было сделано при помощи магии. Ищите магов» И руки опускаются. Или всплывают разные Кашпировские, Чумаки и пр.
    В общем, вместо того, чтобы смотреть и показывать сомнительное, бездоказательное кино, лучше вникать в опыт предков и думать, как применить его в современной реальности. Уповать на свои собственные, а не сверхъестественные силы.
    А что, в школьных учебниках географии не написано, что зимой в России бывает холодно и выпадает снег?
    К слову, неоднократно упоминается, что однажды Гурджиев побывал в серьезной автокатастрофе и даже был серьезно травмирован. Это даже пикантно: предсказывать жизнь других людей и «проворонить» собственное ДТП.
    Википедия
    Впрочем, будем точны. У Резуна-Суворова фигурирует не Вольф Мессинг, а некий Рудольф Мессер, хоть и здорово похожий.

    В фантастических романах часто можно встретить сцены, когда армия света и тьмы сходятся в битве, решающей судьбу мира. И в то время пока идет сражение, маги нашептывая заклинания, шлют друг на друга громы и молнии, обмениваются телепатическими ударами. Что-то подобное, в известной степени, было и во времена противостояния двух великих кровавых диктаторов XX столетия – Гитлера и Сталина.
    Как коммунист, Сталин был атеистом, хотя, наверняка в тяжелые моменты вспоминал Господа Бога.

    Был у него и интерес к сверхъестественному, тем более что увлечение мистикой вообще характерно для смутных времен войн и революций.
    К тому же, сталкиваясь со многими политическими, экономическими и социальными проблемами, большевики часто пытались решить их при помощи громких разовых акций - найдя, к примеру, новое месторождение золота или отобрав ценности у населения, церкви, музеев. Так почему бы не попробовать и магию?

    Масоны с партбилетами

    Так, наверно, думал один из руководителей ВЧК - ОГПУ – НКВД Глеб Бокий (1879-1937 гг) который создал и курировал в своем ведомстве специальный отдел, занимавшийся телепатией и оккультизмом. В этом спецотделе работал оккультист, телепат и гипнотизер Александр Барченко (1881-1938 гг), который получил некоторую научную известность в начале 1920-х годов, после экспедиции па Кольский полуостров, где изучал явления, которые напоминали сеансы массового гипноза (штука довольно полезная в прикладной политике).

    По инициативе Барченко и при содействии ОГПУ в 1927 году в Тибет была отправлена экспедиция философа и художника Николая Рериха (1874-1947 гг), задача которой была найти сказочную страну Шамбалу, где якобы живут мудрецы, обладающие сокровенным знанием и имеющие способность оказывать влияние на ход мировой истории.
    Экспедиция позиционировалась как миссия буддистов стран Запада к Далай-ламе, что делало возможным установление неофициального контакта между Кремлем и духовным лидером одной из крупнейших мировых религий. Контакт, видимо, был установлен; а сам Рерих стал писать работы, в которых он мягко, но настойчиво проводил тезис о близости коммунизма и буддизма.

    Будучи вдали от Советского Союза, Николай Константинович благополучно смог избежать сталинских чисток. Хотя, в «ежовых рукавицах» сгинули Бокий и Барченко. Но Бокий погиб из-за того, что относился к враждебной Сталину группе чекистов, а Барченко - из-за близости к Бокию и как один из руководителей масонства, т.е. структуры, которую партия, претендующая на контроль всех сфер жизни общества, терпеть не могла в принципе.

    Товарищ Мессинг

    Вакантное место Барченко в качестве главного советского телепата занял (1899-1974 гг). Его близость к Сталину не подтверждена документально, хотя версия о том, что соответствующие материалы уничтожили, имеет право на существование.
    Теоретически Сталин вполне мог общаться с телепатом, но, конечно, ему была не нужна огласка подобных фактов. Во-первых, как вождь и учитель, он и сам должен был уметь провидеть будущее, а во-вторых, телепатия как вещь, плохо совместимая с материализмом, существовала в Советском Союзе на полулегальном положении.

