• Какой план к сказке василиса прекрасная. Василиса Прекрасная (русская народная сказка). Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    Жанр: сказка Главные герои: Василиса, Баба-яга, мачеха, царь и старушка

    Сказка - быль, да в ней намек, - добрым молодцам урок. Сказки своим содержанием и смыслом донесли до наших дней различные знания и умения, ведь они взяты нашими предками из повседневной жизни давних времен.

    Сказка "Василиса Прекрасная" так же написана простым народом, понимающим, что красота души и тела человека дороже богатства. Это и есть основная мысль этой сказки, благодаря которой добро побеждает зло, а богатые женятся на бедных. Можно быть красивым и ленивым, но в сказке "Василиса Прекрасная" девушка не только очень красива, но и искусница в любой работе. Благодаря своему умению прясть, ткать и шить, Василиса Прекрасная смогла привлечь к себе внимание царя, который был восхищен ее красотой.

    Смысл этой сказки очень глубокий. Труд и красота идут в ней рядом. Но есть еще чувство материнской любви, которое здесь выражается в предсмертном благословении дочери матерью и подарке, сопровождающим и помогающим девочке всю ее жизнь. Этот подарок: и оберег, и помощник, имеющий волшебную силу добра, которой волшебная сила зла Бабы-яги даже не пыталась противостоять.

    Василиса Прекрасная - дочь купца, у которой рано умерла мама. Мама ушла в другой мир, не оставив в этом мире дочь одну, а благословив ее, подарила ей куклу. Эта кукла имела волшебную силу. В трудную минуту или просто когда нужен был совет куклу нужно было покормить и поговорить с ней.

    Когда отец женился во второй раз, то ошибся с выбором новой жены, надеясь на ее доброту и хозяйственность. Мачеха, имея своих двух дочерей, невзлюбила Василису Прекрасную за ее красоту. Она и ее дочери заставляли выполнять Василису всю трудную работу и очень много, надеясь, что от работы та похудеет и потеряет цвет лица. При этом сами часто ничего не делали. Но Василиса, выполняя всю работу, становилась все краше, ведь ей во всем помогала куколка.

    Когда дочери подросли, то к Василисе начали свататься женихи, а на старших некрасивых дочерей мачехи никто не обращал внимания. В начале мачеха поставила условие, что выдаст Василису замуж только после того, как выйдут замуж старшие сестры. А затем решила ее вовсе со свету сжить. В лесу жила страшная Баба-яга, которая ела людей. Отправляя в лес с заданиями падчерицу, мачеха надеялась, что там она встретиться с Бабой-ягой и та ее съесть. Но куколка всегда выводила Василису из лесу, указывая ей на верную тропинку.

    Однажды мачеха со своими дочерьми сговорилась, вечером, когда сестры сидели за работой у свечи, одна из сестер, якобы случайно, потушила огонь. Огонь было трудно добыть, нужно было идти за огнем в лес к Бабе-яге. Обе мачехины дочери идти отказались, выгнали за порог Василису, и сказали, без огня не возвращаться.
    Василиса не испугалась Бабы-яги и ее злых чар и пошла к ней, работала у нее несколько дней. А когда Баба-яга узнала, что девочку благословила перед смертью мама и она благословлена. То выгнала ее со своей территории, сказав, что ей не нужны благословленные. У выхода сняла с забора один из людских черепов, в глазах которого светился огонь и дала девочке.

    Принесенному огню дома были рады, так как в доме давно не было огня, его разжечь никто ни мог. Из глаз черепа в комнате засветился огонь, он везде преследовал падчерицу и ее дочерей, в какой бы угол комнаты они не спрятались и до утра их сжег.

    Василиса ушла жить к одинокой бабушке, ожидая из дальней поездки отца. Чтобы не скучать, попросила, чтобы бабушка купила ей самого лучшего льна. Она напряла ниток, затем соткала самого тонкого полотна. Ткань была такой тонкой, что проходила сквозь петлю иголки, как нитка. А затем попросила бабушку продать его.

    Бабушка отнесла ткань не на рынок, а к царю. Показала царю ткань, она ему тоже очень понравилась. Он решил с нее пошить себе такие рубашки, которых еще ни у кого не было. Но никто из мастериц такую работу выполнить не мог, поэтому царь обратился к бабушке, чтобы узнать, кто та мастерица, что соткала такую ткань и не может ли теперь она сшить рубашки для него. Василиса сшила царю дюжину рубашек, которые ему очень понравились. Рубашки царю принесла сама Василиса. Он увидел и красоту девушки. Влюбился и сделал ей предложение. После свадьбы молодые забрали к себе во дворец бабушку и отца, который приехал из долгого путешествия.

