• Ритуальный подсвечник минора менора. Золотая менора. Менора на арке Тита

    Копия Храмовой Меноры.

    Иерусалим. Старый город

    Эту копию подарил израильтянам украинский миллионер Вадим Рабинович. В ней 37 кг золота,отлита по чертежам,выполне нным специалистами Иерусалимского института Храма.Менора стоит на улице,накрыта пуленепробиваемы м прозрачным колпаком.

    Менора (ивр. מְנוֹרָה ‎ менора́ , букв. «светильник») — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.

    Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.

    Изготовление меноры (как и всей священной утвари в скинии, а также ее устройство) было предписано Богом Моисею на горе Синай . «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; б едро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе». (Исх 25:31-40)

    Храмовая менора представляла собой огромный золотой семисвечник, все семь подсвечников которого заправляли чистейшим оливковым маслом, изготовленным в специальных условиях, и этот материальный свет был воплощением света духовного, исходящего от священного Храма, который стал воплощением и олицетворением присутствия Б-га среди людей и освящал весь мир.

    Из главного ствола отделялось шесть боковых ветвей - по три с каждой стороны. Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, завязь и цвет: в чашечку каждого ствола вставлялась золотая лампада. Главный ствол Меноры имел четыре таких чашечки, четвертая помещалась на самом верху и предназначалась для елея и фитиля. Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Вс-вышнему пришлось самому сотворить этот чудесный светильник.

    По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени:

    «Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору».

    В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana - Шалфей Иудейский, Шалфей Иерусалимский).

    Согласно традиции, высота Меноры была около полутора метров. В Храме светильник располагался так, что ветви его указывали на север и на юг.

    Чистка светильника и наполнение его чашечек маслом были обязанностью первосвященника, и происходило это по утрам. Для зажигания Меноры использовалось только то масло, которое получалось при первом отжиме олив. Перед Менорой находилась лестница в три ступени, на второй ступеньке помещались масло, лопатки, щипцы и другая утварь. Первосвященник зажигал Менору по вечерам и она должна была гореть всю ночь. В «Скинии Завета» эта лестница была сделана из дерева «ситтим» - акация, но в Храме Соломон заменил ее мраморной.


    Храм Соломона

    В Храме, построенном Соломоном (10 в. до н. э.), было десять нарядно отделанных золотых менорот — пять вдоль северной и пять вдоль южной стен зала (хехал ; II Хр. 4:7, ср. I Ц. 7:49-50), а также серебряные (I Хр. 28:15), но Библия их описания не дает. Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима (Иер. 52:19), но не значатся в перечне предметов из Храма, возвращенных в Иерусалим при Кире (Эз. 1:7-11). Когда вавилоняне разрушили Первый Храм, все золотые меноры были сломаны; однако легенда говорит о том, что изначальная менора была спрятана и сохранена в изгнании.

    Золотая МЕНОРА Второго храма была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. (I Макк. 1:21) и отправлена в Сирию. В 164-163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей , очистив Храм, обновил всю его утварь (I Макк. 4:49-50). Иосиф Флавий свидетельствовал, что новая МЕНОРА была золотой (Древ. 12:318) и что три из ее семи лампад горели также и днем (там же, 3:199). Он же писал, что эта МЕНОРА , захваченная римлянами при взятии Иерусалима Титом в 70 г. н. э., была отправлена вместе с другими трофеями в Рим, где император Веспасиан их поместил в построенный им храм Мира (Война, 7:158-162).

    Рим. Арка Тита

    В честь победы над Израилем в Риме воздвигли триумфальную арку, внутри которой было изображено, как побежденные и обращенные в рабство евреи приносят менору. По мнению ученых, двойная восьмиугольная подставка этой меноры свидетельствует о том, что Тит захватил не изначальную менору, которая стояла на трех ножках, а всего лишь одну из декоративных ламп.


    Разграбление римлянами Иерусалима .
    Копия рельефа с Арки Тита (музей Beth Hatefutsoth).

    Из всех предметов храмовой утвари своим символическим значением Менора уступает лишь Ковчегу, в котором хранились Скрижали Завета. Однако, Ковчег Завета мог видеть только Первосвященник раз в году на Йом Киппур, а Менора выставлялась напоказ всему народу во время трёх Праздников Паломничества (Песах, Шавуот и Суккот).