    В общем, остается оперировать свидетельствами самого Мессинга, который, с его слов, встречался со Сталиным в 1940 году в Гомеле. Впрочем, на вопрос, о чем был разговор, Вольф Мессинг отвечал расплывчато: «О разном… Я всего уже не помню».
    Вольф Григорьевич рассказывал, что по просьбе Иосифа Виссарионовича его постоянно проверяли. Один раз попросили, загипнотизировав кассира Госбанка, подать ему пустой лист и получить 100 000 рублей.
    В другой раз Мессинга проверял сам Берия. Глава НКВД позвонил начальнику охраны и предупредил: «Мессинга без отмеченного пропуска не выпускать! Предупредите об этом все посты!» Вольф Мессинг вышел из кабинета, спустился с третьего этажа, а уже через несколько минут был у подножия памятника Дзержинскому… Все это конечно, эффектно, но очевидно, что никакого политического влияния на Сталина Мессинг не оказывал. И этим советский диктатор очень отличался от Гитлера.

    Человек в зеленых перчатках

    Питал к оккультистам и ясновидцам слабость, выходившую за все грани разумного.
    Увлечение мистикой прослеживается у главы Третьего рейха буквально с самого начала его политической деятельности. Бавария – в начале 1920-х годов большим влиянием пользовалось Общество Туле, известное также как Группа изучения германской древности. Занималось оно не столько исследованиями, сколько теоретическим построением, из которого следовало, что германцы относятся к высшей, так называемой арийской расе. Арии, соответственно, были потомки жителей Атлантиды.
    Такие идеи вначале энтузиазма не вызывали, зато один из руководителей Общества Туле Рудольф фон Зеботтендорф фактически подарил нацистам еженедельную газету, которая в скором времени превратилась в главный партийный печатный орган «Фелькишер беобахтер» («Народный обозреватель»).

    Выходцами из Общества Туле были, главный партийный идеолог Альфред Розенберг и Рудольф Гесс, бывший продолжительное время правой рукой Гитлера. Еще один член Общества, профессор Карл Хаусхофер (1869-1946 гг), до Первой мировой войны посетил Индию, Корею, Маньчжурию, Японию, Россию и, и есть данные, стал членом восточного мистического ордена «Зеленый дракон», тоже претендовавшего на обладание сокровенными знаниями.
    Он же придумал название «Туле», которое указывало на самый северный обломок сгинувшей Атлантиды, и он же, по-видимому, пригласил в Германию тибетцев и индийцев, создавших в 1926 году небольшие колонии в Мюнхене и Берлине.

    Некий таинственный тибетский монах, которого прозвали «человек в зеленых перчатках» и который фигурировал под псевдонимом Фюрер (?!), три раза с удивительной точностью через прессу называл количество мест в рейхстаге, которое нацисты получат на очередных выборах. Правда, в начале 1930-х годов Фюрер с Тибета словно бы исчезает. И одновременно стали портиться отношения Гитлера и Хаусхофера. Профессор настаивал на заключении альянса Берлин - Москва - Токио, но не нашел понимания, отошел от политической деятельности и уже после падения нацизма покончил с собой, сделав сеппуку (харакири).

    В общем то, он не претендовал на роль оккультиста и ясновидца, тем более что эти вакансии в окружении фюрера никогда не пустовали.
    С исчезновением тибетского Фюрера, Гитлер увлекся Эриком Яном Хануссеном (1889-1933; настоящее имя - Герман Штайншнайдер) - ловким шарлатаном, чья газета с пророчествами будущего реально оказывала влияние на рыночные котировки и одно время считалась самым популярным периодическим изданием Германии.

    Он привык жить широко, давал нацистским бонзам взаймы, а те отправляли штурмовиков громить заведения его конкурентов или делились конфиденциальной информацией.
    Во всяком случае, предсказания о пожаре Рейхстага Хануссен вряд ли сделал, с помощью озарения. Это предсказание его, видимо, и сгубило. Нацистские штурмовики вывезли за город и расстреляли слишком проницательного «ясновидца».
    Подобные ему авантюристы-одиночки уже не могли вписываться в идеологическую систему Третьего рейха, требовавшую чего-то более грандиозного.

    «Наследие предков – Аненербе»

    В это время на свет появилось… «Аненербе» - такое название носила мощная организация, официально именовавшаяся «Немецким обществом по изучению древней германской истории и наследия предков».
    Толчком к его появлению была вышедшая в 1928 году книга Германа Нирта «Происхождение человечества», в которой речь шла о двух расах - благородной «нордической» расе гиперборейцев и пришедшей с юга, с материка Гондвана, расе человекозверей, охваченной низменными инстинктами.

