• Из-под таинственной, холодной полумаски — нтов. Из-под таинственной, холодной полумаски — нтов Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта

    Как в сти­хо­тво­ре­нии «Из-под таинственной, хо­лод­ной полумаски...» рас­кры­ва­ет­ся тра­ди­ци­он­ная для ли­ри­ки М. Ю. Лер­мон­то­ва тема одиночества?


    Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

    М. Ю. Лермонтов, 1841

    В про­из­ве­де­ни­ях каких рус­ских по­этов от­ра­же­но столк­но­ве­ние мечты и ре­аль­но­сти и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию М. Ю. Лермонтова?

    Пояснение.

    В сти­хо­тво­ре­нии Лер­мон­то­ва «Из−под таинственной, хо­лод­ной полумаски» лю­бовь яв­ля­ет­ся поэту чаще всего как вос­по­ми­на­ние о прошлом... как мельк­нув­шая на­деж­да на будущее... или как мечта. Гру­стью про­ник­ну­ты пе­ре­жи­ва­ния поэта: «пленительные глазки» смот­рят на него из-под «таинственной, хо­лод­ной полумаски», за ко­то­рой нель­зя на­вер­ня­ка уга­дать чувств. Все это уже было в его жизни и не при­нес­ло радости: «живые эти речи В года ми­нув­шие слы­хал когда-то я». После отрезв­ле­ния от мечты вновь поэт ис­пы­ты­ва­ет одиночество, на ко­то­рое он обречен. Сти­хо­тво­ре­ние со­звуч­но ли­ри­ке А.Блока.

    Блок вошел в мир людей с лю­бо­вью и верой. Влюб­лен­ность - один из глав­ных мо­ти­вов бло­ков­ской лирики. Но вме­сте с ожи­да­ни­ем чи­стой и свет­лой любви, Веч­ной Жен­ствен­но­сти ли­ри­че­ский герой ощу­ща­ет одиночество, тоску, жажду встре­чи с ней, но и бо­язнь того, что она ока­жет­ся не такой, какой пред­став­ля­ет­ся ему:

    Предчувствую Тебя. Года про­хо­дят мимо -

    Все в об­ли­ке одном, пред­чув­ствую Тебя.

    («Предчувствую Тебя. Года про­хо­дят мимо»)

    Мечта о Пре­крас­ной Даме - по­пыт­ка найти выход из пу­сты­ни одиночества, из за­мкну­то­го круга. Ли­ри­че­ский герой Алек­сандра Блока на­чи­на­ет более ре­аль­но вгля­ды­вать­ся в себя и в мир, окру­жа­ю­щий его, и за­да­вать вопросы, вол­но­вав­шие че­ло­ве­че­ство во все времена: о смыс­ле жизни, о стрем­ле­нии к совершенству, о на­зна­че­нии человека. Но мечты о Пре­крас­ной Даме не могут огра­дить ли­ри­че­ско­го героя Блока от ре­аль­ной жизни. Страш­ная и гряз­ная дей­стви­тель­ность про­ни­ка­ет в его мир. По­яв­ля­ют­ся стихи «Фабрика», «Сытые», «На же­лез­ной дороге». Та­ин­ствен­ная незнакомка, загадочная, пре­крас­ная дама, - это всего лишь мечта, по­мо­га­ю­щая выйти из по­все­днев­ной и гряз­ной однообразности. Но чув­ство беспомощности, не­воз­мож­но­сти вы­хо­да из за­мкну­то­го круга, бес­по­лез­но­сти су­ще­ство­ва­ния побеждает.

    Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

    Восприятие, толкование, оценка

    Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумас­ки…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его – романтический.

    Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаем драму Лермонтова с одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». В контексте всего творчества поэта мы можем рас­сматривать лирического героя как человека одинокого, проти­востоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) – противостояние мечты и реальности. Мечта – это пре­красная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не су­ществует в реальности. У нее – «отрадный голос», «локон свое­вольный», «живые речи». Но мечта эта бесконечно далека от ли­рического героя. И это передано уже в самом начале стихотворе­ния. Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст – это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей люби­мой мечтой нет гармонии.

    К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При со­здании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («плени­тельные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические от­ношения здесь невозможны. Душа лирического героя беско­нечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разо­чаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви. Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, оди­ноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.

    Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплоще­ние ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.

    Четвертая строфа – это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отно­шений.

    Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бес­плотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных куд­рей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девствен­ных ланит»).

    Здесь искали:

    • из под таинственной холодной полумаски анализ
    • анализ стихотворения из под таинственной холодной полумаски
    • из-под таинственной холодной полумаски анализ

    Из-под таинственной, холодной полумаски
    Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
    Светили мне твои пленительные глазки
    И улыбалися лукавые уста.

    Сквозь дымку легкую заметил я невольно
    И девственных ланит, и шеи белизну.
    Счастливец! видел я и локон своевольный,
    Родных кудрей покинувший волну!..

    И создал я тогда в моем воображенье
    По легким признакам красавицу мою;
    И с той поры бесплотное виденье
    Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

    И все мне кажется: живые эти речи
    В года минувшие слыхал когда-то я;
    И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
    Мы вновь увидимся, как старые друзья. From under the mysterious , cold half masks
    Sounded to me your voice is pleasant, like a dream.
    Sveti me your captivating eyes
    Crafty and smiling mouth .

