• Кто такой цицерон кратко. Цицерон краткая биография. Начало карьеры оратора

    GDA/G. Dagli Orti
    Цицерон Марк Туллий.

    Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.), римский оратор и философ.

    Цицерон (Cicero), Марк Туллий (106-43 до н. э.) - римский государственный деятель, оратор, теоретик риторики и философ. Учился у греческих эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с которым дружил, Антиоха, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Наибольшее влияние оказал на него Посидоний. В 44 г. до н. э., после убийства Цезаря, был фактически главой Рима, но в 43 г. до н. э. цезарианцы взяли верх и убили Ц. Противник эпикурейского атомизма, Ц. был сторонником стоического учения о целесообразности и провидении. Бессмертие души для него совершенно несомненно. Большое внимание Ц. уделял проблемам этики. Наперекор стоикам и скептикам Ц. отстаивал идею непосредственной достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий. Поскольку аффекты души представляются Ц. слишком хаотическим и сумбурным явлением, он считает, что лучше избавляться от них.

    Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 507-508.

    Другие биографические материалы:

    Фролов И.Т . Древнеримский оратор (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

    Грицанов А.А. Римский политик (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998 ).

    Гаспаров М.Л. Из сословия всадников (Большая советская энциклопедия ).

    Баландин Р.К. Нет ничего превосходнее разума (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012 ).

    Сокольская М.М. Сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV ).

    Жизнь и творчество (Энциклопедия "Мир вокруг нас" ).

    Далее читайте:

    Философы, любители мудрости (биографический указатель).

    Рим в I в до н.э. (хронологическая таблица).

    Исторические лица Рима (все римляне) и только императоры (биографический указатель).

    М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.

    А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

    Сочинения:

    Cicero in 28 vol. Cambr., 1981-89 (Loeb Classical Library); почти все философские трактаты с параллельным французским текстом, вступительными статьями и комментариями имеются в изданиях «Les belles lettres». Филологически надежные издания с подробным критическим аппаратом предоставляет Bibliotheca Teubneriana; в рус. пер.: Диалоги, 2-е изд. М., 1994 («О государстве», «О законах»); О старости, О дружбе, Об обязанностях, 2-е изд. М., 1993;

    Сочинения в русском переводе:

    Избр. соч., М., 1975; Речи, пер, В. Горенштейна, т. 1 - 2, М., 1962; Полн. собр. речей, пер. под ред. Ф. Зелинского, т. 1, СПБ, 1901; Диалоги. О государстве. О законах, М., 1966; О старости. О дружбе. Об обязанностях, пер. В. Горенштейна, М., 1975; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, т. 1 - 3, М.-Л., 1949-1951; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972. Три трактата об ораторском искусстве, 2-е изд. М., 1994; Философские трактаты. М, 1995 («О природе богов», «О дивинации», «О судьбе»); Опровержение эпикуреизма. Кн. 1, 2 произведения «О высшем благе и крайнем зле». Казань, 1889; Избр. соч. М., 1975 («Тускуланские беседы» и др.); О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000.

    Литература:

    Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Цицерон. Сб. статей [под ред. Ф. Петровского], М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Буассье Г., Цицерон и его друзья, пер. с франц., М., 1914; Z i е 1 i n s k i T h., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz.-В, 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego wspdfczesni, , 1959; M a f f i i M., Ciceron et son drame politique, P., 1961; S m i t h R. E., Cicero the statesman, Camb., 1966.

    Плутарх. Цицерон. – В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964 Цицерон. Диалоги. М., 1966 Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975 Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986 Грималь П. Цицерон. М., 1991 Цицерон. Речи, тт. 1–2. М., 1993 Цицерон. Письма, тт. 1–3. М., 1993 Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994

    Покровский М. М. Лекции по Цицерону. М., 1914; Буасье Г. Цицерон и его друзья. М., 1914; Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972; Грималь П. Цицерон. М„ 1996; Philippson, Tullius, RE, 2 Reihe, 13 Hbbd, 6/2, col. 1104-1191; Hirzel R. Untersuchungen zu philoso- phischen Schriften Ciceros, Bd. I-III. Lpz., 1877; Zielinski Th. Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 1914; Hunt H. The humanism of Cicero. Melbourne, 1954; Fortenbaugh W. W., SteitmetzP. (ed.). Cicero"s Knowledge of the Peripatos. New Brunswick, 1989; Powell J. G. F. (ed.). Cicero the Philosopher: Twelve Papers Edited and Introduced. Oxf., 1995.

