• Краткое содержание романа овод войнич. Этель лилиан войнич овод. Рецензии на книгу «Овод»

    Италия, ХІХ век. Юноша, потеряв любимую, товарищей и узнав об обмане самого близкого человека, исчезает. Через 13 лет он возвращается реализовать революционные идеи и вернуть любовь близких людей.

    Часть первая

    Девятнадцатилетний Артур Бёртон много времени проводит со своим духовником Лоренцо Монтанелли, ректором семинарии. Артур боготворит padre (так он называет католического священника). Год назад умерла мать юноши, Глэдис. Теперь Артур живёт в Пизе со сводными братьями.

    Юноша очень хорош собой: «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру - правда, без когтей».

    Артур доверяет наставнику свою тайну: он стал частью «Молодой Италии» и будет бороться за свободу этой страны с товарищами. Монтанелли чувствует беду, однако не может отговорить юношу от этой идеи.

    В организации состоит и подруга детства Артура - Джемма Уоррен, Джим, как Бёртон называет её.

    Монтанелли предлагают епископство, и он уезжает в Рим на несколько месяцев. В его отсутствие юноша на исповеди у нового ректора рассказывает о своей любви к девушке и ревности к однопартийцу Болле.

    Вскоре Артура арестовывают. Он коротает время в камере горячими молитвами. На допросах он не выдаёт товарищей. Артура отпускают, но от Джим он узнаёт, что в организации считают его виновным в аресте Боллы. Понимая, что священник нарушил тайну исповеди, Артур бессознательно подтверждает предательство. Джим награждает его пощёчиной, и юноша не успевает объясниться с нею.

    Дома жена брата устраивает скандал и рассказывает Артуру, что его родной отец - Монтанелли. Юноша разбивает распятие и пишет предсмертную записку. Он бросает шляпу в реку и нелегально уплывает в Буэнос-Айрес.

    Часть вторая. Тринадцать лет спустя

    1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждают способы борьбы с властью. Доктор Риккардо предлагает просить помощи у Овода - Феличе Ривареса, политического сатирика. Острое слово Ривареса в памфлетах - то, что нужно.

    На вечере у партийца Грассини Джемма Болла, вдова Джованни Боллы, впервые видит Овода. «Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара. Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом - по-видимому, от удара саблей... когда он начинал заикаться, левую сторону лица подёргивала нервная судорога». Овод дерзок и не считается с приличиями: он появился у Грассини со своей любовницей - танцовщицей Зитой Рени.

    Во Флоренцию приезжает кардинал Монтанелли. Джемма видела его последний раз сразу после смерти Артура. Тогда, словно окаменев, сановник сказал девушке: «Успокойтесь, дитя моё, не вы убили Артура, а я. Я обманывал его и он узнал об этом». В тот день padre упал на улице в припадке. Синьора Болла вновь хочет увидеть Монтанелли и идёт с Мартини к мосту, где будет ехать кардинал.

    На этой прогулке они встречают Овода. Джемма в ужасе отшатывается от Ривареса: она увидела в нём Артура.

    Риварес сильно заболевает. Его мучат тяжкие боли, члены партии по очереди дежурят у его постели. Зиту во время болезни он не подпускает к себе. Выходя от него после дежурства, Мартини сталкивается с танцовщицей. Неожиданно она разражается упрёками: «Ненавижу вас всех!.. Он позволяет вам сидеть около него всю ночь и давать ему лекарства, а я не смею даже посмотреть на него в дверную щёлку!» Мартини ошарашен: «Эта женщина не на шутку любит его!»

    Овод идёт на поправку. Во время дежурства Джеммы он рассказывает ей, как в Южной Америке был избит кочергой пьяным матросом, о работе в цирке уродом, как сбежал в юности из дому. Сеньора Болла открывает ему своё горе: по её вине погиб человек, «которого любила больше всех на свете».