    Картинка или рисунок Василиса Прекрасная

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Краткое содержание Тургенев Бирюк

      В лесу героя застаёт сильнейший дождь. Охотник вдруг видит мужика – высокого и плечистого. Оказывается, что это лесник Фома, о котором наслышан герой. Леснику этому дали в народе прозвище Бирюк, что означает одиночка волк.

    • Краткое содержание Осеева Добрая хозяюшка

      Жил у одной девочки ручной петушок-красавец, который приветствовал её по утрам песнями. А вот у соседки была курица, нёсшая ежедневно свеженькое яичко. Обменяла девочка своего петушка на курочку. 1 класс

    • Краткое содержание Я в замке король Сьюзен Хилл

      В старое фамильное поместье Уорингс приезжает сын покойного хозяина дома. Джозеф Хупер - так зовут сына бывшего хозяина поместья. Он вдовец и у него есть сын Эдмунд, которому исполнилось 10 лет

    • Краткое содержание Аксаков Детские годы Багрова-внука

      Первыми идут очень смутные воспоминания младенчества: кормилица, продолжительная тяжёлая болезнь, новый дом. Чаще всего в памяти всплывает образ дороги и матери, любившей Серёжу больше других детей

    • Краткое содержание Горький На дне

      В пьесе рассказывается о жизни людей в ночлежке, которые объединены слабостью, не хотением найти новую - лучшую жизнь. К ним приходит странник, проповедующий лож, которой поддаются некоторые жители. У этих людей своя правда

    Урок № 10.

    Тема: «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка).

    Цели: Читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Читать выборочно. Прогнозировать содержание читаемого. Выявлять и формулировать идею произведения. Расширять словарный запас. Сравнивать произведения. Классифицировать сказки.

    Планируемые результаты.

    Предметные:

    Знать особенности народной сказки.

    Уметьвыделять главную мысль произведения, составлять его план; соединять впечатления от

    иллюстраций с содержанием прочитанного произведения.

    Метапредметные:

    Сопоставлять персонажей произведений.

    Определять своё отношение к героям сказки, аргументировать его.

    Личностные:

    Формировать ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей.

    Ход урока.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД на этапах урока

    Организационный момент

    Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.

    Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

    -

    Проверка домашнего задания

    Активизирует процесс обсуждения чтения прочитанного и выслушивает всех желающих, правильно и тактично комментирует высказывание каждого ребёнка.

    а) Радиотеатр;

    б) Учащиеся читают записи, характеризующие Василису.

    в) Выбираются самые удачные изображения чудесной куколки. Дети обосновывают свой выбор рисунков.

    Коммуникативные УУД:

    Мотивация учебной деятельности

    Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке? Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке?

    Регулятивные УУД:

    Умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

    Актуализация знаний

    На какие группы по содержанию делятся сказки?

    Найдите и прочитайте отрывок, который доказывает, что сказка волшебная.

    Находят в тексте отрывок, доказывающий, что сказка волшебная.

    Коммуникативные УУД:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

    Применение знаний в новой ситуации

    Из скольки частей состоит сказка? Есть ли в сказке зачин? Есть ли в сказке троекратные повторы?

    Читают текс сказки до конца по три предложения.

    Познавательные УУД:

    Развитие читательских навыков,

    Обобщение и систематизация

    Выполним тест.Составьте диафильм по сказке.

    Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения.

    Дети подбирают слова сказки: 1. «В некотором царстве... дочь – Василиса Прекрасная». 2. «Слушай, Василисушка!.. чем помочь несчастью». 3. «Затем мать поцеловала дочку и померла». 4. «После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашёл в ней доброй матери для своей Василисы». 5. «Василиса была первая на всё село красавица... совсем житья не было». 6. «На, куколка... что делать?» 7. «Василиса только отдыхает... и печь вытоплена»

    Познавательные УУД:

    умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

    Умение кратко формулировать мысль

    Умение обрабатывать информацию

    - развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

    Как вы считаете, кто лучше всех читал сказку? Оцените свою работу на уроке.

    Оценивают свою работу на уроке.