    Монета (Матитьягу) Антигона II

    последнего царя Иудеи из династии

    Хасмонеев (37 г до н. э.)

    Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времён Ирода I (37-4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30 г н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70-130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г н. э.).

    Начиная со II века, в диаспоре среди евреев распространяется обычай украшать изображениями меноры стены гробниц и саркофаги. В некрополе Бет-Шеарима (II—IV вв.), где были захоронены и евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Римские катакомбы (конец II—IV вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры.

    В Израиле менора изображалась на мозаичных полах синагог, на фресках и росписях. Менора символизировала веру в будущий приход Мессии, каббалисты приписывали ей мистическое значение. По этой причине, изображения меноры нередки на стеклянных сосудах, печатках, камеях, амулетах и т. п. При этом, на предметах, изготовленных в Израиле, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры — лулав и этрог.

    Начиная с середины IV в. н. э., глиняные светильники с рельефным изображением семи- и девятисвечника появляются в античных городах. Подобные керамические лампы были обнаружены в Карфагене, Афинах, Коринфе.


    Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги V века в Эйн-Геди.

    Согласно Талмуду, менору нельзя копировать полностью; поэтому в более поздних копиях отсутствуют некоторые детали, упомянутые в Библии. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, на сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства; в частности, ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Государство Израиль избрало менору своей эмблемой; ее изображают на печатях, монетах и сувенирах.

    Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.

    Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.

    • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
    • Иосиф Флавий писал:

    «Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь.»

    — Иосиф Флавий, Иудейские Древности III, 7:7

    • По мнению Маймонида (Египет, XIII век):

    «Менора была расположена напротив занавеса для того, чтобы подчеркнуть великолепие Ковчега завета и степень оказываемого ему почёта. Ведь сам вид обители, озаряемой беспрерывным сиянием светильника, сокрытого за занавесом, способен оказывать мощное [психологическое] воздействие.»

    — Маймонид, «Путеводитель заблудших», 3:45

    Так изобразил Менору РАМБАМ в своей рукописи.

    • Дон Ицхак Абарбанель (Испания, XV век) в своём комментарии на Пятикнижие писал:

    «Менора символизирует второй вид награды — награду духовную, ибо сказано: „Душа человека — светильник Господень…“. А её семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все её свечи были обращены в сторону срединной свечи, а она в свою очередь была направлена к Святая Святых, символизируя тем самым, что истинная мудрость должна гармонично сочетаться с фундаментальными принципами Торы, хранящейся в Ковчеге. Менора была полностью изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые словно ветви на дереве разветвляются одна от другой. А сама менора была выкована из цельного слитка золота, символизируя тем самым, что все виды наук сливаются в едином источнике.»

    • Один из наиболее подробных анализов символического значения меноры приводит знаменитый каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век):

    «Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота — принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) — посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания. <…> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <…> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <…> А о третьей способности сказано: „чашечки“ — намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ — это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова — „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека — результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней.»


    Живописная панель на западной стене над нишей для свитков Торы

    в синагоге Дура-Европос (244 г. н. э.).

    Обратите внимание: у семисвечника прямые ветви, как на рисунке Рамбама!

    Мальбим, в своём комментарии к Торе, цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

    «Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора — это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его — фитиль, а душа его — чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием.»

    — р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши, "Бхинат олам" (гл. 17)

    • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:

    «Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании…

    …свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом…

    Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»

    Мозаичный пол синагоги в Йерихо (6 в.н.э.)

    • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
    • Вместе с тем, число «6» — это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» — символизирует время.
    • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого — зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
    • Тора — свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
    • Тора — единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
    • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
    • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
    • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.

    • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот. При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) — источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой — Эйн Соф (Вечный источник).
    • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
    • В практической Каббале менора рассматривается как эффективное средство защиты от злых сил.
    • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов (ש.ר.פ .- от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.

    В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.

    • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.

