• Журнал "безбожник" и другая антирелигиозная пропаганда в ссср. Без бога в голове: Как журнал «Безбожник у станка» боролся с Господом Журнал новый безбожник читать

    История

    В газете активно печатались Ярославский Е. М. (главный редактор), Скворцов-Степанов И. И. , Семашко Н. А. Помимо собственно газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске атеистических журналов «Безбожный крокодил» (1924-1925) и «Безбожник» (1923-1941) (в 1923-1932 назывался «Безбожник у станка») .

    В конце 1922 года в Советской России уже были периодические антирелигиозные издания, но Е. М. Ярославскому хотелось организовать подконтрольную лично ему газету.

    Встал вопрос о названии будущей антирелигиозной газеты. Значительная часть населения страны Советов не только не знала иностранных языков, но и вообще была неграмотной. Поэтому для подавляющего большинства советских граждан иностранные слова «атеизм » и «атеист» были непонятными. Один из соратников Е. М. Ярославского, так описывал процесс выбора названия для нового издания:

    Начать с того, что когда решался вопрос о названии этой газеты, то были среди нас такие, которые говорили, что надо как-нибудь сделать это заглавие помягче, что «безбожник» - это чуть ли не ругательное слово, стоит ли газете давать такое название. И по сию пору приходится слышать, что «он врет безбожно» и т. д. Товарищ Ярославский, присутствовавший на совещании Московского комитета партии, где решался этот вопрос, напомнил нам: «Коммунисты никогда не скрывают своих убеждений. Зачем? Нужно, чтобы нас знали. Пусть будет название - „Безбожник“».

    И, наконец, 21 декабря 1922 года вышел первый номер воскресной иллюстрированной газеты «Безбожник». Одновременно прекратилось издание антирелигиозного журнала «Наука и религия». Редактор упразднённого издания М. В. Горев стал заместителем ответственного редактора газеты «Безбожник». Чуть позже он стал одним из руководителей СБ СССР . Газета «Безбожник» издавалась «… вначале нерегулярно, затем 3 раза в месяц, потом - еженедельно».

    Во время войны функциональные возможности и типографию газеты «Безбожник» передали в ведение Издательства «Журнала Московской Патриархии »

    Первые два номера новой газеты вышли тиражом 15 тысяч экземпляров. Затем тираж постоянно увеличивался. 1 апреля 1924 года тираж составил уже 50 тысяч экземпляров, а 1 ноября - 210 тысяч. Позже (в 1931 году) тираж газеты достиг 500 тысяч экземпляров .

    Галерея

    Журнал «Безбожник у станка» и «Безбожник»

    См. также

    Примечания

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Безан
    • Безбоязненный (эсминец

    Смотреть что такое "Безбожник (газета)" в других словарях:

      Безбожник - Безбожник: Безбожник человек, не верящий в бога (см. Атеизм). Безбожник газета и журнал (англ.), издававшиеся союзом воинствующих безбожников в СССР, впоследствии «Безбожник у станка». Безбожник посёлок в Гордеевском районе … Википедия

      «БЕЗБОЖНИК» - газета, орган Центр, совета Союза воинств, безбожников СССР, начала выходить 21 дек. 1922, сначала нерегулярно, в дальнейшем раз в 3 месяца, потом еженедельно. Перерыв в издании с 1935 по 1 марта 1938, затем выходила до июня 1941. Почти бессменно … Атеистический словарь

      «БЕЗБОЖНИК» - Периодические атеистические издания в СССР. 1) Газета, печатный орган Союза воинствующих безбожников (СВБ), издавалась с 21 дек. 1922 по янв. 1935 г., с марта 1938 по июль 1941 г., сначала нерегулярно, впосл. 3 раза в месяц и еженедельно.… … Православная энциклопедия

      безбожник - , а, м. Атеист, член антирелигиозного общества; лицо, ведущее антирелигиознцю пропаганду. Купина, 29. ◘ Метод антирелигиозной пропаганды необходимо изменить, открывая кружки безбожников и природоведения. РКК, 1925, № 1, 51. Семка страдал,… … Толковый словарь языка Совдепии

      Безбожник - («Безбожник»,) 1) антирелигиозная газета, выходила в Москве с декабря 1922 по июль 1941, вначале нерегулярно, затем 3 раза в месяц, потом еженедельно (с января 1935 по март 1938 не издавалась). Ответственный редактор Ем. Ярославский.… … Большая советская энциклопедия