    Джемма мучается сомнениями: а что, если Овод - это Артур? Столько совпадений... «А эти синие глаза и эти нервные пальцы?» Она пытается выяснить правду, показывая портрет десятилетнего Артура Оводу, но тот ничем не выдаёт себя.

    Риварес просит синьору Болла использовать её связи для переправки оружия в Папскую область. Она соглашается.

    Зита осыпает Ривареса упрёками: он никогда не любил её. Человек, которого Феличе любит больше всего на свете - кардинал Монтанелли: «думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?» И Овод подтверждает это.

    В Бризигелле он, переодевшись нищим, получает нужную записку от сообщников. Там Риваресу удаётся поговорить с Монтанелли. Видя, что рана padre не зажила, он готов открыться ему, но, вспомнив о своей боли, останавливается. «О, если бы он мог простить! Если бы только он мог изгладить из памяти прошлое - пьяного матроса, сахарную плантацию, бродячий цирк! Какое страдание сравнишь с этим».

    Вернувшись, Овод узнаёт, что Зита ушла с табором и собирается выйти за цыгана.

    Часть третья

    Человек, занимавшийся перевозкой оружия, арестован. Овод решается ехать, чтобы исправить ситуацию. Перед его отъездом Джемма пытается в очередной раз добиться от него признания, но в этот момент входит Мартини.

    В Бризигелле Ривареса арестовывают: в перестрелке Овод потерял самообладание, увидев Монтанелли. Полковник просит у кардинала согласия на военный суд, однако тот хочет видеть заключённого. При встрече Овод всячески оскорбляет кардинала.

    Друзья организовывают побег для Овода. Но с ним случается новый приступ болезни, и уже оказавшись во дворе крепости, он теряет сознание. Его заковывают в кандалы и пристёгивают ремнями. Несмотря на уговоры врача, полковник отказывает Риваресу в опиуме.

    Овод просит встречи с Монтанелли. Тот посещает тюрьму. Зная о тяжёлой болезни заключённого, кардинал приходит в ужас от жестокого обращения с ним. Овод не выдерживает и открывается padre. Сановник понимает, что его carino не утонул. Артур ставит Монтанелли перед выбором: либо он, либо бог. Кардинал покидает камеру. Овод кричит ему вслед: «Я не вынесу этого! Рadre, вернитесь! Вернитесь!»

    Кардинал даёт согласие на военный суд. Солдаты, успевшие полюбить Овода, стреляют мимо. Наконец Риварес падает. В этот момент во дворе появляется Монтанелли. Последние слова Артура обращены к кардиналу: «Рadre... ваш бог... удовлетворён?»

    Друзья Овода узнают о его расстреле.

    Во время праздничной службы Монтанелли видит кровь во всём: лучах солнца, розах, красных коврах. В своей речи он обвиняет прихожан в погибели сына, принесённого кардиналом в жертву ради них, как Господь принёс в жертву Христа.

    Джемма получает письмо от Овода, написанное перед казнью. Оно подтверждает, что Феличе Риварес - это Артур. «Она потеряла его. Опять потеряла!» Мартини приносит весть о кончине Монтанелли от сердечного приступа.

    Этель Лилиан Войнич - одна из самых ярких и неоднозначных писателей конца XIX - начала XX в. Ее произведения стали любимым чтением молодежи, конфликтующей с "поколением отцов" и пылающей жаждой перемен. Ее романы "Джек Реймонд", "Оливия Лэтам", "Прерванная дружба" и "Сними обувь твою" по-прежнему входят в золотой фонд мировой литературы, однако бессмертным шедевром великой англичанки был и остается роман "Овод"."Овод".Роман, положенный в основу двух потрясающих отечественных фильмов, на которых выросли поколения зрителей.Первая книга трилогии об Артуре-Оводе, бесстрашном борце за свободу Италии, чье имя стало символом мужества и несгибаемой воли. Его предали люди, которых он любил больше всего на свете. Его презирали и считали предателем товарищи по борьбе.Но он нашел в себе силы не сломаться, выстоять -и снова сражаться за идеалы, в которые верит.Единственное, чего не хочет Овод, - быть узнанным теми, кто когда-то несправедливо оскорбил его. Особенно - Джеммой, женщиной, которую он любит все эти годы...