    • Менора на гербе Государства Израиль
    • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры, установлено напротив входа в здание Кнессета в Иерусалиме. Автор — английский скульптор Бенно Элкана (1877—1960). Изваяние украшает 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 году была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом.

    • Бронзовая Менора у здания Кнессета
    • На постаменте выгравировано:
    • Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета, выполненной М. Шагалом.

    (Исх. 25:9). Согласно Библии (Исх. 25:31–40; 37:17–24), менора была выкована цельной из таланта (вероятно, около 30 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием (согласно Талмуду , Мен. 28б, - в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте меноры в 18 ладоней, то есть около 1,5 м; Раши в комментарии к Исх. 25:31 утверждает, что ножек было три) и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гви‘им ), состоявшими из скульптурных изображений завязи миндалевидного плода и цветка, а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съемными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот ). В скинии менора помещалась в святилище перед южным краем завесы (парохет ), скрывавшей от глаз Святая Святых (см. Храм. Архитектура Первого храма), симметрично столу предложения (шулхан х а-паним ; Чис. 4:7), стоявшему перед северным краем завесы (Исх. 26:35; 40:24). Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее горелки утром (Исх. 30:7–8), она горела всю ночь (ср. Сам. 3:3), и в книге Исход (27:20; также Лев. 24:2–4) ее пламя названо нер тамид (буквально `постоянный светильник`).

    Семисвечники обнаружены и при раскопках древних святилищ Сирии и Ханаана (главным образом - в слоях, относящихся к периодам средней и поздней бронзы, то есть к 18–15 вв. до н. э.; в лежащих выше слоях такие находки редки). Но это лишь глиняные светильники в форме мисочки с семью углублениями для фитилей, либо плошки с семью чашечками. Изредка эти светильники имеют ножки.

    Древнейшие изображения меноры имеются на очень малых по размеру монетах хасмонейского царя Антигона II (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки (20×12,5 см), обнаруженном при раскопках в Иерусалиме так называемого Верхнего города времен Ирода I (37–4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало 1 в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Иерусалиме (30–31 гг. н. э.), на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона (70–130 гг. н. э.), и на рельефе арки Тита в Риме (после 70 г. н. э.). Изображения разнятся в деталях, однако все они четко фиксируют три основные части меноры - ствол, шесть ветвей и основание. Бронзовая менора (высота 12,5 см), украшавшая, видимо, ковчег для свитков Торы, была обнаружена при раскопках синагоги римско-византийского периода (3–6 вв.) в Эйн-Геди .

    Начиная со 2 в. распространяется обычай, особенно в диаспоре, украшать изображениями меноры стены гробниц, саркофаги и т. п., а в Эрец-Исраэль - вводить их в декор синагог и в их оснащение. В противовес кресту как символу христианства менора становится символом иудаизма. Римские катакомбы (конец 2–4 вв.) изобилуют изображениями как креста, так и меноры. В некрополе Бет-Ше‘арима (2–4 вв.), где были захоронены также евреи из стран диаспоры, именно на их саркофагах имеются изображения меноры. Живя в христианском окружении, эти евреи, видимо, в большей мере ощущали потребность отмечать соответствующим символом свою религиозно-национальную принадлежность. Предполагают, что меноре придавалось также и мессианское значение и она символизировала веру в будущий приход Мессии . Мистическое значение приписывали меноре каббалисты (см. Каббала). Изображения меноры нередки, например, на стеклянных сосудах, печатках, камеях и т. п. Причем, как и в декоре синагог, на предметах, изготовленных в Эрец-Исраэль, по сторонам меноры обычно изображали шофар и совок, а на изготовленных в странах диаспоры - лулав и этрог . На относительно ранних изображениях ветви меноры завершают «бокальчики» (либо на одном уровне, либо образуя дуговую линию), на более поздних - ветви заканчиваются на одном уровне и их соединяет поперечная планка для установки лампад.

    Наряду с семисвечником встречаются изображения меноры с четырьмя, шестью, девятью ветвями, что объясняется запретом Талмуда (например, Рх Ш. 24а) точно воспроизводить храмовую менору. Этот запрет, однако, не соблюдался строго. Порой форму девятиствольной меноры придают хануккие - светильнику для Ханукки .

