• Что такое прозаическая речь в литературе определение. В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической

    Явления ритма окружают нас всюду в жизни: ритмично бьётся наше сердце, ритмично сменяются день и ночь, времена года, ритмично идёт праздничная колонна под марш оркестра...

    Ритм - это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

    Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-таки прозаическая речь производит впечатление естественной, «как в жизни» текущей речи. Стихотворная речь - особенная. Она отличается и более чётким ритмом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной речи, как правило, есть рифма.

    Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отрывок из него единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в таких стихотворных отрывках:

    Но царевна молодая,

    Тихомолком расцветая,

    Между тем росла, росла,

    Поднялась - и расцвела,

    Белолица, черноброва,

    Нраву кроткого такого...

    И царица хохотать,

    И плечами пожимать,

    И подмигивать глазами,

    И прищёлкивать перстами,

    И вертеться, подбочась,

    Гордо в зеркальце глядясь...

    Вы видите, что ритм второго отрывка более быстрый, и это соответствует его содержанию.

    Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способствуют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.

    Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют прозаической речью, а речь, подчинённую определённому порядку, ритму, строю, - стихотворной.

    Вопросы и задания

    1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите, в чём отличие прозаической речи от стихотворной.

    2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

    ЭПИТЕТ

    Прочитайте отрывок. Обратите внимание на прилагательные. Одни из них (высокая, глубокая, хрустальный, пустого ) употреблены в прямом значении, другие (буйный , тихоструйной, печальной ) - в переносном.

    ...«Постой, -

    Отвечает ветер буйный, -

    Там за речкой тихоструйной

    Есть высокая гора,

    В ней глубокая нора;

    В той норе, во тьме печальной,

    Гроб качается хрустальный

    На цепях между столбов.

    Не видать ничьих следов

    Вкруг того пустого места;

    В том гробу твоя невеста».

    Переносное значение придаёт прилагательному, которое в предложении является определением, особую художественную выразительность. Перед нами уже не просто определение, а образное определение.

    Такие образные определения называются эпитетами. Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное».

    Чтобы отличить определение от эпитета, приведём пример: тёмная ночь и хмурая ночь. Слово тёмная лишь усиливает характеристику ночи, слово хмурая включает эмоциональную оценку, напоминает нам о хмуром, сердитом человеке. Следовательно, слово тёмная - это простое определение, а хмурая - эпитет, то есть образное определение, отличающееся художественной выразительностью.

    Вопросы и задания

    1. Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный, пустой такие существительные, чтобы они стали художественными определениями, то есть эпитетами.

    2. В сказке Пушкина найдите 3-4 примера с эпитетами. Назовите их, укажите на их особую художественную выразительность.

    3. Какие эпитеты использует Пушкин для характеристики царицы и царевны? Объясните их.

    • Ритм - это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

    Явления ритма окружают нас всюду: ритмично бьётся наше сердце, ритмично сменяются день и ночь, времена года...

    Чёткий ритм присущ стихотворной речи. Конечно, ритм есть и в прозе, но всё-таки прозаическая речь производит впечатление естественной, как в жизни, текущей речи. Стихотворная речь особенная. Она отличается и более чётким ритмом, и необычайной лаконичностью, краткостью. Кроме того, в стихотворной речи обычно есть рифма.

    Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение или отрывок единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в следующих стихотворных отрывках. Как подчёркивает он характеры героинь?

    Но царевна молодая,
    Тихомолком расцветая,
    Между тем росла, росла,
    Поднялась - и расцвела,
    Белолица, черноброва,
    Нраву кроткого такого...

    И царица хохотать,
    И плечами пожимать,
    И подмигивать глазами,
    И прищёлкивать перстами,
    И вертеться, подбочась,
    Гордо в зеркальце глядясь...

    Вы видите, что ритм второго отрывка более быстрый, резкий, и это соответствует его содержанию.

    Стихотворная речь предполагает организованность, порядок, чему способствуют и ритм, и рифма, и другие особенности такой речи.

    Свободную речь, то есть речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют прозаической речью, а речь, подчинённую определённому порядку, ритму, строю, - стихотворной.

    Размышляем о прочитанном

    1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мёртвой царевне...», покажите разницу между прозаической и стихотворной речью.
    2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне...».

    Творческое задание

    К вечеру сказок Пушкина подготовьте выразительное чтение наизусть отрывка из сказки или нарисуйте кадры мультфильма на основе иллюстраций Т. Мавриной или Е. Пашкова к одной из пушкинских сказок.