    Личностные УУД:

    - развитие самооценки

    Информация о домашнем задании

    Дети находят и читают книги с русскими народными сказками. Кроме того, учащиеся готовятся к рассказу о прочитанных книгах, к викторине по сказкам, к постановке сценок

    № 9–11 на с. 36.

    Личностные УУД:

    - формирование навыков самоорганизации

    Формирование навыков письма

    Рефлексия.

    Можете ли вы назвать тему урока?

    Вам было легко или были трудности?

    Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

    Какое задание было самым интересным и почему?

    Как бы вы оценили свою работу?

    Личностные УУД:

    - развитие самооценки

      Сколько лет в супружестве был купец?_____________

      Как звали дочь купца?___________________________

      Сколько лет было девочке, когда скончалась ее мать?__________

      Какой наказ дала дочери, умирая?________________________________________

      Как поступил купец после смерти жены?__________________________________

      Кто помогал Василисе справляться с трудностями?__________________

      Кто жил в дремучем лесу?___________________________

      Почему однажды осенью Василису выгнали в лес?____________________________

      Что такое лучина?________________________________________________________

      Кто такой всадник на белом коне?____________________________

    Кто такой всадник на красном коне?__________________________

    Кто такой всадник на чёрном коне?___________________________

      Что принесла Василиса из лесу домой?________________________

    12. «-Ваше царское величество, -отвечает ______________, - я принесла диковинный товар. Никому, кроме тебя, показать не хочу!»

    Кто сказал эти слова? О каком товаре идет речь?____________________________________

    13. Какое задание получила Василиса от царя?

    14. Чем заканчивается сказка? ________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    15. Что стало с отцом, старушкой и куклой?_________________________________

    __________________________________________________________________________

    16. Напишите название сказки ________________________

    Какого народа эта сказка? _________________________

    Мы определили тему урока, поставили цели, наметили план действий.

    Давайте прочитаем сказку и узнаем, оправдались ли наши предположения.

    Словарная работа:

    Перед чтением сказки давайте проведем словарную работу:

    Обратите внимание на слайд и прочитайте, какие слова вам встретятся в сказке.

    Кто сможет сам объяснить значение этих слов?

    Благословить

    Купец

    Вдовушка

    Безропотно

    Чуланчик

    Потчевать

    Давайте проверим:

    Благословить- перекрестить, передавая этим покровительство, пожелания счастья, удачи.

    Купец - человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

    Вдовушка- это женщина, у которой умер муж.

    Безропотно- покорно, смиренно, послушно.

    Чуланчик- подсобное помещение хозяйственного назначения.

    Потчевать - угощать. кормить

    Я предлагаю вам познакомиться со сказкой. Читает учитель и ученики.

    Первичное восприятие:

    Наши предположения оправдались?

    Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

    Ликующее

    Восторженное

    Шутливое

    Печальное

    Весёлое

    Праздничное

    Радостное

    Спокойное

    Мечтательное

    Грустное

    Обоснуйте свой выбор.

    Какие чувства возникли в вашем сердце?

    Изумление

    Радость

    Восторг

    Восхищение

    Грусть

    Спокойствие

    Сожаление

    Печаль

    Ликование

    Обоснуйте свой выбор.

    Понравилась ли вам сказка?

    К какому виду сказок можно отнести? Почему?

    Что в сказке волшебного?

    Какой урок можно извлечь из фрагмента этой сказки?

    Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?

    Какая 2 цель?

    Для начала мы с тобой

    Крутим только головой.

    (Вращения головой.)

    Корпусом вращаем тоже.

    Это мы, конечно, сможем.

    (Повороты вправо и влево.)

    Напоследок потянулись

    Вверх и в стороны.

    Прогнулись.

    (Потягивания вверх и в стороны.)

    От разминки раскраснелись

    И за парты снова сели.

    (Дети садятся за парты.)

    Прочитайте 1 вопрос:

    - Кто для Василисы после смерти матери стал самым родным существом?

    - Найдите и прочитайте о том, как заботилась о Василисе ее куколка.

    - Почему Василису называли Прекрасной?

    Только ли внешне Василиса была прекрасной? »

    Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?

    Подтвердите словами из текста.

    Ответьте на главный проблемный вопрос:

    Для чего мама перед смертью подарила Василисе куколку?

    Видите, ребята, и после смерти родимая матушка помогала доченьке.