    В настоящее время менора (наряду с маген-Давидом) - наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Бронзовая декоративная менора работы английского скульптора Бенно Элкана , подаренная парламентом Великобритании, установлена в парке напротив Кнесета ; она украшена литыми рельефами, изображающими сцены из еврейской истории. Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнесета, выполненной

    Менора, מנורה ‎ - светильник. Обыкновенно под M. подразумевают семисвечник, сделанный во время странствования евреев по пустыне. Она детально описана в кн. Исх., 25, 31-39. М. имела вид правильного семиствольного дерева. Вся она была изготовлена из чистого золота чеканной работы. Из главного ствола выделялись шесть боковых ветвей, по три с каждой стороны. Каждая из этих ветвей имела три миндалеобразных чашечки, завязь и цветок, главный же ствол имел четыре таких чашечки: три при выходе каждого из боковых ветвей, а четвертая на самом верху для вмещения елея и фитиля. Как основание М., так и все стволы и их украшения чеканились из одного массива, без спайки. В каждый ствол вставлялась в чашечку золотая лампада. Как принадлежности М. имелись еще золотые щипцы и лотки. На выделку всего этого ушел один центнер золота. О размерах М. в Библии ничего не сказано, но по традиции она имела в высоту 3 локтя. М. стояла в скинии собрания на южной стороне, насупротив стола со священными хлебами (Исх., 26, 35; 40, 24). По Исх., 27, 20 и сл.; 30, 7; Лев., 24, 1 и сл.; Чис., 8, 1, лампады горели всю ночь. Это предполагается также в кн. I Сам., 3, 3. - Иос. Флав. («Древн.», III, 8, 3) сообщает, что три лампады горели также днем. Что касается Соломонова храма, то в описании его говорится вскользь, что были изготовлены из массивного золота 10 светильников для установки перед Святая Святых: пять по правую сторону и пять по левую (I Царст., 7, 49); ср. I Хрон., 28, 15; II Хрон., 4, 7, 20; однако ib., 13, 11 говорится только об одной М., но в параллельн. месте этот пробел дополнен). Что М. была во втором храме с самого начала его постройки, нельзя доказать, но это возможно и косвенно подтверждается видением жившего тогда пророка Зехарии (Зех., 4,2). В эпоху Б.-Сира М. во всяком случае была в храме (см. 26, 17). Согласно I Макк., 1, 21; 4, 49 и сл., она была похищена оттуда Антиохом Епифаном; новая была отлита по приказанию Иуды Маккавея. Эта М. была потом поставлена в Иродов храм (Флав., «Иуд. войн.», V, 5, 5; по ib., VI, 8, 3, в кладовых храма находились и другие подобные светильники). Она же была потом похищена Титом и вместе со столом священных хлебов пронесена в триумфальном шествии победителя в Риме. Веспасиан поставил М. и стол в храм богини мира, и оттуда мы можем проследить ее до 534 г., когда оба священных сосуда прибыли из Карфагена в Константинополь, откуда они, как передают, были позже возвращены в Иерусалим. В одном из последовавших разгромов города их, очевидно, уничтожили. Изображение М. на триумфальной арке Тита разнится в некоторых пунктах от описания М. в кн. Исхода (см. выше), что, вероятно, произошло от небрежности римского художника или же там изображена другая М. (см. ниже). Так, на этом изображении главный ствол не имеет четырех чашечек, и согласно с этим боковые ветви не вырастают как бы из венчиков. Из главного ствола выходят гладкие ветви, которые, только удаляясь от ствола, покрываются миндалевидными чашечками и притом неравномерно, а в возрастающем числе в зависимости от длины ветви. У основания М. видны драконообразные животные. Судя по этому изображению, М. имела 110-120 см в вышину. - Сp.: PRE, XIX, 38, 501 и сл.; J. E, III, 531, s. v. Candelstick; VIII, 493 и сл., s. v. Menorah. 1.

    Менора на арке Тита.