    Описание добавлено пользователем:

    Арина Ямалеева

    «Овод» - сюжет

    Он был молод, наивен, влюблен, полон свободолюбивых идей и романтических иллюзий. Он оказался обманут, оклеветан, отвергнут и презираем. Он исчез, имитировав самоубийство, и вернулся на родину лишь спустя тринадцать лет - под чужим именем, с изуродованной внешностью, исковерканной судьбой и исстрадавшимся сердцем. Он предстал перед людьми, которых когда-то знал и горячо любил, насмешливым циником со звучным и хлестким журналистским псевдонимом Овод. И мало кто сумел разглядеть под этой маской страстную, порывистую, благородную натуру человека, по-прежнему верного прекрасным идеалам своей юности.«Овод», первый и, как справедливо считается, лучший роман английской писательницы Этель Лилиан Войнич, и сегодня увлекает своим сюжетным драматизмом, связанным с образом главного героя - ярким, сильным, трагическим.

    Критика

    Польские исследователи литературы категорически утверждали, что реальными прообразами Овода были деятели польской социально-революционной партии «Пролетариат», русские же читатели сразу после выхода в России «Овода» узнали в нём знакомые черты русских революционеров. Некоторые исследователи считают, что в образе Овода легко обнаружить черты Мадзини и Гарибальди

    Рецензии

    Рецензии на книгу «Овод»

    Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить рецензию. Регистрация займет не более 15 секунд.

    Анастасия Грис

    Этель Лилиан Войнич «Овод» или книга, которая оживает.

    Признаться, когда я только начинала читать «Овода», не думала, что книга меня настолько увлечет. Перевод казался сухим и ломанным, повествование – неживым и «пластмассовым». И сейчас могу с уверенностью сказать, что первоначальное мнение мое ни коим образом не совпадает с действительностью и мыслями насчет этой книги сейчас, когда я практически залпом «выпила» 378 страниц этой удивительной истории, порой подолгу засиживаясь до ночи, не в силах оторваться; и только когда глаза уже начинали непроизвольно закрываться, а мозг отказывался рисовать в воображение картины революционной Италии 19 века, я принимала этот сигнал с недовольством, будто кто-то невидимый отрывал меня от дела всей жизни, словно если бы в тот момент я не перевернула страницу, события бы жестоко прервались, оставляя за собой лишь череду пустых страниц, или же – напротив – книга начала бы жить отдельной жизнью, дышать, подгоняя время, не ожидая отстающих, запыхавшихся, в отчаянии кричащих: «Погоди! Остановись хоть на секунду!». Именно такое чувство у меня было при прочтении третьей части «Овода» – события словно вырывались из рамок печатных буков и бумажных страниц, вырывались из моего воображения, становились свободными, страстными, будоражащими, пугающе реальными – у меня в прямом смысле замирало дыхание, я словно пыталась остановить ход часов не дыша, чтобы выйграть время, собраться с мыслями и взять под контроль игру сотен немых строчек, которые вдруг вздохнули глубоко, порывисто и воинственно, как и сам Артур, главный герой книги.

