• С какой целью строилась вавилонская башня. Краткая история о вавилонской башне. Вавилонская башня. Художник Питер Брейгель

    После окончания Всемирного потопа люди снова начали плодиться, размножаться и наполнять землю. Все они говорили на одном языке и хорошо понимали друг друга. И вот они решили построить башню, которая должна была возвыситься до неба. Для чего? Чтобы стать равными с Богом и при этом оставаться вместе. Этот символ божественной силы человека, как люди думали, должен был быть построен в долине Страны Шинар.

    Бог решил наказать их за высокомерие, повлияв на способность людей понимать друг друга. Поэтому он создал путаницу, внезапно разделив человечество на семьдесят разных народов и племен, каждый из которых имел свой собственный язык (отсюда и название Вавилон, что схоже со словом «путаница»).

    Когда это произошло, от строительства Башни пришлось отказаться. Народы стали отделяться друг от друга, расходились в разных направлениях и так поселились по всем краям света.

    Толкования этой истории

    В классических комментариях на эту тему есть множество увлекательных объяснений. Начнем с Талмуда (Сангедрин 109a), где мы находим три варианта трактования:

    В Школе рабби Шела учили, что люди строили башню с намерением пронзить небеса топорами, чтобы слить всю воду, содержащуюся в них, и таким образом сделать невозможным для Бога в случае Его гнева навести на мир еще один потоп. (Наверное, причина этого в том, что они решили, что их понимание науки и инженерного дела настолько велико, что они могут посоревноваться с Богом в управлении миром.)

    Рабби Ирмия Бар Элазар учил, что на самом деле люди разделились на три группы, и у каждой были свои собственные планы на башню. Первая группа планировала подняться на нее, чтобы быть в безопасности, если наступит еще один потоп. Вторая хотела использовать башню как место, с которого удобнее всего поклоняться звездам. А третья группа фактически собиралась забраться по башне наверх, ближе к небесам, и оттуда сразиться с Богом.

    Рабби Натан объяснял, что все помыслы людей, связанные с башней, были исключительно об идолопоклонстве.

    Таргум Йерушалми говорит, что башня должна была быть увенчана статуей человека, держащего в руке меч — это настоящий акт неповиновения Богу, которого люди надеялись побороть.

    Интересное мнение приводит Мидраш. Он поясняет, что люди боялись, что небеса будут обрушиваться на землю регулярно с периодичностью 1656 лет, потому что Всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. И люди решили просто построить подобие подмостков, чтобы поддержать небеса в следующий раз.

    Объясняет сказанное в Мидраше и учение Школы рабби Шела, говоря, что люди воспринимали потоп как естественное явление, которое произошло в результате движения небесных сфер и их расположения в небе. Целью возведения башни было как-то повлиять на потенциальную угрозу того, что они искренне считали естественным погодным явлением.

    (15-16 вв.) учит, что план размещения идола на вершине башни был таким, чтобы строение получило всеобщее признание как самый высокий храм и величайший бог в мире, что превратило бы его в центр поклонения для всего человечества — и тогда правитель башни стал бы управлять всем миром.

    (13-14 вв.) так же дает ряд пояснений. На начальном уровне он объясняет, что план состоял в том, чтобы построить некий памятник, который будет видно с очень большого расстояния. Люди хотели поселиться вместе и решили, что все они останутся жить рядом с башней и никогда не отойдут от нее. А любой, кто заблудился и отойдет слишком далеко от поселения, сможет вернуться домой, ориентируясь на башню. Однако это противоречило плану Бога, который создал мир, чтобы мы наполняли его и делали его лучше.

    Он также предполагает, что люди, возможно, действительно создали первый молниеотвод. Они знали, что Бог обещал не спускать на мир еще одно наводнение и боялись, что вместо этого Он накажет бунтовщиков с помощью огня. Люди надеялись, что башня сможет спасти их от всех подобных ударов с использованием электричества, который сможет послать Бог. (Обратите внимание, что рабейну Бахья жил за много веков до Бенджамина Франклина.)

