• Самые красивые церкви рима, от которых кружится голова. Как выглядели храмы Древнего Рима дохристианской эпохи? Как называется церковь в риме

    Сегодня, слово «форум» у нас ассоциируется со всевозможными дискуссиями, что витают во всемирной паутине. На форуме можно обсудить тему, что интересует, высказать своё мнение, найти единомышленников и т.д. Но многие даже не задумываются об истинном значении и происхождении этого слова, корни которого как, оказывается, берут своё начало из древнего Рима.

    Форум Римский - был известен на всю Италию, в его стенах решались судьбы людей, городов и стран. Здесь выносились на обсуждение важные вопросы и задачи древней империи, менялись деньги, выступали политики, провозглашались и принимались законы. Ни одно важное решение не могло вступить в силу, если оно не было провозглашено на Форуме Древнего Рима. На площади проводили состязания гладиаторы, одни из них награждались почестями, а других могли казнить на глазах у большого столпотворения народа. Здесь было построено множество храмов Древнего Рима, дворцов, каждый из которых был уникален и отражал культуру того времени.

    Сам по себе Форум представляет огромную площадь размерами 500 метров квадратных, которая имеет интереснейшую историю и целый комплекс памятников архитектуры римской империи. Большая часть храмов Древнего Рима была разрушена людьми и течением времени, но есть и те, что можно лицезреть и сейчас. Его ещё и называют музеем под открытым небом, посетить который стремятся миллионы туристов.

    История возникновения

    Форум древнего Рима как таковой, возник во времена, когда правил великий Тарквиний Древний. Он приказал осушить низину, которая располагалась меж четырёх холмов. С северной стороны - это был холм Квиринал, с южной - Палатин, восток представлял ‒ Эсквилин, а западный холм назывался ‒ Капитолий. Для осушения территории, что была насыщена родниками, была сооружена первая в мире канализационная система. Рабочие установили стоки для отвода воды и Большую Клоаку, что была соединена с дренажным приспособлением. Римляне и поныне используют античную Большую Клоаку для отвода ливневой воды.

    Когда территория была высушена, принялись за строительство. Изначально Форум Римский был предназначен для торговли и ярмарок. Поэтому первыми соорудили торговые ряды с множеством лавок, а немного позже трибуны для выступления политиков и влиятельных римлян, а также места для торжеств и казни, которая всегда происходила публично. С каждым годом Форум Романума разрастался, на большом базаре можно было купить всё что угодно, сюда съезжались жители со всех ближайших регионов. На протяжении столетий Форум переживал рассветы и падения, его уничтожали и возрождали вновь. Сегодня большая часть его территории находится в руинах, но есть и уцелевшие здания и сооружения, что дышат историей и возвращают нас в античный мир.

    \

    Храмы Древнего Рима

    Наряду с помостами для ораторов принялись за возведение соборов, храмов и дорог ведущих к центру Вечного города. У подножья холмов создавалась царская резиденция, строились усадьбы для аристократов и вельмож города. Архитектура римской империи, что создавалась древними мастерами, не может оставить никого равнодушным. Даже по наполовину разрушенным зданиям и руинам, можно судить о великой культуре древнего народа.

    Храм Венеры-Очистительницы

    По мнению ученых, одним из первых был построен Храм Венеры-Очистительницы. Это была Великая святыня для античных воинов, которые проходили здесь таинство очищения. В храме очищались и благословлялись не только мужчины, но и пленницы сабиянки, которых привозили с собой римляне в качестве трофея. Само здание не уцелело до нашего времени, о его внешних данных можно судить только по некоторым обломкам, что удалось отыскать при археологических раскопках.

    Храм Диоскуров

    Параллельно с развитием города (5-2 век до н.э.) не стихали войны, что наносили большой отпечаток на внешний вид и культуру столицы. Финикийские и римские правители ни как не могли договориться между собой, вследствие чего велись ожесточенные бои. Многие сооружения были разрушены и на их месте строились новые. Именно в этот период возвели Храм Диоскуров. Это было место для поклонения двум сыновьям Юпитера, их звали Кастор и Поллукс. Сегодня, Храм Диоскуров больше известен по оставшимся трём колоннам, что величественно стоят в древнем городе. Их ещё называют «Три сестры», которые всегда неразлучны.

    Храм Сатурна

    Большая Святыня была построена в 4 веке до н.э. римлянами, в честь памятного события, а именно уничтожения власти этрусского предводителя Тарквиния. Храм находится в юго-западной части Форума Древнего Рима, и имеет интересную историю. Изначально в здании хранились сокровища со всей Империи. Ежегодно здесь проводилось торжество под названием Сатурналий. В этот день исчезали границы между рабами и царями, все были равны между собой. Кроме того господин мог даже прислуживать рабу и выполнять его пожелания. Люди дарили друг другу подарки, пировали и веселились. Позже, в нём подсчитывали бюджет казначеи и собирались налоги. Строение несколько раз подвергалось большим разрушениям и пожарам, но его снова отстраивали и приводили в порядок. Несмотря на стойкость Храма Сатурна, полностью сооружение сегодня увидеть нельзя. Но стоит посмотреть только на одни колонны, что остались до нынешнего времени и понять - что это было грандиозное сооружение.

    Храм Конкордии

    Нередко между рабами и знатными вельможами происходили склоки и раздоры. Очень часто споры перерастали в ненависть и вражду. Но, несмотря на это, им приходилось сосуществовать, так они зависели друг от друга. Именно в честь примирения знати и бедняков был сооружен Храм Конкордии, которая почиталась у римлян как Богиня Согласия. Он был построен в 4 веке до н.э. в западной части центра столицы.