    В книге нет одного главного отрицательного героя, с которым ведет борьбу Овод на протяжении всего повествования (скорее главными врагами еще юного, верующего Артура выступают захватчики Италии и трусость общества, неспособного бороться; а, впоследствие, уже Овод борется еще и с церковными идолами и удбеждения, с церковью в целом). Мало-мальски негативные персонажи появляются лишь эпизодически – вспомним священника-предателя Карди, полковника, в третьей части заковавшего больного и обессиленого Овода в кандалы – но они не вызывают злобы, как и не вызывает неприязни сам главный герой, несмотря на его саркастические насмешки, озлобленность (которая, на мой взгляд, не завладела его израненной душой, а была лишь защитой, как был защитой и смех), изуродованную внешность, точное описание Войнич которой не мешает представить странно вальяжного, элегантного мужчину, в каждом движении и слове которого чувствуется стать, харизма, сила и вера в свои идеи. К Оводу питаешь не жалость, не неприязнь, а не поддаюющуюся описанию симпатию, а затем и любовь, любовь к этому сильному, страстному, бесстрашному человеку, на долю котрого выпали страшные, ужасающие испытания, но не пал он под грузом бремени болезней, унижения, гонений и боли. Им самим двигала любовь, любовь подобная пламени – неугасающая, всеобъемлющая, пусть и тлеющая где-то в закромах души, но разгоревшаяся вновь при виде Джеммы, родной, любимой, единственной женщины его сердца, при виде его отца – священника Монтанелли, не имевшего смелости открыть правду своему сыну, признаться в собственных грехах, несшего груз ошибок своих на мягком, добром сердце. Вся книга пропитана силой, жаждой правды, свободы, справедливости и жизни, эта сила чувствуется в каждой странице, в каждой букве – сила и желание бороться, защищать свои убеждения и своих друзей, товарищей; необъяснимо чистая, мощная энергия истории, где каждый – герой, грезящий о свободе своего народа и страны, герой смелый, честный, открытый – Чезаре Мартини и остальные члены тайного общества, Джемма, Марконе, Риккардо, и наконец – сам Овод.

    Полезная рецензия?

    /

    Бертон Артур - студент англо-итальянского происхождения, участник итальянского национально-освободительного движения «Молодая Италия». Преданный нарушившим тайну исповеди духовником, он оказывается невольным виновником ареста своего соратника по делу и одновременно соперника в любви. Потеряв любовь считающей его предателем девушки Джем-мы, разочаровавшись в религии, а в довершение всего узнав, что его настоящим отцом является старший друг и покровитель каноник (впоследствии кардинал) Монтанелли, А., инсценировав свою смерть, отправляется в Южную Америку. Вернувшись через 13 лет в Италию в качестве сурового и внешне обезображенного Ривареса, революционера и памфлетиста, пишущего свои антицерковные статьи под псевдонимом «Овод», он в конце концов после вооруженного инцидента попадает в тюрьму. Принять помощь в побеге от признавшего в нем своего сына кардинала он согласен лишь ценой отказа последнего от сана и религии, что тот не в силах сделать. Овода расстреливают, а Монтанелли умирает после страстной и полубезумной проповеди, в которой, живописуя страдания Бога Отца, отдавшего Христа на распятие, оплакивает себя и собственного сына. Герой В. повторяет путь многих молодых людей из романов XIX в., исчезнувших из жизни после трагического происшествия, казалось бы, навсегда, но возвращающихся неузнанными и под другим именем, с тем чтобы восстановить справедливость и воздать должное врагам. Наиболее ярким примером такого рода служит Эдмон Дантес - граф Монте-Кристо у Дюма. Но подобных персонажей можно найти и у Диккенса. Характерен эффектный контраст образа героя в прошлом и при его вторичном появлении (часто, как у Диккенса, идентичность обоих раскрывается лишь в конце). А. в начале романа - возвышенный романтический юноша, погруженный в стихию католицизма и переживающий кризис веры, Овод его основной части - тоже романтический герой, но уже разочарованный одинокий циник и атеист, у которого в жизни осталось лишь одно его революционное дело и лелеемая в глубине души старая любовь. Мотив «утраченных иллюзий», весьма характерный для «истории молодого человека» XIX в., также присутствует здесь. Оводом А. сделало прежде всего разочарование в ценностях религии. Мировоззренческий переворот в романе Войнич имеет в своей основе конкретные частные факты, касающиеся конкретных служителей церкви, один из которых нарушил тайну исповеди, а другой - обет безбрачия. С последним из этих фактов связан характерный мелодраматический, коренящийся в фольклоре прием - раскрытие тайны родства, происходящее дважды: в первой части о своем сыновстве узнает А., в третьей части своего сына А. узнает в Оводе Монтанелли.