    Спустя 7 лет Вирт организовал в Мюнхене выставку «Наследие немецких предков». В результате на свет и появилось «Аненербе» с президентом Генрихом Гиммлером и научным руководителем Вальтером Бюстом. Активное участие в его работе принимал и министр продовольствия Рихард Дарре, который интересовался перспективами сельскохозяйственного освоения жизненного пространства на Востоке.
    При чем здесь мистика? «Аненербе» изучало историю и верования древних германцев, приходя порой к весьма экстравагантным выводам. К примеру, для освоения южной Украины надо было активней высаживать дубы - деревья, по мнению древних германцев, аккумулирующие в себе чудесные силы.

    Конечно, были снаряжены на (в 1938-1939 годах), а также в Скандинавию, Карелию, на Ближний Восток, в Исландию. «Аненербе» превратилось в мощнейшую структуру, которая включала в себя не один десяток исследовательских институтов и поглощавшую массу денег.
    С началом войны Гитлер, как видно, начал догадываться, что средства можно было бы использовать и рациональней, но тех, кто привык заниматься рунами, измерением черепов и археологическими находками, трудно было перенастроить на обслуживание военных потребностей, а если они и перенастраивались, то занимались, к примеру, опытами над заключенными, выясняя пределы выживаемости человеческого организма и превращаясь из ученых (пусть даже с приставкой «псевдо») в военных преступников.

    Мистический дурман

    Фюрера хоть и интересовала деятельность «Аненербе», но с высшими силами он предпочитал общаться напрямую.
    Уверенность в своем особенном предназначении, видимо, пришла к нему в 1909 году, когда он, провалившись на экзаменах в Академию изящных искусств, без особых целей слонялся по венским музеям и букинистическим магазинам.
    В музее Хофбурга его внимание привлекло так называемое , которым, как гласит предание, римский легионер Лонгин нанес распятому Христу смертельный удар. В легендах говорится, что этим копьем владели Иисус Навин, царь Ирод, император Константин Великий, готские короли Аларих и Теодорих, Карл Мартелл, Карл Великий и создатель Священной Римской империи Оттон I.

    Будучи существом экзальтированным, Адольф Гитлер, «пообщавшись с копьем», вообразил себя чем-то вроде обобщенной реинкарнации перечисленных выше властителей и преисполнился осознанием своей особенной миссии.
    Раньше других это стало понятно Черчиллю, который убеждал в 1938 году британских политиков жестко пресечь германские претензии на Австрию. Потерпев неудачу, он бросил: «Бараны из нашего правительства не понимают, что этот человек хочет обладать Копьем Судьбы. И как только он им овладеет, он развяжет самую кровавую войну». Так и случилось…

    После аншлюса Австрии копье было перевезено в неофициальную фашистскую столицу Нюрнберг, а Гитлер на внешнеполитической арене пустился во все тяжкие.
    Копье вне всякого сомнения придавало ему самоуверенности и нахальства. В том же 1938 году он, действуя на грани фола, заставил Англию и Францию сдать ему Чехословакию.
    Ломая через колено генералов вермахта, Гитлер настаивал на своем, ссылаясь на «озарения», «интуицию», «особую миссию». Вождь Третьего рейха все больше утрачивал адекватность.

    Известен эпизод, когда накануне вторжения в Россию на предложения проработать вопрос с зимним обмундированием он ответил, что «будет греть солдат своим теплом зимой».
    Как он согрел - известно.

    Гитлер вновь увлекся поисками Шамбалы, начал уповать на «чудо-оружие», причем и по сей день не понятно, что подразумевал ли он под этим, какие-то новые ракеты, ядерную бомбу, машину времени или же вообще что-то мистическое.
    В его окружении опять появились тибетские монахи. При взятии Берлина наши бойцы якобы обнаружили несколько сотен трупов лиц монголоидной внешности, одетых в черную эсэсовскую форму. Что ж, нечто подобное могло иметь место, потому как в части «Ваффен-СС» набирались и представители азиатских народов. Интересно другое свидетельство - о найденных у развалин рейхсканцелярии мертвецах в одежде тибетских монахов. Они лежали кругом, а в центре лежал их главарь - тот самый «человек в зеленых перчатках».

    Вопрос о том, в какой степени молитвы и крестные ходы смогли помочь отстоять Москву, Ленинград, Сталинград, - это исключительно вопрос веры, но очевидно, что призывы православного духовенства сыграли огромную и вполне конкретную роль в мобилизации народа для отпора агрессору.
    Какой символ веры предлагал немцам в критический час Гитлер? Плохо усваиваемый организмом простого человека коктейль из язычества, буддизма, зороастризма, готических романов и ненаучной фантастики.
    Но главное, вместо иррациональных упований на «чудо-оружие», Сталин со своей командой приложил максимум организационных усилий, действуя на разных направлениях - чисто военном, экономическом, социальном, идеологическом.