    С интонационно-синтаксическим строем художественной речи связана также ее ритмическая и темповая организация. Наибольшей мерой ритмичности отличается, разумеется, стихотворная речь . С очень давних пор люди заметили, что слова, сложенные в стройные стихотворные строки, легче запоминаются (что было немаловажным, когда искусство слова бытовало только в своем устном варианте), легче воспринимаются, а главное, становятся красивыми и приобретают особое воздействие на слушателя (поэтому, кстати, в древности стихотворной формой пользовались не только в произведениях художественной словесности, но и в научных, скажем, трудах; например, знаменитая научная поэма Лукреция Кара «О природе вещей» написана стихами). Две последние функции остались ведущими для стихотворной речи и в современности: придавать художественному тексту эстетическое совершенство и усиливать эмоциональное воздействие на читателя.

    В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т.д. Конкретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихосложения, а та, в свою очередь – от особенностей национального языка. Так, в силу ряда особенностей русского языка (характер ударения, неразличение долгих и кратких слогов в безударном положении и др.) в нашем стихосложении совершенно не привилась силлабическая система , которая оказывалась очень плодотворной в польском и французском языках; зато в русском стихосложении нашли свое место и силлаботоника, и дольник, и декламационная тоническая система.

    Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь . Однако свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру. Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет приблизительной соразмерности колонов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также различного рода ритмическими повторами. Проследим, например, ритмическую организацию одного отрывка из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (знаком «//» отмечены границы колонов): «В белом плаще с кровавым подбоем, // шаркающей кавалерийской походкой, // ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана // в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого // вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». В приведенных примерах ритмичность прозаического текста чувствуется явно, однако гораздо чаще она существует в прозе как бы в скрытом виде, делая фразы эстетически значимыми, но не привлекая особенного внимания читателя и не отвлекая его от идей, героев, сюжета и т.д.


    Не менее, чем ритмическая, важна и темповая организация художественного текста; впрочем, на практике эти две стороны художественного синтаксиса настолько неотрывны друг от друга, что иногда говорят о темпоритме произведения. Темпоритм имеет своей функцией прежде всего создание определенной эмоциональной атмосферы в произведении. Дело в том, что разные типы темповой и ритмической организации прямо и непосредственно воплощают в себе определенные эмоциональные состояния и обладают способностью с необходимостью вызывать именно эти эмоции в сознании читателя, слушателя, зрителя; в таких искусствах, как музыка или танец, эта закономерность видна очень ясно. Прослеживается она и в художественной литературе. Посмотрим, например, как действует темпоритм в одном из эпизодов чеховской «Дамы с собачкой»: «Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки – моря, гор, облаков, широкого неба, – Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все. кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

    Роль особого, плавного, размеренного построения фразы в создании эмоционального колорита сцены очевидна, она ощущается без всякого анализа. Торжественный и возвышенный строй мыслей героя представлен здесь с помощью темповой и ритмической организации текста буквально с физической ощутимостью. А скажи об атом иначе – короткими фразами, например, – и тут же пропала бы психологическая атмосфера.

    В основе этого деления лежит речевая организация текста: прозаический текст - это речь отрывистая, членение речи здесь определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает; стихотворный текст, или поэтический, - это речь периодическая, ритмически организованная. Членение в стихотворном тексте качественно отлично от членения в прозаическом тексте, воспринимаемом как сплошное текстовое пространство.

    Для стихотворного текста важны не синтаксические единицы, а единицы ритмически организованные; это замкнутые компоненты, стянутые перекрестными рифмами. Единицы членения - это строка, строфа, четверостишие (или двустишие). Стиховые строки не обязательно совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает метром (размером). Это упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Сильные и слабые места - это чередующиеся слоговые позиции в стихе, они образуют метр в виде двух- или трехсложной стопы. Сильные места метра занимают ударные слоги, слабые - неударные. Проза - речь, не связанная метром и рифмой.

    Стихотворная речь и прозаическая - не замкнутые системы, границы их могут быть размыты, переходные явления неизбежны. Бывают «стихи в прозе» и метризованная проза. При этом случайная рифма в прозе - недостаток не меньший, чем ее достоинство в поэзии.

    Ритмически организованная речь в большей степени, чем прозаическая, использует фигуры - анафоры, эпифоры, периоды, ретардации, стиховые переносы, стыки, параллелизмы.