    Цицерон, Марк Туллий – знаменитый римский государственный деятель и оратор, родился 3 января 106 г. до Р. X. в Арпине в семье всадника, умер 7 декабря 43 г. в имении близ Формий.

    Получив первоначальное образование в Риме, молодой Цицерон посвятил себя изучению риторики и философии. Оратором он выступил сначала в гражданских процессах; наиболее ранняя из сохранившихся речей его – за П. Квинкция (81). Начало известности Цицерона положила произнесенная в одном уголовном процессе речь в пользу С. Росция из Америй (Америйского), с которой он выступил против одного протеже Суллы . Для укрепления здоровья и продолжения философского и риторического образования Цицерон предпринял в 79 г. двухлетнее путешествие в Грецию и Азию. Вернувшись в Рим, он был в 75 г. квестором в Лилибее на Сицилии и приобретал в Риме все большую и большую славу, благодаря своему ораторскому таланту. Со времени процесса против бывшего претора в Сицилии Верреса (70 г.) он стал считаться первым оратором. В 69 г. Цицерон занимал должность курульного эдила, а в 66 году, в должности претора, содействовал первой своей политической речью (в пользу закона Манилия) вручению Помпею главного начальства в третьей войне против Митридата .

    Марк Туллий Цицерон

    От жены своей Теренции, с которой он развелся после 38-летнего брака в 46 г., Цицерон имел двух детей: дочь Туллию, которая, к величайшему горю отца, умерла в 45 г. в третьем несчастливом браке, и сына Марка. Этот Марк вначале участвовал в гражданской войне против второго триумвирата, но затем перешёл на сторону Октавиана и получил от него должность консула.


    В книге представлены переводы фрагментов сочинений, речей и писем древнеримского оратора, философа и политика Марка Туллия Цицерона. Его оригинальные идеи о путях и способах воспитания соотечественников оказали существенное влияние на развитие западной педагогической традиции.

    В книгу включен обширный педагогический комментарий, объясняющий термины и вводящий содержание отобранных фрагментов в контекст философско-педагогических построений Цицерона. Комментарий разделен на вступительную и заключительную статьи, а также постраничные сноски и статьи, предваряющие каждый из разделов и кратко характеризующие композиционную структуру текстов Цицерона.

    Книга будет полезна научным работникам, преподавателям, докторантам, аспирантам и магистрантам направлений педагогической подготовки, а также всем интересующимся зарождением гуманистической традиции в педагогике.

    Диалоги. О государстве. О законах

    Предлагаемые вниманию читателя два политико-философских произведения Цицерона — «О государстве» и «О законах» служат превосходным образцом римской прозы и содержат изложение теорий государства и права античной Греции и Рима.

    Они написаны как диалоги, т.е. беседы: диалог «О государстве» ведут Сципион Африканский Младший и его друзья, члены так называемого «Сципионовского кружка»; диалог «О законах» ведут сам автор, Марк Цицерон, его брат Квинт Цицерон и Тит Помпоний Аттик.

    Эти сочинения Цицерона, в свое время имевшие также и политическую направленность, оказали большое влияние на писателей эпохи раннего христианства, на писателей и ученых эпохи Возрождения и на французских просветителей (например, на «Дух законов» Монтескье). Оба диалога представляют собой выдающиеся памятники мировой культуры.

    Избранные сочинения

    Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся политическим деятелем, философом и теоретиком ораторского искусства, но прежде всего он был оратором, чьи знаменитые речи являются вершиной римской художественной прозы.

    Кроме речей, в настоящий том «Библиотеки античной литературы» входят три трактата Цицерона, облеченные в форму непринужденных диалогов и по мастерству не уступающие его речам.

    О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков

    Книга состоит из философских трактатов знаменитого оратора и писателя «О пределах добра и зла» и «Парадоксы стоиков».

    Первый — «De finibus bonorum et malorum» — переведен более 100 лет назад (переводчик П.П.Гвоздев, 1889 г., Казань) и давно стал библиографической редкостью. Второй — «Paradoxa stoicorum» — на русский язык ранее не переводился.

    Вступительная статья вводит содержание трактата в контекст как общефилософских построений Цицерона, так и в систему философских теорий эллинизма. Дается общая характеристика композиционной структуры трактата, анализ его основных содержательных аспектов в сопоставлении с иными философскими сочинениями античности.