    (Рабби Нафтали Цви Йеуда Берлин, глава знаменитой Воложинской ешивы 19 века) делится увлекательным и весьма поучительным взглядом на ситуацию. Он объясняет, что люди поколения Вавилонской башни были первыми социальными инженерами, которые надеялись создать утопическое общество, где все жили и мыслили как единый организм. Они боялись, что если отдельные люди образуют свои колонии и города, они будут развивать свою собственную культуру и уникальный образ жизни. А им хотелось, чтобы все жили в одной контролируемой среде, где можно было бы контролировать, чтоб все человечество оставалось культурно однородным. Башня служила базой, вокруг которой могли бы поселиться все люди их планируемой колонии — никто не покидал бы своих ближайших окрестностей. Проблема этого плана заключалась в том, что это был первый шаг к тираническому государственному режиму, в котором не допускалось никаких свободы слова и самовыражения, и именно поэтому Бог разделил всех на отдельные народы.

    Некоторые мудрецы объясняли этот эпизод нашей истории следующим образом: люди задумывали построить башню, которая стала бы памятником, вдохновляющим их на общую цель — выживание. Они хотели «сделать себе имя» — обеспечить долгую память о себе на протяжении поколений.

    В чем они ошибались?

    Именно в том, что они видели выживание как самоцель. Давайте сделаем себе имя, сказали они, давайте сделаем все, чтобы будущие поколения читали о нас в своих книгах по истории. Для этих людей сама по себе жизнь была неким идеалом, а само выживание — добродетелью.

    Это стало началом конца. Природа не терпит пустоты, что справедливо и для духовных реальностей: если наша душа или наши намерения не наполнены неким положительным содержанием, в конечном итоге создавшаяся пустота заполнится чем-то негативным. Когда нечто святое лишают его истинного высшего смысла, это неизбежно приводит к созданию Вавилонской башни.

    7 чудес света. Вавилонская башня.


    Вавилонская башня.

    Вавилонская башня (ивр. מִגְדָּל בָּלַל‎ Мигда́ль Баве́ль) — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное во 2 главе «Ноах»(стихах 11:1-11:9) книги Бытие.

    Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света. Однако она — одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка.


    Jan Collaert 1579г.

    Согласно древней библейской легенде, после Всемирного потопа, более четырех тысяч лет тому назад все люди жили в Месопотамии (с востока люди пришли на землю Сеннаар) , то есть в бассейне рек Тигра и Евфрата, и все говорили на одном языке. Так как земля этих мест была очень плодородна,то люди жили богато. Они решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».


    Marten Van Valckenborch I (1535-1612)

    Для сооружения монументального строения люди использовали не камень, а необожженный кирпич-сырец, для соединения кирпичей применялся вместо извести битум (горная смола). Башня все росла и росла в высоту.


    Theodosius Rihel 1574-1578г.

    Наконец Бог разгневался на неразумных и тщеславных людей и наказал их: он заставил строителей говорить на разных языках. От этого глупые гордецы перестали понимать друг друга и, побросав свои орудия, прекратили строительство башни, а потом разошлись в разные стороны Земли. Так башня оказалась недостроенной, а город, где происходило строительство и смешались все языки, назвали Вавилоном. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

    Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.


    Фреска 1100г.

    Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.).

    Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов.

    При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до, эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 м., первый ярус имел высоту 33 м., второй - 18, третий и пятый - по 6 м., седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 м. По нынешним меркам сооружение достигало в высоту 30-этажного небоскреба.

    Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

    Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как - «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.


    Tobias Verhaecht, The Tower Of Babel.

    Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, обложенную снаружи обожженным кирпичом. При этом каждый ярус имел строго определенный цвет. На вершине зиккурата находилось святилище, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами {символ плодородия). Оно считалось местом обитания бога Мардука - покровителя города. Кроме того, внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. На ярусы вели лестницы; по ним поднимались религиозные процессии. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

    Верхние площадки зиккуратов использовались не только в культовых, но и в практических целях: для обзора воинами-стражниками окружающей местности. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.


    Hendrick III van Cleve (1525 - 1589)

    И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины — он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить ее снова. «Но, — как пишет Страбон, — этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».


    Lucas van Valckenborch 1594г.


    Lucas van Valckenborch 1595г.

    В настоящее время от легендарной Вавилонской башни остались только фундамент и нижняя часть стены. Но благодаря клинописным табличкам имеется описание прославленного зиккурата и даже его изображение.


    Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня 1564.

    Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в.).


    Фреска Вавилонской башни из венецианского собора Сан-Марко.

    В Ираке до сих пор существуют башни такого типа- очень высокие, ступенчатой или спиралевидной формы. В самом же Вавилоне о башне почти ничего не напоминает, там сохранились только часть стены и фундамент, а так же прекрасные древние рельефы царского дворца в раскопках.

