• Алёша попович биография. Русичи. Кем были реальные Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович? Добрыня участвует в добывании Владимиру невесты

    Алеша Попович – один из трех наиболее известных былинных богатырей, самый младший из них на заставе богатырской. По преданиям, он был родом из . Алеша Попович слабее Ильи Муромца и Добрыни Никитича, однако с лихвой компенсирует это своей хитростью и сметливостью. Недаром Алеша имел прозвище «Попович» – поповых сыновей в народе считали очень ловкими и хитрыми. Образ Алеши Поповича значительно отличается от его старших соратников. Если Илья Муромец олицетворяет уверенную силу, мудрую основательность и опыт, Добрыня Никитич – знатность и ум, образованность и культуру, то Алеша Попович – задорную молодость с присущими ей возможными недостатками. Алеша Попович смел и жизнерадостен, горяч и несдержан, остроумен и любит пошутить, и в то же время легкомыслен, корыстолюбив, заносчив и хвастлив. Он может обмануть товарища и обольстить чужую жену. Но когда приходит время сражаться с врагами, Алеша Попович всегда готов выступить защитником родной земли.

    Согласно одной из версий, одним из исторических прототипов былинного богатыря является «ростовский храбр» Александр (Олеша) Попович, который упоминается в различных летописях 15-17 вв. (наиболее полно – в Тверской летописи 1534). Насколько Александр Попович был реальным историческим лицом, или рассказы о нем введены в летописи из былин, – вопрос достаточно сложный. В соответствии с Тверской летописью, Александр был сыном ростовского попа Леонтия и жил в конце 12 – начале 13 вв. Служил он великому князю владимирскому Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, а затем – его старшему сыну – первому ростовскому князю Константину. Александр Попович был отменным воином и очень прославился. Участвовал в междоусобной войне сыновей Всеволода Большое Гнездо, в том числе в Липицкой битве 1216, в которой Константин сражался против своих братьев Юрия (великого князя владимирского) и Ярослава (отца Александра Невского). Константин победил и сам стал великим князем, но в 1218 умер. От вернувшего себе престол Юрия ждать ничего хорошего не приходилось, и Александр Попович перешел на службу к великому князю киевскому Мстиславу. В 1223 он участвовал в битве с монголами на Калке, в которой и погиб. Вероятно, с течением времени на жизнь Александра Поповича произошло наслоение разных сюжетов, в результате чего его образ прошел сложную эволюцию. А так как Александр имел прозвище Попович, то ему и были приданы черты «настоящего поповича».

    Анекдот: Встречаются как-то Илья Муромец (ИМ) с Алешей Поповичем (АП).

    – АП: Здравствуй, богатырь!
    – ИМ: Здравствуй, здравствуй!
    – АП: Как звать тебя?
    – ИМ: Илья Муромец!
    – АП: А родом из каких мест будешь?
    – ИМ: Из Мурома! А тебя как звать?
    – АП: Зовут меня Алеша Попович, а из какого места – не скажу!

    Видное место в нашем эпосе занимает богатырь Алеша Попович. К нему русский народ не относился с таким сочувствием, как к богатырям Илье Муромцу и Добрыне Никитичу. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». И богатыри относятся к нему со снисхождением.

    Так, когда стояли они на богатырской заставе и проглядели заезжего богатыря-врага, а на утро Илья Муромец предложил желающему ехать нагонять врага, Алёша вызвался первый. Он заявил, что «удалее всех». Богатыри стали отговаривать его от поездки: у него «глаза завидущие», у него «руки загребущие», они видели, что он хвастается своей удалью. И действительно, Алеша вернулся разбитый – он едет на коне, шатается. Хвастовство и самонадеянность поставили Алёшу в неловкое положение. В таком же положении очутился Алёша в былине о его неудавшейся попытке жениться на Настасье Микулишне.

    Какую характеристику мы можем дать Алеше Поповичу?

    Есть в характере Алёши хорошие черты. Это – смелость, удальство. В песнях его постоянно сопровождает эпитет «смелый». У него есть желание победить врага. Он благочестив. Богатырь Алеша побеждает в боях не столько силой и храбростью, сколько хитростью и обманом. Такими путями он два раза убил своего главного врага, змея Тугарина (как мифическое существо, змей, убитый Алёшей, потом оживает): один раз Алеша притворился, что не слышит издали, что говорит змей, а когда тот подошел близко, внезапно ударил его; другой раз он заставил змея оглянуться – какая такая сила несметная стоит за ним (по словам Алёши), а в это время отрубил ему голову.