    В книгу включены исторические и реальные примечания, историко-философский комментарий, объяснение философских терминов, определений, доказательств и т. д., а также филологический комментарий, в котором рассматриваются авторская работа самого Цицерона, изменения, вносимые им в греческие источники, дается интерпретация темных мест текста. Для специалистов и широкого круга читателей.

    О старости. О дружбе. Об обязанностях

    Три поздних произведения Цицерона — диалог (т.е. беседа) «О старости», диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях» написаны им на политико-философские темы: о значении старости в жизни человека; о политической мудрости людей преклонного возраста и об их ценности для общества; о дружбе как союзе между гражданами, близкими по политическим взглядам; о нравственных основах государственной деятельности и о гражданском долге; о вопросах морали. В диалоге «О дружбе» и в трактате «Об обязанностях», написанных Цицероном уже после убийства Цезаря, имеются также и отголоски событий времен падения республиканского строя в Риме.

    Оба диалога и трактат «Об обязанностях» оказали большое влияние на мыслителей и писателей поздней античности, раннего христианства, эпохи Возрождения и на французских просветителей и часто цитируются ими. Представляя собой выдающиеся памятники мировой культуры, они в то же время являются образцами римской прозы.

    Оратор

    «Оратор» — один из трех трактатов Цицерона об ораторском искусстве, наряду с работами «Брут» и «Об ораторе». Трактаты Цицерона — не только памятник античной теории словесности, но и памятник античного гуманизма в целом, имевший глубокое влияние на всю историю европейской культуры.

    Перевод и комментарии М.Л. Гаспарова.

    Письма к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту

    Расцвет деятельности Цицерона совпадает с последним периодом гражданских войн в Риме. Республика умирала в страшных конвульсиях. Было подавлено последнее грозное восстание рабов, руководимое Спартаком. Римская демократия, обескровленная и в значительной части деклассированная, уже не была способна к крупным выступлениям.

    На политической арене в сущности осталась только одна реальная сила: профессиональная военщина, которой руководили беспринципные политиканы, стремившиеся к личной власти и обогащению. Помпей, Цезарь, Антоний, Октавиан — за ними почти не было сколько-нибудь определенных социально-классовых группировок. Зато за ними стояла армия, и они были сильны той страстной жаждой «порядка», которая с каждым годом все сильнее охватывала римское общество.

    Положение более принципиальных политиков — Цицерона, Брута, Катона — в эту эпоху было невероятно тяжелым. Те из них, что были прямолинейны и непримиримы, — гибли, хотя и со славой, однако ничего не добившись своей гибелью. Те, что были гибки и склонны к компромиссу, — метались из стороны в сторону и тоже гибли, только бесславно... Конечно, политическая и личная неустойчивость Цицерона, иногда граничившая с легкомыслием, до известной степени была результатом его характера. Но в еще большей степени она была следствием классовой принадлежности Цицерона и общей политической обстановки. В этом отношении он был типичен для своего времени.

    Речи

    Литературное наследие Цицерона очень велико и разнообразно. Прежде всего его слава основывается, несомненно, на речах. Хотя не все его речи дошли до нас, но число сохранившихся достаточно велико, а характер их достаточно ясно выражен, чтобы наше представление о его ораторском даровании было вполне законченным и исчерпывающим.

    Фото Цицерона

    Цицерон Марк Туллий являлся во время своей жизни величайшим римским оратором, философом, прекрасным государственным деятелем, поэтом, писателем, теоретиком красоречия, сохранившиеся учения которого пользуются огромным интересом и в современной жизни. Особое значение в своих работах он уделял проблемам и вопросам государства и права.

    Цицерон — оратор биография

    Он родился в городе Арпина в семье всадников. Родители его отдали на обучение красоте и технике речи в Рим, где он и проживал. Далее Цицерон четко шел на повышение по карьерной лестнице. Изначально он становится членом Сената, далее наместником провинции Киликия.

    Всю свою жизнь Цицерон выступал перед широкой аудиторией со своими текстами, содержащими политический и судебный уклон. И постепенно завоевал статус самого лучшего оратора.