    7 сентября 1947 года, в день 800-летия Москвы, ровно в 13 часов пополудни, в разных концах советской столицы были символически заложены восемь высотных зданий, позднее получивших название "сталинские высотки". И хотя этому акту предшествовало январское постановление Совмина СССР, прямо связывавшее возведение домов с предложением товарища Сталина, строительство началось только через два года.

    За шесть десятилетий, минувших с тех пор, как Москва обзавелась столь яркими архитектурными доминантами, высотки обросли легендами, им приписывают некое сакральное значение, в них видят даже масонские символы. Специалисты же до сих пор спорят, что легло в основу проектов и кто на самом деле был их главным архитектурным руководителем.

    Первое, возможно, главное и уж точно знаковое отличие построенных зданий от опубликованных проектов - наличие шпилей. На чертежах здание МИДа на Смоленской площади увенчивалось плоской крышей. На вершине здания МГУ предполагалась 40-метровая статуя Михаила Ломоносова, а на высотке, что на площади Восстания, цилиндрический восьмигранник, да и сама она предназначалась не для проживания людей, а для чиновников неких ведомств. Никакой площадки с фонтанами перед храмом науки на Ленинских горах не было и в помине. А Ломоносов появился уже после того, как вместо ранее запланированной гостиницы там решили возвести новое здание для университета.

    В постановлении Совмина СССР записано о строительстве "одного 32-этажного дома, двух 26-этажных и пяти 16-этажных домов". Тридцать два этажа, понятно, должна была иметь высотка на Ленгорах. Одну из 26-этажных предполагалось расположить в Зарядье, другую - с гостиницей и жилым сектором - в районе стадиона "Динамо". Изначально, по проекту, 16-этажные выросли там, где намечено, только вот их этажность сильно отличается от объявленной. Самое высокое, 240-метровое здание МГУ трансформировалось в 36-ярусное. Так и не построенные дома в Зарядье и близ "Динамо" ушли в небытие 32-этажными. И в результате ни одна из столичных высоток не ниже 24 ярусов.

    Впрочем, игра с этажами и назначением зданий дело, что называется, житейское. А вот история со шпилями действительно полна загадок. Потому что, по общему мнению самих архитекторов, многие из которых оставили воспоминания, заказать их мог только один человек - Сталин. Михаил Посохин, молодой специалист в пору работы над высотками, один из авторов проекта здания МИДа, позднее главный архитектор Москвы, писал: "Особенно четко его вкусы проявились при проектировании высотных домов в Москве, увенчанных по его желанию остроконечными завершениями".

    По одной версии, вождь скорректировал проекты после того, как увидел почти достроенный дом МИДа, едучи ночью по Арбату на Ближнюю дачу. Якобы уловил в ступенчатом силуэте некоторую незавершенность. Башенку со шпилем, конечно, соорудили, но в отличие от других высоток она единственная не увенчана звездой. Утверждают, что наскоро установленное навершие из легкого металла не выдержало бы ни огромного веса украшения, ни ветровой нагрузки.

    А в самом ли деле "лучший друг архитекторов" руководствовался только лишь инстинктивным чувством незавершенности? Пытаясь ответить на этот вроде бы простой вопрос, мы неизбежно должны разобраться, а что это собственно такое, "сталинский стиль" в архитектуре?

    Шпиль преткновения

    Любопытный доклад озвучил на международной конференции в Белграде бывший россиянин, а ныне гражданин Германии Дмитрий Хмельницкий. Архитектор, и поныне строящий дома в ФРГ, проанализировал социально-политические истоки явления, называемого "сталинским ампиром".

    По Хмельницкому, сталинская идеология, не имевшая ничего общего с марксизмом, обслуживала деспотическое феодальное общество в самой крайней его форме. Однако пользовалась марксистской лексикой, потерявшей исходное содержание. Но архитектура - все гражданское и промышленное строительство - выражала реальное социальное устройство общества. И яснее, чем любая другая сфера советской культуры, выдавала истинные намерения вождя, но противоречила официальной сталинской идеологии.