    Менора в агаде. В Талмуде речь идет только о М., сделанной Бецалелом для Скинии Завета согласно указаниям Моисея (Исх., 37, 17 и сл.). Эта М. была затем помещена между десятью светильниками (Тосеф., Сота, XIII нач.), которые отлил Хирам для храма Соломона (I Цар., 7, 49). По представлению Талмуда, М., сделанная Бецалелом, имела 18 «тефахим» (тефах = 8 см и 0,7 мм) в вышину, из них 3 «тефахим» приходились на долю треножника, служившего ей основанием, считая в том числе и «перах» - рельефный цветок; два «тефахим» расстояния до «гебии» (чашечки), «кафтора» (завязи) и «пераха» (цветка), занимавших вместе один «тефах». Затем следовало снова пространство в 2 «тефахим», 1 «тефах», занятый завязью и ветвью с каждой стороны стебля и выше соединения, опять 1 «тефах» расстояния, 1 «тефах» для завязи и ветви с каждой стороны и завязь сверху; еще 1 теф. для расстояния и 1 теф. для завязи и т. д., 2 «тефахим» расстояния, 3 «тефахим», занятый пучком чашечки, завязи и цветка на каждой ветке и в центре стебля (Мен., 28в). «Гебиа» представлял собой, судя по описанию, нечто вроде «александрийского кубка», а «перах» напоминал цветок, «вырезанный на колонне». Всего на М. было 22 «гебиим», 11 «кафторим» и 9 «перахим» (см. иллюстрацию). Маймонид описывает «гебии» широкими у отверстия и узкими у дна (вероятно, в стиле цветочных ваз), кафтор был слегка угловат, с заостренными верхушками. «Перах» же представлял собой чашечку с отвернутыми краями (Иад, Бет га-Бехира, III, 1-11). Ветви расходились на 9 «тефахим», такова же была ширина треножника (Шилте га-Гибборим, гл. 31). Светильни каждой ветви имели направление к центру, а центральная называлась «Нер га-Маараби» - «западным светочем», как ближайшая к западным ветвям (Раши к Шаб., 22в). Светильник помещался в храме так, что ветви его указывали на юг и на север (Мен., 98б; Майм., Jad., l. с.; ср. критику Рабада, ad loc.). Чистка светилен и наполнение их маслом совершалась по утрам и лежала на обязанности священника. Только две западные светильни горели до окончания утренней службы, после которой они очищались и наполнялись маслом (Тамид, III, 9; Иома, 33а). Средняя светильня - «Нер га-Маараби», она же «Нер-Элогтм» - горела весь день, в нее доливали масло только вечером, и из нее зажигали остальные. В «Нер га-Маараби» помещалось масла не более, чем в других светильнях, т. е. пол-«Лога», количество это было вполне достаточно для самой длинной зимней ночи (Мен., 89а), но согласно традиции его хватало в «Нер га-Маараби» до следующего вечера (ib., 86в). Чудо это, впрочем, прекратилось за 40 лет до разрушения храма (Иома, 39в). Перед М. находилась лестница вышиной в 9 «тефахим» и столько же шириной, имевшая 3 ступени. На второй ступени помещались масло, лопатки, щипцы и остальная утварь. В Скинии Завета лестница эта была из дерева «шиттим», но Соломон заменил ее мраморной. По ней священник взбирался для отправления своих обязанностей (Тамид, l. с.). М., изображенная на триумфальной арке Тита, представляет собой одну из менор от второго храма, а не светильник Моисея, так как последний был скрыт священниками еще до разрушения первого храма. М. служит символом сотворения мира в 7 дней, средняя ветвь олицетворяет субботу. Вместе с тем 7 ветвей должны напоминать землю 6 «сторон мира» и 7 небес. По словам Зогара («בהעלותך ‎»), эти светильни, подобно планетам, заимствуют свой свет от солнца. М. является характерным рисунком для «Мизраха», и 7 слов пс. 113, 3 соответствуют 7 ее ветвям. Довольно часто изображение М. встречается и на налое; иногда она служит орнаментом Ковчега для свитков. Нa амулетах порой встречаются 7 слов или 7 стихов, которым придают вид М. Когда-то ее помещали и на надгробных памятниках (см. Искусство, Катакомбы.) - Ср.: Bähr, Symbolik des mosaischen Kultus, I, 534-543; Friedrich, Symbolik der mosaischen Stiftshütte, стр. 157-158, Лейпциг, 1841; Rofe, Schute ha-Gibborim, гл. 31, Мантуя, 1607; Isseries, Torat ha-Olah, I, гл. 16; Kolbo, Binjan Ariel, стр. 75, венское изд., 1883. . 3.