    Какие пословицы вы знаете о маме? (слайд)

    Какой следующий пункт плана наших действий?

    Я предлагаю вам поработать в парах над составлением диафильма по прочитанной части сказки.

    - Рассмотрите картинный план в учебнике на стр.18

    В картинном плане отражается лишь самое главное.

    Расскажите пожалуйста по каждому кадру, что происходило в сказке.

    Картинный план: (Слайд)

    2.Подарок.

    3.Смерть матери.

    4.Женитьба отца на другой.

    Все ли события сказки передают иллюстрации картинного плана, или нужно их дополнить?

    Диафильм должен быть подробнее, он передает не только основные события, а весь сюжет сказки.

    Работать вы будете в группах:

    У вас на парте лежит шаблон диафильма. В данном шаблоне в первых четырех кадрах уже вписаны основные пункты картинного плана.

    Прочитайте их. (слайд)

    1.У купца родилась прекрасная дочь.

    2.Подарок.

    3.Смерть матери.

    4.Женитьба отца на другой.

    Ваша задача:

    Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста и запишите. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения

    Покажите с помощью карточек, как вы поняли задание.

    Давайте проверим, что у вас получилось?

    Дома обучающиеся дочитывают сказку до конца и выполняют в тетради ТПО два задания.

    Подведем итоги урока

    Какую сказку вы читали?

    Какая главная мысль прочитанной части сказки?

    Вспомните самые интересные фрагменты урока и поделитесь с нами.

    Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Как? Где?

    На столах у вас лежат сигнальные карточки.

    Красный кружок – очень доволен своей работой.

    Зеленый кружок - могу работать лучше.

    Желтый кружок- надо быть внимательнее.

    Спасибо за урок!

    В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

    Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

    Затем мать поцеловала дочку и померла.

    После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Он был человек хороший; за невестами дело не стало, но больше всех по нраву пришлась ему одна вдовушка. Она была уже в летах, имела своих двух дочерей, почти однолеток Василисе, - стало быть, и хозяйка, и мать опытная. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы. Василиса была первая на все село красавица; мачеха и сестры завидовали ее красоте, мучили ее всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела; совсем житья не было!

    Василиса все переносила безропотно и с каждым днем все хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими худела и дурнела от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, как барыни. Как же это так делалось? Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчевает ее, приговаривая:

    На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?

    Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису; та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. Хорошо было жить ей с куколкой.

    Прошло несколько лет; Василиса выросла и стала невестой. Все женихи в городе присватываются к Василисе; на мачехиных дочерей никто и не посмотрит. Мачеха злится пуще прежнего и всем женихам отвечает:

    Не выдам меньшой прежде старших! А проводя женихов, побоями вымещает зло на Василисе. Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят. Перебравшись на новоселье, купчиха то и дело посылала за чем-нибудь в лес ненавистную ей Василису, но эта завсегда возвращалась домой благополучно: куколка указывала ей дорогу и не подпускала к избушке бабы-яги.

    Пришла осень. Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть, и всем по урокам. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Девушки работали. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку.

    Что теперь нам делать? - говорили девушки. - Огня нет в целом доме, а уроки наши не кончены. Надо сбегать за огнем к бабе-яге!
    - Мне от булавок светло! - сказала та, что плела кружево. - Я не пойду.
    - И я не пойду, - сказала та, что вязала чулок. - Мне от спиц светло!
    - Тебе за огнем идти, - закричали обе. - Ступай к бабе-яге! И вытолкали Василису из горницы.
    Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала:
    - На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!
    Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки.
    - Не бойся, Василисушка! - сказала она. - Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у бабы-яги.
    Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес.
    Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, - на дворе стало рассветать.
    Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, - стало всходить солнце.

    Василиса прошла всю-ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, - настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как среди дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, оставалась на месте.

    Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

    Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?
    Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:
    - Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.
    - Хорошо, - сказала баба-яга, - знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем! Потом обратилась к воротам и вскрикнула:
    - Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь; ворота мои широкие, отворитесь!
    Ворота отворились, а баба-яга въехала, посвистывая, за нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось.
    Войдя в горницу, баба-яга растянулась и говорит Василисе:

    Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу. Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха; Василисе оставила только щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины. Стала яга-баба спать ложиться и говорит:

    Когда завтра я уеду, ты смотри - двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано, а не то - съем тебя!