    Италия, 19 век. Главного героя романа зовут Артур Бертон. Он является студентом и входит в состав тайной революционной организации «Молодая Италия». Данный секрет выдает властям его исповедник, что влечет за этим арест его и товарища. Организация связывает этот факт с предательством Бертона, который очень сильно переживает такую несправедливость. Он ссорится со своей девушкой и случайно узнает от родственников о том, что его отец является ректором семинарии Монтанелли. Молодой человек в отчаянии инсценирует самоубийство и отправляется в Буэнос-Айрес.

    По истечению 13 лет Бертон возвращается на родину, именуя себя Риваресом. Он занимается публикацией сатирических памфлетов, которые подписывает псевдонимом «Овод». Через некоторое время происходит вооруженное столкновение, что приводит к его аресту и смертному приговору. Кардинал Монтанелли уговаривает Артура совершить побег. Однако тот ставит условие, согласно которому священнослужитель должен отказаться от религиозных убеждений и сложить с себя духовный сан. Развязка романа приводит к расстрелу Овода и смерти Монтанелли после проповеди.

    Историческое наследие известного романа

    Первая публикация романа Э.Л. Войнич происходит в США в 1897 году, а его перевод в России был осуществлен уже через год.

    Сначала это было приложение к литературному журналу, но уже в 1900 году вышла отдельная книга. Роман стал распространяться в нашей стране посредством активного участия популярных революционных деятелей. Советские люди признавали, что «Овод» стал их самым любимым художественным произведением. В СССР этот роман был трижды экранизирован, а на его сюжетной основе поставили балет и рок-мюзикл.

    Часть первая

    Девятнадцатилетний Артур Бертон очень тесно контактирует с Лоренцо Монтанелли - ректором семинарии, который является и его духовником. Молодой человек безмерно уважает католического священника (падре). После смерти матери, которая произошла год назад, он живет со своими сводными братьями в Пизе.

    Внешность юноши заставляет многих останавливать на нем взгляд. «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру - правда, без когтей».

    Бертон, общаясь с падре, рассказывает ему о том, что вступил в состав «Молодой Италии» и собирается посвятить борьбе за свободу всю свою жизнь. Священник безуспешно пытается отговорить юношу от безрассудного на свой взгляд поступка. Он предчувствует, что скоро случится беда.

    В этой же революционной организации состоит и подруга детства Джим (Джемма Уоррен). Вскоре Монтанелли перебирается в Рим, где вступает в должность епископа. Новый ректор ставится исповедником Артура. Ему молодой человек доверяет информацию о том, что любит девушку, которую в свою очередь ревнует его товарищ по партии Болле.

    Через короткое время Артур оказывается под арестом. На допросах он сохраняет верность своей революционной организации, не выдав никого из друзей. Жандармы вынуждены его отпустить. Однако товарищи считают его предателем, виновным в задержании Боллы. Юноша понимает, что духовник нарушил тайну исповеди, но неосознанно ведет себя так, что Джим делает вывод о его предательстве. Она бурно негодует, и они расстаются врагами.

    В семейном кругу происходит скандал, во время которого сестра брата говорит Артуру о том, что Монтанелли приходится ему родным отцом. Юноша инсценирует собственную смерть, бросив в реку свою шляпу и предварительно разбив распятие и написав предсмертную записку. Он нелегально перебирается в Буэнос-Айрес.

    Часть вторая

    В 1846 году во Флоренции происходит обсуждение членами партии Мадзини собственных действий по борьбе с политической властью в стране. Доктор Риккардо предлагает своим товарищам обратиться к Феличе Риваресу, пишущему политические памфлеты под псевдонимом Овод.

    На вечерней встрече у Грассини Джемма Болла вдова Джованни Боллы встречается с Оводом, который приходит туда с цыганкой-танцовщицей Зитой Рени, являющейся его любовницей. «Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара. Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом - по-видимому, от удара саблей... когда он начинал заикаться, левую сторону лица подёргивала нервная судорога». Поведение Овода ей импонирует, ведь он не считается с правилами приличия и ведет себя достаточно дерзко.