    Мено́ра (ивр. מְנוֹרָה‎ - менора́, букв. «светильник») - золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.

    Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.

    Описание Меноры
    Согласно Библии, предписание об изготовлении Меноры (как и всей священной утвари в Скинии), а также её описание были даны Богом Моисею на горе Синай (Исх.25:9).

    «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей [должны] выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок; и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на [самом] светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и [ещё] завязь под двумя ветвями его, и [ещё] завязь под двумя ветвями его, у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки, из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою. И щипцы к нему, и совки к нему из чистого золота. Из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми этими принадлежностями. Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе.»

    (Исх 25:31-40)

    По преданию, эти указания оказались для Моисея такими сложными, что Всевышнему пришлось самому сотворить светильник.

    Менора была выкована цельной из таланта (33-36 кг) золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей - по три справа и слева. Каждая из ветвей членилась двумя и завершалась третьим «бокальчиками» (гвиим), состоявшими из скульптурных изображений завязи (кафтор) миндалевидного плода и цветка (перах), а на стволе «бокальчики» помещались под тремя разветвлениями и наверху. Горелки были съёмными, но неясно, служили ли ими верхние «бокальчики» или особые лампадки (нерот).

    Лампады каждой ветви имели направление к центру. Мудрецы Талмуда считали, что основание Меноры было в виде ножек высотой в три ладони при общей высоте Меноры в 18 ладоней (1,33 - 1,73 м.). Вероятно, ножек было три. Ветви Меноры расходились на 9 ладоней, такова же была ширина треножника. Наверх вели три ступени, по которым священник должен был подняться, чтобы зажечь фитили. На второй ступени помещались оливковое масло, золотые лопатки, золотые щипцы и остальные принадлежности. В Скинии эта лестница была из акации, но Соломон заменил её мраморной.

    Всего на Меноре было 22 гвиим (бокальчиков), 11 кафторим (завязей), 9 прахим (цветков). Маймонид описывает «бокальчики» широкими у отверстия и узкими у дна (вероятно, в стиле цветочных ваз), «завязь» была слегка угловата с заострёнными верхушками. Цветок же представлял собою чашечку с отвёрнутыми краями.

    Семирожковая лампа, некогда стоявшая в Иерусалимском Храме; один из наиболее стойких символов в иудаизме. Менора служила принадлежностью иудейского алтаря еще во время странствий в пустыне; и по сей день она демонстрирует преемственность традиций еврейского народа от Моисея до наших дней. В Торе Господь подробнейшим образом объясняет, как делать менору и как ее зажигать. Согласно мидрашам, объяснения показались Моисею слишком сложными, и тогда Господь сам сотворил для него менору. Менора имеет семь ответвлений, украшенных золотыми цветами миндаля. Огонь меноры - это огонь чистейшего оливкового масла. В храме Соломона (как утверждает более поздняя традиция) изначальную менору ежедневно зажигал первосвященник, а десять других менор стояли рядом с ней, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый Храм, все золотые меноры были сломаны; однако легенда говорит о том, что изначальная менора была спрятана и сохранена в изгнании. Во время мятежа Маккавеев Антиох изъял менору из Храма, но Иуда Маккавей сделал новую. Подставка этой меноры напоминала основание храма Аполлона. После разрушения Второго Храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме Мира. Существуют рассказы о том, что далее менора была увезена в Константинополь или возвращена в Иерусалим; но ее окончательная судьба неизвестна. В честь победы над Израилем в Риме воздвигли триумфальную арку, внутри которой было изображено, как побежденные и обращенные в рабство евреи приносят менору. По мнению ученых, двойная восьмиугольная подставка этой меноры свидетельствует о том, что Тит захватил не изначальную менору, которая стояла на трех ножках, а всего лишь одну из декоративных ламп. И по сей день иудеи избегают проходить под этой аркой, символизирующей изгнание, трагедию и поражение.