    Но Алёша – не прямой человек: он всегда склонен к обману. Ему ничего не стоило обмануть Добрыню, его жену, князя Владимира.

    Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие: пользуясь умственной простотой своего названного братца Якима Ивановича, он обратил его почти в слугу своего – тот и шатры в поле раскидывает и коня на водопой водит.

    Но тут Алёша раз чуть не попал в беду: позарившись на цветное платье убитого им Тугарина, он снял это платье с врага и одел на себя. А Яким Иванович принял его за змея, напустился на него и избил его.

    В русском эпосе Алеша Попович – третий по значению русский богатырь. Силы ему природа меньше дала, чем Илье или Добрыне, но он отважен и храбр, а главное, смекалист, хитёр. Эти качества на Руси тоже ценились высоко. Особенно, когда с помощью этих качеств удавалось победить врага.

    Отрицательные черты, которые были свойственны Алёше, не превратили его в негативный образ. Да Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

    Если хотите почувствовать дух русской старины, поезжайте в Ростов Великий – на родину былинного богатыря Алеши Поповича.

    Крещение Ростова

    В летописи Ростов впервые упомянут за 862 годом как уже существующий крупный город на землях народа меря. Об этом древнем финно-угорском племени напоминают названия местных рек и сел: Которосль, Нерль, Шурскол, Пужбол.

    Православие пришло на эти земли летом 991 года. Ростовских жителей крестил сам великий князь Владимир. Но ростовчане еще долго оставались приверженцами язычества. Два первых епископа-грека столкнулись с враждебным к себе отношением местных жителей и были вынуждены бежать из Ростова. А русский епископ Леонтий не отступил. Он до конца нес свое служение и принял мученическую смерть от рук язычников. Мощи святителя Леонтия покоятся в Успенском кафедральном соборе под спудом.

    Успенский собор

    Главный храм Ростова, Успенский собор, поражает своей красотой и размерами. Его высота 60 метров! Он был освящен около 1512 года и является пятым по счету храмом, который был построен на этом месте.

    Изначально здесь стояла дубовая церковь, возведенная по приказу князя Владимира еще в тот год, когда крестился Ростов. А первый каменный храм был построен Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1161 году. Вероятно, именно в нем молился герой русских былин Алеша Попович, который жил в ХIII веке и был сыном настоятеля Успенского собора. Потому и звался – Попович. А 11 июня 1314 года в Успенском соборе состоялось Таинство Крещения младенца Варфоломея – спустя годы он станет известен всей Руси как Сергий Радонежский.

    В конце Х века ростовским княжеством правил сын Владимира – Ярослав Мудрый. Затем власть перешла к его младшему брату Борису, который стал первым русским страстотерпцем, прославленным в лике святых вместе со своим братом Глебом. Именно из Ростова князь Борис отправился в Киев навстречу смерти от рук убийц, подосланных его родным братом Святополком.

    Кто поможет в учебе

    Варфоломей родился в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В 7 лет его отдали учиться грамоте, но учеба отроку не давалась. Варфоломей со слезами молился Богу о даровании книжного разумения, и вот однажды он встретил недалеко от своего двора инока, стоящего под дубом. Мальчик попросил монаха помолиться о нем и пригласил к себе в дом.

    Родители Варфоломея предложили иноку угощение, но тот сказал, что прежде надо вкусить пищи духовной и попросил мальчика почитать Псалтырь. Тот открыл книгу и к всеобщему удивлению начал читать. С тех пор Варфоломею учеба давалась без труда.

    В 1427 году на том месте, где стоял дом родителей Преподобного Сергия, был построен Троицко-Сергиев Варницкий монастырь в память о святом угоднике. Без малого пятьсот лет в его стенах непрерывно совершалась молитва. Но в 1919 году монастырь закрыли. За годы советской власти он разрушился практически полностью, и когда обитель передали Церкви, ее пришлось отстраивать заново.

    В монастыре можно увидеть чудом сохранившийся колодец – по преданию, из него брали воду еще родители Преподобного. А место встречи отрока Варфоломея с таинственным иноком находится недалеко от монастырских стен и обозначено поклонным крестом. Если у вашего ребенка проблемы с учебой, помолитесь на этом месте вместе с ним Преподобному Сергию о даровании ума и помощи в изучении наук.

    Сколько-сколько?