    Through the haze , I noticed a light involuntarily
    And the virgin cheeks , and neck white .
    Lucky ! I saw a willful curl
    Native Irons left the wave! ..

    And then I created in my imagination
    Track and featured my beauty ;
    And from that time ethereal apparition
    Carry in my soul , caress and love .

    And I think: this lively conversation
    In the past year, heard once I ;
    And someone whispers to me that after this meeting
    We "ll see you again , like old friends.

    Стих. читает О. Ефремов

    «ИЗ-ПОД ТАИНСТВЕННОЙ, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ», стих. (предположительно 1841), характерное для интимной лирики поздней поры: в отличие от ранних любовных циклов с их патетикой укоров и признаний, внимание поэта сосредоточено теперь не на истории собственного чувства, а на женских образах, значительных независимо от их причастности к лирической биографии автора.

    Михаил Лермонтов
    «Из-под таинственной, холодной полумаски...»

    Из-под таинственной, холодной полумаски
    Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
    Светили мне твои пленительные глазки,
    И улыбалися лукавые уста.

    Сквозь дымку легкую заметил я невольно
    И девственных ланит и шеи белизну.
    Счастливец! видел я и локон своевольный,
    Родных кудрей покинувший волну!...

    И создал я тогда в моем воображенье
    По легким признакам красавицу мою;
    И с той поры бесплотное виденье
    Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

    И все мне кажется: живые эти речи
    В года минувшие слыхал когда-то я;
    И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
    Мы вновь увидимся, как старые друзья.

    Читает Олег Ефремов

    Оле́г Никола́евич Ефре́мов (1 октября 1927, Москва, - 24 мая 2000, там же) - советский и российский театральный режиссёр, актёр, педагог и театральный деятель. Народный артист СССР.
    Олег Ефремов - создатель театра «Современник», в 1956-1970 годах был его художественным руководителем; с 1970 года возглавлял МХАТ СССР им. Горького, а после его раздела в 1987 году - МХТ им. Чехова.
    Один из выдающихся театральных режиссёров своего времени, Олег Ефремов всегда оставался и актёром.

    Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

    Из-под таинственной, холодной полумаски
    Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
    Светили мне твои пленительные глазки
    И улыбалися лукавые уста.

    Сквозь дымку легкую заметил я невольно
    И девственных ланит, и шеи белизну.
    Счастливец! видел я и локон своевольный,
    Родных кудрей покинувший волну!..

    И создал я тогда в моем воображенье
    По легким признакам красавицу мою;
    И с той поры бесплотное виденье
    Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

    И все мне кажется: живые эти речи
    В года минувшие слыхал когда-то я;
    И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
    Мы вновь увидимся, как старые друзья.

    Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова

    Последним любовным увлечением в жизни Лермонтова стала В. Лопухина, уже состоявшая в браке. Поэту давно наскучило шумное человеческое общество, он предпочитал оставаться в одиночестве. Но ради возлюбленной последнюю зиму 1841 г. перед отъездом на Кавказ он проводит на светских балах. Это дает ему возможность постоянно встречаться с Лопухиной. Правда, эти встречи обычно проходили в молчании, так как согласно правилам хорошего тона женам было запрещено общаться с неизвестными мужчинами. Под впечатлением от одной из таких встреч Лермонтов написал стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841 г.).

    Бал-маскарад, являвшийся самым популярным светским развлечением, подробно описан в различных произведениях русских поэтов и писателей. Лермонтов в своем творчестве также неоднократно обращался к этой теме. Особую пикантность такому балу придавали маски, которые скрывали истинное лицо человека. Случайно оброненное слово, жест, улыбка становились источниками догадок и слухов. Нередко незначительное происшествие на маскараде приводило к скандалам и даже дуэлям.

    «Холодная полумаска» не может скрыть от влюбленного поэта облик своей хозяйки. Он узнает любимую по голосу, «пленительным глазкам» и «лукавым устам». Остальные детали с легкостью дорисовывает его воображение. Автор не может ошибиться в догадке. Даже «шеи белизну» и «локон своевольный», которые могут принадлежать любой женщине, он уверенно соотносит с возлюбленной. На основании этих отрывочных наблюдений поэт воссоздает цельный облик девушки. Благодаря этому он легче переносит невозможность близких отношений, ведь в его душе теперь поселилось «бесплотное виденье», которое он окружил благоговением и любовью.

    Встреча в таинственной и загадочной обстановке оставляет неизгладимый след в душе Лермонтова. Ему кажется, что мимолетные взгляды и улыбки наполнены тайным смыслом. Благодаря им возникает незримая связь с любимой женщиной. Это дает ему надежду на сближение и развитие любовных отношений. В другой ситуации, уже ни от кого не скрываясь, они смогут встретиться «как старые друзья».

    Лопухина действительно ответила на чувства Лермонтова. Но поэт не хотел разрушать ее брак. К тому же разочарование в жизни и ссылка на Кавказ не позволяли Лермонтову надеяться на счастливое будущее. Он сам отказался от своего счастья и уехал в поисках быстрой смерти. Но при этом поэт до конца жизни хранил в памяти «бесплотное виденье», ставшее его последним радостным воспоминанием.