    Как утверждает архитектор, никаких программ, предполагавших решение жилищной проблемы в СССР, ни в 1920-е, ни в 1930-е годы не разрабатывалось. После того как по сталинскому плану ускоренной индустриализации в города переселилось около 14 миллионов человек, средняя и, стоит подчеркнуть, плановая норма обеспечения жильем стабилизировалась на уровне четырех квадратных метров на человека. И она не менялась вплоть до 1950-х годов. Новые промышленные города, возведенные в первые пятилетки, - это барачные поселки для рабочих и квартиры для очень узкого слоя руководства. И такой расклад Хмельницкий иллюстрирует ничем не завершившимися трудами в Советской России в начале 1930-х годов иностранных архитекторов. Например, немца Эрнста Мая, специалиста по массовому строительству из Франкфурта-на Майне.

    Группа Мая создала схемы генпланов нескольких новых городов, в том числе Магнитогорска. Его население в 1931 году составляло около 200 тысяч человек, в основном бежавшие из села крестьяне, раскулаченные, ссыльные, бывшие заключенные. Архитектор успел построить только один квартал из двух десятков каменных зданий с коммунальными квартирами без кухонь и ванных. К концу 1930-х в них разместилось около 15 процентов населения города, по несколько человек в комнате. Остальные сто пятьдесят тысяч - в бараках и землянках. В которых, уточняет Хмельницкий, тогда жило более 95 процентов населения всех новых промышленных городов. Еще раньше власти, решившие, что и такое жилье чрезмерно дорого, отказались от услуг Мая. И уже сами возвели закрытый поселок для высшего начальства - для двух-трех процентов населения Магнитогорска.

    Вероятно, апофеоз такого подхода к градостроительству - проект Дворца Советов. По Хмельницкому, единственное советское здание, которое можно рассматривать как идеологический символ общества. Но та давняя затея нам интересна прежде всего потому, что она предтеча всех сталинских высоток не только по их социально-политическому назначению, но и по чисто архитектурным решениям.

    О так и не построенном здании, чья высота должна была первоначально составить 420 метров, написаны тома. И потому стоит привести лишь некоторые факты и цифры, характеризующие замах авторов сооружения и главного заказчика, Сталина. Согласно окончательному проекту, выбранному в 1939 году из нескольких десятков, объем постройки составлял 7 миллионов 500 тысяч кубометров. Большой зал дворца высотой 100 и диаметром 160 метров предназначался для 21 тысячи человек, а малый - для шести тысяч. Над большим залом - палаты Верховного Совета СССР и его Президиум. На облицовку здания предполагалось пустить 300 тысяч квадратных метров гранита. Улицу Волхонку и ряд других, примыкающих к строительной площадке, засыпать землей, а Музей изобразительных искусств отодвинуть на 100 метров. Территории вокруг заасфальтировать и преобразовать в автостоянку на пять тысяч автомобилей.

    Любопытно, что в первых проектах один из авторов Борис Иофан предлагал увенчать здание башней со скульптурой рабочего с факелом в руке, но его учитель, итальянский архитектор Армандо Бразипи, предложил поставить статую Ленина. И хотя у Иофана были на этот счет отнюдь не идеологические, а чисто профессиональные возражения, с идеей пришлось согласиться. И, вопреки его соображениям, здание со скульптурой наверху превратилось в гигантский постамент для фигуры. Стометровая 6000-тонная вращающаяся скульптура, один только указательный палец которой тянулся на шесть метров, зрительно давила на свой пьедестал.

    Когда в 1940-х годах возникла идея высоток, еще не был окончательно поставлен крест на Дворце Советов. Но архитектурные решения уже стали растаскивать - благо и тем, и другими проектами занимались практически одни и те же люди. И они прекрасно знали, как относится к ступенчатой пирамиде-зиккурату главный заказчик. Но откуда все-таки взялись шпили?

    Немного готики и православных церквей

    Хотя формально, по американским нормам, небоскребами можно назвать только сталинские высотки с не менее чем 30 этажами, их прототипами, бесспорно, стали манхэттенские дома-великаны. Но не те, прямоугольные и теснящиеся на нью-йоркском острове, а пирамидальные, ступенчатые, с относительно широким основанием.

    Советская пресса неустанно клеймила заокеанскую высотную архитектуру и, как ни странно, кое в чем была совершенно права. Так, ежегодник "Советская архитектура" писал в 1951 году: "Высотные здания Москвы воздвигаются по принципам, прямо противоположным "принципам" строительства американских небоскребов, порожденным условиями капитализма с его земельной рентой и бешеной конкуренцией, лишь усугубившими противоречия капиталистического города".