    Ритмизированный материал (язык) в поэзии по природе своей национален, он в буквальном смысле непереводим на другие языки. Можно «перевести» содержание, смысл, но особенности стихосложения перевести нельзя. Недаром, например, переводы М.Ю. Лермонтова, С.Я. Маршака, Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского - это скорее оригинальные, собственные творения на заданную тему.

    Речевая интонация в стихе часто теряет свою смысловую и логическую окраску, подвергаясь напевной деформации; ударения в словах могут смещаться, подчиняясь ритмике. Для стиха важно через форму передать эмоциональное состояние. Ритмическая форма стиха - это закрепленные в размере эмоциональные интонации.

    При очевидных различиях прозаического и стихотворного текста нельзя провести резкую границу между ними, поскольку сильно в них единое, объединяющее начало - художественность. Стихи в прозе И. Тургенева или «Песня о буревестнике» М. Горького, хотя и не имеют рифмы, восприняли от стихотворной речи ее ритмическую форму. Поэтичность формы часто сопровождает орнаментальную прозу.

    Художественная проза в основном (без учета переходных случаев) представлена двумя типами.

    Классическая проза основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности в изложении мыслей. Классическая проза по преимуществу эпична, интеллектуальна; в отличие от поэзии, ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций; это речь без деления на соизмеримые отрезки.

    Орнаментальная (от лат. ornamentum - украшение) проза основана на ассоциативно-метафорическом типе связи. Это проза «украшенная», проза с «системой насыщенной образности», с метафорическими красивостями (Н.С. Лесков, A.M. Ремизов, Е.И. Замятин, А. Белый). Такая проза часто черпает свои изобразительные ресурсы у поэзии.

    Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

    Цель: знать: определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная,

    опоясывающая), строфа;

    понимать: отличие речи прозаической и стихотворной,

    аргументировать свой ответ конкретными примерами из

    изученных произведений, объяснять ритмическую и

    смысловую роль рифмы в стихотворном произведении;

    уметь: используя текст прозаической сказки и сказки А.С.

    Пушкина, показать разницу между прозаической и

    стихотворной речью.

    Оборудование: мультимедийный проектор (все тексты, понятия и их определения – на слайдах).

    Ход урока:

      Проверка д/з.

    Чтение наизусть отрывка из сказки.

    Ответ на вопрос: «В чем превосходство царевны над царицей-мачехой?»

      Слово учителя с элементами беседы.

    Вы прослушали выступления двух учащихся.

    Скажите, есть ли разница в речи одного и другого? В чем она заключается?

    (Складно/нескладно)

    Посмотрите на доску и сравните предложения:

      Дом царевна обошла,

    Все порядком убрала…

      Царевна обошла дом и убрала все порядком.

    (Слова те же самые, но звучат как-то иначе).

    Что изменилось во втором предложении?

    (Поменялся порядок слов, второе предложение стало нескладным)

    А как мы обычно называем складный текст?

    (Стихи)

    То, что вы обозначили, как «нескладный текст», называется прозой.

    – Как вы думаете, почему мы начали наш урок с разговора о стихах

    и прозе?

    (Этому будет посвящен весь урок)

    – Попробуйте сформулировать цели урока.

    (С помощью учителя учащиеся делают выводы о цели урока)

    Итак, цель нашего урока: разобрать особенности стихотворной речи, выяснить, с помощью каких средств слова преобразуются в стихотворные строки, иначе говоря, каковы законы стихотворной речи.

      Работа с учебником.

    Прочитайте статью учебника и выделите ключевые понятия.

      Систематизация новых сведений.

    В чем же заключается основное отличие стихов от прозы?

    (В стихах есть ритм)

    Что такое ритм? Запишите определение. Приведите примеры проявления ритма в жизни.

    (Ритм – это повторение чего-либо через равные промежутки времени или места. Тиканье часов, биение сердца)

    Как проявляется ритм в стихах?

    (Повторяющиеся звуки, повторяются в одном и том же месте: в конце строки; слова складываются в мелодию)

    Спишите с доски предложение, разбейте слова на слоги, поставьте ударение. Посчитаете количество слогов в строке, определите, какие слоги ударные, а какие – безударные.