      Общество друзей газеты Безбожник

      Юный безбожник - А. Тер Оганьян, перфоманс «Юный безбожник». Место пров … Википедия

      Союз воинствующих безбожников - (ранее Союз безбожников; Общество друзей газеты «Безбожник») добровольная общественная организация в СССР, основанная в 1925 году, ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях. Содержание 1 История… … Википедия

      АТЕИЗМ - [от греч. ἄθεος отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник], отрицание Бога, безбожие; с православно богословской т. зр. неверие в Бога Иисуса Христа и отрицание Его существования; связанная с этим отрицанием абсолютизация тварных сил мира… … Православная энциклопедия

      ОДГБ - Союз воинствующих безбожников (ранее Союз безбожников; Общество друзей газеты «Безбожник») добровольная общественная организация в СССР, основанная в 1925 году, ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях. Содержание … Википедия

    Обложка первого номера «Безбожника»: «С земным царем разделались, принимаемся за небесных».

    «Безбожник» , еженедельная газета и двухнедельный журнал; издаются Центр. советом Союза безбожников в СССР, добровольной общественной организацией, преследующей цели антирелигиозной пропаганды и агитации .

    В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

    «Безбожник» - ежемесячный антирелигиозный сатирический журнал. Выходил в Москве с по г. До г. издавался как орган Московского комитета ВКП(б) , затем как орган Центрального и Московского совета воинствующих безбожников СССР. Печатался на 16 стр., с многоцветными иллюстрациями, тиражом от 20 до 70 тыс. экз. В 1929-1932 гг. выпускался два раза в месяц. Ответственный редактор - М. Костеловская, с июля 1928 г.- И. Стуков.

    Задачу журнала выразил в своем карикатурном рисунке руководитель художественного отдела Дм. Моор. На обложке первого номера «Безбожника» был изображен рабочий, взбирающийся на небо, к богам, которые в страхе разбегаются в стороны при виде его грозного молота. Надпись гласила: «С земным царем разделались, принимаемся за небесных». Борьбе с религиозным дурманом, с религиозными предрассудками, атеистическому воспитанию масс подчинено было все содержание этого яркого, воинственного антирелигиозного органа, в котором сатира играла, особенно в первые годы существования журнала, едва ли не главенствующую роль.

    Журнал ориентировался на рабочего читателя. И не случайно уже с третьего, мартовского, номера за 1923 г. редакция называет его «Безбожник у станка». Под этим названием журнал выходит до конца 1931 г. И лишь с 1932 г. вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда издание прекратилось, вновь принимает свое первоначальное название - «Безбожник».

    Журнал носил смешанный характер. Здесь часто публиковались статьи, очерки, заметки, беседы известных ученых и литераторов-антирелигиозников на антирелигиозные и научно-атеистические темы, помещались статьи по естественно-научным знаниям, игравшие большую роль в воспитании у читателей научного мировоззрения. Научно-атеистическая публицистика удачно сочеталась с сатирой. Сатирические произведения различных жанров (памфлеты на библейские темы, антирелигиозные частушки и др.), многочисленные рисунки и карикатуры проникали во все отделы, придавали особый сатирический колорит материалам. Доходчивым языком, в увлекательной форме разговаривали сотрудники и авторы со своими читателями. Это способствовало популярности журнала, вызывало поток писем и заметок. Такие постоянные отделы и рубрики, как «Вопросы и ответы», «Нам пишут», «Вести с мест», специально созданные для упрочения связи с рабкоровским активом и читателями, почти полностью заполнялись их материалами.

    Тематика была многообразной. Особое место занимали произведения самых различных жанров, вскрывающие классовую сущность религии. Читатель узнавал, какую роль играла религия в классовой борьбе при царизме, уяснял контрреволюционную роль ее в период революции и всенародной борьбы с белогвардейцами и иностранными интервентами, классовую, эксплуататорскую сущность религии в странах капитала. Сотрудники журнала показывали реакционную роль религии. Много внимания уделяли разоблачению реакционной сущности восточных религий, борьбе с сектантством, показу подстрекательской, антисоветской роли церковников-белоэмигрантов. Регулярно печатались материалы, рассказывавшие о возникновении религии, религиозных учений и верований. В сатирических произведениях и карикатурах осмеивались всевозможные легенды о богах и святых, различные верования и предрассудки.

    Под обстрел сатириков чаще всего попадали церковники, сектанты, знахари и прочие разносчики религиозного дурмана. Непримиримы были сатирики журнала ко всевозможным религиозным празднествам с сопутствующими им пьянством, драками, хулиганством, прогулами. Решительно выступали они против невежества и бескультурья, против нетоварищеского отношения к женщине и т. п.