    Только мощная гранитная основа тесного Манхэттена позволила при несовершенстве строительных технологий 1910-1930-х годов возвести небоскребы. И только теснота продиктовала их форму - прямоугольную, с узким основанием: земля-то действительно дорога. Как правило, никаких ярко выраженных шпилей, лишь иногда подчеркнуто ступенчатая форма зданий в тех городах Америки, где проблема землеотвода была не столь остра. В этом отношении советские архитекторы могли размахнуться. И размахнулись: периметр основания, например, высотки МГУ составляет более трех километров.

    В своих воспоминаниях отцы столичных небоскребов утверждают: и проектирование, и возведение дворцов было для них совершенно новым делом. А это значит, что как архитектурные, так и строительные решения надо заимствовать. Но одновременно и скрыть заимствование, тем более после победоносной войны, не только выведшей СССР в мировые военные лидеры, но и впрыснувшей бедной стране инъекцию имперского самосознания. И вместо прежних, запечатленных во Дворце Советов триумфа победившего пролетариата и благодарности Ленину, возникают мотивы вселенского превосходства мощной державы. Готовой уже учить уму-разуму весь остальной мир, контролирующей Восточную Европу, угрожающе сомкнувшейся с Китаем.

    Как писал тот же Михаил Посохин, "тогда нам нельзя было в приказном порядке пользоваться иностранными журналами при проектировании: тем самым исключались заимствования и влияние Запада". На что современный критик замечает, что Посохин лукавит, скорее запрет пользоваться иностранными журналами имел обратную цель - скрыть от как можно большего числе людей факт явного архитектурного заимствования. К тому же еще в начале 1930-х годов советские архитекторы навещали Нью-Йорк, а Борис Иофан несколько позже.

    Неизвестно до сих пор, как именно работал механизм согласования проектов и таких деталей, как пресловутые шпили, между собственно архитекторами и Сталиным. То ли вождь действительно нарисовал на чертежном листе навершия пирамид, то ли знающие о его приверженности готике специалисты сами предложили такое решение. Возможно, сыграли роль пожелания Сталина придать зданиям чисто русские, московские мотивы, навеянные кремлевскими башнями и классическими православными церквями.

    Не исключено, однако, что шпили выполнили одновременно роль элементов, принципиально отличающих советские небоскребы от американских. И в результате, как считают специалисты, в доме на площади Восстания древнеримские скульптуры на ризалитах благополучно соседствуют с вестибюлями, украшенными готическими витражами, мраморными колоннами и светильниками-канделябрами, а также с "православными" остроконечными башенками вокруг шпиля. Словом, получилось то, что некий немецкий архитектор назвал "кафедральными соборами Иосифа Сталина".

    Когда свое слово сказали и архитекторы, и Сталин, надо было приниматься за вполне прозаическое строительство. И это притом что опытом возведения зданий выше 9-12 этажей страна не располагала. Что, в отличие от Нью-Йорка, Москва стоит на рыхлых, местами болотистых грунтах, на карстовых полостях и подземных реках. Что только на один фундамент для высотки уходило столько бетона и металла, сколько требовалось для семи десятиэтажных домов. Что, наконец, не было в те годы даже строительных норм, регламентирующих стандарты прочности и пожарной безопасности, использование материалов, конструкцию отопления и вентиляции зданий, скоростных лифтов и многое другое. Как не было и специальных подъемных кранов, способных работать на высотах свыше 200 метров, а также насосов, подающих бетон с земли чуть ли не за облака.

    Январское постановление Совмина 1947 года предписало возглавить строительство министерствам внутренних дел, строительства военных и военно-морских предприятий, путей сообщения, авиационной промышленности. Курировал работы зампред Совмина СССР, приглядывавший за МВД и МГБ Лаврентий Берия. Что-то можно было позаимствовать у американцев. Например, каркасную технологию, то есть использование в качестве несущей основы здания стальную конструкцию. Облицовку домов терракотовой, керамической плиткой. Но покрывали ею основную кладку, и если та деформировалась от механических или температурных нагрузок, плитка едва ли не повсеместно отваливалась.

    Кто главный по высоткам

    Вот лишь единственный пример, иллюстрирующий, какие чисто российские, связанные с нашим климатом проблемы пришлось решать. Вроде бы простое дело - окна. Но, во-первых, они огромные. Во-вторых, должны спасать обитателей здания от морозов, жары и сквозняков, набирающих ураганную силу в высоченном сооружении. Вот что предлагал один из авторов проекта: "Потребуется создание нового, герметического металлического переплета. С другой стороны, сложная конструкция переплета может удорожить общую стоимость стены. При проектировании многоэтажных зданий должна быть учтена возможность устройства монолитных окон из прозрачной штампованной пластмассы, так же как устройство неоткрывающихся окон и специальных отверстий для индивидуального проветривания комнат". То есть еще 60 лет назад советский архитектор пришел к идее стеклопакетов. Ее, ради экономии и из-за отсутствия промышленной технологии, не реализовали, но каков провидец!