    (Ве-тер, ве-тер! Ты мо-гуч, 7 слогов

    Ты го-ня-ешь ста-и туч, 7 слогов

    Ты вол-ну-ешь си-не мо-ре, 8 слогов

    Всю-ду ве-ешь на прос-то-ре… 8 слогов

    Ритмический рисунок: __□○__□○__□○__)

    Не во всех стихах есть такое четкое чередование ударных и безударных, но ритм всегда слышится, стихи звучат складно.

    – Вы, наверное, заметили, что концы стихотворных строк звучат похоже (см.предыдущую запись). Как называется такое явление? Запишите определение.

    ( Рифма – это повторение звуков, начиная с ударного гласного, в конце стихотворных строк)

    – Как называются строки, связанные воедино рифмой?

    (Строфа)

    – На какие группы делятся строфы? По какому признаку?

    (По количеству стихотворных строк: двустишие, трехстишие и т.д. Бывают нестрофические стихи)

    Спишите строфы, данные на доске, соедините строки, которые рифмуются. Сделайте вывод о способах рифмовки.

      1. У лукоморья дуб зеленый ; 1/3 и 2/4 – перекрестная

    2. Златая цепь на дубе том:

    3. И днем и ночью кот ученый

    4. Все ходит по цепи кругом…

      1. В темнице там царевна тужит, 1/2 и 3/4 – парная (смежная)

      А бурый волк ей верно служит;

      Там ступа с Бабою Ягой

      Идет, бредет сама собой…

      1. И там я был, и мед я пил; 1/4 и 2/3 – опоясывающая

    (кольцевая)

    2. У моря видел дуб зеленый;

    3. Под ним сидел, и кот ученый

    4. Свои мне сказки говорил…

    Зачем нужна рифма?

    (Ответ формулируется с помощью учителя, выводится на экран проектора и записывается в тетрадь.

    Рифма:

      Делает звучание красивым.

      Помогает почувствовать ритм: говорит о том, что строка закончена.

      Придает стихам единство, связывает рифмующиеся строки между собой.)

      Практическая работа «Кто быстрее».

    Команды (по рядам) выполняют задания на отработку теоретического материала. Все группы получают одинаковые карточки, время строго регламентировано. Проверка осуществляется сразу, можно дополнять и исправлять ошибки.

    Карточки.

      Впишите в пустые клеточки название приведенной ниже стихотворной строфы.

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл – и вот сама

    Идет волшебница зима.

    (А.С. Пушкин) 

    Сквозь волнистые туманы

    Пробирается луна,

    На печальные поляны

    Льет печально свет она.

    (А.С. Пушкин) 

    Мороз и солнце; день чудесный!

    Еще ты дремлешь, друг прелестный, –

    Пора, красавица, проснись:

    Открой сомкнуты негой взоры

    Навстречу северной Авроры,

    Звездою севера явись!

    (А.С. Пушкин) 

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя,

    То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашуршит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко постучит.

    (А.С. Пушкин) 

      Прочитайте стихотворные строки, определите способ рифмовки.

    а) Перед утренней зарею

    Братья дружною толпою

    Выезжают погулять,

    Серых уток пострелять…

    б) Луна, как бледное пятно,

    Сквозь тучи мрачные желтела,

    И ты печальная сидела –

    А нынче…погляди в окно…

    в) Спой мне песню, как синица

    Тихо за морем жила;

    Спой мне песню, как девица

    За водой поутру шла.

      Определите, что можно отнести к стихотворной речи.

    а) На дворе трава, на траве дрова.

    б) Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

    в) Говорит старику старуха:

    «Воротись, поклонися рыбке».

      По ритмическому рисунку узнайте один из стихотворных отрывков.

    __□○__ □○__□○__□○

    __□○__□○○○__□

    а) Входят семь богатырей,

    Семь румяных усачей.

    б) Избушка там на курьих ножках

    Стоит без окон, без дверей.

      Закрепление полученных знаний.

    Возьмите фрагмент прозаической сказки и сказки Пушкина. Покажите на конкретном примере разницу между прозаической и стихотворной речью.

      Итоги урока.

    Чем стихотворная речь отличается от прозаической? (На примере предыдущего задания)

    Составьте стихотворения-буриме по заданным рифмам:

    а) ___________берлоги

    Ноги

    Озеро

    Заморозило.

    б) ___________идет

    Вперед

    Дорога

    У порога.

      Д/з.

    Подготовить сообщение:

      Рифма. Способы рифмовки.

      Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

    Проиллюстрируйте ответы примерами из изученных произведений.