    Храм Веспасиана

    В этот же период был возведён ещё один Храм Древнего Рима - Святыня Веспасиана. Его соорудили в честь императора, что правил в те времена и его сына. После их смерти в храме находились статуи двух императоров. Здание было достаточно просторным и имело прямоугольную форму. Сегодня можно увидеть не только руины здания, но и 15-метровые колонны, что каким-то образом уцелели.

    Храм Цезаря

    Великий император Юлий Цезарь - известен всему миру как первый правитель Римской империи, что до 27 года до нашей эры считалась республикой. Он вместе со своим приемником Октавианом Августом внесли большой вклад в развитие культуры не только столицы, но и всей империи. Римский Форум расцвел за время их правления и ещё больше укрепился как место, где вершатся судьбы и главные политические и религиозные события. После смерти Цезаря, его тело было подвержено погребению, а на этом месте создали храм в честь великого императора. Неподалёку от храма была сооружена арка Августа. На ней отображались все победоносные события, что произошли за время их царствования. На сегодняшний день от храма остались только громоздкие глыбы, что сохранили в себе тайны того времени.

    Храм Венеры и Ромы

    Немалый вклад в архитектуру Древнего Рима внёс и другой правитель империи Адриан. Он приказал соорудить большой дворец в восточной части Римского Форума, посвященный покровительницам столицы. Ими являлись богини Венера и Рома. Для постройки был выбран большой участок, что граничит с Колизеем. Само здание выглядит достаточно необычным и непохожим на другие строения. Внешне оно представляло собой два громадных купола, по задумке архитектора символизирующих богинь храма, что стояли друг напротив друга. Охраняли храм большие колонны, которые были четко выстроены вокруг здания. Эту достопримечательность очень хорошо можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо сохранилась одна часть здания, которая во времена христианства, была переделана на церковь Santa Francesca Romana.

    Храм Весты

    На юго-востоке Форума Древнего Рима, находится территория, которая посвящена богине Весте. Это был непосредственно сам храм и дом весталок. Сама богиня считалась хранительницей домашнего очага, поэтому в храме должен был всегда гореть огонь. Изначально его поддерживали дочери царя, а немного позже девушки, которых назывались весталками. Честь стать весталкой и поддерживать огонь домашнего очага, выпадала не каждой. Девушки выбирались только из благородных семей, до того как им исполнялось 15 лет. Им нельзя было вступать ни в какие отношения с мужчинами вплоть до 30 лет. Если какая из девушек ослушивалась, её тут же закапывали в землю заживо. Весталки выделялись из толпы особыми нарядами и очень почитались у древних римлян. Для осуждённого, которого вели на смертную казнь, встреча с весталкой означала отмену приговора и освобождение.

    От дома весталок остался лишь атриум и несколько статуй верховных жриц. Во время недавних археологических раскопок были обнаружены и фрагменты самого храма.

    Храм Антония и Фаустины

    Храмы Древнего Рима всегда создавались в честь великих событий, свершений и подвигов. Любовь во все времена творила чудеса и побуждала к подвигам всех влюбленных. Ярким таким примером является храм Антония и Фаустины построенный в 141 году. Его соорудил Антоний Пий, который сильно тосковал по своей умершей жене. Красивое здание очень хорошо сохранилось до нашего времени благодаря тому, что в 11 веке было использовано в качестве храма Святого Лаврентия. Древнюю базилику отреставрировали и поддерживали в первозданном виде ещё долгое время. Сегодня прямоугольное здание с рядом колонн невольно возвращает нас в древние времена и завораживает своим превосходством.

    Базилика Максенция и Константина

    Огромное по своим размерам сооружение могло бы затмить даже самые известные современные постройки. Использование мрамора, драгоценных камней и металлов при возведении и оснащении здания не может не впечатлять. Первый камень в строительство храма заложил император Максенций в 308 году. Во время его правительства базилика была полностью отстроена. Её длина составляла 100, а ширина 65 метров. Это было самое большое сооружение в древнем городе. Изначально храм украшала скульптура Максенция, а после его снятия с престола ‒ Константина, в честь которых и названа базилика.

    Помимо храмов, на территории Форума Римского есть большое количество арок и историческим мест, по которым можно читать историю римской империи. Изображения повествуют о войнах и перемириях, победах и поражениях, жизни и смерти древнего народа. Неповторимая архитектура римской империи ‒ это как летопись, что отображает культуру, устрой, правила и жизненные принципы древней эпохи.

    Для посещения уникального музея под открытым небом, достаточно приобрести единый билет, который предназначен для посещения таких мест как Колизей, холм Палатин и сам Форум Древнего Рима. Если вы планируете досконально изучить все исторические сооружения, тогда без помощи квалифицированного гида вам просто не обойтись.

    Посетить Вечный город, и насладится увлекательной экскурсией, предлагает компания сайт. Только у нас вы найдете лучшие путешествия и приемлемые цены. Тур подбирается индивидуально под ваши предпочтения. Заходите на наш сайт и убедитесь в этом сами. Мы сделаем все, чтобы путешествие оставило самые яркие эмоции и положительные впечатления!