    Впрочем, не одни только технические проблемы мучили строителей. Рассказывают, что еще в пору работы над проектом Дворца Советов специальное строительное управление посетил Сталин. Понятно, что сначала ему представили как раз строителей, а потом зодчих. Вождь пальцем показал на архитекторов и молвил: "Вот это строители, а те их помощники". Урок запомнился, и "строители", заботясь о высоком искусстве, случалось, не особо вдавались в чисто инженерные детали.

    Помните вскользь упомянутые фонтаны перед зданием МГУ, которых не было в опубликованных проектах? Так вот, они появились как маскировка гигантских воздухозаборников, части обширнейшей вентиляционной системы основного здания. О них просто не подумали архитекторы, и строителям и их смежникам-профессионалам пришлось спешно придумывать, откуда засасывать воздух. Получалось, что только вне самой высотки и только на большой площадке перед нею. Под фонтанами и клумбами бетонные перекрытия, а ниже их тоннели, сходящиеся в специальных помещениях для очистки и подогрева воздуха.

    "Памятники сталинской глупости"

    Когда Никита Хрущев в середине 1950-х провозгласил борьбу с архитектурными излишествами, ему написал письмо архитектор Михаил Минкус, один из авторов высотки МИДа, с предложением демонтировать со здания шпиль. Надо пояснить, что зодчий тяжело пережил сталинское указание насчет этого навершия, но вовсе не из-за дороговизны, а просто потому, что оно травмировало эстетическое чувство творца. Генсек в просьбе отказал со словами "пусть шпиль останется памятником глупости Сталина".

    Дорого ли обошлись "сталинские высотки"? Да, очень. Как писал еще один из их создателей Дмитрий Чечулин, "вместо одного высотного здания, вроде того, что стоит на Смоленской площади, можно было на те же средства выстроить не один десяток типовых пятиэтажных домов".

    Мне довелось бывать в жилом доме на площади Восстания. У двух выдающихся авиаторов, летчиков-испытателей, Героев Советского Союза Сергея Анохина и Марка Галлая. Это были не те визиты, когда хозяева знакомят гостя с квартирой, и потому о ее удобствах и комфорте мне сказать нечего. Но вот пришел в тот же дом к приятелю и коллеге, и жилье он мне показал. Ничего особенного: две маленькие комнаты, тесная кухня на манер "хрущевки", крошечная прихожая. Все стало понятно, когда хозяин пригласил, как он выразился, на балкон. Открыл дверь, и перед нами предстало открытое пространство величиной с поле для мини-футбола с гигантскими скульптурами по краям. То есть квартира располагалась на уровне одной из ступенек здания, и именно под этот чисто внешний фактор золотого сечения и спланировали внутреннее устройство жилья. Не исключено также, что эта уродливая двухкомнатная "распашонка" образовалась после переделки проекта административного здания в жилое. И я уверен, что во всех домах такого назначения полно несуразных квартир, чья планировка подчинена высоким канонам архитектурного искусства. И все же...

    Как вселилась в жилые высотки тогдашняя советская элита, так и по сей день они - символ преуспевания и достатка. Мало того, москвичи, не сразу полюбившие эти помпезные эклектичные сооружения, давно считают их неотъемлемыми доминантами эстетического облика столицы. Без них ее уже и не представить. Что это, метаморфоза из области стерпится - слюбится?

    СССР не только построил аналоги московских высоток в Ленинграде, Киеве и Риге, но и экспортировал высочайше утвержденное архитектурное решение в Польшу. Понятно, как варшавяне относились к навязанному Дворцу культуры и техники. Они отлично помнили долгое стояние перед польской столицей в 1944-1945 годах Красной армии, пережидавшей, пока нацисты не перебьют повстанцев - бойцов Армии Крайовой. Не сомневались, что вопреки советской пропаганде пленных польских офицеров расстреляли энкавэдэшники. И без иллюзий относились к общественно-политическому строю, который принесла к ним на штыках Советская армия-освободительница.