    После разрушения храма менора стала основной эмблемой выживания евреев и стойкости их традиций. Согласно Талмуду, менору нельзя копировать полностью; поэтому в более поздних копиях отсутствуют некоторые детали, упомянутые в Библии. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, на сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства; в частности, ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Государство Израиль избрало менору своей эмблемой; ее изображают на печатях, монетах и сувенирах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием Кнессета в Иерусалиме. Она является символом возрождения еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым «мория» (salvia palaestinae), которое произрастает в Израиле и пустыне Синай. Высушенное на плоской поверхности, оно поразительно напоминает менору, также имеющую шесть ветвей и центральный ствол.

    История Меноры

    Период Первого Храма
    В Храме, построенном Соломоном (X век до н. э.), справа и слева от Меноры Моисея (вдоль северной и южной стен зала) располагались ещё по пять золотых светильников, которые отлил Хирам для Храма Соломона. Были также и серебряные, но их описание отсутствует.

    Меноры упомянуты в составе храмовой утвари, захваченной вавилонянами при втором взятии Иерусалима. Тем не менее, судя по некоторым источникам, в тот период менорой назывался любой светильник, и лишь позднее это слово снова стало обозначать именно храмовый семисвечник.

    Когда Навуходоносор разрушил Храм Соломона в 586 году до н. э., сказано, что «изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала Храма Господня Соломон, царь Израильский» (4Цар.24:13). Вероятно при этом были уничтожены и золотые меноры. Позднее меноры не упоминаются в перечне предметов из Храма, возвращённых в Иерусалим при Кире. Легенда, впрочем, гласит, что подлинные меноры были спрятаны в потайном месте и возвращены во Второй Храм вернувшимися из изгнания евреями.

    Период Второго Храма

    Эта золотая менора была захвачена вместе с остальной храмовой утварью Антиохом IV Эпифаном в 169 г. до н. э. и отправлена в Сирию. Во время восстания Маккавеев в 164-163 гг. до н. э. Иехуда Маккавей, очистив Храм, обновил всю его утварь и возобновил зажигание меноры. С этим связана история еврейского праздника Ханука, который ежегодно празднуется в память об этих событиях.

    По мнению мудрецов Талмуда, первоначально новая утварь была железной, а «когда же они [жители Иерусалима] стали богаче - из золота», хотя Иосиф Флавий утверждает, что новая менора была золотой. Эта менора была затем и в Храме Ирода. Известно также, что в кладовых Храма находились и другие подобные светильники.

    По свидетельству Талмуда, во время осады Иерусалима римлянами в 70 году н. э., Менора, в числе других предметов храмовой утвари, была спрятана священниками «в земле». После ожесточённых боёв возле и внутри Храма спрятанные реликвии должны были к тому же оказаться погребёнными под его развалинами. Римлянам, вероятно, удалось впоследствии обнаружить часть храмовой утвари, в том числе были обнаружены и два светильника «совершенно схожих с стоявшими в храме». Однако, многое должно было остаться необнаруженным.
    (продолжение см. в Википедии)