    В прошлом церкви были главной целью большинства посетителей Рима. Верующие со всех концов Европы совершали долгое и трудное путешествие в Рим, чтобы поклониться семи холмам, на которых располагались паломнические церкви. Среди них были четыре патриархальных базилики (Сан Джованни ин Латерано, Собор Святого Петра в Ватикане, Сан Паоло Фуори ле Мура и Санта-Мария Маджиоре), а также три других церкви: Санта Кроче, Сан Лоренцо Фуори ле Мура и Сан Себастиано. Среди сегодняшних туристов все еще есть паломники, но намного больше церквей Рима посещаются в качестве достопримечательностей. Путешественники восхищаются их архитектурой и шедеврами искусства внутри. Здесь Вы найдете работы самых великих живописцев - Микеланджело, Рафаэля, Бернини, Караваджо, Сансовино, Филиппо Липпи и многих мастеров мозаичного искусства, наряду с фресками и каменной кладкой со времен Средневековья и более ранних эр.

    Базилика Святого Петра

    Самая знаменитая церковь Рима - базилика Святого Петра в Ватикане посвящена Апостолу, который, как полагают, был первым Епископом Рима и первым Папой Римским. Оригинальная церковь Св. Петра была посвящена в 326 и создана под патронажем императора Константина. В 1452 Папа Римский Николай V решил создать совершенно новую церковь, которая строилась до конца 18-го века. Непосредственно у входа в базилику находится известная Пьета Микеланджело, законченная в 1500 и защищенная укрепленной стеклянной панелью. Другие достопримечательности собора Св. Петра - богато украшенная Часовня Причастия с работами Бернини (шатер) и Борромини (бронзовая решетка), большой купол Микеланджело, легендарная бронзовая статуя Восхождения на престол Св. Петра, гробница Св. Петра, Папский алтарь с бронзовым балдахином Бернини. Мастер создал этот навес, когда ему было всего 25 лет, как истинный шедевр барочной скульптуры. В левом проходе находятся могилы известных Пап Римских, созданные ведущими мастерами, включая Бернини. Еще больше гробниц находятся в склепе самой знаменитой церкви Европы.

    Сан Джованни ин Латерано

    Санта-Мария-ин-Космедин

    В южной части площади Бокка делла Верита расположена Санта-Мария ин Космедин - один из самых прекрасных примеров средневековой церковной архитектуры в Риме. Церковь была начата в 772 и закончена в 1124. У этого архитектурного драгоценного камня особая семиэтажная колокольня и широкий двухэтажный подъезд с навесом. Интерьер украшен созданной семьей Романа Космати мраморной инкрустацией, включая пол, мраморные стены святилища, мраморные кафедры проповедника и трон епископа. Проходы украшены фресками, а несколько колонн доставлены от древних достопримечательностей Рима . В склепе находятся ранние христианские могилы и фундамент языческого храма.


    Но известность этой римской церкви обеспечена не её великолепной внутренней отделкой, или гармоничной архитектурой. Причиной всему стала большая мраморная плита в подъезде, известная как Бокка делла Верита, или Уста Правды. Туристические автобусы занимают всю прилегающую улицу, а многочисленные посетители выстраиваются в очередь к церкви. Гиды утверждают, что именно в этом месте римляне давали клятвы (по легенде, рот откусывал руку любого, кто говорит неправду). Намного более вероятно, что это был стенной фонтан, или плита, скрывающая оракула. Площадь Бокка делла Верита открывает один из самых прекрасных видов Рима, с её комплексом древних зданий и барочного фонтана.

    Санта Мария ин Травестере

    Санта-Мария ин Трастевере (плотно населенный район на правом берегу Тибра) является первым местом в Риме, где христиане смогли проводить свои службы на публике. Здание было начато в 221 и достроено в 340, затем восстановлено в 12-м веке и реставрировано в период Барокко. У церкви есть романская колокольня, фасад, украшенный мозаиками и ранние христианские саркофаги. Внутри посетителя ждет множество чудес, включая красивую мраморную инкрустацию на полу, позолоченный деревянный потолок, или мозаики в апсиде - настоящие шедевры средневекового искусства. Они изображают Христа, Деву Марию и многочисленных святых.

    Церковь Санта Сабина

    Церковь Санта Сабины была создана Петром Иллирием в 425-432 годах. Она сохраняет статус ранней христианской базилики, даже при том, что была украшена в 824. На стене над входом расположена одна из самых старых мозаик в Риме с двумя женскими фигурами, а в центральном дверном проеме установлены старейшие деревянные двери в христианском искусстве, датирующиеся 432 годом. Вырезанный неизвестным мастером из африканского кедра тонкий и выразительный рельеф иллюстрирует сцены Ветхого и Нового Завета. Восемнадцать из оригинальных 28 панелей сохранились до наших дней. Церковный неф расположен между 20 коринфскими колоннами из Паросского мрамора, как и украшенный мрамором хор. К церкви примыкает доминиканский монастырь, в котором Св. Фома Аквинский был монахом, а также красивый романский монастырь. Терраса рядом с церковью открывает великолепный вид на реку Тибр, площадь Венеции и Ватикан.

    Сан-Паоло-фуори-ле-Мура

    Оригинальная базилика была создана здесь в 4-5 веках и посвящена Св. Павлу. До восстановления собора Св. Петра это была крупнейшая церковь в мире. Собор был восстановлен, будучи полностью разрушенным пожаром в 1823 и снова завоевал славу одной из четырех патриархальных католических церквей, а также одной из семи паломнических церквей Рима. Часть оригинального внутреннего убранства была сохранена и украшает новую церковь. Мозаики на фасаде были добавлены в 19-м веке, но на внутренней стороне Святой Двери Вы увидите элементы старой бронзовой двери из Константинополя (11 век). Обширный неф размерами 12 на 60 метров разделен на пять проходов с 80 колоннами, которые ведут посетителя к триумфальной арке с мозаиками пятого века, алтарю и апсиде. Высоко на стенах размещены 265 медальонов с портретами всех Пап.