    Когда приказал долго жить СССР, поляки, справедливо считавшие, что Сталин - соавтор архитектурных академиков, а варшавский ДКиТ - наследие тоталитаризма, здание решили если не снести, то превратить в пародию. Предлагалось, например, построить рядом действительно современный небоскреб из стекла и бетона, чтобы на его фоне массивная пирамида выглядела бы жалким домиком. Устроить внутри аттракционы, переделать конгресс-зал в мюзик-холл. И еще много чего, призванного морально низвергнуть чуждую высотку.

    В 1997-м на дискуссии историков, архитекторов и общественных деятелей поляки решили, что ничего такого со зданием делать не следует, а надо поставить его под государственную охрану. Спустя десять лет дом включили в перечень объектов, имеющих историко-культурную ценность. Похоже, уже бесспорную, проверенную временем ценность. У них и у нас.

    Высотки в слухах и легендах

    Как только советскому человеку позволили рассматривать окружающий мир не только через призму материализма, он немедленно вгляделся как в сталинские высотки, так и в места, где их возвели.

    Говорят, что будущий диктатор учился не только в духовной семинарии, но и в Александровском колледже иезуитов. А его однокашником и близким другом там был будущий оккультист и создатель тайных обществ Георгий Гурджиев. Уже взрослыми, они неоднократно встречались.

    Ну и что из этого? А то, утверждают сторонники эзотерических версий возведения высоток, что Сталин был знатоком оккультизма и некоторые символы учения воплотил в камне. В общем, чтобы сохранить и преумножить свое могущество, хозяин страны ориентировался при закладке небоскребов на некие энергетические линии, концентрирующиеся вокруг Кремля и уходящие, как паутина, в глубь России.

    Было якобы и еще одно обстоятельство, важное при выборе места для высоток: там обязательно должно было в прошлом пролиться много крови. Котельники в древности были местом массовых казней. С Воробьевых гор в ноябре 1917 трое суток обстреливали Кремль, а на площади трех вокзалов, где высится гостиница "Лениградская", в 1905-м шли жестокие бои с казаками, как и на Пресне с ее площадью Восстания.

    Вместе с гигантской доминантой города, Дворцом Советов, сталинские высотки, построенные как раз в местах наиболее мощной концентрации сакральной энергии, уверены эзотерики, создают магическое пространство огромной силы. Если еще учесть, что 100-метровая фигура Ленина должна была еще и вращаться вокруг своей вертикальной оси, то вот он, так называемый торсионный генератор, чья мощь способна даже оживлять мертвых. Именно это чудесное свойство связки Дворец-высотки и намеревался использовать Сталин, чтобы продлить свою жизнь или возродиться из мертвых, если проект осуществится после его смерти.

    Свое, родное увидели в сталинских высотках сторонники теории масонских заговоров. Мол, если взглянуть на Москву с высоты, в геометрии проспектов, улиц, площадей видны циркули, наугольники, звезды, столь чтимые масонами.

    А знаете, почему закладка небоскребов произошла в один день и час? Подходящее время вычислили астрологи. И вообще у каждого из зданий своя планета-покровитель. У дома на Котельниках - Венера. У дома на площади Восстания - Марс, и там вовсе не случайно так много военных летчиков-испытателей и деятелей авиапрома. За высотку МИДа отвечает Юпитер, за МГУ - Меркурий, ну и так далее.

    Столь масштабное строительство, на глазах изменившее облик Москвы, не могло не породить домыслов и легенд. Вот едва ли не первая, хронологически связанная с тем обширным контингентом строителей, что пришли сюда отнюдь не по собственной воле, с заключенными. Рабочий день окончен, все строем вышли с территории стройки, кроме пятерых. Обыскали все не маленькое здание МГУ - никого. Когда охрана и вольное руководство мысленно распрощались со свободой, вспомнили, что сегодня работы велись и в самой звезде на шпиле. Метнулись туда - зэки на месте. Оказалось, ближе к концу смены мужички расслабились, решили перекинуться в картишки, а сигнала на построение из-за удаления и высоты не услышали.

    Заключенным же приписывают и оригинальную попытку побега. На неких самодельных крыльях отчаянные ребята сиганули с высоты университетской высотки, но были встречены на земле бдительной охраной.

    Еще одна легенда инженерно-строительного плана. Грунт под зданием МГУ был настолько рыхлым и текучим, что для возведения небоскреба понадобилось насквозь заморозить землю в районе фундамента. Гигантская морозилка под домом действует до сих пор, и если бы не она, сооружение давно бы сползло в Москву-реку.