    Позднее, он начинает заниматься вопросами государственной деятельности. Наиболее известные сочинения «О государстве», «О законах». С 49 до 44 г.до н.э. он не проживает в Риме, а занимается активной деятельностью в сельской местности. Этот период жизни Цицерона отмечен самыми грандиозным сочинениями в области философии, теории красноречия, и других гуманитарных наук. С течением времени возникла необходимость более углубленно познать греческий язык, поэтому он три раза надолго уезжал жить в Грецию.

    Рим был любимым городом Цицерона и в 44 году, после смерти Цезаря, Цицерон возвращается, чтобы защищать существовавший на тот момент республиканский строй, от попыток изменения его наследниками Цезаря. Но все было бессмысленно, его включили в черный список, после чего, в 43 г.до н.э., был убит.

    Но несмотря на такое отношение к нему на тот момент, труды его почитаются и до сих пор. Многие учения современных философов строятся на основе записей Цицерона. Его умение красиво и четко доносить информацию было смыслом жизни, и ее целью.

    Цицерон политическая деятельность

    В Римской империи кодекс морали был основан на верности традициям и обычаям, на подчинении существующим законам, на уважении. И Цицерон, как истинный почитатель этих норм, всегда старался им следовать. Но иногда, ему все же приходилось писать тексты для речи не для того, чтобы защитить моральные нормы, а получить какую-либо выгоду.

    Исследуя традиции древнегреческой идеи, Цицерон старался выявить наиболее правильную форму государственного правления. Привлекали его учения Платона, Аристотеля и других великих философов. А государство он расценивал как всеобщее достояние народа.

    Марк Цицерон родился в привилегированной семье в Арпино. Он мечтал стать судебным оратором и получил блестящее, по тем меркам, образование, необходимого для этой должности. Также Марк совершил путешествие по Греции, где развил свой талант оратора, изучив право и философию. Едва начав карьеру, римлянин уже начал полемизировать на политические темы. Так, в своей речи в защиту некого Секста Росция оратор намекал на чрезмерно деспотичную диктатуру Суллы, отчего у него возникло немало проблем. К тому же, еще на ранних этапах ритора окружало множество врагов и противников. Цицерон одержал победу в этом деле, переиграв оппонентов по всем позициям, благодаря чему о нем заговорили в народе. Конечно, это не могло не понравиться недоброжелателям, считавшие его «выскочкой из провинции». Потому Цицерона умышленно отправили в качестве полпреда на Сицилию, где ему бы пришлось вступить в схватку с сицилийской мафией.

    Цицерон мечтал стать судебным оратором и получил блестящее образование

    Стремительный взлет

    Цицерон принял грозный вызов своих соперников. Тогда в Сицилии царил произвол наместника Гая Верреса, который, к тому же, был тесно связан с сицилийской мафией. Вскоре перед Марком стала сложна дилемма: либо рискнуть всем, в том числе и жизнью, и вступить в полемику с Гаем и мафией, либо спокойно спустить им все с рук. И молодой оратор выбрал первое. Казалось, шансов не было никаких, потому что Верресобладал могущественными союзниками, а обвинитель нет. Но ко всеобщему удивлению, Цицерону хватило трех речей, чтобы переиграть своего противника Гая Верреса. Аргументы, которыми руководствовался Марк Туллий, были настолько бесспорными, что никто не решился защищать обвиняемого — от этой идеи отказался сам Квинт Гортензий, один из выдающихся ораторов древнего Рима.

    Цицерон стал консулом Древнего Рима в 63 году до нашей эры

    В итоге Гай Веррес ушел в изгнание, а Цицерон с триумфом вернулся в Рим, где ждали новые приключения. В вечном городе оратор принимал деятельное участие в римском сенате и имел все шансы стать консулом. Тогда, чтобы взять на себя полномочия главы государства, требовалось выиграть выборы. И у него это наконец получилось в 63 году до нашей эры. Сразу после вступления в должность, Марк активно занялся реформами. Но один из проигравших на выборах, а этого проигравшего звали Луций Сергий Катилина, уже начинал плести заговоры и интриги за спиной Цицерона.