    Нынешнее здание Европейского парламента спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим. Девиз Европейского парламента на французском: «Много языков — один голос» искажает смысл библейского текста. Здание построено так, чтобы производить впечатление недостроенного. На самом деле — это завершённое сооружение Европейского парламента, строительство которого было закончено в декабре 2000 года.

    важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар . Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон». Т. о., рассказ о В. б. (Быт 11. 9) строится на созвучии древнеевр. названия «Вавилон» ( , ) и глагола «смешивать» ( , ). По преданию, строительством В. б. руководил потомок Хама Нимрод (Ios . Flav . Antiq. I 4. 2; Epiph . Adv. haer. I 1. 6).

    Библейское повествование о В. б. дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, к-рое может быть соотнесено и с совр. пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевроп. (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и др. языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В. М. Иллич-Свитыч, И. М. Дьяконов , В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов. Кроме того, рассказ о В. б. является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в др. форме у ап. Павла , стала одной из основ христ. антропологии (Кол 3. 11).

    В христ. традиции В. б.- символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу В. б. представляет чудо основания Церкви, к-рая соединяет народы Духом Святым (Деян 2. 4-6). В. б. также является прообразом совр. технократии.

    Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, напр., идею «центра мира», к-рым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim . P. 135). В Свящ. Писании строительство В. б. описано с позиций Божественного Откровения, в свете к-рого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни. Др. аспектом рассказа о В. б. является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J . T . Сol. 1864).

    Образ В. б., несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из неск. террас, расположенных одна над др. (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot . Р. 43). Свящ. Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства др. гос-в Др. Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

    Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т. н. «прообраз» В. б. в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen . P. 334), к-рый имел шумер. название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

    Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в.

    В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

    Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.

    Иконография

    Библейский рассказ о строительстве и разрушении В. б. был проиллюстрирован уже в раннехрист. период. Самое раннее сохранившееся изображение находится в лондонской рукописи кн. Бытие (Cotton Genezis. London. Otho. B. VI. Fol. 14, 14v, 15, кон. V - нач. VI в.). В ее миниатюрах и в повторяющих их мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции (XII в.) представлено также и разделение людей (разделение языков) после разрушения башни. В визант. иллюминированных Октатевхах, как правило, присутствует сцена разрушения В. б. (Vat. gr. 747. Fol. 33v, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 61v, XII в.). Наряду с иллюстрациями книг Свящ. Писания строительство В. б. («Столпотворение») как один из важнейших эпизодов всемирной истории изображается в миниатюрах средневек. сочинений исторического содержания: Христианской топографии Космы Индикоплова, хронографах, палеях, получивших широкое распространение в древнерус. книжности. В мозаиках Сан-Марко В. б. изображена в виде сооружения на прямоугольном основании; в лицевых списках Христианской топографии Космы Индикоплова (напр. РНБ. ОЛДП. F 91. Л. 25 об., нач. XVI в.) она имеет вид граненой башни с окошками и расширенным верхом; в иллюстрациях лицевой Псковской Палеи (ГИМ. Син. 210. Л. 65, 65 об., 1477 г.) представлено строительство В. б. (в виде столпа) и разрушение ее. В этих сценах обычно изображаются строители с различными инструментами, несущие носилки с камнем, выверяющие по отвесу кладку.

    Из книжной иллюстрации сцена сооружения В. б. попала на иконы «Св. Троица в деянии» (напр. икона сер. XVI в., ГРМ): башня имеет вид восьмигранника с открытым верхом, перед ней отдающий приказания строителям царь Нимрод, в небесном сегменте - Господь. В западноевроп. искусстве изображение В. б. встречается в иллюстрациях Библии, Псалтирей, мировых хрониках, на средневек. картах, в настенных росписях и витражах, а также в станковой живописи (напр., «Вавилонская башня» худож. П. Брейгеля старшего, 1563, Художественно-исторический музей. Вена). Помимо прямоугольной, многогранной или круглой формы В. б. может иметь вид ступенчатого сооружения (напр., на фресках ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. XIV в.) или спиралевидной пирамиды (как у П. Брейгеля).