    Особое внимание обращалось на антирелигиозную пропаганду среди молодежи, работниц, красноармейцев. С конца 20-х годов главенствующую роль начинает играть крестьянская проблематика. Специальные тематические номера посвящаются жизни деревни. Заводятся постоянные отделы: «Страничка работницы», «Пионерская страничка», «Страничка красноармейца» и т. п.

    В журнале сотрудничали крупнейшие литераторы, художники и ученые-антирелигиозники страны. С первых же номеров постоянно публикует свои басни Демьян Бедный . Из номера в номер ведет разговор с читателем А. Серафимович , выступавший не только с рассказами и очерками, но и с публицистическими произведениями. Большой популярностью пользовались памфлеты Ант. Логинова на библейские темы, печатавшиеся в течение ряда месяцев с продолжениями («История фирмы «Бог, Отец и Сын»» и др.). В числе постоянных авторов «Безбожника» были такие литераторы старшего поколения, как Н. Асеев , С. Басов-Верхоянцев , Ф. Березовский, Ф. Благов, О. Л. д"Ор, Л. Никулин, Н. Шебуев и др. Активно сотрудничали

    Антирелигиозная пресса выходила в СССР с начала 1920-х годов: печатали журналы «Революция и церковь», «Вавилонская башня», газету «Атеист». Они были скучны и беззубы - редакции закрывались одна за одной.

    То ли дело журнал «Безбожник у станка» , основанный главным специалистом партии по «церковному вопросу» Емельяном Ярославским. Другой его проект - газета «Безбожник» - уже превратилась в рупор атеизма: в 1930-х годах ее тираж достиг 500 тысяч экземпляров. Ярославский выступал за запрет церковной музыки, в том числе произведений Чайковского и Рахманинова, и считал, что борьба против религии - это и есть борьба за социализм.

    Первое название журнала - «Безбожник». С 1923 по 1932 год он назывался «Безбожник у станка», затем снова «Безбожник» вплоть до своего закрытия.

    В одном из первых выпусков журнал публикует материал с фотографиями о вскрытии захоронений чудотворцев Зосимы и Савватия на Соловках. Редакция показывает: останки святых так же тленны, как и останки обычных людей. В следующих публикациях журнал называет Иисуса злостным самогонщиком, а Бога - «сволочью».

    Но главным оружием «Безбожника у станка» становятся едкие и злые карикатуры Дмитрия Моора - основоположника советского политического плаката и главного художника журнала. Моор рисует Бога, Аллаха и Иегову в виде беспомощных стариков с перекошенными озлобленными лицами и создает главный символ журнала - молодого краснощекого атеиста Антипку (по легенде Моор срисовал его с подростка-беспризорника, которого встретил на улице). Журнал также публикует рисунки знаменитого советского графика и художника-монументалиста Александра Дейнеки.

    Ярославский и главред журнала Костеловская устраивают на страницах «Правды» спор. Костеловская призывает атаковать церковь «в лоб», Ярославский обвиняет журнал в излишней вульгарности. С конца 30-х годов власть понимает, что идеологическая борьба с религией не приносит нужных результатов, и от атеистической периодики отказываются. Оба издания - журнал «Безбожник у станка» и газета «Безбожник» - были закрыты в 1941 году.

    Советская власть на первом этапе своего существования большое внимание уделяла антирелигиозной пропаганде, как , так и среди взрослых. С 1922 года в СССР издавалась газета "Безбожник", вокруг которой быстро сложилась сеть корреспондентов и читателей. Благодаря им в августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник».

    I съезд ОДГБ, который состоялся в апреле 1925 года, постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР.

    С 30 января по 4 февраля 1932 г. в Москве проходила XVII партийная конференция, одобрившая план развития промышленности на 1932 год и принявшая директивы к составлению второго пятилетнего плана социалистического строительства. На конференции была сформулирована главная политическая задача второй пятилетки - окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы вообще, полностью уничтожить причины, порождавшие классовые различия и эксплуатацию, преодолев пережитки капитализма в экономике и сознании людей, превратив все трудящееся население страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества.