    Сант-Андреа-аль-Квиринале

    В любом другом городе этот шедевр Бернини был бы заполнен туристами, но в Риме его часто пропускают среди изобилия церквей. Интерьер являет собой обильное выражение стиля барокко, где искусство, архитектура и дизайн беспрепятственно объединяются воедино. Неудивительно, что церковь была фаворитом Бернини среди всех его работ, даже при том, что кардинал никогда не платил ему за работу. Овальный план здания с восемью боковыми часовнями создает ощущение пространства и движения, плавно переходя от эллиптического плана к круглому золотому куполу наверху. Структурный дизайн барокко прослеживается буквально везде - от щедрого художественного оформления пилястров и бордюров к аркам, карнизам и окнам.

    Церковь Святой Пракседы

    Церковь Святой Пракседы сохранила черты ранней христианской базилики, пройде через множество этапов преобразования. Её высокий неф переходит в пресвитерию, где мозаики девятого века покрывают красивейшую в Риме триумфальную арку и апсиду. Многочисленные мозаики и фрески были созданы не как художественное оформление для прославления библейских событий и святых, а как иллюстрированные книги для просвещения преимущественно неграмотных Средневековых прихожан в доктринах веры. Часовня Сан-Дзено похожа на средневековую иллюстрированную книгу, где каждый уголок покрыт мозаиками с изображением святых и библейских символов.

    Сан-Лоренцо-фуори-Мура

    Эта раннее-христианская базилика является одной из семи католических паломнических церквей. Она была основана Константином Великим и несмотря на многочисленные разрушения и реконструкции сохранила свою оригинальную форму базилики, с высоким нефом с узкими боковыми проходами, алтарем на более высоком уровне и массивными колоннами. Здесь стоит обратить внимание на прекрасную инкрустацию цветных камней и мрамора на двух кафедрах проповедника, которую считают самым прекрасным образцом в Риме. Мозаики на триумфальной арке изображают Христа в окружении святых. Ниже, на уровне первой базилики, расположена могила Папы Римского Пия IX, который умер в 1878.

    Церковь Санта Констанца

    Одной из самых красивых церквей Рима считается Санта Костанца, построенная в начале четвертого века как мавзолей для дочери Константина. Этот небольшой архитектурный шедевр составляет лишь 22.5 метра в диаметре и довольно прост в дизайне, с непретенциозной кирпичной внешностью. Но внешний вид крайне обманчив, в чем вы сможете убедиться во внутренней части церкви. Внутреннее убранство Санта Констанца оформлено из редких и дорогостоящих материалов. Тонкие настенные мозаики включают священные христианские и языческие фигуры с детализированными животными и птицами, порхающими среди виноградных лоз. В церкви преобладает римская архитектура с 12 двойными колоннами с капиталами, ранними христианскими символами и мозаичным искусством.


    Сентябрь 22, 2018

    Столицу Италии по праву можно назвать одним из самых религиозных городов мира – количество грандиозных соборов и храмов просто поражает, не говоря уже о небольших церквушках и часовнях, прячущихся за невзрачными фасадами, казалось бы, обыкновенных зданий. Прогуливаясь по городу и рассматривая архитектурные изыски столицы, можно просто не заметить скромные потускневшие здания, украшенные парочкой каких-нибудь обветшалых скульптур и пыльных барельефов. В этой статье мы хотим представить некоторые самые красивые церкви Рима , спрятанных от глаз большинства туристов, которые обязательно стоит увидеть.

    Церковь Санта Мария делла Виттория — Santa Maria della Vittoria

    Церковь Санта Мария делла Виттория

    Церковь Санта Мария делла Виттория расположена в относительной отдаленности от основных туристических троп и именно поэтому, видимо, не пользуется особой популярностью среди туристов. На самом деле, это к лучшему! Ведь данный факт позволяет сполна насладиться роскошью внутреннего убранства одной из самых красивых церквей Рима . Стоит только переступить порог храма, как начинает кружиться голова от позолоты, изящества скульптур и превосходства художественного оформления, не говоря уже о великолепной фреске, украшающей свод главного нефа церкви! Это работа талантливого Джованни Доменико Черрини, реализованная во второй половине XVII века.

    Помимо этого, в церкви Санта Мария делла Виттория можно полюбоваться картинами Гвидо Рени, Доминикино, а также знаменитой скульптурной группой «Экстаз Святой Терезы» выдающегося .

    Время работы церкви Санта Мария делла Виттория: 7.00 – 19.15

    Перерыв: 12.00 – 15.30

    Церковь Сант Иньяцио ди Лойола — Sant’Ignazio di Loyola

    Церковь Сант Иньяцио ди Лойола

    Церковь Сант Иньяцио расположена в самом центре города, недалеко от Пантеона и фонтана Треви, но ее тоже часто проходят мимо, а зря. Именно здесь можно увидеть настоящую 3D фреску Эпохи Возрождения! Художественная роспись потолка, выполненная Андреа Поццо во второй половине XVII века, поражает своей реалистичностью: правильная перспектива, пропорции и детали притягивают взгляд зрителя и уносят его «прямо в небо».