    Лит.: Unger E . Der Turm zu Babel // ZAW. 1927. Bd. 45. S. 162-171; Dombart T . Der Stand der Babelturmsproblem // Klio. 1927. Bd. 21. S. 135-174; Gressmann H . The Tower of Babel. N. Y., 1928; Wetzel F ., Weisbach F . H . Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki. Lpz., 1938. (Osnabrück, 1967); Vincent L .-H . De la tour de Babel au temple // RB. 1946. T. 53. P. 403-440; Parrot A . Ziggurat et tour de Babel. P., 1949; Baur G . F ., Mauville A . The Tower of Babel // Priestly Studies. 1953. Vol. 21. p. 84-106; Протасьева Т . Н . Псковская Палея 1477 г. // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Искусство Пскова. С. 97-108; Nelis J . T . Tour de Babel // Dictionnaire Encycl. de la Bible. Tournhaut, 1987. Сol. 1864; Jacobsen T . Babel // IDB. Vol. 1. P. 334; Oppenheim A . L . Ancient Mesopotamia: Potrait of a Dead Civilisation. Chicago, 1977 (рус. пер.: Оппенхейм А . Л . Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980); Vicari J . Les ziggurats de Tchoga-Zanbil (Dur-Untash) et de Babylone // Le dessin d"architecture dans les sociétés antiques. Leiden, 1985. P. 47-57; Кленгель-Брандт . Вавилонская башня: Легенда и история: Пер. с нем. М., 1991; Allinger-Csollich W . Birs Nimrud II: «Tieftempel» - «Hochtempel»: Vergleichende Studien Borsippa-Babylon // Babylonische Mitteilungen. 1998. Bd. 29. S. 93-330; Schmid H . Der Tempelturm Etemenanki in Babylon. Mainz, 1995; Albrecht S . Der Turm zu Babel als bildlicher Mythos: Malerei - Graphik - Architektur // Babylon: Focus mesopotamischer Geschichte, Wiege früher Gelehrsamkeit, Mythos in der Moderne / Hrsg. J. Renger. Saarbrücken, 1999. S. 553-574.

    Кто в наше время не слышал миф про легендарную Вавилонскую башню? Об этом недостроенном сооружении до небес узнают еще в глубоком детстве. Но не каждый из скептиков знает, что у этой башни подтверждено реальное существование. Об этом свидетельствуют записки древних и современные археологические исследования. Сегодня отправляемся в Вавилон к останкам Вавилонской башни.

    Библейская легенда о Вавилонской башне

    Библейскую легенду о том, как люди пожелали построить башню до небес, и за это получили наказание в виде разделения языков, лучше прочитать в библейском оригинале:

    1. На всей земле был один язык и одно наречие.

    2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

    3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

    4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

    5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

    6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

    7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

    8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

    9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

    История, строительство и описание зиккурата Этеменанки

    Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города - Навуходоносор II . Именно в его время были построены стены Вавилона , Висячие сады Семирамиды , ворота Иштар и Дорога процессий . Но это лишь край айсберга - на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание о зиккурате в городе.

    Эта Вавилонская башня, которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название - Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

    Картина «Вавилонская башня» , Питер Брейгель Старший (1563 )

    За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Само легендарное строение появилось при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

    Огромный зиккурат был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.

    На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона - Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.

    У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. На строительство зиккурата Этеменанки в Вавилоне использовали около 85 миллионов кирпичей. Башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).

    С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города - Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Этеменанки не отстроили. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

    32.536389 , 44.420833

    В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Более стилизованное геометрически сооружение изобразил М. Эшер на гравюре 1928 года .

    Литература

    Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:

    • Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города)
    • Клайв Льюис , роман «Мерзейшая мощь»
    • Виктор Пелевин , роман «Generation P»
    • Нил Стивенсон в романе «Лавина » дает интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.

    Музыка

    Следует отметить, что многие вышеуказанные песни содержат в названии слово Вавилон, но в них нет упоминания о Вавилонской башне.

    Театр

    Категории:

    • Древний Вавилон
    • Невоплощённые сверхвысокие строения
    • Сюжеты Ветхого Завета
    • Понятия и термины в Библии
    • Зиккурат
    • Вавилонская башня
    • Книга Бытия
    • Иудаистическая мифология

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Совкомфлот
    • Дети индиго

    Смотреть что такое "Вавилонская башня" в других словарях:

      ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - и смешение языков, два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ): 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории»… … Энциклопедия мифологии

      ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего. постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1 9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей,… … Энциклопедия Кольера

      Вавилонская башня - в Библии предание, приуроченное к началу истории человечества (после потопа), когда строили город и башню до небес (первое большое строительство людей). Если город строили оседлые жители, умевшие обжигать кирпич, то башню кочевники с Востока;… … Исторический словарь

      ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес … Православная энциклопедия

      Вавилонская башня - Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонская башня в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

      Вавилонская Башня - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни,… … Православие. Словарь-справочник