    Задачи, как видим, были поставлены, и цели определены. Для религиозных организаций эта определенность XVII партконференции была равносильна приговору. Сознательные и активные строители нового общества не могли быть носителями "религиозной заразы". Антирелигиозную деятельность необходимо было усилить. Разумеется, Союз воинствующих безбожников не мог стоять в стороне от этого дела. И действительно, к ноябрю 1931 г. в его рядах числилось уже свыше 5 миллионов членов, объединенных в более чем 60 тысяч ячеек (а ведь в 1926 г. в Союзе было только 87 тысяч человек, в 1929 г. - 465 тысяч, а в 1930 г. - свыше 3,5 миллиона!). Тиражи антирелигиозной литературы также увеличивались год от года: если в 1927 г. организации безбожников издали книг и брошюр общим объемом в 700 тысяч печатных листов-оттисков, то в 1930 г. - уже свыше 50 миллионов. Тираж газеты "Безбожник" в 1931 г. достиг полумиллиона экземпляров, а тираж журнала "Безбожник у станка" - 200 тысяч. Вовсю организовывались кружки юных безбожников (к концу 1931 г. в них было 2 миллиона человек). Кстати сказать, в 1932 г. в государственном антирелигиозном издательстве тиражом 12,5 тысячи экземпляров вышел и первый том пятитомного сборника председателя ЦС СВБ Е.М. Ярославского "Против религии и Церкви".

    На какие средства Союз жил и содержал свою бюрократию, занимался издательской деятельностью? Официально - на членские взносы (60 копеек с горожанина и 24 копейки от жителя деревни), а также доход от литературного издательства. Реально - помогало государство, заинтересованное тогда в усилении безбожной пропаганды. Именно государство было заинтересовано в создании специальных антирелигиозных рабочих университетов - специальных учебных заведений, создававшихся с целью подготовки антирелигиозного районного актива буквально накануне нового наступления на религию и Церковь в СССР. Первый такой университет появился в Рогожско-Симоновском (Пролетарском) районе Москвы. В 1930 г. в Москве был даже издан сборник программ и материалов "Рабочего антирелигиозного университета". Средства на создание такого университета во всех крупных городах СССР могла предоставить только центральная власть.

    Перепись населения, прошедшая в 1937 г., стала своего рода барометром религиозных настроений, имевших место в советском обществе. Внесенные в опросные листы по личному указанию Сталина вопросы о религиозных убеждениях дали потрясающую информацию: из 30 миллионов неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84% (или 25 миллионов) признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных - 45% (или более 30 миллионов). Даже скорректированные властями, эти цифры заставляли признать явные неуспехи тотальной борьбы с религией и Церковью. Декларированные цели достигнуты не были, хотя НКВД весьма много сделал для "искоренения" религиозных деятелей всех конфессий. Необходимо было принимать какие-либо меры, в том числе и "оживлять" Союз воинствующих безбожников.

    Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, издания Союза воинствующих безбожников были закрыты, а Союз практически прекратил свое существование. В 1947 году функции пропаганды научно-атеистических знаний были переданы вновь созданному Всесоюзному обществу «Знание».

    Бессменным лидером Союза воинствующих безбожников и редактором его печатных изданий был Емельян Ярославский(Миней Израилевич Губельман), который ещё в 1898 году, в возрасте 20 лет вступил в РСДРП, организовал первый марксистский кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. С октября по декабрь 1905 года был одним из руководителей рабочего движения в Ярославле (отсюда и псевдоним Ярославский).

    В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты «Социал-демократ», осенью 1917 года редактировал газету «Деревенская правда». Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске. На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты «Правда» и журнала «Большевик», с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б). Скончался 4 декабря 1943 года. Похоронен у Кремлевской стены.

    Обложки и иллюстрации журнала "Безбожник у станка"

    В 1927 году "Союз воинствующих безбожников" выпустил сборник антирелигиозных карикатур, посвящённый 10-летию Октябрьской революции.

    Журнал "Атеист"

    "Союз воинствующих безбожников" был не единственной организацией, которая занималась атеистической пропагандой. В 1922 по инициативе П. А. Красикова и И. А. Шпицберга было создано научное общество «Атеист» с целью пропаганды лучших трудов по критике религии. Общество издавало с 1923 журн. «Атеист». Издательство «Атеист», существовавшее до 1932, опубликовало сборники «Мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о религии», «Мысли В. И. Ленина о религии», «Мысли Г. В. Плеханова о религии», переводы книг А. Древса, Дж. Фрезера, Дж. Робертсона, ряд трудов сов. авторов, в т. ч. «Историю атеизма» И. П. Вороницына, «Историю русской церкви» Н. М. Никольского, «Историю инквизиции» С. Г.Лозинского и др. Руководителем общества "Атеист" был Иван Анатольевич Шпицберг (1881-1933).