    Существует множество толкований мистического смысла меноры, особенно ее семи ветвей. В древности считалось, что небеса состоят из семи планет и семи сфер. Эллинистический иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, которые являются наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют божественный свет, или Логос. Кроме того, считалось, что семь ветвей меноры отображают семь дней Творения. Менора сравнивается и с Древом Жизни, поскольку напоминает дерево. Некоторые видят в меноре перевернутое дерево, укорененное в небесах. Если ветви меноры изогнуть, то сверху она будет выглядеть как Звезда Давида. Каббалисты считали менору главным символом Древа Сефирот (божественных эманации). Центральный ствол символизирует Тиферет - Великолепие, Центральную Линию, Источник Изобилия, перетекающего в шесть остальных сефирот. Масло символизирует внутреннюю душу Сефирот, которая проистекает от Эйн Соф - Вечного Источника. Мистики XV столетия назвали 67-ой Псалом «Псалмом меноры». По преданию, он был выгравирован в форме меноры на щите Давида, и часто воспроизводится в таком виде на амулетах и в молитвенниках евреев Средиземноморья. В практической Каббале менора служит оружием против демонов. Хасидская традиция утверждает, что форма меноры имитирует шестикрылого ангела, «серафима», чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ Горнего Серафима и повелел воссоздать его земными средствами.
    Ханукальная менора, имеющая девять рожков, напоминает Храмовую, но имеет совсем иное происхождение и чаще всего служит не лампой, а подсвечником. Восемь рожков символизируют чудо, происшедшее во времена Иуды Маккавея, когда однодневного запаса освященного масла, найденного в оскверненном Храме, хватило на восемь дней непрерывного горения меноры. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения. На протяжении многих столетий ханукальная менора представляла собой прямой ряд масляных рожков или подсвечников, укрепленный на пластине, которая позволяла вешать ее на стену или на дверь. В средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную менору в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор, зажигаемых в день Хануки. Кроме чуда, свершившегося в старину, на ханукальных менорах часто изображаются другие сюжеты и персонажи. Это Лев Иудеи; еврейский народ и Иуда Маккавей; Юдифь, чья история имеет параллели с чудом Хануки; орлы, олени и прочие животные; и многие другие мотивы из Библии, истории и декоративно-прикладного искусства. Единственное обязательное требование, предъявляемое ритуалом, заключается в том, что восемь боковых рожков должны находиться на одной линии, но при этом огни не должны сливаться в один.

    [древнееврейское] - у евреев: подсвечник для семи свечей. Первоначально служил для литургических целей.

    Менора , или минора (еврейское - светильник) - один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Форма меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему семь планет и семь дней Творения. Например, иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос.

    Кроме того, менора идентифицируется с храмом Соломона. После разрушения Второго храма императором Титом в 70 менора стала символом выживания и преемственности традиций еврейской нации. В настоящее время она является эмблемой Израиля, изображаемой на печатях и монетах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием кнессета в Иерусалиме, символизируя возрождение еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений.

    Менору часто сравнивают с перевернутым деревом жизни, укоренившимся на небесах. Так, каббалисты считают ее символом дерева Сефирот - совокупности десяти божественных эманации мира, - где семь рожков представляют семь нижних сефирот, ствол - Сефиру Тиферет (еврейское "красота"), а масло - неистощимый источник благодати (Айн Соф), вечно изливающейся в нижние миры. В практической Каббале менора служит орудием против демонов. Если ветви меноры изогнуть, сверху она будет выглядеть как звезда Давида. Хасиды сравнивают менору с шестикрылым серафимом, чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ серафима и повелел воссоздать его земными средствами.

    Правила изготовления и применения меноры подробно описаны в 29-й главе Исхода. Легендарная менора, дарованная Богом Моисею в годы странствий в пустыне, имела треножное основание, но Талмуд запрещает ее копировать во всех подробностях. После разрушения Иерусалимского храма она исчезла, и с тех пор в ритуале используются ее приблизительные копии, стоящие на круглых или шестиугольных подставках. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым "мория", которое произрастает в Израиле и в пустыне Синай и, высушенное на плоской поверхности, напоминает менору.

    Как утверждает более поздняя традиция, в храме Соломона изначальную менору зажигал первосвященник, а десять остальных стояли рядом, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый храм, все золотые меноры были сломаны. Однако, по легенде, первоначальную менору спрятали и сохранили в изгнании. После разрушения Второго храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме мира. Позднее она была увезена в Константинополь или в Иерусалим, где и исчезла при невыясненных обстоятельствах.

    В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В Средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора - важный элемент синагогального искусства: ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали.

    Ханукальная менора с девятью рожками внешне напоминает храмовую, но имеет другое происхождение. Восемь рожков подсвечника символизируют чудо, произошедшее во времена Иуды Маккавея, когда дневного запаса священного масла, найденного в оскверненном храме, хватило на восемь дней непрерывного горения. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда же такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения.

    В Средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную лампу в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор. Сохранилось строго соблюдаемое требование, чтобы восемь боковых рожков находились на одной линии, но их огни не сливались.