    Знаменитая звонница Успенского собора сохранила до наших дней все 15 колоколов.

    Вот самые большие из них:

    Сысой – 2000 пудов, отлит в 1681 году. Назван так по имени отца митрополита Ионы Сысоевича, схимонаха Сысоя.

    Полиелейный − 1000 пудов, отлит в 1687 году. Название по-гречески означает «многомилостивый».

    Лебедь – 500 пудов, отлит в 1687 году. Назван так за красивый «полетный» голос. Знаменитая звонница Успенского собора сохранила до наших дней все свои 15 колоколов.

    Голодарь – 140 пудов, отлит в 1807 году. В этот колокол звонили во время Великого поста – отсюда и название.

    Посчитайте, сколько весят эти колокола в килограммах? Один пуд равен 16 кг.

    Если от стен Ростовского кремля спуститься к озеру Неро, то можно увидеть Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный еще в Средние века (до него совсем недалеко – минут двадцать неторопливой прогулки по берегу). Самый известный его насельник – святитель Димитрий Ростовский, чье знаменитое творение «Жития святых» и сейчас у многих стоит на книжных полках.

    В Ростове святитель Димитрий провел последние годы жизни. Здесь он дописал четвертую, последнюю, книгу Четей-Миней, основал славянско-греческое училище. И без устали боролся с пьянством, невежеством и расколом. Так как святитель всю жизнь радел о просвещении, его, как и преподобного Сергия, считают покровителем учащихся.

    В 1757 году, через полвека после кончины, Димитрий Ростовский был причислен к лику святых. День его памяти – 4 октября по новому стилю. Примечательно, что это единственный святой, прославленный в XVIII веке. В знак признания его заслуг перед Отечеством императрица Елизавета Петровна велела изготовить для его мощей серебряную раку. А в 1760 году Екатерина II, совершившая пешее паломничество к мощам святого, повелела только что основанную крепость на юге России назвать в честь Димитрия Ростовского. Сейчас это город Ростов-на-Дону.

    Ростовские радости

    Главный сувенир из Ростова – конечно же, ростовская финифть. Финифть – это роспись по эмали на медной пластине. В этой технике делают серьги, браслеты, кулоны, кольца. Роспись и в наши дни только ручная – удивительно тонкая и нежная.

    кл слова: Алёша Попович, википедия, биография, богатыри, русский стиль, история

    Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

    Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха.

    «Матримониальная» неудача Алёши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алёши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (Алёша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алёше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алёша Попович просит не губить её и отдать её ему в жёны.

    Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина.

    Происхождение образа

    Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князюМстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

    Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. В. В. Иванови В. Н. Топоров отмечают, характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников по мере развития эпоса оторвались от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

    В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».

    Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.

    У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.

    Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове - она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.

    Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.

    Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг - огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.

    Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.

    Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.

    Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню - и того хуже.

    Алёша и сестра Збродовичей

    У киевского князя Владимира идёт пир. Сидят на пиру князья, бояре, богатыри, казаки, бурлаки да крестьяне. Наевшись да напившись, все начинают хвастать: кто «золотой казной», кто «широким двором», кто «добрым конём», а неразумные хвастают «молодой женой» да «родной сестрой».

    Только два брата Петровича-Збродовича сидят и не хвастают. Сам князь Владимир спрашивает у братьев, почему они ничем не похваляются. Тогда Петровичи рассказывают о своей любимой сестрице Оленушке Петровне, которая сидит в задней горнице, лишние люди ее не видят и солнышко ее не печёт.

    Услышав это, богатырь Алеша Попович заявляет, что живёт с Оленушкой «будто муж с женой». Братья раздосадованы, но Алеша предлагает им проверить правдивость его слов: бросить снежком Оленушке в окно и посмотреть, что будет. Братья так и делают. Оленушка открывает окошко и спускает из него длинное белое полотно.

    Братья, убедившись в том, что Алеша не солгал, приказывают сестре надеть чёрное платье: они хотят отвезти Оленушку в поле и там отрубить ей голову. Узнав об этом, сестра говорит Петровичам-Збродовичам, что жена старшего из них живёт с богатырём Добрынюшкой, а младшего - с Переметушкой. Братья не верят этим обвинениям и везут Оленушку в поле. Но тут появляется Алеша Попович. Он увозит Олену Петровну к венцу, а братьям напоследок бросает то же самое обвинение касательно их жён, Добрынюшки и Переметушки.

    Пересказала