    Борьба с Катилиной

    И вооружение в целях захватить власть в Риме и затем убить Цицерона. В некоторых городах уже началось восстания, планы по убийству консула постоянно срывались: о замыслах уже заранее было известно Марку. Наконец, когда Цицерон проводил одно из заседаний в кругу римских сенаторов, Катилина зашел в зал и сел прямо перед своим оппонентом. Оратор, увидев врага, отбросил конспект своей речи и произнес свою первую обвинительную речь. «Первая речь против Катилины» не содержала в себе конкретных и неоспоримых доказательств. Главный аргумент, по убеждению Цицерона, заключался в том, что Катилина обладал преступным и аморальным характером. «Otempora, omores!», — восклицал Цицерон, что переводится как «О времена, о нравы!». Мало кто знает, что этот афоризм берет корни именно из первой речи против Катилины. И когда Марк Туллий с гневом сокрушал Катилину, многие сенаторы отсаживались от разоблаченного заговорщика.

    «О времена, о нравы!» — афоризм из первой речи Цицерона против Катилин

    И здесь Цицерон смог победить Катилину. После произнесения первой речи он был вынужден покинуть Рим. Но в своей резиденции противник Марка продолжал создавать интриги, отправляя письма и инструкции своим союзникам и провозгласив себя консулом. Тогда Цицерон произнес еще несколько речей, требуя немедленной казни сбежавшего Катилины и его соратников. Что удивительно, просьба была исполнена без сомнений и судебного следствия. Этот прецедент является уникальным, потому что в древнем Риме была очень сильна буква закона. Римское право не допускало, чтобы человека немедленно казнили без всяких разбирательств. И получается, Цицерон пренебрег законами Рима. Тем не менее, от врага ему избавиться удалось. Казалось бы, на этом все должно было закончиться, однако все только начиналось.


    Изгнание и возвращение оратора

    Многие были очень недовольны тем, как Цицерон поступил с Катилиной. Вскоре был принят закон, который обрекал должностное лицо смертной казнью, если оно позволило казнить римского гражданина без суда и следствия. Соответственно, Марку грозило попасть под действие этого закона, и ему пришлось покинуть вечный город на долгое время. Вскоре, благодаря авторитету и помощи своих друзей Цицерон вернулся обратно, но он дистанцировался от политической деятельности и занялся работой над философскими и литературными произведениями, совмещая свое увлечение с адвокатурой. Также Марку Туллию довелось побывать наместников в Киликии, в провинции южной Турции, где он успешно исполнял свои обязанности. Но вскоре вспыхнула гражданская война: в битве за власть схлестнулись силы Цезаря и Помпея. Оба хотели видеть Марка в своем лагере, но в итоге он примкнул к последнему. Затем он переметнулся к , который позже стал диктатором римского государства. Это противоречило политическим взглядом оратора: Цицерон всячески защищал республиканскую форму правления.

    Цицерон всячески защищал республиканскую форму правления

    Схватка с Марком Антонием

    В 44 году до нашей эры обрадовало Марка Туллия Цицерона. С этого момента он старался реставрировать республиканское устройство Рима. Но другой Марк, на этот раз Антоний, искренне ненавидел оратора и вступил в конфликт с сенатом. Цикл речей «Филиппики против Марка Антония» напомнили о том, какой силой обладает Цицерон.


    Он назвал свои речи в подражании другому древнегреческому оратору Демосфену, который, в свою очередь, обличал македонского царя Филиппа. Цицерон, пуская в ход все свое красноречие, предъявлял Марку Антонию множество обвинений, предрекал ему такую же печальную участь, которая настигла Юлия Цезаря. По убеждению Цицерона, Антоний был гораздо опаснее для римского государства, чем Катилина. Всего оратор прочитал четырнадцать речей против заклятого врага. Но Марк не оценил талант политического противника и приказал убить его.

    Гибель

    Цицерон решился бежать в Грецию, чтобы спастись от посланных убийц. Но он не успел сбежать. Его рабы везли оратора на паланкине. И как только Марк Туллий высунулся из этого паланкина, голова тут же слетела с плеч от меча центуриона. Отрубленные верхние конечности и голову Антоний в знак устрашения и демонстрации своего силы, возложил на трибуну сената.


    Тот, кто смотрит один из популярнейших сериалов «Игра Престолов», претендующий как раз на то, чтобы стать лучшим телевизионным сборником политических интриг и заговоров, наверняка бы назвал Цицерона очень умелым игроком в престолы. Цицерон запомнился как один из гениев и образцов ораторского искусства. Он переиграл всех, за исключением Марка Антония, который был позднее побежден Октавианом Августом, своих врагов, которые желали ему смерти. И многие его обвинительные и защитные речи дошли до наших дней.