    Во Флоренцию приезжает Мотанелли, который уже служит в сане кардинала. На встречу с ним идет синьора Болла, не видевшая его с того времени, когда погиб Артур. Тогда священнослужитель признался ей, что обманывал юношу, о чем он и узнал. В тот злополучный день падре упал в припадке прямо на улице, узнав о смерти своего чада. На совместной прогулке Джеммы и Мартини им встречается Овод, в котором женщина видит погибшего Артура.

    Риварес тяжело болеет. Партийные товарищи по очереди дежурят возле его постели, а Зиту по указанию больного не подпускают к нему. Танцовщица сильно и вслух негодует, чем выдает Мартини свою любовь к Оводу. Вскоре тот начинает выздоравливать и на одном из дежурств у своей постели Джеммы откровенничает с ней о жизненных приключениях. Она в свою очередь признается, что по ее вине погиб любимый человек.

    Вскоре Джема начинает догадываться, что Овод и есть Артур. Ведь налицо присутствует столько внешних совпадений. Она даже пытается разобраться с сомнениями путем наблюдения за поведением Овода, когда показывает ему фотографию десятилетнего Артура. Но опытный революционер ничем не выдает себя. Вскоре он просит синьору Болла помочь переправить военное снаряжение в Папскую область, на что та соглашается.

    Зита обвиняет Феличе, что тот любит только кардинала Монтанелли, а на ее чувства не обращает должного внимания. Она произносит: «Думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?». Риварес соглашается с ее доводами.

    В Бризигелле Овод посредством сообщников встречается с Монтанелли. Он видит, что падре продолжает страдать из-за гибели Артура. Риварес едва не раскрывается кардиналу, его останавливает лишь собственная боль от воспоминаний прошлого. Вернувшись назад, мужчина узнает, что Зита ушла с цыганским табором, собираясь выйти замуж за соплеменника.

    Часть третья

    Овод должен ехать на выручку революционного товарища, которого арестовали при перевозке оружия. Перед отъездом Джемма опять хочет выяснить для себя вопрос о личности Овода, однако этому мешает появившийся в не совсем вовремя Мартини.

    В Бризигелле Риварес в перестрелке потерял самообладание, когда встретил Монтанелли, и его арестовали. Полковник обращается к кардиналу с просьбой о начале военного суда. Но Монтанелли желает видеть перед этим арестанта. Встреча сопровождается всяческими оскорблениями духовного лица со стороны Овода.

    Организованный друзьями побег Овода проваливается из-за очередного приступа его болезни, во время которого он теряет сознание. Закованный в кандалы узник просит встречи с кардиналом. Монтанелли посещает арестанта. Он негодует от жестокого обращения с заключенным. А Овод в свою очередь раскрывается падре. Причем он ставит духовному сановнику условие: либо бог, либо он. Кардинал в угнетенном состоянии покидает камеру. Овод кричит ему вслед: «Я не вынесу этого! Рadre, вернитесь! Вернитесь!».

    Монтанелли соглашается на производство в исполнение военного суда. Однако солдаты симпатизируют Оводу и стреляют мимо него. В конце концов, Риварес сражен пулями и падает. Его последние слова относятся к кардиналу: «Рadre... ваш бог... удовлетворён?». Друзья узнают печальную новость.

    Во время торжественной литургии кардинал, видя в лучах солнца, убранстве и цветах кровавые следы, обвиняет прихожан в гибели своего сына, которая была осуществлена им подобно принесению Отцом своего Сына во искупление грехов всего мира. Джеме адресовано предсмертное письмо Овода, в котором тот подтверждает справедливость ее подозрений. «Она потеряла его. Опять потеряла!» Мартини сообщает о сердечном приступе кардинала, ставшем причиной его смерти.