    После такого наказу баба-яга захрапела; а Василиса поставила старухины объедки перед куклою, залилась слезами и говорила:

    На, куколка, покушай, моего горя послушай! Тяжелую дала мне яга-баба работу и грозится съесть меня, коли всего не исполню; помоги мне!
    Кукла ответила:
    - Не бойся, Василиса Прекрасная! Поужинай, помолися да спать ложися; утро мудреней вечера!

    Ранешенько проснулась Василиса, а баба-яга уже встала, выглянула в окно: у черепов глаза потухают; вот мелькнул белый всадник - и совсем рассвело. Баба-яга вышла на двор, свистнула - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Промелькнул красный всадник - взошло солнце. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Осталась Василиса одна, осмотрела дом бабы-яги, подивилась изобилью во всем и остановилась в раздумье: за какую работу ей прежде всего приняться. Глядит, а вся работа уже сделана; куколка выбирала из пшеницы последние зерна чернушки.

    Ах ты, избавительница моя! - сказала Василиса куколке. - Ты от беды меня спасла.
    - Тебе осталось только обед состряпать, - отвечала куколка, влезая в карман Василисы. - Состряпай с богом, да и отдыхай на здоровье!
    К вечеру Василиса собрала на стол и ждет бабу-ягу. Начало смеркаться, мелькнул за воротами черный всадник - и совсем стемнело; только светились глаза у черепов. Затрещали деревья, захрустели листья - едет баба-яга. Василиса встретила ее.
    - Все ли сделано? - спрашивает яга.
    - Изволь посмотреть сама, бабушка! - молвила Василиса.
    Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:
    - Ну, хорошо! Потом крикнула:
    - Верные мои слуги, сердечные други, смолите мою пшеницу!
    Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз. Баба-яга наелась, стала ложиться спать и опять дала приказ Василисе:
    - Завтра сделай ты то же, что и нынче, да сверх того возьми из закрома мак да очисти его от земли по зернышку, вишь, кто-то по злобе земли в него намешал!
    Сказала старуха, повернулась к стене и захрапела, а Василиса принялась кормить свою куколку. Куколка поела и сказала ей по-вчерашнему:
    - Молись богу да ложись спать: утро вечера мудренее, все будет сделано, Василисушка!
    Наутро баба-яга опять уехала в ступе со двора, а Василиса с куколкой всю работу тотчас исправили. Старуха воротилась, оглядела все и крикнула:
    - Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло! Явились три пары рук, схватили мак и унесли из глаз. Баба-яга села обедать; она ест, а Василиса стоит молча.
    - Что ж ты ничего не говоришь со мною? - сказала баба-яга. - Стоишь как немая?
    - Не смела, - отвечала Василиса, - а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.
    - Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься!
    - Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?
    - Это день мой ясный, - отвечала баба-яга.
    - Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?
    - Это мое солнышко красное! - отвечала баба-яга.
    - А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
    - Это ночь моя темная - всё мои слуги верные! Василиса вспомнила о трех парах рук и молчала.
    - Что ж ты еще не спрашиваешь? - молвила баба-яга.
    - Будет с меня и этого; сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь - состаришься.
    - Хорошо, - сказала баба-яга, - что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?
    - Мне помогает благословение моей матери, - отвечала Василиса.
    - Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.
    Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:
    - Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.

    Бегом пустилась Василиса при свете черепа, который погас только с наступлением утра, и наконец к вечеру другого дня добралась до своего дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп: “Верно, дома, - думает себе, - уж больше в огне не нуждаются”. Но вдруг послышался глухой голос из черепа:

    Не бросай меня, неси к мачехе!

    Она взглянула на дом мачехи и, не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили ее ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами высечь никак не могли, а который огонь приносили от соседей - тот погасал, как только входили с ним в горницу.

    Авось твой огонь будет держаться! - сказала мачеха. Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся - глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.

    Поутру Василиса зарыла череп в землю, заперла дом на замок, пошла в город и попросилась на житье к одной безродной старушке; живет себе и поджидает отца. Вот как-то говорит она старушке:

    Скучно мне сидеть без дела, бабушка! Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду.

    Старушка купила льну хорошего; Василиса села за дело, работа так и горит у нее, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. Набралось пряжи много; пора бы и за тканье приниматься, да таких берд не найдут, чтобы годились на Василисину пряжу; никто не берется и сделать-то. Василиса стала просить свою куколку, та и говорит:

    Принеси-ка мне какое-нибудь старое бердо, да старый челнок, да лошадиной гривы; я все тебе смастерю.