    Время работы церкви Сант Иньяцио: 7.30 – 19.20

    Перерыв: 12.20 – 15.00

    Церковь Джезу — Сhiesa del Gesù

    Буквально в двух шагах от Площади Венеции и знаменитого находится еще одно «незаметное» сокровище – церковь иль Джезу, представляющая собой не только одну из самых красивых церквей Вечного Города, но и являющая ценнейшим экземпляром архитектуры Эпохи Возрождения.
    Проект церкви был разработан флорентийцем Нанни ди Баччо Биджо, доработан Микеланджело и закончен Виньолой, а строительными работами руководил Джаккомо делла Порта – ученик тех же Микеланджело и Виньолы.

    Церковь Джезу

    Интерьер выполнен в стиле маньеризма. Внутреннее пространство, имеющее всего один неф, украшено фресками, лепниной и позолотой. Каждый элемент декоративного оформления привлекает внимание качеством исполнения и деталировкой. Особого внимания заслуживают объемные художественные росписи.

    Время работы церкви Джезу: 7.00 – 19.45

    Перерыв: 12.30 – 16.00

    Церковь Сант Аньезе ин Агоне — Chiesa di Sant Agnese in Agone

    Церковь Сант’Аньезе ин Агоне

    Церковь, освященная в честь Святой Агнессы, бесспорно является одной из самых заметных церквей из нашего списка, поскольку располагается она на любимой всеми площади Навона у всех на виду! Наверняка у многих найдется парочку фото с видами ее изящного фасада и расположенным напротив — легендарным фонтаном Четырех рек. Однако далеко не каждый видел этот шедевр изнутри. Построенная в качестве приватной часовни Папы Иннокентия X, церковь Сант Аньезе отличается особой роскошью и шармом. Создателями этого сокровища стали известные мастера Эпохи Возрождения: Джироламо и Карло Раинальди, Франческо Барромини, Бачиччо и некоторые другие.

    Время работы церкви Сант Аньезе: 7.30 – 19.00

    Перерыв: 12.30 – 15.30

    Санта Мария ин Валичелла — Chiesa di Santa Maria in Vallicella

    Церковь Санта Мария ин Валичелла

    Церковь Санта Мария ин Валичелла, более известная как Кьеза Нуова, очаровывает с первого взгляда. Это неотразимый образец архитектуры божественного храма, обладающий особой завораживающей силой. В ее внутреннем пространстве прекрасно буквально все: от роскошных росписей талантливых художников XVII-XVIII веков и изящных скульптур до самых мелких деталей гипсовых элементов декора. Особенно прелестны фрески, украшающие абсиду и внутреннюю поверхность купола.

    Время работы церкви Санта Мария ин Валичелла: 7.30 – 19.00

    Перерыв: 12.00 – 16.30

    Церковь San Luigi dei Francesi

    Построенная в период с 1518 по 1589 год, она была посвящена королю Франции Людовику IX (1214 — 1270 гг) и предназначалась для многочисленной франкоговорящей христианской общины Рима. Здесь можно видеть три подлинника картин Караваджо, написанных им в период 1599 — 1602 годов по заказу покойного кардинала Маттео Контрелли, и размещенных в его капелле слева от главного алтаря церкви — Святой Матфей и Ангел, Мучиничество Святого Матфея и Призвание апостола Матфея.


    Конечно же, это далеко не полный список самых красивых церквей Рима, тем более для каждого найдется в Риме своя, особенная и неповторимая, полюбившаяся с первого взгляда, церковь. Мы будем рады услышать в комментариях ваши рассказы о красивых церквях Рима. Поделитесь своими впечатлениями!

    Самые красивые церкви Рима, от которых кружится голова



    В Риме более 900 церквей. Туристу, конечно, невозможно посетить их все, но есть те, которые входят в обязательную «классическую» программу: собор Святого Петра, Пантеон (церковь Святой Марии и мучеников), паломнические базилики, некоторые церкви мастеров барокко. Даже если вы не религиозный человек, церкви Рима определенно достойны вашего внимания, ведь многие из них – шедевры архитектуры и одновременно музеи, где хранятся бесценные сокровища мирового искусства.

    В этой статье мы расскажем о тех римских церквях, которые выделяются на общем фоне – своим архитектурным стилем, историей или наличием необычного музея.

    1. Санта-Мария-сопра-Минерва / Santa Maria sopra Minerva

    Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва – церковь доминиканского ордена, построенная между 1280-1453 гг. по образу флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Довольно невзрачный фасад базилики скрывает настоящую жемчужину – великолепный интерьер в готическом стиле с синими заостренными арочными сводами, украшенными золотыми звездами. Это единственный оригинальный пример средневекового готического стиля в Риме (в римских церквях преобладает стиль барокко).

    Свое необычное название «Святая Мария над Минервой» церковь получила из-за того, что на ее месте когда-то находился храм египетской богини Исиды, ошибочно принятый в Средние века за храм Минервы. Главные сокровища церкви – статуя Иисуса Христа с крестом работы Микеланджело (слева от алтаря) и гробница с мощами покровительницы Италии Екатерины Сиенской. Также в церкви похоронен выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения Фра Анджелико.

    В доминиканском монастыре (в здании по левую руку от базилики) находился штаб инквизиции. Именно в этих стенах Джордано Бруно зачитали смертный приговор, и состоялся знаменитый процесс над Галилео Галилеем , в ходе которого ему пришлось отречься от своих взглядов о гелиоцентрической системе мира.

    Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва находится в паре минут ходьбы от Пантеона в районе, который известен как Марсово поле (Campo Marzio). Маяком местонахождения церкви служит египетский обелиск , установленный на спину слоненка, созданного по проекту гения барокко Джованни Лоренцо Бернини.

    Удобнее всего добраться до церкви, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес базилики: Piazza della Minerva, 42.

    2. Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати / Chiesa del Sacro Cuore del Suffragio in Prati

    Если Санта-Мария-сопра-Минерва – это пример средневекового готического стиля, то церковь Святого Сердца Иисуса в Прати – это уже неоготика, что тоже весьма необычно для Рима. Церковь небольшая, но выделяется на набережной Тибра своим внешним видом, который был вдохновлен архитектурой Северной Италии, в частности миланским Дуомо.

    Уникальность церкви не только в ее внешнем виде. В ризнице находится довольно необычный музей, единственный в своем роде – музей Душ в Чистилище (museo delle Anime del Purgatorio). В первом здании церкви случился пожар, во время которого священник Виктор Жуэ заметил, что за алтарем проступило грустное человеческое лицо. Священник решил, что так душа, заточенная в чистилище, пытается выйти на связь с кем-то из живущих. По представлениям католиков, если за душу будут усердно молиться на Земле, это облегчает ее попадание в рай.

    Виктор Жуэ стал собирать свидетельства и факты этого явления – попыток мертвых связаться с живыми. Так появился необычный музей, где собраны такие экспонаты, как, например, книга со следом, как будто оставленным обожжённой рукой, или наволочка с проступающим ликом монахини. Так душа из Чистилища пыталась отправить весточку своим сестрам с просьбой усерднее за нее молиться.


    Где находится и как добраться

    Церковь Святого Сердца Иисуса в Прати находится на набережной Тибра Lungotevere, в 10 минутах ходьбы от замка . Ближайшие станции метро: Lepanto (линия A), Spagna (линия А). Адрес церкви: Lungotevere Prati, 12.

    3. Церковь Святого Игнатия / Chiesa di Sant’Ignazio di Loyola in Campo Marzio

    Церковь Святого Игнатия – типичный пример архитектуры барокко, это самый распространенный архитектурный стиль в Риме. Церковь построена между 1626-1650 гг. и посвящена Игнатию Лойоле, основателю ордену иезуитов.

    Чем же примечательна церковь Святого Игнатия? Помимо богатого барочного интерьера, внимание привлекает потолок, украшенный великолепной фреской «Триумф Святого Игнатия» Андреа Поццо. Это одна из самых больших потолочных фресок в мире. Чтобы посетителям было удобнее разглядывать ее детали, перед входом установлено большое зеркало, направленное на потолок.

    Еще более удивителен «фальшивый купол» церкви – это плоскость перед алтарем, на который нанесена роспись, создающая иллюзию объема. Причина появления псевдо-купола прозаична: средств на возведение настоящего не хватило. Но гениальный Андреа Поццо нашел выход из положения и создал 3D-графику, которая в XVII в. произвела большое впечатление на современников.


    «Фальшивый купол» церкви Святого Игнатия

    Где находится и как добраться

    Церковь Святого Игнатия находится в паре минут ходьбы от и церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в районе Кампо-Марцио. Удобнее всего добраться, приехав на автобусную или трамвайную остановку на площади Венеции. Ближайшие станции метро: Barberini (линия A), Colosseo (линия B). Адрес церкви: Via del Caravita, 8a.

    4. Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане / Chiesa di San Carlino alle Quattro Fontane

    Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, называемая также Сан-Карлино, спроектирована Франческо Борромини – гением барокко, чье соперничество с Джованни Лоренцо Бернини напоминало противостояние Моцарта и Сальери. Интересно, что совсем рядом с церковью Сан-Карлино находится Сант-Андреа-аль-Квиринале – церковь, спроектированная Бернини, которую сам мастер считал самым совершенным своим творением и часто приходил сюда в старости на мессу.

    Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане построена по заказу ордена тринитариев, занимавшегося выкупом пленных христианских рабов. Финансовую поддержку строительству оказал кардинал Франческо Барберини, чей дворец находился через дорогу.

    Церковь очень маленькая и компактная, но считается эталоном стиля барокко и его первой полноценной «ласточкой». В плане церковь имеет необычную овальную форму, а волнообразные линии интерьера создают ощущение постоянного потока и движения. За этими волнистыми линиями кроются сложные математические расчеты: в свое время казавшаяся невозможной архитектура церкви произвела настоящий фурор.

    Интересно и то, где находится церковь – на перекрестке, по углам которого расположены 4 фонтана, символизирующие реки Тибр и Арно, богинь Диану и Юнону.

    Где находится и как добраться

    Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане находится неподалеку от Квиринальского дворца и дворца Барберини. Ближайшие станции метро: Barberini (линия А), Repubblica (линия А). Адрес церкви: Via del Quirinale, 23.

    B asilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri

    Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири перестроена из руин терм императора Диоклетиана, бывших самыми масштабными в Риме. Поэтому ее внешний вид значительно отличается от церквей, построенных «с нуля». Она посвящена Деве Марии, «королеве ангелов», как ее часто называют, и заступнице христианских рабов-мучеников, погибших при строительстве терм. Проект перестройки был доверен самому Микеланджело , и эта церковь – его последняя работа перед смертью.