    «Овод» стал ее первым и безусловным триумфом не только на родине, а также и в других странах Европы и мира. Это в самом деле неординарное и даже уникальный за своими поэтическими качествами. Было бы весьма явным упрощением трактовать его однозначно как гимн революционной стойкости , хотя, разумеется, эта тема присутствует в нем одной из лейтмотивних. Не все так однозначно просто и с антирелигиозной, вернее, - с антицерковной его направленностью. Настоящий его пафос более богатый, многограничный, диалектический. В один тугой клубок сплетается в романе страстное свободолюбивой натурой героя и его стойкость как революционного борца с целым комплексом личных чувств и отношений.

    Действие романа происходит в Италии в период 30- 40-х лет XIX ст., когда в стране разворачивалось могущественное национально-освободительное движение против феодальной раздробленности и австрийского гнета. Начинается она в Пизи в 1833 г. Его герой юный Артур Бертон, англичанин по матери и итальянец по отцу, студент местного университета, делит тепло своего сердца между своим духовным и фактическим отцом падре Монтанелли, на это время скромным каноником, ректором духовной семинарии, своей подругой из детства Джеммой (Дженнифер) Воррен и Италией, которую он хочет видеть свободной и цветущей республикой. Став членом тайного общества «Молодая Италия» и найдя в Джемме товарища по борьбе, он мечтает о том, чтобы привлечь к ней своего падре. Но Монтанелли, несмотря на свою доброту и мягкость, - , беспредельно отданный своей вере. При других обстоятельствах Артур, который унаследовал эту черту его характера, мог бы стать его последователем. Но Артур-Овод и падре оказываются на разных полюсах в реальном противостоянии общественных сил.

    Началом их общей драмы становится измена со стороны церкви, жертвой которой стал Артур. Поднимая тайну исповеди, священник Карде, который сменил отозванного Ватиканом Монтанелли и сам напросился стать исповедником Артура, выказывает его и его товарищей полиции. После ареста, заключение, допросов и освобождение на него ждет пренебрежение друзей - считая его предателем, Джемма дала ему пощечину. Все это порождает в душе Артура бурю, которая сокрушает бывшие моральные ценности. Он оставляет Монтанелли записку, в которой с юношеским максимализмом заявляет: «Я верил в вас как в Бога. Но Бог - это идол, которого можно разбить молотком, а Вы врали мне всю ». Инсценировав после этого самоубийство, он, нанявшись на корабль, отплив в Южную Америку, чтобы снова появиться в Италии через 13 лет покалеченным, но духовно не сломанным человеком.

    Действие основной части романа разворачивается в Флоренции и Бризигелли в 1846 г. Достоверно воссоздавая исторические реалии эпохи, называя имена настоящих организаторов и участников освободительной борьбы, Войнич ведущую роль оставляет за своими выдуманными персонажами. Артур Бертон, ревностно оберегая тайну своего прошлого, выступает здесь под именем Феличе Ривареса, известного публициста, а также под псевдонимом Овод. Бывший падре Монтанелли, теперь влиятельный кардинал и епископ Бризигелли, для Овода - наибольший идейный враг.

    Он лелеет в души ненависть к нему, продолжая вместе с тем любить в нем наставника и друга своей юности. Арестованный в Бризигелли во время операции по доставке оружия повстанцам, Овод попадается в тюрьму. Монтанелли, от которого зависит судьба узника, старается спасти ему жизнь, убеждая отказаться от дальнейшей борьбы, но Овод остается непоколебимым. их состоит в невозможности каждого предать свою веру. Овода расстреливают, а в скором времени умирает и Монтанелли.

    Предельное эмоциональное напряжение романа, в котором отображенная юность писательницы, ее увлеченность идеями освободительной борьбы, благородство чувств героев, романтический ореол над их настоящим и прошлым, постоянная скрытность - вот эти качества, которые делают его таким привлекательным для читателей. От времени его выхода он неоднократно выходил из печати разными языками мира, несколько раз его исценизировали. На его основе была написана опера А. Э. Спадавеккиа.

    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Краткий сюжет романа Войнич «Овод» . Литературные сочинения!