    Василиса добыла все, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан. К концу зимы и полотно выткано, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Весною полотно выбелили, и Василиса говорит старухе:

    Продай, бабушка, это полотно, а деньги возьми себе. Старуха взглянула на товар и ахнула:
    - Нет, дитятко! Такого полотна, кроме царя, носить некому; понесу во дворец.
    Пошла старуха к царским палатам да все мимо окон похаживает. Царь увидал и спросил:
    - Что тебе, старушка, надобно?
    - Ваше царское величество, - отвечает старуха, - я принесла диковинный товар; никому, окроме тебя, показать не хочу.
    Царь приказал впустить к себе старуху и как увидел полотно - вздивовался.
    - Что хочешь за него? - спросил царь.
    - Ему цены нет, царь-батюшка! Я тебе в дар его принесла.
    Поблагодарил царь и отпустил старуху с подарками.
    Стали царю из того полотна сорочки шить; вскроили, да нигде не могли найти швеи, которая взялась бы их работать. Долго искали; наконец царь позвал старуху и сказал:
    - Умела ты напрясть и соткать такое полотно, умей из него и сорочки сшить.
    - Не я, государь, пряла и соткала полотно, - сказала старуха, - это работа приемыша моего - девушки.
    - Ну так пусть и сошьет она!
    Воротилась старушка домой и рассказала обо всем Василисе.
    - Я знала, - говорит ей Василиса, - что эта работа моих рук не минует.
    Заперлась в свою горницу, принялась за работу; шила она не покладываючи рук, и скоро дюжина сорочек была готова.

    Старуха понесла к царю сорочки, а Василиса умылась, причесалась, оделась и села под окном. Сидит себе и ждет, что будет. Видит: на двор к старухе идет царский слуга; вошел в горницу и говорит:
    - Царь-государь хочет видеть искусницу, что работала ему сорочки, и наградить ее из своих царских рук.
    Пошла Василиса и явилась пред очи царские. Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в нее без памяти.
    - Нет, - говорит он, - красавица моя! Не расстанусь я с тобою; ты будешь моей женою.
    Тут взял царь Василису за белые руки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался об ее судьбе и остался жить при дочери. Старушку Василиса взяла к себе, а куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане.

    Главные герои сказки «Василиса Прекрасная» и их характеристика

    Василиса Прекрасная, красивая, добрая работящая. Настоящая мастерица на все руки. Покладистая, вежливая, послушная.
    Мачеха и ее дочери. Злые и некрасивые.
    Отец Василисы, купец, вечно в разъездах
    Баба-яга. Страшная, волшебная, но справедливая.
    Старушка. Добрая, милая.
    Царь. Романтик.

    План пересказа сказки «Василиса Прекрасная»

    Смерть матери
    Дар матери
    Мачеха и ее дочери
    Кукла помогает Василисе
    Потушенная свеча
    В лес к бабе-яге
    Всадники
    Черепа и ворота
    Баба-яга
    Первое задание
    Помощь куклы
    Второе задание
    Снова кукла
    Расспросы о всадника
    Нам благославленных не надо
    Череп бабы-яги
    Смерть мачехи
    Старушка и лен
    Рубашки
    Царь и свадьба.

    Кратчайшее содержание сказки «Василиса Прекрасная»

    Отец Василисы женится на вдове, и мачеха заставляет падчерицу работать, а кукла той помогает.
    Василису отправляют в лес к бабе-яге за огнем.
    Василиса видит в лесу всадников и встречает бабу-ягу
    Баба-яга дает Василисе задания и та, с помощью куклы, их выполняет.
    Баба-яга дает Василисе череп и тот сжигает мачеху и ее дочерей
    Василиса прядет, ткет, шьет рубашки и выходит замуж за царя
    Главная мысль сказки «Василиса Прекрасная»
    Кто не боится работы, не ленится, не делает никому зла, все равно будет счастливым.

    Чему учит сказка «Василиса Прекрасная»

    Сказка учит не лениться, трудиться, быть послушным и добрым. Учит не боятся трудностей, слушаться родителей. Учит, что всего в жизни можно добиться своим трудом и что зло само себя наказывает.