    За не слишком примечательным, почти аскетичным фасадом базилики очень трудно угадать величественный и пышный интерьер, украшенный скульптурами, фресками мраморными колоннами. Но самое интересное находится не на стенах и потолке, а на полу базилики.



    Не все знают, что именно римские Папы стояли у истоков календаря, которым мы пользуемся сегодня, и занимались финансированием астрономических проектов. Так на полу базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири по заказу Папы Климента XI в 1702 г. появилась линия-меридиан (Linea Clementina) длиной 44 м, созданная философом, математиком и астрономом Франческо Бьянкини.

    Линия была нужна, чтобы развеять сомнения в точности нового григорианского календаря, на который католический мир перешел веком ранее. Это солнечные часы и календарь, по которому можно было определить (с помощью солнечного луча, падающего на пол из отверстия в стене) дни солнцестояния и равноденствия. По всей линии меридиана размещены различные зодиакальные созвездия, выполненные из мрамора. На правой стороне линии расположены летние и осенние созвездия, слева – весенние и зимние. Вдоль меридиана также можно увидеть желтые звезды, обозначающие положение ряда самых важных звезд, и их имена.

    Где находится и как добраться

    Церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-и-деи-Мартири находится на площади Республики. Ближайшая станция метро: Repubblica (линия А). Адрес церкви: Piazza della Repubblica, 00185.

    6. Церковь Святых Петра и Павла в квартале EUR / Basilica dei Santi Pietro e Paolo

    Базилика Святых Петра и Павла, посвященная апостолам-покровителям Вечного города, – один из наиболее значительных примеров современной архитектуры в Риме. История у этой церкви необычная, потому что она была построена в составе комплекса зданий нового квартала EUR (Esposizione Universale Roma) – архитектурного проекта фашистского режима, вдохновленного наследием имперского Рима с его возвеличиванием роли государства и правителей.

    Базилика Святых Петра и Павла получилась весьма монументальной, этаким переосмыслением собора Святого Петра (проект Микеланджело действительно был взят на вооружение архитекторами), как Дворец итальянской цивилизации («квадратный» Колизей) стал переосмыслением Колизея. Она находится на холме, возвышаясь над Тибром, из-за чего, как шутят местные, некоторые неосведомленные туристы по пути из Фьюмичино в центр даже принимают ее за оригинальный собор Святого Петра.

    К базилике ведет ступенчатый пандус, который венчают гигантские статуи святых Петра и Павла (как и у собора Святого Петра). Фасад церкви облицован травертином – самым популярным материалом в Риме, который использовался, например, и при строительстве Колизея.

    Где находится и как добраться

    Базилика Святых Петра и Павла находится в квартале EUR на юго-западе Рима. Неподалеку от церкви находится самый знаменитый образчик архитектуры режима Бенито Муссолини – «квадратный» Колизей. Ближайшая станция метро: EUR Palasport (линия B). Адрес церкви: Piazzale dei Santi Pietro e Paolo, 8.

    Как известно, церквей в Риме больше, чем в любом городе мира - их количество здесь превышает девять сотен! Посмотреть их все вряд ли удастся, но можно начать знакомство с ними, посетив самые удивительные.

    1. Собор святого Петра (San Pietro), piazza San Pietro

    Да, эта базилика есть во всех путеводителях, сюда вас приведет каждый гид, и чтобы попасть внутрь придется выстоять длиннющую очередь из туристов на улице. И все-таки наш перечень самых удивительных церквей Рима мы не могли начать с другого храма. Крупнейшая христианская церковь в Риме, главное сооружение Ватикана, центр притяжения миллионов католиков и миллионов же туристов и любителей искусства и истории со всего мира. Собор создавался веками, и когда вы войдете внутрь - вы увидите, почему потребовалось столько времени. От красоты и величия сооружения захватывает дух! Когда устанете, поднимитесь на купол, чтобы насладиться видом с обзорной площадки - весь город как на ладони! Приятный бонус - с высоты можно разглядеть примыкающие к стенам базилики сады Ватикана.

    Самые интересные экскурсии в Ватикан

    2. Пантеон (Pantheon), Piazza della Rotonda


    В эпоху древнего Рима это был храм языческих римских божеств, а в VII веке он стал христианской базиликой. Уникальность архитектуры сооружения в том, что оно вписывается в идеальную сферу - и в самом деле, диаметр и высота купола соответствуют друг другу. Еще одна любопытная деталь - это отверстие в центре купола. Именно там, где обычно купол смыкается, обеспечивая устойчивость конструкции, здесь - круглая дыра... По легенде именно через нее из храма вылетали языческие боги. В это нам остается либо верить, либо нет. А вот достоверность другой легенды каждый турист вполне может проверить лично. Она гласит, что во время дождя через отверстие в куполе в храм, как это ни парадоксально, не попадает ни капли дождя. Если вы окажетесь рядом с площадью Rotonda в дождливый день, загляните в Пантеон, чтобы увидеть, есть ли характерная лужа на полу в центре.

    3, 4. Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli), Piazza del Popolo

    Похожих церквей в мире найдется немало. Но церкви-близнецы, которые еще и стоят одна рядом с другой - такое вы увидите только в Риме. Приходите на пьяцца дель Пополо, встаньте в центре площади, лицом к виа дель Корсо - и можете начинать играть в игру "найди 10 отличий". Как и настоящие близнецы, эти базилики не совершенно одинаковы, но разглядеть, чем же они непохожи, потребует от вас времени и внимания. Внутри каждой из двух церквей вас ждет немало интересного. Например, в главном алтаре Санта Мария деи Мираколи находится чудотворная икона Девы Марии (в честь нее и названа церковь, от ит. miracolo - чудо).