    Отзыв на сказку «Василиса Прекрасная»

    Мне очень нравится эта сказка, в которой много волшебства и много приключений. Девушка Василиса была настоящая русская красавица — белолицая, полненькая, умелая мастерица, она отличалась кротким и добрым нравом. А потому все у нее получилось и стала он женой царя, а те, кто ее несправедливо обижали, умерли страшной смертью.

    Вывод из сказки «Василиса Прекрасная» (Мое мнение)

    Доброта, храбрость и честность ведут к благому, вода точит камень, а подлость, зависть, злоба и вредность оборачиваются погибелью, как и случилось с мачехой и сводными сестрами Василисы.

    Пословицы к сказке «Василиса Прекрасная»

    Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    Доброе дело два века живет.
    Злой человек злее волка.
    День да ночь — сутки прочь.

    Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Василиса Прекрасная»

    У купца умерла жена, оставив 8-летнюю дочь Василису. Перед смертью она благословила девочку и дала ей куклу-помощнику, которую нужно кормить, чтобы она поддерживала Василису. Купец женился на женщине с 2 дочерьми. Они невзлюбили Василису из-за ее красоты и всячески утруждали девочку, чтобы она утратила красоту. Когда отец уехал, мачеха решила избавиться от падчерицы и отправила в лес к Бабе-яге за огнем. Старуха хотела съесть Василису, но узнала о ее благословении и дала ей череп с огнем. Вернувшись, девочка удивила мачеху. Огонь из черепа сжег женщину и дочерей. Василиса поселилась у старушки, ожидая отца. Она спряла прекрасную ткань. Старушка отнесла ее в царский двор. Царь захотел, чтобы Василиса сшила для него рубашки из нее. Увидев девушку, он влюбился и взял ее в жены.

    Русская народная сказка "Василиса Прекрасная"

    Жанр: народная волшебная сказка

    Главные герои сказки "Василиса Прекрасная" и их характеристика

    1. Василиса Прекрасная, красивая, добрая работящая. Настоящая мастерица на все руки. Покладистая, вежливая, послушная.
    2. Мачеха и ее дочери. Злые и некрасивые.
    3. Отец Василисы, купец, вечно в разъездах
    4. Баба-яга. Страшная, волшебная, но справедливая.
    5. Старушка. Добрая, милая.
    6. Царь. Романтик.
    План пересказа сказки "Василиса Прекрасная"
    1. Смерть матери
    2. Дар матери
    3. Мачеха и ее дочери
    4. Кукла помогает Василисе
    5. Потушенная свеча
    6. В лес к бабе-яге
    7. Всадники
    8. Черепа и ворота
    9. Баба-яга
    10. Первое задание
    11. Помощь куклы
    12. Второе задание
    13. Снова кукла
    14. Расспросы о всадника
    15. Нам благославленных не надо
    16. Череп бабы-яги
    17. Смерть мачехи
    18. Старушка и лен
    19. Рубашки
    20. Царь и свадьба.
    Кратчайшее содержание сказки "Василиса Прекрасная" для читательского дневника в 6 предложений
    1. Отец Василисы женится на вдове, и мачеха заставляет падчерицу работать, а кукла той помогает.
    2. Василису отправляют в лес к бабе-яге за огнем.
    3. Василиса видит в лесу всадников и встречает бабу-ягу
    4. Баба-яга дает Василисе задания и та, с помощью куклы, их выполняет.
    5. Баба-яга дает Василисе череп и тот сжигает мачеху и ее дочерей
    6. Василиса прядет, ткет, шьет рубашки и выходит замуж за царя
    Главная мысль сказки "Василиса Прекрасная"
    Кто не боится работы, не ленится, не делает никому зла, все равно будет счастливым.

    Чему учит сказка "Василиса Прекрасная"
    Сказка учит не лениться, трудиться, быть послушным и добрым. Учит не боятся трудностей, учит слушаться родителей. Учит, что всего в жизни можно добиться своим трудом. Учит тому, что зло само себя наказывает.

    Отзыв на сказку "Василиса Прекрасная"
    Мне очень нравится эта сказка, в которой много волшебства и много приключений. Девушка Василиса была настоящая русская красавица - белолицая, полненькая, умелая мастерица, она отличалась кротким и добрым нравом. А потому все у нее получилось и стала он женой царя, а те, кто ее несправедливо обижали, умерли страшной смертью.

    Пословицы к сказке "Василиса Прекрасная"
    Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    Доброе дело два века живет.
    Злой человек злее волка.
    День да ночь - сутки прочь.

    Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Василиса Прекрасная"
    Жил-был купец и была у него дочь Василиса Прекрасная. Мать девочки умерла, когда той было 8 лет, и умирая оставила дочери куклу, наказав всегда ее держать при себе, а в случае опасности покормить, и делать, что кукла скажет.
    Потужил купец, и на вдове женился. А у той самой две дочери. Злая оказалась мачеха, стала нагружать Василису работой, со света белого сжить хотела. А Василиса только краше становилась. Ведь даст ей мачеха задание, Василиса куклу покормит, та за нее всю работу сделает, а Василиса только на травке лежит.
    Посылала мачеха Василису и в лес, думая, что там ее баба-яга поймает, но кукла отводила Василису от дома бабы-яги.
    И вот однажды дала мачеха всем девушкам задания и оставила им одну свечу. А дочь ее взяла, да свечку погасила, вроде как ненароком, а на самом деле по указке матери.
    И послали дочери Василису к бабе-яге, за свечой. Василиса к кукле приходит, рассказывает, а та советует ей ничего не бояться, а ее с собой взять.
    И вот пошла Василиса через лес. Мимо как раз всадник белый проскакал. Сразу рассвет наступил. Потом всадник красный проскакал - солнце взошло. Шла Василиса целый день и до дома бабы-яги дошла. А дом огражден забором, а на заборе черепа висят. Ворота с руками и замок на них с зубами острыми. Мимо всадник черный проскакал и ночь наступила.
    Но зажглись глаза у черепов, светло стало как днем. Появляется баба-яга в ступе. Увидела Василису, спрашивает, что он здесь делает. А та и рассказывает, что мачеха ее за свечой послала. Оставила баба-яга Василису у себя, стала задания давать. Дом вычистить, двор подмести, обед приготовить, пшеницу от гороха отделить.
    На следующее утро как проскакал красный всадник, улетела баба-яга. Хотела Василиса за работу приниматься, а все уже сделано куклой. Стала она бабу-ягу ждать. Явилась баба-яга, придраться ей не к чему. Позвала слуг, появились три пары рук, смололи пшеницу. Поела и на следующий день то же самое сказала сделать. Только еще мак от земли очистить по зернышку.
    Опять Василиса с куколкой все сделали. Явилась баба-яга, позвала слуг, выжали они из мака масло. Поела баба-яга, стала Василиса вопросы задавать. Про всадников первым делом спросила. Про белого баба-яга ответила, что день то ясный, про красного - что солнышко, а про черного - что ночь. А про три пары рук Василиса спрашивать не стала. Похвалила ее за это баба-яга. Сама стала спрашивать, как так получается у Василисы всю работы выполнить. А Василиса и говорит, что это матушкино благославление.
    Рассердилась баба-яга. Вытолкала Василисы за ворота, говорит не нужно ей здесь благославленных. Дала Василисе череп, огонь для мачехи и сестер.
    Побежала Василиса домой. Уже у ворот хотела выбросить череп, а тот говорит, ей, чтобы не бросала. Занесла она череп в дом, а огни из его глаз начали мачеху и дочерей ее жечь. Жгли, жгли, только три кучки пепла осталось.
    Ушла Василиса в старушке-соседке и стала у нее отца дожидаться. А пока суть да дело, решила попрясть. Попросила у старушки льна, да спряла пряжу, тонкую, да пушистую. А вот гребней нет подходящих, чтобы пряжу ту в полотно превратить.
    Но тут куколка ей помогла, сделала чудесный стан. Наткала Василиса полотна, отдает старушке. Говорит, чтобы продала та полотно, а деньги себе взяла. Отнесла старуха полотно самому царю, тот обрадовался стал требовать, чтобы из полотна рубашки сшили. Ни одна мастерица за работу не берется.
    Позвал царь старуху, ей задание дает - умела ткать, умей и рубашку сшить. Сшила Василиса рубашки, отдала старушке, села у окна царя ждать. Приходит слуга царский, говорит, что царь мастерицу к себе требует.
    Пошла Василиса к царю, царь увидел ее и влюбился без памяти. Поженились они.
    Тут и отец вернулся, порадовался за дочь у нее стал жить. И старушку Василиса к себе взяла, а куклу все равно в кармане носит.

    Рисунки и иллюстрации к сказке "Василиса Прекрасная"