    5. Базилика Святой Евпраксии (Santa Prassede), via de Santa Prassede, 9/a

    Нечастый пример византийской церкви в Риме, расположенная недалеко от Санта Мария Маджоре - базилика Святой Евпраксии - удивляет своей великолепной мозаикой на золотом фоне. В этой церкви, которая русским туристам покажется особенно "родной" - из-за более привычного для православных церквей декора, особого внимания заслуживает капелла святого Зенона. За ее исключительную красоту, последнюю называют "райским садом". Именно здесь хранится одно из орудий Страстей Христовых - столб, к которому Спаситель был привязан во время бичевания.

    6. Санта Мария сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva), piazza della Minerva


    В городе, где царствует барокко, не так-то просто отыскать хотя бы один пример готической архитектуры. Тем приятнее набрести во время римских прогулок на церковь Санта Мария сопра Минерва. Сводчатый синий потолок с золотыми звездами — это, увы, реставрация (XIX век). Зато боковые капеллы бережно хранят сплошные подлинники, да в таких количествах, что хватит на небольшой музей. «Воскресший Христос» Микеланджело, фрески Перуджино и скульптуры Бернини - далеко не полный перечень шедевров, которые здесь можно увидеть. В монастыре, пристроенном к этой церкви, когда-то заседал трибунал святой инквизиции, так что еретиков, которых заставляли публично отрекаться от своих убеждений, приводили именно в Санта Мария сопра Минерва.

    7. Церковь Милосердного Бога отца (Dio Padre Misericordioso), Largo Terzo Millenio

    Если уж говорить об удивительных церквях Рима, то не упомянуть об этой - просто невозможно. Творение известного архитектора Ричарда Майера увидеть не так-то просто - храм находится довольно далеко от исторического центра города, в одном из периферийных районов, который называется Тор Тре Тесте. Те же, кто найдет время и силы, чтобы до нее добраться, будут вознаграждены - железобетонная постройка так мало похожа на церковь в традиционном понимании, что Рим - последнее место, где ожидаешь увидеть сооружение подобного рода. Храм построен в 1996-2003 гг. из специального цемента, который содержит диоксид титана. Благодаря ему стены самоочищаются и всегда остаются белыми, а еще чистится от загрязнений и воздух внутри здания.

    8. Мавзолей Святой Констанции (Mausoleo di Santa Costanza), via Nomentana, 349


    Одна из древнейших церквей города, редкий пример христианского сооружения, которое на плане совершенно круглое. Это сокровищница, хранящая в своих стенах самые ранние образцы христианского искусства и архитектуры в Риме. Круглое здание диаметром 29 метров, построенное для упокоения дочерей Константина Великого, Елены и Констанции, в начале IV в. Впоследствии Констанция была причислена к лику святых и мавзолей стал базиликой ее имени, а теперь является одним из главных памятников слияния стиля древнехристианских базилик с римским сводчатым стилем. Саркофаги, которые находятся в церкви - всего лишь копии. Оригиналы были вывезены, саркофаг Елены - в музеи Ватикана, а Констанции - в базилику Святого Петра.

    9. Санта Мария ин Космедин (Santa Maria in Cosmedin), piazza della Bocca della Verita"

    Ежедневно толпы туристов всех национальностей устремляются сюда и даже стоят в длинной очереди, чтобы увидеть... вовсе не эту церковь. Зевак со всего мира притягивает странный артефакт IV века до н.э. - мраморный диск, установленный сбоку от входа в базилику. Знаменитые Уста истины (Bocca della Verita") - не что иное, как крышка древнего канализационного люка, украшенная рельефной маской с открытым ртом. Оставьте желающих сфотографироваться на фоне этой "реликвии", вложив руку в рот языческого божества, стоять в очереди, и войдите внутрь. Церковь стоит здесь со второго века до нашей эры, когда на этом месте был римский храм. Потом его перестроили под свои нужды христиане. Большинство украшений интерьера относится к XII веку, а находящаяся под землей крипта была сооружена в VIII веке. Здесь сохранились окна из кусочков слюды, фреска с древом жизни и главное - мозаика 8 века, спрятанная позади сувенирной лавки. Сюрприз для романтиков - именно в этой базилике находится ниша с главой покровителя всех влюбленных, святого Валентина.

    10. Капелла Капуцинов (Cappella dei Cappuccini), via Vittorio Veneto, 27

    Слабонервным лучше обойти эту достопримечательность стороной. Те же, у кого любопытство перевешивает страх, могут отправиться в церковь Санта Мария дела Кончецьоне, расположенную недалеко от Палаццо Барберини и фонтана Тритона. Именно под этим зданием находится вход в Капеллу Капуцинов, все убранство которой сделано... из человеческих костей. Арки из черепов, скелеты, облаченные в коричневые плащи с остроконечными капюшонами, рамы для картин, пилястры, светильники, узоры на стенах - все это кости монахов, принадлежавших к ордену капуцинов и умерших между 1528 и 1870 годами. О бренности всего сущего вам "расскажут" шесть помещений капеллы, где таким странным образом "покоятся" около четырех тысяч монахов.

    Популярные экскурсии "Христианский Рим"